AIM-54 Phoenix

редактировать
Тип ракеты «воздух-воздух» большой дальности
AIM-54 Phoenix
Вид сбоку AIM-54C
ТипЗенитная ракета большой дальности
Место происхожденияСША
История обслуживания
На вооружении1974 – настоящее время
ИспользуетсяВМС США (ранее)
Иранскими ВВС
История производства
ПроизводительHughes Aircraft Company
Raytheon Corporation
Стоимость единицыUS $ 477 131
Произведено1966
Технические характеристики
Масса1000–1 040 фунтов (450–470 кг)
Длина13 футов (4,0 м)
Диаметр15 дюймов (380 мм)
Боевая часть135 фунтов (61 кг), фугас
Детонационный
механизм
бесконтактный взрыватель

ДвигательТвердотопливный двигатель ракетный двигатель
Размах крыла3 фута (910 мм)
Эксплуатация
дальность
100 миль (190 км)
Потолок полета100000 футов (30 км)
Высота полета80000 футов (24 км)
Максимум спе edМах 5
Система наведения
Полуактивное радиолокационное самонаведение и конечная фаза активное радиолокационное самонаведение
Запуск
платформа
Grumman F-14 Tomcat

AIM-54 Phoenix- это управляемая радаром ракета дальнего действия класса «воздух-воздух» (AAM) с радиолокационным наведением, переносимая группами до шести ракет на Grumman F-14 Tomcat, его единственная действующая пусковая платформа. «Феникс» была единственной ракетой класса «воздух-воздух» в США. Комбинация ракеты Phoenix и РЛС наведения AN / AWG-9 была первой системой воздушного вооружения, которая могла одновременно поражать несколько целей. Из-за активного радиолокационного слежения при стрельбе из AIM-54 использовался краткий код «Fox Three».

И ракета, и самолет использовались Ираном и ВМС США. На вооружении США оба в настоящее время списаны: AIM-54 Phoenix в 2004 году и F-14 в 2006 году. Их заменили на более короткую дальность действия AIM-120 AMRAAM, использовавшуюся на F / A-18 Hornet и F / A-18E / F Super Hornet - в его версии AIM-120D последняя версия AMRAAM как раз соответствует максимальной дальности Phoenix.

AIM-54 приписывают 62 поражения в воздухе, все они были совершены Ираном в течение восьмилетней ирано-иракской войны. После списания F-14 ВМС США, единственным текущим оператором этого оружия является ВВС Исламской Республики Иран.

Содержание

  • 1 Разработка
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 AIM-54
  • 2 Использование в сравнении с другими системами вооружения
    • 2.1 Активное наведение
  • 3 История обслуживания
    • 3.1 Боевой опыт США
    • 3.2 Боевой опыт Ирана
  • 4 Варианты
  • 5 Операторы
    • 5.1 Текущие операторы
    • 5.2 Бывшие операторы
  • 6 Характеристики
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Разработка

Предпосылки

С 1951 г. ВМФ столкнулся с первоначальной угрозой со стороны Туполев Ту-4К «Бык», несущего противокорабельные ракеты или ядерные бомбы.

В конце концов, в разгар Холодной войны, угроза переросла в рейды полкового размера с бомбардировщиками Ту-16 Бэджер и Ту-22М Backfire. с низколетящими, дальнобойными, высокоскоростными крылатыми ракетами с ядерным вооружением и значительными средствами электронного противодействия (ECM) различных типов. Эта комбинация считалась способной нарушить оборону флота и угрожать авианосным группам.

Флоту потребуется дальнобойный самолет-перехватчик для защиты боевых групп авианосцев от этой угрозы. Предлагаемый F6D Missileer предназначался для выполнения этой задачи и отражения атаки как можно дальше от флота, который он защищал. Оружие, необходимое для самолетов-перехватчиков, Bendix AAM-N-10 Eagle, должно было быть ракетой класса "воздух-воздух" беспрецедентной дальности по сравнению с современными ракетами AIM-7 Sparrow.. Он будет работать вместе с радаром Westinghouse. Проект «Ракета» был отменен в декабре 1960 года.

AIM-54

AIM-54A, запущенный с испытательного стенда NA-3A в 1966 году

В начале 1960-х гг. ВМС США предприняли следующую попытку перехватить F-111B, и им требовалась ракета новой конструкции. В то же время ВВС США отменили проекты своих наземных высокоскоростных самолетов-перехватчиков North American XF-108 Rapier и Lockheed YF-12 и оставил боеспособную ракету AIM-47 Falcon на довольно продвинутой стадии разработки, но без эффективной пусковой платформы.

AIM-54 Phoenix, разработанный для истребителя ПВО F-111B, имел планер с четырьмя крестообразными оперениями, который был увеличенной версией AIM-47. Одной из характеристик предшественников ракетных ракет было то, что радар отправлял ему поправки на середине курса, что позволяло системе управления огнем «поднять» ракету над целью в более разреженный воздух, где она имела лучшую дальность.

F-111B был отменен в 1968 году. Его система вооружения, AIM-54, работающая с радаром AWG-9, была перенесена на новый проект истребителя ВМС США, VFX, который позже станет F-14 Tomcat.

. В 1977 году была разработана значительно улучшенная версия Phoenix, AIM-54C, для лучшего противодействия прогнозируемым угрозам от тактических противолодочных самолетов и крылатых ракет. модернизация включала возможность перепрограммирования памяти для того, чтобы идти в ногу с появляющимся ECM.

Использование по сравнению с другими системами вооружения

Комбинация AIM-54 / AWG-9 имела возможность нескольких треков (до 24 цели) и запуск (практически одновременно можно запустить до шести Фениксов); большая ракета весом 1000 фунтов (500 кг) оснащена обычной боевой частью.

На F-14 четыре ракеты могут нести под туннелем фюзеляжа, прикрепленными к специальным аэродинамическим поддонам, плюс две под перчатками. Полная загрузка шести ракет Phoenix и уникальных пусковых направляющих весит более 8000 фунтов (3600 кг), что примерно в два раза больше веса Sparrows, что превышает допустимую возвратную нагрузку (которая также включает достаточно топлива для попыток ухода на второй круг). Таким образом, наличие шести ракет "Феникс" потребовало бы сброса по крайней мере некоторых ракет "Феникс", если бы они не использовались. Наиболее распространенная боевая нагрузка для обеспечения превосходства в воздухе - это смесь из двух ракет Phoenix, четырех Sparrow и двух ракет Sidewinder.

Большинство других самолетов США полагались на меньшие, полуактивные средней дальности AIM-7 Sparrow. Полуактивное наведение означало, что самолет больше не имел возможности поиска при поддержке запущенного Sparrow, что уменьшало ситуационную осведомленность.

Радар Tomcat мог отслеживать до 24 целей в режиме отслеживания во время сканирования, при этом AWG-9 выбирает до шести потенциальных целей для ракет. После этого пилот или офицер радиолокационного перехвата (RIO) мог запустить ракеты «Феникс», как только параметры были соблюдены. Большой тактический информационный дисплей (TID) в кабине RIO давал информацию экипажу (пилот имел возможность следить за дисплеем RIO), а радар мог непрерывно искать и отслеживать несколько целей после запуска ракет Phoenix, тем самым поддерживая ситуационную осведомленность о них. боевое пространство.

Канал передачи данных Link 4 позволял Tomcats ВМС США обмениваться информацией с самолетом E-2C Hawkeye AEW. Во время Desert Shield в 1990 году была представлена ​​Link 4A; это позволило Tomcats иметь возможность передачи данных истребитель-истребитель, что еще больше повысило общую ситуационную осведомленность. F-14D поступил на вооружение с JTIDS, которая принесла в кабину еще более качественное изображение канала передачи данных Link 16.

Активное наведение

AIM-54 Phoenix через секунды после запуска (1991 г.)

Phoenix имеет несколько режимов наведения и достигает своей максимальной дальности за счет использования промежуточных обновлений от F-14A / B AWG- 9 (радар APG-71 в F-14D), когда он набирает крейсерский режим между 80000 футов (24000 м) и 100000 футов (30 000 м) на скорости около 5 Маха. Phoenix использует эту большую высоту для увеличения дальности за счет уменьшения атмосферное сопротивление. На расстоянии около 11 миль (18 км) от цели ракета активирует собственный радар для обеспечения наведения на конечную цель. Минимальная дальность поражения для Phoenix составляет около 2 морских миль (3,7 км); на этом расстоянии при запуске будет инициировано активное самонаведение.

История обслуживания

США боевой опыт

AIM-54 поразил беспилотник-мишень QF-4B, 1983 г.
  • 5 января 1999 г. пара американских F-14 выпустила два феникса по иракскому МиГу. -25с к юго-востоку от Багдада. Оба ракетных двигателя AIM-54 вышли из строя, и ни одна из ракет не поразила цель.
  • 9 сентября 1999 года другой американский F-14 запустил AIM-54 по иракскому МиГ-23, который направлялся на юг в запретную для полетов зону с авиабазы ​​Аль-Такаддум к западу от Багдада. Ракета промахнулась и в конечном итоге упала в землю после того, как иракский истребитель изменил курс и ушел на север.
AIM-54 Phoenix прикреплялся к пилону крыла F-14 до установки передних стабилизаторов (2003).

AIM-54 Phoenix был выведен из эксплуатации USN 30 сентября 2004 года. F-14 Tomcats были сняты с вооружения 22 сентября 2006 года. Они были заменены более короткими дальнобойными AIM-120 AMRAAM, использовавшимися на F / A-18E / F Super Hornet.

Несмотря на столь хваленые возможности, Phoenix редко использовался в бою: только два подтвержденных пуска и никаких подтвержденных целей, уничтоженных во время службы ВМС США. ВВС США F-15 Eagle отвечали за наземное боевое воздушное патрулирование в ходе операции Desert Storm в 1991 году, в основном из-за бортовых F-15 Возможности IFF. Tomcat не обладал необходимой возможностью IFF, предписанной JFACC, чтобы удовлетворить правилам взаимодействия для использования возможностей Phoenix на за пределами видимости. AIM-54 не был принят на вооружение ни одной иностранной страной, кроме Ирана или какой-либо другой вооруженной службой США, и не использовался ни на одном самолете, кроме F-14.

Иранский боевой опыт

Иранские F-14 Tomcats, вооруженные несколькими ракетами, включая AIM-54 Phoenix, 1986 год.

7 января 1974 года в рамках проекта Persian King, Imperial Иранские ВВС разместили заказ на 424 AIM-54A, позже увеличив его на 290 ракет в июне. Из первоначального заказа было поставлено 274 ракеты и 10 тренировочных снарядов на сумму 150 миллионов долларов США, пока революция 1979 года не прекратила поставки и не оставила эмбарго на оставшиеся 150 ракет, а дополнительный заказ на 290 ракет не был отменен.

По словам Тома Купера и Фарзада Бишопа, во время ирано-иракской войны AIM-54, выпущенные IRIAF Tomcats, одержали 78 побед над иракскими МиГ-21 /23 /25s, Ту-22, Су-20/22, Mirage F 1s, Super Étendards и даже два AM-39 Exocets и C-601. Это включает в себя два случая, когда один AIM-54 был ответственен за сбитие двух иракских самолетов, а также инцидент 7 января 1981 года, когда «Феникс» обстрелял четыре корабля МиГ-23, сбил три и повредил четвертый.

США отказались поставлять запасные части и техническое обслуживание после революции 1979 года, за исключением короткого периода во время дела Иран-Контра. По словам Купера, ВВС Исламской Республики Иран держали свои истребители F-14 и ракеты AIM-54 в регулярном использовании на протяжении всей ирано-иракской войны, хотя периодическая нехватка запасных частей иногда приводила к заземлению значительной части флота. В конце 1987 года запас ракет AIM-54 был минимальным, в наличии было менее 50 действующих ракет. Для ракет требовались свежие тепловые батареи, которые можно было купить только в США. Иран нашел тайного покупателя, который поставил ему батареи, каждая из которых стоила до 10 000 долларов США. Иран получал запчасти и детали для F-14 и AIM-54 из различных источников во время ирано-иракской войны, а после конфликта получил больше запчастей. Иран начал программу по производству запасных частей для самолетов и ракет, и хотя есть утверждения, что он больше не полагается на внешние источники для поддержания своих F-14 и AIM-54 в рабочем состоянии, есть свидетельства того, что Иран продолжает тайно закупать запчасти <. 25>

Ракеты F-14 Tomcat и AIM-54 Phoenix продолжают находиться на вооружении ВВС Исламской Республики Иран. Иран утверждал, что работает над созданием эквивалентной ракеты, и в 2013 году представил Fakour-90, модернизированную и переработанную версию Phoenix.

Варианты

AIM-54A. Ракета "Феникс" на выставке в Мемориальном парке Грумман в штате Нью-Йорк
AIM-54A
Оригинальная модель, которая была введена в эксплуатацию с США. ВМС примерно в 1974 году, и он также экспортировался в Иран до иранского кризиса с заложниками, начавшегося в 1979 году.
AIM-54B
Также известен как ' Сухая ракета. Версия с упрощенной конструкцией и без кондиционирования охлаждающей жидкости. В серийное производство не поступал. Опытно-конструкторские работы начались в январе 1972 года. Для испытаний было создано 7 ракет X-AIM-54B, 6 из них - путем модификации опытных серийных снарядов IVE / PIP. После двух успешных испытательных стрельб запуск ракеты «Сухой» был отменен из-за «нерентабельности».
AIM-54C
Единственная улучшенная модель, которая когда-либо производилась. В нем использовалась цифровая электроника вместо аналоговой электроники AIM-54A. Эта модель обладала лучшими способностями сбивать малые и высотные противокорабельные ракеты. Эта модель пришла на смену AIM-54A с 1986 года.
AIM-54 ECCM / закрытый снаряд
Больше возможностей в средствах электронного противодействия. Во время полета охлаждающая жидкость не требовалась. Ракета была развернута с 1988 года. Поскольку AIM-54 ECCM / Sealed не получал охлаждающей жидкости, F-14, несущие эту версию ракеты, не могли превышать заданную скорость полета.

Существовали также испытательные, оценочные, наземные учебные и пилотажные версии ракеты; обозначены как ATM-54, AEM-54, DATM-54A и CATM-54. Летные версии имели версии A и C. DATM-54 не производился в версии C, так как не было изменений в характеристиках наземного обслуживания.

Морской Феникс
Предложение 1970-х годов о корабельной версии «Феникса» в качестве альтернативы / замены системы точечной защиты Морской Воробей. Он также обеспечил бы возможности ЗРК средней дальности для небольших судов и / или судов без Aegis (таких как CVV ). Система Sea Phoenix должна была включать модифицированную корабельную версию радара AN / AWG-9. Компания Hughes Aircraft рекламировала тот факт, что 27 из 29 основных элементов стандартного (бортового) AN / AWG-9 могут использоваться в корабельной версии с небольшими изменениями. Каждая система должна была состоять из одного радара AWG-9 с соответствующими элементами управления и дисплеями, а также фиксированной пусковой установки на 12 ячеек для ракет Phoenix. В случае авианосца, например, было бы установлено по крайней мере три системы, чтобы обеспечить перекрывающееся покрытие на всех 360 °. И наземные, и корабельные испытания модифицированных ракет Phoenix (AIM-54A) и контейнерного AWG-9 (первоначально 14-го экземпляра с производственной линии AN / AWG-9) успешно проводились с 1974 года.
AIM-54B
Также была предложена наземная версия для USMC. Было высказано предположение, что AIM-54B должен был использоваться в действующих системах Sea Phoenix, хотя эта версия была отменена во второй половине 1970-х годов. В конечном итоге сочетание бюджетных и политических вопросов означало, что, несмотря на то, что «Морской Феникс» был технически и функционально привлекательным, дальнейшая разработка «Морского Феникса» не продолжалась.
Fakour 90
Сообщается, что в феврале 2013 года Иран провел испытания отечественная ракета класса "воздух-воздух" большой дальности. В сентябре 2013 года на военном параде был показан Факур-90. Он выглядел почти идентично AIM-54 Phoenix. В июле 2018 года, как сообщает Jane's, в Иране началось массовое производство Fakour-90.

Операторы

Карта с AIM-54 Phoenix: операторы синего цвета, бывшие операторы - красным

Текущие операторы

Бывшие операторы

Характеристики

Технический чертеж AIM -54C

Ниже приводится список спецификаций AIM-54 Phoenix:

См. Также

Связанные списки

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с AIM-54 Phoenix .
Последняя правка сделана 2021-06-07 21:04:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте