T-38 Talon | |
---|---|
T-38A из База ВВС Эдвардс | |
Роль | Опытный инструктор |
Национальное происхождение | США |
Производитель | Northrop Corporation |
Первый полет | 10 Апрель 1959 г. |
Введение | 17 марта 1961 г. |
Статус | Эксплуатация |
Основные пользователи | ВВС США. ВМС США. НАСА. Турецкие ВВС |
Произведено | 1961–1972 гг. |
Количество построено | 1,146 |
Стоимость единицы | 756000 долларов США (1961 постоянных долларов ). 6,173 миллиона долларов США (в долларах 2016 года) |
Разработано на основе | Northrop N-156 |
Варианты | Northrop F-5 |
Northrop T-38 Talon - двухместный, двухреактивный сверхзвуковой учебно-реактивный. Это был первый в мире сверхзвуковой тренажер, а также самый производимый. По состоянию на 2020 год Т-38 остается на вооружении нескольких ВВС.
ВВС США (ВВС США) эксплуатирует больше всего Т-38. Помимо обучения пилотов ВВС США, Т-38 используется НАСА. США Школа летчиков-испытателей ВМС в Патаксент-Ривер, штат Мэриленд, является основным оператором ВМС США (другие Т-38 ранее использовались в качестве USN для разнородных боевых учений в воздухе, пока их не заменили аналогичными Northrop F- 5 Тигр II ). Пилоты других стран НАТО управляют Т-38 в совместных программах обучения с пилотами ВВС США.
По состоянию на 2020 год Т-38 находился на вооружении более 50 лет у своего первоначального оператора - ВВС США.
В сентябре 2018 года ВВС США объявили о замене Talon на Boeing T-7 Red Hawk с прекращением производства, которое начнется в 2023 году.
В 1952 год. Компания Northrop начала работу над проектом истребителя N-102 Fang с плечевым креплением треугольным крылом и одним двигателем. Предлагаемый двигатель General Electric J79, весивший почти две тонны, означал, что полученный самолет будет большим и дорогим. Затем, в 1953 году, представители недавно созданного подразделения General Electric Aviation по малым авиационным двигателям продемонстрировали Northrop относительно крошечный двигатель (установленный вес около 400 фунтов), способный развивать тягу 2500 фунтов, а Northrop VP-Engineering Эдгар Шмуэд увидел возможность обращения вспять тенденции к большим истребителям. Шмуед и главный инженер Велко Гасич остановились на небольшом двухмоторном истребителе «хот-род», Н-156. Компания Northrop начала свой проект N-156 в 1954 году, нацеливаясь на небольшой сверхзвуковой истребитель, способный работать с эскортных авианосцев ВМС США. Однако, когда ВМС решили не заниматься оснащением своих флотов таким образом, Northrop продолжила разработку N-156 за счет собственных средств, переделав его в легкий истребитель (получивший название N-156F) и нацеленный на экспортный рынок.
В середине 1950-х годов ВВС США выпустили Общие эксплуатационные требования к сверхзвуковому учебно-тренировочному комплексу, планируя списать свои модели 1940-х годов Lockheed T-33. Представители Northrop решили адаптировать N-156 к этим соревнованиям. Единственным другим кандидатом была двухместная версия North American F-100 Super Sabre. Хотя F-100 не считался идеальным кандидатом для учебно-тренировочного самолета (он не может восстанавливаться после штопора), NAA по-прежнему считалась фаворитом в конкурсе из-за статуса привилегированного подрядчика этой компании в ВВС. Однако официальные лица Northrop убедительно представили сравнения затрат на жизненный цикл, которые не могли быть проигнорировали, и они получили контракт, получив заказ на три прототипа. Первый (обозначенный YT-38) поднялся в воздух 10 апреля 1959 года. Этот тип был быстро принят на вооружение, и первые серийные образцы были доставлены в 1961 году, официально вступив в строй 17 марта того же года, дополнив основной Т-37. реактивный тренажер. К моменту окончания производства в 1972 году было построено 1187 Т-38 (плюс два прототипа Н-156Т). По оценкам, с момента его внедрения на этом самолете прошли обучение около 50 000 военных летчиков. ВВС США остаются одними из немногих вооруженных летных сил, использующих специальные сверхзвуковыеучебно-тренировочные комплексы, поскольку большинство из них, например, ВМС США, используют высокие дозвуковые учебные тренажеры.
Т-38 имеет обычную конфигурацию с небольшими низкими габаритами., давно хорды крыла, один вертикальный стабилизатор, а трехколесный велосипед ходовая часть. Самолет вмещает пилота-курсанта и инструктора в тандеме и имеет воздухозаборники для двух турбореактивных двигателей в корнях крыла. За свою маневренность он получил прозвище «Белая ракета». В 1962 году Т-38 установил абсолютные рекорды по времени набора высоты на 3 000, 6 000, 9 000 и 12 000 метров, побив рекорды для этих высот, установленных F-104 в декабре 1958 г. (F-4 Phantom побил рекорды Т-38 менее чем через месяц.)
F-5B и F (которые также произошли от N-156) можно отличить от Т-38 по крыльям; крыло Т-38 встречается с фюзеляжем прямым и заканчивается квадратным, в то время как у F-5 есть выступы передней кромки у корней крыла и пусковые планки законцовок крыла для ракет класса «воздух-воздух». В крыльях как Т-38, так и семейства F-5 используется обычная обшивка поверх лонжеронной нервюры.
Большинство построенных Т-38 были типа Т-38А, но У USAF также было небольшое количество самолетов, переоборудованных для обучения вооружению (обозначенных AT-38B ), которые были оснащены прицелом и могли нести на центральной опоре артиллерийские установки, ракеты или бомбы. По состоянию на 30 сентября 2017 года 503 Т-38 все еще находились в эксплуатации ВВС США, и еще больше - по всему миру. Большинство самолетов варианта USAF (T-38A и AT-38B) были переоборудованы в T-38C в рамках программы модернизации авионики. Улучшения включают добавление HUD, GPS, INS (Инерциальная навигационная система ) и TCAS. Большинство самолетов также получили PMP (модификация силовой установки для улучшения тяги низковысотных двигателей). Примерно треть флота (тех, которые используются в более тяжелых условиях) в настоящее время проходят структурную замену и модернизацию, а также получают новые крылья, чтобы продлить срок их службы до 2029 года.
Версия истребителя N- 156 был в конечном итоге выбран для участия в Программе военной помощи США и произведен как F-5 Freedom Fighter. Многие из них с тех пор вернулись к роли учебного вооружения, поскольку различные военно-воздушные силы вводят на вооружение новые типы. F-5G был усовершенствованным однодвигательным вариантом, позже переименованным в F-20 Tigershark. В 2018 году иранские ВВС объявили, что внешне похожий самолет, названный Kowsar, был построен в Иране.
ВВС США Стратегическое воздушное командование (SAC) имело Т-38 на вооружении с 1978 года до дезактивации SAC в 1991 году. Эти самолеты использовались для повышения квалификации вторых пилотов бомбардировщиков и танкеров в рамках«Программы ускоренного повышения квалификации второго пилота». Позже они использовались как профессиональные самолеты для всех B-52, B-1, Lockheed SR-71, U-2, Пилоты Boeing KC-135 и KC-10. Преемники SAC, Air Combat Command (ACC) и Air Force Global Strike Command (AFGSC), продолжают использовать Т-38 в качестве профессиональных самолетов для пилотов U-2 и B- 2 пилота соответственно.
Преемник Воздушного учебного командования (УВД), Воздушное учебно-тренировочное командование (AETC), использует Т-38С для подготовить пилотов для F-15C Eagle и F-15E Strike Eagle, F-16 Fighting Falcon, B-52 Stratofortress, B-1B Lancer, B-2 Spirit, A-10 Thunderbolt, F-22 Raptor и F- 35 Молния II. AETC получила Т-38С в 2001 году в рамках программы модернизации авионики. На Т-38С, принадлежащих AETC, была проведена модернизация силовой установки, в ходе которой были заменены основные компоненты двигателя для повышения надежности и ремонтопригодности, а также модификация впускного / инжекторного двигателя для увеличения доступной взлетной тяги. Эти обновления и модификации с программой Pacer Classic должны продлить срок службы Т-38 после 2020 года. Т-38 имеет цель готовности 75%, которую он поддерживал в 2011 году, однако в 2015 году доступность составляет 60%.
Помимо ВВС США, США и НАСА, другие операторы Т-38 включали ВВС Германии (Люфтваффе), ВВС Португалии, ВВС Китайской Республики и Turkish Air the Fort Worth Alliance Air Show in 2019 United States Navy - 10 aircraft in use as November 2008. NASA - approximately 32 aircraft bailed from USAF
Data from USAF factsheet
General characteristics
Performance
Related development
Related lists
Wikimedia Commons has media related to Northrop T-38 Talon. |