Раймонд Чендлер

редактировать
Американский писатель и сценарист
Раймонд Чендлер
Мужчина с зачесанными назад черными волосами, лицом влево, курит труба Чендлер ок. 1943
РодилсяРаймонд Торнтон Чандлер. (1888-07-23) 23 июля 1888 г.. Чикаго, Иллинойс, США
Умер26 марта 1959 г. (1959-03-26) (70 лет). Ла-Хойя, Калифорния, США
Место отдыхаКладбище Маунт-Хоуп, Сан-Диего, США
Род занятийРоманист
НациональностьАмериканец (1888–1907, 1956–1959). Британец (1907–1956)
Период1933–1959
ЖанрКриминальная фантастика, саспенс, крутой
СупругЦисси Паскаль ​​(m.1924; умер в 1954 г.) ​

Раймонд Торнтон Чендлер (23 июля 1888 - 26 марта 1959) был американо-британским писателем и сценаристом. В 1932 году, в возрасте сорока четырех лет, Чендлер стал писателем-детективом после того, как потерял работу в качестве руководителя нефтяной компании во время Великой депрессии. Его первый рассказ «Шантажисты не стреляют » был опубликован в 1933 году в Black Mask, популярном журнале «pulp». Его первый роман, Большой сон, был опубликован в 1939 году. В дополнение к своим рассказам, Чендлер опубликовал семь романов при жизни (восьмой, находившийся в разработке на момент его смерти, был завершен Роберт Б. Паркер ). Все, кроме Воспроизведение, были преобразованы в фильмы, некоторые - более одного раза. За год до смерти он был избран президентом Тайных писателей Америки..

Чендлер оказал огромное стилистическое влияние на американскую популярную литературу. Он считается основателем жесткой школы детективной литературы, наряду с Дэшиеллом Хэмметом, Джеймсом М. Кейном и другими писателями Черной маски. главный герой его романов, Филип Марлоу, как и Сэм Спейд Хэммета, некоторые считают синонимом «частного детектива». Оба были сыграны в фильмах Хамфри Богартом, которого многие считают типичным Марлоу.

По крайней мере три романа Чендлера считались шедеврами: Прощай, моя милая (1940), Маленькая сестра (1949) и Долгое прощание (1953). В антологии американских криминальных историй «Долгое прощание» было названо «возможно, первой книгой после« Стеклянного ключа »Хэммета, опубликованной более двадцати лет назад, которая квалифицируется как серьезный и значительный мейнстримный роман, который просто случайно обладает элементами тайны». Репутация Чендлера за последние годы выросла.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Как писатель
    • 1.3 Дальнейшая жизнь и смерть
  • 2 Взгляды на криминальное чтиво
  • 3 Критический прием
  • 4 В массовой культуре
  • 5 Работы
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы

A синяя табличка отмечает дом на Соборной площади, где останавливался Чендлер в Уотерфорде, Ирландия.

Чендлер родился в 1888 году в Чикаго, в семье Флоренс Дарт (Торнтон).) и Морис Бенджамин Чендлер. Он провел свои ранние годы в Платтсмуте, Небраска, живя со своей матерью и отцом рядом со своими двоюродными братьями, тетей (сестрой его матери) и дядей. Отец Чендлера, инженер-строитель, алкоголик, работал на железной дороге, бросил семью. Чтобы получить лучшее возможное образование для Рэя, его мать, родом из Ирландии, перевезла их в район Аппер Норвуд, который сейчас является лондонским боро Кройдон в 1900 году. Другой дядя, успешный юрист из Уотерфорда, Ирландия, неохотно поддерживал их, пока они жили с бабушкой по материнской линии Чендлера. Раймонд приходился двоюродным братом актеру Максу Адриану, одному из основателей Королевской шекспировской труппы; Мать Макса, Мэйбл, приходилась сестрой Флоренс Торнтон. Чендлер получил классическое образование в Далвич Колледж, Лондон (государственная школа, среди выпускников которой авторы П.Г. Вудхаус и К.С. Форестер ). Некоторое время детства он проводил в Уотерфорде с семьей матери. Он не поступил в университет, а вместо этого проводил время в Париже и Мюнхене, совершенствуя свои знания иностранного языка. В 1907 году он был натурализован как британский подданный, чтобы сдать экзамен по государственной службе, который он сдал. Затем он устроился на работу в Адмиралтейство, продлившуюся чуть больше года. В это время было опубликовано его первое стихотворение.

Чендлеру не понравилась подобострастие государственной службы, и он ушел в отставку, к ужасу своей семьи, стал репортером Daily Express, а также писал для Westminster Gazette. Он не имел успеха как журналист, но публиковал обзоры и продолжал писать романтические стихи. Встреча с более старшим Ричардом Бархемом Миддлтоном, как говорят, побудила его отложить свою писательскую карьеру. «Я встретил... также молодого, бородатого человека с грустными глазами по имени Ричард Миддлтон... Вскоре после этого он покончил жизнь самоубийством в Антверпене, я бы сказал, самоубийство отчаяния. Этот инцидент произвел на меня большое впечатление, потому что Миддлтон поразил меня тем, что у меня гораздо больше талантов, чем я когда-либо мог бы обладать; и если он не мог сделать это, то вряд ли я смогу ». Учитывая то время, он сказал: «Конечно, в те дни, как и сейчас, были... умные молодые люди, которые прилично зарабатывали на жизнь, работая внештатными сотрудниками в многочисленных литературных еженедельниках», но «Я явно не был умным молодым человеком. Я вообще счастливый молодой человек ».

В 1912 году он занял деньги у своего дяди в Уотерфорде, который ожидал, что они будут возвращены с процентами, и вернулся в Америку, навестив своих тётю и дядю, прежде чем обосноваться в Сан-Франциско. какое-то время, где он проходил заочный курс бухгалтерского учета, заканчивая досрочно. Его мать присоединилась к нему в конце 1912 года. Вдохновленные адвокатом и другом нефтяника Чендлера Уорреном Ллойдом, они переехали в Лос-Анджелес в 1913 году, где он натягивал теннисные ракетки, собирал фрукты и вынашивал время скримпинга и экономии. Он нашел постоянную работу в Лос-Анджелесском маслозаводе. В 1917 году он отправился в Ванкувер, где в августе поступил на службу в. Он видел бои в окопах во Франции с Gordon Highlanders, дважды был госпитализирован с испанским гриппом во время пандемии и проходил летную подготовку в молодых Королевских ВВС (RAF), когда война закончилась.

После перемирия он вернулся в Лос-Анджелес через Канаду и вскоре завязал роман с Перл Эжени («Сисси») Паскалем., замужняя женщина на 18 лет старше его и мачеха Гордона Паскаля, к которому Чендлер записался. Сисси мирно развелась со своим мужем Джулианом в 1920 году, но мать Чендлера не одобряла эти отношения и отказалась санкционировать брак. В течение следующих четырех лет Чендлер поддерживал и свою мать, и Сисси. После смерти Флоренс Чендлер 26 сентября 1923 года он получил право жениться на Сисси. Они поженились 6 февраля 1924 года. Начав в 1922 году бухгалтером и аудитором, Чендлер к 1931 году был высокооплачиваемым вице-президентом Dabney Oil Syndicate, но его алкоголизм, прогулы, распущенность с сотрудницами, и угрозы самоубийством способствовали его увольнению годом позже.

Как писатель

В стесненных финансовых обстоятельствах во время Великой депрессии Чендлер обратился к своему скрытому писательскому таланту, чтобы заработать на жизнь, научившись писать художественная литература путем анализа и имитации повести Эрла Стэнли Гарднера. Первая профессиональная работа Чендлера «Шантажисты не стреляют» была опубликована в журнале Black Mask в 1933 году. По словам историка жанра Герберта Рума, «Чендлер, который работал медленно и кропотливо, снова и снова пересматривая, потребовалось пять месяцев, чтобы написать книгу. Эрл Стэнли Гарднер мог составить целую историю за три или четыре дня - и получилось около тысячи ».

Его первый роман, Большой сон, был опубликован в 1939 году. с участием детектива Филипа Марлоу, говорящего от первого лица. В 1950 году Чендлер описал в письме своему английскому издателю Хэмишу Гамильтону, почему он начал читать целлюлозные журналы, а позже написал для них:

Путешествуя по Тихоокеанскому побережью в автомобиле, я начал читать целлюлозные журналы, потому что они были достаточно дешевыми, чтобы их можно было выбросить, и потому что у меня никогда не было вкуса к вещам, известным как женские журналы. Это было в великие дни Черной маски (если я могу назвать их великими днями), и меня поразило, что некоторые из произведений были довольно убедительными и честными, хотя и имели грубый аспект. Я решил, что это может быть хорошим способом попытаться научиться писать художественную литературу и одновременно получать небольшую сумму денег. Я потратил пять месяцев на новеллу из 18 000 слов и продал ее за 180 долларов. После этого я никогда не оглядывался назад, хотя в ожидании у меня было немало тревожных периодов.

Его второй роман Марлоу, Прощай, моя прекрасная (1940), стал основой для трех версий фильма, адаптированных другими сценаристы, в том числе фильм 1944 Murder My Sweet, ознаменовавший экранный дебют персонажа Марлоу, которого играет Дик Пауэлл (чье изображение Марлоу Чендлер, как сообщается, приветствовалось). Литературный успех и экранизация привели к востребованности самого Чендлера как сценариста. Он и Билли Уайлдер написали в соавторстве Двойная компенсация (1944) на основе романа Джеймса М. Кейна с тем же названием. Сценарий нуар был номинирован на премию Оскар. Сказал Уайлдер: «Я бы просто руководил структурой, и я также делал бы много диалогов, а он (Чендлер) затем все понимал и начинал строить». Уайлдер признал, что диалоги, делающие фильм таким запоминающимся, во многом принадлежали Чендлеру.

Единственный сценарий, созданный Чендлером, - это Голубой георгин (1946). Он не написал развязку для сценария, и, по словам продюсера Джона Хаусмана, Чендлер согласился завершить сценарий, только если он пьян и будет сопровождаться круглосуточными секретарями и водителями. на что Хаусман согласился. Сценарий получил вторую номинацию Чендлера на премию Оскар за сценарий.

Чендлер участвовал в написании сценария Альфреда Хичкока Незнакомцы в поезде (1951), иронической истории убийства, основанной на Патриции Хайсмит «роман, который он считал неправдоподобным. Чендлер столкнулся с Хичкоком до такой степени, что они перестали разговаривать, особенно после того, как Хичкок услышал, что Чендлер назвал его «этим толстым ублюдком». Хичкок, как сообщается, устроил шоу, бросив два черновика сценария Чендлера в студийный мусорный бак, зажимая нос, но Чендлер сохранил за собой ведущую роль в написании сценария вместе с Ченци Ормонде.

В 1946 году Чендлеры переехали в Ла-Хойя, Калифорния, богатый прибрежный район Сан-Диего, где Чендлер написал еще два романа Филипа Марлоу, «Долгое прощание» и свою последнюю завершенную работу, «Воспроизведение».. Последнее было получено из неосвоенного сценария драмы в зале суда, который он написал для Universal Studios.

. Четыре главы романа, незаконченные на момент его смерти, были преобразованы в последний роман Филипа Марлоу, Пудель-Спрингс Автор детективов и поклонник Чендлера Роберт Б. Паркер, 1989 год. Паркер разделяет авторство с Чендлером. Впоследствии Паркер написал продолжение «Большого сна» под названием Вероятность сновидения, которое было дополнено цитатами из оригинального романа. Последний рассказ Чендлера о Марлоу, написанный примерно в 1957 году, назывался «Карандаш». Позже это послужило основой для эпизода мини-сериала HBO (1983–86), Филип Марлоу, Частный сыщик, с Пауэрсом Бутом в главной роли в роли Марлоу.

В 2014 году среди не каталогизированных фондов Библиотеки Конгресса была обнаружена ранее неизвестная комическая оперетта «Принцесса и разносчик» с либретто Чендлера и музыкой Джулиана Паскаля.. Работа никогда не публиковалась и не выпускалась. Имение Рэймонда Чандлера отклонило это как «не более чем… диковинку». Небольшая группа под руководством актера и режиссера Пола Сэнд ищет разрешения на постановку оперетты в Лос-Анджелесе.

Дальнейшая жизнь и смерть

Сисси Чендлер умерла в 1954 году после продолжительной болезни. Убитая горем и пьяная, Чендлер не захотела похоронить свои кремированные останки, и они 57 лет просидели в шкафчике в подвале мавзолея Сайпресс Вью.

После смерти Сисси одиночество Чендлера ухудшило его склонность к клинической депрессии ; он вернулся к употреблению алкоголя, никогда не отказывался от него надолго, и качество и количество его произведений ухудшились. В 1955 году он пытался покончить жизнь самоубийством. В «Долгих объятиях: Раймонд Чендлер и женщина, которую он любил» Джудит Фриман говорит, что это был «крик о помощи», учитывая, что он заранее позвонил в полицию, сказав, что собирается покончить с собой. Личной и профессиональной жизни Чендлера одновременно помогали и осложняли те женщины, которые его привлекали, особенно Хельга Грин, его литературный агент; Жан Фракас, его секретарь; Соня Оруэлл (вдова Джорджа Оруэлла ); и Наташа Спендер (жена Стивена Спендера ). Чендлер восстановил гражданство США в 1956 году, сохранив при этом свои британские права.

После передышки в Англии он вернулся в Ла-Хойю. Он умер в больнице Scripps Memorial Hospital от пневмонического периферического сосудистого шока и преренальной уремии (согласно свидетельству о смерти) в 1959 году. Хельга Грин унаследовала состояние Чендлера за 60 000 долларов после победы в иске 1960 года, поданном Fracasse, оспаривающем голографический Чендлера 164>исполнял свою волю.

Чендлер похоронен на кладбище Маунт-Хоуп в Сан-Диего, Калифорния. Как отметил Фрэнк МакШейн в своей биографии «Жизнь Рэймонда Чендлера», Чендлер хотел, чтобы его кремировали и поместили рядом с Сисси в мавзолей Cypress View. Вместо этого он был похоронен на горе Хоуп, потому что он не оставил никаких похорон или инструкций по погребению.

В 2010 году историк Чендлера Лорен Латкер при содействии адвоката Айссы Уэйн (дочь Джона Уэйна ), подал прошение о вскрытии останков Сисси и повторном их захоронении с Чендлером на горе Хоуп. После слушаний в сентябре 2010 года в Верховном суде Сан-Диего судья Ричард С. Уитни издал приказ об удовлетворении просьбы Латкера.

14 февраля 2011 года прах Сисси был доставлен из Сайпресс Вью в Гора Хоуп и похоронена под новой могилой над могилой Чендлера, как они и хотели. На церемонии присутствовало около 100 человек, включая чтения преподобного Рэндала Гарднера, Пауэрса Бута, Джудит Фриман и Айссы Уэйн. На общем надгробии написано: «Мертвецы тяжелее разбитых сердец», цитата из «Большого сна». Оригинальное надгробие Чандлера, установленное Жаном Фракассом и ее детьми, до сих пор находится в изголовье его могилы; новый у подножия.

Взгляды на криминальное чтиво

В предисловии к книге «Проблемы - это мое дело» (1950), сборнику многих своих рассказов, Чендлер рассказал о формуле детективного рассказа и о том, как Журналы Pulp отличались от предыдущих детективных историй:

Эмоциональной основой стандартного детективного рассказа было и всегда было то, что убийство будет объявлено и справедливость восторжествует. Его технической основой была относительная незначительность всего, кроме финальной развязки. К этому привели более или менее отрывочные работы. Развязка все оправдала. С другой стороны, техническая основа истории типа «Черная маска» заключалась в том, что сцена превосходила сюжет в том смысле, что хороший сюжет - это тот, который дает хорошие сцены. Идеальная тайна - та, которую вы бы прочитали, если бы не хватило конца. Мы, пытавшиеся его написать, придерживались той же точки зрения, что и создатели фильма. Когда я впервые приехал в Голливуд, очень умный продюсер сказал мне, что нельзя сделать успешный фильм из детективной истории, потому что все дело было в раскрытии, на которое потребовалось несколько секунд экранного времени, пока аудитория тянулась за своей шляпой.. Он был неправ, но только потому, что думал о неправильном типе тайн.

Чендлер также описал борьбу, с которой писатели криминального чтива боролись, следуя формуле, которую требовали редакторы газетных журналов:

Как я выгляжу Возвращаясь к моим рассказам, было бы абсурдно, если бы я не хотел, чтобы они были лучше. Но если бы они были намного лучше, их бы не опубликовали. Если бы формула была немного менее жесткой, могло бы уцелеть больше письменных работ того времени. Некоторые из нас изрядно пытались нарушить формулу, но обычно нас ловили и отправляли обратно. Превышать пределы формулы, не разрушая ее, - мечта каждого журналиста, который не является безнадежным хакером.

Критический прием

Критики и писатели, включая W. Х. Оден, Эвелин Во и Ян Флеминг очень восхищались прозой Чендлера. В беседе с Чендлером по радио Флеминг сказал, что Чендлер предложил «одни из лучших диалогов, написанных в прозе сегодня». Современный писатель-детектив Пол Левин описал стиль Чендлера как «литературный эквивалент быстрого удара в живот». Стремительный, твердый стиль Чендлера был вдохновлен главным образом Дэшиеллом Хэмметом, но его резкие и лирические сравнения оригинальны: «Дуло Люгера выглядело как вход в туннель на Второй улице. "; «У него было сердце размером с одно из бедер Мэй Уэст »; «Мертвецы тяжелее разбитых сердец»; «Я вернулся к морским ступеням и спустился по ним осторожно, как кошка по мокрому полу». Произведения Чендлера изменили определение частного сыщика жанра художественной литературы, привели к появлению прилагательного «Chandleresque» и неизбежно стали предметом пародии и стилизации. И все же детектив Филип Марлоу - не стереотипный крутой парень, а сложный, иногда сентиментальный человек с несколькими друзьями, который учился в университете, немного говорит по испанскому, а иногда восхищается мексиканцами, а также изучает шахматы и классическая музыка. Это человек, который отказывается платить потенциальному клиенту за работу, которую считает неэтичной.

Высокое уважение, которым сегодня обычно пользуются Чендлер, контрастирует с критическими репликами, которые ужалили автора при его жизни. В письме Бланш Кнопф от марта 1942 г., опубликованном в «Избранных письмах Раймонда Чендлера», он писал: «Меня больше всего расстраивает то, что когда я пишу что-то жесткое, быстрое, полное хаоса и убийств, меня подвергают критике. я был жестким, быстрым и полным хаоса и убийств, а затем, когда я пытаюсь немного смягчиться и развить ментальную и эмоциональную сторону ситуации, меня подвергают критике за то, что я упустил то, что меня подвергали критике за то, что я вставил в первый раз ».

Хотя его работа сегодня пользуется всеобщим признанием, Чендлер подвергся критике за некоторые аспекты его сочинений. Рецензент «Вашингтон пост» Патрик Андерсон описал свои сюжеты как «в лучшем случае бессвязный и бессвязный в худшем» (общеизвестно, что даже Чендлер не знал, кто убил шофера в «Большом сне» [1] ) и раскритиковал обращение Чендлера с черными, женскими и гомосексуальными персонажами, назвав его «временами довольно мерзким человеком». Тем не менее Андерсон похвалил Чендлера как «вероятно, самого лиричного из главных писателей-криминалистов».

Короткие рассказы и романы Чендлера вызывающе написаны, передавая время, место и атмосферу Лос-Анджелеса и его окрестностей в 1930-х и 1940-х годах. Места настоящие, если они псевдонимы: Бэй-Сити - это Санта-Моника, Серое озеро - это Серебряное озеро, а Айдл-Вэлли - синтез богатых долин Сан-Фернандо.

Воспроизведение - единственный из его романов, не адаптированный для кинематографа. Пожалуй, наиболее примечательной адаптацией является Большой сон (1946) Говарда Хоукса, с Хамфри Богартом в роли Филиппа Марлоу. Уильям Фолкнер был соавтором сценария. Немногочисленные сценарии Чендлера и кинематографическая адаптация его романов оказали стилистическое и тематическое влияние на жанр американского нуара. Примечателен пересмотренным взглядом на персонажей Марлоу, перенесшим роман в 1970-е, нео-нуарная адаптация The Long Goodbye.

Роберта Альтмана 1973 года. Чендлер также был проницательным критиком. детективной фантастики; его эссе «Простое искусство убийства » является каноническим эссе в этой области.

В популярной культуре

Британский автор песен Робин Хичкок воздал должное Чендлеру в песне «Raymond Chandler Evening» из альбома 1986 года Element of Light.

In the 11-й выпуск влиятельного журнала Cyberpunk Cheap Truth, Винсент Омниаверитас провел вымышленное интервью с Чендлером. В интервью высказывается мнение, что взгляды Чендлера на потенциал респектабельности в криминальной и жанровой фантастике также могут быть применены к научной фантастике, особенно к движению киберпанк. Это также высмеивает теперь знаменитую карикатуру Чендлера на научную фантастику 1953 года. В документальном фильме 2012 года The Doors: Mr. Mojo Risin'- The Story Of L.A., клавишник Рэй Манзарек описывает слова Джима Моррисона к L.A. Woman: «Еще один потерянный ангел в ночном городе». «Тексты были такими хорошими. Итак, Раймонд Чендлер, такой Натанаэль Уэст, 1930-е, 40-е годы, кажущаяся темная сторона Лос-Анджелеса. Место, куда Джим легко пошел бы ».

В сезоне 4, эпизоде ​​18 ситкома Друзья, во время дебатов о том, следует ли назвать одну из тройняшек Фиби «Чендлер» или «Джоуи», Джои предлагает Чендлеру назвать один известный человек по имени Чендлер ". Чендлер отвечает: «Рэймонд Чендлер», на что Джои отвечает: «Кто-то, кого вы не придумывали!»

В популярном японском шоу о супергероях «Камен Райдер» упоминается «Долгое прощание» Раймонда Чендлера из сериала 2009 года «Камен Райдер В. Камен Райдер W» - это история двух детективов, Шотаро Хидари и Филиппа, которые стали один, когда они превращаются в W, и боевые преступники, которые питаются наркотиками, такими как USB, под названием Gaia Memories. Филлип назван в честь Филипа Марлоу, его имя было выбрано Наруми Соукичи, наставником Шотаро Хидари и поклонником «Долгого прощания» Чендлера. Многие эпизоды шоу отсылают к стилю Hard Boiled, характерному для работ Чендлера. Японскую версию книги можно увидеть в "Kamen Rider X Kamen Rider W Decade Movie Taisen 2010", а также во всем сериале на полке Шотаро, рядом с его столом, где он пишет свои воспоминания о случаях в подражатель сваренный вкрутую, наполовину сваренный.

Работы
Ссылки
Источники
  • Chandler, Raymond (1950). Проблема - это мое дело. Vintage Books, 1988.
  • Чендлер, Раймонд (1962). Выступает Раймонд Чендлер. Дороти Гардинер и Кэтрин Сорли Уокер, ред. Хоутон Миффлин. п. 24. ISBN 978-0-520-20835-3.
  • Чандлер, Раймонд, (1969). Предисловие Пауэлла, Лоуренса Кларка. Омнибус Раймонда Чендлера, Borzoi Books.
  • Day, Barry, (2015). «Мир Раймонда Чендлера: его собственными словами». Vintage Books.
  • Хини, Том (1997). Раймонд Чендлер: Биография. Grove Press.
  • Пронзини, Билл; Джек Адриан (редакторы). (1995). Hard-Boiled, Антология американских криминальных историй, Oxford University Press.
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Рэймондом Чендлером.
Викицитатник имеет цитаты, относящиеся к: Раймонд Чендлер
Последняя правка сделана 2021-06-03 09:27:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте