Шерлок Холмс | |
---|---|
персонаж Шерлока Холмса | |
Шерлок Холмс в иллюстрация 1904 года Сидни Пэджета | |
Первое появление | Этюд в багровых тонах |
Автор | сэр Артур Конан Дойл |
Информация о вселенной | |
Пол | Мужчина |
Род занятий | Детектив-консультант |
Семья | Майкрофт Холмс (брат) |
Национальность | Британец |
Шерлок Холмс (или ) - вымышленный частный детектив, созданный британским писателем сэром Артуром Конан Дойлем. Ссылаясь в рассказах «детективом-консультантом», Холмс известен своими навыками наблюдения, дедукции, криминалистики и логических рассуждений, граничащих с фантастикой, которую он используется при расследовании дел для широкого круга клиентов, включая Скотланд-Ярд.
Впервые появившийся в печати в 1887 году Этюд алым цветом, популярность персонажа стала широко распространяться с появлением первой серии рассказов в The Strand Magazine, начиная с «Скандал в Богемии » в 1891 году; с тех пор и до 1927 г. появились дополнительные рассказы, в итоге всего четыре романа и 56 рассказов. Действие всех, кроме одного, происходит в викторианской или эдвардианской эпохе, примерно между 1880 и 1914 годами. Большинство из них рассказаны персонажем друга и биографа Холмса доктором. Джон Х. Уотсон, который обычно сопровождает Холмса во время его расследований и часто делит с ним кварталы по адресу 221B Baker Street, Лондон, где начинаются многие истории.
Хотя Шерлок Холмс не первый вымышленный детектив, он, пожалуй, самый известный. К 1990-м годам было уже более 25 000 инсценировок, фильмов, телевизионных постановок и публикаций с участием детектива, и в Книге рекордов Гиннеса он указан как самый изображаемый литературный персонаж в истории кино и телевидения. Популярность и известность Холмса таковы, что многие считали его не вымышленным персонажем, а реальным человеком; многочисленные литературные и фанатские общества были основаны этим предлогом. Заядлые читатели рассказов о Холмсе помогли создать современную практику фэндома. Персонаж и рассказы оказали глубокое и продолжительное влияние на мистическое письмо и массовую культуру в целом, с оригинальными рассказами, а также тысячами , написанными другими авторами, кроме Конана. Дойл был адаптирован для работы на сцене и на радио, телевидении, в фильмах, видеоиграх и других средствах массовой информации на протяжении более ста лет.
Эдгар Аллан По С. Огюст Дюпен обычно считается первым детективом в художественной литературе и послужил прототипом для многих более поздних персонажей, включая Холмса. Конан Дойль однажды написал: «Каждая [детективная история По] является корнем, из которого выросла вся литература... Где была детективная история, пока По не вдохнул в нее дыхание жизни?» Точно так же рассказы Эмиля Габорио Месье Лекока были чрезвычайно популярны в то время, когда Конан Дойль начал писать «Холмса», а речь и поведение Холмса иногда следовали таковым из Лекока. Холмс и Ватсон обсуждают Дюпена и Лекока в начале «Этюда в багровых тонах».
Конан Дойл неоднократно говорил, что Холмса вдохновляла реальная фигура Джозефа Белла, хирурга из больницы. Королевский лазарет Эдинбурга, с которым Конан Дойл познакомился в 1877 году и работал клерком. Как и Холмс, Белл был известен тем, что делал общие выводы на основе мельчайших наблюдений. Однако позже он написал Конан Дойлю: «Ты сам Шерлок Холмс и хорошо это знаешь». Сэр Генри Литтлджон, заведующий кафедрой Медицинской юриспруденции в Медицинской школе Эдинбургского университета, также упоминается как источник вдохновения для Холмса. Литтлджон, который также был полицейским хирургом и медицинским работником в Эдинбурге, предоставил Конан Дойлю связь между медицинским расследованием и раскрытием преступлений.
Были предложены и другие возможные источники вдохновения, хотя Дойл никогда не признавал их, например как Максимилиан Хеллер, французский писатель Генри Кавен. В этом романе 1871 года (за шестнадцать лет до первого появления Шерлока Холмса) Генри Кавен вообразил депрессивного, антиобщественного, курящего опиум эрудита детектива, действующего в Париже. Неизвестно, читал ли Конан Дойл роман, но он свободно владел французским. Точно так же Майкл Харрисон предположил, что немецкий самозваный «детектив-консультант» по имени Вальтер Шерер мог быть моделью для Холмса.
Подробностей о жизни Шерлока Холмса в рассказах Конан Дойля мало и часто расплывчатые. Тем не менее, упоминания о его молодости и расширенной семье рисуют нечеткую биографическую картину сыщика.
В указании возраста Холмса в «Его последний поклон » указывается год его рождения в 1854 году; история, действие которой происходит в августе 1914 года, описывает его как шестидесятилетнего. Его родители не упоминаются, хотя Холмс упоминает, что его «предки» были «деревенскими сквайрами ». В ««Приключение греческого переводчика », он утверждает, что его бабушка приходилась сестрой французскому художнику Верне, не уточняя, был ли это был Клод Жозеф, Карл или Гораций Верне. Брат Холмса Майкрофт, на семь лет старше его, является государственным чиновником. Майкрофт занимает уникальное положение государственной службы как своего рода человеческую базу данных по всем аспектам государственной политики. Шерлок описывает своего брата как более умного из двоих, но отмечает, что Майкрофт не интересуется физическими исследованиями, предпочитая проводить время в Клубе Диогена.
. Холмс говорит, что сначала он разработал свои методы дедукции как бакалавриат; его самые ранние случаи, которыми он занимался как любитель, были получены от сокурсников по университету. Встреча с отцом одноклассника подтолкнула его к тому, что детектирование стало профессией.
Финансовые трудности вынудили Холмса и доктора Ватсона жить вместе в одной комнате по адресу 221B Бейкер-стрит, Лондон. Их резиденция содержится в хозяйстве, миссис Хадсон. Холмс работает детективом в течение двадцати трех лет, а Ватсон помогал ему в течение семнадцати из этих лет. Большинство историй - фрейм-рассказы, написанные с точки зрения Уотсона, как краткое изложение самых важных идей детектива. интересные случаи. Холмс часто называет записи Ватсона о случаях Холмса сенсационными и популистскими, предполагая, что они не могут точно и объективно сообщить «науку» его ремесла:
Обнаружение является или должно быть точной наукой и должно рассматриваться таким же холодным и бесстрастным образом. Вы попытались окрасить его [Этюд в багровых тонах] с романтизм, который производит почти такой же эффект, как если бы вы проработали любовную историю или побег в пятом предложении Евклида.... Некоторые факты следует замалчивать или, по крайней мере, соблюдать справедливое чувство меры при обращении с ними. Единственный момент, заслуживающий упоминания, - это любопытное аналитическое рассуждение от следствий к причинам, с помощью которых мне удалось его разгадать.
Тем не менее, дружба Холмса с Ватсоном - его самые важные отношения. Когда Ватсон ранен пулей, хотя рана оказывается «весьма поверхностной», Ватсон тронут реакцией Холмса:
рана стоила; это стоило многих ран; познать всю глубину верности и любви, скрывающуюся за этой холодной маской. Ясные твердые глаза на мгновение потускнели, упругие губы задрожали. В первый и единственный раз я мельком увидел и большое сердце, и великий мозг. Все мои годы скромного, но целеустремленного служения завершились этим моментом откровения.
Клиенты Холмса варьируются от самых могущественных монархов и правительств Европы до богатых аристократов и промышленникам, обедневшим ростовщикам и гувернанткам. Он известен только в избранных профессиональных кругах в начале первой истории, но уже сотрудничает со Скотланд-Ярдом. Однако его постоянная работа и публикация рассказов Ватсона поднимают профиль Холмса, и он быстро становится известным как детектив; так много клиентов просят его помощи вместо (или в дополнение) к помощи полиции, что, как пишет Уотсон, к 1895 году Холмс имеет «огромную практику». Полиция за пределами Лондона обращается за помощью к Холмсу, если он находится поблизости. премьер-министр и король Богемии лично посещают Бейкер-стрит, 221В, чтобы попросить помощи у Холмса; президент Франции награждает его Почетным легионом за поимку убийцы; Король Скандинавии - клиент; и он как минимум дважды помогает Ватикану. Детектив несколько раз действует от имени британского правительства в вопросах национальной безопасности и отказывается от рыцарского звания «за услуги, которые, возможно, когда-нибудь будут описаны». Тем не менее, он не стремится активно прославиться и обычно довольствуется тем, что полиция получает признание за свою работу.
Первый набор рассказов о Холмсе был опубликован между 1887 и 1893 годами. Конан Дойл убил Холмса в последней битве с криминальным вдохновителем профессором Джеймсом Мориарти в «Последняя проблема »(опубликовано в 1893 году, но действие происходит в 1891 году), поскольку Конан Дойль считал, что« мою литературную энергию не следует направлять слишком много в одно русло ». Однако реакция публики очень удивила Дойла. Обеспокоенные читатели писали мучительные письма в The Strand Magazine, который пострадал от ужасного удара, когда 20 000 человек в знак протеста отменили подписку на журнал. Сам Конан Дойл получил множество писем с протестами, а одна женщина даже начала свое письмо со слов «Ты скотина». Легенда гласит, что лондонцы настолько обезумели, услышав известие о смерти Холмса, что носили черные нарукавные повязки в трауре, хотя нет никаких известных современных источников этого; Самое раннее известное упоминание о таких событиях относится к 1949 году. Однако зафиксированная общественная реакция на смерть Холмса была непохожа на что-либо ранее замеченное в вымышленных событиях.
После восьми лет сопротивления общественному давлению, Конан Дойл написал Собака Баскервилей (сериал в 1901–02, с неявной обстановкой до смерти Холмса). В 1903 году Конан Дойль написал «Приключение пустого дома »; действие происходит в 1894 году, Холмс снова появляется, объясняя ошеломленному Ватсону, что он инсценировал свою смерть, чтобы обмануть своих врагов. После «Приключений в пустом доме» Конан Дойл время от времени писал новые рассказы о Холмсе до 1927 года.
Шерлок Холмс синяя табличка в Восточном ДинеПоклонники Холмса относятся к периоду от 1891–1894 гг. - между его исчезновением и предполагаемой смертью в «Последней проблеме» и его повторным появлением в «Приключении пустого дома» - как Великий Хиатус. Самое раннее известное использование этого выражения относится к 1946 году.
В «Его последнем поклоне» читателю рассказывается, что Холмс удалился на небольшую ферму на Sussex Downs и занялся пчеловодством своим основным занятием. Датировка переезда не точная, но можно предположить, что это произошло не позднее 1904 года (поскольку он упоминается ретроспективно в «Приключении второго пятна », впервые опубликованном в том же году). В сюжете рассказывается, как Холмс и Ватсон выходят на пенсию, чтобы помочь британским военным усилиям. Только одно другое приключение, «Приключение Львиной гривы », происходит во время выхода детектива на пенсию.
. Ватсон описывает Холмса как« богемного »в своих привычках и образе жизни. «кошачья» любовь к личной чистоте, в то же время Холмс - эксцентричный, не уважающий современные стандарты опрятности и порядка. Ватсон описывает его как
в своих личных привычках одним из самые неопрятные люди, которые когда-либо доводили товарища по квартире до безумия. [Он] хранит свои сигары в ведре для угля, свой табак в носке персидской туфельки, а его оставшуюся без ответа переписку пронзает домкрат - нож в самый центр его деревянной каминной полки... Он ужасно боялся уничтожить документы... Таким образом, месяц за месяцем его бумаги накапливаются. до тех пор, пока каждый угол комнаты не был заполнен кипами рукописей, которые ни в коем случае нельзя было сжечь и которые не могли унести, кроме как их хозяин.
Хотя Холмс может быть бесстрастным и холодным, во время расследования он оживлен и возбудим. У него талант к зрелищности, часто скрывая свои методы и доказательства до последнего момента, чтобы произвести впечатление на наблюдателей). Его напарник оправдывает готовность детектива скрыть правду (или нарушить закон) от имени клиента - лгать полиции, утаивать улики или взламывать дома - когда он считает это морально оправданным.
За исключением этого Уотсона Холмс избегает случайных компаний. В «Глория Скотт» он говорит доктору, что за два года в колледже у него появился только один друг: «Я никогда не был очень общительным парнем, Ватсон... Я никогда особо не общался с людьми из мой год ".
Детектив обходится без еды во время интенсивной интеллектуальной деятельности, полагая, что" способности становятся улучшенными, когда вы морите их голодом ".
Иногда Холмс расслабляется под музыку, либо играя играть на скрипке или наслаждаться произведениями таких композиторов, как Вагнер и Пабло де Сарасате.
Холмс иногда употребляет наркотики, вызывающие привыкание, особенно в отсутствие возбуждающих случаев. Иногда он употреблял морфин, а иногда кокаин, последний из которых он вводил инъекционным путем. в семипроцентном растворе; оба препарата были разрешены в Англии в XIX веке. Как врач, Уотсон категорически не одобряет пристрастие своего друга к кокаину, называя его единственным приемом для детектива. порока, и озабочен его влиянием на психическое здоровье и интеллект Холмса. В «Приключении пропавшего три четверти » Уотсон говорит, что, хотя он «отучил» Холмса от наркотиков, детектив остается наркоманом, чья привычка «не мертв, а просто спать».
Уотсон и Холмс употребляют табак, курят сигареты, сигары и трубки. Хотя его летописец не считает курение Холмса пороком как таковым, Ватсон, врач, критикует детектива за создание «ядовитой атмосферы» в их замкнутых помещениях.
Холмс известен взимать с клиентов свои расходы и требовать вознаграждения, предлагаемого за решение проблемы, например, в «Приключения пятнистой ленты », «Лига красных голов » и « Приключение Берилловой короны ". В какой-то момент детектив заявляет, что «Мои профессиональные расходы установлены по фиксированной шкале. Я не меняю их, за исключением случаев, когда я их полностью перекладываю». В этом контексте клиент предлагает удвоить гонорар, и это подразумевает, что богатые клиенты обычно платят Холмсу больше, чем его стандартная ставка. В «Приключения Приоратской школы » Холмс зарабатывает 6000 фунтов стерлингов (в то время, когда годовые расходы на молодого специалиста составляли около 500 фунтов стерлингов). Однако Уотсон отмечает, что Холмс отказался бы помочь даже богатым и влиятельным, если бы их дела не интересовали его.
Как писал Конан Дойл Джозефу Беллу, «Холмс такой же бесчеловечен, как вычислительная машина Бэббиджа, и почти так же склонен влюбиться ". Холмс говорит о себе, что он «не искренний поклонник женщин», и что он считает «мотивы женщин... непостижимыми... Как вы можете опираться на такие зыбучие пески? Их самые тривиальные действия могут иметь огромное значение..... В Знаке четырех он говорит: «Женщинам никогда нельзя полностью доверять - не лучшим из них», - чувство, которое Уотсон отмечает как «ужасное чувство». В «Приключении» «Львиная грива», - пишет Холмс, «женщины редко привлекали меня, потому что мой мозг всегда управлял моим сердцем». В конце «Знака четырех» Холмс заявляет, что «любовь - это эмоциональная вещь, и что угодно эмоционально противопоставляется тому истинному, холодному разуму, который я ставлю превыше всего. Я никогда не должен жениться на себе, чтобы не предвзятого мнения ». В конечном счете, Холмс прямо заявляет, что« я никогда не любил ».
Но хотя Ватсон говорит, что детектив испытывает« отвращение к женщинам », он также отмечает У Холмса «особая снисходительность к [им]». Уотсон отмечает, что их домработница миссис Хадсон любит Холмса из-за его «замечательной мягкости и вежливости в отношениях с женщинами». Он не любил секс и не доверял ему, но он всегда был рыцарским противником ». Однако в« Приключении Чарльза Огастеса Милвертона »детектив вступает в бой под ложным предлогом, чтобы получить информацию о деле, бросив женщину, как только он получит необходимую информацию.
Ирэн Адлер - американская оперная певица и актриса на пенсии, которая появляется в фильме «Скандал» в Богемии ". Хотя это ее единственное появление, она - одна из немногих, кто превзошел Холмса в битве умов, и единственная женщина. По этой причине Адлер часто становится объектом стилизация письма. Начало истории описывает то высокое уважение, которое Холмс испытывает к ней:
Для Шерлока Холмса она всегда женщина. Я редко слышал, чтобы он упоминал ее под каким-либо другим именем. В его глазах она затмевает и преобладает над всем ее полом. Не то чтобы он испытывал какие-либо эмоции, родственные любви к Ирэн Адлер... И все же было лишь одно одна женщина для него, и эта женщина была покойной Ирэн Адлер, с сомнительной и сомнительной памятью.
За пять лет до событий истории Адлер имел краткую связь с наследным принцем Богемии Вильгельмом фон Ормштайном. Когда история начинается, принц обручен с другим. Опасаясь того, что брак будет расторгнут, если семья его невесты узнает об этом некорректном поведении в прошлом, Ормштейн нанимает Холмса, чтобы тот вернул себе фотографию Адлера и его самого. Адлер ускользает, прежде чем Холмс добивается успеха. В ее памяти сохранилась фотография Адлера, которую Холмс получил за участие в этом деле.
Вскоре после встречи с Холмсом в первом рассказе «Этюд в багровых тонах» (обычно Предполагается, что это 1881 год, хотя точная дата не указана), Уотсон оценивает способности детектива:
Последующие истории показывают, что ранняя оценка Уотсона была неполной в некоторых местах и неточной в других, как минимум из-за прошедшего времени. Несмотря на предполагаемое невежество Холмса в политике, в «Скандале в Богемии» он сразу узнает истинную личность замаскированного «графа фон Крамма». В конце «Этюда алым» Холмс демонстрирует знание латыни. Детектив цитирует Хафеза, Гете, а также письмо от Гюстава Флобера к Жорж Санд в оригинальный французский. В «Собаке Баскервилей» детектив узнает произведения Годфри Кнеллера и Джошуа Рейнольдса : «Ватсон не допустит, чтобы я знал что-либо об искусстве, но это просто зависть, поскольку наши мнения по этому поводу расходятся ". В «Приключении планов Брюса-Партингтона » Уотсон говорит, что «Холмс потерял себя в монографии, которую он предпринял по Полифоническим Мотетам из Лассуса ", которое считается" последним словом "по этому вопросу.
В« Этюде алым »Холмс утверждает, что не знает, что Земля вращается вокруг Солнца, поскольку такая информация не имеет отношения к егоработе; Услышав этот факт от Ватсона, он говорит, что попытается его забыть. Детектив считает, что ум имеет ограниченные возможности для хранения информации, изучение бесполезных вещей снижает способность узнавать полезные вещи. Более поздние рассказы отходят от этого понятия: в Долине страха он говорит: «Все знания пригодятся сыщику», а в «Приключении Львиной гривы» детектив называет себя «всеядный читатель со странно запоминающейся памятью на мелочи». Оглядываясь назад на развитие персонажа в 1912 году, Конан Дойл писал, что «в первом,« Этюде в багровых тонах », [Холмс] был простой вычислительной машиной, но мне пришлось сделать его более образованным человеком, когда я пошел.
Холмс - криптоаналитик, он говорит Ватсону, что «я довольно хорошо знаком со всеми формами секретного письма и сам являюсь пустой монографией по этому вопросу, в которой я анализирую сто шестьдесят отдельных шифров». Холмс также демонстрирует знание психологии в «Скандале в Богемии», соблазняя Ирен Адлер предать, где она спрятала, предположение, что женщина поспешит спасти свое самое ценное имущество от пожара. Другой пример - в «Приключении синего карбункула », где Холмс получает информацию от продавца, делая ставку: «Когда вы видите человека с бакенбардами того же покроя и розовым цветом кожи. « высовывается из его кармана, вы всегда можете вытянуть его, сделав ставку... Я осмелюсь предположить, что если бы я положил перед ним 100 фунтов, этот человек не дал бы мне такую полную информацию, которая была нарисована.
Мария Конникова указывает в интервью Д. Дж. Гроте, что Холмс практикует то, что называется сейчас внимательностью, концентрируясь на одном деле за раз
Холмс замечает одежду и отношение его клиентов и подозреваемых, отмечая следы на коже (например, татуировки), загрязнения (например, чернильные пятна или глина на ботинках), эмоциональное состояние и физическое состояние, чтобы установить их происхождение и недавнюю В рассказах можно увидеть, как Холмс применяет свой метод к таким предметам, как трости, трубки и шляпы.недавно промок и у него была «самая неуклюжая и беспечная служанка». Когда Ватсон спрашивает, откуда Холмс это знает, детектив отвечает:
Это сама простота... мои глаза говорят мне, что на внутренней стороне вашего левый башмак, в месте, где на него падает огонь, кожа имеет царапины на почти шесть параллельных разрезов. Очевидно, они были вызваны кем-то, кто очень небрежно соскреб по краям подошвы, чтобы удалить с нее корку грязи. Отсюда видите ли, мой двойной вывод о том, что вы были на улице в ужасную погоду и что у вас был особенно злобный образец лондонских рабов, разрезавший сапоги.
В первом рассказе о Холмсе, «Этюд в багровых тонах», доктор Ватсон сравнивает Холмса с С. Огюст Дюпен, вымышленный детектив Эдгара Аллана По, который использовал аналогичную методологию. Ссылаясь на эпизод из «Убийства на улице Морг », где Дюпен определяет, о чем думает его друг, несмотря на то, что они шли вместе в тиш четверть часа, Холмс замечает: «Эта его уловка врываться в мысли своего друга подходящим замечанием... действительно очень эффектно и поверхностно ". Не менее, позже Холмс тот же« трюк »с Ватсоном в« Картонная коробка »и« Приключение танцующих мужчин ".
Хотя в рассказах всегда включается интеллектуальный метод обнаружения Холмса как «дедукция », он в первую очередь полагается на похищение : выводя объяснение наблюдаемых деталей., - пишет он, - логик может сделать вывод возможность Atlantic или Niagara без того, чтобы видеть или слышать одно или другое ». Однако Холмс также использует дедуктивное мышление. Руководящим принципом детектива, как он говорит в «Знаке четырех» гласит: «Когда вывести невозможное состояние, каким бы невероятным оно ни было, должно быть правдой». Этот тип проблемных рассуждений был назван ошибкой Холмса или заблуждением Шерлока Холмса.
Несмотря на замечательные способности Холмса к рассуждению, Конан Дойль по-прежнему рисует его склонным к ошибкам в этом отношении (это центральная тема "Желтое лицо ").
Хотя Холмс славится своими способностями к рассуждению, его методика расследования в степени степени зависит от получения веских доказательств. Многие из техник, которые он использует в рассказах, в то время находились в зачаточном состоянии.
Детектив особенно опытен в анализе следов и других вещественных доказательств, включая скрытые отпечатки (такие как следы, отпечатки копыт, а также отпечатки обуви и шин) для идентификации на месте преступления; использование табачного пепла и окурков для потенциальных преступников; анализ почерка и графология ; сравнение машинописных писем для того подделки; использование остатков пороха для разоблачения двух убийц; и анализируя фрагменты человеческих останков, небольшие фрагменты выявить два убийства.
Из-за небольшого размера большей части его доказательств детектив часто использует увеличительное стекло на месте происшествия и оптический микроскоп на его квартире на Бейкер-стрит. Он использует аналитическую химию для анализа остатков крови и токсикологию для обнаружения ядов; Домашняя химическая лаборатория Холмса регистрируется в «Морском договоре ». Баллистика в «Приключении пустого дома», когда использованные пули восстанавливаются для сопоставления с предполагаемым орудием убийства. практика, которая стала регулярной полицейской процедуры только через пятнадцать лет после публикации статьи.
Лаура Дж. Снайдер изучила методы Холмса в контексте криминологии середины - конца XIX века, используя это, хотя иногда до того, как официальные следственные органы используются в то время, они основывались на методе методов и методов. Например, во времена Конан Дойля было предложено различать отпечатки пальцев, и хотя Холмс использовал отпечаток большого пальца для раскрытия преступления в «Приключении строителя Норвуда » (обычно считается, что действие происходит в 1895 году), История была опубликована в 1903 году, через два года после того, как открылось фото отпечатков пальцев Скотланд-Ярда. Тем не менее, Холмс вдохновил будущие поколения криминалистов мыслить научно и аналитически.
Холмс демонстрирует сильную склонность к действию и маскировке. В нескольких рассказах («Знак четырех », «Приключение Чарльза Августа Милвертона », «Человек с искривленной губой », «Приключение в пустом доме »и« Скандал в Богемии »), чтобы под прикрытием собирать доказательства, он использует маскировку, убедительную, что Уотсон не может его узнать. В других случаях («Приключение умирающего детектива » и «Скандал в Богемии ») Холмс симулирует травму или болезнь, чтобы обвинить виновных. В последней истории Уотсон говорит: «Сцена потеряла прекрасного актера... когда [Холмс] стал специалистом по преступлениям».
До прибытия Уотсона на Бейкер-стрит, Холмс в основном работал в одиночку, изредка нанимая агентов из низших слоев города. Среди этих агентов были самые разные информаторы, такие как Лэнгдейл Пайк, «справочник по всем вопросам социального скандала» и Шинвелл Джонсон, который действовал как «агент Холмса в огромном преступном мире Лондона» ». Холмса являются группой беспризорных детей, которую он назвал «Нерегулярные формирования Бейкер-Стрит ".
Холмс и Ватсон часто носят с собой пистолеты, чтобы противостоять преступникам - в случае Ватсона, его старое служебное оружие (вероятно, револьвер Адамса Mark III , выданный британским войскам в 1870-х годах). Холмс и Ватсон стреляют в одноименного собака в «Собаке Баскервилей» и в «Приключении пустого дома» Уотсон хлыст полковник Себастьян Моран. В «Проблема Торского моста ", Холмс использует револьвер Ватсона, чтобы раскрыть дело путем эксперимента. энт.
Как джентльмен, Холмс часто носит палку или трость. Ватсон описывает его как эксперта по singlestick и дважды использует свою трость в качестве оружия. В «Этюде в багровых тонах» Уотсон описывает Холмса как опытного фехтовальщика, а в «Гларии Скотт» детектив говорит, что он практиковал фехтование в университете. В нескольких рассказах («Случай идентичности », «Лига красных голов», «Приключение шести Наполеонов ») Холмс владеет хлыстом, описанный в последней истории как его «любимое оружие».
Детектив описывается (или демонстрируется) как обладающий физической силой выше среднего. В «Желтое лицо » летописец Холмса говорит: «Немногие люди были способны на большее мышечное усилие». В «Приключении пятнистой ленты » доктор Ройлотт демонстрирует свою силу, сгибая огненную кочергу пополам. Ватсон описывает Холмса как смеющегося: «Если бы он остался, я бы показал ему, что моя хватка не намного слабее его собственной». Говоря это, он взял стальную кочергу и с внезапным усилием снова поправил ее. "
Холмс - адепт кулачный боец; «Глория Скотт » упоминает, что Холмс боксировал во время учебы в университете. В «Знаке четырех » он знакомится с Макмердо, боксером-призером, как «любителя, который провел с вами три раунда в комнатах Элисон в ночь вашего блага четыре года назад». Макмердо вспоминает: «Ах, вы тот, кто растратил свои дары, да! Вы могли бы целиться высоко, если бы присоединились к этой фантазии ». В« Желтое лицо »Уотсон говорит:« Он, несомненно, был одним из лучших боксеров своего веса, которых я когда-либо видел ».
В «Приключении пустого дома » Холмс говорит Ватсону, что он использовал японское боевое искусство, известное как барицу, чтобы бросить Мориарти на его смерть в Рейхенбахском водопаде. «Барицу» - это версия Конан Дойля бартицу, сочетающая джиу-джитсу с боксом и фехтованием на трости.
Первые две истории о Шерлоке Холмсе, романы Этюд в багровых тонах (1887) и Знак четырех (1890), были умеренно хорошо приняты, но Холмс впервые стал широко популярен в начале 1891 года, когда первые шесть рассказов с участием этого персонажа были опубликованы в The Strand Magazine. Холмс стал очень популярен в Британии и Америке. популярным было то, что в 1893 году, когда Артур Конан Дойл убил Если говорить о Холмсе в рассказе «Последняя проблема », резко отрицательная реакция читателей была непохожа на любую предыдущую общественную реакцию на вымышленное событие. Сообщается, что Strand потерял более 20 000 подписчиков в результате смерти Холмса. Общественное давление в конечном итоге способствовало тому, что Конан Дойл написал еще одну историю о Холмсе в 1901 году и воскресил персонажа в рассказе, опубликованном в 1903 году.
Многие поклонники Шерлока Холмса писали письма на адрес Холмса: Бейкер-стрит, 221Б. Хотя адреса Бейкер-стрит, 221B не существовало, когда рассказы были впервые опубликованы, письма начали поступать в большое здание Abbey National, которое впервые охватило этот адрес, почти сразу после того, как оно было построено в 1932 году. Поклонники продолжают отправлять письма Шерлоку Холмсу; теперь эти письма доставлены в Музей Шерлока Холмса. Некоторые из людей, отправивших письма на Бейкер-стрит, 221В, верят, что Холмс реален. Представители широкой общественности также считали, что Холмс действительно существовал. В опросе британских подростков 2008 года 58 процентов респондентов считали Шерлока Холмса реальным человеком.
Рассказы о Шерлоке Холмсе по-прежнему широко читаются. Непрекращающаяся популярность Холмса привела ко многим переосмыслениям персонажа в адаптации. Книга рекордов Гиннеса, присвоившая Шерлоку Холмсу звание «наиболее подходящего литературного человеческого персонажа в кино и на телевидении» в 2012 году, в опубликованном заявлении, в котором говорится, что титул «отражает его непреходящую привлекательность и демонстрирует, что его детективные таланты сегодня столь же убедительны, как и раньше. 125 лет назад. "
Лондонская Метрополитенская железная дорога названа одной из его двадцать электровозов, поставленных в 1920-е годы для Шерлока Холмса. Он был единственным вымышленным персонажем, удостоенным таким чести, наряду с такими выдающимися британцами, как лорд Байрон, Бенджамин Дизраэли и Флоренс Найтингейл.
Ряд лондонских улиц связаны с Холмс. York Mews South, недалеко от Crawford Street, был переименован в Sherlock Mews, а Watson's Mews находится недалеко от Crawford Place. Шерлок Холмс - это трактир на Нортумберленд-стрит в Лондоне, в котором хранится большая коллекция памятных вещей, связанных с Холмсом, оригинальная коллекция собрана для показа на Бейкер-стрит во время Британского фестиваля в 1951 году.
В 2002 году Королевское химическое общество наградило Холмса почетной стипендией з а использование криминалистики и аналитической химии в популярной литературе, что сделало его (по состоянию на 2019 год) единственным вымышленным персонажем, удостоенным этой чести.
Есть несколько статуи Шерлока Холмса по всему миру. Первый, созданный Джоном Даблдеем, был открыт в Майринген, Швейцария, в сентябре 1988 года. Второй открыт в октябре 1988 года в Каруизаве, Япония, и был вылеплен Ёсинори Сато. Третий был установлен в Эдинбурге, Шотландия, в 1989 году, его скульптором был Джеральд Лэнг. В 1999 году рядом с адресом вымышленного детектива, 221B, Бейкер-стрит, была открыта статуя Шерлока Холмса в Лондоне, также работы Джона Даблдея. В 2001 году скульптура Холмса и Артура Конан Дойля работы Ирены Седлецкой была открыта в коллекции статуй в Уорикшире, Англия. Скульптура, изображающая Холмса и Ватсона, была открыта в 2007 году в Москве, Россия, частично на основе иллюстраций Сидни Пэджета и частично на актерах из Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона. В 2015 году скульптура Холмса работы Джейн ДеДеккер была установлена в полицейском управлении Эдмонда, Оклахома, США. В 2019 году статуя Холмса была открыта в Честере, штат Иллинойс, США, как часть серии статуй в честь карикатуриста Э. К. Сегар и его персонажи. Статуя называется «Шерлок и Сегар», а лицо статуи было смоделировано по образцу Сегара.
В 1934 году Общество Шерлока Холмса (в Лондоне) и Бейкер-стрит Irregulars (в Нью-Йорке) была основана. Последний по-прежнему активен. Общество Шерлока Холмса было распущено позже, в 1930-х годах, но на смену ему пришло общество с немного другим названием Лондонское общество Шерлока Холмса, которое было основано в 1951 году и продолжает действовать. За этими последовательными последовали многие другие, сначала в США (где они известны как «дочерние общества» - ответвления - нерегулярных членов Бейкер-стрит), а в Англии и Дании. В мире существует не менее 250 обществ, включая Австралию, Канаду (например, The Bootmakers of Toronto ), Индию и Японию. Поклонников обычно называют «холмсианцами» в Великобритании и «шерлоками» в США, хотя в последнее время термин «шерлокианцы» также стал относиться к фанатам сериала BBC, опасного Бенедиктом Камбербэтчем независимо от местонахождения.
Хотя Холмс не является оригинальным вымышленным детективом, его имя стало синонимом роли. Рассказы Дойла о Шерлоке Холмсе представили несколько литературных приемов, которые стали условностями в детективной литературе, например, персонаж-компаньон, который не так умен, как детектив, и которому ему объясняются решения (таким образом, также информируя читателя), как и с Доктор Ватсон в рассказах о Холмсе. Другие правила, введенные Дойлом, включают в себя заклятого преступника, который слишком умен, чтобы официальная полиция могла победить, например, противник Холмса профессор Мориарти, и использование судебной медицины для раскрытия дел.
Рассказы о Шерлоке Холмсе сделали криминальную фантастику респектабельным жанром, популярным среди читателей любого происхождения, и успехов Дойла вдохновил на создание многих современных детективов. Холмс оказал влияние на создание других персонажей «эксцентричного джентльмена-детектива », таких как вымышленный детектив Агаты Кристи Эркюль Пуаро, представленный в 1920 году. героев-антигероев «почти как противоядие от искусного сыщика», таких как джентльмен-вор персонажи А. Дж. Раффлз (создан EW Hornung в 1898 году) и Арсен Люпен (создан Морисом Лебланом в 1905 году).
Фраза «Элементарно, мой Ватсон » стала одним из наиболее цитируемых и знаковых уровней персонажа. Однако, хотя Холмс часто замечает, что его выводы «элементарны», и иногда называет Ватсона «мой Ватсон», фраза «Элементарно, мой дорогой Ватсон» никогда не произносится ни в одном из шестидесяти рассказов Конан Дойля. Одно из самых близких приближений к фразе появляется в «Приключении Кривого человека », когда Холмс объясняет дедукцию: «Отлично!» Я плакал. «Элементарно», - сказал он ».
Считается, что Уильям Джиллетт создал фразу с формулировкой «О, это элементарно, мой дорогой друг», якобы в его пьесе 1899 года Шерлок Холмс. Однако сценарий неоднократно пересматривался в течение примерно трех десятилетий возрождений и публикаций, и эта фраза присутствует в некоторых версиях сценария, но отсутствует в других.
Точная фраза, как и ее близкие варианты, встречается в газетных и журнальных статьях еще в 1909 г.; есть некоторые признаки того, что это было уже тогда клише. «Элементарно, мой дорогой Ватсон, элементарно» появляется в стр. Роман Г. Вудхауза Псмит, журналист (сериал 1909–10). Фраза стала известна американской публике отчасти благодаря ее использованию в серии фильмов Рэтбоуна-Брюса с 1939 по 1946 год.
56 рассказов и четыре романа Конан Дойля известны поклонниками Холмса как «канон ». Большая игра (также известная как игра Холмса, игра Шерлока или просто Игра) применяет методы литературной критики к канону, но также действует на том основании, что Холмс и Ватсон были реальными людьми (и что Конан Дойл не был автор рассказов, но литературный агент Ватсона ). Исходя из этого, он пытается разрешить или объяснить противоречия в каноне, такие как местоположение боевой раны Ватсона, описанной как находящаяся на его плече в «Этюде алым» и в ноге в «Знаке четырех», и уточнить детали о Холмс, Ватсон и их мир, сочетающие исторические исследования со ссылками из рассказов, чтобы построить научный анализ.
Например, одна деталь, анализируемая в Игре, - это дата рождения Холмса. Хронология историй, как известно, сложна: во многих рассказах отсутствуют даты, а во многих других есть противоречивые. Кристофер Морли и Уильям Баринг-Гулд утверждают, что детектив родился 6 января 1854 года, то есть год, полученный из заявления в «Его последнем поклоне», что ему было 60 лет. в 1914 году, а точный день определяется более широкими неканоническими предположениями. Это дата, с которой работают нерегулярные отряды с Бейкер-стрит, и их ежегодный ужин проводится каждый январь. Лори Р. Кинг вместо этого утверждает, что подробности в «Глории Скотт» (история без точной внутренней даты) указывают на что Холмс закончил свой второй (и последний) год обучения в университете в 1880 или 1885 году. Если он поступил в университет в возрасте 17 лет, год его рождения мог бы быть уже 1868.
Для Фестиваля Британии 1951 года гостиная Холмса была реконструирована как часть выставки Шерлока Холмса с собранием оригинальных материалов. После фестиваля предметы были переданы в The Sherlock Holmes (лондонский паб) и коллекцию Конан Дойля, размещенную в Lucens, Швейцария, сыном автора, Адрианом. Обе выставки, каждая из которых представляет собой реконструкцию гостиной на Бейкер-стрит, открыты для публики.
В 1969 году Справочная библиотека Торонто начала сбор материалов, связанных с Конан Дойлем. Эта обширная коллекция, хранящаяся сегодня в комнате 221B, доступна для публики. Аналогичным образом, в 1974 г. Университет Миннесоты основал коллекцию, которая в настоящее время является «крупнейшим в мире собранием материалов, связанных с Шерлоком Холмсом и его создателем». Доступ закрыт для широкой публики, но иногда открыт для экскурсий.
В 1990 году музей Шерлока Холмса открылся на Бейкер-стрит в Лондоне, а в следующем году - музей в Майринген (недалеко от Рейхенбахского водопада), посвященный сыщику. Частная коллекция Конан Дойля - постоянная выставка в Городском музее Портсмута, где автор жил и работал врачом.
Популярность Шерлок Холмс имел в виду, что многие писатели, помимо Артура Конан Дойля, создали рассказы о детективе в самых разных средствах массовой информации, с разной степенью верности оригинальным персонажам, рассказам и сеттингу. Первый известный период стилизации датируется 1893 годом. Названный «Поздний Шерлок Холмс», он был написан близким другом Конан Дойля, Дж. М. Барри.
В адаптациях персонаж был взят в радикально разных направлениях или помещен в разное время или даже во вселенные. Например, Холмс влюбляется и женится в сериале Лори Р. Кинг Мэри Рассел, который после его смерти был повторно анимирован для борьбы с будущим преступлением в мультсериале Шерлок Холмс в 22 веке, и он связан с настройкой H. П. Лавкрафт Мифы Ктулху в книге Нила Геймана «Этюд в изумруде » (который получил в 2004 году Премию Хьюго за лучший рассказ). Особенно влиятельной стилизацией стал бестселлер Николаса Мейера The Seven-Per-Cent Solution, бестселлер New York Times 1974 года (превращенный в 1976 одноименный фильм ), в котором кокаиновая зависимость Холмса достигла точки, угрожающей его карьере. Это послужило популяризации тенденции включения четко идентифицированных и современных исторических личностей (таких как Оскар Уайльд, Алистер Кроули, Зигмунд Фрейд или Джек Крестовый. Риппер ) в холмсовские стилизации, чего сам Конан Дойл никогда не делал. Другой распространенный подход к стилизации - создать новую историю, полностью детализирующую каноническую ссылку, которая иначе проходит мимо (например, отступление Конан Дойля, упоминающее «гигантскую крысу Суматры, историю, к которой мир еще не подготовлен "in" The Adventure of the Sussex Vampire ").
В дополнение к канону Холмса, в «Утерянном спец. » Конан Дойля 1898 года есть неназванный «любитель рассуждений», который читатели должны были идентифицировать как Холмса. Авторское объяснение загадочного исчезновения в холмсовском стиле высмеивает его собственное творение. Сходными рассказами Конан Дойля являются «Полевой базар », «Человек с часами» и «Как Ватсон научился трюку » 1924 года, пародия на сцен за завтраком Ватсона – Холмса. Автор написал и другие материалы с участием Холмса, особенно пьесы: Шерлок Холмс 1899 года (с Уильямом Джилеттом ), Пятнистая лента 1910 года и The Crown Diamond 1921 года ( основа для "Приключения Камня Мазарини "). Эти неканонические произведения были собраны в нескольких работах, выпущенных после смерти Конан Дойля.
Что касается писателей, кроме Конан Дойля, таких разных авторов, как Энтони Берджесс, Нил Гейман, Дороти Б. Хьюз, Стивен Кинг, Танит Ли, А. А. Милн и П. Г. Вудхаус написал стилизованные под Шерлока Холмса. Современник Конан Дойля, Морис Леблан непосредственно показал Холмса в его популярном сериале о джентльмене-воришке, Арсене Люпине, хотя юридические возражения Конан Дойля вынудили Леблана изменить имя "Герлока Шолмеса" в оттисках и более поздних рассказах. Знаменитый американский писатель-детектив Джон Диксон Карр сотрудничал с сыном Артура Конан Дойля, Адрианом Конан Дойлем, над Подвигами Шерлока Холмса, сборником стилизованных подделок 1954 года. 2011, Энтони Горовиц опубликовал роман Шерлока Холмса The House of Silk, представленный как продолжение работы Конан Дойля и с одобрения поместья Конан Дойля; в 2014 году появилось продолжение, Мориарти. Серия стилизаций «MX Book of New Sherlock Holmes Stories», отредактированная Дэвидом Маркумом и опубликованная MX Publishing, насчитывает более десятка томов и включает сотни историй, повторяющих оригинальный канон, которые были составлены для восстановления Андершоу и поддержки Stepping Stones School, теперь размещенной в нем.
Некоторые авторы написали сказки, сосредоточенные на персонажах из канона. кроме Холмса. Антологии под редакцией Майкла Курланда и Джорджа Манна полностью посвящены историям, рассказываемым с точки зрения персонажей, отличных от Холмса и Ватсона. Джон Гарднер, Майкл Курланд и Ким Ньюман, среди многих других, все написали сказки, в которых враг Холмса профессор Мориарти является главным героем. Майкрофт Холмс был предметом нескольких попыток: Enter the Lion Майкла П. Ходела и Шона М. Райта (1979), серия из четырех книг Куинна Фосетта и Майкрофта Холмса 2015 года, автора Карим Абдул-Джаббар и Анна Уотерхаус. М. Дж. Троу написал серию из семнадцати книг с инспектором Лестрейдом в качестве центрального персонажа, начиная с «Приключений инспектора Лестрейда в 1985 году». Кэрол Нельсон Дуглас Серия Ирэн Адлер основан на «женщине» из «Скандала в Богемии», в первой книге («Спокойной ночи 1990-х, мистер Холмс») эта история пересказывается с точки зрения Адлера. Мартин Дэвис написал три романа, в которых Экономка с Бейкер-стрит миссис Хадсон - главный герой.
Лори Р. Кинг воссоздала Холмса в своей серии Мэри Рассел (начиная с фильма Ученик пчеловода 1994 года), действие которого происходит во время Первой Мировая война и 1920-е годы. Ее Холмс, пенсионер из Сассекса, наткнулся на американскую девушку подросткового возраста. Признавая родственную душу, он обучает ее как свою ученицу и впоследствии женится на ней. По состоянию на 2018 год в серию вошли шестнадцать основных романов и дополнительные сочинения.
Окончательное решение, новелла 2004 года Майкла Чабона, касается неназванного, но давно вышедшего на пенсию детектива, интересующегося пчеловодство, которое занимается делом о пропавшем попугае, принадлежащем мальчику-еврейскому беженцу. Роман Митча Куллина Незначительный трюк с разумом (2005) происходит через два года после конец Второй мировой войны, и исследует старого и хрупкого Шерлока Холмса (сейчас 93 года), когда он примиряется с жизнью, проведенной в безэмоциональной логике; это также было экранизировано в фильме 2015 года Мистер. Холмс.
О Шерлоке Холмсе было написано множество научных работ, некоторые из которых работали в рамках Большой игры, а некоторые написаны с пониманием того, что Холмс - вымышленный персонаж. В частности, было три основных аннотированных издания полной серии. Первым был Уильям Баринг-Гулд 1967 года «Аннотированный Шерлок Холмс». Этот набор из двух томов был заказан в соответствии с предпочтительной хронологией Бэринг-Гулда и был написан с точки зрения Большой игры. Вторым был «Оксфорд Шерлок Холмс» 1993 года (главный редактор: Оуэн Дадли Эдвардс ), набор из девяти томов, написанный в чисто научной манере. Самым последним из них является Лесли Клингер Новый аннотированный Шерлок Холмс (2004–05), трехтомный набор, возвращающий к перспективе Большой игры.
Книга рекордов Гиннеса перечислила Холмса как самого изображаемого литературного человеческого персонажа в истории кино и телевидения. с более чем 75 актерами, сыгравшими роли в более чем 250 постановках.
Пьеса 1899 года Шерлок Холмс Конан Дойля и Уильяма Джиллета была синтезом нескольких произведений Конана. Рассказы Дойла. В дополнение к своей популярности, пьеса важна тем, что она, а не оригинальные истории, представила одно из ключевых визуальных качеств, обычно связанных с Холмсом сегодня: его трубка из калебаса ; пьеса также легла в основу фильма Джиллетта 1916 года, Шерлок Холмс. Джилетт выступал в роли Холмса около 1300 раз. В начале 1900-х годов Х. Э. Сэйнтсбери взял на себя роль Джиллета во время экскурсии по пьесе. Между этой пьесой и собственной сценической адаптацией Конан Дойля «Приключения пятнистой ленты », Сейнтсбери изобразил Холмса более 1000 раз.
Бэзил Рэтбоун в роли ХолмсаХолмс впервые появился на экране. в фильме 1900 Мутоскоп, Шерлок Холмс сбит с толку. С 1921 по 1923 год Эйл Норвуд сыграла Холмса в сорока семи немых фильмах (45 короткометражек и два полнометражных фильма), в серии спектаклей, о которых Конан Дойл очень отзывался. 1929 год Возвращение Шерлока Холмса был первым звуковым заголовком, в котором был показан Холмс. С 1939 по 1946 год Бэзил Рэтбоун играл Холмса, а Найджел Брюс играл Уотсона в четырнадцати американских фильмах (два для 20th Century Fox и дюжина для Universal Pictures ) и в радио-шоу Новые приключения Шерлока Холмса. В то время как фильмы Фокса были историческими произведениями, фильмы Universal покинули викторианскую Британию и переместились в тогдашнюю обстановку, в которой Холмс время от времени сражался нацистами.
Итальянско-японское аниме сериал 1984–85 Шерлок Хаунд адаптировал рассказы о Холмсе для детей, героями которых были антропоморфные собаки. Со-режиссером сериала был Хаяо Миядзаки. С 1979 по 1986 год на советской киностудии Ленфильм был снят цикл из пяти телефильмов Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сериал был разделен на одиннадцать серий, в которых Василий Ливанов сыграл Холмса, а Виталий Соломин - Ватсона. За свое выступление в 2006 году Ливанов был назначен Почетным членом Ордена Британской Империи.
Холмс в двух телевизионных экранизациях: Л – П: Джереми Бретт в Шерлоке Холмсе (1984) и Бенедикт Камбербэтч в Шерлок (2010)Джереми Бретт сыграл детектива в Шерлоке Холмсе в Гранаде Телевидение с 1984 по 1994 год. Уотсона играли Дэвид Берк (в первых двух сериях) и Эдвард Хардвик (в остальных). Бретт и Хардвик также появлялись на сцене в 1988–89 годах в фильме «Тайна Шерлока Холмса», поставленный Патриком Гарландом.
Берт Коулз сценарий Дальнейшие приключения Шерлока Холмса в главной роли Клайв Меррисон в роли Холмса и Майкл Уильямс / Эндрю Сакс в роли Уотсона, на основе одноразовых упоминаний в рассказах и романах Конан Дойля. Кулз ранее драматизировал весь канон Холмса для BBC Radio Four.
восковая фигура Роберта Дауни-младшего в роли Холмса, представленного в мадам Тюссо в ЛондонеФильм 2009 года Шерлок Холмс получил Роберт Дауни-младший премию «Золотой глобус» за роль Холмса и сыграл Джуда Лоу в роли Уотсона. Дауни и Ло вернулись в сиквел 2011 года, Шерлок Холмс: Игра теней. В марте 2019 года была назначена дата выхода третьего фильма этой серии - 21 декабря 2021 года.
Бенедикт Камбербэтч играет современную версию детектива (с Мартином Фрименом в роли Джона Ватсона) в BBC One сериал Шерлок, премьера которого состоялась в 2010 году. В сериале, созданном Марком Гэтиссом и Стивеном Моффатом, рассказы 'Первоначальная викторианская обстановка заменена современным Лондоном с Уотсоном (современным) вертераном войны Агана. Точно так же премьера Elementary была показана на CBS в 2012 году и длилась семь сезонов, до 2019 года. Действие сериала происходит в современном Нью-Йорке, где Джонни Ли Миллер играет роль Шерлок Холмс и Люси Лью в роли доктора Джоан Ватсон. С 24 сериями в сезоне к концу второго сезона Миллер стал актером, который больше всего изображал Шерлока Холмса на телевидении и / или в кино.
Фильм 2015 года Мистер Холмс сыграл Иэна Маккеллена в роли Шерлока Холмса на пенсии, живущего в Сассексе, в 1947 году, который разбирается с нераскрытым делом с участием красивой женщины. Фильм основан на романе Митча Каллина 2005 года Небольшая игра разума. Телеадаптация 2018 года, Мисс Шерлок, является постановкой на японском языке и первой адаптацией с женщиной (которую играет Юко Такеучи ) в главной роли. Эпизоды сняты в современном Токио, со многими отсылками к рассказам Конан Дойля.
Холмс также появлялся в видеоиграх, включая серию Шерлок Холмс из восьми основных названий. По данным издателя Frogwares, серия была продана тиражом более семи миллионов копий.
Срок действия авторских прав на работы Конан Дойля истек в Великобритании и Канаде по адресу: конец 1980 года, был возрожден в 1996 году и снова истек в конце 2000 года. Работы автора сейчас находятся в общественном достоянии в этих странах.
В Соединенных Штатах для многих лет все работы, опубликованные до 1923 года, находятся в общественном достоянии, но, поскольку после этой даты было опубликовано десять рассказов о Холмсе, поместье Конан Дойля утверждало, что персонажи Холмса и Ватсона в целом все еще находятся под авторским правом. 14 февраля 2013 года Лесли С. Клингер (юрист и редактор «Нового аннотированного Шерлока Холмса») подал декларативное судебное решение против поместья Конан Дойля с просьбой признать, что персонажи Холмса и Ватсона были общественным достоянием в США 23 декабря суд вынес решение в пользу Клингера, а Апелляционный суд седьмого округа подтвердил свое решение 16 июня 2014 года. Дело было обжаловано в НАС Верховный суд отказался рассматривать дело, оставив решение апелляционной инстанции в силе. Это привело к тому, что персонажи рассказов о Холмсе вместе со всеми, кроме десяти самих рассказов, стали общественным достоянием в США. Истории, все еще находящиеся под авторским правом в связи с постановлением, на тот момент были собраны в История болезни Шерлока Холмса, кроме «Приключений у камня Мазарини» и «Проблема Торского моста ». Остальные десять рассказов о Холмсе должны были стать достоянием общественности США в период с 1 января 2019 года по 1 января 2023 года; с тех пор четверо из этих десяти сделали это.
Короткие рассказы, первоначально опубликованные в журналах, позже были собраны в пяти антологиях: