Canadair Plant One. | |
Судьба | Приобретен Bombardier |
---|---|
Преемник | Bombardier Aerospace |
Основана | 1944 |
Несуществующая | 1986 |
Штаб-квартира | Монреаль, Квебек, Канада |
Canadair Ltd. была производителем гражданских и военных самолетов в Канаде. Название «Канадэр» - это портмоне из Канада и воздух. Его бывшие активы в основном принадлежат Bombardier Aerospace, авиационному подразделению канадского транспортного конгломерата Bombardier Inc.
Истоки Canadair лежат в основании производственного центра для Canadian Vickers в районе Сен-Лоран Монреаля, в аэропорту Картьервиль. Он был создан как отдельное предприятие правительством Канады 11 ноября 1944 года. На протяжении большей части своего существования он был дочерней компанией различных других производителей самолетов до того, как был национализирован Правительство Канады в 1976 году. В течение десяти лет компания работала как федеральная Crown Corporation. В 1986 году Canadair была приватизирована путем продажи компании Bombardier, после чего она стала ключевым элементом аэрокосмического подразделения компании. Бывший основной производственный объект компании, Canadair Plant One, остается нетронутым по сей день, хотя сам аэропорт Картьервиль был закрыт и с тех пор подвергся реконструкции.
За годы своей работы Canadair добилась нескольких первых успехов в авиации. CL-44D, созданный на базе британского авиалайнера Bristol Britannia , был первой конструкцией, допускавшей доступ путем поворота всей задней части фюзеляжа. CL-89 и CL-289 были первыми беспилотными летательными аппаратами, которые были приняты на вооружение вооруженных сил нескольких стран. Экспериментальный CL-84 был первым самолетом VTOL, который вращал крылья для достижения вертикального отрыва (tiltwing ). ЦЛ-215 был первым водным бомбардировщиком специальной конструкции.
Canadair была официально создана 11 ноября 1944 года как отдельное предприятие правительством Канады. Поглотив операции канадской компании Vickers, она первоначально действовала как производитель Consolidated PBY "Canso" летающих лодок от имени Royal Канадские ВВС (RCAF). Бенджамин В. Франклин стал ее первым президентом. В дополнение к контракту PBY также находился контракт на разработку нового варианта транспорта Douglas DC-4. Получившийся в результате самолет Canadair DC-4M, оснащенный четырьмя двигателями производства Великобритании Rolls-Royce Merlin, начал производство в 1946 году; он продавался под названием «Northstar».
Canadair Sabre в цветах Golden Hawks на выставке в Канадском музее наследия боевых самолетов, Маунт-Хоуп, ОнтариоВ период сразу послевоенной эпохи, Canadair приобрела «незавершенные работы» по существующим сериям Douglas DC-3 / C-47. В 1946 году американская промышленная группа Electric Boat Company купила контрольный пакет акций компании; вскоре после этого две компании объединились в американскую компанию General Dynamics в 1952 году. В 1954 году General Dynamics решила приобрести Convair, которая была создана в результате слияния компаний Consolidated Aircraft и Vultee Aircraft; в результате этой покупки Canadair была реорганизована в канадскую дочернюю компанию Convair.
В 1950-х годах компания Canadair решила, что разработает собственный учебно-тренировочный самолет местного производства в качестве частного предприятия. Этот самолет, который впоследствии стал CT-114 Tutor, был разработан собственным отделом предварительного проектирования компании. К августу 1957 года была завершена базовая конфигурация: самолет с низкорасположенным двигателем с турбореактивным двигателем, трехопорным шасси и расположенной бок о бок кабиной пилота.. Несмотря на отсутствие официальной поддержки со стороны правительства Канады, Комитет по связям с инструкторами Управления по обучению реактивных самолетов (RCAF) Королевских ВВС Канады тесно сотрудничал с компанией; их участие в проекте, как сообщается, оказало значительное влияние на окончательный дизайн самолета. В сентябре 1961 года правительство Канады, впечатленное характеристиками прототипа, разместило крупный заказ на 190 серийных самолетов от имени Королевских ВВС Канады (RCAF). Будучи основной тренировочной платформой службы, «Наставник» будет эксплуатироваться в этом качестве более тридцати лет.
Другой собственной разработкой был самолет-амфибия CL-215. Он возник в результате внутреннего исследования в начале 1960-х годов в Canadair, первоначально задуманного как транспортный двухмоторный гидросамолет, основанный на конструкции 369 Canso (вариант PBY). Тем не менее, он был преобразован в «пожарного» по просьбе должностных лиц лесного хозяйства в (), которые хотели более эффективный способ доставки воды при лесных пожарах. Эскизный проект 1962 года, обозначенный как CL-204, представлял собой специально разработанный водный бомбардировщик, который превратился в конфигурацию летающей лодки-амфибии, оснащенной двумя наплечными двигателями мощностью 2100 л.с. (1566 кВт) Pratt Whitney R-2800 поршневые двигатели. Его конструкция была сформирована желанием, чтобы CL-205 хорошо подходил для выполнения ряда задач, включая поиск и спасание в воздухе и море ,, грузовые перевозки и коммерческие перевозки пассажиров, в дополнение к миссия водного бомбардировщика. Окончательный дизайн был публично представлен на Парижском авиасалоне 1965 . В то время как CL-215A служил стандартной конфигурацией водяного бомбардировщика, другая модель, обозначенная как CL-215C, была предназначена для того, чтобы обойтись без компромиссов, направленных на улучшение ее характеристик в роли водяного бомбардировщика, что позволило оснастить ее большими дверцами на борта фюзеляжа и измененная конструкция днища корпуса.
Пожалуй, самым коммерчески успешным продуктом компании был бизнес-джет Challenger 600 . Первоначально задуманный американским изобретателем авиации Биллом Лиром как LearStar 600 в конце 1975 года Canadair поддержал эту концепцию; в апреле 1976 года компания решила приобрести весь проект, формально запустив его при поддержке федерального правительства Канады вскоре после этого. Разработка Challenger 600 была затруднена из-за смертельной аварии во время программы летных испытаний 3 апреля 1980 года; Несмотря на это, сертификат типа для самолета был одобрен как Transport Canada, так и Федеральным авиационным управлением позже в том же году. Высокая стоимость разработки Challenger 600 считается основной причиной плохого финансового положения Canadair в 1980-е годы, которое, как сообщается, было близко к банкротству ; состояние компании, в свою очередь, в конечном итоге способствовало ее приобретению Bombardier Inc. в течение 1986 года. В конечном итоге бизнес-джет был хорошо принят рынком и может считаться успешным, поскольку производился более четыре десятилетия. По сообщениям, к концу 2018 года было построено более 1000 Challenger 600.
В 1965–66 Canadair построила партию автобусов Flxible New Look по лицензии. Все 50 были от Монреальской комиссии по транзиту..Помимо авиации, Canadair решила диверсифицироваться в различные другие сектора, разработав собственный ассортимент промышленных и коммерческих продуктов. Подразделение «Канарх» занималось проектированием и изготовлением навесных стен для ряда зданий. Они также производят кабины для многих вышек управления воздушным движением, эксплуатируемых Федеральным управлением гражданской авиации в США. Гусеничные и машины на воздушной подушке были спроектированы и прошли испытания; однако ни один из них не был запущен в серийное производство.
В конце 1950-х годов Армия США заключила с Canadair контракт на разработку небольшого легкого вездехода-амфибии на гусеничном ходу. В свою очередь, компания Canadair разработала гусеницу с дистанционной сочлененной рамой CL-70 RAT; этот автомобиль, хотя и не имел коммерческого успеха, дал компании Canadair полезный опыт в разработке модернизированного CL-91 Dynatrac, который имел успех на рынке и был приобретен армией США как XM-571.
В 1976 г. Канадское правительство приобрело Canadair Ltd. у General Dynamics. Она оставалась федеральной коронной корпорацией до 1986 года, когда, понеснув рекордные убытки при разработке бизнес-джета Challenger, правительство Малруни продало его Bombardier Inc. Вскоре после приобретения Canadair Bombardier смогла восстановить свою прибыльность; вскоре компания приобрела другие авиационные компании, такие как почти обанкротившуюся Short Brothers из Белфаст, Северная Ирландия, и бизнес-джеты, специализирующиеся на Learjet из Уичито, Канзас, American, а также de Havilland Aircraft of Canada из Торонто, Онтарио. Вместе с этими другими предприятиями Canadair стала ключевым компонентом Bombardier Aerospace.
После приобретения компании Bombardier имя Canadair продолжало активно использоваться в брендинге своей более крупной серии бизнес-джетов и региональные самолеты, которые продавались как Canadian Regional Jet (CRJ). Однако с тех пор от этого брендинга отказались; новые проекты всех различных авиационных подразделений Bombardier с тех пор были известны просто как Bombardier Aerospace.
Модель | Название | Тип | Экипаж | Пассажиры | Даты запуска | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
CL-1 | Canadair CL-1 | Летающая лодка | Первый полет: | Лицензионный вариант Consolidated Model 28-5 (PBV-1A или Canso A и OA-10A-VI | ||
C-4 и C-5 | North Star | Грузовой самолет / Авиалайнер | 2 или 3 | 52 | Первый полет: 1946 год. Первый полет: 1948 год | Лицензионный вариант Douglas DC-4 |
CL-13 | Sabre | Истребитель | 1 | 0 | Первый полет: 1950 год. Первый полет: 1950 год | Построен по лицензии North American F-86 Sabre |
CL-28 | Argus | Морской патрульный самолет | до 15 * | Первый полет: 1957. Первый полет: 1960 | Разработка Bristol Британия ; * в обычные полеты также входил резервный экипаж из четырех человек | |
CL-30 | CT-133 Shooting Star | Тренажер (самолет) / ECM / Связь | 1 или 2 | 0 | Первый полёт: 1952. Первые дела: 19 52 | Изготовлено по лицензии Lockheed T-33 Shooting Star |
CL-41. CL-41G-5 | Tutor. Тебуан | Учебно-тренировочный самолет | 2 | 0 | Дата запуска: 1960 год. Первый полет: 1962 год. Первый полет: 1966 год | |
CL-43 | Двухмоторный концептуальный самолет материально-технического снабжения | Не строился, но позже повлиял на дизайн CL-204 (позже как CL-215); модифицированный гидросамолет на базе PBV-1 Canso (PBY-1 Catalina) с двумя двигателями R-1340 | ||||
CL-44 | Forty-Four. CC- 106 Юкон | Военно-транспортный самолет / Грузовой самолет | 9 | 134 | Дата запуска: 1959 | На базе Bristol Britannia |
CL-45 | Концептуальный вертолет противолодочной обороны | 1954 | Не строился; совместными усилиями с Hiller Aircraft и должны были использовать три T38-GE2 двигателя | |||
CL-52 | Бомбардировщик | 1956 | A USAF Boeing B-47B Stratojet был передан в аренду RCAF и передан Canadair для испытания двигателя Orenda Iroquois PS-13 для проекта Avro Arrow. После отмены проекта Arrow самолет был возвращен в состав США | |||
CL-60 | Учебно-транспортный самолет | 1/2 | 3/12 | 1952 г. | Бук Т-36 фюзеляж и окончательная сборка; программа отменена в 1953 г. | |
CL-61 | RAT (Remote Articulated Track) | Бронетранспортер | 1959 | Прототипы для CL-70 | ||
CL-66 | Cosmopolitan | Транспортный самолет | 2 | 52 | Первый полет: 1959 | Модифицированный Convair CV-540 |
CL-70 | RAT (Удаленная шарнирно-сочлененная гусеница) | Бронетранспортер | 1959 | Прототипы CL-91 Dynatrac | ||
CL-84 | Dynavert | Вертикальный / короткий взлет / посадка Экспериментальный самолет | 2 | до 15 боевых единиц | Первый полет: май 1965 г. | Конец 1960-х - Серийных самолетов не было |
CL-89 и CL -289 | Дрон наблюдения | нет | 0 | Первый полет: 1964. Первый полет: 1969 | ||
CL-90 | Звездный истребитель | Ударный истребитель / Тренер (самолет) | 1 или 2 | 0 | Первый полет: 1961. Первый полет: 1962 | Построен по лицензии Lockheed F-104 Starfighter |
CL-91 | Dynatrac | Бронетранспортер | 1960-е годы | |||
CL-204 | Водный бомбардировщик | 1962 | Ba sed на CL-43 и Canadair CL-1 Canso (вариант Consolidated PBY Catalina ), концепция привела к производству большей CL-215 | |||
CL-210 | спутниковой антенны | н / д | н / д | 1965 | Установлен в Ширлис Бэй, Онтарио | |
CL-212 | Судно на воздушной подушке | 1964–1967 | Разработка передана General Dynamics Electric Boat | |||
CL-213 | Fisher | вездеход | 1 | 1 | 1963–1964 | |
CL- 215 | Scooper | Water Bomber | 2 | до 18 пассажиров (служебная версия) | Первый полет: 1967. Первый полет: 1969 | В 2016 году ООО «Викинг Эйр». приобрели сертификаты типа (права на производство) для Canadair CL-215 ; всего 125 построенных ранее. |
CL-218 | Гибкий автобус New Look | Транзитный автобус | 1 | 45 | 1965–1966 | Лицензируемый Гибкий автобус New Look F2D6V-401-1 |
CL-219 | CF-5 (CF-116 Freedom Fighter ) | Ударный истребитель / Истребитель-бомбардировщик | 1 или 2 | 0 | Первый полет: 1968 год | Построен по лицензии Northrop F-5 Freedom Fighter; всего построено 240 |
CL-225 | Спутниковая антенна | н / д | н / д | 1965 | Установлен в Лак-Бушетт, Квебек | |
CL-227 | Sentinel | Дистанционное управление беспилотный летательный аппарат | нет | 0 | Первый полет: 1980 | |
CL-251 | Субподряд | н / д | н / д | 1971– 1975 | Панели крыла и другие компоненты для авиалайнера Dassault Mercure | |
CL-252 | 1972 | Модификация двух Lockheed L-188 Electra авиалайнеры для ледового патрулирования Environment Canada | ||||
CL-257 | Субподряд | н / д | н / д | 1973–1985 | Фюзеляж секции для Boeing 747SP | |
CL-281 | Субподряд | н / д | н / д | 1977–1994 | Компоненты для Lockheed CP-140 Aurora и P- 3C Orion | |
CL-415 | Superscooper | Water Bomber | 2 | 1 на откидном сиденье, 8 на многоместных сиденьях | Первый полет: 1993. Первые дела: 1994 | В 2016 году Viking Air приобрела Сертификаты типа (права на производство) для Canadair CL-415 ; всего 95 построено ранее. |
CL-600 | Challenger | Бизнес-джет | 2 | 8–19 | Первый полет: 1978. Сертификация: 1980 | |
CL-600 | CRJ 100/200 | Региональный самолет | 2 * | 50 | Первый полет: 1991. Введение: 1992 | * плюс бортпроводники |
CL-600 | CRJ700 / 900/1000 | Региональный самолет | 2 * | 66-104 | Первый полет: 1999 г.. Введение: 2001 | * плюс бортпроводники |
Викискладе есть носители, связанные с Canadair. |