Boeing 747SP

редактировать

Boeing 747SP
N347SP Pan American World Airways Boeing 747SP inflight.jpg
Boeing 747SP первого заказчика Pan American World Airways
РольШирокофюзеляжный реактивный авиалайнер
ПроизводительBoeing Airplane Company
Первый полет4 июля 1975 г.
Введение1976 г. с Pan Am
СтатусИспользуется в качестве правительственного, чартерного или VIP-самолета, один используется как SOFIA.
Основные пользователиPan Am (исторический). Южная Африка Airways (исторический). Iran Air (исторический). China Airlines (исторический). Royal Flight of Oman (In обслуживание)
Произведено1976–1982, 1987-1989
Построено45
Разработано на основеBoeing 747-100
ВариантыSOFIA

Boeing 747SP (для Special Performance) - это укороченная версия широкофюзеляжного авиалайнера Boeing 747, предназначенная для большей дальности . Boeing требовался самолет меньшего размера, чтобы конкурировать с широкофюзеляжными трехдвигательными самолетами DC-10 и L-1011, выпущенными в 1971/1972 годах. Pan American World Airways запросила производный самолет 747-100 для перелета между Нью-Йорком и Ближним Востоком, запрос также разделяется Iran Air, и первый заказ прибыл из Pan Am в 1973 году. Вариант, который впервые взлетел 4 июля 1975 года, был одобрен FAA 4 февраля 1976 года и в том же году поступил на вооружение Pan Am.

SP на 47 футов (14 м) короче, чем все другие варианты 747. Двери главной палубы уменьшены до четырех с каждой стороны, чтобы компенсировать меньшую вместимость. Вертикальное и горизонтальное оперение больше, а его закрылки упрощены. Обладая взлетной массой 700 000 фунтов (320 т), он может перевозить 276 пассажиров в трех классах на расстояние более 5 830 миль (10 800 км). Один 747SP был преобразован в стратосферную обсерваторию инфракрасной астрономии (SOFIA). Последний авиалайнер был доставлен в 1987 году; некоторые были переоборудованы в транспорт глав государств. Продажи не соответствовали ожидаемым 200 единицам, и в конечном итоге было произведено всего 45 самолетов.

Содержание
  • 1 Разработка
  • 2 Дизайн
  • 3 Варианта
  • 4 Операторы
    • 4.1 Поставки
    • 4.2 Текущие операторы
    • 4.3 Самолет на дисплее
    • 4.4 Бывшие операторы
  • 5 Записи
  • 6 Происшествия и происшествия
  • 7 Технические характеристики
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Разработка
Iran Air 747SP сверху, на 47 футов (14 м) короче, чем 747, с четырьмя выходными дверцами с каждой стороны

Идея 747SP возникла по запросу от Pan Am для варианта 747, способного безостановочно нести полную полезную нагрузку на самом длинном маршруте между Нью-Йорком и Тегераном. К запросу Pan Am присоединились Iran Air ; Их общий интерес заключался в авиалайнере большой вместимости, способном покрыть маршруты Pan Am Нью-Йорк – Ближний Восток, и запланированный компанией Iran Air маршрут Нью-Йорк-Тегеран (Нью-Йорк - Тегеран был самым длинным беспосадочный коммерческий рейс в мире на короткое время). Самолет был запущен в производство по первому заказу Pan Am в 1973 году, а первый образец был поставлен в 1976 году.

Укороченный вариант 747-100, SP был разработан для удовлетворения двух требований рынка. Первая заключалась в необходимости конкурировать с DC-10 и L-1011 при сохранении общности с 747, который в своей стандартной форме был слишком большим для многих маршрутов. До появления модели 767 компании Boeing не хватало широкофюзеляжного самолета среднего размера, чтобы конкурировать в этом сегменте. Вторым требованием рынка был самолет, подходящий для сверхдальних маршрутов, появившихся в середине 1970-х годов по совместному запросу. Эти маршруты требовали не только большей дальности, но и более высоких крейсерских скоростей. Компания Boeing не могла позволить себе разработать совершенно новую конструкцию, вместо этого предпочла укоротить 747 и оптимизировать его по скорости и дальности за счет мощности.

Последний 747SP, построенный в 1987 году для Abu Dhabi Amiri Flight

Первоначально 747SB обозначался как «короткое тело», позже сотрудники прозвали его «воздушным шаром Саттера» в честь главного инженера 747 Джо Саттера. Позже Boeing изменил производственное обозначение на 747SP для "особых характеристик", отражая большую дальность полета и более высокую крейсерскую скорость самолета. Производство 747SP продолжалось с 1976 по 1983 год. Однако VIP-заказ на рейс Royal Flight Абу-Даби привел к тому, что Boeing выпустил последний самолет в 1987 году. Pan Am был стартовым заказчиком. для 747SP, первая поставка, Clipper Freedom, состоялась 5 марта 1976 года.

747SP был авиалайнером с самой большой дальностью полета, доступным до тех пор, пока 747-400 не поступил в эксплуатацию в 1989 году. Благодаря своим техническим достижениям, SP никогда не продавался так хорошо, как надеялся Boeing. Повышенные цены на топливо в середине 1970-х - начале 1980-х годов, тяжелые крылья SP, высокая стоимость и уменьшенная вместимость, а также увеличенная дальность полета будущих авиалайнеров были одними из многих факторов, которые способствовали его низким продажам. Всего было построено 45, и большинство из оставшихся используются операторами на Ближнем Востоке. Тем не менее, некоторые инженерные разработки 747SP были повторно использованы при разработке 747-300 и 747-400. В 747SP верхняя палуба начинается над секцией фюзеляжа, содержащей кессон крыла, а не перед кессоном крыла (как в случае с 747-100 и 747-200 ). Эта же конструкция использовалась в 747-300 и более новых 747-400, в результате чего верхняя палуба была растянутой.

Конструкция

Помимо значительно более короткого фюзеляжа и меньшего количества дверей кабины с каждой стороны, 747SP отличается от других вариантов 747 упрощенными закрылками и более высокими вертикальное оперение для противодействия уменьшению плеча рысканья из-за укороченного фюзеляжа. В 747SP используются цельные закрылки на задней кромке , а не на меньших закрылках с тремя прорезями, как у стандартных 747.

SP может разместить 230 пассажиров в салоне 3-го класса или 331 пассажира в салоне 2-класса (303 эконом, 28 бизнес) и максимум 400 пассажиров в одном классе.

Варианты
747SP, используемый в качестве астрономической обсерватории НАСА Стратосферы

Специальный 747SP - это астрономическая обсерватория Стратосферной обсерватории для инфракрасной астрономии (SOFIA), планер которой был модифицирован для перевозки телескоп-рефлектор диаметром 2,5 метра на большую высоту, более 99,9% поглощающего свет водяного пара в атмосфере. Телескоп и его детекторы охватывают широкий диапазон длин волн от ближнего инфракрасного до субмиллиметрового диапазона; ни один оконный материал не является прозрачным во всем этом диапазоне, поэтому наблюдения производятся через квадратное отверстие 13 футов (3,96 м) в левой верхней четверти задней части фюзеляжа, позади новой герметичной переборки. Сдвижная дверь закрывает апертуру, когда телескоп не используется. Астрономы получают данные и управляют прибором из кабины с нормальным давлением. Первоначально доставленный Pan Am и озаглавленный «Клипер Линдберг», НАСА имеет название, отображаемое шрифтом на левом борту самолета.

Операторы

Поставки

Сорок пять самолетов 747SP были построены между 1974 и 1987 годами, еще два запланированы, но так и не построены. Производственная линия была остановлена ​​в 1982 году, но вновь открыта в 1987 году для выполнения заказа для Объединенных Арабских Эмиратов.

Тип19761977197819791980198119821983198419851986198719881989Всего
747-SP14425964145

Текущие операторы

Испытательный стенд двигателей Pratt Whitney для испытания двигателя PW1000G

По состоянию на октябрь 2020 года в активной эксплуатации находилось 6 самолетов Boeing 747SP, еще 18 хранятся и 1 сохранен. Остальные 19 были либо списаны, либо уничтожены или брошены. В 2016 году последний 747SP, находившийся в коммерческой эксплуатации, был выведен из эксплуатации через 40 лет компанией Iran Air. По состоянию на 2020 год большинство из шести самолетов, которые все еще находятся в эксплуатации, используются для государственных или VIP-перевозок.

Выставка самолетов

Бывшие эксплуатанты

Этот список также включает организации, которые временно использовали самолет, помимо основные операторы.

Африка
Америка
Азия
Европа
Океания
Records

Было установлено три значительных мировых коммерческих рекорда -установочные рейсы, выполняемые 747SP: два выполняются Pan Am, а другой - United Airlines, причем самолет «ссужается» Фонду Дружбы для сбора средств для фонда. Это следующие рейсы:

Инциденты и происшествия
  • 19 февраля 1985 г. рейс 006 China Airlines, самолет 747SP. -09 (регистрация самолета N4522V) с 274 пассажирами и экипажем на борту рейса из аэропорта Чан Кайши в международного аэропорта Лос-Анджелеса произошел сбой во время полета. на двигателе номер четыре. В то время как летный экипаж пытался восстановить мощность, самолет откатился вправо и начал крутое снижение с крейсерской высоты 41 000 футов, дважды набрав 4,8 G и 5,1 G. Капитану удалось стабилизировать самолет на высоте 9500 футов, и самолет перешел в международный аэропорт Сан-Франциско, который находился на расстоянии 550 км (341,8 мили). Два пассажира были ранены, и самолет получил серьезные структурные повреждения.
  • 5 октября 1998 г. South African Airways Боинг 747SP-44 (ZS-SPF), эксплуатируемый LAM Mozambique Airlines У отказал двигатель вскоре после взлета из международного аэропорта Мапуту, Мозамбик. Нет. 3 произошел неконтролируемый отказ двигателя - летящие обломки нанесли ущерб двигателю № 3. 4 двигателя и крыло. Возник пожар, который не удалось потушить немедленно, и произошла вынужденная посадка. Все находившиеся на борту 66 человек выжили. В результате самолет был выведен из эксплуатации и утилизирован.
  • Во время гражданской войны в Йемене (2015 г. - настоящее время) 747SP, принадлежавший президенту Йемена, 7O-YMN, находился в эксплуатации. подвергся обстрелу 19 марта 2015 года. На последующих фотографиях видно, что затем самолет был полностью уничтожен пожаром.
  • 27 августа 2020 года Las Vegas Sands Boeing 747SP-21 (VQ -BMS) был поврежден и не подлежал ремонту во время урагана во время ремонта; в результате чего правое крыло сломалось, а также крыло другого самолета, предположительно BBJ N836BA, пробило носовую часть фюзеляжа
Технические характеристики
747-100 вид сверху, поперечный разрез, вид спереди, 747 виды сбоку: 747SP, -100, -400, -8I и LCF
Модель747SP
Экипаж кабины экипажа3 (2 пилота, бортинженер)
Места 2-го класса331 (28F + 303Y) или 343 (30F + 313Y)
Места 3-класса276 (25F + 57J + 194Y)
предел выхода400
Общая длина184 футов 9 дюймов (56,31 м)
Размах крыла195 футов 8 дюймов (59,64 м)
Площадь крыла5,500 квадратных футов (511 м)
Общая высота65 футов 10 дюймов (20,07 м)
Эксплуатационная масса пустого325 260–336 870 фунтов (147 540– 152800 кг)
Максимальный взлетный вес696000 фунтов (315 700 кг)
Максимальный посадочный вес450 000 фунтов (204 100 кг)
Модели двигателей (x 4)PW JT9D -7 (A / AH / F / FW / J). RR RB211 -524 (B2 / C2 / D4)
Тяга двигателя (x 4)PW 46 950–50 000 фунтов (208,8–222,4 кН). RR 49 150–51 980 фунтов (219–231 кН)
Максимальная скорость0,92 Маха (542 узла; 1004 км / ч)
Крейсерская скорость0,86 Маха (493 узлов; 914 км / ч)
Практический потолок45100 футов (13 700 м)
Максимальная дальность6650 миль (12320 км; 7650 миль)
Максимальный запас топлива50360 галлонов США (190630 л)

Примечание

См. Также

Соответствующие разработки

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки
Дополнительная литература
  • Davies, REG (2000). TWA: авиакомпания и ее самолет. Маклин, Вирджиния: Paladwr Press. ISBN 1-888962-16-X.
  • Дженкинс, Деннис (2000). Боинг 747-100 / 200/300 / SP (Серия Авиалайнеров, Том 6). Северное отделение, Миннесота: Специальная пресса. ISBN 1-58007-026-4.
  • Норрис, Гай; Вагнер, Марк (1999). Современные лайнеры Boeing. Оцеола, Висконсин: Отпечаток Zenith. ISBN 0-7603-0717-2.
  • Баум, Брайан (1997). Боинг 747SP. Майами, Флорида: World Transport Press. ISBN 0-9626730-7-2.
Внешние ссылки

СМИ, связанные с Boeing 747SP на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-12 12:49:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте