A бизнес jet, частный самолет или bizjet - это реактивный самолет, предназначенный для перевозки небольших групп людей. Бизнес-джеты могут быть адаптированы для других задач, таких как эвакуация раненых или экспресс-доставка посылок, а некоторые используются государственными органами, правительственными чиновниками или вооруженными силами.
Первым малым реактивным гражданским самолетом был Morane-Saulnier MS.760 Paris, разработанный частным образом в начале 1950-х годов на базе MS.755 Fleuret двухместный реактивный тренажер. MS.760 Paris, впервые взлетевший в 1954 году, отличается от последующих бизнес-джетов тем, что у него всего четыре сиденья, расположенных в два ряда без центрального прохода, подобно легкому самолету, под большим раздвижным тентом аналогичен таковому у истребителя . Сертификат типа типа США был выдан в июле 1958 года, но коммерческие продажи были ограничены, и большинство экземпляров было отправлено военным; улучшенная гражданская версия, похожая на современный очень легкий реактивный, с 6-местной закрытой кабиной и обычной дверью, так и не прошла дальше стадии прототипа. Коммерческий провал MS.760 Paris привел к отмене проектов Cessna и Douglas Aircraft по продаже аналогичных самолетов.
Развитие бизнеса салонов в центральных проходах реактивные самолеты были ускорены в соответствии с письмом ВВС США (USAF) в августе 1956 года о двух серийных самолетах : больший UCX (грузовой) и меньший UTX ( тренер). Эти требования отличались от стандартных контрактов на закупку ВВС тем, что не было официальных конкурсов, и производители должны были разрабатывать самолеты без государственных средств; Несмотря на это, существенная покупка USAF компенсировала бы большие инвестиции, необходимые для разработки прототипов. Lockheed Corporation и McDonnell Aircraft начали разработку самолетов UCX, в то время как North American Aviation следовала требованиям UTX.
Корабль Morane-Saulnier MS.760 Paris имел полную массу 7650 фунтов (3,47 т) и первоначально приводился в движение двумя Turboméca Marboré турбореактивные с тягой 880 фунтов силы (3,9 кН), хотя большинство самолетов позже были модернизированы до 1058 фунтов силы (4,71 кН). Самолет вмещал одного пилота и до трех пассажиров под раздвижным тентом. Первый полет состоялся 29 июля 1954 года. Всего было построено 219 самолетов.
Lockheed JetStar - первый бизнес-джет с центральным проходом.Lockheed JetStar, разработанный в соответствии с требованиями USAF UCX и вмещающий десять пассажиров и два члена экипажа, совершил первый полет. 4 сентября 1957 года. С 1957 по 1978 год было выпущено 204 самолета с несколькими различными двигателями; четыре 3,300 фунт-силы (15 кН) турбореактивные двигатели Pratt Whitney JT12 , затем турбовентиляторные двигатели Garrett TFE731 для 44500 фунтов (20,2 т) MTOW, затем два ТРДД General Electric CF700.
Меньший, взлетно-посадочная полоса 17 760 фунтов (8,06 т) North American Sabreliner, адаптированный к требованиям ВВС США UTX, совершил первый полет 16 сентября 1958 г. На двух самолетах Pratt Whitney JT12 турбореактивные двигатели, затем Garrett TFE731s, с 1959 по 1982 было произведено более 800 двигателей.
Разработанный в 1957 году для требований UCX, McDonnell 119 был отложен в результате отмены программы двигателей Fairchild J83 и совершил первый полет 11 февраля 1959 года с четырьмя турбореактивными двигателями Westinghouse J34. Модель 119 была сертифицирована на максимальную взлетную массу 45328 фунтов (20,6 т) с четырьмя двигателями Pratt Whitney JT12 или General Electric CF700, но никаких твердых заказов получено не было, и был завершен только единственный прототип.
25000 фунтов (11 t) MTOW British Aerospace 125 впервые поднялся в воздух 13 августа 1962 года как de Havilland DH.125, оснащенный двумя турбореактивными двигателями Armstrong Siddeley Viper с усилием 3000 фунтов (13 кН) . Его двигатели были заменены на Garrett TFE731, затем на турбовентиляторные двигатели Pratt Whitney Canada PW300. В период с 1962 по 2013 год было произведено почти 1700 самолетов всех вариантов, включая Hawker 800.
Aero Commander 1121 Jet Commander, который позже стал IAI Westwind, впервые совершил полет 27 января 1963 года с двумя турбореактивными двигателями General Electric CJ610, затем Garrett TFE731s. Производство Jet Commanders и Westwinds с 1965 по 1987 год составило 442 самолета; и он был разработан как IAI Astra, позже переименован в Gulfstream G100.
. Взлетно-посадочная полоса 29 000 фунтов (13 т) Dassault Falcon 20 впервые совершила полет 4 Май 1963 года, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF700, затем Garrett ATF3 и Garrett TFE731. Всего с 1963 по 1988 год было построено 508 машин, и это основа семейства Dassault Falcon.
Первый легкий реактивный самолет совершил первый полет 7 октября 1963 года: Learjet 23. Приведенный в действие двумя двигателями с усилием 2850 фунтов (12,7 кН) General Electric CJ610, его максимальная взлетная масса в 12 500 фунтов (5,7 т) соответствует требованиям части 23 FAR. Первый представитель семейства Learjet, 104 были построены между 1962 и 1966 годами.
Передняя стреловидность крыла, максимальная взлетная масса 20 280 фунтов (9,20 т) Hamburger Flugzeugbau HFB 320 Hansa Jet первый полет 21 апреля 1964 года на двух General Electric CJ610; 47 были построены в период с 1965 по 1973 год. Совместный самолет Piaggo-Douglas, взлетная масса 18 000 фунтов (8,2 т) Piaggio PD.808 совершил первый полет 29 августа 1964 года на двух Armstrong Siddeley Vipers, 24 были построены для ВВС Италии.
2 октября 1966 года первый большой бизнес-джет впервые поднялся в воздух, взлетная масса 65 500 фунтов (29,7 т) Grumman Gulfstream II с двумя двигателями силой 11 400 фунтов (51 кН) ТРДД Rolls-Royce Spey. С 1967 до конца 70-х годов было построено 258 самолетов, что привело к продолжению существования семейства самолетов дальнего действия Gulfstream Aerospace.
Взлетная масса 11 850 фунтов (5,38 т) Cessna Citation I впервые поднялась в воздух 15 сентября 1969 года на двух двигателях с усилием 2200 фунтов (9,8 кН) Pratt Whitney Canada JT15D ТРДД. Произведенный в период с 1969 по 1985 год, всего было выпущено 689 экземпляров, это первый из семейства Cessna Citation.
Trijet Dassault Falcon 50 сделал свой первый полет 7 ноября 1976 года. Самолет с взлетной массой 18 т (40 000 фунтов) приводится в движение тремя двигателями TFE731 с усилием 3700 фунтов (16 кН). Благодаря поперечному сечению Falcon 20 он является основой более крупного Falcon 900.
8 ноября 1978 года прототип Canadair Challenger взлетел. Корабль с взлетно-посадочной полосой 43 000–48 000 фунтов (20–22 т), обычно приводимый в движение двумя двигателями с усилием 9 200 фунтов (41 кН) General Electric CF34, лег в основу дальнобойных Bombardier Global Express и региональных авиалайнеров Bombardier CRJ. 1000-й Challenger поступил в строй в 2015 году.
30 мая 1979 года взлетно-посадочная полоса максимальной массы 22 000 фунтов (10,0 т) Cessna Citation III впервые взлетела с двухколесного двигателя по 3650 фунтов. -усилие (16,2 кН) TFE731s.
Mitsubishi MU-300 Diamond совершил свой первый полет 29 августа 1978 года. Самолет взлетно-посадочной полосы 16 100 фунтов (7,3 т) приводился в движение двумя двигателями с усилием 2900 фунтов (13 кН) JT15D. Позднее эта конструкция была продана и переименована в Beechjet 400, затем в Hawker 400, всего было выпущено 950 самолетов всех вариантов.
В 1980-х годах были представлены только производные, но не было никаких серьезных новых разработок. Кроме того, в конце 1980-х годов возникло частичное владение бизнес-джетами.
Первый полет чистого листа Learjet 45 состоялся 7 Октябрь 1995 года. Все 642 самолета, построенные с тех пор, были оснащены двумя двигателями TFE731 с усилием 3500 фунтов (16 кН).
Оснащенный двумя двигателями с усилием 2300 фунтов (10 кН) Williams FJ44, легкий реактивный самолет Beechcraft Premier I совершил свой первый полет 22 февраля. Декабрь 1998 года. До прекращения производства в 2013 году было выпущено около 300 штук.
В отличие от Bombardier, которая разрабатывала авиалайнеры из бизнес-джета, Embraer извлекла Legacy 600 из семейства региональных реактивных самолетов Embraer ERJ. Приводимый в движение двумя самолетами с усилием 8 800 фунтов (39,2 кН) Rolls-Royce AE 3007s, первый полет самолета весом 50 000 фунтов (22,5 т) состоялся 31 марта 2001 года.
14 августа В 2001 году Bombardier Challenger 300 совершил свой первый полет. Самолет мощностью 38 850 фунтов (17,62 т) приводится в движение двумя двигателями с усилием 6825 фунтов (30,36 кН) HTF7000. 500-й экземпляр был доставлен в 2015 году.
Первый очень легкий реактивный самолет, взлетная масса двигателя 5950 фунтов (2,70 т) Eclipse 500, впервые взлетел 26 августа 2002 г. два двигателя с усилием 900 фунтов (4,0 кН) Pratt Whitney Canada PW600. С тех пор и до конца производства в 2008 году было произведено 260 штук.
23 апреля 2005 г. за ним последовали MTOW Cessna Citation Mustang 8,645 фунтов (3,921 т), оснащенные двумя двигателями Pratt Whitney Canada PW600 с усилием 1460 фунтов (6,5 кН) и произведено более 450 штук.
Затем Embraer Phenom 100 совершил свой первый полет 26 июля 2007 года. Самолет взлетной массой 10 500 фунтов (4,75 т) приводится в движение двумя двигателями Pratt Whitney с усилием 1600 фунтов (7,2 кН). Канада PW600s. С его развитием Phenom 300 было построено около 600.
Первый полет среднего размера, проводной связи, 7000 фунтов силы (31 кН) Honeywell HTF7000 с двигателем Embraer Legacy 500 был выпущен 27 ноября 2012 года. За ним последовал более короткий Legacy 450 28 декабря 2013 года.
После пика в 2008 году поставки замедлились из-за политической нестабильности, но отрасль надеется оживить спрос за счет внедрения более привлекательных и конкурентоспособных новых моделей, четыре в 2018 году:
В октябре 2018 г.консул Компания Tant Jetcraft ожидала, что до 2023 года будет введено в эксплуатацию 20 вариантов или новых моделей (семь больших, семь средних и шесть малых): в 2019 году Global 5500/6500, Gulfstream G600, Citation XLS ++ и CitationJet CJ4 + /, в то время как Embraer Praetor 500/600, который будет представлен в 2019 году, прогнозировался на 2021/2022 год; в 2020 г.; в 2021 году - Dassault Falcon 6X, Learjet 70 XR / 75XR и Global 7500 XR; в 2022 году Bombardier Challenger 350XRS ; в 2023 году - Citation Hemisphere, Embraer Legacy 700, Phenom 100 V +, Dassault Falcon 9X и Gulfstream G400NG; в 2025 году - Citation Mustang 2+.
Хотя у раннего Lockheed Jetstar было четыре, у большинства серийных бизнес-джетов было два реактивные двигатели, в основном задние гондольные двигатели. При установке ниже их низкорасположенного крыла он не обеспечит достаточный зазор двигателя без слишком длинного шасси. HondaJet - исключение с его подвесными двигателями. Dassault Aviation по-прежнему производит модели с тремя двигателями, заимствованные из Dassault Falcon 50, а на рынке очень легких реактивных самолетов появилось несколько концепций конструкции с одним двигателем и внедрение из Cirrus Vision SF50 в 2016 году.
Rolls-Royce plc обслуживает более 3000 бизнес-джетов, 42% парка: все Gulfstream и Bombardier Globals, Cessna Citation X и Embraer Legacy 600, ранние модели Hawkers и множество небольших реактивных самолетов с Williams-Rolls FJ44.
Около 70% флота находилось в Северной Америке в конце 2011 года, европейский рынок является следующим по величине, с растущей активностью на Ближнем Востоке, в Азии и Центральной Америке.
На 1 апреля 2017 года во всем мире насчитывалось 22 368 самолетов бизнес-класса, из которых 11,2% были проданы.
К октябрю 2018 года во всем парке частных самолетов доминировала компания Textro. n с 43,9%, затем Bombardier с 22,4%, Gulfstream с 13,0%, Dassault с 9,6% и Embraer с 5,8%, в основном в Северной Америке (64,6%), затем следуют Европа (13,0%), Южная Америка (12,1%) и Азия. -Тихоокеанский регион (5,9%).
По состоянию на 31 марта 2019 г. в мировом парке самолетов 22 125 бизнес-джетов, и на долю рынков 20 ведущих стран приходится 89% этого общего парка.
В 2015 году общий объем выставленных счетов за самолеты составил 21,9 млрд долларов США, и 718 самолетов бизнес-класса было доставлено клиентам по всему миру: 199 (27,7%) от Bombardier Aerospace, 166 (23,1%) от Cessna, 154 (21,4%) от Gulfstream Aerospace, 120 (16,7%) от Embraer и 55 (7,7%) от Dassault Aviation.
В 2017 году было отгружено 676 бизнес-джетов: Gulfstream с 6,56 млрд долларов за 120 самолетов, Bombardier с 5,2 млрд долларов за 140, Cessna с 2,87 млрд долларов (включая винтовые и 180 самолетов), Dassault с 2,42 млрд долларов за 49 и Embraer с 1,35 миллиарда долларов за 109
Год | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Самолеты | 278 | 300 | 316 | 438 | 515 | 667 | 752 | 784 | 676 | 518 | 592 | 750 | 887 | 1137 | 1317 | 874 | 767 | 696 | 672 | 718 | 722 | 718 |
Значение ($ B) | 2.92 | 3.35 | 3,88 | 6,02 | 10,19 | 7,22 | 11,66 | 12,12 | 10,43 | 8,62 | 10.40 | 13.16 | 16.56 | 19.35 | 21.95 | 17.44 | 18.00 | 17,26 | 17,11 | 21,06 | 22,02 | 21,87 |
Среднее значение (млн долл.) | 10,5 | 11.2 | 12,3 | 13,7 | 14 | 15,3 | 15,5 | 15,5 | 15,4 | 16,6 | 17,6 | 17,5 | 18,7 | 17 | 16,7 | 20 | 23,5 | 24,8 | 25,5 | 29,3 | 30,5 | 30,5 |
Уровень остаточной стоимости для пятилетнего самолета составляет 56% прейскурантной цены. Новый бизнес-самолет обычно обесценивается на 50% за пять лет до того, как амортизация стабилизируется между 10 и 15 годами, а владелец самолета возрастом от 15 до 20 лет часто становится последним., соответствующие роскошные автомобили.
Бизнес-джеты имеют разную ценность удержания, от лидирующего Embraer Phenom 300 E, проданного за 9,45 млн долларов в 2018 году и ожидаемого сохранения 68% его стоимость 15 лет спустя - 6,46 млн долларов в 2033 году, а последующие 24,5 млн долларов Gulfstream G280, по прогнозам, сохранят 42% своей стоимости за 10,25 млн долларов.
В октябре 2017 года Jetcraft прогнозирует поставку 8349 единиц в следующее десятилетие на сумму 252 млрд долларов, что в среднем составляет 30,2 млн долларов. Cessna должна занять первое место с 27,3% поставок, опередив Bombardier с 20,9%, в то время как Gulfstream будет почти лидировать по доле рынка выручки с 27,8%, уступив Bombardier с 29,2%. По прогнозу Jetcraft Pratt Whitney Canada на 2016–2025 гг. Должна стать первым поставщиком двигателей с 30% выручки в $ 24 млрд, опередив нынешнего лидера Rolls-Royce с 25%.. Компания Honeywell получит 45% от выручки от авионики в размере 16 млрд долларов, опередив Rockwell Collins с 37% и Garmin.
. В 2019–2028 гг. Honeywell прогнозирует поставку 7700 самолетов на сумму 251 миллиард долларов. Его разбивка составляет 62% больших (87% по стоимости) - от супер-среднего до бизнес-лайнера, 10% среднего (7% по стоимости) - от легкого до среднего и 28% - малого (6% по стоимости). Ожидается, что мировой спрос будет составлять 61% из Северной Америки, 16% из Европы, 12% из Латинской Америки, 7% из Азиатско-Тихоокеанского региона и 4% из Ближнего Востока и Африки.
В течение следующего десятилетия, Aviation Week прогнозирует поставку 8683 самолетов бизнес-класса и 2877 турбовинтовых самолетов, с 792 самолетов в 2019 году до 917 в 2028 году, и в основном в Северной Америке с 5 986 самолетами и 2024 турбовинтовыми двигателями на сумму 126,1 миллиарда долларов. Наибольшую ценность принесут сверхдальние реактивные самолеты (104,7 миллиарда долларов), за ними последуют сверхсредние реактивные самолеты (33,3 миллиарда долларов) и большие реактивные самолеты (30,6 миллиарда долларов). По прогнозам, парк самолетов вырастет с 31 300 до почти 35 600, при этом на рынке лидирует Textron Aviation, 25% поставок которого составили 32,1 миллиарда долларов. На десятилетие, начавшееся в 2018 году, прогнозировалось 22 190 поставок двигателей (включая несколько моделей турбовинтовых двигателей), в первую очередь Honeywell HTF7000, Williams FJ44 и . Pratt Whitney Canada PW300. Средняя загрузка самолета прогнозировалась на уровне 365 летных часов в год.
Построены Pratt Whitney Canada, варианты 4700 –8 000 фунтов силы (21–36 кН) PW300 приводят в действие трехреактивные двигатели Dassault Falcon 7X и Dassault Falcon 8X и двухрежимные двигатели Dassault Falcon 2000. Модель PW800 мощностью 10 000–20 000 фунтов (45–89 кН) была запущена в 2008 году, но была выбрана для модели Cessna Citation Columbus, но год спустя была отменена. Затем он был выбран для Gulfstream G500 / G600, запущенного в 2014 году и должен быть введен в эксплуатацию в 2018/2019 годах, а в 2018 году был выбран для первого полета Dassault Falcon 6X 2021 года. 53 кН Safran Silvercrest был отклонен для отмененного Falcon 5X, он по-прежнему выбирается для Cessna Citation Hemisphere, но разработка самолета приостановлено до тех пор, пока турбовентилятор не будет доведен до совершенства. GE Aviation производит 10 000–20 000 фунтов силы (44–89 кН) Passport для Bombardier Global 7500, который должен быть введен в эксплуатацию в 2018 г., и разрабатывает двигатель для сверхзвукового Aerion AS2.
Rolls-Royce plc был объявлен поставщиком двигателей для Global 5500/6500 с Rolls-Royce Pearl 15, улучшенный BR710, напоминающий Gulfstream G650 BR725. AE3007 C с двигателем Cessna Citation X + близится к завершению производства. Модель Honeywell HTF7700L заменила Silvercrest на модель Citation Longitude, которая должна быть введена в эксплуатацию в 2018 году, и уже используется для моделей Bombardier Challenger 300 / 350, Gulfstream. G280 и Embraer Legacy 450 / 500. Его 3500–5000 фунтов силы (16–22 кН) TFE731 приводят в действие Learjet 70 / 75 и Dassault Falcon 900 LX. Williams International FJ44 используется в Pilatus PC-24, выпущенном в 2013 году и представленном в начале 2018 года, Nextant 400XTi и в разработке SyberJet SJ30i, а также Cessna Citation CJ 3 + / 4, в то время как меньший FJ33 работает на Cirrus Vision SF50 одномоторный бизнес-джет.
Есть три основных типа операторов, которые владеют, управляют и эксплуатируют частные самолеты.
Летные отделы - это корпоративные операторы, которые управляют самолетами определенной компании. Ford Motor Company, Chrysler и Altria являются примерами компаний, которые владеют, обслуживают и эксплуатируют собственный парк частных самолетов для своих сотрудников. Летные отделы занимаются всеми аспектами эксплуатации и обслуживания самолетов. В Соединенных Штатах самолеты летных отделов работают в соответствии с правилами эксплуатации FAR 91.
Исследование, проведенное в 2010 г. Национальной ассоциацией деловой авиации США, показало, что малые и средние компании, использующие частные самолеты, приносят на 219% более высокие темпы роста прибыли, чем те, которые строго используют авиалинии.
Чартерные операторы владеют или управляют частными самолетами для нескольких клиентов. Как и традиционные летные службы, чартерные компании занимаются всеми аспектами эксплуатации и технического обслуживания самолетов. Однако они не связаны только с одной корпорацией. Они управляют самолетами частного владельца или корпорации, а также занимаются продажей доступного полетного времени на самолетах, которыми они владеют или управляют. Также могут быть предоставлены сервисные услуги.
В США бизнес-авиалайнеры могут эксплуатироваться либо в соответствии с FAR 91 как частные полеты для деловых целей владельца, либо в соответствии с FAR 135 Федеральных авиационных правил в качестве коммерческих полетов для деловые цели третьей стороны. Одна из распространенных договоренностей для целей эксплуатационной гибкости заключается в том, что владелец воздушного судна может управлять воздушным судном в соответствии с FAR 91, когда это необходимо для его собственных целей, и позволяет стороннему чартерному менеджеру использовать его в соответствии с FAR 135, когда самолет необходим для бизнеса. целей третьих сторон (например, для других организаций, входящих в корпоративную группу владельца воздушного судна).
Брокеры по чартерным перевозкам самолетов вышли на рынок благодаря простоте настройки веб-сайта и ведения бизнеса в Интернете. Операторы чартерных самолетов несут юридическую ответственность за безопасную эксплуатацию самолетов, а чартерные брокеры не требуют экономических полномочий и в значительной степени не регулируются. Департамент транспорта требует, чтобы брокеры по чартерным перевозкам сообщали потребителю, что они не эксплуатируют воздушные суда и не могут использовать такие термины, как «наш парк воздушных судов», «мы работаем», «наши чартерные услуги» и другие.
С 1996 года термин «частичный реактивный самолет» используется в отношении бизнес-самолетов, принадлежащих консорциуму компаний. Согласно таким соглашениям, накладные расходы, такие как летный экипаж, ангар и техническое обслуживание, распределяются между пользователями.
Долевое владение воздушным судном включает в себя физическое или юридическое лицо, выплачивающее авансовую долю в размере стоимости самолета. Если участвуют четыре стороны, партнер заплатит одну четвертую цены самолета («четверть доли»). Этот партнер теперь является владельцем капитала в этом самолете и может при необходимости продать долю в капитале. Это также дает новому владельцу право на определенное количество часов полета на этом самолете или на любом аналогичном воздушном судне в парке. Дополнительные сборы включают ежемесячную плату за управление и непредвиденные расходы, такие как питание и наземный транспорт. В Соединенных Штатах операции с долевым владением могут регулироваться Федеральным управлением гражданской авиации часть 91 или часть 135.
Другие операционные модели, используемые компаниями по аренде частных самолетов, включают в себя покупку блоков времени в с заранее определенными приращениями, оплата по мере полета и фиксированная оплата за неограниченное использование и доступ.
Покупка блоков времени с заранее определенными приращениями включает покупку блоков времени в часах. Эта модель обычно зависит от того, сколько часов налета потребуется клиенту. Оплата по мере полета напоминает бизнес-модель, используемую коммерческими авиакомпаниями, где клиент платит только за рейс, которым он пользуется. Обратной стороной этой модели является то, что клиентам сложно обеспечить безопасность полетов, потому что большинство частных рейсов обычно бронируются заранее.
Плата по фиксированной ставке за неограниченное использование, как следует из названия, использует бизнес-модель, в которой клиенты платят фиксированная ставка, а затем самолет предоставляется им на время действия платежа. Эта модель позволяет клиенту платить определенную сумму за неограниченный доступ и использование самолета или парка самолетов в течение всего срока действия. Эта модель была снята с производства большинством компаний по аренде частных самолетов, потому что клиенты использовали ее в прошлом. В этой модели теперь применяется политика добросовестного использования .
При меньшем оборудовании бизнес-самолет дальнего действия может быть преобразован в самолет наблюдения для экономичного выполнения специализированных задач, от наземного наблюдения до морского патрулирования:
Бизнес-джеты можно разделить на категории в зависимости от их размера.
Очень легкий самолет (VLJ) - классификация, инициированная выпуском Eclipse 500, 31 декабря 2006 г., который первоначально был доступен по цене около 1,5 млн долларов США, дешевле существующих бизнес-джетов и сопоставим с турбовинтовыми самолетами. Это сопровождалось пузырем в сфере услуг авиатакси, примером чего может служить DayJet, которое прекратило свою деятельность в сентябре 2008 года. Eclipse Aviation не смогла сохранить свою бизнес-модель и подала заявление о банкротстве в Февраль 2009 г.
Cessna одновременно разработала Citation Mustang, шестиместный двухрежимный двигатель (2 экипажа + 4 пассажира), за которым последовали Embraer Phenom 100 и Хонда Джет. В некоторых VLJ, таких как Eclipse и Mustang, нет туалетов или они ограничены. Их максимальная взлетная масса меньше, чем предел FAR Part 23 12 500 фунтов, и они одобрены для эксплуатации с одним пилотом. Обычно они вмещают 6–7 пассажиров при среднем диапазоне 1174 морских миль при средней цене 4,4 миллиона долларов.
Модель | Pax | Длина | Пролет | внутр. L | внутр. W | Двигатели | Тяга | MTOW | Диапазон | Cruise | Топливо / нми |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Cirrus SF50 G2 | 4–6 | 30,9 футов | 38,3 футов | 9,8 футов | 5,1 футов | 1 FJ33 | 1846 фунтов силы | 6000 фунтов | 622 нм | 233 кн | 1,51 фунта |
Phenom 100 EV | 5–7 | 42,1 футов | 40,4 фута | 11,0 футов | 5,1 фута | 2 PW617 | 3460 фунтов-силы | 10,703 фунтов | 1092 нм | 340 кн | 1,87 фунта |
Citation M2 | 7 | 42,6 футов | 47,3 футов | 11,0 футов | 4,8 футов | 2 FJ44 | 3930 фунтов | 10700 фунтов | 1,183 миль | 370 кн | 1,99 фунта |
HondaJet Elite | 5–6 | 42,6 футов | 39,8 футов | 12,1 футов | 5,0 футов | 2 HF120 | 4100 фунтов | 10700 фунтов | 1171 нм | 342 кн | 1,75 фунта |
Были произведены легкие реактивные двигатели с момента появления самолета Learjet 23 в начале 1960-х гг. Они обеспечивают доступ к небольшим аэропортам и скорость, что делает их эффективным инструментом авиаперелетов. К самолетам этого класса относятся:
Они обычно вмещают 6–8 пассажиров в среднем диапазоне 1953 морских миль при средней цене 9,6 миллиона долларов.
Модель | Pax | Длина | Span | int. L | внутр. W | Двигатели | Тяга | MTOW | Диапазон | Cruise | Топливо / миль / миль |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
SyberJet SJ30i | 5–6 | 46,8 фута | 42,3 фута | 12,5 фута | 4,8 фута | 2 FJ44 | 4600 фунтов-силы | 13 950 фунтов | 2 205 морских миль | 408 узлов | 1,68 фунта |
Citation CJ3 + | 8–9 | 51,2 футов | 53,3 фута | 15,7 фута | 4,8 фута | 2 FJ44 | 5640 фунтов-силы | 13870 фунтов | 1825 нм | 376 кН | 2,06 фунта |
Phenom 300E | 7–10 | 51,2 фута | 52,2 фута | 17,2 фута | 5,1 фута | 2 PW535E1 | 6956 фунтов | 18387 фунтов | 1936 нм | 411 кн | 2,33 фунта |
Nextant 400XTi | 7–9 | 48,4 футов | 43,5 футов | 15,5 футов | 4,9 футов | 2 FJ44 | 6104 фунт-силы | 16 300 фунтов | 1 801 миль | 406 кн | 2,06 фунта |
Citation CJ4 | 8–9 | 53,3 фута | 50.8 ft | 17.3 ft | 4.8 ft | 2 FJ44 | 7242 lbf | 17,110 lb | 1,927 n mi | 416 kn | 2.55 lb |
Pilatus PC-24 | 8–11 | 55.2 ft | 55.8 ft | 23.0 ft | 5.6 ft | 2 FJ44 -4A | 6840 lbf | 17,650 lb | 2,035 nmi | 367 kn | 2.42 lb |
Learjet 70 | 6–7 | 56.0 ft | 50.9 ft | 17.7 ft | 5.1 ft | 2 TFE731 | 7700 lbf | 21,500 lb | 2,045 nmi | 426 kn | 2.48 lb |
These aircraft are suitable for longer-range travel such as transcontinental flights and for travel with larger passenger capacity requirements. Aircraft of this class include:
They typically accommodate 9 passengers over a 2540 nmi average range, with a $15.7M mean price.
Model | Pax | Length | Span | int. L | int. W | Engines | Thrust | MTOW | Range | Cruise | Fuel/nmi |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Citation XLS + | 9–12 | 52.5 ft | 56.3 ft | 18.5 ft | 5.7 ft | 2 PW545 | 8238 lbf | 20,200 lb | 1,841 nmi | 398 kn | 2.98 lb |
Learjet 75 | 8–9 | 58.0 ft | 50.9 ft | 19.8 ft | 5.1 ft | 2 TFE731 | 7700 lbf | 21,500 lb | 2,026 nmi | 427 kn | 2.5 lb |
Legacy 450 | 7–9 | 64.7 ft | 66.5 ft | 20.6 ft | 6.8 ft | 2 HTF7000 | 13080 lbf | 35,759 lb | 2,904 nmi | 431 kn | 3.54 lb |
Praetor 500 | 7–9 | 64.7 ft | 66.5 ft | 20.6 ft | 6.8 ft | 2 HTF7000 | 13080 lbf | 3,250 nmi | |||
Citation Latitude | 9 | 62.3 ft | 72.3 ft | 21.8 ft | 6.4 ft | 2 PW300 | 11814 lbf | 30,800 lb | 2,678 nmi | 401 kn | 3.58 lb |
Super mid-size jets feature wide-body cabin space, high-altitude capability, speed, and long range. These jets combine transatlantic capability with the speed and comfort of a wide-body, high-altitude aircraft. Aircraft of this class include:
They typically accommodate 10–11 passengers over a 3420 nmi average range, with a $22.2M mean price:
Model | Pax | Length | Span | int. L | int. W | Engines | Thrust | MTOW | Range | Cruise | Fuel/nm |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Citation Sovereign + | 9–12 | 63.5 ft | 72.3 ft | 25.3 ft | 5.7 ft | 2 PW300 | 11814 lbf | 30,775 lb | 3,069 nmi | 402 kn | 3.15 lb |
Legacy 500 | 8–12 | 68.1 ft | 66.4 ft | 24.6 ft | 6.8 ft | 2 HTF7000 | 14072 lbf | 38,360 lb | 3,125 nmi | 433 kn | 3.59 lb |
Praetor 600 | 8–12 | 68.1 ft | 66.4 ft | 24.6 ft | 6.8 ft | 2 HTF7000 | 15056 lbf | 42,857 lb | 4,018 nmi | 423 kn | 3.58 lb |
Gulfstream G280 | 10–19 | 66.8 ft | 63.0 ft | 25.8 ft | 7.2 ft | 2 HTF7000 | 15248 lbf | 39,600 lb | 3,646 nmi | 451 kn | 3.5 lb |
Challenger 350 | 9-11 | 68.7 ft | 69.0 ft | 25.2 ft | 7.2 ft | 2 HTF7000 | 14646 lbf | 40, 600 lb | 3,250 nmi | 448 kn | 3.76 lb |
They typically accommodate 13–14 passengers over a 4001 nmi average range, with a $33.8M mean price.
Model | Pax | Length | Span | int. L | внутр. W | Двигатели | Тяга | MTOW | Диапазон | Cruise | Топливо / nmi |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Embraer Legacy 650 E | 13–19 | 86,4 футов | 69,5 футов | 42,4 футов | 6,9 футов | 2 AE3007 | 18040 фунтов силы | 53 572 фунта | 3 919 миль | 415 узлов | 4,7 фунта |
Долгота цитирования | 8–12 | 73,2 фута | 68,9 фута | 25,2 фута | 6,4 фута | 2 HTF7700 | 15200 фунтов-силы | 39,500 фунтов | 3,500 нм | 454 кн | 3,65 фунта |
Falcon 2000 S / EX | 10–19 | 66,3 фута | 70,2 фута | 26,2 фута | 7,7 фута | 2 PW300 | 14000 фунтов силы | 41000 фунтов | 3540 нм | 430 узлов | 3,6 фунта |
Challenger 650 | 12–19 | 68,4 фута | 64,3 фута | 25,6 фута | 7,9 фута | 2 CF34 | 18440 фунтов | 48200 фунтов | 4,011 миль | 419 узлов | 4,48 фунта |
Falcon 2000 LXS /EX | 8–19 | 66,3 фута | 70,2 фута | 26,2 фута | 7,7 фута | 2 PW30 0 | 14000 фунтов | 42800 фунтов | 4,065 нм | 430 кн | 3,64 фунта |
Falcon 900 LX / EX | 12–19 | 66,3 футов | 70,2 футов | 33,2 футов | 7,7 футов | 3 TFE731 | 15000 фунтов силы | 49000 фунтов | 4650 миль | 420 узлов | 4,07 фунта |
Gulfstream 500 | 13–19 | 91,2 фута | 86,3 футов | 41,5 футов | 7,6 футов | 2 PW814 | 30288 фунтов-силы | 79,600 фунтов | 5,292 миль | 480 кн | 5,18 фунта |
Обычно они вмещают 12–19 человек. пассажиров со средней дальностью полета 6498 морских миль по средней цене 61,2 миллиона долларов.
На 102 дюйма (259 см) G650 ER имеет самую широкую кабину, но к нему должен присоединиться Falcon 5X (конкурент Global 5000 / G500) и его замена, а также 4500 миль (8 300 км) Citation Hemisphere в 2021 году; при высоте 98 дюймов (249 см) Global 7000 / 8000 шире, чем 95 дюймов (241 см) Global 5000 / 6000, как и Gulfstream G500 / G600 и Canadair Challenger, тогда как Dassault Falcon 8X имеет ширину 92 дюйма (234 см) и G450 / G550 88 дюймов (224 см).
Модель | Pax | Длина | Span | int. L | внутр. W | Двигатели | Тяга | MTOW | Диапазон | Крейсерский режим | Топливо / миль / миль |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Global 5000 | 13–19 | 96,8 футов | 94,0 футов | 40,7 футов | 7,9 футов | 2 BR710 | 29500 фунтов силы | 92,500 фунтов | 5,475 миль | 463 кн | 6,52 фунтов |
Falcon 7X | 12–19 | 76,1 футов | 86,0 футов | 39,1 футов | 7,7 футов | 3 PW300 | 19206 фунтов-силы | 70000 фунтов | 5,760 нм | 454 кн | 5,13 фунта |
Gulfstream G600 | 16–19 | 96,1 фута | 94,1 фута | 45,2 фута | 7,6 футов | 2 PW815 | 31360 фунтов | 94,600 фунтов | 6,518 миль | 481 кн | 5,97 фунтов |
Falcon 8X | 12–19 | 80,3 футов | 86,3 футов | 42,7 футов | 7,7 футов | 3 PW300 | 20166 фунтов силы | 73000 фунтов | 6235 морских миль | 453 кн | 5,17 фунта |
Gulfstream G550 | 16–19 | 96,4 фута | 93,5 футов | 42,6 футов | 7,3 футов | 2 BR710 | 30770 фунтов-силы | 91000 фунтов | 6708 морских миль | 453 кн | 5,7 фунтов |
Global 6000 | 13–19 | 99,4 футов | 94,0 футов | 43,3 фута | 7,9 фута | 2 BR710 | 29500 фунтов | 99,500 фунтов | 6,124 нм | 464 кн | 6,77 фунтов |
Gulfstream G650ER | 16–19 | 99,8 футов | 99,6 футов | 46,8 футов | 8,2 футов | 2 BR725 | 33800 фунтов | 103 600 фунтов | 7 437 миль | 482 кн | 6,07 фунта |
Global 7500 | 17 –19 | 111 футов | 104 футов | 54,4 футов | 8,0 футов | 2 GE Passport | 37840 фунтов | 114850 фунтов | 7,725 миль | 475 узлов | 6,28 фунта |
Business авиалайнер может быть заключен в контракт как бизлайнер. Авиалайнеры, переоборудованные в бизнес-джеты, используются спортивными командами или VIP-персонами с большим антуражем или представителями прессы. Такие самолеты могут столкнуться с эксплуатационными ограничениями из-за длины взлетно-посадочной полосы или местных ограничений по шуму. Это могут быть самые дорогие частные самолеты, поскольку они обладают максимальным пространством и возможностями.
К самолетам этого класса относятся:
Модель | Pax | Длина | Диапазон | внутр. L | внутр. W | Двигатели | Тяга | MTOW | Диапазон | Cruise | Топливо / миль / миль |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Lineage 1000 E | 13–19 | 118,9 футов | 94,2 футов | 84,3 футов | 8,8 футов | 2 CF34 | 37000 фунтов | 120,152 фунта | 4,602 миль | 446 кн | 9,61 фунта |
BBJ MAX -7 | 19-172 | 116,7 футов | 117,8 футов | 85,5 футов | 11,6 футов | 2 CFM LEAP | 58600 фунтов | 177000 фунтов | 7000 нм | ||
BBJ MAX -8 | 19-189 | 129,7 футов | 117,8 футов | 98,5 футов | 11,6 футов | 2 CFM LEAP | 58600 фунты | 181200 фунтов | 6640 миль | ||
ACJ 319 | 19-156 | 111,0 футов | 111,8 футов | 78,0 футов | 12,2 футов | 2 CFM56 | 54000 фунтов | 168 650 фунтов | 6002 морских миль | 442 узлов | 10,92 фунта |
BBJ MAX -9 | 19–220 | 138,3 футов | 117,8 футов | 107,2 футов | 11,6 футов | 2 CFM LEAP | 58600 фунтов | 194,700 фунтов | 6,515 миль |
Wikimedia Commons есть СМИ, связанные с бизнес-джетами. |