Boeing 747SP | |
---|---|
Boeing 747SP первого заказчика Pan American World Airways | |
Роль | Широкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Производитель | Boeing Airplane Company |
Первый полет | 4 июля 1975 г. |
Введение | 1976 г. с Pan Am |
Статус | Используется в качестве правительственного, чартерного или VIP-самолета, один используется как SOFIA. |
Основные пользователи | Pan Am (исторический). Южная Африка Airways (исторический). Iran Air (исторический). China Airlines (исторический). Royal Flight of Oman (In обслуживание) |
Произведено | 1976–1982, 1987-1989 |
Построено | 45 |
Разработано на основе | Boeing 747-100 |
Варианты | SOFIA |
Boeing 747SP (для Special Performance) - это укороченная версия широкофюзеляжного авиалайнера Boeing 747, предназначенная для большей дальности . Boeing требовался самолет меньшего размера, чтобы конкурировать с широкофюзеляжными трехдвигательными самолетами DC-10 и L-1011, выпущенными в 1971/1972 годах. Pan American World Airways запросила производный самолет 747-100 для перелета между Нью-Йорком и Ближним Востоком, запрос также разделяется Iran Air, и первый заказ прибыл из Pan Am в 1973 году. Вариант, который впервые взлетел 4 июля 1975 года, был одобрен FAA 4 февраля 1976 года и в том же году поступил на вооружение Pan Am.
SP на 47 футов (14 м) короче, чем все другие варианты 747. Двери главной палубы уменьшены до четырех с каждой стороны, чтобы компенсировать меньшую вместимость. Вертикальное и горизонтальное оперение больше, а его закрылки упрощены. Обладая взлетной массой 700 000 фунтов (320 т), он может перевозить 276 пассажиров в трех классах на расстояние более 5 830 миль (10 800 км). Один 747SP был преобразован в стратосферную обсерваторию инфракрасной астрономии (SOFIA). Последний авиалайнер был доставлен в 1987 году; некоторые были переоборудованы в транспорт глав государств. Продажи не соответствовали ожидаемым 200 единицам, и в конечном итоге было произведено всего 45 самолетов.
Идея 747SP возникла по запросу от Pan Am для варианта 747, способного безостановочно нести полную полезную нагрузку на самом длинном маршруте между Нью-Йорком и Тегераном. К запросу Pan Am присоединились Iran Air ; Их общий интерес заключался в авиалайнере большой вместимости, способном покрыть маршруты Pan Am Нью-Йорк – Ближний Восток, и запланированный компанией Iran Air маршрут Нью-Йорк-Тегеран (Нью-Йорк - Тегеран был самым длинным беспосадочный коммерческий рейс в мире на короткое время). Самолет был запущен в производство по первому заказу Pan Am в 1973 году, а первый образец был поставлен в 1976 году.
Укороченный вариант 747-100, SP был разработан для удовлетворения двух требований рынка. Первая заключалась в необходимости конкурировать с DC-10 и L-1011 при сохранении общности с 747, который в своей стандартной форме был слишком большим для многих маршрутов. До появления модели 767 компании Boeing не хватало широкофюзеляжного самолета среднего размера, чтобы конкурировать в этом сегменте. Вторым требованием рынка был самолет, подходящий для сверхдальних маршрутов, появившихся в середине 1970-х годов по совместному запросу. Эти маршруты требовали не только большей дальности, но и более высоких крейсерских скоростей. Компания Boeing не могла позволить себе разработать совершенно новую конструкцию, вместо этого предпочла укоротить 747 и оптимизировать его по скорости и дальности за счет мощности.
Последний 747SP, построенный в 1987 году для Abu Dhabi Amiri FlightПервоначально 747SB обозначался как «короткое тело», позже сотрудники прозвали его «воздушным шаром Саттера» в честь главного инженера 747 Джо Саттера. Позже Boeing изменил производственное обозначение на 747SP для "особых характеристик", отражая большую дальность полета и более высокую крейсерскую скорость самолета. Производство 747SP продолжалось с 1976 по 1983 год. Однако VIP-заказ на рейс Royal Flight Абу-Даби привел к тому, что Boeing выпустил последний самолет в 1987 году. Pan Am был стартовым заказчиком. для 747SP, первая поставка, Clipper Freedom, состоялась 5 марта 1976 года.
747SP был авиалайнером с самой большой дальностью полета, доступным до тех пор, пока 747-400 не поступил в эксплуатацию в 1989 году. Благодаря своим техническим достижениям, SP никогда не продавался так хорошо, как надеялся Boeing. Повышенные цены на топливо в середине 1970-х - начале 1980-х годов, тяжелые крылья SP, высокая стоимость и уменьшенная вместимость, а также увеличенная дальность полета будущих авиалайнеров были одними из многих факторов, которые способствовали его низким продажам. Всего было построено 45, и большинство из оставшихся используются операторами на Ближнем Востоке. Тем не менее, некоторые инженерные разработки 747SP были повторно использованы при разработке 747-300 и 747-400. В 747SP верхняя палуба начинается над секцией фюзеляжа, содержащей кессон крыла, а не перед кессоном крыла (как в случае с 747-100 и 747-200 ). Эта же конструкция использовалась в 747-300 и более новых 747-400, в результате чего верхняя палуба была растянутой.
Помимо значительно более короткого фюзеляжа и меньшего количества дверей кабины с каждой стороны, 747SP отличается от других вариантов 747 упрощенными закрылками и более высокими вертикальное оперение для противодействия уменьшению плеча рысканья из-за укороченного фюзеляжа. В 747SP используются цельные закрылки на задней кромке , а не на меньших закрылках с тремя прорезями, как у стандартных 747.
SP может разместить 230 пассажиров в салоне 3-го класса или 331 пассажира в салоне 2-класса (303 эконом, 28 бизнес) и максимум 400 пассажиров в одном классе.
Специальный 747SP - это астрономическая обсерватория Стратосферной обсерватории для инфракрасной астрономии (SOFIA), планер которой был модифицирован для перевозки телескоп-рефлектор диаметром 2,5 метра на большую высоту, более 99,9% поглощающего свет водяного пара в атмосфере. Телескоп и его детекторы охватывают широкий диапазон длин волн от ближнего инфракрасного до субмиллиметрового диапазона; ни один оконный материал не является прозрачным во всем этом диапазоне, поэтому наблюдения производятся через квадратное отверстие 13 футов (3,96 м) в левой верхней четверти задней части фюзеляжа, позади новой герметичной переборки. Сдвижная дверь закрывает апертуру, когда телескоп не используется. Астрономы получают данные и управляют прибором из кабины с нормальным давлением. Первоначально доставленный Pan Am и озаглавленный «Клипер Линдберг», НАСА имеет название, отображаемое шрифтом на левом борту самолета.
Сорок пять самолетов 747SP были построены между 1974 и 1987 годами, еще два запланированы, но так и не построены. Производственная линия была остановлена в 1982 году, но вновь открыта в 1987 году для выполнения заказа для Объединенных Арабских Эмиратов.
Тип | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
747-SP | 14 | 4 | 2 | 5 | 9 | 6 | 4 | 1 | 45 |
По состоянию на октябрь 2020 года в активной эксплуатации находилось 6 самолетов Boeing 747SP, еще 18 хранятся и 1 сохранен. Остальные 19 были либо списаны, либо уничтожены или брошены. В 2016 году последний 747SP, находившийся в коммерческой эксплуатации, был выведен из эксплуатации через 40 лет компанией Iran Air. По состоянию на 2020 год большинство из шести самолетов, которые все еще находятся в эксплуатации, используются для государственных или VIP-перевозок.
Этот список также включает организации, которые временно использовали самолет, помимо основные операторы.
Было установлено три значительных мировых коммерческих рекорда -установочные рейсы, выполняемые 747SP: два выполняются Pan Am, а другой - United Airlines, причем самолет «ссужается» Фонду Дружбы для сбора средств для фонда. Это следующие рейсы:
Модель | 747SP |
---|---|
Экипаж кабины экипажа | 3 (2 пилота, бортинженер) |
Места 2-го класса | 331 (28F + 303Y) или 343 (30F + 313Y) |
Места 3-класса | 276 (25F + 57J + 194Y) |
предел выхода | 400 |
Общая длина | 184 футов 9 дюймов (56,31 м) |
Размах крыла | 195 футов 8 дюймов (59,64 м) |
Площадь крыла | 5,500 квадратных футов (511 м) |
Общая высота | 65 футов 10 дюймов (20,07 м) |
Эксплуатационная масса пустого | 325 260–336 870 фунтов (147 540– 152800 кг) |
Максимальный взлетный вес | 696000 фунтов (315 700 кг) |
Максимальный посадочный вес | 450 000 фунтов (204 100 кг) |
Модели двигателей (x 4) | PW JT9D -7 (A / AH / F / FW / J). RR RB211 -524 (B2 / C2 / D4) |
Тяга двигателя (x 4) | PW 46 950–50 000 фунтов (208,8–222,4 кН). RR 49 150–51 980 фунтов (219–231 кН) |
Максимальная скорость | 0,92 Маха (542 узла; 1004 км / ч) |
Крейсерская скорость | 0,86 Маха (493 узлов; 914 км / ч) |
Практический потолок | 45100 футов (13 700 м) |
Максимальная дальность | 6650 миль (12320 км; 7650 миль) |
Максимальный запас топлива | 50360 галлонов США (190630 л) |
Примечание
Соответствующие разработки
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
СМИ, связанные с Boeing 747SP на Wikimedia Commons