Карл Бём

редактировать
Карл Бём

Карл Август Леопольд Бём (28 августа 1894 г., в Граце - 14 Август 1981, в Зальцбурге ) был австрийским дирижером. Наибольшую известность он получил благодаря исполнению музыки Моцарта, Вагнера и Рихарда Штрауса.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Образование
    • 1,2 Мюнхен, Дармштадт, Гамбург
    • 1,3 Вена, Дрезден, Зальцбург
    • 1,4 После Второй мировой войны
    • 1,5 Успех в Нью-Йорке
    • 1,6 Байройт и Вагнер
    • 1,7 Бабье лето в Лондоне
    • 1.8 Смерть, семья, наследие
    • 1.9 Нацистские симпатии
  • 2 Почести и награды
  • 3 Примечания и ссылки
    • 3.1 Примечания
    • 3.2 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Образование

Карл Бем, сын юриста, изучал право и получил докторскую степень по этому предмету, прежде чем поступить в музыкальную консерваторию в своем родном городе Грац, Австрия. Позже он поступил в Венскую консерваторию, где учился у Евсевия Мандычевского, друга Иоганнеса Брамса.

Мюнхен, Дармштадт, Гамбург

В 1917 году Бем стал репетицией. ассистентом в своем родном городе, дебютировав как дирижер в пьесе Виктора Несслера «Тромпетер фон Зэкинген» в 1917 году. В 1919 году он стал помощником музыкального директора, а в следующем году - старшим режиссером. По рекомендации Карла Мака Бруно Вальтер нанял его в Баварской государственной опере в Мюнхене в 1921 году. Первым назначением здесь была Die Entführung Моцарта. aus dem Serail, в состав которого входили Мария Ивогюн, Пауль Бендер и Рихард Таубер [Источник: Карл Бём, Ich erinnere mich genau, Цюрих, 1968]. В 1927 году он был назначен главным музыкальным руководителем в Дармштадте. В 1931 году он был назначен на ту же должность в Гамбургской государственной опере, которую он занимал до 1934 года.

Вена, Дрезден, Зальцбург

Внешнее аудио
значок аудио Вы можете слышать Карл Бем дирижирует Людвигом ван Бетховеном Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор, соч. 58 с Вальтером Гизекингом и Саксонским государственным оркестром в 1939 году Здесь, на archive.org

В 1933 году Бём впервые дирижировал в Вене в Тристан и Изольда Вагнера. Он сменил Фрица Буша, отправившегося в изгнание, на пост главы дрезденской Оперы Земпера в 1934 году, и эту должность он занимал до 1942 года. Это был важный период для него, в котором он провел первые исполнения произведений Рихарда Штрауса : Die schweigsame Frau (1935) и Daphne (1938), посвященных ему. Он также дирижировал первыми исполнениями «Ромео и Юлия» (1940) и «Зауберинзель» (1942) Генриха Шутермейстера и Концерта для валторны № 2 Штрауса (1943).

Бём впервые появился на Зальцбургском фестивале в 1938 году, дирижируя Дон Жуаном, после чего он стал постоянным приглашенным дирижером. В 1943 году он занял руководящую должность в Венской государственной опере, а затем стал музыкальным руководителем. По случаю 80-летия Рихарда Штрауса 11 июня 1944 года он дирижировал в Венской государственной опере спектаклем Ариадна на Наксосе.

После Второй мировой войны

Фото 1950-х годов

После завершил двухлетний послевоенный запрет на денацификацию, Бём возглавил Дон Жуана в Ла Скала, Милан (1948) и дал гастрольное выступление в Париже с труппой Венской государственной оперы (1949)). С 1950 по 1953 год он руководил немецким сезоном в Teatro Colón в Буэнос-Айресе, и он дирижировал первым исполнением на испанском языке Wozzeck Alban. Берг, переведено по случаю. В 1953 году он был ответственен за первое исполнение произведения Готфрида фон Эйнема «Der Prozess». С 1954 по 1956 год он руководил Венской государственной оперой в отреставрированном доме. Кроме того, он возобновил связи после войны в Дрездене, на Государственной капелле.

Успех в Нью-Йорке

В 1957 году Бём дебютировал с Метрополитен-опера в Нью-Йорке, дирижируя Дон Жуаном, и быстро стал одним из любимых дирижеров эпохи Метрополитена Рудольфа Бинга, где было проведено 262 выступления, в том числе премьеры Метрополитена Wozzeck, Ariadne auf Naxos и Die Frau ohne Schatten, что стало первым крупным успехом в новом доме Метрополитена. в Линкольн-центре. Бём руководил многими другими крупными новыми постановками в Нью-Йорке, такими как Fidelio в 1970 Бетховене двухсотлетие, Тристан и Изольда (включая дебютное выступление Met Биргит Нильссон в 1959 г.), Лоэнгрин, Отелло, Кавалер роз, Саломея и Электра. В его репертуаре также были Le nozze di Figaro, Парсифаль, Летучий голландец, Die Walküre и Die Meistersinger von Нюрнберг.

Байройт и Вагнер

Бём дебютировал на Байройтском фестивале в 1962 году с Тристаном и Изольдой, которым он дирижировал до 1970 года. В 1964 году он руководил пьесой Вагнера «Мейстерзингер фон Нюрнберг». там, а с 1965 по 1967 год - цикл композитора Der Ring des Nibelungen, который был последней постановкой Виланда Вагнера. Его Вагнер разделили мнение; продюсер звукозаписи Джон Калшоу написал, что «Walküre 1966 года» Бема «дирижировали с ошеломляющим равнодушием, как будто дирижер не мог дождаться, чтобы вернуться в Зальцбург или куда бы он ни направлялся для своей следующей помолвки, но Словарь музыки и музыкантов Гроува хвалит выступления Бема в Байройте за «прекрасное отображение его качеств». The Times придерживается среднего взгляда, находя его Вагнера «легким и позитивным», но «несколько» неохотно позволяет драме обрести всю тяжесть и глубину ". Выступления Ринга и Тристана были записаны вживую и изданы на пластинке. В 1971 году он дирижировал" Летучим голландцем "Вагнера в Байройте.

Бабье лето в Лондоне

В конце жизни он начал дирижировать в качестве гостя с Лондонским симфоническим оркестром (LSO) во время выступления на Зальцбургском фестивале в 1973 г. Несколько записей были сделаны с оркестром для Deutsche Граммофон. Бем получил титул президента LSO, который он удерживал до своей смерти. eath. Он дважды дирижировал в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в 1970-х: Le nozze di Figaro в 1977 году и Così fan tutte в 1979 году.

Смерть, семья, наследие

Бём умер в Зальцбурге, за две недели до своего 87-летия. Он дирижировал премьерами поздних произведений Штрауса Die schweigsame Frau (1935) и Daphne (1938), посвященным которым он является, записал все основные оперы (но часто делал сокращения для партитуры) и регулярно возрождал оперы Штрауса с сильными актерами во время его пребывания в Вене и Дрездене, а также на Зальцбургском фестивале.

Бема хвалили за его ритмично четкую интерпретацию опер и симфоний Моцарта, а в 1960-х годах ему доверили записать все симфонии Моцарта с Берлинской филармонией. Его живой и прямой подход к Вагнеру завоевал приверженцев, равно как и его чтение симфоний Брамса, Брукнера и Шуберта. Его полные записи симфоний Бетховена с Венской филармонией в 1971 году также были высоко оценены. На менее распространенном фронте он защищал и записывал авангардные оперы Альбана Берга Воццек и Лулу, прежде чем они закрепились в стандартном репертуаре. Бём упомянул в примечаниях к своим записям этих произведений, что они с Бергом обсуждали оркестровки, что привело к изменениям в партитуре (как он ранее делал подобное с Рихардом Штраусом). Один критик назвал его одним из величайших дирижеров 20 века. Гроув говорит о нем:

Моцарт, Вагнер и Рихард Штраус - композиторы, с которыми его имя наиболее тесно связано, за ними следуют Гайдн, Бетховен, Шуберт, Брукнер, Брамс и Берг. Музыкальный подход Бема, выраженный в строго функциональных жестах, был прямым, свежим, энергичным и авторитетным, избегая ноток романтической сентиментальности или потворства своим виртуозным манерам... Его широко восхищали его умелое равновесие и сочетание звука, его чувство к стабильный темп и чувство драматического напряжения.

Он получил два эксклюзивных титула: "Ehrendirigent" Венской филармонии и австрийский "Generalmusikdirektor". Десять лет спустя его 80-летие широко чествовали; его коллега Герберт фон Караян подарил ему часы по этому случаю.

Бём был женат на сопрано Тее Линхард. Его сын Карлхайнц Бём был успешным актером.

Симпатии к нацистам

Хотя Бём никогда не вступал в нацистскую партию, публично и в частной жизни он постоянно выражал решительную поддержку Гитлеру и его режим. В какой степени это было вопросом убеждений, а не карьеризма, неясно и является предметом множества предположений. Сын Бема утверждал, что его отца предупредили, что, если он сбежит из нацистской Германии, каждый член его семьи будет отправлен в концлагерь, но поддержка нацистов Бемом предшествовала их приходу к власти. Историк Майкл Х. Катер пишет, что, когда Бем был музыкальным руководителем в Дрездене (1934–43), он «изливал риторику, прославляющую нацистский режим и его культурные цели». Катер относит Бема к той группе художников, в которых «мы также находим конфликтующие элементы сопротивления, приспособления и служения режиму, так что в конечном итоге их нельзя окончательно назвать ни нацистами, ни не нацистами». Катер также утверждает, что переезд Бема в Дрезденскую оперу в 1934 году, где он заменил Фрица Буша после «политически мотивированного» увольнения последнего нацистскими властями, как свидетельство крайнего карьеристского оппортунизма Бема в ущерб личной морали. "и непосредственно при содействии Гитлера, который добился досрочного освобождения Бема из его предыдущего контракта. Катер противопоставляет такое поведение «эстетически безупречному, а иногда и политически смелому» выбору репертуара Бема и его сотрудничеству с антинацистскими режиссерами и дизайнерами, которые «могли быть истолкованы противниками нацистского режима как смелая попытка сохранить принцип единства». свобода творчества ». В 2015 году Зальцбургский фестиваль объявил, что установит мемориальную доску в вестибюле Карла Бёма (Karl-Böhm-Saal), признавая причастность дирижера к нацистской Германии: «Бём был бенефициаром Третьего Рейха и использовал эту систему для продвижения своей карьеры. Его восхождению способствовало изгнание евреев и политически неугодных коллег ".

Почести и награды

Награды Бема включают: 1943: Крест военных заслуг 2-го класса без мечей (Kriegsverdienstkreuz II. Klasse ohne Schwerter); 1959: Большой почетный орден из серебра за заслуги перед Австрийской Республикой ; 1960: Крест за заслуги перед Федеративной Республикой Германия (Großes Verdienstkreuz); 1964: Почетное кольцо Вены; 1967: Берлинская художественная премия ; 1970: Австрийский Почетный крест за науку и искусство ; 1976: командующий Почетного легиона ; Почетное кольцо Штирии; и 2012: Зал славы журнала Gramophone Magazine

Примечания и ссылки

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Бём, Карл (1992). Вспоминая жизнь: Воспоминания. Перевод Джона Кехо. Лондон: Марион Боярс, 1992.
  • Эндлер, Франц (1981). Карл Бём: ein Dirigentenleben. Гамбург: Hoffmann und Campe. Форворт фон Леонард Бернштейн. ISBN 3455087701.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 12:34:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте