Дело Иран - Контра

редактировать

Дело Иран - Контра
Президент Рональд Рейган встречается с помощниками по Iran-Contra.jpg Рейган встречается с (слева направо) министром обороны Каспаром Вайнбергером, Государственный секретарь Джордж Шульц, генеральный прокурор Эд Миз и начальник штаба Дон Риган в Овальном кабинете
Дата20 августа 1985 (1985-08-20) - 4 марта 1987 (1987-03-04)
Также известное какДело Макфарлейна (в Иране), скандал Иран - Контра, Иран –Contra
УчастникиРональд Рейган, Джордж Х.В. Буш, Роберт Макфарлейн, Каспар Вайнбергер, Хезболла, Контрас, Оливер Норт, Манучер Горбанифар, Джон Пойндекстер, Мануэль Антонио Норьега

Дело Иран - Контра (персидский : ماجرای ایران-نترا, испанский : Caso Irán - Contra), популяризируемый в Иране как дело Макфарлейна, скандал Иран - Контра или просто Иран - Контра, был политический скандал в на Штатах, произошедший во время второго правления администрации Рейгана. Высокопоставленные представители правительства тайно способствовали продаже правительства оружия Хомейни Исламской Республики Иран, на котором было наложено эмбарго на поставки оружия. Администрация надеялась использовать выручку от продажи оружия для финансирования Contras в Никарагуа. Согласно поправке Боланда, дальнейшее финансирование «контрас» правительство было запрещено Конгрессом.

Официальное оправдание поставок оружия состояло в том, что они были частью операции по освобождению семи американских заложников, удерживаемых в Ливане Хезболлой, военизированная группа с иранскими связями, связанная с Корпусом стражей исламской революции. План заключался в том, чтобы Израиль отправил оружие Ирану, США - пополнить запасы Израиля, Израиль - заплатить Соединенным Штатам. Иранские получатели обещали сделать все, что в их силах, чтобы добиться освобождения заложников. Первые продажи оружия Ирану были разрешены в 1981 году, до того, как американские заложники были взяты в Ливане.

План был позже усложнен в конце 1985 года, когда подполковник Оливер Норт Совет национальной безопасности направил часть доходов от продажи иранского оружия на финансирование Контрас, группы анти- сандинистских повстанцев, в их восстании против социалистическое правительство Никарагуа. Хотя президент Рональд Рейган был ярым сторонником дела контрас, доказательства оспариваются в отношении того, санкционировал ли он лично перенаправление средств контрас. Рукописные продажи записи, сделанные министром обороны Каспаром Вайнбергером 7 декабря 1985 года, показывают, что Рейган знал о передачех заложников Ирану, а также о Hawk и TOW Ракеты для «умеренных элементов» внутри этой страны. Вайнбергер писал, что Рейган сказал, что «он может ответить на обвинения в незаконности, но не может ответить на обвинение в том, что« большой президент Рейган упустил шанс освободить заложников »». После того, как в ноябре 1986 года стало известно о продаже оружия, появился Рейган. По национальному телевидению и заявлению, что поставки оружия действительно имели место. Расследованию помешали, когда были уничтожены большие объемы документов, относящихся к делу, были уничтожены или скрыты от руководящих органов Рейгана. 4 марта 1987 года Рейган выступил с одним посланием, транслируемым по национальному телевидению, взяв на себя ответственность за это дело и заявив, что «то, что начиналось, как самое лучшее открытие для Ирана.

Дело расследовало США. Конгресс и назначенная Рейганом Комиссия Башни из трех человек. Ни одно из расследований не нашло доказательств того, что президент Рейган сам знал о масштабах этих программ. В конце концов, четырнадцати чиновникам администрации были предъявлены обвинения, в том числе - министр обороны Каспар Вайнбергер. В результате было отменено одиннадцать обвинительных приговоров. Остальные обвиняемые или осужденные были помилованы в последние дни президентства Джорджа Буша-старшего, который на момент происшествия был вице-президентом.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Продажа оружия Ирану
    • 2.1 Первая продажа оружия
    • 2.2 Изменения в планах
    • 2.3 Последующие сделки
  • 3 Открытие и скандал
  • 4 Комиссия Башни
  • 5 Комитеты Конгресса, расследующие дело
  • 6 Последствия
    • 6.1 Обвинения
    • 6.2 Отрицание Джорджа Буша
    • 6.3 Помилование
    • 6.4 Современные интерпретации
  • 7 Отчеты и документы
  • 8 См. Также
  • 9 Сноски
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
Предыстория

Соединенные Штаты были крупнейшими продавцами оружия Ирану при Мохаммаде Реза Пехлеви, и подавляющее большинство, которое Исламская Республика Иран, унаследованная с 1979 года, была американским производством. Для поддержания этого арсенала Ирану требовались стабильные поставки запасных частей для замены сломанных и изношенных. После того как иранские студенты штурмовали американское посольство в Тегеране в ноябре 1979 года и взяли в заложники 52 американца, президент США Джимми Картер ввел эмбарго на поставки оружия Ирану. После вторжения Ирака в Иран в сентябре 1980 года Иран отчаянно нуждался в оружии и запасных частях для своего нынешнего оружия. После того как Рональд Рейган вступил в должность президента 20 января 1981 года, он пообещал продолжить политику Картера по блокированию оружия Ирану на том основании, что Иран поддерживает терроризм.

Группа высокопоставленных чиновников администрации Рейгана в Высшей межведомственной группе 21 июля 1981 г. Провела секретное исследование и пришла к выводу, что эмбарго на поставки оружия было неэффективным, поскольку Иран всегда мог покупать оружие и запасные части для своего американского оружия где-либо еще, в то время как эмбарго на поставки оружия открыло Ирану возможность попасть в Советская сфера влияния, поскольку Кремль мог бы продавать Ирану оружие, если бы США этого не сделали. Был сделан вывод, что Соединенные Штаты должны начать продавать Ирану оружие. В то же время открыто провозглашенная цель аятоллы Хомейни - распространить свою исламскую революцию по всему Ближнему Востоку и свергнуть правительства Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и других государств Персидского залива, привела к Американцы воспринимают Хомейни как серьезную угрозу для Соединенных Штатов Америки.

Весной 1983 года Соединенные Штаты начали операцию «Стойкость» широкомасштабную дипломатическую попытку убедить другие страны по всему миру. мир не продавать оружие или запасные части к оружию Ирану. По крайней мере, одна из причин, по которой дело-контрас оказалась таким унизительным для Соединенных Штатов, когда в ноябре 1986 года впервые появилась история о продаже США оружия Ирану, заключалась в том, что американские дипломаты в рамках операции "Стойкость" с весны В 1983 году он читал лекции другим странам о том, насколько эффективно продавать оружие Исламской Иран, и оказал сильное давление, чтобы предотвратить продажу этого оружия Ирану.

В то же время, когда американское правительство рассматривало их варианты продажи оружия Ирану, боевики Contra, базирующиеся в Гондурасе, вели партизанскую войну, чтобы свергнуть Сандинистский фронт освобождения (СФНО) революционное правительство Никарагуа. Почти с того момента, как он вступил в должность в 1981 году, главной целью администрации Рейгана было свержение левого сандинистского правительства в Никарагуа и поддержка повстанцев правительства. Политика администрации Рейгана по отношению к Никарагуа вызвала серьезное столкновение между исполнительной и законодательной ветвями власти, поскольку Конгресс стремился ограничить, если не полностью, способность Белого дома поддерживать контрас. Прямое финансирование повстанцев Контрас США было объявлено незаконным на основании Поправки Боланда - название трех законодательных поправок США между 1982 и 1984 годами, направленное на ограничение помощи США боевикам Контрас. К июлю 1984 года финансирование Contras закончилось, а в октябрь был введен полный запрет. Вторая поправка Боланда, действовавшая с 3 октября 1984 г. по 3 декабря 1985 г., гласила:

В течение 1985 года не было средств, доступным Центральному разведывательному управлению министерства обороны или другому агентству или субъекту Соединенных Штатов. в разведывательной деятельности может быть выделено или израсходовано с целью или может иметь эффект поддержки прямо или косвенно военными или полувоенными операциями в Никарагуа любой нацией, группой, группой, движением или направлением лицом.

В нарушение Боланда в соответствии с поправкой, высшие должностные лица администрации Рейгана продолжали вооружать контрас и поставлять оружие Ирану - операцию, которую они назвали «Энтерпрайз». Вторая поправка Боланда угрожала сломить движение, что в 1984 году президент Рейган приказал у национальной безопасности (СНБ) «держать контрас» вместе «

Основные юридические дебаты в центре дела Иран-Контра касались вопроса о том, является ли КНБ одним из "любых других агентств или субъект Соединенных Штатов, занимающегося разведывательной деятельности », подпадающий под поправку Боланда. Администрация Рейгана утверждала, что это не так, и многие в Конгрессе утверждали, что это так. Большинство ученых-конституционалистов утверждали, что СНБ действительно подпадало за действие второй поправки Боланда, хотя в поправке не упоминался СНБ по имени. На карту поставлен более широкий конституционный вопрос: власть Конгресса против власти президента. Администрация Рейгана утверждала, поскольку, как конституция закрепляет внешнюю политику, ее усилия по свержению правительства Никарагуа является прерогативой президента, которую Конгресс не имеет права пытаться остановить с помощью поправок Боланда. В отличие от этого лидеры Конгресса утверждают, что конституция предоставила Конгрессу контроль над бюджетом, и Конгрессу было полное право использовать это право для того, чтобы не финансировать такие проекты, как попытки свержения правительства Никарагуа, которые не одобряли. В рамках попытки обойти поправку Боланда КНБ учредил «Энтерпрайз» - сеть по контрабанде оружия, ставшим торговцем оружием Ричардом Секордом, которая поставляла оружие контрас. Якобы это была операция частного сектора, но на самом деле она выполнялась КНБ. Для финансирования «Энтерпрайза» администрация Рейгана постоянно искала средства, которые поступали извне правительства США, чтобы явно не нарушать букву поправки Боланда, хотя попытки найти альтернативное финансирование для контрасили дух поправки Боланда. По иронии судьбы военная помощь возобновлена ​​с Конгресса в октябре 1986 года, за месяц до разразившегося скандала.

Продажа оружия Ирану

Как сообщалось в The New York Times в 1991 году "Продолжающееся утверждение о том, что официальные лица кампании Рейгана заключили сделку с иранским правительством аятоллы Рухоллы Хомейни осенью 1980 года," являются к "ограниченным расследованиям". Какими бы «ограниченными» ни были эти расследования, они установили, что «вскоре после прихода к власти в 1981 году администрация Рейгана тайно и резко изменила политику Соединенных Штатов». В том же году начались секретные израильские продажи и поставки оружия Ирану, несмотря на то, что публично «администрация Рейгана» представила лицо и «агрессивно продвигала общественную кампанию... по прекращению военных поставок товаров в Иран». The New York Times объясняет: «Иран в то время остро нуждался в оружии и запасных частях для своего американского арсенала, чтобы защитить себя от Ирака, который напал на него в сентябре 1980 года», в то время как «Израиль [союзник США] Генерал-майор Авраам Тамир, высокопоставленный министр обороны Израиля в 1981 году, сказал, что было «разрешение», разрешающее продажу министра обороны Израиля в 1981 году, заинтересован в продолжении войны между Ираном и Ираком, разрешающим продажу Это было основано на «взаимопонимании» с секретарем Александром Хейгом (который советник Хейга отрицал). Эта версия была подтверждена бывшим высокопоставленным американским дипломом с некоторыми изменениями. Бывший сотрудник ЦРУ «высокого уровня», который видел отчеты о продаже оружия Иран Израилю в начале 1980-х годов, оценил их общий объем около 2 миллиардов, Шарон нарушил его, и Хейг отступил... ». дов долларов в год. Но также сказал, что «я не знаю, в какой степени это было санкционировано».

17 июня 1985 года советник по национальной безопасности Роберт Макфарлейн написал Директиву по принятию решений по национальной безопасности, в которой содержится призыв к США, чтобы начать сближение с Исламской Республикой Иран. Газета гласила:

Внутри Ирана происходит динамическая политическая эволюция. Нестабильность, вызванная давлением иракско-иранской войны, ухудшение экономического положения и борьба между режимами, потенциал для серьезных изменений внутри Ирана. Совет Союз находится в лучшем положении, чем США, чтобы использовать любую борьбу за власть, которая приводит к смене иранского режима, и извлекать из нее выгоду... США должны использовать западных союзников и друзей помогать Ирану удовлетворить его потребности, чтобы привлекательность Советская помощь... Сюда входит предоставление избранного военного оборудования.

Министр обороны Каспар Вайнбергер высказался негативно, написав на своем экземпляре статьи Макфарлейна: «Это слишком абсурдно, чтобы комментировать... как пригласить Каддафи в Вашингтон для уютной беседы». Государственный секретарь Джордж Шульц также был против заявителя, назначившего Иран в январе 1984 года государственным спонсором терроризма, как Соединенные Штаты продавать оружие Ирану? Только директор Центрального разведывательного управления Уильям Кейси поддержал план Макфарлейна начать продажу оружия Ирану.

В начале июля 1985 года историк Майкл Ледин, консультант из советника по национальной безопасности Роберт Макфарлейн обратился за помощью к премьер- министру Израиля Шимону Пересу в продаже оружия Ирану. Поговорив с израильским дипломатом Дэвидом Кимче и Ледином, Макфарлейн узнал, что иранцы были готовы к тому, чтобы Хезболла освободила американских заложников в Ливане в обмен на поставки израильтянами Ирану американским оружием. Будучи назначенным государственным спонсором терроризма с 1984 года, Иран находился в разгаре ирано-иракской войны и смог найти несколько западных стран, готовых предоставить ему оружие. Идея плана заключалась в том, чтобы Израиль отправлял оружие через посредника (идентифицированного как Манучер Горбанифар ) в Исламскую республику в качестве помощи предположительно умеренной, политически влиятельной фракции внутри страны. режим аятоллы Хомейни, который, как считалось, стремился к сближению с Соединенными Штатами; после сделки США возместили бы Израилю то же оружие, получая при этом денежную выгоду. Макфарлейн в записке Шульцу и Вайнбергеру писал:

Краткосрочное измерение семи заложников; долгосрочное измерение предполагает установление частного диалога с иранскими официальными лицами по поводу более широких отношений... Они конкретно добивались доставки из Израиля 100 ракет TOW...

План обсуждался с президентом Рейганом 18 июля 1985 года и снова 6 августа 1985 года. «Мы просто попадаем в бизнес с оружием в обмен на заложников и не должны этого делать».

Американцы считали, что существует умеренная фракция в Исламской республике, безопасная Акбаром Хашеми Рафсанджани, влиятельным спикером Меджлиса, который считался ведущим потенциальным преемником Хомейни и который якобы хотел сближения с Соединенными Штатами. Американцы считали, что у Рафсанджани была власть приказать "Хезболле" освободить американских заложников, и установление с ним отношений путем продажи Ирану оружия в конечном итоге вернет Иран в сферу американского влияния. Остается неясным, действительно ли Рафсанджани хотел сближения с Соединенными Штатами или просто обманывал чиновников администрации Рейгана, которые были готовы поверить в то, что он был умеренным человеком, способным осуществить сближение. Рафсанджани, по прозвищу «Акула», был описан британским журналистом Патриком Броганом как человек большого обаяния и грозного ума, известного своей хитростью и безжалостностью, мотивы которого в деле Иран-контрас остаются совершенно загадочными. Правительство Израиля потребовало, чтобы продажа оружия была одобрена на высоком уровне правительством Соединенных Штатов, и когда Макфарлейн убедил их, что правительство США одобрило продажу, Израиль обязался, согласившись продать оружие.

В 1985 г. Президент Рейган поступил в военно-морской госпиталь Бетесда для операции по поводу рака толстой кишки. Пока президент лечился в больнице, Макфарлейн встретился с ним и сказал ему, что представители Израиля связались с Агентством национальной безопасности, чтобы передать конфиденциальную информацию от того, что Рейган позже назвал возглавляемой «умеренной» иранской фракцией. Рафсанджани выступил против жесткой антиамериканской политики аятоллы. По словам Рейгана, эти иранцы стремились установить спокойные отношения с Соединенными Штатами, прежде чем установить официальные отношения после смерти стареющего аятоллы. По словам Рейгана, Макфарлейн сказал Рейгану, что иранцы, чтобы продемонстрировать свою серьезность, предложили убедить боевиков Хезболлы освободить семерых американских заложников. Макфарлейн встретился с израильскими посредниками; Рейган утверждал, что он позволил это, потому что он считал, что установление отношений со стратегически расположенной страной и предотвращение Советского Союза делать то же самое было выгодным шагом. Хотя Рейган утверждает, что оружие продавалось «умеренной» фракции иранцев, в отчете Walsh Iran / Contra говорится, что оружие продавалось «самому Ирану», который находился под контролем аятоллы.

После израильско-американского. На встрече Израиль запросил у США разрешение на продажу небольшого количества противотанковых ракет BGM-71 TOW Ирану, утверждая, что это поможет «умеренной» иранской фракции, продемонстрировав, что у группы действительно есть -уровневые связи с правительством США. Рейган первоначально отверг этот план, пока Израиль не отправил в США информацию, показывающую, что «умеренные» иранцы выступают против терроризма и борются с ним. Теперь, имея повод доверять «умеренным», Рейган одобрил сделку, которая должна была заключаться между Израилем и «умеренными» в Иране, при этом США возместили Израилю. В своей автобиографии 1990 года An American Life Рейган утверждал, что он глубоко привержен обеспечению освобождения заложников; именно это сострадание якобы мотивировало его поддержку инициатив в области оружия. Президент потребовал, чтобы «умеренные» иранцы сделали все, что в их силах, чтобы освободить заложников, удерживаемых Хезболлой. После разразившегося в конце 1986 года скандала Рейган всегда публично настаивал на том, что целью торговли оружием в обмен на заложников было установление рабочих отношений с «умеренной» фракцией, связанной с Рафсанджани, чтобы облегчить восстановление американо-иранского альянса после скорого следует ожидать смерти Хомейни, чтобы положить конец ирано-иракской войне и положить конец поддержке Ираном исламского терроризма, при этом преуменьшая важность освобождения заложниковв Ливане как второстепенного вопроса. В отличие от этого, давая показания перед Комиссией Башни, Рейган заявил, что проблема заложников основной причины оружия Ирану.

Противотанковая управляемая ракета BGM-71 TOW

Следующее оружие было поставлено Ирану:

  • Первые продажи оружия в 1981 г. (см. Выше)
  • 20 августа 1985 г. - 86 TOW противотанковые ракеты
  • 14 сентября 1985 г. - еще 408 TOW
  • 24 ноября 1985 г. - 18 Ястреб зенитных ракет
  • 17 февраля 1986 г. - 500 TOW
  • 27 февраля 1986 г. - 500 TOW
  • 24 мая 1986 - 508 TOW, 240 запасных частей Hawk
  • 4 августа 1986 - Больше запчастей Hawk
  • 28 октября 1986 - 500 TOW

Первая продажа оружия

Первые продажи оружия в Иран началось в 1981 году, хотя официальный документальный след ведет их с 1985 года (см. выше). 20 августа 1985 года Израиль через торговца оружием Манучера Горбанифара отправил в Иран 96 ракет TOW американского производства. Впечатление, 14 сентября 1985 года, было доставлено еще 408 ракет TOW. 15 сентября 1985 г., после второй доставки, преподобный Бенджамин Вейр был освобожден похитителями, Организацией исламского джихада. 24 ноября 1985 года было доставлено 18 зенитных ракет "Хок".

Изменения в планах

Роберт Макфарлейн ушел в отставку 4 декабря 1985 года, заявив, что он хочет проводить больше времени со своей семьей, и его заменил адмирал Джон Пойндекстер. Два дня спустя Рейган встретился со своими советниками в Белом доме, где представлен новый план. Это потребовало небольшого изменения в оружиях: вместо оружия, сделанного "умеренной" иранской группировке, оно должно было достаться "умеренному" руководству иранской армии. Израильская Израиль размещена на воздушной подушке, закрытой "Хезболлой". Продолжать продолжать компенсацию за оружие Израилю. Хотя госсекретарь Джордж Шульц и министр обороны Каспар Вайнбергер решительно выступили против этого плана, план был одобренганом, который заявил, что «Мы не обменивали оружие на заложников и не вели переговоры с террористами ». В своих главах о встрече, состоявшейся в Белом доме 7 декабря 1985 года, Вайнбергер написал, что он сказал Рейгану, что этот план был незаконным, написав:

Я решительно утверждал, что у нас есть эмбарго, которое делает продажу Ирану Ирану, и президент не может не нарушать его, и эта «промывка» транзакций через Израиль не сделает ихными. Шульц, согласился Дон Риган.

В заметках Вайнбергера Рейган говорит, что он «мог ответить на обвинения в незаконности, но не мог ответить на обвинения в том, что он« мог ответить на обвинения в том, что он «большой и сильный президент» упустил шанс освободить заложников ». Теперь последняя советник по национальной безопасности Макфарлейн прилетел в Лондон, чтобы встретиться с израильтянами и Горбанифаром, пытаясь реализовать свое влияние для освобождения заложников до того, как какая-либо сделка с оружием; этот план был отвергнут Горбанифаром.

В день отставки Макфарлейна Оливер Норт, военный помощник Совета национальной безопасности США (NSC), используя новый план продажи оружия Ирану, которыйал в себя два основных изменения: вместо продажи оружия через Израиль, продажа должна быть производиться напрямую с наценкой; и часть выручки пойдет Contras или никарагуанским военизированным боевикам, ведущим партизанскую войну против демократически избранного сандинистского правительства. Взаимодействие с иранцами велось через NSC с адмиралом Пойндекстером и его заместителем полковником Норт, американскими историками Малкольм Бирн и Питер Корнблух писали, что Пойндекстер наделил Норт большой властью, "... который максимально использует ситуацию, часто решая" Самостоятельно решал важные дела, заключал диковинные сделки с иранцами и выходил от имени президента по вопросам, выходившим далеко за рамки его компетенции. Все эти продолжали осуществляться в рамках широких действий президента. До тех пор, пока пресса сообщило о существовании операции, никто в администрации не ставил под сомнение полномочия команды Пойндекстера и Норта по реализации решений президента ». Норт использует надбавку в размере 15 миллионов долларов, контрактный брокер по продаже оружия Горбанифар добавил надбавку на 41%. Другие члены КНБ поддержали план Норта; при большой поддержке Пойндекстер санкционировал его, не уведомив президента Рейгана, и он вступил в силу. Поначалу иранцы отказались покупать оружие по завышенной цене из-за чрезмерной наценки, введенной North и Ghorbanifar. В конце они уступили в феврале 1986 года в страну было отправлено 1000 ракет TOW. С мая по ноябрь 1986 года были поставлены дополнительные поставки различного оружия и запчастей.

И продажа оружия Ирану, и финансирование Контрас были попытки обойти не только заявленную администрацию, но и Поправка Боланда. Должностные лица администрации утверждали, что, несмотря на ограничение Конгрессом средств для контраса любое другое дело, президент (или в данном случае администрация) может продолжить поиск альтернативных средств финансирования, таких как частные организации и иностранные правительства. Финансирование из одной иностранной страны, Бруней, было неудачным, когда секретарь Норта, Фаун Холл, переставил номера счета Норта в швейцарском банке. Швейцарский бизнесмен, внезапно разбогатевший на 10 миллионов долларов, предупредил власти об ошибке. Деньги в итоге были возвращены султану Брунея с процентами.

7 января 1986 года Джон Пойндекстер утвержденный план Рейгану изменить утвержденный план: вместо переговоров с «умеренными» Иранская политическая группа, Соединенные Штаты будут вести переговоры с «умеренными» членами иранского правительства. Пойндекстер сказал Рейгану, что Горбанифар имеет важные связи в иранском правительстве, поэтому Рейган в надежде на освобождение заложников одобрил и этот план. В течение февраля 1986 года США отправили оружие напрямую в Иран (в рамках плана Оливера Норта), но ни один из заложников не был освобожден. Советник по национальной безопасности в отставке Макфарлейн совершил еще одно международное путешествие, на этот раз в Тегеран - принеся с собой в подарок библию с рукописной надписью Рональда Рейгана и, согласно а Пещера, торт, испеченный в форме ключа. Говард Тейкер описал торт как шутку между Норт и Горбанифаром. Макфарлейн встретился напрямую с иранскими официальными лицами, связанными с Рафсанджани, которые стремились установить американо-иранские отношения в попытке освободить четырех оставшихся заложников.

В американскую делегацию входили Макфарлейн, Норт, Кейв (бывший сотрудник ЦРУ в отставке, который работал в Иране в 1960–70-е годы), Тейхер, израильский дипломат Амирам Нир и переводчик ЦРУ. Они прибыли в Тегеран 25 мая 1986 года на израильском самолете с поддельными ирландскими паспортами. Эта встреча также провалилась. К большому отвращению Макфарлейна, он не встречался с министром, а вместо этого встречался, по его словам, с «лидерами третьего и четвертого уровня». В какой-то момент рассерженный Макфарлейн крикнул: «Временный министр, яю встречи с лицами, принимающими решения. В противном случае вы можете работать с моими сотрудниками ». Иранцы потребовали уступок, таких как уход Израиля с Голанских высот, что США отвергли. Что еще более важно, Макфарлейн отказался отгружать запасные части для ракет «Ястреб» до тех пор, пока иранцы не прикажут «Хезболле освободить американских заложников, в то время как иранцы хотели изменить эту последовательность, поставив запасные части в первую очередь освобождения заложников. Различные позиции на переговорах к тому, что миссия Макфарлейна через четыре дня отправилась домой. После провала тайного визита в Тегеран Макфарлейн посоветовал Рейгану больше не разговаривать с иранцами, но этот совет был проигнорирован.

Последующие сделки

26 июля 1986 года Хезболла освободил американского заложника отца Лоуренса Дженко, бывшего главы Католической службы помощи в Ливане. После этого Уильям Кейси, глава ЦРУ, потребовал, США разрешили отправку партии небольших ракетных частей иранским вооруженным силам в знак благодарности. Кейси также оправдал этот запрос, заявив, что в случае отказа в государственном правительстве. Рейган санкционировал доставку, чтобы потенциальные события не произойдут. Норт использует это освобождение, чтобы заставить Рейгана осуществить к «последовательной» политике освобождения одного из «американских». К этому моменту американцы устали от Гобанифара, который зарекомендовал себя как нечестный посредник, играющий на обеих сторонах в своих интересах. В августе 1986 года американцы установили новый контакт в иранском правительстве - Али Хашеми Бахрамани, племянника Рафсанджани и офицера Революционной гвардии. Тот факт, что Революционная гвардия была вовлечена в международный терроризм, казалось, только привлекала больше американцев к Бахрамани, который считался человеком, способным изменить политику Ирана. Ричард Секорд, американский торговец оружием, который использовался как контакт с Ираном, написал Норт: «Я считаю, что мы открыли новый и, вероятно, лучший канал в Иране». Норт был настолько впечатлен Бахрамани, что организовал его тайную поездку в Вашингтон, округ Колумбия, и устроил ему экскурсию в полночь по Белому дому.

Норт часто встречался с Бахрамани летом и осенью 1986 года в Германии., обсуждая продажу оружия Ирану, освобождение заложников, удерживаемых «Хезболлой», и как лучше всего свергнуть президента Ирака Саддама Хусейна и установить «не враждебный режим в Багдаде». В сентябре и октябрь 1986 года еще трое американцев - Фрэнк Рид, Джозефич Чиппио и Эдвард Трейси - были похищены в Ливане отдельной террористической группой, которая назвала их просто «Джи-Ай-Джо» в честь популярной американской игрушки. Причины похищения неизвестны, как их обязательны, что они были похищены, чтобы исключить американцев. Позже был освобожден еще один оригинальный заложник, Дэвид Якобсен. Захватчики обещали освободить двух оставшихся, но освобождения так и не произошло.

Во время секретной встречи во Франкфурте в октябре 1986 года Норт сказал Бахрамани, что: «Саддам Хусейн должен уйти». Норт также утверждал, что Рейган сказал ему сказать Бахрамани, что: «Саддам Хусейн - засранец». Бехрамани во время секретной встречи в Майнце сообщил Норту, что Рафсанджани «из соображений собственной политики... решил привлечь все группы и дать им определенную роль». Таким образом, все фракции в иранском правительстве будут нести совместную ответственность за переговоры с американцами, и «внутренней войны не будет». Это требование Бехрамани вызвало большую тревогу у американцев, поскольку им стало ясно, что они будут иметь дело не только с «умеренной» фракцией в Исламской республике, как американцы любили притворяться самими собой, а, скорее, со всеми фракциями. в иранском правительстве - включая тех, кто принимал непосредственное участие в терроризме. Несмотря на это, переговоры не были прерваны.

Открытие и скандал
Фотография Норта после его ареста

После утечки Мехди Хашеми, старшего служащий Корпуса стражей исламской революции, ливанский журнал Ash-Shiraa раскрыл эту договоренность 3 ноября 1986 года. Утечка, возможно, была организована тайной группой во главе с Артуром Моро-младшим, помощник председателя Объединенного комитета начальников штабов Соединенных Штатов, из-за опасений, что схема вышла из-под контроля.

Это был первый публичный отчет о сделке по оружию в обмен на заложников. Операция была обнаружена только после того, как над Никарагуа был сбит воздушный транспорт (Corporate Air Services HPF821 ). Юджин Хазенфус, который был схвачен властями Никарагуа после авиакатастрофы, первоначально утверждал на пресс-конференции на никарагуанской земле, что двое из его коллег, Макс Гомес и Рамон Медина, работали на Центральную разведку Агентство. Позже он сказал, что не знает, знают они это или нет. Правительство Ирана подтвердило историю Аш-Шираа, и через десять дней после первой публикации этой истории президент Рейган 13 ноября выступил по национальному телевидению из Овального кабинета, заявив:

Моей целью было..... послать сигнал о том, что Соединенные Штаты готовы заменить враждебность между [США и Ираном] новыми отношениями... В то же время мы предприняли эту инициативу, мы ясно дали понять, что Иран должен противостоять всем формам международного терроризма как условие прогресса в наших отношениях. Мы указали, что наиболее значительный шаг, который может предпринять Иран, - это использовать свое влияние в Ливане для освобождения всех удерживаемых там заложников.

Скандал усугубился, когда Оливер Норт уничтожил или спрятал соответствующие документы между 21 ноября и 25 ноября 1986 года. Во время судебного разбирательства по делу Норта в 1989 году его секретарь, Фаун Холл, давал подробные показания о помощи Норта в изменении, уничтожении и устранении должностного лица Совета национальной безопасности США (КНБ) документы из Белого дома. По данным The New York Times, в правительственный шредер было помещено достаточно документов, чтобы его замять. Норт объяснил уничтожение некоторых документов тем, чтобы защитить жизни людей, участвовавших в операциях Иран и Contra. Это было не до 1993 года, спустя годы после суда, эти записные книжки Норта были обнародованы, и только после того, как Архив национальной безопасности и Общественный гражданин подали в суд на Офис независимого советника в соответствии с Законом о свободе информации.

В ходе судебного разбирательства Норт показал, что 21, 22 или 24 ноября он стал свидетелем того, как Пойндекстер уничтожил то, что, возможно, было единственной подписанной копией президентских секретных документов, направленной на разрешение ЦРУ в поставке ракет Hawk в Иране в ноябре 1985 года. США Генеральный прокурор Эдвин Миз 25 ноября признал, что прибыль от продажи оружия Ирану была направлена ​​на помощь повстанцам контрас в Никарагуа. В тот же день Джон Пойндекстер ушел в отставку, а президент Рейган уволил Оливера Норта. 2 декабря 1986 года Пойндекстера заменил Фрэнк Карлуччи.

Когда эта история разразилась, многие ученые-правоведы выразили тревогу по поводу того, что NSC был просто консультативным органом по оказанию помощи президенту в формулировании внешней политики «начал действовать», ставым органом, тайно осуществляющим внешнюю политику политику самостоятельно. Закон о национальной безопасности 1947 года, был создан КНБ, дал ему смутное право выполнять другие функции и обязанности, связанные с разведкой, которые Совет национальной безопасности может время от времени указывать ». NSC обычно, хотя и не всегда, действовал в консультативном агентстве до администрации Рейгана, когда NSC «начал действовать», и эта ситуация была осуждена и комиссией Тауэра, и Конгрессом как отклонение от норм. Американский историк Джеймс Кэнхем-Клайн утвержден, что дело Иран-Контрас и «начало работы» СНБ не были отходом от норм, а были логическим и естественным следствием существования «государства национальной безопасности», многоевых правительственных агентств. с многомиллионными бюджетами, работающими без надзора со стороны Конгресса, судов или СМИ информации, и для поддержки национальной безопасности оправдывает почти все. Кэнхем-Клайн утверждал, что для «государства национальной безопасности» закон был препятствием, которое необходимо преодолеть, что нужно поддерживать, и что дело Иран-контрас было просто «обычным делом», что, по его утверждениям, СМИ упустили, сосредоточив внимание о том, что СНБ "начал действовать".

В Veil: Секретные войны ЦРУ 1981–1987, журналист Боб Вудворд описал роль ЦРУ в использованных переводу средств из продажи Ираном оружия никарагуанским «контрас», управляемого Оливером Норт. По словам Вудворда, тогдашний директор ЦРУ Уильям Дж. Кейси признался ему в феврале 1987 года, что он знал о перенаправлении средств контрас. Спорные признание произошло в то время как Кейси был госпитализирован для инсультом, и, по словам его жены, не мог общаться. 6 мая 1987 года Уильям Кейси скончался на следующий день после того, как Конгресс начал общественные слушания по Ирану-контрас. Независимый адвокат, Лоуренс Уолш позже писал: «Независимый адвокат не получил никаких документальных доказательств, что Кейси знал об утечке или одобрял ее. [Оливер] Норт ". Густ Авракодос, который в то время отвечал за поставленное оружие, также знал об операциях и категорически противился ей, в частности, отвлечению, выделенным на афганскую операцию, по мнению его ближневосточных экспертов, операция была бессмысленной, потому что

Комиссия Тауэра

25 ноября 1986 года президент Рейган объявил о создании Специального совета для изучения этого вопроса; что умеренные в Иране были в состоянии бросить вызов фундаменталистам. На следующий день он назначил бывшего сенатора Джона Тауэра, бывшего государственного секретаря Эдмунда Маски и бывшего советника по национальной безопасности Брента Скоукрофта в качестве членов комиссии вступила в силу 1 декабря и стала известна как <73 Комиссия Башни. Основными задачами комиссии было изучить «обстоятельства дела Иран-Контрас, другие тематические исследования., Которые могли бы выявить сильные и слабые стороны в работе системы национального». в условиях стресса, а также способ в которой эта система обслуживала восемь разных президентов с момента ее создания в 1947 году ". Комиссия Башни была первой президентской комиссией, провела обзор и оценка Совета национальной безопасности.

Президент Рейган (в центре) получает отчет Комиссии Башни в Кабинете Белого дома; Джон Тауэр слева, а Эдмунд Маски справа, 1987 год.

Президент Рейган предстал перед Комиссией Тауэра 2 декабря 1986 года, чтобы ответить на вопросы, касающиеся его причастности к делу.. Когда его спросили о роли в разрешении наркотиков, он сначала сказал, что имел; позже он, казалось, противоречил самому себе, заявив, что не помнил об этом. В своей автобиографии 1990 года An American Life Рейган подтверждает санкционирование поставки в Израиль.

Отчет, опубликованный Комиссией Башни, был доставлен президенту 26 февраля 1987 года. Комиссия провела интервью 80 свидетелей схемы, включая Рейгана, и двух посредников в торговле оружием: Манучер Горбанифар и Аднан Хашогги. 200-страничный отчет был наиболее полным из всех опубликованных, в котором критиковались действия Оливера Норта, Джона Пойндекстера, Каспара Вайнбергера и других. Он определил, что президент Рейган не знал о масштабах программы, особенно о перенаправлении средств контрас, хотя и утверждал, что президент был лучше контролировать персонал Совета национальной безопасности. В отчете Рейган подвергался резкой критике за то, что он не контролировал должным образом своих подчиненных и не осознавал их действия. Основным механизмом системы Башни было следствие того, что Рейгану больше прислушивается к своему советнику по национальной безопасности.

Комитеты Конгресса расследуют дело

В январе 1987 года Конгресс объявил о начале расследования дела Иран-Контрас. В зависимости от политической точки зрения расследование Конгресса дела Иран. мало, чтобы обуздать «имперское президентство», которое вышло из-под контроля, нарушив многочисленные законы. Контролируемый демократами Конгресс США 18 ноября 1987 года опубликовал свой отчет, в котором говорилось, что «если президент не знал, что делают его советники по национальной безопасности, он должен был знать». В отчете Конгресса говорится, что президент несет «окончательную ответственность» за проступки своих помощников, а его администрация проявляет «секретность, и пренебрежение закона». В нем также говорится, что «центральным остающимся ролью президента в деле Иран-контрас. В этом критическом моменте уничтожение документов Пойндекстером, Нортом и другими, а также смерть Кейси оставляют запись неполной ».

Последствия

Рейган выразил сожаление по поводу ситуации в общенациональном телеобращении из Овального кабинета 4 марта 1987 г. и в двух других выступлениях. Он разговаривает напрямую с американским народом в течение трех месяцев в течение трех месяцев в разгар скандала, и он начинает следующее объяснение своего молчания:

Причина, по которой я не разговаривал с вами раньше, в следующем: вы заслуживаете правды. И каким бы разочаровывающим ни было ожидание, я счел неприличным приходить к вам с отрывочными отчетами или, возможно, даже с ошибочными заявлениями, которые необходимо исправить, создавая еще больше сомнений и путаницы. Этого было достаточно.

Затем Рейган взял на себя полную ответственность за совершенные действия:

Во-первых, позвольте мне сказать, что я беру на себя ответственность за свои действия и действия моей администрации. Как бы я ни был зол на действия, предпринятые без моего ведома, я все же несу ответственность за эти действия. Каким бы разочарованием я ни был в тех, кто служил мне, я все еще тот, кто должен отвечать перед американским народом за такое поведение.

Наконец, президент признал, что его предыдущие утверждения о том, что США не обменивали оружие на заложников, были неверны:

Несколько месяцев назад я сказал американцам, что не обмениваю оружие на заложников. Мое сердце и мои лучшие намерения по-прежнему говорят мне, что это правда, но факты и доказательства говорят мне, что это не так. Как сообщал совет Башни, то, что начиналось стратегическое открытие для Ирана, в ходе реализации переросло в торговлю оружием для заложников. Это противоречит убеждениям, политика администрации и исходной стратегии, которую мы имели в виду.

По сей день роль Рейгана в этих сделках окончательно не известна. Неясно, что именно знал Рейган, и были ли продажи оружия мотивированы его желанием спасти американских заложников. Оливер Норт писал, что «Рональд Рейган знал и одобрял многое из того, что происходило как с иранской инициативой, так и с частными усилиями от имени контрас, и он регулярно получал подробные брифинги по обоим... не сомневаюсь, что ему сказали об использовании остатков для контраса. С энтузиазмом ". Рукописные заметки министра обороны Вайнбергера указывают на то, что президент знал о передаче захватников Ираном, а также о продаже ракет Hawk и TOW, как ему сказали,« умеренным элементом »в Иране. года, говорится, что Рейган сказал, «он мог ответить на обвинения в незаконности, но не мог ответить на обвинение [sic ], что« большой и сильный президент Рейган упустил шанс освободить заложников »". Написанный республиканец «Отчет комитетов Конгресса по расследованию дела Иран-Контрас» сделал следующий вывод:

Есть некоторые вопросы и споры о том, на каком именно уровне он решил следить за деталями операций. Нет никаких сомнений в том, что... [что] президент определил политику в отношении Никарагуа с небольшими двусмысленностями, а затем оставил подчиненным более или менее свободными для ее реализации.

Внутри страны это дело ускорило падение. в держателе президента Рейгана. Согласно опросу The New York Times / CBS News, его рейтинг одобрения потерпел "самое большое падение в истории любого президента США" с 67% до 46% в ноябре 1986 года.. Однако «тефлоновый президент», как прозвали Рейгана критики, выжил, и его рейтинг доверия восстановился.

На международном уровне ущерб был более серьезным. Магнус Рансторп писал: «Готовность США пойти на уступки с Ираном и Хезболлой не только эффективными инструментами для политики и финансовых уступок для Запада, но и подрывал любые достоверность критики со стороны. США уклонения других государств от принципов недопущения и недопущения уступок террористам и их требованиям ».

В Иране Мехди Хашеми, виновник скандала, был казнен в 1987 году якобы за деятельность, не связанную со скандалом. Хотя Хашеми полностью признался на видео по многочисленным серьезным обвинениям, некоторые наблюдатели находят совпадение его утечки и последующее судебное преследование весьма подозрительным.

Обвинительные заключения

  • Каспар Вайнбергер, министр обороны, был обвинен по двум статьям лжесвидетельство и одному пункту воспрепятствования правосудия 16 июня 1992 года. Вайнбергер получил помилование от Джорджа Х.В. Буша 24 декабря 1992 года, до того, как его судили.
  • Роберт С. Макфарлейн, советник по национальной безопасности, признанный виновным в сокрытии доказательств, но после сделки о признании вины получил только два года условно. Позже помилован президентом Джорджем Бушем.
  • Эллиотом Абрамсом, помощником госсекретаря, осужденным за утаивание показаний, но после сделки о признании вины получил только два года условно. Позже помилован президентом Джорджем Бушем.
  • Аланом Д. Фирсом, начальником оперативной группы ЦРУ по Центральной Америке, признан виновным в сокрытии доказательств и приговорен к одному году условно. Позже помилован президентом Джорджем Бушем-старшим.
  • Клером Джорджем, начальником секретной службы ЦРУ, осужден по двум обвинениям в лжесвидетельстве, но помилован президентом Джорджем Бушем-старшим до вынесения приговора. 405>Оливер Норт, член Совета национальной безопасности был обвинен по 16 пунктам обвинения. Присяжные признали его виновным в незаконном расследовании расследования в Конгрессе и уничтожении документов. Приговоры были отменены в апелляционной инстанции, поскольку его Пятой поправки нарушили из-за его иммунизированных показаний, а также из-за того, что судья неправильно объяснил присяжным преступлением уничтожения документов.
  • Фаун Холл, секретарю Оливера Норта, был предоставлен иммунитет от судебного преследования по обвинению в заговоре и уничтожении документов в обмен на ее показания.
  • Джонатан Скотт Ройстер, представитель Оливера Норта, получил иммунитет от судебного преследования по обвинению в заговоре. и уничтожение документов в обмен на его показания.
  • Советник по национальной безопасности Джон Пойндекстер был осужден по пятитам обвинения в сговоре, воспрепятствовании правосудия, лжесвидетельству, обману правительства, и изменение и уничтожение доказательств. Панель D.C. Судебный процесс отменил приговор 15 ноября 1991 г. по той же причине, по которой суд отменил приговор Оливера Норта, и тем же голосом 2 против 1. Верховный суд отказался рассматривать дело.
  • Дуэйн Кларридж. Бывший высокопоставленный чиновник ЦРУ, в ноябре 1991 года ему было предъявлено обвинение по семи пунктам в лжесвидетельстве и ложных заявлений, обвинений в Иран в ноябре 1985 года. Помилован до суда президентом Джорджем Х. У. Бушем.
  • Ричардом В. Секордом. Бывший генерал-майор ВВС, который участвовал в поставках оружия Ирану и отвлечении денежных средств в пользу контрас, в ноябре 1989 года он признал себя виновным в ложных заявлениях Конгрессу и был приговорен к двум годам условно. В рамках транзакции о признании вины Секордился дополнительные правдивые показания в обмен на снятие уголовных обвинений против него.
  • Альберт Хаким. Бизнесмен, он признал себя виновным в ноябре 1989 года в добавлении к зарплате Норта, купив Норта за 13 800 долларов за деньги «Энтерпрайза», который представляет собой набор иностранных компаний, которые Хаким использовал в Иран-Контра. Кроме того, швейцарская компания Lake Resources Inc., использовалась для хранения денег от продажи оружия Ирану для передачи контрас, признала себя виновной в краже государственной собственности. Хаким получил два года условно и штраф в размере 5000 долларов, в то время как Lake Resources Inc. был приказано распустить.
  • Томас Г. Клинс. Бывший офицер подпольной службы ЦРУ. По словам специального прокурора Уолша, он заработал почти 883 000 долларов, помогая отставному генерал-майору ВВС Ричарду В. Секорду и Альберту Хакиму выполнять секретные операции «Энтерпрайза». Было предъявлено обвинение в сокрытии полной суммы прибыли своего предприятия за 1985 и 1986 налоговые годы, а также в отказе от декларирования своих зарубежных финансовых счетов. Он был осужден и отбыл 16 месяцев в тюрьме, единственный обвиняемый Иран-контрас, отбывший тюремный срок.

Независимый адвокат, Лоуренс Э. Уолш предпочел не попробовать еще раз North или Poindexter. В общей сложности офис Уолшаал несколько десятков человек.

Отрицание Джорджа Буша

Во время своей предвыборной кампании в 1988 году вице-президент Буш отрицал какие-либо сведения о деле Иран-контрас, заявив, что он был «не в курсе». Хотя в его дневниках говорилось, что он был «одним из немногих людей, которые полностью знают подробности», он неоднократно отказывался обсуждать этот инцидент и выигрывал выборы.

Книга, опубликованная в 2008 году израильским журналистом и экспертом по терроризму Ронен Бергман утверждает, что Буш также лично и тайно проинформировал об этом деле Амирам Нир, советник по борьбе с терроризмом тогдашнего премьер-министра Израиля Ицхака Шамира, когда Буш был с визитом в Израиле. «Нир мог изобличить нового президента. «Тот факт, что Нир был убит в результате загадочной авиакатастрофы в Мексике в декабре 1988 года, породил многочисленные теории заговора », - пишет Бергман.

Простите

24 декабря 1992 г. был побежден при переизбрании и приближался к концу своего полномочий, хромая утка президент Джордж Буш помиловал пятерых чиновников администрации, которые признан виновным по делу. Это были:

  1. Эллиот Абрамс ;
  2. Дуэйн Кларридж ;
  3. Алан Файерс ;
  4. Клер Джордж ; и
  5. Роберт Макфарлейн.

Буш также помиловал Каспара Вайнбергера, который еще не предстал перед судом. Генеральный прокурор Уильям П. Барр консультировал президента по поводу этих помилований, особенно Каспара Вайнбергера.

В ответ на эти помилования Буша Независимый советник Лоуренс Э. Уолш, возглавлявший расследование преступного поведения должностных лиц администрации Рейгана в скандале Иран-Контра, заявил, что «сокрытие Иран-Контрас, длившееся более шести лет, теперь завершено. " Уолш отметил, что, объявляя о помиловании, Буш, по всей видимости, упреждает свою причастность к преступлениям Ирана-Контра на основании доказательств, которые должны были появиться во время суда над Вайнбергером, и отметил, что имел место образец «обмана и препятствования» со стороны Буш, Вайнбергер и другие высокопоставленные чиновники администрации Рейгана.

Современные интерпретации

Дело Иран-Контрас и последовавший за ним обман с целью защиты высших должностных лиц администрации (включая президента Рейгана) были приведены в качестве примера политика постправды Малкольм Бирн из Университета Джорджа Вашингтона.

Отчеты и документы

100-й Конгресс сформировал Объединенный комитет Конгресса США (Комитеты Конгресса по расследованию дела Иран-Контра ) и провели слушания в середине 1987 года. Стенограммы были опубликованы как: Иран-Contra Investigation: Совместные слушания перед Специальным комитетом Сената по секретной в оенной помощи Ирану и никарагуанской оппозиции и Специальным комитетом Палаты представителей по расследованию тайных сделок с оружием с Ираном (US GPO 1987– 88). На закрытом исполнительном заседании были заслушаны секретные показания Норта и Пойндекстера; эта стенограмма была опубликована в отредактированном формате. Итоговым отчетом объединенного комитета стал Отчет комитетов Конгресса по расследованию дела Иран – Контрас с дополнительными, меньшинственными и дополнительными взглядами (Генеральная прокуратура США, 17 ноября 1987 г.). Записи комитета находятся в Национальном архиве, но многие из них до сих пор закрыты.

Показания также были заслушаны в Комитете по иностранным делам Палаты представителей, Постоянный специальный комитет Палаты представителей по разведке и Специальный комитет Сената по разведке, которые можно найти в Протоколе Конгресса для этих органов. Комитет Сената по разведке подготовил два отчета: «Предварительное расследование продажи оружия Ирану и возможного отвлечения средств никарагуанскому сопротивлению» (2 февраля 1987 г.) и были ли соответствующие документы изъяты из комитетов Конгресса, расследовавших дело «Иран – контрас»? (Июнь 1989 г.)

Отчет Комиссии Башни был опубликован как Отчет Специального Контрольного Совета Президента. Генеральная прокуратура США, 26 февраля 1987 г. Он также был опубликован под названием The Tower Commission Report, Bantam Books, 1987, ISBN 0-553-26968-2

The Office of Independent Counsel / Walsh исследование произведено. четыре промежуточных отчета перед Конгрессом. Его окончательный отчет был опубликован как Заключительный отчет независимого советника по Ирану / Contra Matters. Записи Уолша доступны в Национальных архивах.

См. Также
  • icon портал 1980-х годов
Сноски
Ссылки
Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 06:25:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте