Карл Нильсен

редактировать
Датский композитор (1865-1931)

Карл Нильсен
Мужчина средних лет, одетый в белый костюм-тройку. Он также носит шляпу и трость. Карл Нильсен в 1908 году
РодилсяКарл Август Нильсен. (1865-06-09) 9 июня 1865. Sortelung близ Дании
Умер3 октября 1931 (1931-10-03) (в возрасте 66). Копенгаген, Дания
Место захороненияКладбище Вестре, Копенгаген, Дания
Alma materКоролевская датская музыкальная академия
Род занятийКомпозитор, дирижер, скрипач
ПроизведенияСписок произведений
Супруг (ы)Анна Мари Бродерсен ​​(m.1891) ​
Дети
Подпись
Карл Нильсен

Карл Август Нильсен (датский: ; 9 июня 1865 г. - 3 октября 1931 г.) был датским композитором, дирижер и скрипач, широко известный как самый выдающийся композитор своей страны.

Воспитанный бедными, но музыкально одаренными родителями на острове Фюн, он продемонстрировал свои музыкальные способности в раннем возрасте. Сначала он играл в военном оркестре, а затем с 1884 по декабрь 1886 года посещал Датскую королевскую музыкальную академию в Копенгагене. Он представил премьеру своей Op. 1, Сюита для струнных, в 1888 году, в возрасте 23 лет. В следующем году Нильсен начал 16-летнюю стажировку в качестве второго скрипача в Королевском датском оркестре под управлением дирижера. Йохан Свендсен, во время которого он сыграл в фильмах Джузеппе Верди Фальстаф и Отелло на их датских премьерах. В 1916 году он занял должность преподавателя в Датской королевской академии и продолжал работать там до самой смерти.

Хотя его симфонии, концерты и хоровая музыка сейчас известны во всем мире, карьера и личная жизнь Нильсена были отмечены многими трудностями, которые часто отражались в его музыке. Работы, которые он написал между 1897 и 1904 годами, иногда относят к его «психологическому» периоду, в основном из-за бурного брака со скульптором Анной Марией Бродерсен. Нильсен особенно известен своими шестью симфониями, его Духовым квинтетом и его концертами для скрипки, флейты и кларнета. В Дании его опера Маскарад и многие его песни стали неотъемлемой частью национального наследия. Его ранняя музыка была вдохновлена ​​такими композиторами, как Брамс и Григ, но вскоре он разработал свой собственный стиль, сначала экспериментируя с прогрессивной тональностью, а затем расходясь еще более радикально. от стандартов композиции, все еще распространенных в то время. Шестая и последняя симфония Нильсена, Sinfonia semplice, была написана в 1924–1925 годах. Шесть лет спустя он умер от сердечного приступа и похоронен на кладбище Вестре в Копенгагене.

Нильсен при жизни поддерживал репутацию музыкального аутсайдера как в своей стране, так и за рубежом. Только позже его произведения прочно вошли в международный репертуар, набирая популярность с 1960-х до Леонарда Бернстайна и других. В Дании репутация Нильсена была закреплена в 2006 году, когда три его композиции были включены в список Министерства культуры среди двенадцати величайших произведений датской музыки. Много лет он появлялся на датской банкноте в сто крон. Музей Карла Нильсена в Оденсе документирует его жизнь и жизнь его жены. Между 1994 и 2009 годами Королевская датская библиотека, спонсируемая правительством Дании, завершила Карл Нильсен Издание, свободно доступное в Интернете, содержащее справочную информацию и ноты для всех произведений Нильсена, многие из которых ранее не публиковались.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Учеба и начало карьеры
    • 1.3 Брак и дети
    • 1.4 Зрелый композитор
    • 1.5 Последние годы жизни и смерть
  • 2 Музыка
    • 2.1 Музыкальный стиль
    • 2.2 Симфонии
    • 2.3 Оперы и кантаты
    • 2.4 Концерты
    • 2.5 Оркестровая музыка
    • 2.6 Камерная музыка
    • 2.7 Клавишные произведения
    • 2.8 Песни и гимны
    • 2.9 Редакции
  • 3 Прием
  • 4 Устаревшие
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Источники
  • 6 Дополнительная литература
    • 6.1 Некрологи
  • 7 Внешние ссылки

Life

Ранние годы

фотография загородного дома с соломенной крышей Дом детства Нильсена в Сортелунг около Норре Линдельсе

Нильсен родился 9 июня 1865 года, седьмой из двенадцати детей в бедной крестьянской семье, в Сортелунг. около Норре Линделсе, к югу от Оденсе на острове Фюн. Его отец, Нильс Йоргенсен, был маляром и традиционным музыкантом, который, с его способностями как скрипач и корнетист, пользовался большим спросом на местных праздниках. Нильсен описал свое детство в автобиографии Мин Финске Барндом (Мое детство на Фюн). Его мать, которую, как он вспоминает, пела народные песни в детстве, происходила из обеспеченной семьи морских капитанов, а один из его сводных дядей, Ганс Андерсен (1837–1881), был талантливым музыкантом.

Нильсен так описал свое знакомство с музыкой: «Я слышал музыку раньше, слышал, как отец играет на скрипке и корнете, слышал пение матери, и, лежа в постели с корью, я пробовал себя на маленькой скрипке.. " Он получил инструмент от своей матери, когда ему было шесть лет. В детстве он учился игре на скрипке и фортепиано, а свои самые ранние сочинения написал в возрасте восьми или девяти лет: уже утерянную колыбельную и польку, которую он упоминает в своей автобиографии. Поскольку его родители не верили, что у него есть будущее в качестве музыканта, они отдавали его в ученики лавочнику в соседней деревне, когда ему было четырнадцать. К середине лета владелец магазина обанкротился, и Нильсену пришлось вернуться домой. Научившись играть на духовых инструментах, 1 ноября 1879 года он стал горнистом и альт-тромбонистом в оркестре 16-го батальона армии в Оденсе.

Нильсен не отказался от скрипки во время своего пребывания в батальоне, продолжая играть на ней, когда он шел домой, чтобы выступать на танцах со своим отцом. Армия платила ему три кроны и 45 эре и буханку хлеба каждые пять дней в течение двух с половиной лет, после чего его зарплата была немного увеличена, что позволило ему купить гражданское лицо.

Учеба и начало карьеры

фотография молодого Нильсена в парадной форме оркестра с двумя медными инструментами Нильсен, около 14 лет, в Оденсе

В 1881 году Нильсен начал серьезно относиться к игре на скрипке, обучаясь в частном порядке у Карла. Ларсен, сторож в Соборе Оденсе. Неизвестно, сколько Нильсен сочинил в этот период, но из его автобиографии можно сделать вывод, что он написал несколько трио и квартетов для духовых инструментов и что ему было трудно смириться с тем фактом, что духовые инструменты были настроены на разные ключи. После знакомства с Нильсом В. Гаде, директором Королевской академии в Копенгагене, который был хорошо принят, Нильсен в короткие сроки получил освобождение от военного оркестра и учился в Академии из начало 1884 года.

Хотя Нильсен не был выдающимся учеником и мало сочинял, он хорошо учился игре на скрипке под руководством Вальдемара Тофте (1832–1907) и получил прочную основу в теории музыки. из Орла Розенхофф (1844–1905), который останется ценным советником в первые годы своей карьеры профессионального композитора. Он также изучал композицию у Гейда, которого он любил как друга, но не своей музыкой. Не менее важными стали контакты с сокурсниками и культурными семьями в Копенгагене, некоторые из которых стали друзьями на всю жизнь. Неустойчивое образование, полученное в результате его деревенского происхождения, заставило Нильсена ненасытно интересоваться искусством, философией и эстетикой. Но, по мнению музыковеда Дэвида Фаннинга, это также оставило его «с очень личной, обычной человеческой точкой зрения на эти темы». Он покинул Академию в конце 1886 года, окончив ее с хорошими, но не выдающимися оценками по всем предметам. Затем он уехал к бывшему купцу из Оденсе Йенсу Георгу Нильсену (1820–1901) и его жене в их квартире на Слагельсегаде, так как он еще не был в состоянии платить самостоятельно. Там он влюбился в их 14-летнюю дочь Эмили Демант. Роман продлился в течение следующих трех лет.

17 сентября 1887 года Нильсен играл на скрипке в Концертном зале Тиволи, когда состоялась премьера его «Andante tranquillo e Scherzo» для струнных. Вскоре после этого, 25 января 1888 года, его струнный квартет фа мажор был сыгран на одном из частных выступлений Privat Kammermusikforening (Общество частной камерной музыки). В то время как Нильсен считал квартет фа своим официальным дебютом как профессионального композитора, гораздо большее впечатление произвела его сюита для струнных. Выполнено в Tivoli Gardens, Копенгаген 8 сентября 1888 года, оно было определено Нильсеном как его соч. 1.

К сентябрю 1889 года Нильсен достаточно хорошо продвинулся в игре на скрипке, чтобы занять место среди вторых скрипок в престижном Королевском датском оркестре, который играл в Копенгагенском Королевском театре, а затем дирижировал Йоханом. Свендсен. В этой должности он испытал «Фальстаф» и «Отелло» Джузеппе Верди на их датских премьерах. Хотя это занятие иногда вызывало у Нильсена значительное разочарование, он продолжал играть там до 1905 года. После ухода Свендсена в 1906 году Нильсен все чаще выполнял функции дирижера (в 1910 году он был официально назначен помощником дирижера). Между выпуском и достижением этой должности он получал скромный доход от частных уроков игры на скрипке, при этом пользовался постоянной поддержкой своих покровителей, не только Йенса Георга Нильсена, но и Альберта Сакса (родился в 1846 году) и Ханса Деманта (1827–1897), которые оба управляли фабриками. в Оденсе. Менее чем через год в Королевском театре Нильсен выиграл стипендию в размере 1800 крон, что дало ему возможность провести несколько месяцев в путешествиях по Европе.

Брак и дети

Во время путешествия Нильсен обнаружил, а затем повернулся против музыкальных драм Рихарда Вагнера , услышал многие ведущие европейские оркестры и солистов и отточил свои взгляды как на музыку, так и на изобразительное искусство. Хотя он уважал музыку Баха и Моцарта, он оставался неоднозначным по отношению к большей части музыки XIX века. В 1891 г. он познакомился с композитором и пианистом Ферруччо Бузони в Лейпциге; они должны были поддерживать переписку более тридцати лет. Вскоре после прибытия в Париж в начале марта 1891 года Нильсен познакомился с датским скульптором Анной Мари Бродерсен, которая также путешествовала по стипендии. Они вместе совершили поездку по Италии и поженились в английской церкви Святого Марка во Флоренции 10 мая 1891 года, прежде чем вернуться в Данию. По словам Фаннинг, их отношения были не только «любовным браком», но и «встречей умов»; Энн Мари была одаренной художницей и «волевой и современно мыслящей женщиной, решившей построить свою карьеру». Эта решимость усложнила бы брак Нильсенов, поскольку Анна-Мари проводила месяцы вдали от дома в 1890-х и 1900-х годах, оставив Карлу, который был подвержен возможностям с другими женщинами, растить их троих маленьких детей в дополнение к сочинению и выполнению своих обязанностей. в Королевском театре.

Нильсен сублимировал свой гнев и разочарование по поводу своего брака в ряде музыкальных произведений, особенно между 1897 и 1904 годами, периодом, который он иногда называл своим «психологическим» периодом. Фаннинг пишет: «В это время его интерес к движущим силам человеческой личности выкристаллизовался в опере Саул и Давид, Второй симфонии (Четыре темперамента) и кантатах Hymnus amoris и Søvnen ". Карл предложил развестись в марте 1905 года и подумывал о переезде в Германию, чтобы начать все сначала, но, несмотря на несколько продолжительных периодов разлуки, Нильсены оставались женатыми до конца жизни композитора.

У Нильсена было пятеро детей, двое из них. незаконнорожденный. У него уже родился сын, Карл Август Нильсен, в январе 1888 года, еще до того, как он познакомился с Анной Мари. В 1912 году родилась внебрачная дочь - Рэйчел Зигманн, о которой Анна-Мари так и не узнала. С женой у Нильсена было две дочери и сын. Ирмелин, старшая дочь, изучала теорию музыки со своим отцом и в декабре 1919 года вышла замуж за Эггерта Мёллера (1893–1978), врача, который стал профессором Копенгагенского университета и директором поликлиника при Национальной больнице. Младшая дочь Энн Мари, окончившая Копенгагенскую академию искусств, в 1918 году вышла замуж за венгерского скрипача Эмиля Тельманьи (1892–1988); он внес свой вклад в продвижение музыки Нильсена как скрипач и дирижер. Сын Нильсена, Ханс Бёрге, был инвалидом в результате менингита и большую часть своей жизни провел вдали от семьи. Он умер около Колдинга в 1956 году.

Зрелый композитор

фотография Карла Нильсен и четыре члена его семьи Нильсен и его семья в поместье Фульсанг, c.1915

Сначала произведения Нильсена не получили достаточного признания, чтобы он мог чтобы поддержать себя. Во время концерта, на котором 14 марта 1894 года состоялась премьера его Первой симфонии под управлением Свендсена, Нильсен играл во второй секции скрипки. Симфония имела большой успех, когда она была сыграна в Берлине в 1896 году, что в значительной степени способствовало его репутации. Его все чаще просили писать музыку для театра, а также кантаты для особых случаев, и то и другое давало желанный источник дополнительного дохода. Фаннинг комментирует отношения, которые сложились между его программными и симфоническими произведениями: «Иногда он находил достойные представления идеи в своей якобы чистой оркестровой музыке; иногда текст или сценарий вынуждали его изобретать яркие музыкальные образы, которые он позже мог использовать более абстрактно.

Кантата Нильсена Hymnus amoris для солистов, хора и оркестра впервые была исполнена в Копенгагене Musikforeningen (Музыкальное общество) 27 апреля 1897 года. 323>Картина Тициана Чудо ревнивого мужа, которую Нильсен видел во время своего медового месяца в Италии в 1891 году. На одной из копий он написал: «Моей собственной Мари! Эти тона в похвала любви - ничто по сравнению с реальным ».

Начиная с 1901 года, Нильсен получал скромную государственную пенсию - первоначально 800 крон в год, а к 1927 году она выросла до 7500 крон - для увеличения зарплаты скрипача. Это позволило ему перестать брать частных учеников и оставило ему больше времени для сочинения. С 1903 года он также получал ежегодный гонорар от своего основного издателя Wilhelm Hansen Edition [da ]. С 1905 по 1914 год он был вторым дирижером Королевского театра. Для своего зятя Эмиля Тельманьи Нильсен написал Концерт для скрипки, соч. 33 (1911 г.). С 1914 по 1926 год дирижировал оркестром Musikforeningen. В 1916 году он занял должность преподавателя в Датской королевской музыкальной академии в Копенгагене и продолжал работать там до самой смерти.

Карл Нильсен сидит лицом вправо, элегантно одетый в костюм и жилет Нильсен в 1917 году

Напряжение двойной карьеры и постоянное разлука с женой привели к длительный разрыв в его браке. Пара начала процедуру разлучения в 1916 году, и разлучение по взаимному согласию было разрешено в 1919 году. В период 1916–22 Нильсен часто жил на Фюнен, отступая в поместья Дамгаард и Фульсанг, или работал дирижером в Гетеборге. Период был периодом творческого кризиса для Нильсена, который, совпадая с Первой мировой войной, сильно повлиял на его Четвертую (1914–16) и Пятую симфонии (1921–22), возможно, на его величайшие произведения по Фаннингу. Композитор был особенно расстроен в 1920-е годы, когда его давний датский издатель Вильгельм Хансен не смог провести публикацию многих своих основных произведений, в том числе Аладдина, Пана и Сиринкса.

Шестая и последняя симфония, Sinfonia semplice, был написан в 1924–25. После серьезного сердечного приступа в 1925 году Нильсен был вынужден сократить большую часть своей деятельности, хотя он продолжал сочинять до самой смерти. Его шестидесятилетие в 1925 году принесло множество поздравлений, награду от правительства Швеции, а также гала-концерт и прием в Копенгагене. Композитор, однако, был в мрачном настроении; в статье в Politiken от 9 ноября 1925 года он писал:

Если бы я мог снова прожить свою жизнь, я бы изгнал из головы любые мысли об искусстве и пошел бы в ученики к торговцу или занялся бы чем-нибудь другим. полезная торговля, результаты которой могут быть видны в конце... Какая мне польза от того, что весь мир признает меня, но спешит прочь и оставляет меня одного с моими товарами, пока все не сломается, и я к своему позору не обнаружу, что я жил как глупый мечтатель и верил, что чем больше я буду работать и прилагать усилия в своем искусстве, тем лучшего положения я достигну. Нет, быть артистом - не завидная участь.

Последние годы и смерть

Последними крупномасштабными оркестровыми произведениями Нильсена были его Концерт для флейты (1926) и Концерт для кларнета (1928), из которых Роберт Лейтон пишет: «Если когда-либо и звучала музыка с другой планеты, то это определенно она. Ее звучность скудная и монохромная, ее воздух разреженный и бодрящий». Последнее музыкальное произведение Нильсена, произведение для органа Commotio, было представлено посмертно в 1931 году.

В последние годы своей жизни Нильсен выпустил небольшой сборник эссе под названием «Живая музыка» (1925), а затем в 1927 году. по его мемуарам Мин Финске Барндом. В 1926 году он записал в своем дневнике: «Моя домашняя земля тянет меня все больше и больше, как долгий сосательный поцелуй. Означает ли это, что я наконец вернусь и отдохну на земле Фюн? Тогда это должно быть в том месте, где я родился: Сортелунг, приход Фриденлендс ".

Этого не должно было быть. 1 октября 1931 года Нильсен был госпитализирован в Национальную больницу Копенгагена (Rigshospitalet) после серии сердечных приступов. Он скончался там в десять минут первого ночи 3 октября в окружении своей семьи. Его последними словами было: «Вы стоите здесь, как будто чего-то ждете».

Он был похоронен на кладбище Вестре в Копенгагене; вся музыка на его похоронах, включая гимны, была произведением композитора. После его смерти его жене было поручено создать памятник ему, который будет установлен в центре Копенгагена. Она писала: «Я хотела взять крылатого коня, вечного символа поэзии, и посадить на его спину музыканта. Он должен был сидеть там между несущимися крыльями и дуть в камышовую дудку над Копенгагеном». Споры по поводу ее дизайна и нехватка финансирования привели к тому, что возведение памятника было отложено, а сама Энн Мари в конечном итоге субсидировала его. Памятник Карлу Нильсену был окончательно открыт в 1939 году.

Музыка

Работы Нильсена иногда называют номерами CNW, основанными на Каталоге произведений Карла Нильсена (CNW) опубликовано в сети Датской королевской библиотекой в 2015 году. Каталог CNW призван заменить каталог 1965 года, составленный Дэном Фогом и Торбеном Шоусбое (номера FS).

Музыкальный стиль

Poster advertising a concert programme at Musikforeningen with items by Beethoven, Bach, and lastly Nielsen's fifth Symphony, 1922 Плакат к премьере Пятой симфонии Карла Нильсена, 1922 год

Музыкальный критик Гарольд Шенберг в своей книге «Жизни великих композиторов» подчеркивает широту произведений Нильсена, его энергичные ритмы, щедрая оркестровка и его индивидуальность. Сравнивая его с Жаном Сибелиусом, он считает, что у него было «столько же размаха, даже больше силы и более универсальное послание». Оксфордский университет профессор музыки Дэниел М. Гримли«Один из самых игривых, жизнеутверждающих и неуклюжих голосов в музыке двадцатого века» благодаря «мелодическому богатству и гармонической жизненной силе» его Работа. Анн-Мари Рейнольдс, автор книги Карла Нильсена: его песни в контексте, цитирует точку зрения Роберта Симпсона о том, что «вся его музыка - вокальное происхождение», утверждая, что написание песен сильно повлияло на развитие Нильсена как композитора.

Датский социолог Бенедикте Бибринкер отмечает, что восприятие Нильсена и его музыка в его родной стране сильно отличается от его международного признания. Его интерес и опыт в народной музыке имели особый резонанс для датчан, и это усилилось во время националистических движений 1930-х годов и во время Второй мировой войны, когда пение было использовано для датчан, чтобы отличаться от своих немецких военных. Песни Нильсена занимают важное место в датской культуре и образовании. Музыковед Нильс Краббе популярный образ Нильс в Дании как «синдром гадкого утенка» - отсылку к сказке датского писателя Ганса Христиана Андерсена, где «бедный мальчик... проходит мимо». через невзгоды и бережливость... марширует в Копенгаген и... приходит, чтобы завоевать положение некоронованного короля ". Таким образом, если за пределами Дании Нильсена в основном считается композитором оркестровой музыки и оперы« Маскарад », то есть в его собственной стране он является оркестровой музыкой и операми. Эти две стороны были официально объединены в Дании в 2006 году, когда Министерство культуры опубликовало список двенадцати величайших датских музыкальных произведений, в который вошли три Нильсена - Маскараде, Четвертая симфония и пара его датских песен. Может ли «национальное» в Нильсене быть в музыке в определенной форме тем, гармоний, звуков, форм и т. Д., Или это чистая конструкция истории восприятия? »

Сам Нильсен неоднозначно относился к поздней романтической немецкой музыке и к национализму в музыке. Он писал голландскому композитору Юлиусу Рентгену в 1909 году: «Меня удивляют технические навыки немцев в наши дни, и я не. Что вы думаете о песнях, спетых в в унисон ? Мы должны вернуться... к чистому и ясному ". С другой стороны, в 1925 году он писал: «Ничто так не разрушает музыку, как национализм... и невозможно доставить национальную музыку по запросу».

Нильсен внимательно изучал ренессанс полифонию, что объясняет некоторую мелодичность и гармоничность его музыки. Примером этого интереса является его Tre Motetter (Три песнопения, соч. 55). Для недатских критиков музыка Нильсена изначально была неоклассическим звуком, но стала все более современной, поскольку он разработал свой собственный подход к писатель и композитор Роберт Симпсон назвал прогрессивной тональностью, движущей силой. от одного ключа к другому. Обычно музыка Нильсена может заканчиваться в тональности, отличной от ее начала, иногда как результат борьбы, как в его симфониях. Есть дебаты относительно того, насколько эти элементы требуют его деятельности в области народной музыки. Некоторые критики ссылались на его ритмы, использование им acciaccaturas или appoggiaturas или его частое использование сглаженной седьмой и минорной трети в его работах, как типично датский. Сам композитор писал: «интервалы, на мой взгляд, - это элементы, которые в первую очередь пробуждают более глубокий интерес к музыке... [Это] интервалы, которые удивляют и радуют нас каждый раз, когда мы слышим кукушка весной. Ее привлекательность была бы меньше, если ее призывы были сосредоточены на одной ноте ».

Философия музыкального стиля Нильсена, возможно, резюмирована в его совете в письме 1907 года норвежскому композитору Кнуту Хардеру: «Вы есть... беглость, пока что неплохо; но я советую вам снова и снова, мой дорогой мистер Хардер: тональность, ясность, сила.

Симфонии

фотография большого трехэтажного особняка с железными перилами Особняк нечетных товарищей в Копенгагене, где состоялась премьера многих сочинений Нильсена

Нильсен, возможно, соединенных за пределами Дании с его шестью симфониями, написанными между 1892 и 1925 годами. У произведений много общего: все они длится чуть более 30 минут, духовые инструменты - ключ к успеху. компоненты оркестровки, и все они демонстрируют необычные изменения тональности, которые усиливают драматическое напряжение. в первых тактах, Симфония № 1 (соч. 7, 1890–92), отражая влияние Грига и Брамса, показывает индивидуальность Нильсена. В Симфонии № 2 (соч. 16, 1901–02) Нильсен приступает к развитию человеческого характера. Вдохновение пришло из картины в гостинице, обслуживающей четыремента (холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник).

Название Симфонии № 3, Sinfonia Espansiva (Соч. 27, 1910–11), как понимает английский композитор Роберт Симпсон, относится к «внешнему росту разума». Он полностью использует технику Нильсена по одновременному противостоянию двум клавишам и включает умиротворяющую секцию с голосами сопрано и баритона, поет мелодию без слов. Симфония № 4, Неугасимое (соч. 29, 1914–16), написанная во время Первой мировой войны, входит в число наиболее часто исполняемых симфоний. В последней части два набора литавр размещаются по разные стороны сцены, вступая в своего рода музыкальную дуэль. Нильсен описал симфонию как «жизненную силу, неутолимую волю к жизни».

Также часто исполняется Симфония № 5 (соч. 50, 1921–22), представляющая еще одну битва между силами порядка и хаоса. барабанщику дается задание прервать оркестр, сыграть ad libitum и вне времени, как если бы уничтожить музыку. В исполнении Симфонического оркестра Датского радио под управлением Эрика Туксена на Эдинбургском международном фестивале 1950 он произвел фурор, вызвав интерес к музыке Нильсена за пределами Скандинавии. В Симфонии № 6 (без номера опуса), написанной в 1924–25, и с подзаголовком «Sinfonia Semplice» (Простая симфония), тональный язык кажетсяим похож на язык других симфоний Нильсена, но симфония развивается в последовательности Камей, некоторые грустные, некоторые гротескные, некоторые юмористические.

Оперы и кантаты

фотопраф Карла Нильсена в костюме, соединяющем руки с одетыми в костюмы членами актерского состава. Саул и Дэвид Нильсен с актерским составом Саула и Давида, Стокгольм, 1931 год

Две оперы Нильсена очень разные по стилю. Четырехактный Саул ог Давид (Саул и Давид), написанный в 1902 году на либретто Эйнара Кристиансена, повествует библейскую историю Саула. ревность к молодому Давиду в то время как Маскарад (Маскарад) - комическая опера в трех действиях, написанная в 1906 году на датском либретто Вильгельма Андерсена по комедии Людвига Хольберга. Саул и Давид получили негативную оценку прессы, когда премьера состоялась в ноябре 1902 года, и ничуть не лучше, когда она была возрождена в 1904 году. Напротив, в ноябре 1906 года «Маскарад» имел оглушительный успех: за первые четыре месяца его работы состоялись 25 спектаклей. Обычно считается национальной оперой Дании, у себя на родине она пользуется успехом благодаря многочисленным строфическим песням, танцам и лежащей в их основе атмосфере "старого Копенгагена"

. Нильсен написал значительное количество хоровых произведений, но большинство из них были написаны для особых случаев и редко воспроизводились. Зато в репертуар вошли три полноценные кантаты для солистов, оркестра и хора. Нильсен написал Hymnus amoris (Гимн любви), соч. 12 (1897 г.) после изучения раннего полифонического хорового стиля. В своей статье в газете Dannebrog Нанна Либманн назвала эту работу «решающей победой» Нильсена, а Ангул Хаммерих из Nationaltidende приветствовал ее улучшенную ясность и чистоту. Но рецензент Berlingske Tidende Х.В. Шитт считал, что Нильсен претенциозно представил тексты на латыни, а не на датском. Сёвнен (Сон), соч. 18, второе крупное хоровое произведение Нильсена, настраивает на музыку различные сна, включая ужас кошмара в его центральной части, которая с ее необычными противоречиями шокировала рецензентов на своей премьере в марте 1905 года. Финский форум (Весна на Фунене), соч. 42, завершенное в 1922 году, было названо наиболее датским из всех сочинений Нильсена, так как оно превозносит красоту сельской местности Фюн.

Концерты

Нильсен написал три концерта: Концерт для скрипки, соч. 33 - произведение среднего периода 1911 года, которое соответствует традициям европейского классицизма, тогда как Концерт для флейты (без номера опуса) 1926 года и Концерт для кларнета, соч. 57, вышедшие в 1928 году, представьте себе поздние произведения, существующие под модернизмом 1920-х годов, по словам датского музыковеда Герберта Розенберга, произведение «опытного композитора, который знает, как избежать несущественного». В отличие от более поздних работ Нильсена, Концерт для скрипки имеет отчетливую, мелодически ориентированную неоклассическую устойчивость. Концерт для флейты в двух частях был написан для флейтиста Хольгера Гилберта-Есперсена, член Копенгагенского квинтета духовых инструментов, который впервые исполнил духовой квинтет Нильсена (1922). В отличие от довольно традиционного стиля Скрипичного концерта, он отражает модернистские тенденции того периода. Например, первая часть переключается между ре минор, ми-бемоль минор и фа мажор, прежде чем флейта выходит на первый план с кантабиле . тема в ми мажор. Концерт для кларнета был также написан для члена Копенгагенского духового квинтета Ааге Оксенвад. Nielsen максимально расширяет возможности и инструмента исполнителя; Концерт состоит только из одной непрерывной части и содержит борьбу между солистом и оркестром, а также между двумя конкурирующими тональностями, фа мажор и ми мажор.

Концерты для духовых инструментов предлагает множество примеров того, что Нильсен называл объективирование ("объективация"). Под этим термином он имелся в виду предоставления инструменталистов возможностей интерпретации и исполнения, функции партитурой.

Оркестровая музыка

. Самым ранним произведением Нильсена, написанным специально для оркестра, была сразу получившая успех Сюита для струнных (1888).), который вызвал скандинавский романтизм, выраженный Григом и Свендсеном. Эта работа стала вехой в карьере Нильсена, поскольку это был не только его первый успех, но он исполнил сам, когда она сыграла в Оденсе месяц спустя.

Увертюра «Гелиос», соч. 17 (1903) связано с пребыванием Нильсена в Афинах, которое вдохновило его на создание произведения, восходящего и заходящего солнца над Эгейским морем. Партитура является числом экспонатом оркестра и входит в самых популярных произведений Нильсена. Сага-Дрем (Сага Сон), соч. 39 (1907–08) - тональная поэма для оркестра, основанная на исландской саге о Ньяле. По словам Нильсена:

Среди прочего есть четыре каденции для гобоя, кларнета, фагота и флейты, которые довольно свободно идут рядом друг с другом, без гармонической связи и без моей отметки времени. Они похожи на четыре потока мысли, каждый идет своим путем - по-разному и случайным образом для каждого выступления - пока они не встречаются в точке покоя, как если бы они сливались в замок, где они объединяются.

Молодой художник (Ved en ung Kunstners Baare) для струнного оркестра был написан для похорон датского художника Олуфа Хартмана в январе 1910 года, а также играл на собственных похоронах Нильсена. Пан и Сиринкс (Pan og Syrinx), энергичная девятиминутная симфоническая поэма, вдохновленная Метаморфозами Овидия , была впервые представлена ​​в 1911 году. Увертюра в рапсодии, An Imaginary Trip на Фарерские острова (En Fantasirejse til Færøerne), опирается на фарерские народные мелодии, но также содержит свободно сочиненные отрывки.

Среди оркестровых произведений Нильсена для сцены: Аладдин (1919) и Модерен (Мать), соч. 41 (1920). Аладдин был написан для сопровождения постановки сказки Адама Эленшлегера в Королевском театре в Копенгагене. Полная партитура, длящаяся более 80 минут, является самым длинным произведением Нильсена, за исключением его опер, но часто исполняется более короткая оркестровая сюита, ​​состоящая из Восточного марша, индуистского танца и негритянского танца. «Moderen», написанная в честь воссоединения Южной Ютландии с Данией, впервые была исполнена в 1921 году; это декорация из патриотических стихов, написанных по этому случаю.

Камерная музыка

Нильсен написал несколько камерных произведений, некоторые из них до сих пор пользуются популярностью в международном репертуаре. Духовой квинтет, одно из самых популярных его произведений, было написано в 1922 году специально для Копенгагенского квинтета духовых инструментов. Симпсон, объясняя, что пристрастие Нильсена к духовым инструментам было тесно связано с его любовью к природе, пишет: «Он также сильно интересовался человеческим характером, и Духовой квинтет, составленный специально для пяти друзей; каждая часть хитроумно сделана для соответствия индивидуальности каждого игрока »

Духовой квинтет, соч. 43 1. Аллегро бен модерато
2. Менуэт
3. Прелудиум: Адажио. Тема с вариациями: Un poco andantino Исполняет Джеймс Голуэй (флейта) с квинтетом Carion

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Нильсен написал четыре струнных квартета. Первый струнный квартет № 1 соль минор, соч. 13 (1889 г., переработано в 1900 г.) содержит в финале раздел «Резюме», объединяющий темы из первой, третьей и четвертой частей. Второй струнный квартет № 2 фа минор, соч. 5 появился в 1890 году и Третий струнный квартет ми-бемоль мажор, соч. 14 в 1898 году. Историк музыки Ян Смачны предполагает, что в этой работе «обработка текстуры является уверенной и гораздо менее производной, чем в более ранних произведениях... [квартет] вызывает самое большое сожаление о том, что Нильсен не стал развивать этот жанр дальше...... параллельно его более позднему симфоническому развитию ". Четвертый струнный квартет фа мажор (1904) поначалу был встречен неоднозначно, критики сомневались в его сдержанном стиле. Нильсен пересматривал ее несколько раз, окончательная версия в 1919 году значилась как его соч. 44.

Скрипка была собственным инструментом Нильсена, и он написал для нее четыре крупномасштабных камерных произведения. Отступления от стандартных процедур в Первой сонате соч. 9 (1895), включая часто внезапные модуляции и лаконичный тематический материал, озадачили датских критиков своим первым выступлением. Вторая соната, соч. 35 за 1912 год был написан для скрипача Педера Мёллера, который ранее в том же году представил скрипичный концерт композитора. Произведение является примером прогрессивной тональности композитора, поскольку, хотя заявлено, что оно написано в тональности соль минор, первая и последняя части заканчиваются в разных тональностях. Критик Эмилиус Бангерт писал о премьере (которую дал Аксель Гаде ): «Общее впечатление произвела красивая, непрерывная линия - поток нот, - где, в частности, 48 (1923) была написана для Тельманьи, и, как и, замечательная вторая тема в первой части и чистая, высокая сфера последней части были захватывающе ». «Чакона Нильсена для фортепиано, соч. 32, была вдохновлена ​​Музыка Иоганна Себастьяна Баха. Preludio e Presto, Op.52 (1928) была написана как дань уважения к шестидесятилету композитию Фини Энрикес.

Клавишные произведения

Хотя Нильсен пришел к основному фортепиано, он сочинял для него только время от времени в течение 40 лет, часто создаваемые произведения в особом стиле, которые замедлял их международное признание.Собственная фортепианная техника Нильсена, отголоски которой, вероятно, сохранились в трех восковы е цилиндры с пометкой «Карл Нильсен» в Государственном архиве в Орхусе, по-предположительно, были посредственными. Рассматривая запись произведений пианиста Джона Огдона 1969 года, Джон Хортон пишет о ранних произведениях: «Технические ресурсы Нильсена соответствуют величию его проектов», характеризуя более поздние произведения как «главные произведения, которые выдерживают сравнение с симфонической» музыкой ». Антиромантический тон Симфонической сюиты, соч. 8 (1894) более поздний критик описал как «не что такое, как сжатый кулак, бросающий вызов всем установленным музыкальным традициям». По словам Нильсена, Чакона, соч. 32 (1917 г.) был «действительно большим и эффективным я эффективным». Он вдохновлен не только творчеством Баха, особенно чакона для скрипки соло, но и виртуозными фортепианными аранжировками музыки Баха таких композиторов, как Роберт Шуман, Иоганнес Брамс и Ферруччо Бузони. Также в большом масштабе, и с того же года, есть Тема с вариациями, соч. 41, в котором критики заметили влияние Брамса, а также Макса Регера, о котором Нильсен ранее писал своему другу: «Я думаю, что публикация будет совершенно неспособна понять работу Регера, и все же я гораздо больше сочувствует его усилиям, чем к... Рихард Штраус ".

Все органные произведения Нильсена были поздними сочинениями. Датский органист Финн Видеро предполагает, что его интерес был вызван Orgelbewegung (движение за реформу органов ), а также обновление фронтальных труб органа Шнитгера в церкви церкви. Якоби, Гамбург, с 1928 по 1930 год. Последний мажор Нильсена произведение - Commotio, соч. 22-минутное произведение для органа - было написано в период с июня 1930 г. по февраль 1931 г., всего за несколько месяцев до его смерти.

Песни и гимны

Forunderligt at sige ("Как чудесно размышлять") Рождественский гимн исполняется на фортепиано, слова NFS Grundtvig опущены (0:44)
Grøn er Vaarens Hæk («Зелень в лесу весной») Играет на фортепиано, слова Пол Мартин Мёллер опущено (0:25)
Se dig ud en Sommerdag («Посмотрите на один летний день ") Играли на фортепиано, слова Джеппе Аакджер опущены (0:27)

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

За эти годы Нильсен написал музыку к более чем 290 песням и гимнам, большинство из них на стихи и стихи известных датских авторов, таких как Н.Ф.С. Грундтвиг, Ингеманн, Пол Мартин Мёллер, Адам Оленшлегер и Йеппе Аакьер. В Дании многие из них до сих пор популярны как среди взрослых, так и среди детей. Они считают «наиболее представительной частью произведений самого представительного композитора страны». В 1906 году Нильсен объяснил значение таких песен своим соотечественникам:

Некоторые мелодические интонации мы, датчане, неизбежно думаем о стихах, например, Ингемана, Кристиана Винтера или Драхмана, и мы Почувствуйте запах датских пейзажей. Но также ясно, что иностранец, который не знает ни нашу деревню, ни наших художников, ни наших поэтов, ни нашу историю так же глубоко, как мы сами, будет совершенно неспособен понять то, что заставляет нас слышать и трепет от сочувственного понимания.

Большое значение имел вклад Нильсена в публикацию 1922 года Folkehøjskolens Melodibog (Народный сборник песен средней школы), одним из редакторов которой он был вместе с Томасом Лаубом, Кольцо Олуфа и Торвальд Аагард. Книга содержала около 600 мелодий, из которых около 200 были написаны редакцией, и предназначалась для создания репертуара общинного пения, неотъемлемой части датской народной культуры. Коллекция была чрезвычайно популярна и вошла в систему образования Дании. Во время немецкой оккупации Дании во время Второй мировой войны массовые песенные собрания с использованием этих мелодий были частью «духовного перевооружения» Дании, а после войны в 1945 году вклад Нильсена был охарактеризован одним писателем как «сияющие сокровища в сокровищнице патриотических песен». Это остается важным фактором в оценке датского композитора.

Издания

В период с 1994 по 2009 год по заказу правительства Дании было выпущено полностью новое издание произведений Нильсена, Карла Нильсена (по адресу: стоимостью более 40 миллионов крон). Для многих произведений, включая оперы «Маскарад» и «Саул и Давид», а также для всей музыки Аладдина, это было их первое печатное издание, копии рукописей ранее использовались в выступлениях. Теперь все партитуры доступны для бесплатного скачивания на веб-сайте Датской королевской библиотеки (которая также владеет большинством музыкальных рукописей Нильсена).

Приемная

В отличие от его современника, Финн Жан Сибелиус, репутация Nielsen за рубежом начала развиваться только после Второй мировой войны. Некоторое время международный интерес был направлен в основном на его симфонии, в то время как другие его произведения, многие из которых очень популярны в Дании, только недавно начали входить в мировой репертуар. Даже в Дании многие его сочинения не впечатлили. Лишь в 1897 году после первого исполнения Hymnus amoris он получил поддержку критиков, которые в 1906 году были существенно подкреплены их восторженным приемом Masquerade.

В течение двух месяцев после его успешной премьеры на Odd Fellows. Концертный зал в Копенгагене 28 февраля 1912 года Третья симфония (Espansiva) входила в репертуар Amsterdam Concertgebouw, а к 1913 году она уже была представлена ​​в Штутгарте, Стокгольме и Хельсинки. Симфония была самым популярным из всех произведений Нильсена при его жизни, а также игралась в Берлине, Гамбурге, Лондоне и Гетеборге. Другие работы вызвали некоторую неопределенность даже в Дании. После премьеры Пятой симфонии (1922 г.) один критик написал: «Сокровище датских симфоний и произведения самого Карла Нильсена обогатились странным и весьма оригинальным произведением». Другой, однако, описал это как «окровавленный сжатый кулак перед ничего не подозревающей публикой снобов», также квалифицировав это как «грязную музыку из окопов».

В конце 1940-х годов две основные биографии Нильсен появился на датском языке, который в течение нескольких десятилетий был доминирующим в мнении о жизни и творчестве композитора. Книга Роберта Симпсона «Карл Нильсен, симфонист» (первое издание, 1952 г.) была самым ранним крупномасштабным исследованием на английском языке.

Международный прорыв произошел в 1962 году, когда Леонард Бернстайн записал Пятую симфонию с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. для CBS. Запись помогла музыке Нильсена добиться признания за пределами его родной страны и считается одной из лучших записанных записей симфонии. 100-летие Нильсена в 1965 году широко отмечалось как с точки зрения выступлений, так и публикаций, и Бернштейн был удостоен Премии Соннинга за запись Третьей симфонии. В 1988 году были опубликованы дневники Нильсена и его письма к Анне Мари, и они вместе с биографией Йоргена Йенсена 1991 года с использованием этого нового материала привели к пересмотренной объективной оценке личности композитора. В статье в The New York Times по случаю 125-летия Нильсена в 1990 году музыкальный критик Эндрю Пинкус напомнил, что 25 лет назад Бернштейн считал, что мир готов принять датчанина как равного Яну Сибелиусу, говоря о «его грубом обаянии, его размахе, его драйве, его ритмических неожиданностях, его странной силе гармонических и тональных отношений - и особенно его постоянной непредсказуемости» (что, по мнению Пинкуса, все еще было проблемой для публики). Биографии и исследования на английском языке в 1990-х годах помогли установить статус Нильсена во всем мире, так что его музыка стала регулярной частью концертных программ в западных странах.

Написание в The New Yorker в 2008 году американский музыкальный критик Алекс Росс сравнивает «грубую силу» симфоний Нильсена с Героической и Пятой симфонией Бетховена.>но объясняет, что только сейчас американцы начали потихоньку ценить датского композитора. В частности, он хвалит Алана Гилберта за его понимание и интерпретацию симфоний Нильсена.

Нильсен не записывал ни одной из своих работ. Однако трое молодых дирижеров, которые работали с ним, Томас Йенсен, Лони Грендал и Эрик Туксен, записали его симфонии и другие оркестровые произведения с Симфоническим оркестром Датского радио в период с 1946 года. и 1952 г. Дженсен также сделал первую пластинку с записью Пятой симфонии в 1954 году. Работа, проведенная недавно опубликованным полным изданием Карла Нильсена, показала, что партитуры, использованные в этих записях, часто отличаются от первоначальных намерений композитора. и, таким образом, предполагаемая подлинность этих записей теперь спорно.

Есть в настоящее время многочисленные записи основных работ всех Нильсена, в том числе полных циклов симфоний, проведенных, среди прочего, сэр Колин Дэвис, Герберт Бломстедт и Сакари Орамо. Сделано более 50 записей Духового квинтета Нильсена. В январе 2015 года Нью-Йоркский филармонический оркестр под управлением Алана Гилберта завершил запись шести симфоний и трех концертов Нильсена. Энтони Томмазини из The New York Times назвал компакт-диск с симфониями № 2 и 3 «потрясающим» в списке лучших записей классической музыки 2012 года.

Legacy

С 1916 г. Нильсен преподавал в Королевской академии, где он стал директором в 1931 году, незадолго до своей смерти. Раньше у него также были частные студенты, чтобы пополнить свой доход. В результате своего обучения Нильсен оказал значительное влияние на классическую музыку в Дании. Среди его наиболее успешных учеников были композиторы Торвальд Аагаард, которого особенно запомнили своими песнями, Харальд Агерснап, дирижер и оркестровый композитор, и Йорген Бентцон, сочинявший в основном хоровую и камерную музыку. для своей школы народной музыки (Københavns Folkemusikskole). Среди других его учеников были музыковед Кнуд Джеппесен, пианист Герман Коппель, профессор академии и композитор симфонии Пол Ширбек, органист Эмилиус Бангерт, игравший в Собор Роскилле и Нэнси Дальберг, одна из частных учениц Нильсена, которая помогла с оркестровкой Аладдина. Нильсен также проинструктировал дирижера и хормейстера Могенса Вельдике, известного своими интерпретациями музыки барокко, и Рудольфа Симонсена, пианиста и композитора, который стал директором Академии после смерти Нильсена.

Общество Карла Нильсена ведет список исполнений произведений Нильсена с разбивкой по регионам (Дания, Скандинавия, Европа, кроме Скандинавии и за пределами Европы), что демонстрирует, что его музыка регулярно исполняется во всем мире. Концерты и симфонии часто фигурируют в этих списках. Международный конкурс Карла Нильсена стартовал в 1970-х годах под эгидой Симфонического оркестра Оденсе. С 1980 года здесь проводится четырехгодичный конкурс скрипачей. Позднее были добавлены конкурсы флейтистов и кларнетов, но теперь они были прекращены. Международный конкурс органистов, основанный городом Оденсе, стал ассоциироваться с конкурсом Нильсена в 2009 году, но с 2015 года будет организован отдельно в соборе Оденсе.

фотография Карла Нильсена в темном костюме и галстуке, сидящего за мятыми бумагами, включая письмо с его подписью Нильсен на репетиции Саула и Давида в 1928 году в Гетеборге. Новую постановку этой оперы поставит Дэвид Паунтни.

. В его родной стране музей Карла Нильсена в Оденсе посвящен Нильсену и его жене Анн Мари. Композитор изображен на банкноте 100 крон, выпущенной Национальным банком Дании с 1997 по 2010 год. Его изображение было выбрано в знак признания его вклада в датские музыкальные композиции, такие как его опера «Маскарад»., его симфония Espansiva и его многочисленные песни, включая «Danmark, nu blunder den lyse nat».

Несколько специальных мероприятий были запланированы на 9 июня 2015 года или около того, чтобы отметить 150-летие со дня рождения Нильсена. Помимо многих выступлений в Дании, концерты были запланированы в городах по всей Европе, включая Лондон, Лейпциг, Краков, Гётеборг, Хельсинки и Вену, и даже дальше в Японии, Египте и Нью-Йорке. 9 июня, в день рождения Нильсена, Датский национальный симфонический оркестр представил в Копенгагенском концертном зале DR программу с участием Hymnus amoris, концерта для кларнета и симфонии № 4, которая транслировалась по Европе и США. Датская королевская опера запрограммировала Маскарад и новую постановку (режиссер Дэвид Паунтни) Саула ог Давида. В течение 2015 года Датский квартет запланировал выступления струнных квартетов Нильсена в Дании, Израиле, Германии, Норвегии и Великобритании (на Cheltenham Music Festival ). В Великобритании BBC Philharmonic подготовили серию концертов о Нильсене, которая начнется 9 июня в Манчестере. Увертюра Нильсена «Маскарад» также была первой песней премьеры BBC Promenade Concerts в Лондоне в 2015 году, а его композиции были представлены на пяти других концертах сезона выпускного бала. Город Оденсе, который имеет тесные связи с Nielsen, разработал обширную программу концертов и культурных мероприятий к юбилейному году.

Малая планета 6058 Карлнильсен назван в его честь.

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Некрологи

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Карлом Нильсеном.
Последняя правка сделана 2021-05-14 08:57:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте