Джесси Норман

редактировать

Американская оперная певица

Джесси Норман
Jessye Norman- In Conversation with Tom Hall (15977754135) (cropped).jpg Норман в 2014 году
РодиласьДжесси Мэй Норман. (1945-09-15) 15 сентября 1945. Огаста, Джорджия, США
Умер30 сентября 2019 (2019-09-30) (74 года). Манхэттен, Нью-Йорк, США
Alma materУниверситет Ховарда. Институт Пибоди. Мичиганский университет
ПрофессияOperatic сопрано
Годы деятельности1968–2019
Награды

Джесси Норман (15 сентября 1945 г. - 30 сентября 2019 г.) была американской оперной певицей и сольной певицей. Она могла исполнять драматические роли сопрано, но отказалась ограничиваться этим типом голоса. Она была доминирующей фигурой на оперных, концертных и сольных сценах, связанных с ролями, включая Леонору Бетховена, Зиглинду Вагнера и Кундри, Кассандру и Дидон Берлиоза и Бартока Юдифь. The New York Times музыкальный критик Эдвард Ротштейн охарактеризовал ее голос как «грандиозный особняк звука» и написал, что «он имеет огромные размеры, простираясь вверх и назад. Он открывается для неожиданного. виды. В нем есть залитые солнцем комнаты, узкие проходы, пещерные залы. "

Норман обучался в Университете Говарда, Институте Пибоди и Университете Мичиган. Ее карьера началась в Европе, где она выиграла Международный музыкальный конкурс ARD в Мюнхене в 1968 году, что привело к контракту с Deutsche Oper Berlin. Ее оперный дебют пришелся на роль Элизабет в опере Вагнера Тангейзер, после чего она спела в партии Верди Аида в Ла Скала в Милане. Она впервые выступила в опере в США в 1982 году в Оперной труппе Филадельфии, когда сыграла Иокасту в Царь Эдип Стравинского и Дидону в Дидоне и Энея Перселла.. В дальнейшем она исполнила ведущие роли во многих других труппах, включая Метрополитен-опера, Лирическую оперу Чикаго, Парижскую оперу и Королевская опера, Лондон. Она пела на второй инаугурации Рональда Рейгана, на праздновании 60-летия королевы Елизаветы II в 1986 году и исполнила Марсельезу в честь 200-летия. Французской революции 14 июля 1989 года. Она пела на церемонии открытия летних Олимпийских игр в Атланте и на второй инаугурации Билла Клинтона. в 1997 году.

Норман спел и записал концерты музыки Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса, Рихарда Штрауса, Густав Малер, Эрнест Чоссон и Фрэнсис Пуленк и другие. В 1984 году она выиграла премию Грэмми за лучший классический вокал, первую из пяти премий Грэмми, которые она получила за свою карьеру. Помимо нескольких почетных докторских степеней и других наград, она получила Премию Грэмми за выслугу и Национальную медаль искусств, а также была членом Британской Королевской Музыкальной Академии. В 1990 году Генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр назначил ее почетным послом в ООН.

Содержание
  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Начало жизнь и музыкальное образование
    • 1.2 Начало карьеры (1968–1979)
    • 1.3 Середина карьеры (1980–1989)
    • 1.4 Дальнейшая жизнь (1990–2019)
    • 1.5 Смерть и мемориал
    • 1.6 Джесси Норманская школа искусств
  • 2 Мемуары
  • 3 Почести и награды
    • 3.1 Почетные докторские степени
  • 4 Оперные роли
  • 5 Оратория
  • 6 Сольный концерт
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Жизнь и карьера

Ранние годы и музыкальное образование

Норман родился в Августе, Джорджия Сайласу Норману, продавцу страховых услуг, и Джени Кинг-Норман, школьной учительнице. Она была одной из пяти детей в семье музыкантов-любителей; ее мать и бабушка были пианистками, а отец пел в местном хоре. Все братья и сестры рано научились играть на пианино. Норман учился в начальной школе Чарльза Т. Уокера и в детстве показал себя талантливым певцом, спев евангельские песни в баптистской церкви на горе Голгофа в возрасте четырех лет. Там на нее сильно повлияло пение двух женщин, миссис Голден и сестры Чайлдс. В возрасте семи лет она приняла участие в своем первом вокальном конкурсе, заняв третье место только из-за промаха во второй строфе гимна «Бог позаботится о тебе». Позже она сказала в интервью: «Думаю, Он позаботился обо мне. Это был мой последний публичный промах».

Когда Норману было девять лет, ей подарили радио на день рождения и вскоре она открыла для себя мир оперы через еженедельные передачи Метрополитен-опера, которые она слушала каждую субботу. Она начала слушать записи Мэриан Андерсон и Леонтин Прайс, которых Норман считал вдохновляющими фигурами в ее карьере. Она получила свое первое официальное обучение вокалу от Розы Харрис Сандерс Крек, которая была ее учителем музыки в A. Средняя школа Р. Джонсона. Она продолжала брать уроки голоса в частном порядке с г-жой Сандерс Крек, посещая старшую школу Люси С. Лэйни в центре города Огаста.

Норман учился в Центре искусств Интерлокен в Северном Мичигане в программа оперного спектакля. В возрасте 16 лет она приняла участие в конкурсе вокалистов Мэриан Андерсон в Филадельфии, который, хотя и не выиграл, привел к предложению полной стипендии в Университете Говарда в Вашингтон, округ Колумбия Находясь в Ховарде, изучая голос у Кэролайн Грант, она пела в университетском хоре и в качестве солистки Объединенной церкви Христа в Линкольне. В 1964 году она стала членом Gamma Sigma Sigma.

В 1965 году вместе с 33 другими студентками и четырьмя преподавателями она стала одним из основателей главы Delta Nu в Sigma Alpha Iota <246.>музыка братство. В 1966 году она выиграла вокальный конкурс Национального общества искусств и литературы. После окончания в 1967 году по специальности «музыка», она поступила в аспирантуру Консерватории Пибоди в Балтиморе, а затем в Школе музыки, театра и танца Мичиганского университета в Анн-Арбор, штат Мичиган, где она получила степень магистра в 1968 году. В это время Норман учился вокалу у Элизабет Маннион и Пьера Бернака. Позже в своей карьере она тесно сотрудничала с вокальным тренером Сильвией Олден Ли в Метрополитен-опера, которая также была тренером Мэриан Андерсон и Кэтлин Батл.

Начало карьеры (1968–1979)

После выпуска Норман, как и многие молодые американские музыканты того времени, переехала в Европу, чтобы обосноваться. В 1968 году она выиграла Международный музыкальный конкурс ARD в Мюнхене. В следующем году она подписала трехлетний контракт с Deutsche Oper Berlin, где впервые появилась в роли Элизабет в опере Вагнера Тангейзер.

Норман выступала в качестве гостя с немецкими и итальянскими оперными труппами. часто изображая благородных персонажей убедительно, как по внешнему виду, так и с помощью уникального голоса, который был гибким и мощным. Диапазон ее голоса был широким, от контральто регистров до драматического сопрано. В 1970 году она появилась в фильме Флоренс в главной роли в фильме Генделя Дебора. В 1971 году она пела в Maggio Musicale Fiorentino в роли Селики в «Мейербере» L'Africaine. В том же году она изобразила графиню Альмавиву в опере Моцарта Le nozze di Figaro вместе с Дитрихом Фишер-Дискау в качестве графа на Берлинском фестивале и записала роль с оркестром BBC под управлением Колина Дэвиса. Запись стала финалистом конкурса Montreux International Record Award и представила ее слушателям музыки в Европе и Соединенных Штатах.

В 1972 году Норман впервые появилась в La Scala, где она исполнила заглавную роль в опере Верди Аида и в The Royal Opera в Ковент-Гарден, Лондон, где она сыграла Кассандру в Les Troyens <246.>от Берлиоза. Норман снова была Аидой в концертной версии в том же году в ее первом широко разрекламированном американском выступлении на Hollywood Bowl на праздновании 50-летия этого места. За этим последовал концерт Вагнера на Музыкальном фестивале Тэнглвуд в Леноксе, Массачусетс, и турне по стране, после которого она вернулась в Европу для нескольких встреч. Норман ненадолго вернулась в Соединенные Штаты, чтобы дать свой первый сольный концерт в Нью-Йорке в рамках серии «Великие исполнители» в Элис Талли Холл в Линкольн-центре в 1973 году.

В 1975 году Норман переехал в Лондон и в следующие пять лет не выступал в постановках оперы. Она продолжала активно выступать на международном уровне как сольница и солистка в таких произведениях, как Элайджа Мендельсона и Les Béatitude Франка. Норман снова вернулся в Северную Америку в 1976 и 1977 годах, чтобы совершить обширный концертный тур. Норман путешествовал по Европе на протяжении 1970-х, давая сольные концерты произведений Шуберта, Малера, Вагнера, Брамса, Сати, Мессиана. и несколько современных американских композиторов, получившие признание критиков.

Середина карьеры (1980–1989)

В октябре 1980 года Норман вернулся на оперную сцену в главной роли Ариадна на Наксосе Рихарда Штрауса в Гамбургской государственной опере в Германии. Ее первое оперное выступление в Соединенных Штатах произошло в 1982 году в Оперной труппе Филадельфии, где она появилась в роли Иокасты в «Царевиче Эдипа» Стравинского и Дидоне Перселла.. Ее первое выступление в Метрополитен-опера в Нью-Йорке состоялось в 1983 году, когда она сыграла Кассандру и Дидону в Les Troyens Берлиоза в постановке, посвященной 100-летнему юбилею компании.. Обычно она исполняла одну из ролей, Татьяна Троянос - другую, но однажды вечером она исполнила обе роли.

Норман новаторски программировал сольные концерты, включая современную музыку. Она заказала цикл песен «woman.life.song» композитора Джудит Вейр, произведение, премьера которого состоялось в Карнеги-холл, с текстами Тони Моррисон, Майи. Анжелу и Кларисса Пинкола Эстес. В обзоре выступления в Элис Талли Холл, Бернард Холланд написал в The New York Times, что она «тщательно оценила свои, казалось бы, безграничные ресурсы, чтобы соответствовать изменяющимся условиям. текстуры ее материала ". После концерта в Карнеги-холле Аллен Хьюз написал в той же газете, что у Норман «один из самых ярких голосов перед публикой сегодня, и, как известно разборчивым слушателям, ее выступления подкреплены необычайной подготовкой., как музыкальные, так и другие. "

Согласно Британской энциклопедии :" К середине 1980-х она была одной из самых популярных и уважаемых драматических певиц сопрано в мире ". Она сказала Джону Груэну в интервью: «Что касается моего голоса, его нельзя разделить на категории - и мне это нравится, потому что я пою вещи, которые будут рассматриваться в драматическом, меццо или спинто. диапазон. Мне нравится столько разных видов музыки, что я никогда не позволял себе ограничиваться одним конкретным диапазоном ". Она была приглашена спеть на второй инаугурации президента США Рональда Рейгана 21 января 1985 г.; исполнение "Простых подарков " из Аарона Копленда Старые американские песни на церемонии. В 1986 году Норман спел Боже, храни королеву на праздновании 60-летия королевы Елизаветы II. В том же году она появилась в качестве солистки в опере Штрауса Четыре последние песни с Берлинским филармоническим оркестром во время его турне по Соединенным Штатам.

С годами Норман расширил свой талант в менее знакомые области. В 1988 году она исполнила концертное исполнение одноактной оперы Пуленк La voix humaine ("Голос человека") по пьесе Жана Кокто ' s 1930 одноименная пьеса. В течение 1980-х и в начале 1990-х Норман произвела множество отмеченных наградами записей, и многие из ее выступлений транслировались по телевидению. Помимо оперы, многие записи и выступления Нормана в это время были посвящены художественным песням, песням, ораториям и оркестровым произведениям. Особенно приветствуется ее интерпретация Четырех последних песен, поскольку «тональные качества ее голоса были идеальными для этих последних произведений великой немецкой романтической традиции».

Норман также исполнил Арнольд Шёнберг Гурр-Лидер и его опера для одной женщины Эрвартунг. В 1989 году она появилась в Метрополитен-опера на спектакле «Эрвартунг», ставшем первым односимвольным спектаклем компании. Он был представлен в двойном билете с «Замком Синей Бороды» Бартока, где Норман играл Джудит. Обе оперы транслировались по всей стране. В том же году она была солисткой с Зубином Мета и New York Philharmonic на концерте открытия 148-го сезона, который транслировался в прямом эфире PBS. Она выступала на открытии Гонконгского культурного центра и дала сольный концерт в Национальном театре и концертном зале в Тайбэе.

. ​​Также в 1989 году Норман был приглашен спеть Французский национальный гимн Марсельеза, посвященный 200-летию Французской революции 14 июля. Ее исполнение прозвучало на площади Согласия в Париже. в костюме, созданном Аззедином Алайя как часть тщательно продуманного театрализованного представления, организованного авангардным дизайнером Жан-Полем Гудом. Это событие послужило вдохновением, которое побудило южноафриканского поэта Лоуренса Мдудузи Ндлову написать стихотворение под названием «Я услышу», посвященное Норману. Стихотворение появляется в сборнике стихов Ндлову «В тихом царстве», предисловие к которому написал Норман.

Более поздняя жизнь (1990–2019)

Норман в 2010 году

С начала 1990-х Норман жил в Кротон-он-Гудзон, Нью-Йорк, в уединенном поместье, известном как «Белые ворота», которое ранее принадлежало телеведущему Аллену Фанту. Она выступала на гала-концерте по случаю 150-летия Чайковского в Ленинграде и выступала в Лирической опере Чикаго в главной партии Альцеста Глюка. в 1990 году. В том же году она спела американские спиричуэлы с сопрано Кэтлин Батл в Карнеги-холле. В следующем году она выступила на концерте, записанном вживую с Лоуренсом Фостером и Лионским оперным оркестром в Нотр-Дам де Пари. Норман спел Джокасту в опере Стравинского Царь Эдип на открытии оперной постановки на новом фестивале Сайто Кинен в Японских Альпах около Мацумото в 1992 году. В следующем году она исполнила заглавную партию в постановке Метрополитен-опера «Ариадна на Наксосе». В 1994 году Норман пел на похоронах бывшей первой леди Жаклин Кеннеди Онассис. Она снова была солисткой Нью-Йоркского филармонического оркестра, а затем дирижировал Курт Мазур в телетрансляции гала-концерта, посвященной открытию 153-го сезона оркестра в 1995 году. В качестве главного героя она дала заслуженное признание. Яначека "Дело Макропулоса", когда оно было впервые исполнено в 1996 году.

Норман выступил на церемонии открытия летних Олимпийских игр 1996 года в Атланте, пел "Быстрее выше сильнее". В январе 1997 года она выступила на второй инаугурации президента США Билла Клинтона, исполнив песню «О, свобода!». В 1998 году она выступила с сольным концертом в Карнеги-холле, включающим духовную музыку Дюка Эллингтона, сочиненную для джазового комбо, струнного квартета и фортепиано. Она спела Das Lied von der Erde Малера с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сейджи Одзава. В ее родном городе снималась рождественская телепрограмма. Весенний сольный тур 1999 года включал выступления в Тель-Авиве. В следующем сезоне она появилась на Зальцбургском фестивале.

В 1999 году Норман сотрудничал с хореографом-танцором Биллом Т. Джонсом в проекте для Линкольн-центра в Нью-Йорке под названием «Как! Делаем! Мы! Делаем! " В 2000 году она выпустила альбом I Was Born in Love with You, в который вошли песни Мишеля Леграна. Запись, рассматриваемая как проект джазового кроссовера, включала Леграна на фортепиано, Рона Картера на басу и Грейди Тейта на ударных. В феврале и марте 2001 года Норман выступил в Карнеги-холле в серии концертов из трех частей. С Джеймсом Левином в качестве ее пианиста, концерты были значительным событием в области искусства, изобилующим 80-страничным программным буклетом с недавно заказанным акварельным портретом Нормана Дэвида Хокни. В 2002 году Норман выступил на открытии сингапурской Esplanade - Theaters on the Bay.

28 июня 2001 года Норман и Кэтлин Батл исполнили Mythodea Вангелиса в Храме олимпийца. Зевс в Афинах, Греция. 11 марта 2002 года Норман исполнил «Прекрасная Америка » на церемонии открытия двух монументальных световых колонн на месте бывшего Всемирного торгового центра в качестве памятника жертвам. 11 сентября 2001 г., теракты в г. Нью-Йорке. В 2002 году она вернулась в Огасту, чтобы объявить, что будет финансировать пилотную школу искусств для детей в округе Ричмонд. Занятия начались в Объединенной методистской церкви Св. Иоанна осенью 2003 года. В ноябре 2004 года Андре Хеллер и [де ] в качестве директора школы сняли документальный фильм о жизни и работе Нормана. фотография, документирующая ее музыку, а также политические и социальные вопросы. В 2006 году Норман сотрудничал с хореографом современного танца Треем Макинтайром для специального выступления летом на Vail Dance Festival.

В марте 2009 года Норман был куратором Honor !, праздник афроамериканского культурного наследия. Фестиваль чествовал афроамериканских первопроходцев и художников концертами, сольными концертами, лекциями, панельными дискуссиями и выставками, организованными Карнеги-холл, Театром Аполло, Собором Св. Иоанна Богослова и других мест в окрестностях Нью-Йорка.

Норман с Томом Холлом, 2014

Норман прекратил исполнять ансамблевые оперы, сосредоточившись вместо этого на сольных выступлениях и концертах. Она входила в советы директоров Карнеги-холла, City-Meals-on-Wheels в Нью-Йорке, Танцевального театра Гарлема, Ботанического сада Нью-Йорка, Публичная библиотека Нью-Йорка, Национальный музыкальный фонд и Фонд Элтона Джона по СПИДу. Она была членом правления и представителем S.L.E. Lupus Foundation, а также представитель Партнерства для бездомных. Она входила в попечительский совет Ассоциации оперы Огасты и колледжа Пэйна.

. ​​В марте 2013 года Театр Аполло и Манхэттенская музыкальная школа представили Нормана в спектакле «Спроси свою маму, 90-е годы» Минутное мультимедийное шоу Лауры Карпман на основе Лэнгстона Хьюза «Спроси свою маму: 12 настроений для джаза».

В марте 2014 года Норман был показан на The Green Music Center Weill Hall в кампусе Государственного университета Сономы в Rohnert Park, California (Sonoma County ), в концерте Американские стандарты в честь таких людей, как Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон и Элла Фицджеральд. В 2015 году она и пианист Марк Маркхэм представили программу, состоящую в основном из Гершвина, Керна, Роджерса и Харта, в Карнеги-холле с несколькими художественными песнями Сати и Пуленка.

В апреле 2018 г. Норман стала 12-м лауреатом Премии Гленна Гулда за вклад в оперу и искусство.

Смерть и мемориал

Норман получил травму спинного мозга в 2015. Она умерла на горе Синай Морнингсайд на Манхэттене 30 сентября 2019 года в возрасте 74 лет. Причиной смерти был назван «септический шок и полиорганная недостаточность, вторичные по отношению к осложнениям» травмы спинного мозга. Публичные похороны Норман прошли в ее родном городе Огаста, штат Джорджия. Актер Лоуренс Фишберн, социолог Майкл Эрик Дайсон, оператор Метрополитен-опера Клайв Гиллинсон, борец за гражданские права Вернон Джордан и мэр Харди Дэвис заговорил. Оперы Дж'Нэй Бриджес, джазовые Виклифф Гордон и студенты из Морхаус-колледжа и Спелман-колледжа, а также школы Джесси Норман

Норман был увековечен торжественной данью в Метрополитен-опера, Нью-Йорк, 24 ноября 2019 года. Среди выступающих и исполнителей на публичной церемонии поминовения были Анна Дивер Смит, Глория Стайнем, бывший министр культуры Франции, Джек Ланг, Эрик Оуэнс, Гарлемский театр танца, Американский театр танца Элвина Эйли, Питер Гелб и Рене Флеминг.

Школа искусств Джесси Норман.

В 2003 году Фонд Рэйчел Лонгстрит и Норман объединились, чтобы открыть Школу искусств Джесси Норман, бесплатную программу исполнительского искусства для внешкольных студенты из малообеспеченных семей в Огасте, Джорджия. Норман принимал активное участие в программе, включая сбор средств в ее пользу.

Мемуары

6 мая 2014 года Хоутон Миффлин Харкорт опубликовал мемуары Нормана, Stand Up Straight and Sing!

Почести и награды

Почетные докторские степени

Норман получил почетные докторские степени более чем 30 колледжей, университетов и консерваторий.

Оперные роли

Среди оперных ролей Нормана были:

Оратория

Среди известных ролей в ораториях и оркестровых концертах:

Сольный концерт

Норман исполнил сольные концерты, в том числе:

Примечания
Ссылки

Источники

Further reading
External links
Wikimedia Commons has media related to Jessye Norman.
Wikiquote has quotations related to: Jessye Norman
Последняя правка сделана 2021-05-24 08:57:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте