Курт Джулиан Вайль (2 марта 1900 г. - 3 апреля 1950 г.) был немецким композитором, который работал с 1920-х годов в своей родной стране, а в последние годы жизни - в Соединенных Штатах. Он был ведущим композитором сцены, наиболее известным благодаря плодотворному сотрудничеству с Бертольдом Брехтом. Вместе с Брехтом он разработал такие постановки, как его самая известная работа Трехгрошовая опера, в которую вошла баллада «Нож Мак ». Вайль придерживался идеала написания музыки, служащей общественно полезной цели. Также он написал несколько произведений для концертного зала. Он стал гражданином США 27 августа 1943 года.
Вайль родился 2 марта 1900 года, он был третьим из четырех детей Альберта Вайля (1867–1950) и Эммы Вейл (урожденной Акерманн; 1872–1955). Он вырос в религиозной еврейской семье в "Сандфорштадте", еврейском квартале в Дессау в Саксонии, где его отец был кантором. В возрасте двенадцати лет Вайль начал брать уроки игры на фортепиано и сделал первые попытки сочинения музыки; его самая ранняя сохранившаяся композиция была написана в 1913 году и называется Mi Addir: Jewish Wedding Song.
В 1915 году Вайль начал брать частные уроки у Альберта Бинга, капельмейстера в "Herzogliches Hoftheater zu Dessau" ", который научил его игре на фортепиано, композиции, теории музыки и дирижированию. Вайль впервые публично выступил на фортепиано в 1915 году как аккомпаниатор, так и солист. В последующие годы он написал множество Lieder на лирику таких поэтов, как Йозеф фон Эйхендорф, Арно Хольц и Анна Риттер, а также а также цикл из пяти песен под названием Ofrahs Lieder к немецкому переводу текста Иегуды Халеви.
Вайль получил Abitur Оберреальского училища в Дессау в 1918 году и поступил в Berliner Hochschule für Musik в возрасте 18 лет, где он изучал композицию с Энгельбертом Хампердинком, дирижированием с Рудольфом Красселтом и контрапункт с Фридрихом Э. Кохом, а также посещал лекции по философии Макса Дессуара и Эрнста Кассирера. В том же году он написал свой первый струнный квартет (си минор).
Семья Вейля пережила финансовые трудности после Первой мировой войны., а в июле 1919 года Вайль бросил учебу и вернулся в Дессау, где работал репетитором в Театре Фридриха под руководством нового капельмейстера, Ганс Кнаппертсбуш. За это время он написал оркестровую сюиту ми-бемоль мажор, симфоническую поэму на «Сказание о любви и смерти» Райнера Марии Рильке. Корнет Кристофер Рильке и Шильфлидер («Песни Рида»), цикл из пяти песен на стихи Николауса Ленау. В декабре 1919 года с помощью Хумпердинка Вайль был назначен капельмейстером в только что основанном Городском театре в Люденшайд, где он в течение пяти месяцев руководил оперой, опереттой и зингшпилем. Впоследствии он написал сонату для виолончели и Ninon de Lenclos, ныне утраченную одноактную оперную адаптацию пьесы Эрнста Хардта. С мая по сентябрь 1920 года Вайль провел несколько месяцев в Лейпциге, где его отец стал директором еврейского детского дома. Перед тем, как вернуться в Берлин, в сентябре 1920 года, он сочинил «Суламифь», хоровую фантазию для сопрано, женского хора и оркестра.
Вернувшись в Берлин, Вайль взял интервью у Ферруччо Бузони в декабре 1920 года. Изучив некоторые сочинения Вейля, Бузони принял его в качестве одного из пяти магистрантов по композиции в Preussische Akademie der Künste в Берлине.
С января 1921 по декабрь 1923 года, Вайль изучал с ним музыкальную композицию, а также контрапункт с Филиппом Ярнахом в Берлине. В течение первого года он сочинил свою первую симфонию, Sinfonie in einem Satz, а также пьесу Die Bekehrte (Goethe ) и два Rilkelieder для голоса и фортепиано. Чтобы содержать свою семью в Лейпциге, он также работал пианистом в таверне Биркеллера. В 1922 году Вайль присоединился к музыкальной фракции November Group. В том же году он написал псалом, divertimento для оркестра и Sinfonia Sacra: Fantasia, Passacaglia и Hymnus для оркестра. 18 ноября 1922 года в Театре на Курфюрстендамм состоялась премьера его детской пантомимы Die Zaubernacht (Волшебная ночь); это было первое публичное исполнение любого из произведений Вейля в области музыкального театра.
Из-за финансовых нужд Вайль преподавал теорию музыки и композицию частным студентам с 1923 по 1925 год. Среди его учеников были Клаудио Аррау, Морис Абраванель, Хайнц Джоллес (позже известный как Генри Джоллес) и Никос Скалкоттас. Аррау, Абраванель и Джоллес после этого оставались членами круга друзей Вейля, и единственное сохранившееся сочинение Джоллеса, сохранившееся до прихода нацистского режима в 1933 году, представляет собой фрагмент сочинения для четырех фортепиано, которое он и Вейл написали совместно.
Композиции Вайля в течение последнего года обучения включали Quodlibet, версию оркестровой сюиты Die Zaubernacht; Frauentanz, семь средневековых стихотворений для сопрано, флейты, альта, кларнета, валторны и фагота; и Recordare для хора и детского хора на слова из Книги причитаний. Следующие премьеры в том же году включали исполнение его Дивертисмент для оркестра в Берлинской филармонии под руководством Хайнца Унгера 10 апреля 1923 года и квартета Хиндемит-Амар струнного квартета Вейля, соч. 8, 24 июня 1923 года. В декабре 1923 года Вайль закончил учебу у Бузони.
В 1922 году он присоединился к ноябрьской группе, состоящей из <277 человек.>левые берлинские художники, в том числе Ханнс Эйслер и Стефан Вольпе. В феврале 1924 года дирижер Фриц Буш познакомил его с драматургом Георгом Кайзером, с которым у Вайля было долгое творческое сотрудничество, в результате которого было написано несколько одноактных опер. В доме Кайзера в Грюнхайде Вайль впервые встретил певицу и актрису Лотте Леня летом 1924 года. Пара была жената дважды: в 1926 году и снова в 1937 году (после развода в 1933 г.). Она очень заботилась о поддержке работы Вайля, а после его смерти взяла на себя задачу повысить осведомленность о его музыке, сформировав Фонд Курта Вайля . С ноября 1924 года по май 1929 года Вайль написал сотни обзоров для влиятельного и всеобъемлющего радиопрограммного гида Der deutsche Rundfunk. Ганс Зиберт фон Хайстер уже работал с Вайлем в «Ноябрьской группе» и предложил Вайлю эту работу вскоре после того, как стал главным редактором.
Хотя он добился определенного успеха в своих первых зрелых несценических работах (таких как струнный квартет, соч. 8, или Концерт для скрипки с духовым оркестром, соч. 12), на которые оказали влияние Густав Малер, Арнольд Шенберг и Игорь Стравинский Вайль все больше склонялся к вокальной музыке и музыкальному театру. Его музыкальные театральные работы и его песни были чрезвычайно популярны в Германии в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Музыкой Вайля восхищались такие композиторы, как Альбан Берг, Александр фон Землинский, Дариус Мийо и Стравинский, но критиковали ее и другие: Шенберг, который позже пересмотрел свое мнение, и Антон Веберн.
Его самая известная работа - Трехгрошовая опера (1928), переработка Джона Гэя 'Опера нищего написана в сотрудничестве с Бертольдом Брехтом. Энгель поставил оригинальную постановку «Трехгрошовой оперы» в 1928 году. В нее входит самая известная песня Вайля «Mack the Knife » («Die Moritat von Mackie Messer»). Сценический успех заснял Г. W. Pabst в двух языковых версиях: Die 3-Groschen-Oper и L'opéra de quat 'sous. Вайль и Брехт пытались остановить экранизацию фильма через широко разрекламированный судебный процесс, который Вайль выиграл, а Брехт проиграл. Рабочее сотрудничество Вайля с Брехтом, хотя и было успешным, прекратилось из-за политики в 1930 году. Хотя Вайль ассоциировался с социализмом, после того, как Брехт попытался продвинуть пьесу еще дальше в левом направлении, Вейль, по словам его жены Лотте Лени, прокомментировал, что он не смог «положить Коммунистический манифест на музыку».
Вайль бежал нацистской Германии в марте 1933 года. Видный и популярный еврейский композитор, Вайль был официально осужден за свои популистские взгляды и симпатии, и стал мишенью нацистских властей, которые критиковали его более поздние сценические произведения, такие как Взлет и падение города. Махагонни (Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny, 1930), Die Bürgschaft (1932) и Der Silbersee (1933). Не имея другого выбора, кроме как покинуть Германию, он сначала отправился в Париж, где снова работал с Брехтом (после неудачного проекта с Жаном Кокто ) над балетом Семь смертных грехов.
На 13 апреля 1933 года на Бродвее состоялась премьера его мюзикла «Трехгрошовая опера», но после 13 спектаклей он был закрыт для неоднозначных отзывов. В 1934 году он завершил свою Симфонию № 2, свою последнюю чисто оркестровую работу, дирижировал в Амстердаме и Нью-Йорке Бруно Вальтер, а также музыку к пьесе Жака Деваля [ fr ]. Производство его оперетты Der Kuhhandel (Королевство для коровы) привело его в Лондон в 1935 году, а позже в том же году он отправился в Соединенные Штаты в связи с Вечным путем, «Библейская драма» Франца Верфеля, заказанная членами еврейской общины Нью-Йорка и премьера которой состоялась в 1937 году в Манхэттенском оперном театре, было представлено 153 спектакля.
Вейл и Леня дома в 1942 годуОн и Лотте переехали в Нью-Йорк 10 сентября 1935 года, сначала поселились в отеле St. Moritz, а затем переехали в квартиру на 231 East 62nd Street между Третьей и Второй улицами. Проспекты. Летом 1936 года они арендовали старый дом с Полом Грином рядом с Pine Brook Country Club в Николс, Коннектикут, летнем доме группы . Театр, пока заканчивает Джонни Джонсон. Некоторые из других художников, которые проводили там лето в 1936 году, были; Элиа Казан, Гарри Морган, Джон Гарфилд, Ли Дж. Кобб, Уилл Гир, Клиффорд Одетс, Ховард Да Силва и Ирвин Шоу.
Вместо того, чтобы продолжать писать в том же стиле, который характерен для его европейских сочинений, Вейль провел исследование американской популярной и сценической музыки.. Его американские произведения содержат отдельные песни и целые шоу, которые не только получили большое уважение и восхищение, но и были замечены как основополагающие произведения в развитии американского мюзикла. В 1939 году он написал музыку для «Железных дорог на параде», музыкального спектакля, поставленного на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке, чтобы прославить американскую железнодорожную промышленность (книга Эдварда Хангерфорда). Уникальный среди бродвейских композиторов того времени, Вайль настаивал на написании собственных оркестровок (за очень немногими исключениями, такими как танцевальная музыка в Street Scene). Он работал с такими писателями, как Максвелл Андерсон и Ира Гершвин, и написал музыку к фильму Фриц Ланг («Ты и я», 1938). Сам Вайль стремился найти новый способ создания американской оперы, которая имела бы коммерческий и художественный успех. Самая интересная попытка в этом направлении - Street Scene, основанная на пьесе Элмера Райса на слова Лэнгстона Хьюза. За свою работу над Street Scene Вайль был удостоен первой премии Tony Award за лучшую оригинальную музыку.
. В 1940-х годах Вейл жил в Нижнем штате Нью-Йорк рядом с Нью-Йорком. Джерси граничит с границами и часто ездит как в Нью-Йорк, так и в Голливуд, чтобы работать в театре и кино. Вайль был активным участником политических движений, поощряющих вступление Америки во Вторую мировую войну, и после того, как Америка присоединилась к войне в 1941 году, Вейль с энтузиазмом участвовал в многочисленных художественных проектах, поддерживая военные усилия как за рубежом, так и на тылу. Он и Максвелл Андерсон также присоединились к добровольной гражданской службе, работая надзирателями воздушных налетов на High Tor Mountain между их домами в Нью-Сити, Нью-Йорк и Хаверстроу, Нью-Йорк в округе Рокленд. Вайль стал натурализованным гражданином Соединенных Штатов в 1943 году.
У Вейля были идеалы написания музыки, служившие общественно полезной цели. В США он написал оперу В долине, в которую вошли одноименная песня и другие американские народные песни. Он также написал ряд песен в поддержку американских военных действий, в том числе сатирическую "Schickelgruber" (на слова Говарда Дитца ), "Buddy on the Nightshift" (с Оскаром Хаммерстайном ) и - снова с Брехтом, как и в его предыдущей карьере - «Баллада о нацистской солдатской жене» («Und was bekam des Soldaten Weib?»). Предназначенная для трансляции в Германии, песня рассказывала о прогрессе нацистской военной машины через подарки, посланные гордой жене дома ее мужчиной на фронте: меха из Осло, шелковое платье из Парижа и т. Д., Наконец, из России., она получает вуаль своей вдовы.
Кроме «Мак Нож » и «Пират Дженни » из Трехгрошовой оперы, его самая известные песни: «Alabama Song » (из Махагонни), «Сурабая Джонни» (из Happy End), «Speak Low » (из One Touch of Venus ), «Затерянные в звездах» (из одноименного мюзикла), «Мой корабль » (из «Леди в темноте») и «Сентябрьская песня » (из «Никербокер Холидей»).
Вейль перенес сердечный приступ вскоре после своего 50-летия и умер 3 апреля 1950 года в Нью-Йорке. Он был похоронен на кладбище Mount Repose в Хаверстроу, Нью-Йорк. Текст и музыка на его могильном камне взяты из песни «Переходная птица» из Затерянные в звездах, которая сама адаптирована из цитаты из Достопочтенного Беде :
Это жизнь людей на земле:. Мы рождаемся из темноты. В освещенную светом комнату, а затем -. Иди снова в темноту.. (слова: Максвелл Андерсон )
Отрывок из В панегирике Максвелла Андерсона Вайлю было сказано:
Музыка Вайля продолжается исполняться как в популярном, так и в классическом контексте. При жизни Вайля его работа больше всего ассоциировалась с голосом его жены, Лотте Леня, но вскоре после его смерти «Мак Нож » был утвержден Луи Армстронгом и Бобби Дарином как эталон джаза. С тех пор его музыка была записана многими исполнителями, от Нины Симон, Джуди Гарланд, Фрэнка Синатры, The Doors, Элла Фицджеральд, Дэвид Боуи, Робби Уильямс, Джуди Коллинз, Джон Зорн, Дагмар Краузе, Стили Спан, Молодые боги и П.Дж. Харви в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и Симфонический оркестр Венского радио. Такие разные певцы, как Тереза Стратас, Уте Лемпер, Гизела Мэй, Энн Софи фон Оттер, Макс Раабе, Хайнц Карл Грубер, Ди Ди Бриджуотер и Марианна Фейтфул записали целые альбомы своей музыки.
В 1985 году Хэл Уиллнер выпустил Lost in the Stars: The Music of Kurt Weill, трибьют-альбом, в котором были интерпретированы песни Вайля. различными артистами, в том числе Тодд Рандгрен, Том Уэйтс, Лу Рид и Стинг.
Аманда Палмер, певица-пианистка дуэта "Brechtian Punk Cabaret" The Dresden Dolls, имя Курта Вайля на передней части клавиатуры (игра слов на имени производителя инструментов Курцвейл ) как дань уважения композитор. В 1991 году оригинальная швейцарская индастриал группа The Young Gods выпустила свой альбом песен Курта Вайля The Young Gods Play Kurt Weill. Вайль также часто упоминается как влияющий на фильм Голдфраппа Felt Mountain. В 2008 году песни Вейля были исполнены канадскими музыкантами (в том числе Сарой Слин и Мэри Маргарет О'Хара ) на трибьют-концерте в рамках первого ежегодного фестиваля кабаре Canwest в Торонто. В 2009 году Duke Special выпустил EP, Huckleberry Finn, состоящий из пяти песен из незаконченного мюзикла Курта Вайля по роману Марка Твена.
Курт Вайль - член Зала славы американского театра
Центр Курта Вейля (нем. Kurt-Weill-Zentrum) в Дессау был основан в 1993 году. предоставляет музей, библиотеку, архив и медиацентр, а также организует ежегодный фестиваль, посвященный творчеству композитора. Он расположен в доме Фейнингеров, доме, спроектированном архитектором Вальтером Гропиусом, в котором первоначально жил художник Лионель Фейнингер. Отель является частью Всемирного наследия Баухаус и его памятников в Веймаре, Дессау и Бернау. Центр, в котором собраны материалы о Вайле, внесен в список памятников культуры национального значения. Центр является одним из «Маяков света» Konferenz Nationaler Kultureinrichtungen (Конференция национальных культурных учреждений), союза культурных учреждений в новых землях Германии т.е. область, которая раньше была Восточной Германией.
Бабушкой Курта Вайля была Жанетт Хохстеттер из Лидольсхайма в Баден-Вюртемберге. Вайль был одним из четырех членов одной семьи Хохштеттер, которые сделали выдающуюся карьеру в области музыки и литературы. Его первым двоюродным братом, однажды удаленным, был Цезарь Хохштеттер (родился 12 января 1863 года в Ладенбурге, пригороде Мангейма - его дата и место смерти неизвестны, но это вероятно был во время Холокоста ), композитор и аранжировщик, который сотрудничал с Максом Регером и посвятил Aquarellen, Op. 25 ему.
Младшим братом Цезаря был [де ] (родился 12 мая 1873 г., Мангейм - умер в 1942 г., концлагерь Терезиенштадт ), профессор литературы Брюссельского университета, писатель и поэт, друг Вильгельма Буша. Его троюродным братом была вундеркиндская пианистка Лизи Фишер (родилась 22 августа 1900 года, Цюрих, Швейцария - умерла 6 июня 1999 года Ньюкасл-апон-Тайн, Англия).
Источники
Wikimedia Commons has media related to Kurt Weill. |