МИМ-23 Ястреб | |
---|---|
Заряжающая машина MIM-23 Hawk перезаряжает прицеп-носитель | |
Тип | Зенитная ракета |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В сервисе | Август 1960-настоящее время |
История производства | |
Производитель | Компания Raytheon |
Характеристики | |
Масса | 1290 фунтов (590 кг) |
Длина | 16 футов 8 дюймов (5,08 м) |
Диаметр | 14,5 дюймов (370 мм) |
Боеголовка | 119 фунтов (54 кг) осколочно-фугасной боевой части |
Двигатель | твердотопливный ракетный двигатель |
Размах крыльев | 3 фута 11 дюймов (1,19 м) |
Рабочий диапазон | 45–50 км |
Потолок полета | 65000 футов (20000 м) |
Максимальная скорость | Маха 2,4 |
Система наведения | Полуактивная радиолокационная система самонаведения |
Raytheon MIM-23 HAWK ( "Самонаведение Все пути убийцы, как правило, называют„Hawk“) является американской средней дальности ракета поверхность-воздух. Он был разработан, чтобы быть гораздо более мобильным аналогом MIM-14 Nike Hercules : компромисс между диапазоном и высотными характеристиками в пользу гораздо меньшего размера и веса. Его характеристики на низком уровне были значительно улучшены по сравнению с Nike за счет внедрения новых радаров и полуактивной радиолокационной системы самонаведения с непрерывной волной. Армия США в 1959 году.
В 1971 году он прошел серьезную программу усовершенствований под названием Improved Hawk, или I-Hawk, в рамках которой было внесено несколько улучшений в ракету и заменены все радиолокационные системы новыми моделями. Улучшения продолжались в течение следующих двадцати лет, добавив улучшенный ECCM, потенциальную возможность попадания в помеху, а в 1995 году новую боеголовку, которая сделала его способным противостоять тактическим ракетам малой дальности. Джейн сообщила, что вероятность убийства с одного выстрела исходной системы составляла 0,56; I-Hawk улучшил это значение до 0,85.
Hawk был заменен Patriot MIM-104 в США армии службы по 1994 Последний пользователь США был морской пехоты США, которые не использовали до 2002 Их или когда они были заменены на носимое ближнего FIM-92 Stinger. Ракета производилась также за пределами США в Западной Европе, Японии и Иране. США никогда не использовали Hawk в бою, но его много раз использовали другие страны. Было произведено около 40 тысяч ракет.
Разработка ракетного комплекса Hawk началась в 1952 году, когда армия Соединенных Штатов начала исследования по созданию полуактивной радиолокационной самонаводящейся ракеты класса "земля-воздух" средней дальности. В июле 1954 г. компания Northrop получила контракты на разработку пусковой установки, радаров и систем управления огнем, в то время как Raytheon получила контракт на поставку ракеты. Первый испытательный запуск ракеты, получившей обозначение XSAM-A-18, произошел в июне 1956 года. К июлю 1957 года разработка была завершена, и к этому времени обозначение было изменено на XM3 и XM3E1. В очень ранних ракетах использовался Aerojet M22E7, который был ненадежным; проблемы были решены с принятием на вооружение двигателя M22E8.
Ракета первоначально была развернута в армии США в 1959 году и в морской пехоте США в 1960 году.
Благодаря высокой сложности системы и качеству ламповой электроники, радары ранних систем Hawk имели среднее время наработки на отказ (MTBF) всего 43 часа. Усовершенствованная система Hawk увеличила это время до 130-170 часов. Более поздние версии Hawk улучшили это время до 300-400 часов.
Улучшенный Hawk или I-Hawk У оригинальной системы Hawk были проблемы с поражением целей на малой высоте - у ракеты были проблемы с обнаружением цели среди наземных помех. Армия США начала программу по решению этих проблем в 1964 году через Программу улучшения Hawk (Hawk / HIP). Это включало многочисленные обновления системы Hawk:
Система была введена в эксплуатацию в 1972 году, и к октябрю первый блок вышел в рабочее состояние. К 1978 году все американские агрегаты были модернизированы до стандарта I-Hawk.
План улучшения продукта В 1973 году армия США приступила к реализации обширного многоэтапного проекта Hawk PIP (План улучшения продукта), в основном предназначенного для улучшения и модернизации многочисленных элементов наземного оборудования.
Надежность восстановления ракет Hawk (MRR)
Ястреб ECCM
Улучшения с низким уровнем беспорядка
Ракетный ILM Hawk (Улучшенная модификация летальности)
Подвижность Hawk и обновления TMD
Фаза IV
Ястреб XXI (Ястреб 21)
Система Hawk состоит из большого количества составных элементов. Эти элементы обычно устанавливались на колесных прицепах, что делало систему полумобильной. В течение 40-летнего срока службы системы эти компоненты постоянно обновлялись.
Ракета Hawk транспортируется и запускается с буксируемой трехкомпонентной ракетной установки M192. Самоходная пусковая установка Hawk, SP-Hawk, была выставлена на вооружение в 1969 году, которая просто установила пусковую установку на гусеничный M727 (модифицированный M548 ), однако проект был свернут, и вся деятельность прекратилась в августе 1971 года.
Ракета приводится в движение двухтактным двигателем с фазой ускорения и фазой поддержки. Ракеты MIM-23A были оснащены двигателем M22E8, который работает от 25 до 32 секунд. MIM-23B и более поздние ракеты оснащены двигателем M112 с 5-секундной фазой наддува и поддержанием фазой около 21 секунд. Двигатель M112 имеет большую тягу, что увеличивает зону зацепления.
В исходных ракетах MIM-23A использовался параболический отражатель, но направленная фокусировка антенны была недостаточной, при поражении низколетящих целей ракета пикировала на них, только чтобы терять их в наземных помехах. Ракеты MIM-23B I-Hawk и более поздние версии используют плоскую антенну с низким боковым лепестком и высоким коэффициентом усиления для снижения чувствительности к помехам от земли в дополнение к инвертированному приемнику, разработанному в конце 1960-х годов, чтобы дать ракетам улучшенные возможности ECCM и увеличить доплеровское излучение. разрешение по частоте.
Типичный аккумулятор Basic Hawk состоит из:
Типичный аккумулятор Phase-III Hawk состоит из:
Тип ракеты | Поступил в сервис | Тактическая модель | Модель обучения и оценки |
---|---|---|---|
Прототип | 1957 г. | XM3 (XMIM-23A) | н / д |
Базовый ястреб | 1959 г. | (М3) МИМ-23А | XM16 / 18 (XMTM-23B / C) |
Базовый I-Hawk | С 1971 по 1978 год | МИМ-23Б | XMEM-23B |
Улучшенный ECCM | 1982 г. | МИМ-23С / Д | МЕМ-23С |
Низкоуровневые / многозадачные | 1990 г. | МИМ-23Э / Ф | МЕМ-23Д |
Новая секция тела | начало 1990-х | МИМ-23Г / Н | МЕМ-23Э |
Новая боевая часть и взрыватель (противотуберкулезный) | 1995 г. | МИМ-23К / Дж | МЕМ-23Ф |
Только новый взрыватель, старая боеголовка | 1995 г. | МИМ-23Л / М |
Ракета «Ястреб» имеет тонкий цилиндрический корпус и четыре дельта-крыла с короткими хордами, которые простираются от середины корпуса до слегка сужающегося хвоста лодки. Каждое крыло имеет управляющую поверхность по задней кромке.
В 1970-х годах НАСА использовало излишки ракет Hawk для создания зондирующей ракеты Nike Hawk.
Оригинальная ракета использовалась с системой. 54-килограммовая (119 фунтов) боеголовка производит примерно 4000 8-граммовых (0,28 унций) осколков, которые движутся со скоростью примерно 2000 метров в секунду (6600 футов / с) по дуге 18 градусов. [1]
MIM-23B имеет большую осколочно-фугасную боеголовку массой 74 кг (163 фунта), меньший и улучшенный пакет наведения и новый ракетный двигатель M112. Новая боеголовка производит примерно 14 000 осколков весом 2 грамма (0,071 унции), которые покрывают дугу гораздо большего размера, составляющую 70 градусов. Ракетный двигатель M112 имеет фазу разгона 5 секунд и фазу выдержки 21 секунду. Общий вес двигателей составляет 395 кг (871 фунт), включая 295 кг (650 фунтов) топлива. Этот новый двигатель увеличивает диапазон действия до 1,5-40 км (от 0,93 до 24,85 миль) на большой высоте и от 2,5 до 20 км (от 1,6 до 12,4 миль) на малой высоте, минимальная высота включения составляет 60 метров (200 футов).. Ракета была введена в эксплуатацию в 1971 году. К 1978 году все подразделения США были переведены на этот стандарт.
Структуры Hawk и Improved Hawk были объединены в одну систему - систему управления и координации противоракетной обороны AN / TSQ-73, получившую название Missile Minder или Hawk-MM. Он состоит из следующих компонентов: радар захвата импульсов MPQ-50, улучшенный радар захвата непрерывных волн MPQ-48, центр управления батареями TSW-8, центр координации информации ICC, командный пункт взвода MSW-11, осветитель высокой мощности MPQ-46, MPQ -51 только радар дальности и пусковая установка M192.
1959 Базовый HAWK | МИМ-23А | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1971 Ястреб | МИМ-23Б | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1982 Улучшенный ECCM | МИМ-23С | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИМ-23Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1990 Улучшенная секция наведения и ECCM | МИМ-23Э | МИМ-23Ф | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Улучшенная часть тела | МИМ-23Г | МИМ-23Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конфигурация Anti- TBM | МИМ-23К | МИМ-23J | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усиленный предохранитель | МИМ-23Л | МИМ-23М | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представлен примерно в 1982 году с улучшенными возможностями ECCM.
Неизвестное обновление до MIM-23C. Ракетные семейства C и D оставались раздельными до тех пор, пока ракеты не вышли из эксплуатации. Неясно, в чем именно разница между двумя ракетами - однако кажется вероятным, что ракеты семейства D представляют собой альтернативную систему наведения, возможно, основную на помехах, разработанную в ответ на советские методы РЭБ, которые использовались Ираком во время ирано-иракской войны..
Низкий уровень / множественные помехи
Ракеты, модернизированные до MIM-23C / D, улучшили наведение для ведения боя на малых высотах в условиях сильных помех / множественных помех. Представлен в 1990 году.
Новая секция тела
Модернизация 1995 года, состоящая из нового узла корпуса для ракет MIM-23E / F.
Новая боевая часть + взрыватель (противотуберкулезный)
Введен в производство примерно в 1994 году. Боевая часть повышенной летальности с осколками весом 35 г (540 гран) вместо 2-граммовых (30 гран) осколков I-Hawks. Ракеты MIM-23K Hawk эффективны на высоте до 20 000 м и дальности до 45 км. Ракета также включает новый взрыватель, что делает ее эффективной против баллистических ракет.
Новый взрыватель + старая боеголовка
Сохраняет боеголовку I-Hawks 30 гран, но с новым взрывателем.
Первоначальная система Hawk использовала 4, а в некоторых моделях 6 радаров : для обнаружения (PAR и CWAR), для отслеживания (CWAR и HPIR) и для поражения (HPIR и ROR) целей. По мере модернизации системы функциональность некоторых радаров была объединена. Последняя итерация системы состоит всего из двух радаров, усовершенствованного поискового радара с фазированной антенной решеткой и радара поражения (HPIR).
Система | Базовый Ястреб 1959 | Улучшенный ястреб 1971 | PIP, фаза I, 1979 г. | Фаза II ПГИ с 1983 по 1986 год | PIP, этап III 1989 | Ястреб XXI |
---|---|---|---|---|---|---|
PAR | AN / MPQ-35 | AN / MPQ-50 | AN / MPQ-64 | |||
CWAR | AN / MPQ-34 | AN / MPQ-48 | AN / MPQ-55 | AN / MPQ-62 | ||
HPIR | AN / MPQ-33/39 | AN / MPQ-46 | AN / MPQ-57 | AN / MPQ-61 | ||
ROR | AN / MPQ-37 | AN / MPQ-51 | никто |
РЛС импульсного захвата - это радар дальнего действия на большой высоте.
Поисковый радар, используемый с базовой системой Hawk, с мощностью импульса радара 450 кВт и длительностью импульса 3 мкс, частотой повторения импульсов 800 и 667 Гц поочередно. Радар работает в диапазоне от 1,25 до 1,35 ГГц. Антенна представляет собой эллиптический отражатель размером 6,7 × 1,4 м (22,0 футов × 4,6 фута) открытой решетчатой конструкции, установленный на небольшом двухколесном прицепе. Скорость вращения составляет 20 об / мин, BCC - Battery Control Central и CWAR синхронизируются оборотами PAR и триггером системы PAR.
Представленный с системой I-Hawk, улучшенный PAR. В системе появился цифровой индикатор MTI (индикатор движущихся целей), который помогает отделить цели от помех на земле. Он работает в диапазоне частот от 500 до 1000 МГц (диапазон C ) с импульсной мощностью радиолокатора 450 кВт.
Трехмерная доплеровская радиолокационная система диапазона X-Band, используемая с системой Hawk XXI. Он заменяет компоненты CWAR и PAR системы Hawk. MPQ-64 Sentinel обеспечивает покрытие на расстоянии до 75 км (47 миль), вращаясь со скоростью 30 об / мин. Система имеет среднее время наработки на отказ около 600 часов и может отслеживать не менее 60 целей одновременно. Он может подниматься до +55 градусов и опускаться до −10 градусов.
Эта система непрерывной волны X Band используется для обнаружения целей. Агрегат смонтирован на собственном передвижном прицепе. Устройство обнаруживает цели по азимуту на 360 градусов, обеспечивая при этом радиальную скорость цели и необработанные данные о дальности.
MPQ-34 Hawk CW Радар обнаружения мощностью 200 Вт и частотой 10 ГГц (диапазон X ). Создан компанией Raytheon. Заменен на MPQ-48.
Усовершенствованная версия радара сбора данных для непрерывного наблюдения Hawk удвоила выходную мощность и улучшила дальность обнаружения:
Улучшенный радар с непрерывным захватом сигналов Hawk или ICWAR. Выходная мощность увеличена вдвое до 400 Вт, что увеличивает дальность обнаружения примерно до 70 км (43 мили). Радар работает в диапазоне 10–20 ГГц ( J-диапазон ). Другие функции включают FM-диапазон и BITE (встроенное испытательное оборудование). Частотная модуляция применяется к широковещательной передаче при альтернативных сканированиях ICWAR для получения информации о дальности.
Некоторые изменения в обработке сигналов позволяют радару определять дальность и скорость целей за одно сканирование. Добавлена цифровая система DSP, которая позволяет выполнять большую часть обработки данных непосредственно на радаре и направлять ее напрямую через последовательный цифровой канал на PCP / BCP.
Радар Hawk HPIРанние радары AN / MPQ-46 High Power Illuminator (HPIR) имели только две большие тарелочные антенны, расположенные рядом, одну для передачи и одну для приема. HPIR автоматически обнаруживает и отслеживает назначенные цели по азимуту, углу места и дальности. Он также служит в качестве интерфейсного устройства, обеспечивающего азимут и углы возвышения, вычисленные автоматическим процессором данных (ADP) в Информационно-координационном центре (ICC), для IBCC или улучшенного командного пункта взвода (IPCP) для трех пусковых установок. Энергия HPIR J-диапазона, отраженная от цели, также принимается ракетой Hawk. Эти возвратные сигналы сравниваются с опорным сигналом ракеты, передаваемым непосредственно на ракету через HPIR. Сопровождение цели продолжается на протяжении всего полета ракеты. После того, как ракета перехватит цель, данные HPIR Doppler используются для оценки поражения. HPIR получает целеуказание от одного или обоих обзорных радаров через Центр управления батареями (BCC) и автоматически ищет заданный сектор для быстрого захвата цели. HPIR включает в себя ECCM и BITE.
Эта система X Band CW используется для освещения целей в ракетной батарее «Ястреб». Агрегат смонтирован на собственном передвижном прицепе. Устройство автоматически обнаруживает и отслеживает назначенные цели по азимутальному углу места и дальности. Система имеет выходную мощность около 125 Вт в диапазоне 10–10,25 ГГц. MPQ-39 был модернизированной версией CWIR, радара с непрерывной подсветкой, MPQ-33.
Радар работает в диапазоне 10–20 ГГц (диапазон J ). Многие компоненты электронных ламп в более ранних радарах заменены на твердотельные.
Большая часть остальной ламповой электроники модернизирована до полупроводниковой. Также добавлена электрооптическая система слежения, дневная только OD-179 / TVY TAS (вспомогательная система слежения) для работы в среде с высоким уровнем ECM. TAS был разработан Northrop на базе TISEO ВВС США (система идентификации целей, электрооптическая). Он состоит из видеокамеры с объективом с увеличением × 10. I-TAS, который был испытан в полевых условиях в 1992 году, добавил способность инфракрасного излучения для работы в ночное время, а также автоматическое обнаружение и сопровождение цели.
Модернизирован за счет добавления системы LASHE (одновременное взаимодействие с ястребом на малой высоте), которая позволяет Hawk поражать несколько целей с низкой высотой, используя веерно-лучевую антенну для обеспечения широкоугольной схемы освещения на малой высоте, чтобы обеспечить возможность многократного поражения против набеги насыщения. Эта антенна прямоугольная. Это позволяет поражать до 12 целей одновременно. Также имеется TV / IR оптическая система для пассивного наведения ракеты.
Импульсный радар, который автоматически включается, если радар HPIR не может определить дальность действия, обычно из-за помех. ROR трудно заглушить, потому что он работает только кратковременно во время зацепления и только при наличии заклинивания.
Импульсный радар в Ku-диапазоне (частота: 15,5-17,5 ГГц), выходная мощность составляла 120 кВт. Длительность импульса 0,6 мкс при частоте следования импульсов 1600 Гц. Антенна: 4-футовая (1,2 м) тарелка.
FDC (Hawk Phase III и Hawk XXI) - Центр распространения огня. Блок C4I, обеспечивающий современное командование, управление, связь и силовые операции. Цветные дисплеи с наложенными на них трехмерными картами повышают осведомленность о ситуации. Представляет обмен воздушным изображением и командами в реальном времени между подразделениями Hawk. Возможность настройки для систем SL-AMRAAM и SHORAD / vSHORAD.
Израильтяне модернизировали стандарт Phase 2, добавив электрооптическую телевизионную систему Super Eye для обнаружения самолетов на расстоянии от 30 до 40 км и идентификации на расстоянии от 17 до 25 км. Они также модифицировали свою систему для ведения боя на высотах до 24000 м.
Комплексная система стрельбы ракетами AIM-7 Sparrow из модифицированной 8-зарядной пусковой установки. Система была продемонстрирована на полигоне вооружений в Чайна-Лейк в 1985 году. В настоящее время системой нет пользователей.
На "Safe Air 95" продемонстрировали запуск ракет AMRAAM из модифицированной пусковой установки M192. Обычный батарейный радар используется для поражения, а собственный радар ракеты используется для самонаведения. Raytheon и Kongsberg предлагают эту систему в качестве обновления существующей системы Hawk. Это предложение нацелено, в частности, на страны, эксплуатирующие Hawk, которые также имеют в своем арсенале AIM-120 AMRAAM. В настоящее время в Норвегии используется система такого типа, как NASAMS.
В рамках того, что стало известно как дело Иран-контрас, ракеты Hawk были частью оружия, проданного Ирану в нарушение эмбарго на поставки оружия для финансирования контрас.
Исламская Республика Иран ВВС использовали ряд MIM-23 Hawk ракет для перевозки на F-14 Tomcat истребителей в роли класса " воздух-воздух " в рамках программы, известной как Sky Hawk, в Sedjil. Иран также модифицировал свои наземные системы Hawk для перевозки в колонне колесных транспортных средств 8 × 8 и адаптировал пусковые установки для перевозки стандартных ракет RIM-66 или AGM-78 с двумя стандартными ракетами на пусковую установку.
У иранских ВВС есть собственная версия MIM-23 Hawk, Shahin, которая, по их утверждениям, находится в стадии производства. В 2010 году Иран объявил, что начнет массовое производство своей системы ПВО следующего поколения под названием Mersad, которая будет интегрирована с ракетой Shahin.
В ноябре 2018 года Иран представил контейнерную пусковую установку для своей системы Mersad с ракетами Shahin и Shalamcheh, преобразованными в корпус Sayyad-2. Вновь появился в ноябре 2019 года, но уже с 3 канистрами вместо двух. Система получила название «Мерсад-16».
Иранский Мерсад-16Норвегия разработала свою собственную схему модернизации Hawk, известную как Norwegian Adapted Hawk (NOAH), которая включает в себя аренду пусковых установок I-Hawk, радаров HPI и ракетных погрузчиков у США и их интеграцию с Hughes (теперь Raytheon) Kongsberg Acquisition Radar and Control. Системы. Система NOAH была введена в действие в 1988 году. В период 1995–1998 годов ее сменила система NASAMS.
Ожидается, что будущие разработки будут включать в себя внедрение Agile CW Acquisition Radar (ACWAR), развитие технологии радаров Hawk CW. Он будет выполнять полное трехмерное обнаружение цели в азимутальном секторе 360 ° и с большими углами возвышения. Программа ACWAR была инициирована для удовлетворения все более жестких требований тактической противовоздушной обороны, и оборудование было разработано для эксплуатации Hawk в конце 1990-х годов и позже. Однако в 1993 году программа ACWAR была прекращена.
Эти страны внедрили улучшения Фазы I и Фазы II.