Исламская Республика Иран военно-воздушные силы | |
---|---|
Знак ВВС Исламской Республики Иран | |
Основан | 25 февраля 1925 г. ; 96 лет назад (1925-02-25) (как Имперские ВВС Ирана )Февраль 1979 г. ; 42 года назад (1979-02) (как ВВС Исламской Республики Иран) |
Страна | Иран |
Тип | Воздушные силы |
Роль | Воздушная война |
Размер | 37000 ( оценка MEI 2011) |
Часть | Армия Исламской Республики Иран |
Штаб-квартира | Тегеран |
Псевдоним (ы) | Персидские : تیزپروازان "Fastflyers" |
Девиз (ы) | Персидский : بلند آسمان جایگاه من است "Skyhigh мое место" |
Цвета | Ультрамарин синий |
Юбилеи | 8 февраля (День ВВС) |
Оборудование | 516 самолетов |
Помолвки | |
Командиры | |
Главнокомандующий | Верховный лидер Али Хаменеи |
Командующий ВВС | Бригадный генерал Хамид Вахеди |
Заместитель командующего | Второй бригадный генерал Вакант |
Заместитель командующего-координатора | Второй бригадный генерал Махди Хадиан |
Знаки отличия | |
Roundels | |
Плавник вспышка | |
Самолет летал | |
Атака | F-4D / E, Су-24MK, F-5E / F, Saeqeh, HESA Karrar |
Электронная война | B707 Elint |
Истребитель | F-14A, МиГ-29A / UB, Mirage F1EQ4 / EQ5 / EQ6, F-7M |
Вертолет | СН-47, Белл 212, Белл 206 |
Патруль | P-3F |
Разведка | БПЛА RF-4E : Kaman 22 (БПЛА), Kaman-12 (БПЛА), Mohajer-6 (БПЛА), Qods Mohajer |
Тренер | F-5A / B / Simorgh, PC-7, F33C, Fajr-3, FT-7, Mirage F1BQ |
Транспорт | C-130, Ил-76, F27, Boeing 747, Boeing 707, Falcon 20, Falcon 50, JetStar, PC-6, Socata TB |
Исламская Республика Иран ВВС ( IRIAF, персидский : نیروی هوایی ارتش جمهوری اسلامی ایران, Nirvi-йе-йе Hevayi Artesh-е Jimhuri-йе-йе Ислами Иран) является авиационная отрасль в Исламской Республике Иран армии. Нынешние военно-воздушные силы возникли после переименования Имперских ВВС Ирана в 1979 году. Это одна из немногих военно-воздушных сил на Ближнем Востоке, имевших опыт ведения обычной войны, участвовавших в ирано-иракской войне. Он провел такие крупные операции, как операция Kaman 99, операция Sultan 10, авиаудар H-3 и первая в истории атака на ядерный реактор в операции Scorch Sword. В результате жестокой и напряженной непрерывной воздушной войны в течение 8 лет, IRIAF имеет самое большое количество истребителей-асов в регионе (не считая IAF ), имея целых 7 человек с более чем 6 убитыми. Большинство этих асов достигли своего статуса на реактивных самолетах F-14 Tomcat. Основываясь на своем опыте в этом конфликте, IRIAF разработала настоящую испытанную в боях тактику и команду опытных пилотов. Многие из них, ветераны 8-летней войны, а ныне старшие генералы, составляют ядро сегодняшнего командования IRIAF.
Военно-воздушные силы с некоторым успехом пытались сохранить на вооружении большое количество самолетов американского производства, которые Иран приобрел во время шахского режима. Военно-воздушные силы начали закупать российские и китайские самолеты, а также вводить в строй бывшие иракские самолеты и самолеты отечественной постройки, чтобы поддерживать боеспособность. По состоянию на 2021 год ВВС Исламской Республики Иран имеют 161 истребитель, что делает их 17-й по величине авиационной армией в мире по количеству истребителей по данным Global Firepower.
IRIAF возник, когда бывшие Имперские ВВС Ирана (IIAF) были переименованы после Исламской революции в Иране в феврале 1979 года. Журнал partwork британской издательской компании Orbis ' Warplane, похоже, указывает на то, что переименование фактически не имело места до тех пор, пока Началась ирано-иракская война.
Эти «новые» иранские военно-воздушные силы в значительной степени унаследовали оборудование и структуру бывших ИИАФ, даже потеряв большинство своих ведущих офицеров в ходе постреволюционного хаоса, а также из-за преследования тех, кого считали лояльными шаху. проамериканское или где-либо еще новым правительством Тегерана.
Из-за натянутых отношений с Западом Ирану пришлось закупать новое оборудование у Бразилии, Советского Союза и Китайской Народной Республики. После революции трудно определить точный состав IRIAF, но оценки существуют. Многие самолеты ВВС Ирака укрылись в Иране во время войны в Персидском заливе в 1991 году, и многие из них были приняты на вооружение IRIAF или разобраны на запчасти.
Из-за постоянной нехватки запасных частей, с которой сталкиваются военно-воздушные силы, в конце 1980-х годов было принято решение развивать местную аэрокосмическую промышленность для поддержки военно-воздушных сил.
В 2002 году Иран при сотрудничестве с Украиной успешно начал производство Иран-140; лицензионная версия транспортного самолета Антонов Ан-140. Одновременно Иран начал строительство двух истребителей отечественного производства, модернизированных с использованием технологий от F-14 Tomcat и F-5 Tiger II. Бойцов назвали Азарахш и Шафак.
С тех пор страна также стала самодостаточной в производстве вертолетов. Страна заявляет, что способна производить американский боевой корабль AH-1 Cobra. Кроме того, Иран также производит серийно выпускаемые вертолеты Bell Helicopter Bell 212 и Bell 206. Они известны соответственно как Шабавиз 2-75 и Шабавиз 206.
Серия чисток и принудительных выходов на пенсию привела к сокращению численности персонала службы вдвое в период с февраля 1979 года по июль 1980 года, в результате чего IRIAF плохо подготовился к ирано-иракской войне (также называемой «1-й войной в Персидском заливе»). Внезапные удары иракской авиации по восьми крупным иранским авиабазам и четырем другим военным объектам, нанесенные днем 22 сентября 1980 года, стали полной неожиданностью и вызвали шок в IRIAF.
Иранцы ответили операцией «Каман-99», в которой задействовано 206 самолетов F-4, F-5 и F-14.
23 сентября 1980 года Иран начал операцию Kaman 99, когда 40 F-4 Phantom, вооруженных бомбами Mark 82, Mark 83 и Mark 84 и ракетами AGM-65 Maverick, взлетели из Хамадана. После дозаправки в воздухе «Фантомы» достигли столицы Ирака Багдада, где атаковали: авиабазы Аль-Рашид, Аль-Хаббания и Аль-Кут.
Тем временем восемь самолетов More F-4 вылетели из Тегерана и нанесли второй удар по авиабазе Аль-Рашид.
Иран приступил к запуску 58 самолетов F-5E Tiger II из Тебриза, которые были отправлены для атаки на авиабазу Мосул. После атаки на авиабазу Мосул еще 50 F-5E были отправлены для удара по авиабазе Насирия, которая была сильно повреждена.
Поскольку все 148 иранских F-4 и F-5 были отправлены для бомбардировки Ирака, 60 F-14 Tomcats были подняты в воздух, чтобы защитить воздушное пространство Ирана от возможного иракского возмездия. Иранскими F-14 удалось сбить 2 иракских МиГ-21 (1 МиГ-21РФ и 1 МиГ-21МФ) и 3 иракских МиГ-23 (МиГ-23МС), иранский F-5E также сбил иракский Су-20 во время операция. Иракские МиГ-23 смогли сбить 2 F-5E, а иракские МиГ-21 также сбили 2 F-5E. Иракцы также по ошибке сбили один из своих стратегических авиалайнеров Ил-76МД из ЗРК SA-3.
Однако иракцы были хорошо подготовлены к атаке и перебросили большую часть своих военно-воздушных сил в другие арабские страны, например, в Саудовскую Аравию, что позволило большей части иракских военно-воздушных сил пережить операцию.
Саддаму Хусейну и иракским военным был нанесен тяжелый удар, когда уязвимость иранских ВВС не реализовалась. Все иракские авиабазы рядом с Ираном не работали в течение нескольких недель, и, по данным Ирана, эффективность полета Ирака снизилась на 55%. Это позволило иранцам перегруппироваться и подготовиться к предстоящему вторжению в Ирак.
Хотя уровень готовности IRIAF значительно увеличился в последующие месяцы, его общая роль и влияние снизились, поскольку духовное правительство уделяло приоритетное внимание ресурсам ополченцев Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и одновременно пыталось создать отдельное авиационное подразделение для этой службы.
После успешного освобождения большинства иранских территорий, захваченных иракцами в первой половине 1982 года, положение IRIAF полностью изменилось. Из авиации, которая по своей природе была наступательной, она в основном использовалась противовоздушной обороной и относительно нечастыми бомбовыми ударами по целям промышленного и военного значения на территории Ирака. Одновременно IRIAF пришлось научиться поддерживать и поддерживать в рабочем состоянии свой большой парк самолетов и вертолетов, построенных в США, без посторонней помощи из-за американских санкций. Опираясь в первую очередь на устаревшее оборудование, закупленное в США в 1970-х годах, иранцы начали создавать собственную аэрокосмическую промышленность.
P-3F Orion ВВС Исламской Республики ИранВ течение 1984 и 1985 годов IRIAF столкнулся со все более организованным и оснащенным противником, поскольку иракские военно-воздушные силы, усиленные поставками современных истребителей-бомбардировщиков из Франции и Советского Союза, предприняли многочисленные наступательные операции против иранских авиабаз, вооруженных сил. базы, производственная инфраструктура, электростанции, нефтеэкспортные центры и населенные пункты. Они стали более известными как «Танковая война» и «Война городов». Для защиты от растущего числа иракских воздушных ударов IRIAF сильно опирался на свой большой парк истребителей- перехватчиков Grumman F-14 Tomcat. Tomcats в основном использовались для защиты стратегически важного острова Харк (главный узел экспорта иранской нефти) и Тегерана. Только в этих районах в период с 1980 по 1988 год было проведено более 300 боевых действий воздух-воздух против истребителей, истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков IQAF.
Столкнувшись с тем фактом, что они не могли получить замену оборудованию, потерянному в войне на истощение против Ирака, IRIAF оставались ориентированными на оборону до конца конфликта, сохраняя свои уцелевшие активы в качестве «существующей силы». С середины 1987 года IRIAF столкнулся также с истребителями ВМС США над Персидским заливом. Ряд столкновений, имевших место в период с июля 1987 г. по август 1988 г., до предела растянули имеющиеся средства IRIAF, исчерпав его возможности по защите воздушного пространства Ирана от иракских воздушных ударов.
Несмотря на ограничения и санкции, IRIAF добился успешных результатов в боевых действиях воздух-воздух против иракских самолетов, до такой степени, что в столкновениях воздух-воздух соотношение потерь Ирана составляло примерно 5: 1, что превосходит только Израильтяне выступили против Сирии в 1982 году и США в войне в Персидском заливе в 1991 году. Очень часто воздушные столкновения заключались в том, что один или два иранских истребителя вступали в бой с четырьмя или даже восемью иракскими истребителями и побеждали. Дошло до того, что Ирак приказал своим пилотам избегать столкновений «воздух-воздух» (особенно с F-14). Существуют невероятные примеры, в течение первых лет войны, которые документально подтверждают тот факт, что иранские пилоты неоднократно вступали в воздушные бои с иракскими самолетами почти без оружия, а иранцы уклонялись от иракских ракет, пока иракцы не отступили или не были сбиты из них. реактивные пушки ближнего боя. Это было сделано для того, чтобы сохранить ценные воздушные боеприпасы, такие как AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder и знаменитый AIM-54 Phoenix, которых в то время было мало в арсенале ВВС. В этом жестоком воздушном бою в течение 8 лет подряд многие иранские летчики-истребители установили мировые рекорды во время войны, такие как генерал Ядолла Халили, который является мировым рекордсменом по самому длинному прямому полету на истребителе, управляя F-14 без -остановиться на 11 часов, таким образом, ему пришлось 8 раз дозаправляться в воздухе в течение этого процесса, или как Ферейдун Али Мазандарани, который является первым пилотом, сделавшим дозаправку в воздухе на F-14 в ночное время. В результате этой войны IRIAF разработала проверенную тактику и опытных пилотов, прошедших боевые испытания, и таким образом стала одним из самых опытных авиационных вооружений в регионе. Самыми известными иранскими летчиками-истребителями были Ферейдун Али Мазандарани, Фазлолла Джавидния, Джалил Занди и Шахрам Ростами. Среди других известных пилотов - Хоссейн Халатбари, Аббас Доран, Хасан Харанди, Абольфазл Мехреганфар, Гафур Джедди, Аббас Бабаи и Али Эгбали Догахе среди многих других.
Сразу после окончания ирано-иракской войны IRIAF был частично перестроен за счет ограниченных закупок истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-24 в Советском Союзе, а также истребителей F-7 M и FT-7 из Китая. Обеспечивая необходимое усиление для иранских ВВС, эти типы никогда не заменяли более старые, построенные в США F-4 Phantom, F-14 (IRIAF сейчас - единственная авиация в мире, использующая истребители) или F-5. Вместо этого IRIAF продолжил свои усилия по поддержанию этих типов в эксплуатации и начал ряд проектов по их ремонту и модернизации.
Во время войны в Персидском заливе 1991 года многочисленные иракские пилоты направляли самолеты иракских ВВС в Иран, чтобы избежать разрушения силами коалиции. Иранцы конфисковали эти самолеты и не вернули их, поставив их на вооружение IRIAF и потребовав их в качестве компенсации за ирано-иракскую войну. В состав самолетов входили несколько самолетов Mirage F1, МиГ-23, МиГ-29, Су-20, Су-22М, Су-24, Су-25 и ряд Ил-76, в том числе секретный, одноразовый Ил- ДРЛО-ДРЛО. 76 Опытный образец «АДНАН-1».
Даже после прекращения огня с Ираком IRIAF осуществили несколько воздушных налетов на курдские базы на севере Ирака. Первый из таких рейдов было проведено с использованием восьми F-4, вооруженных ракетами и кассетными бомбами 6 апреля 1992 против Организация моджахедов иранского народа «s Кэмп Ашраф. Во время этого события один F-4 был сбит повстанцами или иракскими военными AAA, и оба пилота (подполковник Амини и капитан Шарифи) были захвачены и освобождены только в 1998 году. Несмотря на угрозы ответа, Ирак не смог нанести ответный удар. собственной борьбе с курдскими сепаратистскими партизанами и введенными Западом запретными для полетов зонами, которые парализовали и ограничили операции его военно-воздушных сил.
В 2007 году Ирак попросил Иран вернуть несколько десятков иракских истребителей, которые летали туда перед войной в Персидском заливе в 1991 году. А по состоянию на 2014 год Иран откликнулся на требования и работал над ремонтом неопределенного количества самолетов. В конце 2014 года Иран вернул Ираку 130 военных самолетов.
В 2006 году, после того, как иранские СМИ опубликовали серию сообщений о том, что Венесуэла была заинтересована в продаже Ирану своего 21 истребителя F-16 Fighting Falcon, советник Уго Чавес подтвердил Associated Press, что «военные Венесуэлы рассматривают возможность продажи своего флота, произведенного в США. Истребители F-16 направляются в другую страну, возможно, в Иран, в ответ на запрет США на продажу оружия правительству президента Уго Чавеса ". В ответ Шон Маккормак, официальный представитель Госдепартамента США, предупредил Венесуэлу, что «без письменного согласия Соединенных Штатов Венесуэла не может передать эти оборонные изделия, и в данном случае F-16, в третью страну».
Учения ВВС Ирана в Тегеране, 2014 г.Согласно Moscow Defense Brief, в период с 2000 по 2006 год Россия поставила Ирану 6 штурмовиков Су-25УБК, 12 военно-транспортных вертолетов Ми-171 Ш, 21 транспортный вертолет Ми-171 и 3 медицинских вертолета Ми-17Б-5. Также была завершена программа ремонта и модернизации истребителей МиГ-29 и Су-24 IRIAF стоимостью 700 миллионов долларов.
22 сентября 2009 года Ил-76 IRIAF столкнулся с F-5E вскоре после ежегодного парада в Тегеране и разбился возле Варамина, в результате чего погибли все семь человек на борту.
В конце 2014 года появились доказательства того, что IRIAF участвовал в военном вмешательстве 2014 года против Исламского Государства Ирака и Леванта. Видео выпущено AlJazeera казалось, чтобы показать иранский F-4 Phantom II бомбардировки некоторых ISIS зданий в провинции Дияла.
HESA Azarakhsh Посадка Mirage F1BQ МиГ-29 IRIAF в аэропорту Мехрабад, 2019 IRIAF HESA Saeqeh в аэропорту Мехрабад, 2019 Су-24МК IRIAF пролетел над международным аэропортом Шахид ДастгаибПримечание: прежняя устаревшая оценка Jane's Sentinel единиц данных за 1993 год (Источник: Jane's Sentinel, Исламская Республика Иран, 1993, - неполный) теперь заменена более новыми данными за 2019 год.
Состав IRIAF очень мало изменился с 1979 года. В конце 1980-х были ограниченные перемещения и расформирования подразделений (флот F-4D / E и F-14 в Ширазе и Мехрабаде). Развертывания во время войны с Ираком носили в основном временный характер. В 1985 г. произошла серьезная реорганизация существующих зенитно-ракетных комплексов и зенитных ракетных комплексов. В 1990-е гг. Не было никаких серьезных реорганизаций.
Оборудование, возможности и характеристики также сильно повлияли на развитие ВВС Ирака (IQAF) в 1980-х годах, а также на развитие ВВС Объединенных Арабских Эмиратов в 1990-х годах и в самое последнее время.
С 2013 года иранские власти также изменили структуру командования (тактические авиабазы, военные объекты, гражданские аэропорты), и этот прежний статус больше не действует. Почти все аэродромы, имеющие определенное стратегическое значение для сценариев непредвиденных обстоятельств, теперь сделаны пригодными для совместного использования в военных и гражданских целях. Это также согласуется с тем фактом, что IRIAF использует только небольшие составные (легко перемещаемые в очень короткие сроки) подразделения, разбросанные по всей стране, вместо бывших крупных стационарных подразделений. Таким образом, все совмещенные аэродромы имеют базовые возможности для обслуживания всех самолетов IRIAF. Однако основные объекты логистики и технического ремонта по-прежнему сосредоточены на некоторых более крупных аэродромах.
Иран находится под санкциями с 1979 года, и, таким образом, страна получила возможность обслуживать и ремонтировать свои собственные военные и гражданские самолеты. Однако меньшая напряженность в текущей (2015 г.) международной ситуации привела к ослаблению санкций, и теперь иранское правительство может снова заказать новый парк гражданских самолетов взамен устаревших типов.
Имя | использование | Место нахождения | Самолет |
---|---|---|---|
Ахмади | Резервный аэродром | 29 ° 05′57 ″ с.ш., 51 ° 02′07 ″ в.д. | никто |
Араз | Резервный аэродром | 39 ° 06′40 ″ с.ш., 45 ° 20′02 ″ в.д. | никто |
Бандар Аббас | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 27 ° 13′05 ″ с.ш., 56 ° 22′40 ″ в.д. | Композитный агрегат Ф-4; F-7 |
Бандар-э-Джаск | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 25 ° 39′11 ″ с.ш., 57 ° 47′51 ″ в.д. | Морской патрульный рейс P-3F Orion |
Бирджанд | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 32 ° 53′53 ″ с.ш. 59 ° 15′58 ″ в.д. | Неизвестная составная единица |
Бише Кола | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 36 ° 39′18 ″ с.ш., 52 ° 20′58 ″ в.д. | Полет легкого многоцелевого вертолета Hesa Shahed 278 |
Бушер | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 28 ° 56′41 ″ с.ш., 50 ° 50′04 ″ в.д. | Композитный агрегат Ф-4; F-14 Tomcat; БПЛА |
Чахбахар | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 25 ° 26′41 ″ с.ш. 60 ° 22′55 ″ в.д. | Композитный агрегат Ф-1; F-4 |
Даррахи | Резервный аэродром | 29 ° 22′33 ″ с.ш., 51 ° 04′03 ″ в.д. | никто |
Дезфул | Комбинированный военный / гражданский | 32 ° 25′57 ″ с.ш. 48 ° 24′07 ″ в.д. | Композитный агрегат Ф-5; F-7 |
Фирузабад | База армейской авиации | 35 ° 31'43 "N 51 ° 30'26" E | Композитный вертолетный агрегат Shahed 278 |
Gorreh | Резервный аэродром | 29 ° 54′25 ″ с.ш., 50 ° 25′43 ″ в.д. | никто |
Хамадан | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 35 ° 12′37 ″ с.ш. 48 ° 39′12 ″ в.д. | Композитный агрегат Ф-4; F-7 |
Он | Производитель самолетов | 32 ° 55′44 ″ с.ш. 51 ° 33′40 ″ в.д. | техника / журнал / ремонтный завод |
Исфахан / Бадр | Армейская авиация; база технического ремонта | 32 ° 37′16 ″ с.ш., 51 ° 41′49 ″ в.д. | Композитные вертолетные агрегаты |
Исфахан / международный | Комбинированный военный / гражданский | 32 ° 45'10 "N 51 ° 52'44" E | Композитный УНТ Ф-14; МиГ-29 |
Исфахан / Сахид Ватанпур | Армейская авиация; база материально-технического снабжения | 32 ° 34′09 ″ с.ш. 51 ° 41′12 ″ в.д. | Композитный вертолетный блок |
Кашан | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 33 ° 53′43 ″ с.ш., 51 ° 34′37 ″ в.д. | Составные полеты истребителей |
Керман | Авиабаза | 30 ° 15′57 ″ с.ш., 56 ° 57′34 ″ в.д. | Составной истребитель / штурмовик |
Керманшах | Авиабаза | 34 ° 20′45 ″ с.ш., 47 ° 09′29 ″ в.д. | Композитный агрегат Су-24; Су-25 |
Остров Харг | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 26 ° 31′33 ″ с.ш., 53 ° 58′52 ″ в.д. | Композитный блок Ан-74; Харбинский самолет Y-12; Вертолеты Ми-17; БПЛА |
Киш | Авиабаза | 26 ° 31′33 ″ с.ш., 53 ° 58′52 ″ в.д. | Составной истребитель |
Манзария | База армейской авиации | 34 ° 59′02 ″ с.ш., 50 ° 48′22 ″ в.д. | Учебно-тренировочный самолет Embraer 312 / легкая атака |
Мешхед | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 36 ° 14′07 ″ с.ш. 59 ° 38′38 ″ в.д. | Композитный агрегат Ф-4; F-5 |
Масджед Солейман | Авиабаза | 31 ° 59′58 ″ с.ш. 49 ° 16′16 ″ в.д. | Композитный агрегат Ф-14; F-4 |
Мехршахр | Учебная база | 35 ° 46′34 ″ с.ш. 50 ° 52′51 ″ в.д. | Тренировочный Pilatus PC-6 Porter; Embraer 312 |
Омидие | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 30 ° 49′51 ″ с.ш. 49 ° 32′35 ″ в.д. | Неизвестные составные единицы |
Шираз | Комбинированный аэродром Mil / Civ; логистика; технический ремонт | 29 ° 32′11 ″ с.ш., 52 ° 35′18 ″ в.д. | Сборная установка эрлифт Ил-76; Морской патруль Р-3Ф; Су-24 штурмовой; Утилита освещения Bell-214 |
Сога | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 37 ° 37′40 ″ с.ш., 56 ° 10′23 ″ в.д. | Композитная эрлифтная установка С-130Н; Боинг 707 |
Тебриз | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 38 ° 07′44 ″ с.ш., 46 ° 14′24 ″ в.д. | Композитный агрегат Ф-5; F-14; CH-47 |
Тегеран / Дошан Таппех | База обучения / материально-технического обеспечения | 35 ° 42'00 "N 51 ° 28'22" E | Обучение / переоборудование Chengdu F-7; Northrop F-5B; Мираж F-1BQ |
Тегеран / Гале Морги | Закрыто | 35 ° 38′41 ″ с.ш., 51 ° 22′51 ″ в.д. | Никто |
Тегеран / Мехрабад | Комбинированный аэродром Mil / Civ; логистика; технический ремонт | 35 ° 41′19 ″ с.ш., 51 ° 18′46 ″ в.д. | Составной агрегат МиГ-29; Су-24; Боинг 707; С-130; F-27; CH-47 |
Урмия | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 37 ° 40′15 ″ с.ш., 45 ° 04′19 ″ в.д. | Составной блок вертолет / транспортный самолет |
Захедан | Комбинированный аэродром Mil / Civ | 29 ° 28′29 ″ с.ш., 60 ° 54′22 ″ в.д. | Композитный агрегат Ф-4; F-5; Су-24 |
Jane's Sentinel в 1993 г. (стр. 27) перечислил TAB 1 в Мехрабаде с шестью эскадрильями (F-5E, F-7M, F-14 / МиГ-29, C-130H / Ил-76, Boeing 707/747 и Fokker. F-27 Friendship / Dassault Falcon); TAB 2 в Тебризе с тремя эскадрильями ( F-4D / E "Phantom II" ; F-5E, Chengdu F-7 M) и полетом C-130; TAB 3 в Хамадане с эскадрильей китайских F-6 и F-7M китайского производства ; TAB 4 в Дезфуле с эскадрильей F-4D / E и F-5E; TAB 5 не был идентифицирован; TAB 6 в Бушере с эскадрильей F-4D / E и двумя вылетами, одним F-7M и одним C-130H; TAB 7 в Ширазе с тремя эскадрильями (F-4D / E; F-14 / МиГ-29 и C-130H / Ил-76) и полетом F 27; TAB 8 в Исфахане с тремя эскадрильями (F-5E; F-6; и F-7M) и полетом F 27; TAB 9 в Бендер-Аббасе с двумя эскадрильями (F-4D / E и F-7M) и отрядом F-14A, а также полетом Lockheed P-3F Orion ; TAB 10 в Чах Бахар с эскадрильей F-6 и полетом C-130H / Ил-76; и TAB 11, перечисленные в Ghale Morghi (Beech F33) и Mushshak (PC-7, Tucano), летной школе, плюс отряды в Агаджари.
В 2007 году Ирак попросил Иран вернуть несколько десятков иракских истребителей, которые летали туда перед войной в Персидском заливе в 1991 году. По состоянию на 2014 год Иран был восприимчив к требованиям и работал над ремонтом неопределенного количества самолетов. В конце 2014 года Иран вернул Ираку 130 военных самолетов.
18 октября 2020 года было отменено 13-летнее эмбарго ООН на поставки оружия Ирану. Хотя существовали предположения, что после прекращения эмбарго на поставки оружия иранские ВВС предпримут программу расширения и модернизации, это маловероятно.
Одним из важнейших аспектов этой программы, наряду с обучением персонала и строительством объектов, станет закупка в больших количествах самых современных российских и китайских самолетов. Ходили слухи, что IRIAF будет заинтересована в следующих самолетах для своей программы модернизации:
Как сообщается, интерес Ирана проявляется и к другим не менее важным элементам авиации, таким как заправщик и самолеты поддержки. Преследуемыми самолетами в этом отношении являются:
За последние несколько лет было построено несколько новых аэродромов в центральном и восточном Иране. На некоторых из этих объектов с тех пор были развернуты полномасштабные подразделения IRIAF, и теперь кажется, что по крайней мере две из них стали постоянными «Тактическими истребительными базами» (TFB). Это первые такие базы, созданные с 1979 года. Помимо новых аэродромов, при поддержке Китая IRIAF построил также ряд новых радарных станций раннего предупреждения по всей стране. Однако его способность контролировать национальное воздушное пространство остается ограниченной - в основном из-за пересеченной местности и отсутствия средств раннего предупреждения с воздуха.
Помимо содержания 17 TFB, IRIAF управляет многочисленными временными отрядами на нескольких небольших аэродромах по всей стране. Бывшие иракские аппараты Mirage F.1EQ, обычно базирующиеся в TFB.14, недалеко от Мешхеда, часто наблюдались над Персидским заливом в 2005 и 2006 годах.