Giallo (итальянское произношение: ; множественное число gialli ) - итальянский термин, обозначающий тайну фантастика и триллеры. Слово giallo - это итальянский для желтого. Этот термин происходит от серии дешевых книг в мягкой обложке детективных и криминальных триллеров с желтыми обложками, которые были популярны в Италии.
в контексте литературы и кино 20-го века, особенно среди англоговорящих и не итальянцы в целом, giallo относится конкретно к конкретному итальянскому триллеру - ужасу жанру, в котором есть мистика или детектив элементов и часто содержит слэшер, криминальную фантастику, психологический триллер, психологический ужас, секс-эксплуатирование, психоделические и, реже, элементы сверхъестественного ужаса.
Этот особый стиль итальянского производства детективное убийство триллер - фильм ужасов (более известный в Италии как giallo all'italiana, примерно переводится как «джалло в итальянском стиле») обычно сочетает в себе атмосферу и напряжение фантастического триллера с элементами фантастики ужасов (например, насилие со слэшером) и эротикой ( похож на жанр французской фантастики ), и часто включает таинственного убийцу, личность которого не раскрывается до финального акта фильма. Жанр развивался в середине-конце 1960-х, достиг пика популярности в 1970-х, а затем пришел в упадок в течение следующих нескольких десятилетий. (Некоторые примеры продолжают выпускаться). Он считается предшественником и оказал значительное влияние на жанр более позднего американского слэшера.
Термин giallo («желтый») происходит от серии преступлений-тайн. целлюлозные романы под названием Il Giallo Mondadori (Mondadori Yellow), изданные Mondadori с 1929 года и получившие свое название от желтого фона обложки торговой марки. Серия состояла почти исключительно из итальянских переводов детективных романов британских и американских писателей. В их числе Агата Кристи, Эллери Куин, Эдгар Уоллес, Эд МакБейн, Рекс Стаут, Эдгар Аллан По и Раймон Чендлер.
Успех романов о джалло, изданных в дешевых мягких обложках, вскоре начал привлекать внимание других итальянских издательств. Они опубликовали свои версии и имитировали желтые обложки. Популярность этих сериалов в конечном итоге сделала слово giallo синонимом на итальянском языке для детективного романа. В разговорной речи и в средствах массовой информации в Италии оно также относилось к загадочному или нераскрытому делу.
На итальянском языке giallo - это широкий термин, который можно перевести как «криминальный роман» включая любой литературный жанр, связанный с детективом и детективом, со всеми его поджанрами, такими как криминальная фантастика, детективы, детективы, детективы или ужасы.
В контексте кино для итальянской аудитории джалло стал обозначать любой вид детективного убийства или триллера ужасов, независимо от его происхождения.
Англоязычная аудитория использовала этот термин для обозначения того типа триллеров-ужастиков итальянского производства, которые известны итальянской публике как giallo all ' italiana.
Поджанр фильма начался как буквальная адаптация детективных романов Джалло. Вскоре режиссеры начали использовать преимущества современных кинематографических приемов для создания уникального жанра, в котором сохранились элементы мистерии и криминальной фантастики романов Джалло, но при этом они более подробно остановились на психологическом триллере или психологический ужас жанров. Многие из типичных характеристик этих фильмов были включены в более поздний американский слэшер жанр.
Критики расходятся во мнениях относительно характеристики фильма о джалло. Гэри Нидхэм писал:
По самой своей природе giallo бросает вызов нашим предположениям о том, как следует классифицировать неголливудские фильмы, выходя за рамки англо-американского таксономического воображения, которое «фиксирует» жанр как в кинокритике, так и в киноиндустрии. для обозначения чего-то конкретного.... однако, несмотря на сопротивление джалло четкому определению, тем не менее существуют идентифицируемые тематические и стилистические образы.
Эти отдельные "тематические и стилистические образы" составляют свободное определение жанра, которое в целом согласуется, хотя различные критики предложили слегка различные характерные детали (что, следовательно, создает некоторую путаницу в отношении того, какие фильмы можно считать гиалли). Автор Майкл Маккензи писал, что gialli можно разделить на m. Гиалли, который обычно видит, как мужчина-посторонний становится свидетелем убийства и становится целью убийцы, когда тот пытается раскрыть преступление; и f. Джиалли, в котором главная героиня вовлечена в более сексуальную и психологическую историю, обычно фокусируясь на ее сексуальности, психике и хрупком психическом состоянии.
Хотя они часто связаны с криминальной и детективной работой, Джиалли не следует путать с другим популярным итальянским криминальным жанром 1970-х годов, poliziotteschi, который включает в себя более боевик -ориентированные фильмы о жестоких полицейских (в значительной степени под влиянием суровых 1970-х Американские фильмы, такие как Грязный Гарри, Жажда смерти, Крестный отец, Серпико и Французские связи ). Режиссеры и звезды часто перемещались между обоими жанрами, и некоторые фильмы можно было рассматривать под любым знаменем, например, фильм Массимо Далламано 1974 года La polizia chiede aiuto (Что они сделали с вашими дочерьми? ). Большинство критиков согласны с тем, что джалло представляет собой отдельную категорию с уникальными особенностями.
Фильмы Джалло обычно характеризуются как ужасные детективные триллеры, сочетающие в себе элементы саспенса детективной фантастики со сценами шокирующего ужаса, с чрезмерным кровопусканием, стильной операторской работой и часто резкими музыкальными аранжировками. архетипический сюжет джалло вовлекает загадочного психопата-убийцу в черной перчатке, который преследует и убивает серию красивых женщин. В то время как большинство гиалли связаны с людьми-убийцами, некоторые из них также имеют сверхъестественный элемент.
Типичный джалло главный герой - какой-то посторонний человек, часто путешественник, турист, изгой, или даже отчужденный или опальный частный сыщик, и часто молодая женщина, часто молодая женщина, одинокая или одинокая в чужой или чужой ситуации или окружении (gialli редко или реже фигурируют в качестве главных героев правоохранители, что более характерно для жанра полиоттески ). Главные герои обычно или часто не связаны с убийствами до того, как они начнутся, и их привлекают, чтобы помочь найти убийцу, выполняя роль свидетеля одного из убийств. Тайна заключается в личности убийцы, который в кульминации часто раскрывается как другой ключевой персонаж, скрывающий свою личность с помощью маскировки (обычно это комбинация шляпы, маска, солнцезащитные очки, перчатки и плащ). Таким образом, литературный детективный элемент романов Джалло сохраняется, но фильтруется через элементы жанра ужасов и давнюю итальянскую традицию оперы и постановки драмы Grand Guignol.. Структура фильмов о джалло также иногда напоминает так называемый жанр «странная угроза » из журналов ужасов, наряду с Эдгаром Алланом По и Агатой Кристи.
. Важно отметить, что хотя большинство gialli содержат элементы этой базовой повествовательной структуры, не все они. Некоторые фильмы (например, Марио Бава 1970 Топор для медового месяца, в котором убийца является главным героем) могут радикально изменить традиционную структуру или вообще отказаться от нее и по-прежнему считаться джалли. из-за стилистических или тематических троп, а не повествовательных. Постоянный элемент жанра - необычный недостаток внимания к последовательному или логическому повествованию. Хотя большинство из них имеют номинальную загадочную структуру, они могут содержать причудливые или кажущиеся бессмысленными элементы сюжета и общее игнорирование реализма в актерской игре, диалогах и мотивации персонажей. Как писал Джон Абрамс: «По отдельности каждый [джалло] подобен импровизированному упражнению в убийстве, где каждый режиссер имеет доступ к нескольким общим реквизитам и темам. Черные перчатки, сексуальная двусмысленность и психоаналитическая травма могут быть в основе каждого фильм, но сам жанр не имеет последовательной повествовательной формы. "
Анита Стриндберг в Дело о хвосте скорпиона (1971), показывая товарные знаки Джалло: POV убийцы в черной перчатке, яркий цвет и уязвимая молодая женщина.В то время как повествование о призрачном убийце и таинственное повествование является обычным явлением для большинства гиалли, наиболее последовательный и известный общий образ в традиции джалло - это акцент на ужасных сценах смерти. Убийства неизменно носят жестокий и кровавый характер, с множеством явных и творческих атак. Эти сцены часто вызывают некоторую степень вуайеризма, иногда доходя до убийства с точки зрения от первого лица убийцы, с рукой в черной перчатке, держащей нож. с точки зрения убийцы . Убийства часто происходят, когда жертва наиболее уязвима (принимает душ, принимает ванну или полураздетая); как таковые, фильмы о джалло часто включают в себя чрезмерное количество обнаженной натуры и секса, почти все они изображают красивых молодых женщин (актрисы, связанные с этим жанром, включают Эдвиг Фенек, Барбара Бах, Дарья Николоди, Мимси Фармер, Барбара Буше, Сьюзи Кендалл, Ида Галли и Анита Стриндберг ). Из-за соблазнительного акцента на откровенном сексе и насилии, Джалли иногда относят к категории кино эксплуатации. Связь женской сексуальности и жестокого насилия заставила некоторых комментаторов обвинить жанр женоненавистничества.
Джиалли известен психологическими темами безумия, отчуждения, сексуальности и паранойи. Главный герой обычно является свидетелем ужасного преступления, но часто обнаруживает, что их показания подвержены скептицизму авторитетных лиц, что ставит под сомнение их собственное восприятие и авторитет. Эта неоднозначность памяти и восприятия может перерасти в бред, галлюцинацию или бредовую паранойю. Поскольку главными героями джалли обычно являются женщины, это может привести к тому, что писатель Гэри Нидхэм называет «… присущей джалло патологизации женственности и увлеченности« больными »женщинами». Убийца, скорее всего, тоже психически болен; Убийцы джалло почти всегда мотивированы безумием, вызванным какой-то прошлой психологической травмой, часто сексуального характера (и иногда изображаемой в воспоминаниях). Акцент на безумие и субъективном восприятии уходит корнями в романы Джалло (например, Серджио Мартино Your Vice Is a Locked Room и Only I Have the Key был основан на Рассказ Эдгара Аллана По «Черная кошка », который имеет дело с психологически нестабильным рассказчиком), но также находит выражение в инструментах кино: неустойчивое психическое состояние как жертвы, так и убийцы часто отражается в дико преувеличенном стиле и несфокусированном повествовании, свойственных многим джалли.
Писатель Микель Дж. Ковен утверждает, что джалли отражает двойственное отношение к социальным потрясениям современности, принесенным итальянской культуре в 1960-е годы.
«Изменения в итальянской культуре... можно увидеть на протяжении всего фильма о джалло как что-то, что нужно обсуждать и обсуждать - вопросы, касающиеся идентичности, сексуальности, возрастающего уровня насилия, контроля женщин над своей жизнью и телом, истории, государство - все абстрактные идеи, которые все ситуативно изображены как человеческие истории в фильме о джалло.
Сцена из Ящерица в женской шкуре (1971), использующая визуальное чутье и сильную кинематографию.Джиалли были известны своей сильной кинематографической техникой, а критики хвалили их монтаж, дизайн, музыку и визуальные эффекты. стиль даже при заметном отсутствии других аспектов, обычно связанных с критическим восхищением (поскольку Джиалли часто не хватает характеристики, правдоподобного диалога, реалистичности исполнения и логической последовательности в повествовании). Алексия Каннас писала о La morte 1968 года. ha fatto l'uovo (Смерть положила яйцо), что "Пока фильм заработал репутацию своей высочайшей повествовательной сложностью (как и многие художественные фильмы), ее эстетическое великолепие неоспоримо », в то время как Леон Хант писал, что частые работы режиссера Джалли Дарио Ардженто « колеблются между стратегии художественного кино и эксплуатации ".
Колетт Декомб в сцене из Оргазмо (1969), пример стильного визуального акцента и акцента на глазах крупным планом.Джиалли часто ассоциируются с сильной технической кинематографией и стильной графикой. Критик Мейтленд МакДонах описывает визуальные эффекты Profondo rosso (Deep Red) как «яркие цвета и причудливые ракурсы камеры, головокружительные панорамы и яркие снимки слежения, дезориентирующие кадрирование и композицию, фетишистские крупные планы дрожащих глаз и странные предметы (ножи, куклы, шарики, плетеные лоскутки шерсти)... "В дополнение к культовым изображениям темных убийц в черных перчатках и ужасного насилия, Джиалли также часто использует сильно стилизованные и даже иногда сюрреалистические образы цвета. Режиссеры Дарио Ардженто и Марио Бава особенно известны своими импрессионистическими образами и использованием мрачных цветов, хотя другие режиссеры джалло (особенно Лючио Фульчи ) также использовали более сдержанные и реалистичные стили. Из-за их типичной среды 1970-х некоторые комментаторы также отметили их потенциал для визуального лагеря, особенно с точки зрения моды и декора.
Музыка была названа ключом к уникальному характеру жанра; Критик Мейтленд МакДонах описывает Profondo rosso (Deep Red) как «ошеломляющее внутреннее переживание... равные части визуального... и слухового». Писатель Энн Биллсон объясняет: «Звук Джиалло - это обычно опьяняющая смесь заводной лаунж-музыки, нервного разлада и успокаивающего лиризма, который опровергает тот факт, что он на самом деле сопровождает, скажем, замедленную съемку. обезглавливание ", (она приводит в качестве примера оценку Эннио Морриконе за фильм Четыре мухи на сером бархате 1971 года). Среди композиторов следует отметить Морриконе, Бруно Николай и итальянская группа Goblin. Другие известные композиторы, известные своими работами над фильмами о джалло, включают Пьеро Умилиани (композитор для Пять кукол на августовскую луну ), Риз Ортолани (Пижама Girl Case ) и Fabio Frizzi (Sette note in nero akaThe Psychic).
Джиалли часто изображают мрачные или барокко названия, часто с использованием ссылок на животных или использования чисел. Примеры первой тенденции включают Sette scialli di seta gialla (Преступления черной кошки), Non si sevizia un paperino (Не пытайте утенка), La morte negli occhi del gatto (Семь смертей в кошачьем глазу) и La tarantola dal ventre nero (Черный живот тарантула); в то время как примеры последнего включают Sette note in nero (Семь нот в черном) и Пятый шнур.
Первый роман о джалло, адаптированный для кино Джеймс М. Кейн Почтальон всегда звонит дважды, адаптированный в 1943 году Лукино Висконти как Ossessione. Хотя этот фильм был технически первым из серии Мондадори giallo, который был адаптирован, его неореалистический стиль заметно отличался от стилизованного, жестокого характера, который приобретут последующие адаптации. Осужденный фашистским правительством, Ossessione в конечном итоге был провозглашен достопримечательностью неореалистического кино, но он не провоцировал дальнейших адаптаций джалло в течение почти 20 лет.
В дополнение к литературной традиции джалло, ранние джалли были также испытал влияние немецких фильмов начала 1960-х годов «крими ». Эти черно-белые криминальные фильмы, снятые датско-немецкой студией Rialto Film, основанные на историях Эдгара Уоллеса, обычно содержат детективные сюжеты с участием убийцы в маске, предвосхищая несколько ключевых компонентов фильма. giallo на несколько лет и, несмотря на их связь с автором джалло Уоллесом, тем не менее, в них было мало излишней стилизации и крови, которые характерны для итальянского джалли.
Шведский режиссер Арне Маттссон также был отмечен как возможное влияние, в частности его фильм 1958 года Манекен в красном. Хотя фильм имеет стилистическое и повествовательное сходство с более поздними фильмами о джалло (в частности, его использование цвета и многочисленные сюжеты убийств), нет прямых доказательств того, что последующие итальянские режиссеры видели его.
Гоффредо Унгер (дублирование для Кэмерон Митчелл и Ева Барток ) в роли Убийцы в маске из фильма Кровь и черные кружева (1964) послужит визуальным шаблоном для серийного убийцы джалло. Тим Лукас отметил, что изображение в фильме злодея с «раздвоением личности» - эволюция от антагониста раздвоения личности, присутствующего в таких фильмах, как Психо - предшествует его позднее использование во франшизе Scream, в то время как Майкл Маккензи отметил, что маскировка пола персонажа (ов) станет повторяющимся элементом в других gialli.Первый "настоящий" фильм о giallo обычно считается «325» Марио Бавы «Девушка, которая слишком много знала» (1963). Его название отсылает к классике Альфреда Хичкока Человек, который слишком много знал (1934, переделал Хичкок в 1956 году), подчеркивая раннюю связь между Джалли и англо-американскими криминальными историями. Несмотря на то, что фильм снят в черно-белом цвете и лишен зловещего насилия и сексуальности, которые определили бы более поздних Джиалли, фильму приписывают установление основной структуры жанра: в нем молодая американская туристка в Риме становится свидетелем убийства, но ее показания отвергаются. властями и должна сама попытаться установить личность убийцы. Бава опирался на традицию крими, а также на хичкоковский стиль, упомянутый в названии, и структура фильма послужила основным шаблоном для многих последующих джалли.
Бава последовал за «Девушкой, которая слишком много знала» в следующем году со стильным и влиятельным альбомом Blood and Black Lace (1964). Он представил ряд элементов, которые стали символами жанра: сталкер в маске с блестящим оружием в руке в черной перчатке, который жестоко убивает серию гламурных манекенщиц. Хотя в то время фильм не имел финансового успеха, представленные в нем образы (особенно убийца в черных перчатках, провокационная сексуальность и смелое использование цвета) стали знаковыми для жанра "
Кэрролл Бейкер в Сладкое тело Деборы (1968); американская актриса снялась в нескольких фильмах о джалло.В последующие несколько лет последовало несколько криминальных фильмов / триллеров аналогичной тематики, в том числе первые работы режиссеров Антонио Маргерити (Обнаженный... si muore [Naked You Die ] в 1968 году), Умберто Ленци (Оргазмо в 1969 году, Паранойя [ Тихое место для убийства ] и Così dolce... così perversa [Так мило... Так извращенно ] в 1969) и Лючио Фульчи (Una sull'altra [Один на вершине другого] в 1969 году), все из которых впоследствии стали главными творческими силами в развивающемся жанре. Но это был Дарио Ардженто особенность 1970 года, которая превратила джалло в крупное культурное явление. Этот фильм, «Птица с хрустальным оперением», на которую сильно повлиял «Кровь и черные кружева», представила новый уровень стильного насилия и неизвестности, что помогло переопределить жанр. Фильм имел кассовые сборы и был широко воспроизведен. Его успех спровоцировал ажиотаж итальянских фильмов со стильными, жестокими и сексуально провокационными сюжетами убийств (один Ардженто снял еще три за следующие пять лет), существенно укрепив жанр в общественном сознании. В 1996 году режиссер Микеле Соави писал: «Нет сомнений в том, что именно Марио Бава начал« триллеры о спагетти », [но] Ардженто дал им большой толчок, поворотный момент, новый стиль... «новая одежда». Марио состарился, и Дарио сделал это своим собственным жанром... это отразилось на жанровом кино, которое благодаря Дарио обрело новую жизнь ». Успех «Птицы с кристальным оперением» спровоцировал десятилетие, когда ежегодно производилось несколько джалли. В англоязычных кинематографических кругах термин giallo постепенно стал синонимом тяжелого, театрального и стилизованного визуального элемента.
Жанр джалло пережил свой расцвет с 1968 по 1978 год., это был пятилетний период между 1971 и 1975 годами, в течение которого было произведено 96 различных гиалли (см. фильмографию ниже). Такие режиссеры, как Бава, Ардженто, Фульчи, Лензи и Маргерити, продолжали продюсировать джалли на протяжении 70-х годов и позже, и вскоре к ним присоединились другие известные режиссеры, в том числе Серхио Мартино, Паоло Кавара, Армандо Криспино, Руджеро Деодато и сын Бавы Ламберто Бава. Жанр также распространился в Испании к началу 70-х, в результате чего были сняты такие фильмы, как La Residencencia (Дом, который кричал) (1969) и Los Ojos Azules de la Muneca Rota (Голубые глаза Сломанная кукла) (1973), в которой были безошибочно узнаваемые характеристики джалло, но при этом присутствовали испанские актеры и талант постановщика. Хотя они на несколько лет предшествовали первому джалло, немецкие крими-фильмы продолжали сниматься одновременно с ранними джалли, и на них также повлиял их успех. По мере того как популярность кримиса в Германии падала, Rialto Film начал все больше сотрудничать с итальянскими производственными компаниями и режиссерами (такими как композитор Эннио Морриконе и режиссер, оператор Джо Д'Амато, которые работали над более поздними фильмами о крими после их успеха в Италии). Перекрытие между двумя движениями настолько велико, что в одном из последних крими-фильмов Риальто, Cosa avete fatto a Solange? (Что вы сделали с Соланж?), Снимался итальянский режиссер и съемочная группа, и он был назван фильмом. «Джалло» сам по себе.
«Джиалли» продолжали сниматься на протяжении 1970-х и 1980-х годов, но постепенно их популярность уменьшалась, и бюджеты фильмов и стоимость производства начали сокращаться. Режиссер Пупи Авати высмеял этот жанр в 1977 году с помощью фарса giallo под названием Tutti defunti... tranne i morti.
Хотя цикл джалло пошел на убыль в 1990-х и в 2000-х было мало записей, они по-прежнему производятся, в частности, Ардженто (который в 2009 году выпустил фильм под названием Giallo, отчасти в честь его долгой карьеры в этом жанре) и содиректора Элен Каттет и Бруно Форзани, чей Amer (который использует музыку из более старых джаллисов, включая треки Морриконе и Бруно Николай ) получил положительные отзывы критиков после его выпуска в 2009 году. В значительной степени, Влияние жанра продолжается в фильмах слэшер, которые стали чрезвычайно популярными в 1980-х годах и в значительной степени опирались на образы, разработанные более ранним Джалли.
Цикл джалло оказал влияние длительное воздействие на фильмы ужасов и загадки убийств, снятые за пределами Италии с конца 1960-х годов, поскольку этот кинематографический стиль и непоколебимый контент также o у истоков кровавых слэшеров и брызг, которые стали широко популярными в начале 1980-х. В частности, особое влияние оказали два сильных шокера из Марио Бавы, Топор для медового месяца (1970) и Подергивание нерва смерти (1971).
Ранние примеры об эффекте джалло можно увидеть в британском фильме Берсерк! (1967) и таких американских детективных триллерах, как No Way to Treat a Lady (1968), оскароносный Клют (1971), Pretty Maids All in a Row (1971, на основе итальянского романа), Альфред Хичкок Безумие ( 1972), Сумасшедший дом Винсента Прайса (1974), Глаза Лоры Марс (1978) и Брайан Де Пальма Одетые для убийства (1980). Berberian Sound Studio (2012) - дань уважения этому жанру.
Режиссер Эли Рот назвал джалло «одним из моих любимых, любимых поджанры фильма ", и в частности процитировал" Торс "Серджио Мартино (I corpi presentano tracce di violenza carnale) (наряду с испанским фильмом ужасов Кто может убить Чайлд? ) оказал влияние на его фильм 2005 года Хостел, написав: «... эти итальянские джалло семидесятых начинаются с группы студентов, находящихся в Риме, множества сцен на площадях с телеобъективами., и у вас возникает ощущение, что за ними наблюдают. Это действительно зловещее жуткое чувство. Девочки всегда куда-то собираются, и все они очень умные. Все они принимают решения, которые будут принимать публика ».