AIM-54 Phoenix | |
---|---|
Вид сбоку AIM-54C | |
Тип | Зенитная ракета большой дальности |
Место происхождения | США |
История обслуживания | |
На вооружении | 1974 – настоящее время |
Используется | ВМС США (ранее) Иранскими ВВС |
История производства | |
Производитель | Hughes Aircraft Company Raytheon Corporation |
Стоимость единицы | US $ 477 131 |
Произведено | 1966 |
Технические характеристики | |
Масса | 1000–1 040 фунтов (450–470 кг) |
Длина | 13 футов (4,0 м) |
Диаметр | 15 дюймов (380 мм) |
Боевая часть | 135 фунтов (61 кг), фугас |
Детонационный механизм | бесконтактный взрыватель |
Двигатель | Твердотопливный двигатель ракетный двигатель |
Размах крыла | 3 фута (910 мм) |
Эксплуатация дальность | 100 миль (190 км) |
Потолок полета | 100000 футов (30 км) |
Высота полета | 80000 футов (24 км) |
Максимум спе ed | Мах 5 |
Система наведения | Полуактивное радиолокационное самонаведение и конечная фаза активное радиолокационное самонаведение |
Запуск платформа | Grumman F-14 Tomcat |
AIM-54 Phoenix- это управляемая радаром ракета дальнего действия класса «воздух-воздух» (AAM) с радиолокационным наведением, переносимая группами до шести ракет на Grumman F-14 Tomcat, его единственная действующая пусковая платформа. «Феникс» была единственной ракетой класса «воздух-воздух» в США. Комбинация ракеты Phoenix и РЛС наведения AN / AWG-9 была первой системой воздушного вооружения, которая могла одновременно поражать несколько целей. Из-за активного радиолокационного слежения при стрельбе из AIM-54 использовался краткий код «Fox Three».
И ракета, и самолет использовались Ираном и ВМС США. На вооружении США оба в настоящее время списаны: AIM-54 Phoenix в 2004 году и F-14 в 2006 году. Их заменили на более короткую дальность действия AIM-120 AMRAAM, использовавшуюся на F / A-18 Hornet и F / A-18E / F Super Hornet - в его версии AIM-120D последняя версия AMRAAM как раз соответствует максимальной дальности Phoenix.
AIM-54 приписывают 62 поражения в воздухе, все они были совершены Ираном в течение восьмилетней ирано-иракской войны. После списания F-14 ВМС США, единственным текущим оператором этого оружия является ВВС Исламской Республики Иран.
С 1951 г. ВМФ столкнулся с первоначальной угрозой со стороны Туполев Ту-4К «Бык», несущего противокорабельные ракеты или ядерные бомбы.
В конце концов, в разгар Холодной войны, угроза переросла в рейды полкового размера с бомбардировщиками Ту-16 Бэджер и Ту-22М Backfire. с низколетящими, дальнобойными, высокоскоростными крылатыми ракетами с ядерным вооружением и значительными средствами электронного противодействия (ECM) различных типов. Эта комбинация считалась способной нарушить оборону флота и угрожать авианосным группам.
Флоту потребуется дальнобойный самолет-перехватчик для защиты боевых групп авианосцев от этой угрозы. Предлагаемый F6D Missileer предназначался для выполнения этой задачи и отражения атаки как можно дальше от флота, который он защищал. Оружие, необходимое для самолетов-перехватчиков, Bendix AAM-N-10 Eagle, должно было быть ракетой класса "воздух-воздух" беспрецедентной дальности по сравнению с современными ракетами AIM-7 Sparrow.. Он будет работать вместе с радаром Westinghouse. Проект «Ракета» был отменен в декабре 1960 года.
В начале 1960-х гг. ВМС США предприняли следующую попытку перехватить F-111B, и им требовалась ракета новой конструкции. В то же время ВВС США отменили проекты своих наземных высокоскоростных самолетов-перехватчиков North American XF-108 Rapier и Lockheed YF-12 и оставил боеспособную ракету AIM-47 Falcon на довольно продвинутой стадии разработки, но без эффективной пусковой платформы.
AIM-54 Phoenix, разработанный для истребителя ПВО F-111B, имел планер с четырьмя крестообразными оперениями, который был увеличенной версией AIM-47. Одной из характеристик предшественников ракетных ракет было то, что радар отправлял ему поправки на середине курса, что позволяло системе управления огнем «поднять» ракету над целью в более разреженный воздух, где она имела лучшую дальность.
F-111B был отменен в 1968 году. Его система вооружения, AIM-54, работающая с радаром AWG-9, была перенесена на новый проект истребителя ВМС США, VFX, который позже станет F-14 Tomcat.
. В 1977 году была разработана значительно улучшенная версия Phoenix, AIM-54C, для лучшего противодействия прогнозируемым угрозам от тактических противолодочных самолетов и крылатых ракет. модернизация включала возможность перепрограммирования памяти для того, чтобы идти в ногу с появляющимся ECM.
Комбинация AIM-54 / AWG-9 имела возможность нескольких треков (до 24 цели) и запуск (практически одновременно можно запустить до шести Фениксов); большая ракета весом 1000 фунтов (500 кг) оснащена обычной боевой частью.
На F-14 четыре ракеты могут нести под туннелем фюзеляжа, прикрепленными к специальным аэродинамическим поддонам, плюс две под перчатками. Полная загрузка шести ракет Phoenix и уникальных пусковых направляющих весит более 8000 фунтов (3600 кг), что примерно в два раза больше веса Sparrows, что превышает допустимую возвратную нагрузку (которая также включает достаточно топлива для попыток ухода на второй круг). Таким образом, наличие шести ракет "Феникс" потребовало бы сброса по крайней мере некоторых ракет "Феникс", если бы они не использовались. Наиболее распространенная боевая нагрузка для обеспечения превосходства в воздухе - это смесь из двух ракет Phoenix, четырех Sparrow и двух ракет Sidewinder.
Большинство других самолетов США полагались на меньшие, полуактивные средней дальности AIM-7 Sparrow. Полуактивное наведение означало, что самолет больше не имел возможности поиска при поддержке запущенного Sparrow, что уменьшало ситуационную осведомленность.
Радар Tomcat мог отслеживать до 24 целей в режиме отслеживания во время сканирования, при этом AWG-9 выбирает до шести потенциальных целей для ракет. После этого пилот или офицер радиолокационного перехвата (RIO) мог запустить ракеты «Феникс», как только параметры были соблюдены. Большой тактический информационный дисплей (TID) в кабине RIO давал информацию экипажу (пилот имел возможность следить за дисплеем RIO), а радар мог непрерывно искать и отслеживать несколько целей после запуска ракет Phoenix, тем самым поддерживая ситуационную осведомленность о них. боевое пространство.
Канал передачи данных Link 4 позволял Tomcats ВМС США обмениваться информацией с самолетом E-2C Hawkeye AEW. Во время Desert Shield в 1990 году была представлена Link 4A; это позволило Tomcats иметь возможность передачи данных истребитель-истребитель, что еще больше повысило общую ситуационную осведомленность. F-14D поступил на вооружение с JTIDS, которая принесла в кабину еще более качественное изображение канала передачи данных Link 16.
Phoenix имеет несколько режимов наведения и достигает своей максимальной дальности за счет использования промежуточных обновлений от F-14A / B AWG- 9 (радар APG-71 в F-14D), когда он набирает крейсерский режим между 80000 футов (24000 м) и 100000 футов (30 000 м) на скорости около 5 Маха. Phoenix использует эту большую высоту для увеличения дальности за счет уменьшения атмосферное сопротивление. На расстоянии около 11 миль (18 км) от цели ракета активирует собственный радар для обеспечения наведения на конечную цель. Минимальная дальность поражения для Phoenix составляет около 2 морских миль (3,7 км); на этом расстоянии при запуске будет инициировано активное самонаведение.
AIM-54 Phoenix был выведен из эксплуатации USN 30 сентября 2004 года. F-14 Tomcats были сняты с вооружения 22 сентября 2006 года. Они были заменены более короткими дальнобойными AIM-120 AMRAAM, использовавшимися на F / A-18E / F Super Hornet.
Несмотря на столь хваленые возможности, Phoenix редко использовался в бою: только два подтвержденных пуска и никаких подтвержденных целей, уничтоженных во время службы ВМС США. ВВС США F-15 Eagle отвечали за наземное боевое воздушное патрулирование в ходе операции Desert Storm в 1991 году, в основном из-за бортовых F-15 Возможности IFF. Tomcat не обладал необходимой возможностью IFF, предписанной JFACC, чтобы удовлетворить правилам взаимодействия для использования возможностей Phoenix на за пределами видимости. AIM-54 не был принят на вооружение ни одной иностранной страной, кроме Ирана или какой-либо другой вооруженной службой США, и не использовался ни на одном самолете, кроме F-14.
7 января 1974 года в рамках проекта Persian King, Imperial Иранские ВВС разместили заказ на 424 AIM-54A, позже увеличив его на 290 ракет в июне. Из первоначального заказа было поставлено 274 ракеты и 10 тренировочных снарядов на сумму 150 миллионов долларов США, пока революция 1979 года не прекратила поставки и не оставила эмбарго на оставшиеся 150 ракет, а дополнительный заказ на 290 ракет не был отменен.
По словам Тома Купера и Фарзада Бишопа, во время ирано-иракской войны AIM-54, выпущенные IRIAF Tomcats, одержали 78 побед над иракскими МиГ-21 /23 /25s, Ту-22, Су-20/22, Mirage F 1s, Super Étendards и даже два AM-39 Exocets и C-601. Это включает в себя два случая, когда один AIM-54 был ответственен за сбитие двух иракских самолетов, а также инцидент 7 января 1981 года, когда «Феникс» обстрелял четыре корабля МиГ-23, сбил три и повредил четвертый.
США отказались поставлять запасные части и техническое обслуживание после революции 1979 года, за исключением короткого периода во время дела Иран-Контра. По словам Купера, ВВС Исламской Республики Иран держали свои истребители F-14 и ракеты AIM-54 в регулярном использовании на протяжении всей ирано-иракской войны, хотя периодическая нехватка запасных частей иногда приводила к заземлению значительной части флота. В конце 1987 года запас ракет AIM-54 был минимальным, в наличии было менее 50 действующих ракет. Для ракет требовались свежие тепловые батареи, которые можно было купить только в США. Иран нашел тайного покупателя, который поставил ему батареи, каждая из которых стоила до 10 000 долларов США. Иран получал запчасти и детали для F-14 и AIM-54 из различных источников во время ирано-иракской войны, а после конфликта получил больше запчастей. Иран начал программу по производству запасных частей для самолетов и ракет, и хотя есть утверждения, что он больше не полагается на внешние источники для поддержания своих F-14 и AIM-54 в рабочем состоянии, есть свидетельства того, что Иран продолжает тайно закупать запчасти <. 25>
Ракеты F-14 Tomcat и AIM-54 Phoenix продолжают находиться на вооружении ВВС Исламской Республики Иран. Иран утверждал, что работает над созданием эквивалентной ракеты, и в 2013 году представил Fakour-90, модернизированную и переработанную версию Phoenix.
Существовали также испытательные, оценочные, наземные учебные и пилотажные версии ракеты; обозначены как ATM-54, AEM-54, DATM-54A и CATM-54. Летные версии имели версии A и C. DATM-54 не производился в версии C, так как не было изменений в характеристиках наземного обслуживания.
Ниже приводится список спецификаций AIM-54 Phoenix:
Связанные списки
На Викискладе есть материалы, связанные с AIM-54 Phoenix . |