Тенебра (фильм)

редактировать
Фильм Дарио Ардженто 1982 года

Тенебра
Афиша итальянского театрального релиза Ренато Касаро
РежиссерДарио Ардженто
Продюсер
АвторДарио Ардженто
В главной роли
Музыка
КинематографияЛучано Товоли
ОтредактировалФранко Фратичелли
Производство. компанияSigma Cinematografica
РаспространяетсяTitanus
Дата выпуска27 октября 1982 г.
Продолжительность101 минута
СтранаИталия

Тенебра (букв. '«тьма»', также известный как Тенебре ) - итальянский фильм джалло 1982 года, сценарий и режиссер Дарио Ардженто. В фильме снимается Энтони Франсиоза в роли американского писателя Питера Нила, который находясь в Риме продвигая свой последний детективный роман об убийстве - оказывается втянутым в поиски серийного убийцы, который, возможно, был вдохновлен убить его романом. Джон Сэксон и Дарья Николоди снимаются в роли агента и помощника Нила, а Джулиано Джемма и Карола Стагнаро выступают в роли детективов, расследующих убийств. Джон Штайнер, Вероника Ларио и Мирелла Д'Анджело также играют второстепенные роли. Фильм был описан как исследующий темы дуализма и сексуальных аберраций, и имеет сильные метафизические элементы; Некоторые комментаторы считают, что Тенебра является прямой реакцией Ардженто на критику его предыдущих работ, особенно его изображений красивых красивых женщин.

После того, как Ардженто поэкспериментировал с чистым сверхъесте ужасом в фильмах Суспирия 1977 года и Инферно 1980-х годов, Тенебра представил возвращение режиссера к поджанру ужасов джалло, он помог популяризировать в 1970-е годы. Ардженто был вдохновлен серией инцидентов, в которых одержимый фанат позвонил режиссеру и раскритиковал его за разрушительные психологические последствия его предыдущей работы. Телефонные звонки завершились угрозамию Ардженто, который воплотил этот опыт в написании «Тенебры». Режиссер также хотел исследовать бессмысленность убийств, которые он видел и слышал во время пребывания в Лос-Анджелесе в 1980 году, и его ощущение того времени, что настоящий исходит от тех, кто «убивать напрасно».

Снятый в Риме и в Elios Studios, Тенебра использовал в основном современные локации и декорации, чтобы помочь Ардженто его намерение, что фильм отражает ближайшее будущее с уменьшенным населением; Режиссер не снимает ни одной из фильмах, которые обычно снимаются в фильмах, действие которых происходит в Риме. Наемный оператор-постановщик Лучано Товоли, Ардженто также намеревался, чтобы фильм имитировал резкое, реалистичное освещение, которое использовалось в телевизионных полицейских шоу того времени; Художник-постановщик Джузеппе Бассан создал окружение, которое было холодным и суровым, с острыми углами и модернистскими пространствами. Гоблин предоставили музыку Тенебры, несколько бывших участников итальянской рок-группы предоставили музыку Тенебры, несколько синтезаторную музыку, вдохновленную роком и диско.

Тенебра имел скромный успех в Италии; он попал в кинотеатры с небольшими спорами после того, как Ардженто вырезал одну из самых жестоких сцен. Однако в Соединенном Королевстве он был добавлен в печально известный список «видео-гадостей » и запрещен к продаже до 1999 года. Кинопрокат фильма в США был отложен до 1984 года, когда он был выпущен в прокат. сильно цензурированная версия под заголовком Безумие . В сокращенном виде «Тенебра» получила в основном негативную критику, но оригинальная, полностью восстановленная версия позже широко доступной для переоценки. Кинокритик и автор Мейтленд МакДонах сказал, что это «во многих отношениях... лучший фильм, который когда-либо делал Ардженто».

Содержание
  • 1 Сюжет
  • 2 Анализ
    • 2.1 Влияния
    • 2.2 Темы
    • 2.3 Темные двойники
    • 2.4 Метафикшн
    • 2.5 «Аберрантная» сексуальность
    • 2.6 Нарушение зрения
    • 2.7 Вымышленный город
  • 3 Производство
    • 3.1 Предыстория
    • 3.2 Кастинг
    • 3.3 Съемка
      • 3.3.1 Снимок крана
    • 3.4 Название
  • 4 Саундтрек
  • 5 Версия
    • 5.1 Прием оригинала и цензура
    • 5.2 Домашние СМИ и "видео неприятный" список
    • 5.3 Более поздний прием
  • 6 Наследие
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Сюжет
АктерРоль
Энтони Франсиоза Питер Нил
Джон Саксон Буллмер
Дарья Николоди Энн
Джулиано Джемма Детектив Джермани
Мирелла Д'Анджело Тильда
Джон Штайнер Кристиано Берти
Вероника Ларио Джейн МакКерроу
Кристиан Борромео Джанни
Лара Вендель Мария Альборетто
Ан ия Пьерони Эльза Манни
Мирелла БантиМарион
Карола СтагнароДетектив Альтиери
Ева Робин Девушка на пляже

Питер Нил, американец Автор жестоких романов ужасов приезжает в Италию, чтобы продвигать свою последнюю работу «Тенебра». К нему присоединяются в Риме его помощница Анна и его литературный агент Буллмер. Без ведома Нила, его озлобленная невеста Джейн МакКерроу разрушила его чемодан в JFK и последовала за ним в Рим. За несколько часов до прибытия Нила, молодая воришка Эльза Манни убита бритвой невидимым атакавшим. Детектив Германи и инспектор Альтиери допрашивают Нила, потому что рот Эльзы был забит страницами Тенебры. Нил получает анонимное письмо, которое Германи считает прелюдией к надвигающейся серии убийств.

Далее фильм перемежается видениями, мучающим невидимого человека. Предполагается, что это ретроспективные кадры, в которых представлена ​​молодая женщина, флиртующая с использованием молодыми мужчинами на пляже. Один из них бьет ее, а затем преследуют и удерживают другие, пока она пинает и орально насилует его красными туфлями на высоком каблуке. Позже кадры POV воспоминания показывают, как он зарезал ее в отместку.

настоящее время следуют новые убийства и письмо подтверждающие предсказание Германи. Лесбиянка дом журналистка и знакомая Нила Тильда убита в своем вместе со своей возлюбленной Марион. Мария Альборетто, дочь домовладельца Нила, убита с топором после того, как наткнулась на логово убийцы. Рецензент телекниги Кристиано Берти демонстрирует сильную фиксацию на работе Нила, а также фанатичное ханжество, подобное письмам убийцы. Следуя этой догадке и тому факту, что Марии было найдено в районе Берти, Нил и его молодой помощник Джанни шпионят за Берти, который сжигает фотографии и файлы, идентифицирующие его как убийцу. Джанни видит, как Берти кому-то говорит: «Я убил их всех!» и его голова была расколота топором, но он не может видеть убийцу. Он находит Нила без сознания на лужайке, и они бегут с места происшествия.

Нил занимается сексом с Энн той ночью, впервые за их шестилетнее знакомство. После того, как Нил покидает офис Буллмера на следующее утро, его невеста Джейн выходит из соседней комнаты и оказывается любовницей Буллмера. Германи вызывает Нила на место преступления Берти после того, как обнаруживает одержимость Берти им, но не знает сожженных улик. Таким образом, он считает, что убийца все еще на свободе, и его утешает намерение Нила покинуть Рим. Джейн получает в подарок красные туфли, похожие на те, которые распространены в приморских воспоминаниях. Буллмера зарезают на городской площади в ожидании Джейн, которая становится свидетелем последствий и убегает. Вечером самолет Нила вылетает в Париж.

Между тем, Джанни не дает покоя значению того, что он видел в доме Берти. Он туда и понимает, что последние слова, свидетельствующие о самом себе, подразумевают двух убийц. Прежде чем Джанни успевает поделиться этой подробностью с кем-либо, его забивают в машине. Обезумевшая Джейн зовет Энн к себе домой и ждет на кухне с пистолетом. Топор разбивает окно и отрубает ей предплечье. Кровь брызжет на стены, и Джейн падает на пол, где ее добивают несколько ударов. Входит инспектор Альтиери, которого тоже убивают, после чего выясняется, что убийца - Нил. Вскоре после этого прибывают Германи и Энн. Под прицелом Германи Нил молча признается в убийстве Берти и всех, кто идет за ним, затем перерезает себе горло.

Германи сообщает об инциденте по радио и успокаивает Анну. Окончание объяснение обретает формульное. Воспоминания об убийстве подростка принадлежали Нилу. Садистские убийства Берти открыли в Ниле подавленное воспоминание, а именно убийство девушки, которая унижала его в юности в Род-Айленде. Воспоминание воспламенило ранее подавленную жажду крови Нила, сводя его с ума. Это также подпитывало его план по устранению Джейн и Булл, о чьей связи он знал, поддерживая видимость того, что первоначальный убийца убил Берти и все еще меры. Остается только гадать, уничтожил ли Берти свои файлы с убийствами по секретному Нила или спонтанно.

Германи возвращается внутрь и убит Нилом, который инсценировал свою смерть. Нил ждет возвращения Энн; когда она открывает дверь, она случайно опрокидывает металлическую скульптуру, которая пронзает и убивает Нила. Охваченная ужасом Энн стоит под дождем и кричит.

Анализ

Влияния

По словам историка кино и критика Билла Уоррена, Тенебра является типичным примером жанра фильма Джалло: «визуально очень стильный, с творческой, иногда потрясающей кинематографией ", он представляет" загадочные, ужасные убийства, часто в живописных местах; в конце убийцы раскрываются в сцене, предназначенной для ужаса и удивления ". Эти повествовательные и визуальные стратегии были введены за много лет до того, как Ардженто сделал свой первый триллер, 1970-е годы Птица с хрустальным оперением - Большинство критиков на указывает Марио Бава Девушка, которая Слишком много знал (1963) как оригинальный джалло.

К тому времени, когда Ардженто создал Тенебру, он стал признанным мастером отсылает к его собственному прошлому, что почувствовал себя достаточно уверенно, заявил на «безрассудный водительский юмор» из «Кот девятихвостого» (1971) и на героя из «Птицы» Сцена, в которой персонаж Вероники Ларио, Джейн, возвращается домой, напрямую заявляется на «Птицу с хрустальным оперением» с ее большим скульптурой в холле.

Уоррен и Алан Джонс цитируют сцену где персонаж убит на городской площади, как напоминание о работе Альфреда Хичкока ; Росток согласен с тем, что редактирование выполняется в стиле Хичкока, в то время как на освещение больше влияет Микеланджело Антониони. Кинокритик и автор Мейтленд МакДонах утверждает, что влияние Ардженто на Тенебру было гораздо шире, чем просто его собственные фильмы или предыдущие итальянские триллеры. Она сильное повествование называет фильм «самых параноидальных эксцессов нуара ». МакДонах предполагает, что Фриц Ланг Без разумных сомнений (1956) («в котором человек, осужденный за убийство по ложным уликам... фактически виновен в убийстве») и « Черный ангел »Роя Уильяма Нила (1946) (« в котором человек пытается оправдать подозреваемого в убийстве, делает это ценой того, что узнает, что он сам является убийцей ») оба используют такой схожий поворот сюжета с Тенеброй, что Ардженто, возможно, использовал их в качестве частичных моделей для своей истории.

Ким Ньюман и Алан Джонс предполагают, что загадки Артура Конан Дойля, Рекс Стаут и Агата Кристи оказали очевидное влияние на Тенебру, и на всего фильма есть много ссылок на этих авторов. Одним из примеров является использование цитаты из Шерлока Холмса в романе Конан Дойля Знак четырех (1890 г.): «Как часто я говорил вам это, когда вы устранили невозможное, все, что остается, каким бы невероятным оно ни было, должно быть правдой? Другая ссылка - это нападение собаки: как нечто вроде non sequitur, сцена, по мнению Ньюмана, является вероятным намеком на «Собаку Баскервилей» Конан Дойля (1901 –1902). Образы в воспоминаниях на пляже отсылают к американскому детективному фильму Внезапно, прошлым летом (1959), особенно в сцене, когда Ева Робин в белом одевается, стоя на коленях на песке, что является прямым ссылкой на Элизабет Тейлор. в этом фильме.

Темы

Критики определили различные основные темы в Тенебре. В интервью, взятых во время съемок фильма, обычно несколько сдержанный Ардженто откровенно высказывался о тематическом содержании фильма. Как выразился биограф Мейтленд МакДонах в книге «Разбитые зеркала: темные сны» Дарио Ардженто, «Ардженто никогда не был более ясным и / /. или аналитическим, чем он был в отношении Тенебры ». оуп считает, что фильм лишен классической повествовательной прогрессии, и заявляет, что у персонажей «отсутствует повествовательная функция или цель, они существуют только для того, чтобы быть убитыми зрелищным образом, их смерть практически не продвигает повествование. Эффект, кажется бы, забывают или активно игнорируют ". По словам Джеймса Грейси, автора книги о творчестве Ардженто, вместе с Тенеброй Ардженто, исследуются некоторые из его наиболее часто повторяющихся тем и забот, таких как фрейдистская психология, сексуальные девиации, подавляемые травмы, вуайеризм, зрительские симпатии и фетишизация насилия и смерти. "Вода часто визуально ассоциируется с Нилом. Почти во всех его сценах его появление сопровождается или сопровождается выстрелом воды. Позже это устройство неоднократно использовалось как ключ к разгадке личности убийцы - самого Нила.

Темные двойники

Файл: Giermani to Neal.ogv Воспроизвести медиа Разоблачение Питера Нила, стоящего за детективом Джермани, подчеркивает тему Ардженто о «темноте». двойники », при этом в фильме постоянно дублируются или отражаются объекты, места, события и персонажи. Эта сцена - одна из многих, в которых персонаж настраивается на ее визуальном, так и на повествовательном уровне. Момент также является одним из самых стилистически влиятельных для Тенебры; Раскрытие убийцы - ранее вырисовываемое другим - было скопировано и покрыто во многих триллерах, в том числе Брайана Де Пальмы Восстание Каина (1992).

Согласно Эксперт по Ардженто Томас Росток, Тенебра наполнен рифмованными образами, которые связаны с исследованием в фильме «двух активных убийц» с использованием двойников, инверсий, отражений и «переотражений». У каждого главного персонажа есть как минимум один двойник, и тема распространяется на объекты, локации, действия и события - большие и второстепенные. Дублирование включает или отображение инцидентов и объектов в себе телефонные будки, самолеты, бездомных, бессмысленные публичные драки на заднем плане, автомобильные аварии, пишущие машинки (прямо бок о бок), ключи, носовой платок, руки, застрявшие в дверях, и персонажей. самого себя. Росток приводит несколько сцен, где персонажи оказываются в кадре со своими двойниками - одна из них - первая встреча Питера Нила и Анны с детективами Джермани и Алтьери. МакДонах отмечает, что Ардженто подчеркивает двойственность между Нилом и Германи: «Германи... создан, чтобы отражать Нилом, когда Нил присваивает себе роль следователя... детектив / писатель и писатель / детектив каждый принижает свою вторую половину, как будто унизив это. МакДонах также отмечает, что, вероятно, в самом сильном шоке фильма, фактически заменяя его на экран «в кадре, который схематично логичен и фактически заставляет Германи« уйти ». Ранее Нил убил женщину, которая, к удивлению его и публики, была не Энн, а Альтиери, Сама Тенебра почти точно разделена на две части.. Убийства Берти с помощью бритвы носят клинический характер, с «сохраняющейся сексуальной агрессивностью», тогда как убийства Нила (с топором) являются преступниками на почве аффекта, совершенным и по личным причинам или по необходимости; они быстрые и точные.

Кевин Лайонс замечает: «Сюжет вращается вокруг дерзкого и весьма неожиданного переноса вины с маниакальными убийцами (о котором мы узнаем очень мало, что само по себе необычно для Ардженто) в высшей степени симпатичный герой, несомненно, самый смелый ход» в фильме ». Отмечая, что устройство «поразительно», МакДонах отмечает, что эта передача происходит между двумя темными двойниками, которые являются сильно «искаженными» людьми. Она предлагает, чтобы «Нил и Берти... действовали как зеркала друг друга, искаженное отражение друга в искаженную пародию». Одержимость Берти беллетристикой Нила вынуждает его совершить убийство в знак уважения к писателю, в то время как Нил, кажется, думает, что его собственные насильственные действия - просто часть какой-то «тщательно продуманной беллетристики». Когда окровавленный Нил сталкивается с Германи сразу же после того, как убил множество людей, Нил кричит ему: «Это было похоже на книгу... книгу!»

Метафикшн

Момент, в котором переход первой половины фильма во вторую перемежается возрастающим количеством очков и панорамированием камеры до якобы бессмысленной точки отраженного света на орнаменте. По словам Ростока, смысл этого движения ясен: оно отмечает место, где заканчивается веселье Берти и начинается буйство Нила. Ардженто использует смещение фокуса, чтобы прокомментировать формирование самого фильма, до этого момента типичный, «клишированный и отдаленный» джалло. Нил, ранее пассивный, начинает контролировать то, что происходит в его собственной истории, более личной с «весом и смыслом». По словам Ростока, такая структура позволяет Ардженто в равной степени играть с повествованием, комментируя его, и все это без необходимости отклоняться от развития сюжета. По словам Кима Ньюмана, использование скульптуры в качестве оружия буквально делает одну из тем фильма: «искусство, которое убивает людей». Росток соглашается, говоря, что, поскольку фильм является комментарием к искусству, единственным оружием, которое может положить конец повествованию, является само искусство.

Согласно Грейси, многие сравнивали Ардженто с персонажем Питера Нила, предполагая, что он служит альтер-эго для директора. Грейси называет Тенебру «рефлексивным комментарием к более ранней работе [режиссера]». Сам режиссер увидел фильм в том же свете, заявив, что это была реакция на обвинения в том, что «[он] женоненавистник... преступник... убийца». Ардженто решил включить все эти аспекты своих предыдущих фильмов в Тенебру. Сцена, в которой женщина критикует книги главного героя как «сексистские», где «женщины-жертвы, шпионы, герои-мужчины [и] чушь мачо» перекликается с критикой собственных работ Ардженто. Ким Ньюман называет сцену противостояния «по сути автобиографической», и, опровергая эти обвинения, Ардженто сказал, что его фильмы были попыткой разобраться с его темной стороной, «дать ей слово». В частности, с Тенеброй он чувствовал, что шутит или играет со своими критиками, создавая прикрытие или загадочность о себе. Росток также считает, что Ардженто развлекается и вызывает такое восприятие. Ньюман соглашается с тем, что Ардженто использовал Тенебру, чтобы обратиться к своему собственному общественному имиджу, представлению о том, что тот, кто создает искусство, столь же «больное и извращенное», как его, сам должен быть больным и извращенным. Когда Тенебра раскрывает, что автор является убийцей, Ньюман утверждает, что Ардженто говорит: «А что, если бы я был?»

«Аберрантная» сексуальность

Как и во многих фильмах Ардженто, которые имеют тенденцию эротизировать убийство красивых женщин, гендер, сексуальность и власть - главные темы, выдвинутые на первый план в фильме.Художественный роман в фильме описывается как «о человеческих извращениях и их влиянии на общество». Мужские и женские сексуальные девиации - центральная тема, жертвами которых становятся сексуально раскрепощенные женщины - консервативный телеведущий Криштиану Берти - назвал «грязными, скользкими извращенцами». Первая жертва - воришка, занимающаяся беспорядочными связями, а следующие двое - репортер-лесбиянка и ее любовник-бисексуал. Берти убивает сравнительно нормальную Марию только потому, что она случайно обнаруживает его искаженное принуждение. Его «моральный крестовый поход» романом Нила и заслуживает доверия. Собственные мотивы Нила стать убийцей раскрываются в «Фрейдистских воспоминаниях». Как резюмировал МакДонах, эти воспоминания «раскрывают, как женоненавистничество, очевидное в его книгах, на самом деле проистекает из сексуального унижения со стороны красивой женщины в юности». МакДонах также отмечает, что Тенебра расширяет темы сексуальности и трансвестизма, которые можно найти в более ранних фильмах Ардженто: Птица с хрустальным оперением, Кот девятихвостого, Четыре мухи на сером бархате (1972) и Deep Red (1975), но считает, что «общая чувственность Тенебры отличает его от других джалли Ардженто». Она говорит, что сексуальное содержание и обильная нагота в фильме делает его «первый из фильмов Ардженто, в котором присутствует откровенно эротический аспект», и далее отмечает, что «Тенебра чревата свободно плавающей тревогой, которая носит сугубо сексуальный характер». Грейси отмечает, что в нескольких сценах смотрят прямо в камеру, что демонстрирует «озабоченность Ардженто вуайеризмом и зрелищем».

МакДонах отметил, что два сексуально заряженных воспоминания являются ключом к пониманию Тенебры. Эти отдельные, но связанные фрагменты воспоминаний повторяются на протяжении всего фильма, обычно сразу после сцены убийства. Хотя воспоминания никогда полностью не объясняются, в первом рассказывается о сексуальном унижении красивой молодой женщины (хотя и оральном изнасиловании) мальчика-подростка, предположительно Питера Нила. Во время этой первой сцены молодая женщина в основном обнажает молодого человека, засовывая ему в рот каблук одной из своих блестящих красных туфель, пока его удерживает группа радостных мальчиков на бледно-белом пляже. Во втором эпизании показано жестокое убийство женщины из мести некоторое время спустя. МакДонах отмечает, что все фетишистские образы этих воспоминаний в сочетании с садистскими деталями последовательностей в основном повествовании «задают параметры фетишистского и фетишизированного визуального словаря Тенебры, сформулированного как в ритуальных, так и в ритуальных терминах. оргиастически неконтролируемо... Питер Нил предается грехам плоти, и Тенебра упивается ими, приглашая зрителя присоединиться к ним; фактически, зритель осмеливается этого не делать. "

Нарушение зрения

Главные герои фильмов о джалло Ардженто почти всегда страдают каким-либо нарушением зрения. Это хроническая неспособность персонажей найти недостающие кусочки головоломки. Наиболее очевидным является слепой Франко Арно (Карл Малден ) из «Кота девяти хвостов», который должен использовать свое обостренное слуховое чутье в сочетании с визуальными подсказками, предоставленными ему его племянницей, «Птице с хрустальным оперением» Сэм Далмас (Тони Мусанте ) становится свидетелем попытки убийства, но признает полицию, что-то, кажется, «пропало»; как показывает неожиданный финал фильма, он «Deep Red» Маркус (Дэвид Хеммингс ) имеет схожую проблему, когда видит и не видит убийцу на месте п, ничего не «упустил», а просто неверно истолковал то, что происходило у него на глазах. реступления, и не осознает свою ошибку, пока не становится слишком поздно. Эта повторяющаяся тема, согласно Дугласу Э. Уинтеру, «создает мир опасности и обмана, где видеть - значит не поверить».

Фланаган отмечает, что в Тенебре Ардженто предлагает двух персонажей, которые страдают нарушением зрения. Джанни (Кристиан Борромео) - очевидец убийства с топором, но травма, полученная при виде убийства. Вернувшись на место преступления, он внезапно все смог рассказать кому-либо. Детектив по расследованию убийств Германи показывает, что он большой поклонник романов Агаты Кристи, Микки Спиллейна, Рекса Стаута и Эда Макбейна, но признает, что никогда не мог угадать личность убийцы ни в одной из книг. Точно так же он не может разгадать настоящую тайну, пока к его ногам не сложат последние трупы - он не может видеть Питера Нила таким, какой он есть на самом деле.

Вымышленный город

В появившемся интервью в Cinefantastique Ардженто отметил, что фильм задумывался как почти- научная фантастика, действие которого происходит «примерно на пять» или более лет в будущем... Тенебра происходит в мире, населенном меньшим несколькими людьми. люди, в результате остальные стали богаче и менее многолюдными. Что-то случилось, чтобы сделать это таким, но никто не помнит и не хочет вспоминать... Это совсем мой Бегущий по лезвию, конечно, но тем не менее шаг в мир завтрашнего дня. Если вы посмотрите фильм с этой точки зрения, он станет очень очевидным точки ». Позже Ардженто настаивал на том, что действие фильма происходит в воображаемом городе, на пятнадцать лет в будущем, и что городские жители пытались забыть катастрофу, вызванную взрывом атомной бомбы. Несмотря на заявление Ардженто, Мейтленд МакДонах заметил, что эта смутно-научно-фантастическая концепция «совсем не очевидна», и что в то время ни один критик не обратил внимание на основную футуристическую тему в своих обзорах театрального выхода фильма. Кинокритик и автор Ким Ньюман возразил, что, избегая более узнаваемого Рима в пользу пригородов, Ардженто удалось придать некоторым частям фильма почти футуристический блеск. Биограф Ардженто Алан Джонсился с тем, что намерение Ардженто действительно нашло отражение в этих сценах, и Ньюман Заявлено на экранное использование видеофона как попытка Ардженто link Тенебру в ближайшем будущем.

Отвергая эту тематическую озабоченность как неосуществленную Ардженто, МакДонах отметила, что результатом эксперимента режиссера стал странный «архитектурный ландшафт», который становится «ключевым элементом в отличии Тенебры от более ранних джалли Ардженто». Использование Ардженто необычного архитектурного и так называемого визуального «гиперреализма» создает к созданию пространства фальшивой среды. Воспользовавшись дополнительным комментарием режиссера: «... Он отмечает, что вымышленное пространство фильма не могло быть менее« реальным », с его« огромными безлюдными бульварами, площадью, которые выглядят как » не более чем пригородные американские торговые центры, массивные Баухауз многоквартирные дома, анонимные клубы и гаражи. Римский район EUR, где снималась большая часть Тенебры, был построен в рамках подготовки к Всемирной выставке 1942 года и предназначенный тогдашним премьер-министром Италии Бенито Муссолини празднование двадцати лет фашизма. Росток считает, что Ардженто использовал это место как попытка воплотить тему воображаемого города;

Производство

Предыстория <>Директор <15 район дает представление о будущем Риме, каким он мог бы выглядеть, если бы фашизм не пал. 3>Дарио Ардженто в 2014 году.

После завершения Инферно (1980), второй в запланированной им трилогии сверхъестественных фильмов ужасов Три матери, Ардженто, как ожидалось, сразу приступить к производству своей заключительной части. главу. Первый в трилогии, Суспирия (1977) превратился в режиссера в того, кого Алан Джонс назвал «суперзвездой ужасов», но «Инферно» оказался сложным продолжением. Ардженто заболел во время написания фильма, и его нездоровье продолжалось в съемках. Кроме того, отношения Ардженто сродюсером Inferno 20th Century Fox испортили режиссеру «политику Голливуда», поэтому, когда Inferno не был принят после выпуска, Ардженто отложил трилогию «Три матери». Inferno также провалилась в коммерческом плане. По словам Джеймса Грейси, Ардженто - под давлением и чувствуя «потребность снова бросить вызов ожиданиям» - вернулся к жанру джалло и начал работу над Тенеброй. Позже Ардженто сказала, что он хотел «снять на пленку кровавую поездку на американских горках, полную быстрых и яростных убийств» и что он «не должен сопротивляться тому [его] хардкорная публикация». Он добавил, что его также раздражало то, что за годы, прошедшие после его последнего джалло, очень много других режиссеров сняли фильмы, производные - и уступающие - его собственным жанрам работам.

Ардженто сказал, что Тенебра находился под левыми местами двумя печальными инцидентами, произошедшими в 1980 году. В перерыве в кинопроизводстве после неожиданного успеха Суспирии Ардженто проводил время в Лос-Анджелесе, где одержимый фанат неоднократно звонил ему, чтобы поговорить о влиянии Суспирии на него. По словам Ардженто, звонки начались довольно приятно, но вскоре стали более настойчивыми и окончательно угрожающими. Поклонник утверждал, что хотел «навредить Ардженто таким образом, чтобы отразить, насколько на него повлияла работа режиссера», и что, поскольку режиссер «разрушил свою жизнь», он, в свою очередь, хотел сильно разрушить жизнь Ардженто. Хотя угроза не повлекла за собой насилие, Ардженто сказал, что он нашел опыт по понятным причинам ужасающим и чувствовал себя неспособным писать. По совету продюсеров Ардженто сбежал в прибрежный город Санта-Моника, где почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы продолжить писать. Однако через несколько недель фанат нашел Ардженто и возобновил свои звонки, издав новые угрозы. Режиссер решил вернуться в Италию. Ардженто почувствовал, что нарастающий характер фанатов был симптомом этого города разбитых мечтаний »с его« знаменитыми сталкерами и бессмысленным преступлением ». Второй инцидент произошел во время пребывания Ардженто в The Beverly Hilton, где в вестибюле отеля был застрелен японский турист. Позже, услышав о стрельбе из проезжающего мимо местного кинотеатра, Ардженто размышлял о бессмысленности убийств: «Убивать напрасно - вот настоящий ужас современного дня... когда это совершенно отвратительно. в Тенебре ».

Кастинг

Ардженто, как сообщается, выступает за главную роль Питера Н Кристоферу Уокену, но в итоге перешел к Энтони Франсиоза. Ким Ньюман чувствовал, что кастинг Франсиозы был удачным, так как он мог привнести в роль больше, чем требовал от него сценарий. Он также считал, что если бы Уокен был выбран, было бы более очевидно, что он был убийцей. По словам Джонса и Дарьи Николоди, отношения между Франциозой и Ардженто были непростыми. Кроме того, Nicolodi и Argento были романтическими отношения в то время, но их отношения пострадали более спорную историю кредита во время съемок Suspiria. Поэтому Николоди согласился лишь ненадолго появиться в Тенебре. По ее собственным словам, первоначально она попросила небольшую роль Джейн МакКерроу, которая в конечном итоге досталась Веронике Ларио. По словам Алана Джонса, Николоди сыграла женщину на пляже в воспоминаниях Нила. Напротив, Томас Росток заявляет, что Николоди никогда не предназначался для этой роли, только Джейн. Трансгендерная актриса Евы Робин позже была нанята, чтобы сыграть женщину на пляже.

По часовой стрелке, слева вверху: Дарья Николоди, Энтони Франсиоза, Джон Штайнер, Джон Саксон

Когда американская актриса был нанят на роль Анны, бросившей учебу незадолго до начала основных съемок, Ардженто убедил Николоди взять на себя эту большую роль. Николоди обнаружил, что у Анны другая личность, чем ее собственная, и гораздо больше предпочел персонажей, которых она играла для Ардженто ранее, которые, по ее словам, были намного индивидуальнее, чем Анна. Она сказала, что для этой роли требуется мало энергии или воображения, но ей понравилась новизна роли ни убийцы, ни жертвы. Ньюман и Алан Джонс согласились, что у Николоди было очень мало персонажей, как было написано. Ньюман добавил, что это отсутствие характера распространяется на всех итальянцев в фильме, и что только американские персонажи обладают заметными личностями. Позже Николоди утверждал, что, хотя съемки начались достаточно хорошо, Ардженто разозлился, когда она и Франциоза сблизились из-за драматурга Теннесси Уильямса и их опыта в театре, что заставило режиссера убедиться, что их общие сцены «были тяжелым испытанием».. Напряженная атмосфера завершилась тем, что Ардженто, как сообщается, сказал Франциозе: «Оставь мою женщину в покое!» Николоди сказала, что она направила свое разочарование по поводу ситуации в последнюю сцену своего персонажа в фильме, где Энн стоит под дождем и постоянно кричит, продолжая в финальных титрах фильма. Ей было приказано немного кричать, но, зная, что это был последний день съемок и завершение ее последней сцены, Николоди кричал громко и долго, к большому удивлению Ардженто и съемочной группы. Николоди сказала, что эта сцена была для нее «катарсическим избавлением от всего кошмара».

Хотя «Тенебра» снималась в итальянской постановке, большинство актеров говорили свои диалоги на английском, чтобы увеличить шансы фильма на успех в Соединенных Штатах. Для отечественной аудитории фильм был дублирован на итальянский язык. Англоязычный дубляж сохранил естественные голоса Франциозы, Саксонии и Штайнера. Однако голос Николоди был озвучен Терезой Рассел, голос Джулиано Джеммы - Дэвидом Грэмом, а большинство женских голосов были озвучены Адриенн Пошта. Мишель Соави - частый соавтор Ардженто, второй помощник режиссера Тенебры, а затем и сам известный режиссер - действовал вместе с Робин во второй сцене воспоминаний. Другой сотрудник Ардженто, Фульвио Мингоцци, роль портье в отеле. Как и в нескольких других фильмах Ардженто, крупные планы рук убийцы в перчатках принадлежали самому Ардженто. В итальянском дубляже фильма Ардженто также озвучил вступительный голос, зачитывая вслух описания убийств из вымышленного романа Нила «Тенебра».

Съемки

Песчаные дюны на пляже, окруженные грубым кустарником. Первая сцена воспоминаний была снята на пляже Капокотта. к югу от Рима.

Съемки начались 3 мая 1982 года и длились десять недель, в основном в Риме. Ким Ньюман описал Рим Тенебры как непохожий на тот, который показывают по телевидению и в фильмах, без каких-либо обычных историй. Ньюман и Алан Джонсились, что это был осознанный выбор Ардженто, поскольку некоторые из его предыдущих фильмов использовали так много узнаваемой Италии. Сам Ардженто сказал, что хотел показать, что Италия - не просто музейный экспонат; Ньюман сказал, что это был способ Ардженто сказать: «Рим - динамичный город. Он современный ». Большая часть натурных съемок Тенебры проводилась в деловом и жилом районе Рима EUR. Первая сцена ретроспективного кадра сняла на Пляж Капокотта, к югу от города около Остии. Сцена кражи в магазине возле начала Тенебры была снята на месте в универмаге La Rinascente, недалеко от площади Пьяцца Фьюме. Смерть Буллмера на городской площади была застрелена в торговом районе под названием «Le Terrazze» в жилом районе Рима. Сцена, в которой убита дочь домовладельца Нила, была снята возле дома архитектора - и друга Ардженто - Сандро Петти, который переключился на студийные кадры для своего первого входа в дом и обратно в дом Петти для столкновения с убийствами. Сцена в начале фильма, где Нил садится на борт своего рейса в Рим, была снята в международном аэропорту Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке.

Джузеппе Бассан - частый сотрудник Ардженто - был Художник-постановщик фильма. Окрестности приобретают обесцвеченный, «беспощадный» вид: мраморные и каменные фасады, блестящие металлические скульптуры, стальные, водяные и стеклянные поверхности. Некоторые из внутренних снимков имеют простой белый фон, на котором носят одежду бледных оттенков - Лучше, как почувствовал Ньюман, противопоставить кровь, когда начнется насилие. Студийные сцены снимались в Риме, в отличие от предыдущих городских фильмов Ардженто, которые он снимал в Incir De Paolis. Он не мог использовать Элиоса, режиссер Микеланджело Антониони, с большим поклонником которого он был, в то время использовал студию для съемок Идентификация женщины (1982).. Разработкой и созданием спецэффектов Тенебра руководил Джованни Корридори, который вместе со своим братом Тонино в то время почти монополизировал спецэффекты в итальянской киноиндустрии. Сцена, в которой Джейн зарублена до смерти после отрезания руки, снималась около восьми раз. Ардженто не удовлетворил ни одного из одного из них, который использовался тип велосипедного насоса для распыления поддельной крови из «раны» на стене, поэтому режиссер приказал Корридори помест в камеру. Протез руки - решение, которое явно удовлетворило Ардженто.

Большая часть Тенебры происходит в дневное время или в сильно освещенных помещениях. За исключением финала и некоторых ночных сцен, весь фильм снят с ясным, холодным светом, проникающим в всю среду. Освещение и операторская работа, использованные в фильме Анджея Жулавского Possession (1981), повлияли на внешний вид фильма. Хотя тенебр (а) означает «тьма» или «тени» на латинском, Ардженто приказал кинематографисту Лучано Товоли использовать как можно больше яркого света. Режиссер планировал, что действие фильма будет происходить в ближайшем будущем, и хотел, чтобы освещение помогло создать «холодный, суровый и полуфутуристический вид». Ардженто объяснил, он считал «реалистичным способом освещения», используемым в телевизионных полицейских шоу. Режиссер объяснил, что он перенимает «современный стиль фотографии, сознательно порывая с наследием немецкого экспрессионизма. Сегодняшний свет - это свет неоновых ламп, фар и вездесущих вспышек... Забота о тенях казалась смешной для меня и более того, обнадеживающий ". Ардженто снимал полупустые улицы и магазины, где мог, в попытке отразить футуристическую обстановку, где катастрофа значительно увеличила Товоли присвоил обоим параметры 300 ASA, чтобы население его воображаемого города. Товоли использовал пленку Kodak 5247 (125 рейтинг скорости ASA ) для дневных сцен и Kodak 5293 (250 ASA) для ночной съемки. Контролируемое передержание негатива во время съемок, что способствует недоразвитию в лаборатории и меньшем потере цвета. (Конечная цель заключалась в том, чтобы были «кристально чистые», а ночные сцены были залиты светом.

Киновед Ричард Дайер выделяет несколько интеллектуальных устройств, используемых Ардженто при использовании фильма, отмечая, что интерполированные данные иногда перемежаются «таблетами таблеток и шумом» текущей воды ». Штеффен Хантке считает, что шоковые части фильма являются одними из «самых жестоких и стилизованных» в кино и демонстрируют некоторую степень сокращения абстрактного экспрессионизма. Киновед Леон Хант утверждает, что устройства и темы, использованные Ардженто при создании Тенебры, делают его таким же примером художественного кино, чем что-либо еще. Первоначальные убийства сняты в «стиле обрезанного монтажа», который, как позже первым, использует камеру убийства для записи сцены. Позже Джулиано Джемма сказал, что Ардженто создавал на съемочной площадке атмосферы импровизации. Некоторые из примеров, которые он привел, сцена, где его персонаж наклоняется, чтобы поднять с пола некоторые улики, только для того, чтобы показать, что Нил позади него идеально соответствует своему положению относительно камеры. Этот момент не был написан в сценарии, но был результатом того, что Ардженто заметил похожее телосложение актеров, когда они стояли один за другими перед ним.

Выстрел крана

«Выстрел крана... одним из самых запоминающихся моментов в кино... Кадр начинается за нижним окном квартиры, перемещается вверх к окну второго этажа, вверх и через крышу здания, вниз по другой стороне и к окну на противоположной стороне дома. Здание. Кадр длится две с половиной минуты, без пауз, рывков и разрезов. Если бы я застрял на необитаемом острове, я бы хотел увидеть этот кадр только для того, чтобы я мог посмотреть этот кадр.. Кадр выделяется еще больше с тем фактом, что использованная камера Luma [sic] была новинкой в ​​отрасли в то время, была громоздкой и не такой простой в использовании, как сейчас ».

- Патрик Макаллистер, 2004

Грейси указал на кинематографию фильма как "не что, как поразительное", и приводит конкретный пример, подчеркивающий "страсть Ардженто к техническомуству и дыханию". Под последним кадром в фильме Антониони Пассажир (1975), в котором Товоли также был кинематографистом, одним из главных декораций, представил сцену, Ардженто и Товоли использовал кран <. 78>Лума, чтобы снять несколько минут следящего кадра. Из-за чрезвычайной длины следящего инцидента последней сложной и сложной частичной обработки сделал это требуется построить лабиринт строительных лесов вокруг дома. За два дубля, но настоял на съемках еще десяти. Сцена, которая на экране длится две с половиной минуты, снималась за три дня. Это был первый раз, когда кран Louma использовался в итальянском производстве; сам кран пришлось привезти из Франции., камера выполняет «воздушную гимнастику», масштабируя дом «за один плавный кадр, перемещаясь по стенам, крышам и заглядывая в окна, - в декорациях, которые легко демонст» рируют проницаемость, казалось бы, безопасного дома ». Ньюман и Джонс сказали, что, хотя этот тип снимка стал обычным явлением позже, в то время он был «поистине революционным» в том, как камера, казалось, ползла по стенам и вверх по зданию - не совсем с точки зрения убийцы. Патрик Макаллистер из Scifilm сказал, что этот эпизод следует считать «одним из самых запоминающихся моментов в кино». По словам Макаллистера, дистрибьютор Тенебры умолял Ардженто сократить сбой, потому что это было «бессмысленно». Ньюман и Джонс согласились, что этот кадр ничего не добавил к сюуу фильма, но назвал его «бессмысленно блестящим».

Название

Некоторые европейские рекламные материалы для фильма, в том числе плакаты и наборы лобби-карт, рекламировал фильм как «Тенебре», и в выпуске DVD «Анкор Бэй» 1999 года используется то же название. Однако на самом принте, во время вступительных титров, название явно «Тенебра». Кроме того, название последней книги Нила в фильме показано крупным планом как «Тенебра». В длинном интервью с Ардженто, проведенном Мартином Коксхедом, которое появилось в двух выпусках Фангория в 1983 и 1984 годах, название всегда упоминалось как «Тенебра». На начальном этапе производства назывался «Под глазами убийцы», что позже было использовано в одном из слоганов плаката. В Японии фильм был выпущен как Shadows, а в США он получил название Unsane в своем первоначальном - сильно отредактированном - воплощении.

Саундтрек
A figure with dark hair and wearing a white shirt prone in a pool of blood. Above, "TENEBRE". Обложка компакт-диска Tenebrae

Итальянская рок-группа Гоблин предоставил музыку для двух предыдущих фильмов Ардженто, Deep Red (1975) и Suspiria (1977), но режиссер нанял английского композитора Кита Эмерсона для своего набега за пределы поджанра giallo., Ад 1980-х. Гоблин распался в том же году, но в 1982 году Ардженто попросил трех бывших участников группы - Клаудио Симонетти, Фабио Пигнателли и Массимо Моранте - работать над Tenebrae.. Благодаря их совместной истории, Симонетти становится целесообразным, чтобы в фильме были задействованы основные участники Гоблина. Получившаяся в результате синтезированная партитура была приписана "Симонетти-Пигнателли-Моранте", так как бывший барабанщик Goblin владел правами на использование названия группы.

Музыка Тенебры сильно отличается от партитуры группа ранее продюсировала для Ардженто. В начале 1980-х Симонетти экспериментировал с танцевальной музыкой, и он выбрал более электронное звучание для Тенебры. Симонетти охарактеризовал музыку как гибрид электроники и рока, в которой основная тема включает элементы диско. Так что учесть предпочтение Ардженто длинных дублей не составит труда. Симонетти, Пиньятелли и Моранте постарались сыграть каждую песню в течение 3-4 минут. Для записи партитуры Симонетти использовал синтезаторы Roland Jupiter-8, Roland Vocoder Plus и Minimoog, а также фортепиано, электрическое пианино и Драм-машина Oberheim DMX, драм-машина Roland TR-808 и музыкальный секвенсор Roland MC-4. Пиньятелли играл на басу и на безладовой гитаре, а Моранте играл на электрической и акустической гитаре.

Хотя саундтрек не так популярен, как более ранние записи Гоблина для Deep Red, Suspiria, или Рассвет мертвецов (1978), Тим Лукас чувствовал, что это «... настолько слилось тканью картины, что Тенебру можно было бы назвать... giallo musicale; то есть джалло, в котором саундтрек выходит за рамки простого аккомпанемента и занимает тот же уровень, что и действие и персонажи ». Сценаристы Дэвид Керекс и Дэвид Слейтер также одобрили музыку; писать, что фильм «изобилует захватывающими образами и потрясающей музыкой от бывших членов Гоблина». Симонетти посчитал, что счет хороший, но это был лишь «средний» успех. Тем не менее, он получил вторую волну жизни, когда его ремикшировали в клубах. Альбом был многократно переиздан во многих странах с момента его первого выпуска в 1982 году на итальянском лейбле Cinevox. Альбом также был выпущен на двойном LP, который включал полную музыку Гоблина в 2018 году.

Релиз

Первоначальный прием и цензура

Тенебра широко разошелся в кинотеатрах. Италия и континентальная Европа, в чем очень нуждался Ардженто после серьезных проблем с распространением своего предыдущего фильма «Инферно». Выпущено 27 октября 1982 г. | Тенебра добился скромного успеха в прокате в Италии и Европе, но не так хорошо, как некоторые из предыдущих фильмов Ардженто. В Италии Tenebrae был выпущен с рейтингом VM18, что означало, что его не могли видеть на законных основаниях лица моложе восемнадцати лет. Ардженто хотел получить рейтинг VM14, чтобы привлечь более молодую аудиторию и повысить шансы фильма на коммерческий успех. Тенебра показывает сцены женского гомосексуализма; Отношение к гомосексуализму в Италии в то время было довольно консервативным, и Ардженто сказал, что хочет «рассказать об этом свободно и открыто, без вмешательства и стыда». Рейтинг VM18 так считал, что это было результатом демонстрации сексуального разнообразия, насилия в фильме.

Almost identical to the poster shot, except the blood has been covered with a tied ribbon around the woman's neck. Рекламная кампания Лондонского метро заменила разрезанную шею красной лентой.

Одна из самых жестоких сцен в фильме показывает смерть бывшей жены Нила, Джейн (которую играет Вероника Ларио ). Эта сцена больше всего пострадала от сокращений, когда фильм был впервые выпущен в Италии. В оригинальной сцене Джейн отрубили в локте; кровь брызжет из раны на белые стены, пока персонаж не упадет на пол. После споров между Ардженто и итальянскими цензорами (в то время это была сцена судейская коллегия), сцена сначала была обрезана: от «огромных» брызг до маленьких, а еще меньших. Для телевизионных повторов сцена вырезана почти до нуля в 1990-х, когда Ларио женился на будущем премьер-министре Италии Сильвио Берлускони. По словам Алана Джонса, Берлускони «не хотел, чтобы публикация увидела [Ларио] столь явно убитым, даже если это было в фильме главного эксперта по ужасам его страны». В течение нескольких лет в Италии нельзя было увидеть по телевизору версию без цензуры на законных основаниях, так как гравюры вообще изъяли. Более поздний выпуск DVD действительно стал доступной, с восстановленной сценой.

В среднем убийстве происходит каждые десять минут, Тенебра считается одним из самых кровавых фильмов Ардженто. В Соединенном Королевстве Британский совет по классификации фильмов перед выходом на экраны 19 мая 1983 года исключил из фильма секунд «сексуального насилия». Рекламная кампания Тенебры состояла из плакатов и звукового сопровождения. на рукаве изображена женщина с перерезанным горлом, из раны капает кровь. По словам Джонса, который работал на дистрибьютора Tenebrae, в Великобритании плакаты пришлось отозвать после того, как лондонское метро отказалось их размещать. Были выпущены новые плакаты, на которых изображение раны и крови заменено красной лентой. Аналогичное изменение было внесено и в обложку саундтрека.

В США фильм оставался незамеченным до 1984 года, когда Bedford Entertainment ненадолго выпустила сильно отредактированную версию под названием Unsane. Он был примерно на десять минут короче, чем европейский релиз, и в нем отсутствовало почти все насилие в фильме, что фактически делало многие сцены непонятными. Кроме того, были вырезаны изображения, которые накладываются на персонажи и их отношения, которые затрудняло повествование фильма. Эта версия Тенебры получила почти единогласные отрицательные отзывы.

Домашние СМИ и список "видео неприятностей"

Тенебра была выпущена на домашних СМИ для многих различных версий на многих территориях. В 1983 году, когда издание VHS было выпущено в Соединенном Королевстве, оно длилось около четырех секунд. Однако вскоре фильм оказался включенным в список из тридцати девяти так называемых «видео-гадостей », которые были успешно преследованы и запрещены к продаже в видеомагазинах Великобритании в соответствии с Законом о записисях 1984 года. Считавшиеся вредными для аудитории "видеопротивные видео" подверглись резкой критике за их агрессивное содержание со стороны прессы, социальных комментаторов и различных религиозных организаций. В 2011 году Томас Росток высказал предположение, что в этом частично виновато более высокое, чем, количество убийств для фильма в Ардженто, в то время как Джеймс Грейси обычно считал, что это, возможно, «очень сексуализированное представление его жестокого содержания». Он: «Из всех названий, помещенных в неприятный список видео, Тенебра, пожалуй, наиболее непонятым и не заслуживающим того мрачного статуса, который он приобрел благодаря своей связи со всем фиа». Ким Ньюман согласился с тем, что репутация Тенебры как «мерзкого видео» была необоснованной, заявив, что ни одна из смертей на уровне не была такая кровавой или затяжной, как в предыдущих фильмах Ардженто. Он также считал, что в конце концов будут помнить по достоинству, а не как часть списка "мерзостей видео". Тем не менее, запрет продлился до 1999 года, когда Тенебра был официально выпущен на видеопленку с удалением одной секунды отснятого материала в дополнение к ранее подвергнутым цензуре пяти. В 2003 году BBFC реклассифицировал фильм и передал его без сокращений. В Германии выпуск был сильно сокращен и, как сообщается, был конфискован властями.

С тех пор фильм был выпущен на DVD в США, в основном неразрезанный, за исключением примерно двадцати секунд постороннего материала. Первоначальный выпуск DVD Тенебры получил в марте 1999 года от Anchor Bay Entertainment с переизданием в мае 2008 года. Релиз Anchor Bay, хотя и представленный как «неразрезанный», не был полностью восстановленной версией фильма. В немецком выпуске DVD Raptor также не хватало примерно полутора секунд материала. В июне 2011 года Arrow Films выпустили специальное издание на DVD, но, хотя качество изображения было намного лучше, чем в предыдущих выпусках DVD, эта версия подверглась «жесткой критике» за то, что в ней была перенесена передача фильма, которая была видна. шум и «искаженный звук». В 2013 году Arrow выпустила версию Blu-ray, в которой исправлены проблемы со звуком и видео. Дополнительные исправления были внесены в перенос и выпущены Synapse Films в 2016 году в виде стальной книги ограниченным тиражом 3000 экземпляров. Релизы DVD и Blu-ray «Стрелка и Synapse» являются «полностью неразрезанными».

Более поздний прием

«Тенебра» стал одним из лучших фильмов Ардженто многими фанатами и критиками. это его последний великий фильм. AllMovie называет этот фильм «одним из лучших триллеров Дарио Ардженто». В своей книге 1994 года о режиссере «Разбитые зеркала / Разбитые умы: Темные мечты Дарио Ардженто» Мейтленд МакДонах утверждает, что Тенебра «во многих отношениях... лучший фильм, который когда-либо делал Ардженто». Ричард Дайер, пишущий для Directory of World Cinema: Italy, описывает фильм как «дразнилку», которая, «возможно, является апофеозом одного из основных удовольствий детективной фантастики: быть обманутым, заблуждающимся, ведущим в сад. путь". Дайер считает, что в фильме используется непревзойденная степень освещения. Эд Гонсалес из Slant Magazine сказал, что Тенебра «является захватывающей защитой авторской теории, созревшей с саморефлексивным дискурсом и различными моральными конфликтами. Это одновременно захватывающий фильм ужасов и худший кошмар архитектора». Кейт Фиппс из A.V. Клуб отметил: «... Ардженто делает некоторые замечания о пересечении искусства, реальности и личности, но потрясающие декорации, созданные режиссером, представленные здесь в полностью отреставрированной версии, дают реальную причину для просмотра». Альмар Хафлидасон в обзоре для BBC Online высказал мнение: «Садистски красивый и злобно захватывающий, добро пожаловать в настоящий ужас с шокирующе безжалостной Тенеброй Дарио Ардженто». Тим Лукас в Video Watchdog сказал: «Хотя это в некотором смысле так же искусственно и преднамеренно, как триллер Де Пальмы, Тенебра содержит более симпатичных персонажей, правдоподобн ые отношения и больший упор на эротику, чем можно найти в любой другой фильм Ардженто ". Гордон Салливан из DVD Verdict написал: «Тенебре - настоящий джалло в традициях старой школы. Возможно, он был снят в 1982 году, но он исходит прямо из традиции 70-х. есть все обычные подозреваемые, в том числе писатель для главного героя, множество точек зрения на камеру убийцы, несколько безумных убийств и примерно семьдесят два поворота, прежде чем все будет раскрыто... Для поклонников более раннего джалло Ардженто, это обязательно нужно увидеть. "

Не вся критическая реакция на Тенебру в последнее время была положительной. Джефф Эндрю из Time Out подумал, что фильм «неприятен даже по современным стандартам ужасов». Джон Кеннет Мьюир, автор фильмов ужасов 1980-х годов, считает, что этот фильм намного уступает «Суспирии», но признает, что он был настолько «беспощадно кровавым», что оправдал свое название в США «Неразумным». Джон Вили Мартин, хотя и оценивал фильм как «технически гипнотический», чувствовал, что тематически это был «разочаровывающе ретроградный шаг» для Ардженто. Кристофер Налл из Filmcritic.com назвал его «кровавый, но не особенно эффективный фильм ужасов Ардженто», в то время как Деннис Шварц из Ozus 'World Movie Reviews назвал его «мусором». Гэри Джонсон, редактор Images, жаловался: «В Тенебре не так уж много смысла. Сюжет становится не более чем предлогом для Ардженто инсценировать убийства. И это одни из самых кровавых убийств в карьере Ардженто». В 2004 году Ти м Лукас переоценил фильм и обнаружил, что его прежний энтузиазм значительно угас, отметив, что «Тенебре начинает страдать от дешевой 16-миллиметровой мягкости кинематографа Лучано Товоли, его иногда чрезмерно раскадрованного насилия. (первые два убийства, в частности, выглядят неестественно), множество сбивающих с толку логических ошибок... и преувеличенная игра многих актеров-женщин ".

Наследие

Близится к концу из цикла джалло, Тенебра, похоже, не был таким влиятельным, как ранние фильмы Ардженто. Дуглас Э. Уинтер, однако, заметил, что последовательность журавлей Тенебры Лума была стилистически влиятельной, указывая на ее использование в Брайане Де Пальма Неприкасаемые (1987). Кроме того, ближе к концу фильма, когда Нил предположительно мертв, камера прямо смотрит на детектива Германи. Когда он наклоняется, чтобы поднять с пола некоторые улики, оказывается, что Нил стоит позади него, их силуэты идеально совпадают в кадре. Алан Джонс назвал Тенебру первым фильмом, в котором использовался этот особый тип блокировки камеры, и полагает, что более поздние создатели фильма намеренно копировали его и ссылались на него. Одним из таких примеров, который обсуждается как непр изнанная «кража» у Тенебры, является «неожиданное открытие» Де Пальмы Джона Литгоу, стоящего за жертвой в Воскрешение Каина (1992). В фильме Роберта Земекиса Что скрывается (2000) также есть похожий момент, хотя Земекис отрицает знакомство с итальянскими фильмами.

Последняя сцена смерти в Тенебре, где находится Нил. случайно пронзенный скульптурой - это прямо упоминается в Хичкоковской тайне убийства Кеннета Брана Снова мертвый (1991). Ким Ньюман утверждает, что фильм Брана настолько полностью имитирует последовательность - с Дереком Джейкоби, пронзенным скульптурой, - что Брана, должно быть, намеренно включил ссылку. Следующий момент, когда Николоди постоянно кричит под дождем, был назван Асией Ардженто (дочерью Николоди с Дарио Ардженто) как момент, который вдохновил ее стать актрисой.

См. Также
Ссылки

Сноски

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 13:17:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте