Элла Фицджеральд

редактировать
Американская джазовая певица

Элла Фицджеральд
Элла Фицджеральд (Готтлиб 02871).jpg Фицджеральд в ноябре 1946 года
РодиласьЭлла Джейн Фицджеральд. (1917-04-25) 25 апреля 1917. Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния, США
Умер15 июня 1996 (1996-06-15) (в возраста 79). Беверли-Хиллз, Калифорния, США
Супруг (ы)Бенни Корнегей ​​(m.1941; аннулировано в 1943 г.) ​. Рэй Браун ​​(m.1947 г.; див. 1953) ​
ДетиРэй Браун младший
Музыкальная карьера
Жанры
Род занятийПевец
ИнструментыВокал
Годы активности1934–1994
Этикетки
Сайтellafitzgerald.com

Элла Джейн Фицджеральд (25 апреля 1917 - 15 июня 1996) была американской джазовой певицей, которую иногда называют первой леди песни, королевой джаза и леди Эллой. Она была отмечена чистотой тона, безупречной дикцией, фразировкой, таймингом, интонацией и «роговой» импровизационной способностью, особенно в ее пении скэт.

После бурного отрочества, Фицджеральд нашел стабильность в музыкальном успехе с оркестром Чика Уэбба, который выступал по всей стране, но чаще всего ассоциировался с Савойский бальный зал в Гарлеме. Ее исполнение детского стишка «А-Тискет, А-Таскет » помогло ей и Уэббу добиться национальной известности. Приняв на себя руководство группой после смерти Уэбба, Фицджеральд оставила ее в 1942 году, чтобы начать сольную карьеру.

Ее менеджером был Мо Гейл, соучредитель Савой, пока она не посвятила остаток своей карьеры Норману Гранцу, который основал Verve Records для продюсирования новых рекордов Фитцджеральда. Вместе с Verve она записала некоторые из наиболее широко известных произведений, в частности ее интерпретации Великого американского песенника.

. В то время как Фицджеральд появлялся в фильмах и в качестве гостя на популярных телешоу во второй половине двадцатого века, ее музыкальные произведения сотрудничества с Луи Армстронгом, Дьюком Эллингтоном и Чернильные пятна было одним из самых заметных ее действий вне сольной карьеры. «Мечтай обо мне », «Щека к щеке », «В каждую жизнь. Дождь должен падать. "и" Это ничего не значит (если это не то качели) ".

В 1993 году, после почти 60-летней карьеры, она дала свое последнее публичное выступление. года спустя она умерла в возрасте 79 лет после нескольких лет ухудшения здоровья. Среди ее наград - четырнадцать Грэмми, Национальная медаль искусств и Президентская медаль свободы.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Ранняя карьера
  • 3 года Decca
  • 4 Verve года
  • 5 Кино и телевидение
  • 6 Сотрудничество
  • 7 Болезнь и смерть
  • 8 Личная жизнь
    • 8.1 Потеря материала
  • 9 Дискография и коллекции
    • 9.1 Награды, цитаты и почести
  • 10 Дани и наследие
  • 11 Ссылки
  • 12 Источники
  • 13 Дополнительная литература
  • 14 Внешние ссылки

Ранние годы

Фицджеральд родился 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюсе, штат Вирджиния. Она была дочерью Уильяма Фицджеральда и Темперанса «Темпи» Генри. Т.е. Ее родители не были женаты, но жили вместе в районе Ньюпорт-Ньюс н е менее двух с половиной лет после ее рождения. В начале 1920-х мать Фицджеральда и ее новый партнер, португальский иммигрант по имени Джозеф Да Силва, переехали в Йонкерс, в округ Вестчестер, Нью-Йорк. Ее сводная сестра, Фрэнсис да Силва, родилась в 1923 году. К 1925 году Фицджеральд и ее семья переехали на соседнюю Школьную улицу, бедный итальянский район. Она начала свое формальное образование в возрасте шести лет и была отличной ученицей, пройдя через множество школ, прежде чем поступить в неполную среднюю школу Бенджамина Франклина в 1929 году.

Начало с третьего класса, Фицджеральд любил танцевать и восхищался им Эрл Снейкшипс Такер. Она выступала для сверстников по дороге в школу и в обеденное время. Она и ее семья были методистами и были активными членами Вифании Африканской методистской епископальной церкви, где она посещала богослужения, изучение Библии и воскресную школу. Церковь дала Фицджеральд самый ранний музыкальный опыт.

Фицджеральд слушала джазовые записи Луи Армстронга, Бинга Кросби и Сестер Босуэлл. Ей нравилась вокалистка группы «Сестры Босуэлл» Конни Босвелл, которая позже сказала: «Моя мама принесла одну из ее пластинок, и я влюбился в нее... Я так старался звучать так же, как она. «

В 1932 году, когда Фицджеральду было пятнадцать, ее мать умерла от травм, полученных в автомобильной аварии. Отчим заботился о ней до апреля 1933 года, когда она переехала в Гарлем, чтобы жить с тетей. Это, казалось бы, сильное изменение в ее обстоятельствах, что биограф Фицджеральда Стюарт Николсон указал как слухи о «жестоком обращении» со стороны ее предполагать, что да Силва мог издеваться над ней.

Фицджеральд начал пропускать школу, и ее оценки пострадали. Она работала наблюдателем в борделе и работала с мафиозным агентом номеров. Она никогда не говорила публично об этом времени в своей жизни. Когда власти поймали ее, она была помещена в Приют для цветных сирот в Ривердейле в Бронксе. Когда в приюте оказалось слишком много людей, ее перевели в Нью-Йоркскую школу для девочек, государственную исправительную школу в Гудзоне, штат Нью-Йорк.

Начало карьеры

Молодой Фицджеральд, сфотографировано Карлом Ван Фехтеном в январе 1940 года

Хотя она, кажется, выжила в 1933 и 1934 годах отчасти благодаря пению на улицах Гарлема, Фицджеральд дебютировала в 17 лет, 21 ноября 1934 года, в одну из первых любительских ночей в Театре Аполлона. Она намеревалась выйти на сцену и танцевать, но испугалась местного танцевального дуэта под названием «Сестры Эдвардс» и решила вместо этого спеть. Выступая в стиле Конни Босвелл, она спела «Джуди» и «Объект моей привязанности» и получила первый приз. Она получила шанс выступить в Apollo в течение недели, но, видимо, из-за ее взлохмаченной внешности театр так и дал не ей эту часть приза.

В январе 1935 года Фицджеральд получил шанс выступить в неделю с группой Крошечный Брэдшоу в Гарлемском оперном театре. Ее познакомили с барабанщиком и лидером группы Чиком Уэббом, который попросил своего недавно подписанного певца Чарли Линтона помочь найти ему певицу. Уэбб «не хотел подписывать ее... потому что она была неуклюжей и неухоженной,« алмаз в необработанном виде »», он использовал ее возможность протестировать со своей группой, когда они играли танец в Йельском университете.

Фицджеральд, встреченный с одобрением как публики, так и ее коллег-музыкантов, пригласили присоединиться к оркестру Уэбба, и она получила признание в рамках выступлений группы в Savoy Ballroom Гарлема. Фитцджеральд записал несколько хитов, в том числе «Любовь и поцелуи» и «(Если ты не умеешь петь), ты должен это качать (мистер Паганини) ». Но именно ее версия детского стишка 1938 года "A-Tisket, A-Tasket ", песня, которую она написала в соавторстве, принесла ей общественное признание. "A-Tisket, A-Tasket" стал главным хитом на радио, а также одним из самых продаваемых пластинок десятилетия.

Уэбб умер от туберкулеза позвоночника 16 июня., 1939, и его группа была переименована в Элла и ее знаменитый оркестр, где Фицджеральд взял на себя роль руководителя группы. В период с 1935 по 1942 год она записала около 150 песен с оркестром Уэбба. В дополнение к работе с Уэббом Фицджеральд выступала и записывалась с оркестром Бенни Гудмана. У нее тоже был свой побочный проект, известный как Элла Фицджеральд и ее Савойская восьмерка.

Декка годы

Фицджеральд с Диззи Гиллеспи, Рэй Браун, Милт Джексон и Тимм Розенкранц в Нью-Йорке -Йорке, 1947 год.

В 1942 году, когда в группе Фицджеральда «Элла и ее знаменитый оркестр» усилились разногласия и проблемы с деньгами, она начала работать. в качестве солистки с The Three Keys, в июле ее группа отыграла свой последний концерт в Earl Theater в Филадельфии. Работая на Decca Records, у нее были хиты с Биллом Кенни и Чернильными пятнами, Луи Джорданом и Дельтой. Ритм Бойз. Продюсер Норман Гранц стал ее менеджером в середине 1940-х годов после того, как она начала петь для Джаз в филармонии, серии концертов, начатой ​​Гранцем.

С концом эпохи свинга и упадком великих гастролирующих биг-бэндов произошли серьезные изменения в джазовой музыке. Появление бибопа привело к новым изменениям в вокальном стиле Фицджеральда, на которых повлияла ее работа с биг-бэндом Диззи Гиллеспи. Именно в этот период Фицджеральд начала скэт-пение в качестве основной части своего репертуара. Во время пения с Гиллеспи Фицджеральд вспоминал: «Я просто пытался сделать [своим голосом] то, что я слышал, как звуки рожков в группе».

Ее скат-запись 1945 года «Flying Home " аранжировка Вика Шона позже будет описана The New York Times как "одна из самых влиятельных вокально-джазовых записей десятилетия.... Где другие певцы, в первую очередь Луи Армстронг, пробовали подобную импровизацию., никто до мисс Фицджеральд не применила эту технику с такой ослепительной изобретательностью ». Ее бибоп-запись "Oh, Lady Be Good! " (1947) была не менее популярна и выступила за свою репутацию как одной из ведущих джазовых вокалисток.

Verve годы

Фицджеральдила свой первый тур по Австралии в июле 1954 года для австралийского американского промоутера Ли Гордона. Это была первая из знаменитых рекламных акций Гордона "Big Show", и в тур "пакет" также входили Бадди Рич, Арти Шоу и комик Джерри Колонна.

Хотя тур Был большим успехом у публики и установил новый рекорд по кассовым сборам для Австралии, он был омрачен инцидентом с расовой дискриминацией, из-за которого Фицджеральд пропустил первые два концерта в Сиднее, и Гордону пришлось организовать два первых концерта, чтобы компенсировать владельцам билетов.. Хотя четыре члена окружения Фицджеральда - Фицджеральд, ее пианист Джон Льюис, ее помощница (и двоюродная сестра) Джорджиана Генри и менеджер Норман Гранц - все имели билеты первого класса в запланированные панские. Авиакомпания вылетела из Гонолулу в Австралию, им было приказано покинуть самолет после того, как они уже были сели в самолет, и им было отказано в разрешении на повторную посадку самолет в, чтобы забрать свой багаж и одежду. В результате они застряли в Гонолулу на три дня, прежде чем смогли улететь еще одним рейсом в Сидней. Хотя в сообщении современной австралийской прессы цитируется пресс-секретарь австралийской Pan-Am, который отрицал, что инцидент имел расовую основу, Фицджеральд, Генри, Льюис и Гранц подали гражданский иск о расовой дискриминации против Pan-Am в декабре 1954 года и в телеинтервью 1970 года Фитцджеральду. подтвердила, что они выиграли и получили то, что она описала как «хорошее урегулирование».

Фицджеральд все еще выступал на концертах Гранца Джаз в филармонии (JATP) в 1955 году. Она ушла. Декка и Гранц создали вокруг нее Verve Records. Позже она описала этот период как стратегически важный, сказав: «Я дошла до того, что пела только би-боп. Я думала, что би-боп - это «это», и все, что мне нужно было сделать, это куда-нибудь и спеть. боп. Но в конце концов дошло до того, что мне негде было петь. Тогда я понял, что музыка - это нечто большее, чем боп. Норман... чувствовал, что я должен заниматься другими делами, поэтому он продюсировал Элла Фицджеральд поет Песенник Коула Портера со мной. Это был поворотный момент в моей жизни ».

15 марта 1955 года Элла Фицджеральд открыла свою первую помолвку в ночном клубе Mocambo в Голливуд, после того, как Мэрилин Монро пролоббировал владельца для данной статьи. Бронирование сыграло роль в карьере Фицджеральда. Бонни Грир инсценировала этот инцидент как музыкальную драму Мэрилин и Элла в 2008 году. Ранее широко сообщалось, что Фицджеральд был первым чернокожим исполнителем, сыгравшим Мокамбо, после вмешательства Монро, но это не правда. Афро-американские певцы Херб Джеффрис, Эрта Китт и Джойс Брайант все играли мокамбо в 1952 и 1953 годах, согласно рассказам, опубликованным в то время в Журнал Jet и Billboard.

Элла Фицджеральд поет сборник песен Коула Портера, выпущенный в 1956 году, был первым из восьми наборов сборников песен, которые Фицджеральд записывал для Verve с нерегулярными интервалами с 1956 по 1964 год. Композиторы и лирики, отмеченные в каждом выпуске, взятые, большую часть культурного канона, известный как Великий американский песенник. Ее песни изменяются от стандартных до раритетных и представляли собой попытку Фицджеральда перейти в не-джазовую аудиторию. Наборы - самые известные вещи в ее диск.

Фицджеральд в 1968 году, любезно предоставлено имением Фрейзера Макферсона

Элла Фицджеральд поет Песенник герцога Эллингтона был единственным песенником, на котором композитор, который она интерпретировала, играл с нейником. Дюк Эллингтон и его давний соавтор Билли Стрейхорн оба появились ровно на половине из 38 треков сета и написали два новых музыкальных произведения для альбома: «Блюз E и D» и четыре -движение музыкального портрета Фицджеральда. Цикл «Песенник» стал самой популярной и коммерчески успешной работой певицы, вероятно, ее самым значительным подношением американской культуре. В 1996 году New York Times писала: «Эти альбомы были одними из первых поп-альбомов, которые уделяли серьезное внимание авторам песен, и они сыграли роль в превращении поп-альбома в средство серьезного музыкального исследования».

Через несколько дней после смерти Фицджеральда обозреватель The New York Times Фрэнк Рич написал, что в серии Песенников Фицджеральд «совершил культурную трансляцию, столь же экстраординарную, как Элвис 'объединенная интеграция белого и афроамериканского души. Это была чернокожая женщина, популяризировавшая городские песни, часто написанные евреями-иммигрантами, национальной аудитории, состоящей преимущественно из белых христиан ». Фрэнк Синатра из уважения к Фицджеральду, запрещено Capitol Records переиздавать свои собственные записи в виде отдельных альбомов для отдельных композиторов таким же образом.

Фицджеральд также записал альбомы, посвященные исключительно песням Портера и Гершвина. в 1972 и 1983 годах; альбомы - это, соответственно, Элла любит Коула и Хорошая работа, если получится. Более поздний сборник, посвященный одному композитору, выпущен в ее время с Pablo Records, Ella Abraça Jobim, в который вошли песни Антонио Карлоса Жобима.

во время записи песни Книги и периодические студийные альбомы, Фицджеральд гастролировал от 40 до 45 недель в году по США и по всему миру под руководством Нормана Гранца. Гранц помогла ей укрепить свои позиции в качестве одного из ведущих исполнителей живого джаза. В 1961 году Фицджеральд купила дом в районе Клампенборг Копенгагена, Дания, после того, как начала отношений с датчанином. Хотя отношения закончились через год, Фитцджеральд регулярно возвращался в течение следующих трех лет и даже рассматривал возможность покупки там джаз-клуба. Дом был продан в 1963 году, и Фицджеральд навсегда вернулся в Соединенные Штаты.

На Verve есть несколько концертных альбомов, которые оценены критиками. В оперном театре показывает типичную постановку «Джаз в филармонии» от Фицджеральда. Элла в Риме и Двенадцать ночей в Голливуде демонстрируют свой вокальный джазовый канон. Элла в Берлине до сих пор остается одним из ее самых продаваемых альбомов; он включает в себя исполнение "Мак Нож ", удостоенное Грэмми, в котором она забывает текст, но великолепно импровизирует, чтобы компенсировать это.

Verve Records была продана MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов, а в 1967 году MGM не удалось продлить контракт с Фитцджеральдом. В течение следующих пяти лет она курсировала между Atlantic, Capitol и Reprise. Ее материал в то время отличался от ее типичного джазового репертуара. Для Capitol она записала Brighten the Corner, альбом гимнов, Рождество Эллы Фицджеральд, альбом рождественских гимнов, Misty Blue, альбом с кантри и вестерна , и 30 Эллы, серия из шести попурри, которые выполнили ее обязательства перед лейблом. В этот период у нее был последний сингл в чартах США с кавером на песню Smokey Robinson «Get Ready », ранее ставшую хитом для the Temptations, и несколько месяцев спустя Rare Earth.

Элла Фицджеральд на винодельне Пола Массона, Саратога, Калифорния, вошла в пятерку лучших хитов

Неожиданный успех альбома 1972 года Джаз в Santa Monica Civic '72 Гранца к основанию Pablo Records, его первый лейбла с момента продажи Verve. Фитцджеральд записал для лейбла около 20 альбомов. Элла в Лондоне записывалась вживую в 1974 году с пианистом Томми Фланаганом, гитаристом Джо Пассом, басистом Кетер Беттс и барабанщиком Бобби Даремом, и многие считали ее одной из лучших ее работ. В следующем году она снова выступила с Джо Пассом на немецком телеканале NDR в Гамбурге. За годы работы в Pablo Records также зафиксировано снижение ее голоса. «Она часто использовала более короткие резкие фразы, и ее голос был тяжелее, с более широким вибрато», - написал один биограф. Из-за проблем со здоровьем Фицджеральд сделала свою последнюю запись в 1991 году и свои последние публичные выступления в 1993 году.

Кино и телевидение

Фицджеральд пожимает руку президенту Рональду Рейгану после выступления в Белом доме, 1981

В своей самой заметной экранной роли Фицджеральд сыграла певицу Мэгги Джексон в джазовом фильме Джека Уэбба 1955 года Блюз Пита Келли. В фильме снимались Джанет Ли и певица Пегги Ли. Несмотря на то, что она уже работала в кино (она кратко пела в фильме 1942 года Эббот и Костелло Ride 'Em Cowboy ), она была «в восторге», когда Норман Гранц договорился о роли. для нее, и «в то время... считала ее роль в фильме Warner Brothers самым большим событием, которое когда-либо с ней случалось». В разделе «Нью-Йорк Таймс» фильма, когда он открылся в августе 1955 года, рецензент написал: «Примерно пять минут (из девяноста пяти) предполагают, что это могло быть изображение. Возьмите гениальный пролог... [или] возьмите мимолетные сцены, когда прекрасная Элла Фицджеральд, выделившая несколько речевых строк, заполняет экран и звуковую дорожку своими сильными мобильными особенностями и голосом ».

После« Блюза Пита Келли »она появлялась в эпизодических эпизодах в фильмах, в ул. Луи Блюз (1958) и Let No Man Write My Epitaph (1960).

Она неоднократно появлялась в качестве гостя на телешоу, пела на Шоу Фрэнка Синатры, Шоу Энди Уильямса, Выставочный зал Пэта Буна Chevy и другие великие звезды Нэт Кинг Коул, Дин Мартин, Мел Торме и многие другие. Она также часто появлялась на Шоу Эда Салливана. Пожалуй, самым необычным и интригующим ее выступлением была песня «Три Маленькие Девицы» из комикса Гилберта и Салливана оперетта Микадо вместе с Джоан Сазерленд и Дина Шор в еженедельном выборе Шора в 1963 году. Выступление в Джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне было снято и показано по BBC. Фицджеральд также единожды появился рядом с Сарой Воан и Перл Бейли в специальном телевизионном выпуске 1979 года, посвященном Бейли. В 1980 году она исполнила смесь стандартов в дуэте с Карен Карпентер в телепрограмме Carpenters «Музыка, музыка, музыка».

Фицджеральд также появлялась в телевизионных рекламных роликах, что стало ее самым запоминающимся событием. объявление для Memorex. В рекламе она спела ноту, от которой разбилось стекло, во время записи на кассету Memorex. Лента была воспроизведена, и запись также разбила еще один стакан, спрашивая: «Это живая или это Memorex?» Она также появилась в нескольких рекламных роликов Kentucky Fried Chicken, спев и скатировав давний слоган сети ресторанов быстрого питания: «Мы делаем курицу правильно!» Ее последняя коммерческая кампания была для American Express, в которой она была сфотографирована Энни Лейбовиц.

Элла Фицджеральд «Just One of The Things» - фильм о ее жизни, включая интервью со многими известными певцами и музыкантами. который работал с ней и ее сыном. Режиссером выступил Лесли Вудхед, а продюсером - Реджи Надельсон. Он был выпущен в Великобритании в 2019 году.

Сотрудничество

Наиболее высокими коллаборациями Фицджеральда стали вокальные квартеты Билла Кенни и The Ink Spots, трубач Луи Армстронг, гитарист Джо Пасс и группа группы Граф Бэйси и Дюк Эллингтон.

  • С 1943 по 1950 год Фитцджеральд записал семь песен с чернильными пятнами с участием Билла Кенни. Из семи четырех достигли вершины поп-чартов, в том числе «Я верю » и «В каждую жизнь должен выпасть дождь », оба заняли первое место..
  • Фитцджеральд записал три студийных альбома Verve с Луи Армстронгом, два стандартных альбома (Элла и Луи 1956 года и Элла и Луис Сэйн 1957 года) и третий альбом представлен Музыка из оперы Гершвина Порги и Бесс. Фитцджеральд также записал несколько сторон с Армстронгом для Decca в начале 1950-х.
  • Фицджеральда иногда называют типичной певицей свинга, и ее встречи с графом Бэйси высоко оцениваются критиками. Фицджеральд фигурирует в одном треке из альбома Бэйси One O'Clock Jump 1957 года, а ее альбом 1963 года Элла и Бэйси! запомнился как одна из ее величайших записей. С группой Бэйси из «Нового Завета» и аранжировками, написанными молодым Куинси Джонсом, этот альбом оказался передышкой от записей «Песенника» и постоянных гастролей, в которых Фицджеральд участвовал в этот период.. Фицджеральд и Бэйси также работали над альбомом 1972 года Джаз в Санта-Монике Сивик '72 и над альбомами 1979 года Digital III в Монтрё, Классная пара и Идеальное совпадение.
  • Фицджеральд и Джо Пасс записали вместе четыре альбома к концу карьеры Фицджеральда. Она записала несколько альбомов в сопровождении фортепиано, но гитара оказалась для нее идеальной мелодической фольгой. Фицджеральд и Пасс появились вместе на альбомах Take Love Easy (1973), Easy Living (1986), Speak Love (1983) и Fitzgerald and Pass... Снова (1976).
  • Фицджеральд и Дюк Эллингтон записали два концертных и два студийных альбома. Ее Песенник Герцога Эллингтона прочно вошел в канон известный как Великий Американский Песенник, а в 1960-х Фицджеральд и Герцог встретились на Лазурном берегу для выпуска альбома 1966 года Элла и Герцог на Лазурном берегу и в Швеции для Стокгольмского концерта, 1966. Их альбом 1965 года Элла из Duke's Place также был очень хорошо принят.

У Фицджеральда было несколько известных джазовых музыкантов и солистов в качестве помощников на протяжении всей своей долгой карьеры. Трубачи Рой Элдридж и Диззи Гиллеспи, гитарист Херб Эллис, и пианисты Томми Флэнаган, Оскар Петерсон, Лу Леви, Пол Смит, Джимми Роулз и Эллис Ларкинс - все работали с Фицджеральдом в основном в живых, небольших группах.

Возможно, величайшим нереализованным сотрудничеством Фицджеральда (с точки зрения популярной музыки) был студийный или концертный альбом с Фрэнком Синатрой. Эти двое появлялись на одной сцене только периодически в течение многих лет, в 1958 и 1959 годах, а затем в 1967 году в шоу Человек и его музыка + Элла + Жобим, в котором также участвовал Антонио. Карлос Жобим. Пианист Пол Смит сказал: «Элла любила работать с [Фрэнком]. Синатра отдал ей свою гримерку в «Человеке и его музыке», и ничего не мог сделать для нее ». Когда его спросили, Норман Гранц назвал «сложные договорные причины» того факта, что два артиста никогда не записывались вместе. Появление Фицджеральда с Синатрой и графом Бэйси в июне 1974 года на серии концертов в Caesars Palace, Лас-Вегас, было воспринято как важный стимул для Синатры вернуться из добровольной пенсии в 1970-х годов. Спектакли имели большой успех, и в сентябре 1975 года на Бродвее в триумвирате с оркестром графа Бэйси за две недели они собрали 1 миллион долларов.

Болезнь и смерть

Фицджеральд страдала диабетом в течение нескольких лет своей дальнейшей жизни, что привело к многочисленным осложнениям. В 1985 году Фицджеральд был ненадолго госпитализирован из-за респираторных заболеваний, в 1986 году - из-за застойной сердечной недостаточности, а в 1990 году - из-за истощения. В марте 1990 года она выступила в Royal Albert Hall в Лондоне, Англия, с Count Basie Orchestra на презентации Jazz FM, а также на гала-ужине в Grosvenor House Hotel. на котором она выступала. В 1993 году ей пришлось ампутировать обе ноги ниже колена из-за последствий диабета. Также пострадало ее зрение.

Она умерла в своем доме от инсульта 15 июня 1996 года в возрасте 79 лет. Через несколько часов после ее смерти Джазовый фестиваль Playboy стартовал на Hollywood Bowl. Как дань уважения, на шатре было написано: «Элла, мы будем скучать по тебе». Ее похороны были частными, и она была похоронена на кладбище Инглвуд-Парк в Лос-Анджелесе.

Личная жизнь

Фицджеральд был как минимум дважды, и есть свидетельства того, что она могла выйти замуж в третий раз. Ее первый брак был в 1941 году с Бенни Корнегаем, осужденным торговцем наркотиками и местным докером. Брак был аннулирован в 1942 году. Ее второй брак был в декабре 1947 года со знаменитым бас-гитаристом Рэем Брауном, с которым она познакомилась во время тура с Группа Диззи Гиллеспи годом ранее. Вместе усыновили ребенка, родившегося от единокровной сестры Фицджеральда, они они использовали Рэй Браун-младший 9 Фицджеральд и Браун были заняты гастролями и записью, ребенка в основном воспитывала тетя его матери, Вирджиния. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году, оба они испытывали труды в карьере, хотя они продолжали выступать вместе.

В июле 1957 года Reuters сообщило, что Фицджеральд тайно действовал. женат, молодой норвежец, в Осло. Она даже дошла до того, что обставила квартиру в Осло, но об этом деле быстро забыли, когда Ларсен был приговорен к пяти месяцам каторжных работ в Швеции за кражу денег у молодой женщины, с которой он ранее был помолвлен.

Фицджеральд, как известно, был застенчивым. Трубач игрок Марио Бауза, который играл за Фицджеральда в ранние годы с Чиком Уэббом, вспомнил, что «она мало болталась. группа, она была предана своей музыке.... Она была одинокой девушкой в ​​Нью-Йорке, просто держалась особняком для концерта ». Когда позже в ее карьере Общество певцов назвало награду в ее честь, Фицджеральд объяснила: «Я не хочу сказать что-то не то, что я всегда делаю, но думаю, что лучше, когда я петь. "

С 1949 по 1956 год Фицджеральд проживал в Св. Олбанс, Нью-Йорк, анклав преуспевающих афроамериканцев, где она считала своих соседей, Иллинойс Жаке, Граф Бэйси, Лена Хорн и другие. Светила джаза.

Фицджеральд был борцом за гражданские права; используя свой талант, чтобы сломать расовые барьеры по всей стране. Премия Национальной ассоциации ассоциации равноправия цветных людей и премией American Black Achievement Award. В 1949 году Норман Гранц пригласил Фицджеральда для участия в туре Джаз в филармонии. Чтобы не было «цветных» или «белых» сидений, позаботился о том, чтобы Фицджеральд получала равную оплату и условия независимо от пола и расы.

Билл Рид, автор книги «Горячие из Гарлема: Двенадцать афроамериканс» ких артистов », называл Фицджеральда« борцом за гражданские права », сталкиваясь с дискриминацией на протяжении всей своей карьеры. В 1954 году по пути на один из своих концертов в Австралии она не смогла сесть на рейс Pan American из-за расовой дискриминации. Несмотря на то, что она столкнулась с препятствиями и расовых барьеров, она была признана «послом культуры», получив Национальную медаль искусств в 1987 году и высшую невоенную награду Америки - Президентскую медаль свободы

.

В 1993 году Фицджеральд основал Благотворительный фонд Эллы Фицджеральд, сосредоточив внимание на благотворительных грантах по четырем основным категориям: академические возможности для детей, музыкальное образование, базовые потребности в уходе для менее удачливых, медицинских исследований, посвященных диабету, сердечных заболеваний и нарушений зрения.. Ее цель заключалась в том, чтобы отдать должное и предоставить возможности тем, кто «находится в опасности» и менее удачлив. Кроме того, она поддерживает несколько некоммерческих организаций, таких как Американская кардиологическая ассоциация, Фонд надежды и Retina Foundation.

Потеря материалов

25 июня 2019 г., The New York Журнал Times перечислил Эллу Фицджеральд среди сотен художников, чьи материалы были уничтожены во время Вселенского пожара 2008 года.

Дискография и коллекции

Основные коллекции медиафайлов и памятных вещей Фицджеральда используются совместно между Смитсоновским институтом и Библиотекой Конгресса США

Награды, цитаты и почести

Фицджеральд выиграл тринадцать премий Грэмми и получил Премию Грэмми за заслуги перед жизнью в 1967 году.

В 1958 году Фицджеральд стала первой афроамериканкой, победившей на первом шоу.

Другими крупными наградами и наградами, которые она получила за свою карьеру, были Почетная медаль Центра Кеннеди за исполнительское искусство, Национальная медаль искусства, первая Общество. награды за заслуги певцов, названной в ее честь "Элла", Президентской медалью свободы и Geo rge и Ira Gershwin Award за музыкальные достижения на протяжении всей жизни, UCLA Spring Sing и медаль UCLA (1987). В другом городе, в Университете Южной Калифорнии, она получила награду USC "Magnum Opus", которая висит в офисе благотворительного фонда Эллы Фицджеральд. В 1986 году она получила почетную докторскую степень по музыке в Йельском университете. В 1990 году она получила почетную докторскую степень музыки от Гарвардского университета.

Дани и наследие

Фицджеральд в 1960 году Эрлингом Мандельманном

История карьеры и архивные материалы из За долгую карьеру Фицджеральд находится в Архивном центре Смитсоновского Национального музея американской истории, а ее личные музыкальные аранжировки хранятся в Библиотеке Конгресса. Ее обширная коллекция кулинарных книг была передана в дар библиотеке Шлезингера в Гарвардском университете, а ее обширная коллекция опубликованных нот была передана Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе.

В 1997 году Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, совместно с Университетом Кристофера Ньюпорта организовали недельный музыкальный фестиваль в честь Фицджеральда в ее родном городе.

Каллэуэй, Ди Ди Бриджуотер и Патти Остин записали все альбомы в честь Фицджеральда. В альбоме Каллауэя «Элла с любовью» (1996) представлены четырнадцать джазовых стандартов, ставших популярными благодаря Фицджеральду, а также в альбоме присутствует трубач Винтон Марсалис. В альбоме Bridgewater Dear Ella (1997) много музыкантов, которые были тесно связаны с Фицджеральдом на протяжении ее карьеры, в том числе пианист Лу Леви, трубач Бенни Пауэлл и второй муж Фицджеральда, контрабасист Рэй Браун. Следующий альбом Bridgewater, Live at Yoshi's, был записан вживую 25 апреля 1998 года, что должно было стать 81-м днем ​​рождения Фицджеральда.

Альбом Остина For Ella (2002) включает 11 песен, которые больше всего ассоциируются с Фицджеральдом, а двенадцатая песня «Hearing Ella Sing» является данью Остина Фицджеральду. Альбом был номинирован на Грэмми. В 2007 году был выпущен альбом We All Love Ella, трибьют-альбом, записанный к 90-летию со дня рождения Фицджеральда. В нем участвовали такие артисты, как Майкл Бубле, Натали Коул, Чака Хан, Глэдис Найт, Дайана Кролл, кд lang, Queen Latifah, Ledisi, Dianne Reeves, Linda Ronstadt и Lizz Wright, сопоставление песен, наиболее часто связанных с "Первая леди песни". Альбом фолк-певицы Одетты To Ella (1998) посвящен Фицджеральду, но не содержит песен, связанных с ней. Ее аккомпаниатор Томми Флэнаган с любовью вспоминал Фицджеральда на его альбоме Lady be Good... For Ella (1994).

"Ella, elle l'a ", дань уважения Фицджеральду, написанная Мишелем Бергером и исполненная французским певцом France Gall, был хитом в Европе в 1987 и 1988 годах. Фицджеральд также упоминается в хите 1976 Стиви Уандера «Сэр Дюк » из его альбома Песни в «Ключе жизни» и песня «Я люблю быть здесь с тобой. », Написанные Пегги Ли и Биллом Шлюгером. Запись Синатры 1986 года" Mack the Knife "из его альбома LA Is My Lady (1984) включает в себя дань Она также отмечена в песне «Первая леди» канадского артиста Никки Янофски.

В 2008 году Центр культурных искусств Даунинг-Гросс в Ньюпорт-Ньюсе назвал свой новый театр на 276 Исполнителями торжественного открытия (11 и 12 октября 2008 г.) были Роберта Флэк и Queen Est, Театром Эллы Фицджеральд. ее Мозг.

. В 2012 году Род Стюарт исполнил «виртуальный дуэт» с Эллой. Фицджеральд на его рождественском альбоме С Рождеством, детка и его одноименный телевизионный выпуск.

В Йонкерсе, город, в котором она выросла, есть бронзовая скульптура Фицджеральда, созданная американским художником Винни Багвеллом. Он расположен к юго-востоку от главного входа на станцию ​​Амтрак / Метро-Северная железная дорога напротив старого вагонного амбара города. Расположение статора - одна из 14 туристических остановок на тропе афроамериканского наследия в округе Вестчестер. Бюст Фицджеральда находится в кампусе Университета Чепмена в Ориндж, Калифорния. Эд Дуайт создал серию из более чем 70 бронзовых скульптур в Музее арки Сент-Луиса по заказу Службы национальных парков; в сериале «Джаз: американская форма искусства» рассказывается об эволюции джаза и представлены джазовые исполнители, включая Фицджеральда.

9 января 2007 года Почтовая служба США объявила, что Фицджеральд будет удостоена ее собственной почтовой марки. Марка была выпущена в апреле 2007 года в серии «Черное наследие» Почтовой службы.

В апреле 2013 года она представлена ​​в Google Doodle, изображающем ее выступление на сцене. Он отпраздновал то, что было бы ее 96-летним днем.

25 апреля 2017 года, в годовщину ее рождения, британская BBC Radio 2 транслировала три программы в рамках программы "Элла в 100 лет" празднование: Элла Фицджеральд Ночь, представленная Джейми Каллам, Вспоминая Эллу, представленная Лео Грин и Элла Фицджеральд - первая леди песни, представленная Петулой Кларк.

В 2019 году, Элла Фицджеральд: «Просто одна из тех вещей», документальный фильм Лесли Вудхеда, был запущен в Великобритании. В нем были представлены редкие кадры, радиопередачи и интервью с Джейми Каллумом, Андреином, Джонни Матисом и другими музыкантами, а также длинное с Превном Фицджеральда, Рэем Брауном-младшим.

Источники

Источники

Дополнительная литература

  • Гурс, Лесли. (1998) Компаньон Эллы Фицджеральд: Семь десятилетий комментариев. Music Sales Ltd.; ISBN 0-02-864625-8
  • Джонсон, Дж. Уилфред. (2001) Элла Фицджеральд: Полная аннотированная дискография. McFarland Co Inc.; ISBN 0-7864-0906-1

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Эллой Фитцджеральд.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Элла Фицджеральд
  • flag Портал США
  • Портал биографии
  • Музыкальный портал
Последняя правка сделана 2021-05-19 07:25:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте