Планеты | |
---|---|
Оркестровая сюита от Густава Холста | |
Первое издание Великобритании | |
Opus | 32 |
На основе | Планеты в астрологии |
Состав | 1914 (1914) –16 |
Движений | семь |
Оценка | Оркестр |
Премьера | |
Дата | 29 сентября 1918 (1918-09-29) |
Место | Queen's Hall, Лондон |
Дирижер | Адриан Боулт |
Планеты, Op. 32 - это семи- часть оркестровая сюита английского композитора Густава Холста, написанная между 1914 и 1916 годами. Каждая часть сюиты названа в честь планета в солнечной системе и соответствующий ей астрологический символ, как определено Холстом.
С момента премьеры и до наших дней сюита неизменно пользуется популярностью, имеет влияние, широко исполняется и часто записывается. Однако произведение не было услышано в полном публичном исполнении только через несколько лет после его завершения. Хотя в период с сентября 1918 по октябрь 1920 года было четыре спектакля, все они были либо частными (первое выступление в Лондоне), либо неполными (два других в Лондоне и одно в Бирмингеме ). Премьера состоялась в Queen's Hall 29 сентября 1918 года, дирижировал его друг Адриан Боулт перед приглашенной аудиторией в количестве около 250 человек. Первое полное публичное выступление было наконец дано в Лондоне Альбертом Коутсом, дирижировавшим Лондонским симфоническим оркестром 15 ноября 1920 года.
Концепция произведения астрологическая, а не астрономическая (поэтому Земля (не включены, хотя Солнце и Луна также не включены, включая нетрадиционные Уран и Нептун): каждое движение предназначено для передачи идей и эмоций, связанных с влиянием планет на психика, а не римские божества. Идея работы была предложена Холсту Клиффордом Баксом, который познакомил его с астрологией, когда они оба были частью небольшой группы английских художников, отдыхавших на Майорке весной 1913 года. ; Холст стал большим поклонником этого предмета и для развлечения составлял гороскопы своих друзей. Холст также использовал книгу Алана Лео "Что такое гороскоп?" как трамплин для его собственных идей, а также для субтитров (например, «Приносящий...») движений.
17 января 1914 года Холст присутствовал на представлении Арнольда Шёнберга Пять пьес для оркестра в Королевском зале, которое проводил ученик Шёнберга Эдвард Кларк.. Холст быстро приобрел копию партитуры, единственную партитуру Шенберга, которой он когда-либо владел. Это повлияло на Холста, по крайней мере, до такой степени, что рабочее название его собственного сочинения было «Семь пьес для большого оркестра».
При написании «Планет» Холст изначально записал произведение для четырех рук, двух фортепиано, за исключением Нептуна, который был оценен за одиночный орган, поскольку Холст считал, что звук фортепиано был слишком ударным для такого загадочного и далекого мира, как Нептун. Затем Холст написал сюиту для большого оркестра, и именно в этой форме она стала чрезвычайно популярной. Оркестровка Холстом была очень творческой и красочной, показывая влияние таких современных композиторов, как Игорь Стравинский и Арнольд Шенберг, а также таких поздних русских романтиков, как Николай Римский- Корсаков и Александр Глазунов. Его необычная звучность помогла произведению сразу же добиться успеха у отечественной и зарубежной публики. Хотя «Планеты» остаются самым популярным произведением Холста, сам композитор не считал его одним из лучших своих произведений и позже в жизни жаловался, что его популярность полностью превзошла его другие произведения. Однако он был неравнодушен к своему любимому движению, Сатурну.
Адриан Боулт
Оркестровая премьера сюиты« Планеты », которую дирижировал Адриан Боулт по просьбе Холста, была состоялось в короткие сроки 29 сентября 1918 года, в последние недели Первой мировой войны, в Королевском зале при финансовой поддержке друга и коллеги Холста, композитора Х. Бальфур Гардинер. Это было наскоро отрепетировано; музыканты оркестра Queen's Hall впервые увидели сложную музыку всего за два часа до выступления, а хор для Нептуна был набран из учеников колледжа Морли и школы для девочек Святого Павла ( где преподавал Холст). Это было сравнительно интимное мероприятие, на котором присутствовало около 250 приглашенных сотрудников, но Холст расценил его как публичную премьеру, подписав копию партитуры Боулта: «Эта копия является собственностью Адриана Боулта, который первым заставил планеты сиять на публике и тем самым заслужил благодарность Густава Холста ».
Надпись Холста на партитуре БоултаПубличный концерт был дан в Лондоне под эгидой Королевского филармонического общества 27 февраля 1919 года под управлением Боулта. Пять из семи движений игрались в порядке Марса, Меркурия, Сатурна, Урана и Юпитера. Боулт решил не играть на этом концерте все семь частей. Он чувствовал, что, когда публике дают такой совершенно новый язык, «полчаса этого было настолько много, что они могли усвоить». Анонимный критик в Hazell's Annual назвал это «чрезвычайно сложным и умным сюжетом». На симфоническом концерте Квинс-холла 22 ноября того же года Холст дирижировал Венерой, Меркурием и Юпитером (это было первое публичное исполнение Венеры). Еще одно незавершенное публичное представление - в Бирмингеме - 10 октября 1920 г. с пятью движениями (Марс, Венера, Меркурий, Сатурн и Юпитер). Неясно, дирижировал ли этот спектакль Эпплби Мэтьюз или композитором.
Его дочь Имоджин вспоминала: «Он ненавидел незавершенное исполнение« Планет », хотя на несколько раз ему приходилось соглашаться дирижировать тремя или четырьмя движениями на концертах в Квинс-холле. Ему особенно не нравилось заканчивать с Юпитером, чтобы сделать «счастливый конец», поскольку, как он сам сказал, «в реальном мире конец не вообще счастлив ».
Первое полное исполнение сюиты на публичном концерте состоялось лишь 15 ноября 1920 г.; Лондонский симфонический оркестр (LSO) дирижировал Альбертом Коутсом. Это был первый раз, когда движение Нептун было услышано в публичном исполнении, все остальные движения были ранее представлены в публичном эфире.
Композитор впервые провел полное исполнение 13 октября 1923 года с Оркестр Квинс-Холла на променаде. Холст дирижировал LSO в двух записанных выступлениях The Planets: первое было акустической записью, сделанной во время сессий между 1922 и 1924 годами (теперь доступно на лейбле Pearl от Pavilion Records); второй был сделан в 1926 году, и в нем использовался новый на тот момент процесс электрической записи (в 2003 году он был выпущен на компакт-диске компанией Naxos за пределами США). Из-за ограничений по времени формата 78 об / мин темп часто намного выше, чем это обычно бывает сегодня.
Работа оценивается за большой оркестр состоящий из следующего инструментария. Движения различаются комбинациями используемых инструментов.
|
|
В «Нептуне» два трехчастных женских хора (каждый состоит из двух частей сопрано и одного альта секции), расположенного в соседнем помещении, которое должно быть закрыто от зрителей.
Набор состоит из семи движений, каждое из которых названо в честь планеты и соответствующего астрологического символа (см. Планеты в астрологии ):
Оригинальный титул Холста, как видно на рукописном партитура - «Семь пьес для большого оркестра». Холст почти наверняка присутствовал на раннем исполнении «« Пять пьес для оркестра » Шенберга в 1914 году (год, когда он написал« Марс, Венера и Юпитер »), и у него была партитура, единственная партитура Шенберга, которой он когда-либо владел. Каждое движение в творчестве Холста изначально называлось только второй частью каждого названия (I «Несущий войну», II «Несущий мир» и т. Д.); настоящие названия были добавлены к первому (неполному) публичному исполнению в сентябре 1918 года, хотя они так и не были добавлены к первоначальной партитуре.
Типичное исполнение всех семи частей длится около пятидесяти минут, хотя Хольст собственная электрическая запись 1926 года длится немногим более сорока двух с половиной минут.
Одно из объяснений структуры свиты, представленное холстским ученым Раймондом Хедом, - это определение астрологических знаков зодиака планетами: если знаки перечислены вместе с их правящими планетами в традиционном порядке, начиная с Овна, без учета дублирования и светил (Солнца и Луны), порядок движения соответствует. Критик Дэвид Гурвиц предлагает альтернативное объяснение структуры пьесы: что Юпитер является центральной точкой сюиты и что движения с обеих сторон находятся в зеркальном отображении. Таким образом, Марс предполагает движение, а Нептун статичен; Венера величественна, в то время как Уран вульгарен, Меркурий легкий и скерцандо, в то время как Сатурн тяжелый и трудный. Эта гипотеза подтверждается тем фактом, что два внешних движения, Марс и Нептун, оба записаны довольно необычным пятикратным счетчиком.
. Холст страдал невритом в правой руке, из-за чего он обратился за помощью к Валли Ласкеру и Нора Дэй, два участника, при написании музыки к The Planets.
Нептун был одним из первых произведений оркестровой музыки с окончанием затухания, хотя несколько композиторов (включая Йозефа Гайдна в финале его Прощальной симфонии ) добились аналогичного эффекта разными способами. Холст оговаривает, что женские хоры должны «располагаться в соседней комнате, дверь которой должна оставаться открытой до последнего такта пьесы, а затем медленно и бесшумно закрываться», и что последний такт ( оценивается только для припевов) "повторяется до тех пор, пока звук не исчезнет на расстоянии". Хотя сегодня этот эффект стал обычным явлением, этот эффект околдовал публику в эпоху до того, как звукозапись стала широко распространена - после первого прогона 1918 года дочь Холста Имоджин (в дополнение к наблюдению за уборщицами, танцующими в проходах во время Юпитера) заметила, что финал был «незабываемым, в нем скрытый хор женских голосов становился все тише и тише... пока воображение не знало разницы между звуком и тишиной».
Мемориальная доска в школе для девочек Святого Павла, ЛондонБыло предпринято несколько попыток по разным причинам добавить дополнительную музыку к сюите Холста, хотя, безусловно, наиболее распространенное представление музыки в концертном зале и на записи остается Первоначальная версия Холста с семью движениями.
Плутон был открыт в 1930 году, за четыре года до смерти Холста, и был провозглашен астрономами девятой планетой. Однако Холст не проявил интереса к написанию движения за новую планету. Он разочаровался в популярности сюиты, полагая, что она отвлекла слишком много внимания от других его работ.
В последней трансляции своей серии Молодежные концерты в марте 1972 года, дирижер Леонард Бернстайн руководил Нью-Йоркской филармонией через довольно прямую интерпретацию сюиты, хотя он отказался от движения Сатурна, потому что считал, что тема старости не имеет отношения к концерту для дети. Трансляция завершилась импровизированным спектаклем, который он назвал «Плутон, непредсказуемый». Спектакль можно посмотреть на DVD-диске «Культура».
В 2000 году Оркестр Халле поручил английскому композитору Колину Мэтьюзу, авторитету по Холсту, написать новую восьмую часть, которую он назвал «Плутон, Обновитель ". Посвященный покойной Имоджен Холст, дочери Густава Холста, он был впервые исполнен в Манчестере 11 мая 2000 года под управлением Кента Нагано оркестра Халле. Мэтьюз также немного изменил окончание Нептуна, чтобы движение велось прямо к Плутону. Сам Мэтьюз предположил, что, несмотря на самоотверженность, Имоджен Холст «была бы одновременно удивлена и встревожена этим предприятием».
Японский композитор Джун Нагао аранжировал «Планеты» для квартета Трувера в 2003 году, включая дополнительные движения Земли и Плутона, так как последний в то время считался планетой. Сюита была аранжирована для концертной группы и премьера состоялась в 2014 году. Произведение содержит оригинальные темы, темы из «Планет» и другие популярные мелодии Холста.
Холст адаптировал мелодию центральной части Юпитера в 1921 году, чтобы она соответствовала размеру стихотворения, начинающегося «Я клянусь Тебе, моя страна ». Как гимн, он имеет название Thaxted, в честь города в Эссексе, где Холст жил много лет, и он также использовался для других гимнов, такие как «О, выше всякой похвалы, Боже» и «Мы хвалим Тебя и признаем Тебя» на слова преподобного Стивена П. Старка.
«Я клянусь Тебе, моя страна» был написан между 1908 и 1918 годами Сэр Сесил Спринг Райс и стал известен как ответ на человеческие жертвы Первой мировой войны. Гимн впервые был исполнен в 1925 году и быстро стал патриотическим гимном. Хотя у Холста не было таких патриотических намерений, когда он изначально сочинял музыку, эти адаптации побуждали других использовать партитуру аналогичным образом на протяжении всего 20 века.
Мелодия также была адаптирована и установлена на тексты Чарли Скарбек и под названием «Мир в Союзе ». Песня используется в качестве музыкальной темы для Чемпионата мира по регби и появляется в большинстве телевизионных репортажей и перед матчами.