Grumman F-14 Tomcat

редактировать

Семейство палубных истребителей превосходства превосходства в воздухе
F-14 Tomcat
ВМС США 051105-F-5480T-005 F-14D Tomcat выполняет миссию над Персидским заливом-region.jpg
A США ВМФ F-14D выполняет миссию над регионом Персидского залива в 2005 году.
РольПерехватчик, превосходство в воздухе и многоцелевой истребитель
Национальное происхождениеСША
ПроизводительGrumman Aerospace Corporation
Первый полет21 декабря 1970 г.
Введение22 сентября 1974 г.
В отставке22 сентября 2006 г. (ВМС США )
СтатусНаходится на вооружении ВВС Исламской Республики Иран
Основные пользователиВМС США (исторические). Имперские ВВС Ирана (исторический). ВВС Исламской Республики Иран
Произведено1969–1991
Количество построенных712
Стоимость единицы 19,2 млн долларов (1977)

Grumman F-14 Tomcat Американский сверхзвуковой, двухмоторный, двой, сдвоенный хвост, крыло изменяемой стреловидности истребитель. Разработан Tomcat для ВМС США <6 50 после провала проекта F-111B. F-14 был первым из американских истребителей Teen Series, который поднялся с учетом опыта воздушного боя против истребителей МиГ во время войны во Вьетнаме.

F-14 впервые в воздух 21 декабря 1970 г. и впервые был развернут в 1974 г. вместе с ВМС США на борту USS Enterprise (CVN-65), заменено ив McDonnell Douglas F-4 Phantom II.. В 2000-е годы F-14 служил основным морским истребителем завоевания превосходства в воздухе ВМС США, перехватчиком военной флота и тактической платформой воздушной разведки. Система отсеков для навигации и наведения на малую высоту в инфракрасном свете (LANTIRN ) была добавлена ​​в 1990-х годах, и Tomcat начал выполнять высокоточные наземные атаки.

В 1980-х годах F-14 использовались в качестве перехватчиков наземного базирования ВВС Исламской Республики Иран во время ирано-иракской войны, где они участвовали в боях против иракских боевых самолетов. Сообщается, что иранские F-14 сбили по меньшей мере 160 иракских самолетов во время войны, при этом было потеряно от 12 до 16 «Котиков»; по крайней мере половина этих потерь была вызвана аварией.

Tomcat был списан ВМС США 22 сентября 2006 года, его заменил Boeing F / A-18E / F Super Hornet. F-14 остается на вооружении ВВС Ирана, будучи экспортированным в Иран в рамках режима Пехлеви в 1976 году. В ноябре 2015 года появились сообщения о летающем сопровождении иранских F-14 для Российских бомбардировщики Ту-95, Ту-160 и Ту-22М наносят авиаудары в Сирии.

Содержание

  • 1 Разработка
    • 1.1 Предпосылки
    • 1.2 Визуальные эффекты
    • 1.3 Улучшения и изменения
    • 1.4 Улучшения для наземных атак
  • 2 Дизайн
    • 2.1 Обзор
    • 2.2 Крылья с изменяемой геометрией и аэродинамический дизайн
    • 2.3 Двигатели и конструкция
    • 2.4 Авионика и органы управления полетом
    • 2.5 Вооружение
  • 3 История эксплуатации
    • 3.1 США
    • 3.2 Иран
  • 4 Варианты
    • 4.1 F-14A
    • 4.2 F-14B
    • 4.3 F-14D
    • 4.4 Прогнозируемые варианты
  • 5 Операторы
    • 5.1 Бывшие операторы
  • 6 Самолеты на дисплее
  • 7 Технические характеристики ( F-14D)
  • 8 Логотип Tomcat
  • 9 Примечательные появления в СМИ
  • 10 См.
  • 11 Ссылки
    • 11.1 Также Примечания
    • 11.2 Ссылки
    • 11.3 Библиография
  • 12 Внешние связи

Разработка

Предпосылки

F-111B был разработан для выполнения роли ВМС США искали дальнобойный и долговечный перехватчик для защиты своих с конца 1950-х годов ВМС США искали дальнобойный и долговечный перехватчик для защиты своих авианосных боевых групп от противокорабельных ракет дальнего действия запущен с реактивныхардировщиков и подводных лодок Советского Союза. ВМС США нуждались в самолетах ПВО (FAD) более мощным радаром и ракетами большей дальности, чем F-4 Phantom II, для перехвата как бомбардировщиков, так и ракетами. Военно-морской флот был направлен на участие в программе Tactical Fighter Experimental (TFX) с США. ВВС от министра обороны Роберта Макнамара. Макнамара хотел «совместных» решений для обслуживания самолетов, чтобы снизить затраты на разработку, и уже дал указание ВВС купить F-4 Phantom II, который был разработан для ВМФ и Корпуса морских пехоты. Военно-морской флот решительно выступал против TFX, поскольку это опасно, что компромиссы, необходимые ВВС в низкоуровневом штурмовике, негативно скажутся на характеристиках самолета как истребителя.

Проблемы с массой и характеристиками преследовали ВМС США вариант F-111B для TFX и не были решены к удовлетворению ВМФ. Производитель F-111 General Dynamics сотрудничал с Grumman на ВМС F-111B. Когда программа F-111B терпит бедствие, Грумман начал изучать улучшения и альтернативы. В 1966 году военно-морской флот заключил с Grumman контракт на начало изучения перспективных проектов истребителей. Grumman сузил эти проекты до своего дизайна 303. Вице-адмирал Томас Ф. Коннолли, заместитель начальника военно-морских операций по воздушной войне, управлял пилотируемым сверхвысоким F-111A в полете и обнаружил, что у него проблемы со звуковой скоростью и плохие посадочные характеристики авианосца. Позже он свидетельствовал перед Конгрессом о своих опасениях по поводу официального США. Должность Служба военно-морскому флота, в мае 1968 года Конгресс прекратил финансирование F-111B, что соответствует военно-морскому флоту найти ответ, соответствующие его требованиям. Название «Tomcat» было частично выбрано, чтобы отдать дань уважения адмиралу Коннолли, так как прозвище «Кот Тома» уже широко использовалось, хотя это имя также следовало традициям, Грумман называть своих истребителей в честь представителей семейства кошачьих.

VFX

F-111B был разработан для использования в качестве перехватчика ПВО дальнего действия (FAD), но не для новых требований к воздушному бою, основанных на опыте американских самолетов против маневренного Истребители МиГ над Вьетнамом. Военно-морской флот изучал потребность в VFAX, дополнительном истребителе, который был более маневренным, чем F-4 Phantom, для ведения воздушного боя и наземной атаки. Компания Grumman продолжила работу над проектом 3 и предложила его флоту в 1967 году, что привело к изучению истребителя во флоте. Компания продолжала дорабатывать проект до 1968 года.

В июле 1968 года Командование авиационных систем ВМС (NAVAIR) выпустило запрос предложений (RFP) для программы Naval Fighter Experimental (VFX). VFX требовал создания тандемного двухмоторного истребителя воздух-воздух с максимальной скоростью 2,2 Маха. Он также имеет встроенную пушку M61 Vulcan и вспомогательную роль с воздухом. Ракеты класса "воздух-воздух" VFX будут состоять из шести ракет AIM-54 Phoenix или комбинации из шести ракет AIM-7 Sparrow и четырех AIM-9 Sidewinder.. Предложения были получены от General Dynamics, Grumman, Ling-Temco-Vought, McDonnell Douglas и North American Rockwell ; четыре заявки включали крылья с изменяемой геометрией..

Модель Grumman VFX была предоставлена ​​для двигателя TF30, радара AWG-9 и ракеты AIM-54, предназначенной для F-111B; в итоге стал он F-14A.

Макдоннелл. Дуглас и Грумман были выбраны в качестве финалистов в декабре 1968 года. Грумман был выбран для заключения контракта с января 1969 года. В конструкции Груммана были повторно использованы двигатели TF30 от F-111B., хотя ВМС планировали заменить их двигателями Pratt Whitney F401-400, разработанные для ВМФ, а также поставлены двигателями Pratt Whitney F100 для ВВС США. Хотя он легче, чем F-111B, он по-прежнему оставался самым большим и тяжелым истребителем США, который был следствием требований нести большую РЛС AWG-9 и ракеты AIM-54 Phoenix (от F-111B) и внутренней топливной загрузкой 16 000 фунтов (7300 кг).

После заключения контракта на F-14, Грумман значительно расширил свой Калвертон, Лонг-Айленд, Центр оценки самолетов в Нью-Йорке. Большая часть испытаний, в том числе первая из многих остановок компрессора и множественных выбросов, проводилась проливом Лонг-Айленд. Чтобы сэкономить время и предотвратить вмешательство министра Макнамара, ВМФ пропустил этап создания прототипа и сразу перешел к полномасштабной разработке; Военно-воздушные силы использовали аналогичный подход со своим F-15. F-14 поднялся в воздух 21 декабря 1970 года, всего через 22 месяца после того, как Grumman получил контракт, и достиг начальной боевой готовности (IOC) в 1973 году. Корпус морских пехоты США изначально был заинтересован в F-14 в замене в качестве F-4 Phantom II; дошел до того, что отправил офицеров в Первую Двадцать Четвертую Истребительную эскадрилью (VF-124 ) для обучения в качестве инструкторов. Корпус морской пехоты отказался от любых закупок, когда не было продолжено развитие системы управления запасами боеприпасов для наземных атак. Возможности "воздух-земля" не разработаны до 1990-х годов.

Стрельба включается в запуски по моделируемым целям различных типов, от крылатых ракет до высоколетящих бомбардировщиков. Испытания ракеты AIM-54 Phoenix с F-14 начались в апреле 1972 года. Самый длинный одиночный пуск Phoenix был успешным по цели на дальности 110 миль (200 км) в апреле 1973 года. Еще одно необычное испытание было проведено 22 ноября 1973 года. когда шесть ракет были выпущены в течение 38 секунд на скорости 0,78 Маха и 24 800 футов (7600 м); четыре прямых попадания.

Улучшения и изменения

Со временем ранние версии всех ракет были заменены более продвинутыми версиями, особенно с переходом на полностью твердотельную электронику, что позволило улучшить надежность, лучший ECCM и больше места для ракетного двигателя. Так ранняя компоновка ракеты воздух-воздух AIM-54A Phoenix с активной РЛС, ракеты воздух-воздух AIM-7E-2 Sparrow полуактивной РЛС самонаведения, ракета воздух-воздух AIM-9J Sidewinder с тепловым наведением была заменена в 1980-х годах на версии Phoenix B (1983) и C (1986), F (1977), M (1982), P (1987 или позже) для Sparrows, и с Сайдвиндер, L (1979) и M (1982). В этих версиях есть несколько улучшенных партий (например, Phoenix AIM-54C ++).

Тактическая система бортовой разведки (TARPS) была ограничена в конце 1970-х для F-14. Приблизительно 65 F-14A и все F-14D были модифицированы для установки контейнера. TARPS в основном контролировался офицером радиолокационного перехвата (РИО) через дополнительный дисплей для наблюдения за данными разведки. "TARPS Digital (TARPS-DI)" был обновлен в 1996 году с цифровой камерой. Цифровая камера была обновлена, начиная с 1998 года, с конфигурацией "TARPS Completely Digital (TARPS-CD)", которая также обеспечивает передачу изображений в реальном времени.

Некоторые из самолетов F-14A подверглись модернизации двигателя до GE F110-400 в 1987 году. Эти модернизированные коты были переименованы в F-14A +, который позже был изменен на F-14B в 1991 году. В то же время был разработан вариант F-14D; в него вошли двигатели GE F110-400 с новейшими системами цифровых авиоников, такими как стеклянная кабина, и совместимость с защищенным каналом передачи данных Ссылка 16. Цифровая система управления полетом (DFCS) заметно улучшила управляемость F-14 при полете с большим углом атаки или при маневрировании в воздушном бою ..

В то время как F-14 разрабатывался как Легкая альтернатива 80 000 фунтов (36 000 кг) F-111B, F-14 по-прежнему оставался самым тяжелым и самым дорогим истребителем своего времени. VFAX был возрожден в 1970-х годах как более дешевое решение для замены флотов F-4 и A-7 ВМС и Корпуса морских пехоты. VFAX было поручено рассмотреть истребители в соревновании USAF Легкий истребитель, которое привело к разработке F / A-18 Hornet примерно как истребитель и штурмовик среднего размера. В 1994 году Конгресс отклонил предложения Груммана флоту по модернизации Tomcat за пределы модели D (например, Super Tomcat 21, более дешевой версии QuickStrike и более продвинутой Attack Super Tomcat 21).

Наземная атака модернизация

F-14D с запуском AIM-7 Sparrow ; Также имеется GBU-10 Paveway II.

В 1990-х годах, в связи с предстоящим списанием A-6 Intruder, F-14 Программа -ground воскресла. Испытания с боевыми бомбами проводились в 80-е годы; F-14 был допущен к использованию базовых железных бомб в 1992 году. Во время операции «Буря в пустыне» из войны в Персидском заливе большинство миссий «воздух-земля» было оставлено к эскадрильям A-7, A-6 Intruder и F / A-18 Hornet, а F-14 сосредоточились на операциях противовоздушной обороны. После «Бури в пустыне» F-14A и F-14B подверглись диспергированию авионики и в кабине, чтобы можно было использовать высокоточные боеприпасы, улучшить защитные системы и внести улучшения в конструкцию. Новая авионика была сопоставима с F-14D; эти модернизированные самолеты получили обозначение F-14A (модернизация) и F-14B (модернизация) соответственно.

В 1994 году Грумман и ВМС предлагали амбициозные планы модернизации Tomcat, чтобы заполнить пробел между выводом из эксплуатации A-6 и поступающие на вооружение F / A-18E / F Super Hornet. Однако внедрение обновлений заняло бы слишком много времени, чтобы восполнить пробел, и их стоимость исчислялась миллиардами. Конгресс США посчитал это слишком дорогостоящим для временного решения. Было разработано быстрое и недорогое обновление с использованием модуля наведения на малую высоту и инфракрасного наведения в ночное ночное время (LANTIRN ). Подставка LANTIRN снабжена F-14 передовой инфракрасной камерой (FLIR) для ночных операций и лазерным целеуказателем для наводки с лазерным наведением (LGB). Хотя LANTIRN традиционно является двухпозиционной системой, навигационной капсулой AN / AAQ-13 с радаром местности и широкоугольным FLIR, а также блоком наведения AN / AAQ-14 с управляемым FLIR и лазерным целеуказателем, можно использовать только модуль наведения. Модуль LANTIRN Tomcat был изменен и улучшен по стандартной конфигурации, такой как возможность глобальной системы позиционирования / инерциальной навигационной системы (GPS-INS), позволяющей F-14 точно определить свое местоположение. Капсула неслась на правом пилоне перчаток крыла.

Бледно-серый реактивный самолет летит над вода вправо, перпендикулярно камера. Горизонт расположен на две трети ниже фотографии. Небо состоит из двух оттенков: темно-синий покрывает верх, смешиваясь с более светлым оттенком, пока не становится почти над белым горизонтом F-14D (R) из VF-213 пролетал над Ираком во время последней операции Tomcat с капсулой LANTIRN на правом крыле. отделение для перчаток и LGB под фюзеляжем.

Подставка LANTIRN не требовала изменений в собственном системном программном Агентстве F-14, но она была ограничена для работы с шиной MIL-STD-1553B, отсутствующей на F-14A или B. Следовательно, Martin Marietta специально разработал интерфейсную карту для LANTIRN. Офицер радиолокационного перехвата (RIO) будет получать капсулы на 10-дюймовом программируемом тактическом информационном дисплее (PTID) или другом многофункциональном дисплее в заднем кабине F-14 и управлять LGB с помощью нового ручного контроллера. установлен на правой боковой консоли. Первоначально ручной контроллер заменил панель управления TARPS RIO, что означало, что Tomcat, настроенный для LANTIRN, не мог передать TARPS и наоборот, но в конечном итоге был разработан обходной путь, позволяющий Tomcat переносить LANTIRN или TARPS по мере необходимости.

Модернизированный LANTIRN под названием «LANTIRN 40K» для операций на высоте до 40 000 футов (12 000 м) представлен в 2001 году, за ним последовали Tomcat Tactical Targeting (T3) и Fast Tactical Imagery (FTI), чтобы обеспечить координату цели и возможность передачи изображения в полете. Tomcats добавила возможность использовать различные вооружения с LGB и GPS для совместной работы с прямой атакой GBU-38 (JDAM). Некоторые F-14D были модернизированы в 2005 году с помощью новой линии ROVER связи III Full Motion Video (FMV), системы, которая передает изображения в реальном времени с датчиков самолета на портативный компьютер авиадиспетчера <650.>(КВС) на земле.

Дизайн

Обзор

Файл: F-14B Demo 1998.ogv Воспроизвести мультимедиа Демонстрационное видео полета F-14 Tomcat

F-14 Tomcat был разработан как истребитель превосходства в воздухе и военно-морской перехватчик большой дальности, что позволяетло ему одновременно служить в качестве штурмовика сопровождения, когда он вооружен ракетами Sparrow, и флотом ПВО, когда он вооружен ракетами Phoenix. F-14 был разработан с двухместной кабиной с куполообразным куполом , который обеспечивает круговой обзор, помогая экипажу в бою воздух-воздух. Он оснащен крыльями с изменяемой геометрией, которые автоматически поворачиваются во время полета. Для перехвата на высокой скорости они отводятся назад и поворачиваются вперед для полета на более низкой скорости. Он разработан для улучшения характеристик воздушного боя F-4 Phantom во многих отношениях.

Фюзеляж и крылья F-14 позволяют ему набирать высоту быстрее, чем F-4, в то время как двойное оперение обеспечивает лучшую стабильность. F-14 оснащен внутренней 20-мм пушкой M61 Vulcan Gatling, установленной с левой стороны (в отличие от Phantom, который не был оснащен внутренней пушкой в ​​ВМС США)., и может нести зенитные ракеты AIM-54 Phoenix, AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder. Сдвоенные двигатели размещены в широко разнесенных гондолах . Плоская область фюзеляжа между гондолами используется для размещения топливных и авионических систем, таких как механизм стреловидности крыла и средства управления полетом, а также вооружения, поскольку крылья не используются для перевозки боеприпасов. Сам по себе фюзеляж обеспечивает примерно от 40 до 60 процентов аэродинамической подъемной поверхности F-14 в зависимости от стреловидности крыла. Характеристики фюзеляжа подъемного корпуса позволили одному F-14 безопасно приземлиться после столкновения в воздухе, в результате которого в 1991 году было оторвано более половины правого крыла самолета.

Крылья с изменяемой геометрией и аэродинамический дизайн

F-14 Tomcat с крыльями, демонстрирующими асимметричную стреловидность

Стреловидность крыла F-14 может изменяться в полете от 20 ° до 68 ° и может автоматически регулироваться центральный компьютер воздушных данных, который поддерживает стреловидность крыла на оптимальном аэродинамическом отношении при изменении числа Маха ; при желании пилоты могут вручную отключить систему. В припаркованном состоянии крылья можно «перевернуть» на 75 °, чтобы перекрыть горизонтальные стабилизаторы, чтобы сэкономить место на палубе на борту авианосца. В аварийной ситуации F-14 может приземлиться с полностью развернутыми крыльями на 68 °, хотя это представляет значительную угрозу безопасности из-за значительно увеличенной скорости сваливания. Такой самолет обычно перенаправляют с авианосца на наземную базу, если инцидент все же происходит. F-14 во время испытаний летел безопасно с асимметричной стреловидностью крыла и был признан способным приземлиться на борт авианосца в случае необходимости в аварийной ситуации. Точки поворота крыльев значительно разнесены друг от друга. Это дает два преимущества. Во-первых, вооружение может быть установлено на пилоне на перчатке с неподвижным крылом, освобождая крылья от установки поворотных пилонов - особенность, которая, как было доказано, значительно увеличивает лобовое сопротивление на F-111B. Поскольку переменная меньше общей площади подъема, центр подъема перемещается меньше при движении крыльев, уменьшая торможение дифферента на высокой скорости. Когда крыло отводится назад, его отношение толщины к хорде уменьшается, что позволяет самолету обеспечивать максимальную скорость 2,4 Маха, требуемую ВМС США. Корпус самолета вносит значительный вклад в общую подъемную силу, поэтому Tomcat обладает меньшей нагрузкой на крыло, чем можно предположить по площади его крыла. При переносе четырех ракет Phoenix или других тяжелых грузов между двигателями это преимущество теряется, и маневренность снижается в этих конфигурациях.

Вид неподвижного самолета сзади Вид сзади F-14, показывающий пространство между гондолами двигателей

Элероны не установлены при этом контроль крена обеспечивается установленными на крыле интерцепторами на малой скорости (которые отключаются, если угол стреловидности превышает 57 °), а также за счет дифференциальной работы цельноповоротных задних колес на высокоскоростной. Предкрылки с полным размахом и закрылки используются для увеличения подъемной силы как при посадке, так и в бою, при этом предкрылки устанавливаются на 17 ° для посадки и 7 ° для боя, а закрылки - на 35 ° для приземления и 10 ° для боя. Подушка безопасности заполняет пространство, занимаемое стреловидным крылом, когда крыло находится в переднем положении, а гибкий обтекатель на верхней части крыла сглаживает переход формы между фюзеляжем и верхней частью крыла. Двойное оперение помогает в маневрах при высоком угле атаки (AoA) при уменьшении высоты самолета, чтобы он уместился в пределах ограниченного пространства крыши ангаров на борту авианосцев. Две выдвижные поверхности треугольной формы, называемые перчаточными лопатками, изначально были установлены в передней части крыловой перчатки и могли автоматически выдвигаться системой управления полетом при высоких числах Маха. Они использовались для создания дополнительной подъемной силы (силы) перед центром тяжести летательного аппарата, что помогало компенсировать складывание машины на сверхзвуковых скоростях. Автоматически разворачиваясь на скорости выше 1,4 Маха, они позволяли F-14 тянуть 7,5 г на скорости 2 Маха и могли выдвигаться вручную с крылом, стреловидным на всю корму. Однако позже они были инвалидами из-за их дополнительного веса и сложности. Пневматические тормоза состоят из выдвижных поверхностей сверху и снизу в самой задней части фюзеляжа между гондолами двигателей. Нижняя поверхность разделена на левую и правую половины; задний крюк висит между двумя половинками, такое расположение иногда называют «касторовым хвостом».

Двигатели и конструкция

Первоначально F-14 был оснащен двумя Pratt Whitney TF30 (или JTF10A) с усиленными турбовентиляторными двигателями , каждый с тягой 20 900 фунтов (93 кН), что позволяло самолету развивать максимальную скорость в 2,34 Маха. F-14 обычно летал на крейсерской скорости для уменьшения расхода топлива, что было важно для проведения длительных патрульных миссий. Прямоугольные воздухозаборники для двигателей были оборудованы подвижными аппарелями и дверцами для выпуска воздуха, чтобы удовлетворить различные требования к воздушному потоку двигателя от взлета до максимальной сверхзвуковой скорости. Форсунки De Laval также устанавливались на выхлопе двигателя.

F-14D готовится к дозаправке с выдвинутым зондом.

Характеристики двигателя TF30 стали предметом критики. Джон Леман, министр военно-морского флота в 1980-х, сказал Конгрессу США, что комбинация TF30 / F-14 была «вероятно худшим несовпадением двигателя и планера, которое у нас было за последние годы» и что TF30 был «ужасным двигателем»; 28% всех аварий F-14 были связаны с двигателем. Высокая частота отказов лопаток турбины привела к усилению всего моторного отсека для ограничения повреждений от таких отказов. Было также доказано, что двигатели чрезвычайно подвержены остановке компрессора, что может легко привести к потере управления, сильным колебаниям рыскания и может привести к неустранимому плоскому вращению. На определенных высотах выхлоп от ракетных запусков мог вызвать остановку компрессора двигателя . Это привело к разработке системы отвода воздуха, которая временно блокирует фронтальный впускной патрубок и снижает мощность двигателя во время пуска ракеты. С TF30 общее отношение тяги к массе F-14 при максимальной взлетной массе составляет около 0,56, что значительно меньше, чем у F-15A, равное 0,85; при оснащении двигателем General Electric F110 было достигнуто улучшенное соотношение тяги к массе: 0,73 при максимальной массе и 0,88 при нормальной взлетной массе. Несмотря на большую разницу в тяге, F-14A, F-14B, а затем F-14D с более новыми двигателями General Electric F110 имели одинаковую максимальную скорость.

Крылья имеют двухлонжеронную конструкцию со встроенными топливными баками. Около 25% конструкции сделано из титана, включая кессон крыла, шарниры крыла, а также верхнюю и нижнюю обшивки крыла; это легкий, жесткий и прочный материал. При изготовлении титановых деталей использовалась электронно-лучевая сварка.

Шасси очень прочное, чтобы выдерживать запуски (взлеты) и подъемы (приземления) катапульты необходимо для работы оператора связи. Он состоит из двойного переднего колеса и широко разнесенных одинарных основных колес. На стреловидных частях крыльев нет узлов подвески, поэтому все вооружение размещено на брюхе между воздухозаборными рампами и на пилонах под перчатками крыла. Внутренний запас топлива составляет 2400 галлонов США (9100 л): 290 галлонов США (1100 л) в каждом крыле, 690 галлонов США (2600 л) в баках в кормовой части кабины и еще 457 галлонов США (1730 л). в два питателя. Он может нести два внешних опускных бака на 267 галлонов США (1010 л) под впускными рампами двигателя . Также имеется зонд дозаправки в воздухе, который складывается в нос правого борта.

Авионика и органы управления полетом

В кабине есть два сиденья, расположенных в тандем, оборудованный Martin-Baker GRU-7A реактивным двигателем катапультными креслами, рассчитанными на нулевую высоту и нулевую скорость полета до 450 узлов. Капюшон просторен и оснащен четырьмя зеркалами для эффективного обеспечения кругового обзора. Только пилот имеет органы управления полетом ; Сами летные приборы имеют гибридный аналого-цифровой характер. В кабине также имеется проекционный дисплей (HUD) для отображения преимущественно навигационной информации; несколько других систем авионики, таких как средства связи и пеленгаторы, интегрированы в дисплей радара AWG-9. Особенностью F-14 является его Central Air Data Computer (CADC), разработанный Garrett AiResearch, который образует бортовую интегрированную систему управления полетом. В нем используется MOSFET Крупномасштабная интеграция чипсет.

F-14 с развернутым шасси

В большой носовой части самолета находится экипаж из двух человек и несколько громоздких систем авионики. Основным элементом является радар Hughes AN/AWG-9 X диапазона ; антенна представляет собой планарную решетку шириной 36 дюймов (91 см) и имеет встроенные идентифицирующие друг или враги антенны. AWG-9 имеет несколько режимов поиска и слежения, таких как отслеживание во время сканирования (TWS), поиск по дальности (RWS), импульсный доплеровский режим слежение за одной целью (PDSTT)) и Jam Angle Track (JAT); одновременно можно отслеживать до 24 целей, а шесть могут быть задействованы в режиме TWS на расстоянии примерно 60 миль (97 км). Крылатые ракеты также являются возможными целями с AWG-9, которые могут захватывать и отслеживать небольшие объекты даже на малой высоте в импульсном доплеровском режиме. Для F-14D AWG-9 был заменен модернизированной РЛС APG-71. Объединенная система распространения тактической информации (JTIDS) / Link 16 для передачи данных была добавлена ​​позже.

F-14 также имеет средства электронного противодействия ( ECM) и радиолокационный приемник предупреждения (RWR), системы соломы / сигнальные ракеты, канал передачи данных истребитель-истребитель и точный инерциальная навигационная система. Ранняя навигационная система была инерциальной; Координаты исходной точки были запрограммированы в навигационный компьютер, и гироскопы отслеживали каждое движение самолета для расчета расстояния и направления от этой начальной точки. Система глобального позиционирования позже была интегрирована, чтобы обеспечить более точную навигацию и резервирование на случай отказа одной из систем. Распылители соломы / засветки расположены на нижней части фюзеляжа и в хвостовой части. Система RWR состоит из нескольких антенн на фюзеляже самолета, которые могут приблизительно рассчитать направление и расстояние до пользователей радаров противника; он также может различать поисковый радар, радар слежения и радар самонаведения ракет.

В наборе датчиков был включен AN / ALR-23, инфракрасный датчик поиска и слежения с помощью детекторов антимонида индия, установленных под носом; однако она была заменена оптической системой Northrop AAX-1, также обозначенной как TCS (TV Camera Set). AAX-1 помогает пилотам визуально идентифицировать и отслеживать самолет на расстоянии до 60 миль (97 км) для больших самолетов. Радар и AAX-1 связаны, что позволяет одному детектору следовать за направлением другого. Двойная инфракрасная / оптическая система обнаружения была принята на более позднем F-14D.

Вооружение

F-14 Tomcat с AIM-120 AMRAAM во время испытаний 1982 года.

F-14 был разработан для борьбы с высокоманевренными самолетами, а также с советской противокорабельной крылатой ракетой и бомбардировщиком (Туполев Ту-16, Туполев Ту-22, Туполев Ту-22М ) угроз. Tomcat должен был стать платформой для AIM-54 Phoenix, но в отличие от отмененного F-111B, он также мог поражать угрозы средней и малой дальности с помощью другого оружия. F-14 - это истребитель завоевания превосходства в воздухе, а не просто дальнобойный самолет-перехватчик . Для выполнения боевых задач на нескольких точках подвески под фюзеляжем и под крыльями можно перевозить более 6700 кг (14 800 фунтов) запасов. Обычно это означает максимум два-четыре Феникса или Воробья на брюшных станциях, два Феникса / Воробья на узлах подвески крыльев и два Сайдвиндера на узлах подвески крыльев. F-14 также оснащен внутренней 20-мм пушкой M61 Vulcan Gatling.

Оперативно способность удерживать до шести ракет «Феникс» никогда не использовалась, хотя ранние испытания проводились; никогда не существовало требования об угрозе одновременного поражения шести вражеских целей, и нагрузка была слишком тяжелой для безопасного восстановления на борту авианосца в случае, если ракеты не были запущены. В разгар операций холодной войны в конце 1970-х и 1980-х годах типичное вооружение на авианосных F-14 обычно состояло из двух самолетов AIM-54 Phoenix, дополненных двумя AIM-9 Sidewinders, тремя AIM-7 Sparrow III., полный боекомплект 20 мм и два десантных бака. Ракета Phoenix дважды использовалась в боях ВМС США, обе над Ираком в 1999 году, но ракеты не убили.

Два иранских кота Tomcats, оснащенные несколькими ракетами, около 1986 г., в разгар проекта по адаптации I-Hawk ракет земля-воздух для F-14

Иран использовал Phoenix система, заявив вместе с ней во время 1980–1988 гг. ирано-иракской войны. Из-за нехватки ракет класса "воздух-воздух" в результате санкций Иран попытался использовать другие ракеты на Tomcat. It attempted to integrate the Russian R-27R "Alamo" BVR missile, but was apparently unsuccessful. In 1985, Iran started Project Sky Hawk, attempting to adapt I-Hawk surface-to-air missiles, which Iran had in its inventory, for F-14s. The modified missiles were successfully tested in 1986 and one or two were used in combat, but the project was abandoned due to guidance problems.

Operational history

United States

An F-14A of VF-84 Jolly Rogers, in a 1970s color scheme

The F-14 began replacing the F-4 Phantom II in U.S. Navy service starting in September 1974 with squadrons VF-1 "Wolfpack" and VF-2 "Bounty Hunters" aboard USS Enterprise and participated in the American withdrawal from Saigon. The F-14 had its first kills in U.S. Navy service on 19 August 1981 over the Gulf of Sidra in what is known as the Gulf of Sidra incident. In that engagement, two F-14s from VF-41 Black Aces were engaged by two Libyan Su-22 "Fitters". The F-14s evaded the short range heat seeking AA-2 "Atoll" missile and returned fire, downing both Libyan aircraft. U.S. Navy F-14s once again were pitted against Libyan aircraft on 4 January 1989, when two F-14s from VF-32 shot down two Libyan MiG-23 "Floggers" over the Gulf of Sidra in a second Gulf of Sidra incident.

Its first sustained combat use was as a photo reconnaissance platform. The Tomcat was selected to inherit the reconnaissance mission upon the departure of the dedicated RA-5C Vigilante and RF-8G Crusaders from the fleet. A large pod called the Tactical Airborne Reconnaissance Pod System (TARPS) was developed and fielded on the Tomcat in 1981. With the retirement of the last RF-8G Crusaders in 1982, TARPS F-14s became the U.S. Navy's primary tactical reconnaissance system. One of two Tomcat squadrons per airwing was designated as a TARPS unit and received 3 TARPS capable aircraft and training for 4 TARPS aircrews.

An F-14A from VF-114 intercepting a Soviet Tu-95RT "Bear-D" maritime reconnaissance aircraft.

While the Tomcat was Используемый Ираном в бою против Ирака в его предполагаемой миссии по достижению превосходства в воздухе в начале 1980-х годов, ВМС США регулярно совершали ежедневные боевые вылеты над Ливаном для фотографирования активности в долине Бекаа. В то время Tomcat считался слишком большим и уязвимым для использования на суше, но потребность в изображениях была настолько велика, что экипажи Tomcat разработали тактику высокоскоростной средней высоты для борьбы со значительными AAA и SA-7 Угроза ЗРК в районе Бекаа. Впервые военно-морской флот Tomcat столкнулся с ракетой SA-2 над Сомали в апреле 1983 года, когда местная батарея не знала о двух Tomcat, запланированных для миссии TARPS в преддверии предстоящих международных учений в окрестностях. Берберы. SA-2 был запущен по второму Tomcat при выполнении картографирования профиля на высоте 10 000 футов при максимальной настройке сохранения. Экипажи Tomcat заметили пуск ракеты и нырнули к палубе, уклонившись от нее без повреждений. Неожиданный спрос на боевые TARPS проложил путь к быстрому приобретению высотных датчиков, таких как KA-93 Long Range Optics (LOROP) для Tomcat, а также расширенного адаптера Chaff (ECA) для включения в AIM-54 Феникс Рейл. Были также закуплены коммерческие радар-детекторы типа "Fuzz buster", которые попарно смонтированы в передней кабине пилотов в качестве решения для обнаружения зенитных радаров, таких как SA-6. Конечным решением была модернизация ALR-67, которая разрабатывалась тогда, но она не была готова до появления F-14A + в конце 1980-х.

Портретная фотография четырех самолетов, пролетающих над оранжевой пустыней и почти ровной местностью; горизонт размыт. Впереди идет черный самолет, за которым следуют два реактивных самолета с одним двигателем, причем тот, который находится ближе к камере, заправляется ведущим самолетом через жесткий шланг, соединяющий их. Ближайший к камере реактивный самолет бледно-серого цвета, с двумя двигателями и вертикальными стабилизаторами, летит с непростыми крыльями. F-14A из VF-32 во время операции «Буря в пустыне» с KC-135 Stratotanker и двумя EA-6B Prowler на заднем плане

Участие F-14 в 1991 Операция «Буря в пустыне» состояла из боевого воздушного патрулирования над Красным морем и Персидским заливом и наземных операций, состоящих из сопровождения ударов и разведки. До последних дней «Буря в пустыне» превосходство в воздухе в стране было поручено ВВС США F-15 Eagles из-за, как приказ о выполнении воздушных задач (ATO) исполнил основные наземные станции CAP самолетам F-15 Eagle. Основные правила ведения боя (ROE) также диктовали строгие требования к идентификации друга или врага (IFF) при использовании оружия вне зоны видимости, такого как AIM-7 Sparrow и, в частности, AIM-54 Phoenix. Это мешало Tomcat использовать самое мощное оружие. Кроме того, мощные излучения радара AWG-9 обнаруживаются на большом расстоянии с помощью приемника предупреждения радара . Иракские истребители обычно отступали, как только Tomcats «зажигали их» из AWG-9. ВМС США понесли единственную цель F-14 в результате действий 21 января 1991 года, когда BuNo 161430, F-14A, модернизированный до F-14A +, из VF-103 был сбит из Зенитная ракета SA-2 во время полета по сопровождению около авиабазы ​​Аль-Асад в Ираке. Оба экипажа пережили катапультирование, пилот был спасен специальными силами ВВС США, а РИО был захвачен иракскими войсками в качестве военнопленного до конца войны. F-14 также добился своего последнего поражения на вооружении США - вертолета Ми-8 «Hip» с AIM-9 Sidewinder.

A ВМФ F-14D пролетел над небом Афганистана в ходе высокоточной бомбардировки в ноябре 2001 года.

В 1995 году F-14 из VF-14 и VF-41 участвовали в Operation Deliberate Force, а также Operation Allied Force в 1999 году, а в 1998 году VF-32 и VF-213 участвовали в операции Desert Fox. 15 февраля 2001 г. в арсенал Tomcat был добавлен боеприпас Joint Direct Attack Munition или JDAM. 7 октября 2001 года F-14 нанесут одни из первых ударов по Афганистану, что положит начало операции «Несокрушимая свобода», а 11 марта произошло первое падение F-14 JDAM. 2002. F-14 из VF-2, VF-31, VF-32, VF-154 и . VF-213 также будет участвовать в операции «Иракская свобода». F-14D из VF-2, VF-31 и VF-213 получили возможность JDAM в марте 2003 г. 10 декабря 2005 г. F-14D из VF-31 и VF-213 были модернизированы с помощью нисходящего канала ROVER III для передачи изображения на наземный авиадиспетчер (FAC). Военно-морской флот решил списать F-14 с F / A-18E / F Super Hornet, выполняющими функции защиты флота и удара, ранее выполнявшиеся F-14.

Последний запуск F-14 с авианосца USS Theodore Roosevelt 28 июля 2006 г.

Последний боевой вылет американский F-14 был завершен 8 февраля 2006 г., когда пара Tomcats приземли на борту USS Theodore Рузвельт после того, как кто-то сбросил бомбу на Ирак. Во время своего последнего развертывания с Теодором Рузвельтом, VF-31 и VF-213 в совокупности выполнили 1163 боевых вылета общей продолжительностью 6876 летных часов и сбросили 9 500 фунтов (4300 кг) боеприпасов во время миссий разведки, наблюдения и непосредственной авиационной поддержки при поддержке менее 178 человек.>Операция «Свобода Ирака». Военный корабль США «Теодор Рузвельт» в последний раз запустил истребитель F-14D из VF-31 28 июля 2006 года; пилотируется лейтенантом Блейком Коулманом и лейтенантом Дэйвом Лодербо в роли РИО. Две последние эскадрильи F-14, VF-31 Tomcatters и VF-213 Black Lions, совершили свой последний облет на военно-морской авиабазе Oceana 10 марта 2006 г.

Официальная заключительная церемония завершения полета состоялась 22 сентября 2006 года на военно-морской авиабазе Океана, и ее пилотировал лейтенант-командир. Крис Ричард и лейтенант Майк Петронис в роли РИО в резервном F-14 после того, как у основного самолета возникли механические проблемы. Фактически последний полет F-14 на вооружении США состоялся 4 октября 2006 года, когда F-14D VF-31 был переправлен из NAS Oceana в аэропорт Республики на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк. Оставшиеся уцелевшие самолеты F-14 в США были доставлены и хранились в 309-й аэрокосмической группе технического и обслуживания "Boneyard", на базе ВВС США Дэвис-Монтан, Аризона; В 2007 году ВМС США объявили о планах уничтожить F-14, предотвратить приобретение Ираном каких-либо компонентов. В августе 2009 года 309-я полка AMARG заявила, что последний самолет был доставлен в HVF West, Тусон, Аризона для измельчения. В то время на хранении в пустыне оставалось только 11 F-14.

Иран

Единственным иностранным заказчиком Tomcat были Имперские ВВС Ирана во время правления последний шах Ирана, Мохаммад Реза Пехлеви. В начале 1970-х годов Имперские ВВС Ирана (IIAF) искали перспективный истребитель, в частности способный перехватывать разведывательные полеты советских МиГ-25. После визита президента США Ричарда Никсона в Иране в 1972 году, во время которого Ирану были предложены новейшие американские военные технологии, IIAF применил свой выбор между F-14 Tomcat и McDonnell Douglas F -15 Орел. Корпорация Grumman организовала конкурсную демонстрацию Eagle против Tomcat перед шахом, за январь 1974 года Иран заказал 30 F-14 и 424 ракеты AIM-54 Phoenix, положив начало проекту Persian King стоимостью 300 миллионов долларов. Через несколько месяцев этот заказ был увеличен до 80 ракет Tomcats и 714 ракет Phoenix, а также запасных частей и двигателей на 10 лет, полного комплекта вооружения и вспомогательной инфраструктуры (включая строительство авиабазы ​​Хатами Исфахан ).

Первый F-14 прибыл в январе 1976 года, модифицированный только за счет удаления засекреченных компонентов авионики, но оснащенный двигателями TF-30-414. В следующем году было доставлено еще 12 штук. Между тем в США шла подготовка групп иранских экипажей ВМС США; один из них успешно сбил ракетой Phoenix беспилотник-мишень, летевший на высоте 50 000 футов (15 км).

После свержения шаха в 1979 году военно-воздушные силы были переименованы в ВВС Исламской Республики Иран (IRIAF) и постреволюционные Временное правительство Ирана отменило большинство западных заказов на оружие. В 1980 году иранский F-14 сбил иракский вертолет Миль Ми-25, совершив первое поражение в воздухе во время ирано-иракской войны (1980–1988). Согласно исследованию Тома Купера, иранские F-14 одержали не менее 50 побед в воздухе за первые шесть месяцев войны против иракских МиГ-21, МиГ-23, и некоторые Су- 20 / 22с. За тот же период пострадал только один иранский F-14 от удара обломками взорвавшегося рядом МиГ-21.

Иранские Tomcats изначально использовались в качестве платформы раннего предупреждения для помощи другим менее сложным самолетам. с прицеливанием и защитой. Они также имели решающее значение для защиты областей, которые считали важными, таких как нефтяные терминалы на острове Харг и промышленная инфраструктура в столице Тегеране. Многие из этих патрулей поддерживались самолетами-заправщиками Боинг 707-3J9C. По мере обострения боевых действий между 1982 и 1986 годами F-14 постепенно становились все более вовлеченными в бой. Они проявили себя хорошо, но их основная часть заключалась в том, чтобы запугать иракские ВВС и избежать интенсивного столкновения для защиты численности флота. Их присутствия часто было достаточно, чтобы отогнать противостоящих иракских боевиков. Точность и эффективность системы вооружения Tomcat AWG-9 и ракет дальнего действия AIM-54A Phoenix позволили F-14 превосходство в воздухе. В декабре 1980 года иракский МиГ-21бис стал первым подтвержденным уничтожением F-14 самолетами этого типа. 11 августа 1984 г. МиГ-23МЛ сбил F-14 ракетой Р-60. В другом бою МиГ-23МЛ сбил еще один F-14 17 января 1987 года.

иранский ас Джалил Занди сбил 11 иракских самолетов во время ирано-иракской войны, что сделало его самым успешным пилотом F-14.

К 1987 году иракцы понесли тяжелые потери были вынуждены найти решение, чтобы выровнять поле боя. В 1988 году они получили из Франции истребители Mirage F.1EQ-6, вооруженные ракетами класса «воздух-воздух» Super530D и Magic Mk.2. Истребители Mirage F.1 в итоге были ответственны за три подтвержденных уничтожения F-14. IRIAF пытались поддерживать в рабочем состоянии 60 F-14 на протяжении всей войны, но отчеты показывают, что это число было полностью до 30 к 1986 году, и только половина из них была полностью пригодна для выполнения миссий. F-14 сбили не менее 160 иракских самолетов во время ирано-иракской войны, в том числе 58 МиГ-23, 33 Mirage F1, 23 МиГ-21, 23 Су-20/22, девять МиГ-25, пять Ту - 22с, два МиГ-27, один Ми-24, один Dassault Mirage 5, один B-6D, один Aérospatiale Super Frelon и два неопознанных самолета. Несмотря на обстоятельства, с которыми столкнулись F-14 и их экипажи, столкнулись во время войны против Ирака - отсутствие поддержки со стороны ДРЛО, самолетов AEW и перехватчика наземного управления (GCI) - F-14 оказался успешным в бою. Он добился этого в разгар конфронтации с противником, который постоянно наращивал свои возможности и получал поддержку трех основных стран - Франции, США и СССР. Частично успех объясняется устойчивостью иранской экономики и персоналом IRIAF.

В то время как Ирака утверждала, что сбила более 70 F-14, по оценке Иностранной информационной системы вещания в Вашингтоне, округ Колумбия, Иран потерял от 12 до 16 во время войны. Купер пишет, что только три F-14 были сбиты иракцами и четырьмя иранскими ракетами «земля-воздух» (SAM) . Два Tomcats были потеряны при неизвестных обстоятельствах во время боя, а семь разбились из-за технических неисправностей или несчастных случаев. Во время войны истребители F-14 иранских ВВС понесли 9 подтвержденных потерь, один - из-за остановки двигателя, один - в неизвестных условиях, два - от иранских ЗРК Hawk, два - от МиГ-23 и три - сбиты самолетами Mirage F-1EQ. Есть также неподтвержденные сообщения о сбитии еще 10 котов.

31 августа 1986 года иранский F-14A, вооруженный минимум одной ракетой AIM-54A, перешел в Ирак.. Кроме того, один или несколько иранских F-14A были доставлены Советскому Союзу в обмен на техническую помощь; по крайней мере, один из его экипажа перешел на сторону Союза.

Согласно данным Combat Aircraft, в 2009 году Иран имел примерно 44 F-14. По оценкам Aviation Week за сентябрь 2013 года у нее было 19 действующих самолетов F-14, а по оценке Flight Global, в 2014 году в эксплуатации находилось 28 самолетов.

Строительный полет иранских Tomcats, 2008 год

После вывода из строя Tomcats ВМС США в 2006 году, Иран пытался закупить запчасти для своих самолетов. В январе 2007 года объявлено министерство обороны США, что продажа запасных частей для F-14 будет приостановлена ​​из-за опасений по поводу того, что эти части окажутся в Иране. В июле 2007 года оставшиеся американские F-14 были измельчены, чтобы сделать невозможность приобретения каких-либо деталей. Несмотря на эти меры, Ирану удалось значительно увеличить свои запасы запчастей, увеличив количество летных котов Tomcats, хотя, поскольку ему не удалось получить запасные части для систем вооружения самолета, количество боеготовых котов оставалось низко (семь в 2008 г.). В 2010 году Иран запросил у США 80-й F-14, который он купил в 1974 году, но так и не получил из-за Исламской революции. В октябре 2010 года командующий ВВС Ирана объявлена, что в стране проводится капитальный ремонт и оптимизация различных типов самолетов, отметив, что ВВСили на F-14 радиолокационные системы иранского производства. В 2012 году Мехрабадский центр капитального ремонта ВВС Ирана поставил F-14 с модернизированными системами вооружения с компонентами местного производства, получившее обозначение F-14AM. Нехватка ракет Phoenix привела к попытке интегрировать российскую полуактивную ракету с радарным наведением Р-27, но они оказались безуспешными. Альтернативой было использование модифицированных ракет MIM-23 Hawk для замены Tomcat Phoenixes и Sparrows, но поскольку Tomcat мог нести только два Hawk, этот проект также был заброшен, и Fakour-90 Ракета, в которой использовалась система наведения «Ястреба», встроенная в планер «Феникса», была запущена. Опытные образцы Fakour-90 были поставлены в 2017 году, а заказ на производство 100 ракет (теперь обозначенных как AIM-23B) был размещен в 2018 году с целью замены ракет F-14 AIM-7E Sparrow.

На 26 января 2012 года иранский F-14 разбился через три минуты после взлета. Оба члена экипажа погибли.

В ноябре 2015 года сообщалось, что иранские F-14 летали в сопровождении российских бомбардировщиков Ту-95 во время воздушных ударов в Сирии по Исламское Государство Ирака и Леванта.

Варианты

Всего с 1969 по 1991 год было построено 712 F-14. Сборка F-14 и испытательные полеты были выполнены на заводе Grumman в Калвертон на Лонг-Айленде, Нью-Йорк. Завод Grumman в соседнем Бетпейдж, Нью-Йорк принял непосредственное участие в производстве F-14 и был домом для его инженеров. Планеры были частично собраны в Бетпейдж, а затем отправлены в Калвертон для окончательной сборки. На заводе Bethpage также проводились различные испытания. В результате аварий было уничтожено более 160 американских самолетов.

F-14A

F-14A был первым двухместным двухмоторным всепогодным истребителем-перехватчиком для США. Военно-морской флот. Первый полет состоялся 21 декабря 1970 года. Первые 12 F-14A были прототипами (иногда называемыми YF-14A). Модификации в конце срока службы добавили в его вооружение высокоточные ударные боеприпасы. ВМС США получили 478 самолетов F-14A, из которых были получены Ираном. Последние 102 F-14A были поставлены улучшенными двигателями Pratt Whitney TF30 -P-414A. Кроме того, для Ирана был изготовлен 80-й F-14A, но он был доставлен в ВМС США.

F-14B

Крупный планных лепестков форсажной камеры двигателя GE F110

F-14 получил свою первую из многих модернизаций в марте 1987 года с F-14A Plus (или F-14A +). На F-14A двигатель TF30 был заменен на улучшенный двигатель GE F110-GE-400. F-14A + получил самую современную систему радиолокационного самонаведения и предупреждения (RHAW) ALR-67. Большая часть компонентов авионики, а также радар AWG-9 были сохранены. F-14A + был позже переименован в F-14B 1 мая 1991 года. Всего было изготовлено 38 новых самолетов и 48 F-14A были модернизированы до вариантов B.

TF30 с самого начала был поражен уязвимостью. до компрессор останавливается при высоком AoA и во время быстрых переходных режимов дроссельной заслонки или на высоте более 30 000 футов (9 100 м). Двигатель F110-400 обеспечивал значительное увеличение тяги, создавая 23 400 фунтов силы (104 кН) с форсажной камерой на уровне моря, которая увеличивалась до 30 200 фунтов силы (134 кН) при 0,9 Маха. Увеличенная тяга дала Tomcat соотношение тяги к массе лучше, чем 1: 1, при малых количествах топлива. Базовая тяга двигателя без форсажной камеры была достаточно мощной для запуска авианосца, что еще больше повысило безопасность. Еще одним преимуществом было то, что Tomcat позволял комфортно перемещать на высоте более 30 000 футов (9 100 м), что увеличивало его дальность и живучесть. F-14B прибыл как раз вовремя, чтобы участвовать в «Бури в пустыне».

В конце 1990-х годов было модернизировано 67 F-14B, чтобы продлить срок службы планера и улучшить наступательные и оборонительные системы авионики. Модифицированный самолет получил название F-14B Upgrade.

F-14D

Последним нанес F-14 стал F-14D Super Tomcat. Вариант F-14D был впервые поставлен в 1991 году. Первоначальные двигатели Pratt Whitney TF30 были заменены двигателями General Electric F110-GE-400, аналогичными F-14B. F-14D также включал в себя более новые системы цифрового авионики, включая стеклянную кабину , и заменил AWG-9 более новым радаром AN / APG-71. Другие системы включаются в себя бортовой глушитель самозащиты (ASPJ), объединенную систему распределения тактической информации (JTIDS), общие катапультируемые сиденья для летных экипажей ВМС (NACES) SJU-17 (V) и инфракрасный поиск и отслеживание (IRST).

Модернизированный F-14D (R) Tomcat с передающей антенной ROVER, на заднем плане кружил военный корабль США Теодор Рузвельт

Двигатель GE F110-GE-400 обеспечивал повышенную тягу и выносливость для увеличения дальности или более пребывания на станции. В наземной атаке это дало F-14D на 60 процентов дальность поражения или на третье время нахождения в боевой готовности. Скороподъемность увеличена на 61 процент. Повышенная тяга F110 позволяла выполнять почти все пуски авианосцев на военной (сухой) мощности. Хотя это действительно привело к экономии топлива, основная причина не использовать форсаж во время запусков авианосца заключалась в том, что в случае отказа двигателя тяга F110 на полном форсажном режиме создавала бы момент рыскания слишком резко, чтобы пилот мог его исправить. Таким образом, запуск F-14D с форсажной камерой был редкостью, в то время как F-14A требовал полного форсажа, если только не был очень легко загружен.

Хотя F-14D должен был стать окончательной версией Tomcat, не весь парк единицы получили вариант D. В 1989 году министр обороны Дик Чейни отказался одобрить покупку еще одной модели самолетов F-14D по 50 миллионов долларов за штуку и настаивал на модернизации парка F-14 за 25 миллионов долларов. Конгресс решил не прекращать производство и в качестве компромисса профинансировал 55 самолетов. Всего было построено 37 новых самолетов, а 18 моделей F-14A были модернизированы до моделей D, получивших обозначение F-14D (R) для восстановления. Было запланировано обновление компьютерного программного обеспечения F-14D для обеспечения возможности использования ракет AIM-120 AMRAAM, но позже оно было прекращено.

Хотя модернизация позволила F-14 конкурировать с современными технологиями истребителей, Чейни назвал F- 14 технологий 1960-х годов. Несмотря на призыв министра ВМФ по крайней мере к 132 F-14D и некоторые агрессивные предложения Груммана о замене, Чейни планировал заменить F-14 истребителем, который не был произведен Грумманом. Чейни назвал F-14 «программой занятости», и когда F-14 был отменен, это затронуло примерно 80 000 рабочих мест сотрудников Grumman, субподрядчиков или вспомогательного персонала. Начиная с 2005 года, некоторые F-14D получили модернизацию ROVER III.

Проектируемые варианты

Первый F-14B должен был быть улучшенной версией F-14A с более мощными турбовентиляторными двигателями «Advanced Technology Engine» F401. F-14C был проектируемым вариантом этого первоначального F-14B с усовершенствованной многоцелевой авионикой. Grumman также предложил версию F-14B в качестве перехватчика в ответ на Программу усовершенствованных пилотируемых перехватчиков ВВС США, чтобы заменить Convair F-106 Delta Dart в качестве перехватчика Командования воздушно-космической обороны в 1970-е годы. Программа F-14B была прекращена в апреле 1974 года.

Предложенный Грумманом истребитель-перехватчик F-14 для командования воздушно-космической обороны ВВС США в 1972 году с имитацией "Buzz Code" и ливреей и эмблемой Командования воздушно-космической обороны на хвосте

Грумман предложил несколько улучшенных версий Super Tomcat. Первым был Quickstrike, представлявший собой F-14D с навигационными и прицельными модулями, дополнительными точками крепления для оружия и добавленными возможностями наземного нападения на его радар. Quickstrike должен был выполнять роль A-6 Intruder после того, как он был выведен из эксплуатации. Конгресс не посчитал это достаточным улучшением, поэтому компания перешла на предложенную конструкцию Super Tomcat 21. Super Tomcat 21 был предложенной более дешевой альтернативой Navy Advanced Tactical Fighter (NATF). Конструкция Grumman будет иметь ту же форму и корпус, что и Tomcat, и модернизированный радар AN / APG-71. Новые двигатели GE F110-129 должны были обеспечивать сверхкрейсерскую скорость 1,3 Маха и иметь сопла с вектором тяги . Версия должна была иметь увеличенный запас топлива и модифицированные поверхности управления для улучшения взлета и снижения скорости захода на посадку. Версия Attack Super Tomcat 21 была последней разработкой, предложенной Super Tomcat. Он добавил еще больший запас топлива, больше улучшений в управляющие поверхности и, возможно, радар с активной решеткой с электронным сканированием (AESA) от отмененного штурмовика A-12.

Последним вариантом "Tomcat" был ASF-14 (Advanced Strike Fighter-14), замена Grumman концепции NATF. По общему мнению, он не имел бы даже отдаленного отношения к предыдущим Tomcats, за исключением внешнего вида, включающего новые технологии и ноу-хау дизайна от Advanced Tactical Fighter (ATF) и Advanced Tactical Aircraft (ATA) программ. ASF-14 должен был быть самолетом новой постройки; однако его предполагаемые возможности были не намного лучше, чем у вариантов (A) ST-21. В конце концов, Attack Super Tomcat сочли слишком дорогим. ВМС решили использовать более дешевый F / A-18E / F Super Hornet для выполнения роли истребителя-атакующего.

Операторы

Операторы F-14 Tomcat по состоянию на 2014 год (бывшие операторы отмечены красным) F-14 Tomcat IRIAF приземлился в Мехрабад, Иран. F-14A Tomcat из NFWS (TOPGUN) NAS Miramar c. 1993 Вид спереди F-14A на авиабазе Йокота, Токио, Япония, 2003 г. F-14A BuNo 162689 в USS Hornet Museum в Аламеде, Калифорния, 2009
Иран
  • ВВС Исламской Республики Иран
    • 72-й TFS: F-14A, 1976–1985
    • 73-й TFS: F-14A, 1977–1985
    • 81-й TFS: F-14A, 1977 – настоящее время
    • 82-й TFS: F-14A, 1978 – настоящее время
    • 83-я летная школа Tomcat: F-14A, 1978–1979
    • 83-й TFS: F-14A, переименованный в бывший 62-й TFS

Бывшие операторы

США
  • ВМС США эксплуатировали F-14 с 1974 по 2006 гг.
    • Школа вооружения истребителей ВМС (TOPGUN) (Объединился с Strike University (Strike U) в Naval Strike and Air Warfare Center (NSAWC) 1996)
      • VF-126 Bandits (Disestabrated 1 April 1994)
    • VF- 1 Wolfpack (прекращено 30 сентября 1993 г.)
    • VF-2 Bounty Hunters (Тихоокеанский флот до 1996 г., Атлантический флот 1996–2003 гг., Тихоокеанский флот 2003 г. – настоящее время; переименован в VFA-2 с F / A-18F, 1 июля 2003 г.)
    • V F-11 Red Rippers (переименован в VFA-11 с F / A-18F, май 2005 г.)
    • VF-14 Tophatters (переименован в VFA-14 с F / A-18E, 1 декабря 2001 г. и передан Тихоокеанскому флоту, 2002 г.)
    • VF-21 Freelancers (прекращено 31 января 1996 г.)
    • VF-24 Fighting Renegades (Disestablished 20 Август 1996 г.)
    • VF-31 Tomcatters (переименован в VFA-31 на F / A-18E, октябрь 2006 г.)
    • VF-32 Меченосцы (переименован в VFA -32 с F / A-18F, 1 октя бря 2005 г.)
    • VF-33 Истребители (сняты с производства 1 октября 1993 г.)
    • VF-41 Black Aces (переименованы в VFA- 41 с F / A-18F, 1 декабря 2001 г.)
    • VF-51 Screaming Eagles (прекращено 31 марта 1995 г.)
    • VF-74 Bedevilers (прекращено 30 апреля 1994 г.)
    • VF-84 Jolly Rogers (прекращено с 1 октября 1995 г.; Наследие и прозвище эскадрильи переданы VF-103 )
    • VF-102 Diamondbacks (переименовано в VFA-102 на F / A-18F, 1 мая 2002 г. и передано Тихоокеанскому флоту)
    • VF-103 Sluggers / Jolly Rogers (переименован в VFA-103 в F / A-18F, 1 мая 2005 г.)
    • VF-111 Sundowners (прекращено 31 марта 1995 г.) ; наследие и прозвище эскадрильи приняты VFC-111 )
    • VF-114 Aardvarks (прекращено 30 апреля 1993 г.)
    • VF-142 Ghostriders (прекращено 30 апреля 1995 г.)
    • VF- 143 Pukin 'Dogs (переименован в VFA-143 на F / A-18E, начало 2005 г.)
    • VF-154 Black Knights (переименован в VFA-154 с F / A-18F, 1 октября 2003 г.)
    • VF-191 Котята Сатаны (прекращено 30 апреля 1988 г.)
    • VF-194 Красные молнии (прекращено 30 апреля 1988 г.)
    • VF- 211 Fighting Checkmates (Тихоокеанский флот до 1996 г., затем передан Атлантическому флоту; переименован в VFA-211 в F / A-18F, 1 октября 2004 г.)
    • VF-213 Black Lions (Тихоокеанский флот до 1996 года, затем переведен в Атлантический флот; переименован в VFA-213 в F / A-18F, май 2006 г.)
  • Командные испытательные и оценочные эскадрильи военно-воздушных систем
    • VX-4 оценщики (прекращено 30 сентября 1994 г. и объединено в форма VX-9 )
    • VX-9 Ва мпиры (В настоящее время действует F / A-18C / D / E / F, EA-18G, F-35C, EA-6B, AV-8B, AH-1 и UH-1 )
    • VX-23 Salty Dogs ( В настоящее время эксплуатирует F / A-18A + / B / C / D / E / F, EA-6B, EA-18G, F-35C и T-45 )
    • VX-30 Ищейки (в настоящее время эксплуатирует P -3, C-130, S-3)
  • Сменные эскадрильи флота
    • VF-101 Мрачные жнецы; Атлантический флот, тогда единственный одиночный флот, F-14 FRS (ликвидирован 15 сентября 2005 г.; наследство эскадрильи и прозвище присвоено VFA-101, эскадрильей для замены F-35C, созданной в мае 2012 г. Сама VFA-101 будет ликвидирована 23 мая 2019 г.)
    • VF-124 Gunfighters; Тихоокеанский флот F-14 FRS
      • (прекращено 30 сентября 1994 г.)
  • Резервные эскадрильи ВВС ВМС
    • VF-201 Охотники (Переименован в VFA-201 и переоборудован в F / A-18A + 1 января 1999 г.; прекращено 30 июня 2007 г.)
    • VF-202 Superheats (прекращено 31 декабря 1994 г.)
    • VF-301 Devil's Disciples (прекращено 11 сентября 1994 г.)
    • VF-302 Stallions (Disestablished) 11 сентября 1994 г.)
  • Подразделения усиления резервной эскадрильи ВВС ВМФ
    • VF-1285 Fighting Fubijars (прекращено в сентябре 1994 г.); усиленные VF-301 и VF-302
    • американцы VF-1485 (прекращено в сентябре 1994 г.); улучшенный VF-124
    • VF-1486 Fighting Hobos (не установлено в сентябре 2005 г.); модернизированный VF-101

Самолет на выставке

F-14A на выставке в Мемориальном парке Грумман в Нью-Йорке F-14A BuNo 160661 на выставке в Центре авиации США. Центр испытаний в Хантсвилле, штат Алабама, 2009 г. YF-14A в Музее колыбели авиации F-14B в Музее море-воздух-космос Intrepid F-14A из VF- 84 «Веселый Роджерс» в Музее полетов

Известные F-14, сохранившиеся в музеях и на военных объектах, включают:

Номер бюро (BuNo) - Модель - Местоположение - Значение
F-14A
F-14B
F-14D (R)
F-14D

Технические характеристики (F-14D)

Принципиальная схема Grumman F-14 Tomcat F-14A из VF 111 «Sundowners» (USS Carl Vinson) F-14B из VF-211 Fighting Checkmates с шестью ракетами AIM-54 Phoenix.

Данные из досье ВМС США, Spick, MATS, Flight International, март 1985 г.

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 (Пилот и Офицер радиолокационного перехвата )
  • Длина: 62 фута 9 дюймов (19,13 м)
  • Размах крыла: 64 фута 1,5 дюйма (19,545 м)
  • Размах нижнего крыла: 38 футов 2,5 дюйма (11,646 м), стреловидность
  • Высота: 16 футов (4, 9 м)
  • Площадь крыла: 565 кв. Футов (52,5 м), только крылья
    • Эффективная площадь 1008 кв. Футов (94 м), включая фюзеляж
  • Профиль :.
    • Грумман (1,74) (35) 9,6) - (1,1) (30) (1,1) корень
    • Грумман (1,27) (30) (9,0) - (1,1) (40) (1,1) наконечник
  • Пустой вес: 19 838 кг (43 735 фунтов)
  • Масса брутто: 61 000 фунтов (27, 669 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 74 350 фунтов (33 725 кг)
  • Запас топлива: 16 200 фунтов (7 348 кг) внутреннего топлива; 2 дополнительных внешних бака на 267 галлонов США (222 имп галлона; 1010 л) / 1756 фунтов (797 кг)
  • Силовая установка: 2 × General Electric F110 -GE-400 дожигание турбовентиляторные, тяга 13 800 фунтов силы (61 кН) каждый сухой, 23 400 фунтов силы (104 кН) с форсажной камерой

Рабочие характеристики

  • Максимальная скорость: 2,34 Маха (1544 миль / ч, 2485 км / ч) на высоте
  • Диапазон: 1600 миль (1800 миль, 3000 км)
  • Боевой диапазон: 500 нм (580 миль, 930 км)
  • Практический потолок : 53000 футов (16000 м) плюс
  • Пределы g: +7,5
  • Скороподъемность: 45000 фут / мин (230 м / с) плюс
  • нагрузка на крыло: 96 фунтов / кв. Фут (470 кг / м)
    • 48 фунтов / кв. фут (230 кг / м), эффективная
  • Тяга / масса : 0,89 при полной массе (1,02 с загруженной массой и 50% внутреннего топлива)

Вооружение .

Авионика .

логотип Tomcat

логотип Tomcat

Дизайн логотипа Tomcat появился, когда директор Grumman по услугам презентаций Дик Миллиган, а Один из его художников, сотрудник Grumman Джим Родригес, попросил логотип Grumman директор по развитию бизнеса и бывший пилот Blue Angels № 5 Норм Гандиа. Пер Родригес: «Он попросил меня нарисовать реалистичного кота-кота в боксерских перчатках и сундуках с шестизарядным пистолетом на левом боку; там, где на F-14 расположены пистолеты и два хвоста ». Кот был нарисован после того, как был найден полосатый кот и использован для фотографий, и назван «Том». Логотип претерпел множество вариантов, в том числе один для тогдашних - ВВС Ирана F-14, названный «Али-кот». Сопровождающий слоган «Anytime Baby!» Был разработан Нормом Гандиа как вызов ВВС США Макдоннелл Дуглас F-15 Eagle.

Заметные появления в СМИ

Grumman F-14 Tomcat был центральным в фильме 1986 года Верхняя пушка. Фильм на авиационной тематику вызвал такой успех в военно-морской авиации, что военно-морские силы США, которые помогли с фильмом, открыли приемные у некоторых кинотеатров. Продюсеры заплатили ВМС США 886000 долларов (что эквивалентно 2106169 долларов в 2019 году) в качестве компенсации за полетное время самолета в фильме с F-14, выставленным по счету из 7600 долларов (что эквивалентно 18 066 долларов в 2019 году) за час полета.

Два F -14По состоянию на VF-84 из USS Nimitz были показаны в фильме 1980 года Последний отсчет, с четырьмя из эскадрильи в версии 1996 года Исполнительное финальное решение, появление в фильме Веселого Роджерса до того, как его сняли с производства. В сериале военно-юридической драмы JAG (1995–2005) главный герой Хармон Рэбб, пилот Tomcat, ставший юристом.

Показано несколько F-14 в документальном фильме 2008 года «Скорость и ангелы», в котором рассказывается история двух молодых новобранцев ВМФ, стремящихся осуществить свою мечту стать летчиками-истребителями F-14.

См. также

  • Портал авиации

Родственная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки

Wikimedia Commons содержит содержит относится к: F-14 Tomcat (категория )
Последняя правка сделана 2021-05-22 11:44:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте