Санде, также известный как zadεgi, bundu, bundo и bondo - это женское инициированное общество в Либерии, Сьерра Леоне, Гвинея и Кот-д'Ивуар. Общество Санде посвящает девочек во взрослую жизнь с помощью ритуалов, включая женское обрезание. Его сторонники утверждают, что он придает плодородие, воспитывает представления о морали и надлежащем сексуальном поведении, а также поддерживает интерес к благополучию своих членов на протяжении всей их жизни.
Кроме того, Санде защищает социальные и политические интересы женщин и продвигает их солидарность с Поро, дополнительным учреждением для мужчин. Маскарад общества Сандэ - редкий и, возможно, уникальный африканский пример деревянной маски для лица, контролируемой исключительно женщинами, что подчеркивает исключительное социальное положение женщин в этом географическом регионе.
Общество Санде встречается по всему Центрально-Западно-Атлантическому региону, этнически множественному и языковому разнообразному региону, который находится в пределах прибрежной лесной зоны, ограниченной рекой Скаркси и Мыс Пальмас. Еще в 1668 году голландский географ по имени Ольферт Даппер опубликовал описание "песчаного" общества в том виде, в котором оно существовало в районе Кейп-Маунт в Либерии, на основе свидетельств из первых рук. это, по-видимому, датируется 1628 годом.
Антропологи полагают, что Санде возник в обществе гола и распространился на соседние Менде и Вай; другие этнические группы приняли Санде совсем недавно, в нынешнем веке. Сегодня это социальное учреждение встречается среди Басса, Гола, Кисси, Кпелле, Лома, Мано и Вай из Либерии; Коно, Лимба, Менде, Шербро, Темне и Ялунка из Сьерры Леоне; и в северной и восточной частях этих этнических групп в Гвинее.
Общими чертами всех этих женских ассоциаций являются:
Дополнительная характерная черта Санде - маска из деревянного шлема и рафия костюм носят лидеры Сандэ - нет у Коно, Лома и Мано.
Хотя антропологи и историки искусства иногда описывают общество Санде как всеобъемлющую, панэтническую ассоциацию, существуют значительные культурные различия во всем регионе. Этнические группы, в которых присутствует Общество Санде, говорят на языках, принадлежащих к трем языковым семьям (манде, мел и кру ). Они могут быть анимистами или, как Менде, Вай и Ялунка, иметь значительное мусульманское население.
В некоторых обществах, таких как Басса, Кисси и Коно, дополнительное мужское общество Поро может отсутствовать. Среди Дей и Лома общество Сандэ регулярно допускает мужчин-кузнецов в качестве специалистов по ритуалам, а в обществе Гола дух, представленный маской, считается скорее мужчиной, чем женщиной. Действительно, типичный символ Санде среди многих этнических групп, в которых присутствует ассоциация этой женщины, - маска из деревянного шлема - полностью отсутствует у кпелле, коно, лома и мано.
Девочки-подростки инициируются как группа во время послеуборочного засушливого сезона на специально вырубленных лесных участках вокруг города или деревня. Период инициации варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от таких факторов, как возраст посвященного, род членство, посещаемость школы и этническая принадлежность.
В прошлом девушки, как говорят, оставались в лесу более одного года, в течение которого они строили рисовые фермы для руководства Санде. В дополнение к труду посвященного лидеры Санде получают значительную плату за инициацию от отца девушки или ее будущего мужа, поскольку девушка не может выйти замуж до инициации.
Согласно Кэрол МакКормак:
Многие женщины, пережившие" хирургия »будет иметь пожизненные осложнения. Мало того, что гениталии изуродованы, на коже сделаны множественные порезы, так что большие шрамы останутся на всю жизнь.
После того, как их раны заживают, девушек обучают домашним навыкам, сельскому хозяйству, сексуальным вопросам, танцам и медицине. Специализированным навыкам, таким как окрашивание ткани, могут обучаться девочки, демонстрирующие особые способности, или, согласно некоторым источникам, девочки из высокопоставленных землевладельцев. Но по крайней мере один антрополог предположил, что девочки «узнают немного больше, чем они уже знали до того, как вошли в кусты... или чем они узнали бы на этом этапе своей жизни, если бы не стали членами тайного общества».
С этой точки зрения обучение девочек носит скорее символический, чем утилитарный характер, поскольку основные извлеченные уроки - это уважение к авторитету и абсолютное уважение к секретности. Напротив, другой источник предполагает, что «акцент делается не столько на приобретении новых навыков, сколько на изучении нового отношения к своей работе. Вместо того, чтобы выполнять эту работу в роли дочери, они начинают предвидеть роль жены, которая должна работать. вместе со своими женами и родственницами своего мужа ".
МакКормак отмечает, что общий опыт длительного пребывания в лесу и риск операции связывает девочек вместе, поскольку сплоченная социальная группа. Но:
По завершении инициации девочек ритуально« омывают »и возвращают в общину взрослыми, выданными замуж. Они выходят из леса в своих лучших одеждах, с новыми именами, обозначающими их недавно достигнутый взрослый статус и их личность (то есть ранг) в ритуальной иерархии ассоциации. В некоторых областях рубцевание в виде зубов подтверждает мнение (придерживающееся непосвященных), что девочек пожирал лесной дух, который теперь вернул их в общество; хотя образы смерти и возрождения не являются универсальной чертой инициации Санде.
Согласно Jedrej (1986), ритуал инициации Санде основан на нескольких наборах пространственных и временных противопоставлений, например, между деревенским (общественным) и лесным (секретным) пространством, с одной стороны, и древние времена (священные) и наши дни (профанные), с другой. Моральное превращение посвященного из ребенка во взрослого происходит в три этапа (новичок>девственница>невеста), отмеченных публичным шрамом, снятием кожи и / или пирсингом в городе или деревне. Ключевым символом этих представлений является метафорическое движение посвященного через воду, царство предков.
См. Статью полностью: Mende masquerades
Women в Африке обычно не носят масок, но в этом регионе производятся самые многочисленные и наиболее важные маски из дерева, которые женщины используют для Санде. Несколько типов масок, некоторые из которых сделаны из дерева, но многие из них сделаны из кожи, меха и ткани, используются вместе с аналогичным мужским обществом инициации, Поро. Маски, используемые в этих обществах, имеют общие иконографические особенности по всему региону, но каждая маска известна индивидуальным именем человека, соответствующим духовной силе, которая, как считается, связана с местными главами общества Поро или Санде.
. Этот тип маски, также часто называемый бунду, надевается на церемониях посвящения, посвященных празднованию успешный переход в женственность. В обществе Менде термин «сово» относится как к сверхъестественной сущности, которая представляет женское тайное общество, так и к танцовщице в маске, чья полированная черная антропоморфная маска-шлем и черное тело, покрытое рафией, наделяются духом своим присутствием и силой.. "
В дополнение к появлению маски на церемониях инициации девочек, sowo также" появляется на публике, чтобы отметить важные гражданские события, такие как визиты важных сановников, коронации и похороны важных вождей. В этих случаях, ее присутствие - средство произвести впечатление на сообщество единства и силы женского корпоративного тела, а также на политическое значение Санде ".
Согласно Дубинскасу, Менде говорят, что тонко вырезанная маска сово - это ньянде (" хороший, «красивый», «красивый» и эстетически «приятный»), когда он включает следующие элементы, каждый из которых имеет символическое значение:
Кроме того, глаза маски должны быть немного увеличены (что указывает на знания и мудрость.), в то время как нос и рот маски должны быть немного меньше человеческого размера (для обсуждения женской красоты Mende).
Дубинскас пишет, что маска олицетворяет идеалы женственности и, каждая женщина против женщины необычайная власть, желанная всеми, но достигнутая немногими избранными. Как таковая, маска «олицетворяет и опосредует противоречия между традиционными женскими ролевыми моделями в обществе и реальной политической и экономической властью, к которой женщины имеют доступ, если не постоянно, то, по крайней мере, регулярно и в целом, достаточной для того, чтобы эта сила вызывала значительный символический акцент в идеологической сфере. "
В этом регионе взаимодополняемость мужских и женских гендерных ролей очевидна в такие разнообразные виды деятельности, как сельское хозяйство, производство тканей и музыкальные представления - достигают полного выражения. Женские ассоциации Sande и мужские ассоциации Poro чередуют политический и ритуальный контроль над «землей» (концепция, охватывающая естественный и сверхъестественный миры) на периоды трех и четырех лет соответственно. Во время суверенитета Санде все признаки мужского общества изгнаны.
В конце этого трехлетнего периода руководство Санде «передает землю» своим коллегам из Общества Поро еще на четыре года, а после периода отдыха ритуальный цикл начинается заново. Чередующиеся трех- и четырехлетние циклы посвящения для женщин и мужчин соответственно являются одним из примеров широко распространенного использования чисел 3 и 4 для обозначения пола людей, мест и событий; вместе эти числа равны семи, священному числу во всем регионе (Леопольд, 1983; Сойерр и Тодд, 1970).
Журналисту Мэй Азанго угрожали смертью от нескольких женщин из общества Санде за то, что они сообщили о практике Санде женского обрезания в 2012 г.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с обществом Санде. |