Фетишизм

редактировать
Девочки-подростки проходят посвящение в общество Санде, Сьерра-Леоне, Западная Африка. Текст: «Все танцоры носили фетиши, характерные для этого ордена, каждый из которых имел особое значение. Они состояли из нескольких веревок из тростника, разрезанных на бусинки, и рядов семян, которые были просверлены и наполнены лекарством Бунду (Санде)».

A фетиш (происходит от французского fétiche; которое происходит от португальского feitiço; а это, в свою очередь, от латинского facticius, «искусственный» и facere, «делать») - это объект, обладающий сверхъестественными способностями, или, в частности, созданный человеком объект, обладающий властью над другими. По сути, фетишизм - это приписывание объекту внутренней ценности или силы.

Содержание
  • 1 Историография
  • 2 История
  • 3 Практика
  • 4 Минкиси
  • 5 Ссылки
  • 6 См. Также
  • 7 Внешние ссылки
Историография

Термин «фетиш» превратился из идиомы, используемой для описания типа объекта, созданного при взаимодействии европейских путешественников и африканцев в ранний современный период, до аналитического термина, который играл центральную роль в восприятии и изучении незападных стран. искусство в целом и африканское искусство в частности.

Уильям Пиц, который в 1994 году провел обширное этно-историческое исследование фетиша, утверждает, что этот термин возник на побережье Западной Африки в шестнадцатом и семнадцатом веках. Пиц проводит различие между, с одной стороны, настоящими африканскими объектами, которые в Европе можно назвать фетишами, вместе с местными теориями о них, а с другой стороны, «фетишем», идеей и идеей. своего рода объекта, к которому применяется вышеуказанный термин.

Согласно Пиц, постколониальная концепция «фетиша» возникла в результате встречи между европейцами и африканцами в очень специфической исторический контекст и ответ на африканскую материальную культуру.

Он начинает свою диссертацию с введения в сложную историю этого слова:

Итак, мой аргумент состоит в том, что фетиш мог возникнуть только в сочетании с возникающей формулировкой идеологии товарной формы, которая определила себя внутри и против социальных ценностей и религиозных идеологий двух радикально разных типов некапиталистического общества, поскольку они сталкиваются друг с другом в продолжающейся межкультурной ситуации. Этот процесс отражен в истории самого слова, поскольку оно развивалось от позднесредневекового португальского feitiço до пиджина Fetisso XVI века на африканском побережье и до различных североевропейских версий слова в тексте голландца Питера де 1602 г. Мари... Таким образом, фетиш не только возник, но и остается специфическим для проблемы социальной ценности материальных объектов, обнаруживаемой в ситуациях, образованных столкновением радикально разнородных социальных систем, и изучением истории Идея фетиша может быть основана на выявлении тех тем, которые сохраняются в различных дискурсах и дисциплинах, которым присваивается этот термин.

Сталлибрасс заключает, что «Пиц показывает, что фетиш как концепция была разработана, чтобы демонизировать якобы произвольную привязанность к Западу. От африканцев к материальным объектам. Европейский субъект был создан в противовес демонизированному фетишизму через отрицание объекта ».

История

Первоначально португальцы разработали концепцию фетиша для обозначения предметов, используемых в религиозных обрядах уроженцами Западной Африки. Современный португальский feitiço может относиться к более нейтральным терминам, таким как очарование, чары или абракадабра, или к более потенциально оскорбительным терминам, таким как juju, колдовство, колдовство, заклинание или колдовство.

Эта концепция была популяризирована в Европе примерно в 1757 году, когда Шарль де Бросс использовал ее для сравнения западноафриканской религии с магическими аспектами древнеегипетская религия. Позже Огюст Конт использовал эту концепцию в своей теории эволюции религии, в которой он считал фетишизм самой ранней (наиболее примитивной) стадией, за которой следует 14>политеизм и монотеизм. Однако этнография и антропология классифицируют некоторые артефакты монотеистических религий как фетиши.

Интеллектуалы восемнадцатого века, сформулировавшие теорию фетишизма, столкнулись с этим понятием в описаниях «Гвинеи», содержащихся в таких популярных сборниках путешествий, как «Viaggio e Navigazioni» Рамузио (1550 г.), «Восточная Индия» де Бри (1597 г.), «Покупка». Hakluytus Posthumus (1625), Черчилль «Собрание путешествий и путешествий» (1732), Астлей «Новое общее собрание путешествий и путешествий» (1746) и Prevost's Histoire generale des путешествий (1748 г.).

Теория фетишизма была сформулирована в конце восемнадцатого века GWF Гегель в Лекции по философии истории. Согласно Гегелю, африканцы были неспособны к абстрактному мышлению, их идеи и действия управлялись импульсами, и поэтому объектом фетиша могло быть все, что тогда произвольно наделено воображаемой силой.

В XIX и XX веках Тайлор и МакЛеннан, историки религии, считали, что концепция фетишизма способствовала смещению внимания с отношений между людьми и Богом, чтобы сосредоточиться на отношениях между людьми и материальными объектами, и что это, в свою очередь, это позволило установить ложные модели причинной связи для природных явлений. Они видели в этом центральную проблему с исторической и социологической точек зрения.

Практика
Рынок фетиша вуду в Ломе, Того, 2008 г.

Использование концепции в изучении религии основано на исследованиях традиционных Западноафриканские религиозные верования, а также Вуду, которое, в свою очередь, происходит от этих верований.

Фетиши обычно использовались в некоторых религиях и обрядах коренных американцев. Например, медведь представлял шамана, буйвол был кормильцем, горный лев был воином, а волк был первопроходцем.

Минкиси

Создан и использовался баконго людьми западного Заира, нкиси (множественное число минкиси) - скульптурный объект, служащий местом обитания духовной личности. Хотя некоторые минкиси всегда были антропоморфными, они, вероятно, были гораздо менее натуралистичными или «реалистичными» до прихода европейцев в девятнадцатом веке; Фигуры Конго более натуралистичны в прибрежных районах, чем на суше. Поскольку европейцы склонны считать духов объектами поклонения, идолы становятся объектами идолопоклонства, когда поклонение адресовано ложным богам. Таким образом, европейцы считали минкиси идолами на основании ложных предположений.

Европейцы часто называли нкиси «фетишами», а иногда и «идолами », потому что они иногда представлены в человеческом обличье. Современная антропология обычно называет эти объекты либо «объектами силы», либо «чарами».

Отвечая на вопрос о том, является ли нкиси фетишем, Уильям МакГаффи пишет, что ритуальная система Конго в целом

имеет отношение, аналогичное тому, которое Маркс предполагал, что «политическая экономия» имела отношение к капитализму. в качестве своей «религии», но не по причинам, выдвинутым Босманом, мыслителями Просвещения и Гегелем. Иррационально «одушевленный» характер символического аппарата ритуальной системы, включая минкиси, устройства гадания и испытания ведьм, косвенно выражал реальные властные отношения между участниками ритуала. «Фетишизм» - это отношения между людьми, а не объекты, которые опосредуют и маскируют эти отношения.

Следовательно, заключает МакГаффи, называть минкиси фетишем - значит переводить «определенные реалии Конго в категории, разработанные в возникающих социальных науках. XIX века, Европа после Просвещения ».

Ссылки
См. также
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 14:46:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте