Сэр Колин Рекс Дэвис CH CBE (25 сентября 1927 - 14 апреля 2013) был английский дирижер, известный своими связями с Лондонским симфоническим оркестром, впервые дирижировал им в 1959 году. Его репертуар был широк, но среди композиторов, с которыми он был особенно связан, были Моцарт, Берлиоз, Элгар, Сибелиус, Стравинский и Типпетт.
Учился на кларнетиста, но намеревался стать дирижером. После борьбы в качестве дирижера-фрилансера с 1949 по 1957 год он получил ряд назначений в оркестры, включая Шотландский оркестр BBC, Симфонический оркестр BBC и Симфонический оркестр Баварского радио.. Он также был музыкальным руководителем Оперы Сэдлера Уэллса и Королевского оперного театра, где он был главным дирижером более пятнадцати лет. Его приглашенные дирижеры включали Бостонский симфонический оркестр, Нью-Йоркский филармонический оркестр и Государственную капеллу Дрездена и многие другие.
В качестве учителя Дэвис занимал должности в Королевской музыкальной академии, Лондон, и Landesgymnasium für Musik "Carl Maria von Weber" (подготовительная школа музыки.) в Дрездене. Он сделал свои первые записи граммофона в 1958 году, и его дискография в течение следующих пяти десятилетий была обширной, с множеством студийных записей для Philips Records и значительным каталогом концертных записей для собственного лейбла Лондонского симфонического оркестра.
Дэвис был родился в Вейбридже, Суррей, пятом из семи братьев и сестер Реджинальда Джорджа и Лилиан Дэвис. Семья была музыкальной, и он приобщался к музыке с раннего возраста. Он вспоминал:
«Я все еще вижу, как Сарджент проводит первый концерт, на котором я когда-либо присутствовал. Я все еще могу слышать Мельхиора в финальной сцене Зигфрида - старый 78, играющий на граммофоне моего отца... Я также могу вспомнить момент, когда я решил заниматься музыкой в моей жизни. Мне было 13 или 14 лет, и спектакль был Восьмой. Двери внезапно открылись. Я был полностью вовлечен, даже одержим музыкой, хотя я был ужасно окружен своими симпатиями и антипатиями. Сегодня я готов ко всему ».
Королевский музыкальный колледж, где учился ДэвисПри финансовой поддержке своего двоюродного дяди Дэвис получил образование в Christ's Hospital в Сассексе, а затем получил стипендию в Королевском музыкальном колледже в Лондоне., где он изучал кларнет с Фредериком Терстоном. Среди его однокурсников был Жерваз де Пейер, но Дэвис проявил больший интерес к дирижированию. Однако он не имел права заниматься дирижированием в колледже, потому что не умел играть на фортепиано.
После обязательной военной службы и завершения учебы в колледже Дэвис служил кларнетист в оркестре лейб-гвардии. Находясь в Виндзоре, он постоянно имел возможность посещать концерты в Лондоне под управлением таких дирижеров, как сэр Томас Бичем и Бруно Уолтер. В 1949 году он начал свою карьеру в качестве музыканта-фрилансера («дикая природа фрилансера», по его собственному выражению), где он оставался до 1957 года. Его первая дирижерская работа была с оркестром Kalmar, который он основал вместе с другими бывшими студентами школы. Королевский колледж. Впоследствии его пригласили дирижировать недавно основанной Chelsea Opera Group в Дон Джованни. В первые годы своей карьеры он также брал несколько занятий в качестве оркестрового кларнетиста. То, что поначалу казалось назначением дирижера Original Ballet Russe в 1952 году, внезапно закончилось через три месяца, когда компания развалилась. В перерывах между редкими дирижерскими занятиями Дэвис работал тренером и лектором, включая заклинания в Музыкальном обществе Кембриджского университета и Брайанстон Летней школе, где выступал L'enfance дю Христос пробудил в нем любовь к музыке Берлиоза.
Его первый прорыв произошел в 1957 году, когда он с третьей попытки получил должность помощника дирижера Шотландского оркестра BBC (ныне Шотландский симфонический оркестр BBC ). Главный дирижер оркестра обычно сам дирижировал стандартными репертуарными произведениями, оставив Дэвису современные произведения и нестандартные репертуарные произведения, в том числе Берлиоза. К 1959 году Дэвис развился до такой степени, что после концерта Стравинского и Моцарта с London Mozart Players, главным музыкальным критиком The Observer, Питер Хейворт писал: «Мистер Дэвис дирижировал двумя произведениями таким образом, чтобы показать, что он не только выдающийся среди наших молодых дирижеров, но, вероятно, лучшее, что мы создали со времен сэра Томаса Бичема., его старше на сорок восемь лет ".
Глайндборн, место одного из первых достижений ДэвисаДэвис впервые получил широкое признание, когда он заменил больного Отто Клемперера в выступление Дона Джованни в Royal Festival Hall в 1959 году. Год спустя Бичем пригласил его сотрудничать с ним в подготовке Волшебной флейты в Глайндборне. Бичем заболел, и Дэвис дирижировал оперой. После Дон Жуана The Times написала: «Превосходный дирижер Моцарта объявил себя вчера вечером в Фестивальном зале… Мистер Дэвис стал дирижером, созревшим для величия». Невилл Кардус в The Guardian был менее восторжен, но тем не менее считал, что у него «были свои триумфы» в представлении. После «Волшебной флейты» The Times назвала Дэвиса «мастером идиомы, стиля и значения Моцарта», хотя Хейворт в «Обозревателе» был разочарован его темпами, считая их слишком медленными.
В 1960 году Дэвис сделал свой дебютировал на Променаде в программе Бриттена, Шумана, Моцарта и Берлиоза. В том же году он был назначен главным дирижером Оперы Сэдлера Уэллса, а в 1961 году он стал музыкальным руководителем труппы, вместе с которым создал большой репертуар опер, дирижируя в Лондоне и на гастролях. Словарь музыки и музыкантов Гроува писал об этом периоде: «Он преуспел в Идоменео, Прогрессе Повесы и Царевиче Эдипе, и Фиделио ; его Вагнер, Верди и Пуччини были менее успешными. Он представил Вейля Махагонни и Пиццетти Assassinio nella cattedrale для британской публики и провел премьеру Беннета Серные шахты (1965). " Вместе с режиссером Гленом Бьямом Шоу он работал над представлением опер таким образом, чтобы придать должное значение драме и музыке. В первые годы своей жизни Дэвис был известен как головорез с коротким запалом на репетициях, и его уход из Сэдлерс Уэллс в 1965 году не обошелся без раздражения.
После того, как он ушел из Сэдлерс Уэллс, и его обошли стороной Главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, Дэвис был назначен главным дирижером Симфонического оркестра Би-би-си с сентября 1967 года. Вначале в глазах широкой публики его пребывание в должности было омрачено, по крайней мере, во время выпускных вечеров, по памяти сэра Малькольма Сарджента. По сравнению с образом Сарджента, который гуляет с «учтивым отцом», потребовалось некоторое время, чтобы принять гораздо более молодого Дэвиса. Официальный историк выпускных вечеров Би-би-си позже писал: «Дэвис никогда не отождествлял себя с Променадом так, как это делал Сарджент. Дэвису не нравилась традиционная шумиха во время Последней ночи выпускных вечеров, и он безуспешно пытался модернизировать его. Музыкальный контролер Би-би-си, Уильям Глок, был давним поклонником Дэвиса и поощрял его ставить авантюрные программы с новым акцентом на современную музыку как на выпускных вечерах, так и во всех остальных мероприятиях. годовое расписание оркестра.
В 1970 году сэр Дэвид Вебстер, руководивший Royal Opera и Royal Ballet компании в Ковент-Гарден предложили Дэвису сменить сэра Георга Шолти на посту главного дирижера оперы. Примерно в то же время Бостонский симфонический оркестр пригласил его стать музыкальным директором, но Дэвис чувствовал, что, если он нужен Ковент-Гардену, его долг - занять этот пост. Видение Вебстера состоял в том, что Дэвис и режиссер сэр Питер Холл, ранее работавший в Королевской шекспировской труппе, будут работать в равных партнерских отношениях в качестве музыкального директора и постановщика постановок. После первых совместных успехов, в том числе премьеры фильма Майкла Типпета The Knot Garden в декабре 1970 года, Холл ушел, чтобы сменить Лоуренса Оливье на посту директора Национальный театр. К тому времени Вебстер ушел на пенсию, оставив Дэвиса вместе с преемником Вебстера на посту генерального администратора сэром Джоном Тули руководить Королевской оперой.
Королевский оперный театр, Ковент-Гарден, где Дэвис был музыкальным руководителем в период с 1970 по 1986 годПервые месяцы, когда Дэвис руководил Ковент-Гарденом, были отмечены неудовольствием среди некоторых зрителей, а на «катастрофическом» Nabucco в 1972 г. Проведение им цикла Вагнера Кольцо поначалу было невыгодно по сравнению с его предшественником. Среди его успехов были массивные Les Troyens Берлиоза (с Джоном Викерсом и Аней Сильей ) и Бенвенуто Челлини, Фальстаф Верди, главные оперы Моцарта, и, как выразился один критик, он «подтвердил свое превосходство в качестве интерпретатора Бриттена и Стравинского» постановками Питера Граймса и Прогресс граблей. Дэвис дирижировал более 30 опер в течение своего пятнадцатилетнего пребывания в должности, но «поскольку такие люди, как Маазель, Аббадо и Мути, будут приходить только ради новых постановок», Дэвис уступили эстафету этим иностранным дирижерам, отказавшись от возможности дирижировать несколькими крупными операми, в том числе Кавалер роз, Риголетто и Аида.
в дополнение к стандартному оперному репертуару, Дэвис дирижировал рядом современных и незнакомых опер, в том числе «Сад узлов» Типпетта и «Ледяной лед» (которому он посвящен) и Александра Землинского Карлик и Eine florentinische Tragödie. С более поздними режиссерами Ковент-Гарден Дэвис предпочитал работать с теми, кто уважал либретто : «Мне очень нужны продюсеры, которые не завидуют композиторам за то, что они лучше их, и хотят навязывать свои, зачастую, по общему признанию, умные идеи в работе ". Дэвис надеялся, что Гетц Фридрих, с которым он работал над циклом Вагнера «Кольцо», возьмет на себя роль главного продюсера, освобожденного Холлом, «но казалось, что никто не хотел брать на себя обязательства».
Во время своего пребывания в Ковент-Гардене Дэвис вернулся в Симфонический оркестр BBC в качестве основного приглашенного дирижера с 1971 по 1975 год и занимал ту же должность в Бостонском симфоническом оркестре с 1972 по 1984 год. В 1977 году он стал первым английским дирижером, выступившим в Байройт, где он дирижировал оперой открытия фестиваля, Тангейзер. Несмотря на подозрения завсегдатаев Байройта новичков, его Тангейзер был «очень успешным». Он дебютировал в Метрополитен-опера, Нью-Йорк, в 1967 году с Питером Граймсом, Венской государственной оперой в 1986 году и Баварской государственной оперой в 1994 году.
С 1983 по 1993 год Дэвис был главным дирижером Симфонического оркестра Баварского радио, с которым он развивал репертуар его концертного зала, включая симфонии Брукнера и Малера. Ему предлагали, но он отказался от должности музыкального директора Кливлендского оркестра после Маазеля и Нью-Йоркского филармонического оркестра после Зубина Мета. В качестве основного приглашенного дирижера он был связан с Дрезденской государственной капеллой, которая в 1990 году назначила его почетным дирижером (Ehrendirigent), первым за 460-летнюю историю оркестра, и музыканты которой называли Дэвиса псевдонимом «Дер сэр». С 1998 по 2003 год он был главным приглашенным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра.
В 1995 году Дэвис был назначен главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, что стало кульминацией долгого сотрудничества с оркестр. Впервые он дирижировал LSO в 1959 году, а в 1964 году возглавил первое мировое турне оркестра. Он стал главным приглашенным дирижером в 1975 году и руководил первой крупной серией LSO в его новом доме, Barbican Center, на фестивале Берлиоза / Типпета в 1983 году. В 1997 году он дирижировал первой резиденцией LSO. в Линкольн-центре в Нью-Йорке. Дэвис был самым старым главным дирижером в истории LSO, занимая этот пост с 1995 по 2006 год, после чего оркестр назначил его своим президентом, что ранее было удостоено только Артура Блисса, Уильям Уолтон, Карл Бём и Леонард Бернштейн. 21 июня 2009 года, через 50 лет после его первого выступления в LSO, в Барбакане был дан специальный концерт, на котором к нынешним музыкантам присоединились многие бывшие члены оркестра. Его программой концерта были Симфония № 40 соль минор Моцарта и Концерт для фортепиано № 2 Брамса с солистом Нельсоном Фрейре
<203.>Во время своего пребывания в LSO, как главный дирижер, а затем как президент, Дэвис руководил сериями и циклами музыки Сибелиуса, Берлиоза, Брукнера, Моцарта, Элгара, Бетховена и Брамса, а в 2009 году начал представлять цикл музыки симфонии Карла Нильсена. В «Словаре музыки и музыкантов» Гроува написано: «Он дирижировал циклом Сибелиуса в 1992 году и концертным исполнением Les Troyens в следующем году, оба из которых стали легендой. Совсем недавно он добавил грандиозные выступления Брукнера, Рихард Штраус и Элгар, премьера последней крупной работы Типпета, «Розовое озеро» (1995), и цикл Берлиоза, начатый Бенвенуто Челлини в 1999 году и увенчанный раскаленной лампой Les Troyens в декабре 2000 года, - все это подтверждает его партнерство с LSO как один из самых важных в свое время ».Дэвис был президентом Landesgymnasium für Musik« Carl Maria von Weber » в Дрездене и занимал Международная кафедра оркестровых исследований в Королевской музыкальной академии, Лондон. Джонатан Фриман-Аттвуд, директор академии, писал о Дэвисе: «Как международная кафедра дирижирования Академии За 25 лет сэр Колин руководил шестью оперными постановками и более шестидесяти концертами, классами. проекты камерной музыки. Такая необычайная щедрость со стороны крупного международного дирижера, безусловно, уникальна. Он вдохновил здесь целое поколение, как и Генри Вуд и Джон Барбиролли до него ».
Дискография Дэвиса обширна, насчитывая более 300 записей. Свой первый рекорд он сделал в 1958 году, дирижируя Симфонией Лондона в исполнении симфоний 29 и 39 Моцарта для Клуба мировых рекордов (TZ 130 За этим последовала 8 мая 1959 года запись, сделанная в Kingsway Hall, Лондон, для Decca с новым симфоническим оркестром Лондона и пианистом Питером Катином исполняет Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова до минор, соч.18. Он сделал несколько записей для небольшого независимого лейбла L'Oiseau Lyre, в том числе 1960 L ' enfance du Christ и Béatrice et Bénédict 1962 года, которые по состоянию на апрель 2013 года все еще были доступны на компакт-дисках. Для EMI он сделал оперные и оркестровые записи, первый с Силы Сэдлера Уэллса, включая отрывки из Кармен и полное Царь Эдип, и последний, включая Гарольда в Италии с Иегуди Менухина, и то, что остается одной из его самых известных записей, Бетховеном 1961 года седьмым Symphony.
В 1960-х Дэвис подписал контракт в качестве эксклюзивного исполнителя для Philips Records, с которым он сделал обширный диапазон записей симфонического репертуара и множество оперных записей, в том числе основные оперы Моцарта; оперы Типпета, Бриттена, Верди и Пуччини; и всесторонний обзор опер Берлиоза, кульминацией которого стала отмеченная наградами первая запись полного цикла Les Troyens, выпущенная в мае 1970 года.
Запись Дэвиса Philips 1966 года Мессия Генделя была расценена как откровением во время его выпуска, поскольку он отходил от крупномасштабных представлений в викторианском стиле, которые ранее были обычным явлением. Другие записи Philips включали набор из двенадцати Гайдна лондонских симфоний 1982 года с Королевским оркестром Концертгебау, отличавшихся исполнением огромного стиля, авторитета и чувством ритмического порыва, который волнует "; и симфонический цикл Бетховена 1995 года с Дрезденской государственной капеллой, в котором Граммофон писал: «Такого цикла Бетховена не было со времен расцвета Клемперера».
Дэвиса. сделал ряд записей с Бостонским симфоническим оркестром для Philips, в том числе первый из трех его циклов Сибелиуса, который до сих пор остается в каталогах компакт-дисков. Они также записали работы Дебюсси, Григ, Шуберт, Шуман и Чайковский.
для RCA. Victor Red Seal, Дэвис записал полные симфонические циклы Сибелиуса (с LSO), Брамса (Симфонический оркестр Баварского радио, 1989–98) и Шуберта (Dresden Staatskapelle, 1996).
Срок полномочий Дэвиса в качестве главного дирижера, а в последнее время и президента LSO совпал с решением оркестра открыть собственный лейбл, выпускающий живые записи (исправленные, где необходимо, с помощью берет с репетиций) по бюджетным ценам. Записи Дэвиса на лейбле LSO Live включают оперу Бетховена Фиделио (2006), широкий спектр работ Берлиоза, включая вторую запись Les Troyens (2000), Проклятие Фауста (2000), Roméo et Juliette (2000), Béatrice et Bénédict (2000), Harold en Italie (2003) и Symphonie fantastique (2000); Бриттена Питер Граймс (2004); Симфонии Дворжака №№ 6–9 (1999–2004); пять наборов Элгар : Enigma Variations (2007) и Introduction и Allegro for Strings (2005), три симфонии (2001) и Сон Геронтия (2005); Мессия Генделя (2006); Гайдна «Die Schöpfung » (2007); Холст Планеты (2002); Джеймс Макмиллан «Страсти по Иоанну» (2008) «Искупление мира» и Признание Изабель Гауди (2007); Реквием Моцарта (2007); Симфонии № 4–5 Нильсена (2011); третий симфонический цикл Сибелиуса (2002–2008); Сметана Má vlast (2005); Типпетт Дитя нашего времени (2007), Верди Фальстаф (2004), Реквием (2009 г.) и Отелло (2010 г.); и Уолтон Первая симфония (2005).
Дэвис был назначен CBE в 1965 году, рыцарем в 1980 году и назначен почетным товарищем в 2001 году. был награжден золотой медалью Королевского филармонического общества в 1995 году, медалью Королевы за музыку в 2009 году и имеет множество международных наград, в том числе Commendatore Итальянской Республики, 1976; Командорский крест, Орден «За заслуги» (Германия), 1987 г.; Командор, l 'Ordre des Arts et des Lettres (Франция), 1990; Командор, Орден Льва (Финляндия), 1992 г.; Орден «За заслуги» (Бавария), 1993 г .; Офицер, Légion d'honneur (Франция), 1999 (Шевалье, 1982); Орден Максимилиана (Бавария), 2000.
Другие награды: Курильщик года в 1996 году, Артист года в Classic Brit Награды 2008 г. и премия Грэмми в 2006 г. за лучшую оперу за живую запись оперы Верди «Фальстаф» в LSO.
В 1949 году Дэвис женился на сопрано Эйприл Кантело. У них было двое детей, Сюзанна и Кристофер. Их брак распался в 1964 году, и в том же году Дэвис женился на Ашрафе Наини, известном как Шамси. Чтобы удовлетворить иранские и британские власти, пара была жената трижды, один раз в Иране и дважды в Великобритании, в посольстве Ирана в Лондоне, а также на гражданской церемонии в Великобритании ; у них было пятеро детей. Один из их детей - дирижер Джозеф Вулф, который выбрал другую фамилию, потому что он хотел «создать пространство для роста и развития моей личности как музыканта».
Леди Дэвис умер в июне 2010 года, когда Дэвис дирижировал оперой Моцарта Свадьба Фигаро в Королевском оперном театре. Дэвис продолжил серию выступлений всего несколько дней спустя, и когда в следующем году его спросили, как у него хватило сил выступить, он ответил: «Это связано с музыкой. О Моцарте говорят так много негативной чепухи, но он - ну..., он сама жизнь ".
После смерти жены здоровье Дэвиса резко ухудшилось. Он упал с трибуны Ковент-Гарден в феврале 2011 года и отменил многие обязательства в последующие месяцы. Его последний концерт в Франции состоялся 7 июня 2012 года в Театре Елисейских полей в Париже с Национальным оркестром Франции и Эмануэль Акс на фортепиано (двухчасовое исполнение трех произведений трех разных композиторов: Людвиг Ван Бетховен Концерт для фортепиано с оркестром № 5, Импровизированный Д. 935 (posth. Op. 142) Франца Шуберта, № 2 в A ♭ и Симфония Антонина Дворжака № 7 ре минор соч. 70 ). Его последним концертом с LSO было исполнение Берлиоза Grande Messe des morts 26 июня 2012 года в Соборе Святого Павла в Лондоне. Его последнее известное выступление было с любительским лондонским оркестром и солистом Томасом Гулдом за месяц до его смерти. 14 апреля 2013 года Дэвис скончался в Лондоне в возрасте 85 лет после непродолжительной болезни.
Антонио Паппано, музыкальный руководитель Королевского оперного театра, сказал, что смерть Дэвиса стала "огромной. дуть". Депутат от лейбористской партии Гарриет Харман написала в Твиттере, что Дэвис «внес исторический вклад в музыку - в этой стране и во всем мире», а Боржан Канев, бывший дирижер Дэвиса, сказал: «Спасибо за вдохновение».
Примечания
Источники
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Колином Дэвисом. |
Культурное бюро | ||
---|---|---|
Предыдущее. Александр Гибсон | Музыкальный руководитель Sadler's Wells. 1961–1965 | Преемник. Брайан Балквилл и Марио Бернарди |
Предыдущий. Георг Шолти | Музыкальный руководитель Королевского оперного театра, Ковент-Гарден. 1971–1987 | Преемник. Бернард Хейтинк |
.