Татьяна Троянос | |
---|---|
Родилась | (1938-09-12) 12 сентября 1938 года. Новое Йорк |
Умер | 21 августа 1993 г. (1993-08-21) (54 года). Нью-Йорк |
Национальность | Американец |
Род занятий | Меццо-сопрано |
Татьяна Троянос (12 сентября 1938 - 21 августа 1993) была американкой меццо-сопрано греческого и немецкого происхождения, которую помнят как «одну из определяющих певцы ее поколения »(Boston Globe ). Ее голос, «парадоксальный голос - больший, чем жизнь, но глубоко человечный, блестящий, но теплый, лирический, но драматичный» - «был таким, который узнаешь после одного такта и никогда не забудешь», - написала Кори Эллисон в Opera News.
Выступления Трояноса «охватили весь спектр оперной истории» (New York Times ) за тридцатилетнюю международную карьеру, которая также произвела множество запоминающихся оперных записей, в том числе Кармен (в главной роли Пласидо Доминго и дирижер Георг Шолти ), цитируемая Classicalite почти четыре десятилетия спустя как «лучшая из всех Карменс». После десяти лет работы в Гамбургской государственной опере Троянос стала широко известна благодаря своей работе с Метрополитен-опера, начиная с 1976 года, с более чем 270 выступлениями (несколько десятков из них транслировались или транслировались по телевидению). охватывающий двадцать две главные роли.
Родился в Нью-Йорк, Троянос провела свои первые дни в районе Манхэттена, где четверть века спустя возникнет Линкольн-центр, новый дом Метрополитен-опера. Она выросла в Форест-Хиллз, Куинс, и училась в Средней школе Форест-Хиллз. Ее раннее детство было омрачено глубоким чувством заброшенности; ее родители, претенденты на оперу, которые, по ее словам, «обладали прекрасными голосами» - ее отец, родившийся на греческом острове Кефалония, был тенором, а ее мать из Штутгарта, была колоратурным сопрано - разошлась, когда была младенцем, а затем развелась, «не подходила друг другу и не подходила для родительских обязанностей» (Opera News).
За ней ухаживали греческие родственники, и она жила около десяти лет в Бруклинском доме для детей, который переехал в Форест-Хиллз. Она сказала о своем детстве: «Мое прошлое трудно преодолеть». Сам дом ребенка она описала как «мрачное, но чудесное». Именно там началась ее музыкальная жизнь. Она изучала фортепиано в течение семи лет, сначала дома, где ее инструктором был ветеран Метрополитен-опера фаготист Луи Пьетрини, который вызвался обучать детей различным инструментам - сначала обучая их сольфеджио, которое позже назвал Троянос «Основа моего музыкального образования» - и продолжила обучение на стипендии в Бруклинской музыкальной школе. В нескольких интервью она вспоминала, как раньше ожидала стать концертной пианисткой. «С детства решившая», по другим сведениям, «стать оперной певицей», она пела в школьном хоре и хоре средней школы Нью-Йорка; когда ей было шестнадцать, учитель услышал ее голос в припеве и потратил время, чтобы «выяснить, кому принадлежит голос... и привел меня в подготовительную школу Джульярда и моего первого учителя голоса».
In В подростковом возрасте Троянос переехала в Лигу за службу девочек на Манхэттене, а затем в пансион с совместным обучением на 39-й улице, недалеко от старого Мет, который она часто посещала отдельно.. Она работала секретарем у директора по рекламе в Random House и выступала в хорах, от церковных хоров (со стипендией Первой пресвитерианской церкви) до музыкального театра; «Татьяна Троянос, почти спрятанная в припеве, с прозрачным и великолепным звучанием проявила себя как арабская певчая девушка», - заявил Кевин Келли из Boston Globe в обзоре летнего серийного производства Фанни в сентябре 1958 года.
Продолжая обучение в Джульярдской школе, Троянос был выбран солистом спектакля Баха St. Джон Пассион в 1959 году и для Реквиема Верди в 1962 году, к тому времени она начала заниматься вокалом с Хансом Хайнцем, который «понял мой голос и помог мне раскрыть его. вверху... и постепенно я нашел все свои главные ноты ". Она описала Хайнца, с которым она продолжила учиться после окончания университета в 1963 году, как «оказавшего наибольшее влияние на мою жизнь... Наша совместная работа заложила фундамент, который был так важен для моей карьеры».
После долгого выступления в хоре монахинь в оригинальной бродвейской постановке Звуки музыки, Троянос была приглашена в труппу New York City Opera и дебютировала в профессиональной опере в апреле 1963 года, в первую ночь весеннего сезона, в роли Ипполиты в нью-йоркской премьере оперы Бриттен ' s Сон в летнюю ночь. Она пела Иокасту в Стравинского Царь Эдип в том сезоне, Марина в первой постановке компании Мусоргского Борис Годунов, а затем год и различные другие роли до 1965 года. В эти годы также были представлены выступления Дорабеллы в Così fan tutte на Музыкальном фестивале в Аспене, Кармен на Опера Кентукки, партии контральто в Иоланте и Йомены стражи на Бостонском фестивале искусств, а также Иродиада в Саломее с Симфоническим оркестром Торонто.
Предложила контракт с Метрополитен-опера с ограниченными сценическими возможностями, но, выбрав путь, по которому также шли другие американские певцы в то время, она уехала летом 1965 года в поисках более интенсивного выступления. опыт работы в Европе, где, успешно пройдя прослушивание в трех труппах, она должна была выступить в Гамбургской государственной опере во главе с заботливым Рольфом Либерманом, которая стала ее базой на следующее десятилетие, сначала в составе знаменитого ансамбля, а затем в качестве приглашенного артиста.
«Было разумно поехать в Германию, - вспоминала она. «Я нашел интенданта [Либермана]... который воодушевил меня и который знал, как медленно продвигать мою карьеру. Это было действительно то, чего я хотел. Я хотел быть в театре каждый день, медленно осваивая роли, не быстро и, конечно, не под каким-либо давлением. Это действительно то, что я получил ». Ее первыми партиями там были Лола в Cavalleria rusticana и Preziosilla в премьере новой постановки La forza del destino, а к концу года она пела Кармен, ключевую роль, которую она позже сыграет в Женеве, Лондоне и весеннем туре Метрополитен-опера. В конце концов, в Гамбурге она будет петь, по ее словам, «почти каждую меццо-роль».
Но это был фестиваль в Экс-ан-Провансе 1966 года (для которого сам Либерман рекомендовал ее), который увидел ее прорыв в исполнении Рихарда Штрауса Ариадна на Наксосе (Ариадне Режин Креспин ). В своей дебютной роли композитора, пишет Элизабет Форбс, «она стала душераздирающим - и убитым горем - подростком, чей голос в великой песне Штрауса о силе музыки взлетел в теплые тона., Провансальская ночь, и казалось, что она висит там, как звезды на ракете ».
Это представление, за которым последовал ее первый Октавиан в« Кавалер розовых роз »Штрауса в лондонском Ковент-Гарден в 1968 году (к маршаллину Лизы Делла Каса ) фактически положила начало ее международной карьере, хотя, по словам Либерманн, "она вернулась в Гамбург нетронутой" после триумфа в Эксе и "" взяла на себя скромные обязательства как если бы ничего не случилось ». Ранний успех в Эксе был замечен французским телевидением, и кинескоп был сохранен.
« У Трояноса роскошный голос, очень острый ум, огромные амбиции и умение делать или - решимость стать великим артистом », - заметил британский продюсер звукозаписи Уолтер Легг, в чьих лаврах было много произведений Марии Каллы. классические записи С. Троянос согласился: «У меня есть решимость« сделай или умри », возможно, чтобы преодолеть прошлую неуверенность, трудности, страхи... некоторые вещи никогда не исчезнут. Во мне есть вещи, с которыми я живу и направляю их в захватывающие выступления». Гастроли Гамбургской оперы 1967 года впервые привели ее на сцену нового дома Метрополитен-опера в Линкольн-центре в избранном репертуаре двадцатого века, в том числе The Rake's Progress Стравинского, в котором она " особенно выделялась своим богатым голосом в роли Турка Бабы.
Ее появление в роли Генделя Ариоданте напротив Беверли Силлс на первой неделе из Кеннеди-центра в 1971 году (под управлением Джулиуса Руделя, который первоначально привел ее в Нью-Йоркскую оперу) послужил для того, чтобы вновь представить ее американской оперной публике. Затем последовали дебюты в Лирической опере Чикаго (как Шарлотта в Массне Вертер, 1971), Далласская опера (Дидона в Перселла Дидона и Эней, 1972), Бостонская оперная труппа (Ромео в пьесе Беллини I Capuleti ei Montecchi, 1975), и, в частности, в Опере Сан-Франциско (Поппея в Монтеверди L'incoronazione di Poppea, 1975 г. - о котором обозреватель Chronicle Роберт Коммандей писал: «Средства, с помощью которых Поппеа соблазняет Нерона... могут превратить даже камень в жидкость, как пела сенсационное новое меццо-сопрано Татьяна Троянос»).
Троянос вернулся в Нью-Йорк. Йорк дебютирует в Метрополитен-опера в роли Октавиана, за которым следует Композитор, весной 1976 года. «Звездой спектакля была мисс Троянос... самый аристократический Октавиан в Метрополитене за многие годы», - написал Спейт Дженкинс в обзоре Rosenkavalier в New York Post. «У нее большое, теплое лирическое меццо-сопрано с прекрасным контролем... ее пение Трио и финального дуэта было само совершенство». Октавиан (ее наиболее часто исполняемая роль в Метрополитене, с тридцатью выступлениями до 1986 года) и Композитор часто описывались как ее фирменные роли или роли визитной карточки. На сцене и на экране ее также стали отождествлять с другой ролью брюк, Сесто в Моцарта La clemenza di Tito и Мартином Майером. написала в журнале Opera, что она «нанесла этой работе драматический удар, о котором мало кто из нас знал». Другими ее наиболее частыми появлениями в Метрополитене были принц Орловский в Иоганн Штраус Летучая мышь, Венера в Вагнера Тангейзер, Джульетта в Оффенбаха Les contes d'Hoffmann и Эболи в Верди Дон Карлос.
Оплот и «один из самые любимые артисты Метрополитен-опера »с 1976 года до своей смерти в 1993 году, она была всемирно признана за ее уникально чувственный, блестящий звук, многогранность и красоту, а также захватывающую интенсивность всех ее выступлений. «Из-за жгучей силы и убедительности ее драматической проекции, - писал Клайд Т. Маккантс в своей книге об американских оперных певцах, - иногда, слушая записи Трояноса, мы склонны забывать сияющую славу самого голоса».
В то время как в Оперной энциклопедии Сент-Джеймс признается, что «постоянный пульс ее вибрато», наполнявший такие роли, как Кармен, «неистовой стихийной жизненной силой», «не нравится каждому слушателю», Дэвид Гамильтон предложил другую точку зрения: «близкий захват» одной записи, как он написал в журнале High Fidelity, «нелестно преувеличивает естественное вибрато красивого голоса Татьяны Троянос до чего-то большего, чем бит... искажение эффекта, который она производит в в холле. "
Когда ее" вибрато разматывалось, давая более ровный звук ", - писала Кори Эллисон," она решила растянуть свой средний голос в соответствии со своим темпераментом ", добавив роли Вагнера в Met - начало с Венерой в Тангейзере (открытие сезона 1978 г.) и Кундри в Парсифале (первоначально в эфире субботнего утренника в 1980 году) - продолжая петь Моцарта, Генделя и Кавалли.
С 1981-83 гг. Она появлялась во всех трех премьерных вечерах сезона в Мет - «достаточно типично», - отметил Джеймс Левин, дирижер всех троих, - «в трех разных стилях и языках» - как Адалджиса в Беллини Норма в 1981 году ( напротив Ренаты Скотто и Пласидо Доминго ), Октавиана в «Кавалере роз» Штрауса в 1982 году (напротив Кири Те Канава и Курт Молл ), и Дидон в Берлиозе Les Troyens в 1983 году.
Она также появилась в семи новых постановках в Метрополитене, в том числе в премьерных постановках компании Берг Лулу (в роли графини Гешвиц) в 1977 году, «Царь Эдип» Стравинского (в роли Иокасты) в 1981 году, Моцарта «Клеменция Тито» (в роли Сесто) в 1984 году и Джулио Чезаре <210 Генделя.>(в роли Чезаре) в 1988 году. В своем дебюте Ла Скала в 1977 году она пела в «Норме» напротив Монсеррат Кабалье в первом оперном спектакле, который транслировался в прямом эфире по всему миру.
Троянос была известна своим страстным изображением всего от брючных ролей до роковых женщин; «Самый мальчишеский розоносец был и самой женственной Шарлоттой», - писал Джордж Бирнбаум в «Классическом скауте». «Мне повезло, что я выгляжу так же, как и мои роли, будь то Октавиан, Кармен, Кундри или Джульетта... Это гибкий взгляд, а я гибкая актриса. Я должна получить роль или умереть», Троянос однажды сказал.
На вопрос, какой тип меццо она бы предпочла сыграть, «чью-то мать или какого-то парня», Троянос однажды пошутил: «Я предпочитаю парней, но, может быть, парень, который также носит красивое платье время от времени. время. "
В Джулио Чезаре Генделя она пела обе главные партии: Клеопатра (здесь эссе сопрано, напротив Дитрих Фишер-Диескау на Карле Запись Рихтера 1969 года для Deutsche Grammophon ) и заглавную альтовую партию Цезаря (в опере в Сан-Франциско в 1982 году, в Женеве в 1983 году и в Метрополитене в 1988 году).
Среди других ролей, которые Троянос исполняла на оперных сценах в ходе своей карьеры, была Диана из
и две роли, которые она создала,
Ее пение сохранилось в тридцати пяти концертах Метро Политан Опера транслирует полных опер (некоторые из которых, включая роли, которые она никогда не записывала в студии - Принцесса Эболи, Джульетта, Брангане, Вальтрауте, Гешвиц - были восстановлены в последние годы для спутникового радиоканала Метрополитена ); ее также слышали в передачах из Оперы Сан-Франциско (включая Poppea и Caesar - последний был выбран в качестве архивной ретрансляции SFO на 2016 год) и Lyric Opera of Chicago (включая Romeo и Rheingold Fricka). Еще восемь выступлений в Met, а также совместный концерт с Пласидо Доминго транслировались по телевидению, как и Норма (напротив Джоан Сазерленд ) в Canadian Opera Company, и последний постановка, в которой она появилась, Каприччио в Опере Сан-Франциско.
Все эти телепередачи были выпущены в домашних видео версиях, за исключением Die Fledermaus и Les contes d'Hoffmann, которые доступны из своего потокового сервиса "Opera on Demand".
Троянос исполнил роли в концертных постановках опер, начиная от Улисса в опере Генделя Дейдамиа (Вашингтон, 1987) и Фарнаса в опере Моцарта Митридат, re di Ponto (Нью-Йорк, 1992) Саре в Роберто Деверо Доницетти (Лондон, 1970) и Юдифь в замке Синей Бороды Бартока (на венгерском языке, Георг Шолти, Пьер Булез и Рафаэль Кубелик в Чикаго, Кливленде, Нью-Йорке и Лондоне в период с 1972 по 1981 год). В 1984 году она спела с Филадельфийским оркестром в мировой премьере на английском языке акта I оперы Рахманинова Монна Ванна, которая была оставлена в Партитура композитора в оркестровке Игорь Букетов. Наряду с Монной Ванной по радио можно было услышать исполнение ею таких произведений, как Les nuits d'été Берлиоза и Rückert Songs и Das Lied von der Erde. трансляции крупнейших американских оркестров. Она была показана в передачах Chicago Symphony с фестиваля Ravinia с 1980 по 1990 год, которые включали такие произведения, как Missa Solemnis Бетховена и Das klagende Lied. Она активно выступала с сольными песнями (ее первый концерт был в Парижской опере в 1972 году.
Она дебютировала с сольным концертом в Карнеги-Холл в 1978 году), а также как в серии дуэтов с сопрано Бенита Валенте, которые начались после того, как они сыграли одну из главных ролей в «Ариоданте» в Опере Санта-Фе в 1987 году. Концертные телепередачи с Трояносом включали Шенберга. Гурре-Лидер с Бостонской симфонией в 1979 году и сольным концертом с пианистом Мартином Кацем с участием Равеля Шехеразада, Фалья ' s Siete canciones populares españolas и песни Берлиоза и Малера на Casals Festival в 1985 году.
Трояно понравился столь же разносторонняя карьера записывающего исполнителя; ее первое появление в качестве солистки в звукозаписывающем зале было в роли Дорабеллы, напротив Леонтин Прайс Фьордилиджи, в Così fan tutte Моцарта под Эрихом Лейнсдорфом (записано в Лондон в 1967 году, выпущен в 1968 году и обладатель премии Грэмми за лучшую оперную запись в 1969 году). Она продолжала петь Керубино в записи Карла Бема Моцарта «Женитьба Фигаро», главной роли в «Кармен» Бизе для сэра Георга Шолти (в классическом справочнике «Пингвин» она была описана как «довольно просто самая тонкая Кармен в истории... Пение Трояноса тоже изящно соблазнительно "), композитор в" Ариадне "для Бема и Шолти, Дидона в" Дидоне "Перселла и Эней для Чарльза Маккерраса и Раймонда Леппарда, и Анита в Леонард Бернстайн 's высокий профиль (если спорный) оперная запись его West Side Story, среди многих других ролей. Дэвид Энтони Фокс в «Энциклопедии оперы Сент-Джеймс» пришел к выводу, что многие диски Трояноса «точно запечатлевают ее - или... настолько точно, насколько это возможно без ее чудесного физического присутствия... На самом деле, она никогда не делала плохих записей и - артистка, которой она была - в каждом случае Троянос вносил что-то уникальное и запоминающееся ».
Эти записи были выпущены коммерчески на LP и / или CD:
Есть DVD-диски с 10 полными операми с участием Трояно:
Есть также на DVD:
Сопрано Бенита Валенте дало уникальное представление о Трояно как о работающем музыканте. «Я не знаю ни одного певца, который бы так много времени уделял музыке», - сказал Валенте. «Я не думаю, что она даже знала, какой штамп ставит на каждую роль. Она не говорила об этом. Но мы потратили много времени, работая над нашими сольными концертами, и когда я был в ее квартире в Нью-Йорке, просто смотрел музыка на фортепиано была для меня откровением ». Счета были «покрыты инструкциями для самой себя... слова и знаки, написанные большой жирной наклонной рукой,« заполняющие »все поля и возможные места... Это было похоже на дневник в этих партитурах», - сказал Валенте.
Меццо-сопрано Сьюзен Грэм вспоминала: «Как только я начала выступать, я довольно хорошо познакомилась с искусством Татьяны Троянос, другой художницы, от которой я научился 100% преданности делу». В начале своей карьеры Грэм спела Аннио в опере Трояноса «Сесто» из оперы «Милосердие Тито». Годы спустя готовя Сесто сама: «Я вернулась к партитуре Клеменцы и открыла ее, и запах бумаги напомнил мне о Татьяне. Разве это не странно? И, видя определенные фразы, я все еще слышу ее голос в своей голове. Не то чтобы мы были так близки. Но я был так впечатлен ее выступлением и силой быть с ней на сцене, что, просто глядя на партитуру и вспоминая дуэт Аннио / Сесто, я все еще слышу этот голос в своем ухе., то, как она пела определенные фразы декламации. "
" Когда я исполнял свой первый Sesto... были определенные фразы, которые я пел так же, как она, потому что это было у меня в ухе таким образом, "сказал Грэм. «Меня никогда так не вдохновляла коллега по сцене, как Татьяна, потому что она просто отдавала все».
Меццо-сопрано Джойс ДиДонато призналась, что перед ролью композитора в «Ариадне на Наксосе» в конечном итоге «щелкнула» для нее, «моя подготовка к наивному композитору Штрауса казалась слишком медленной. Я также много слушал непревзойденную художницу Татьяну Троянос и думал: «Я просто не могу отдать должное этой роли. Я не буду готов. Я просто не могу петь, как она».
Троянос умер 21 августа, 1993 год, Нью-Йорк, 54 года, от рака. Через девять лет после ее смерти Opera News определила это как рак груди, первоначально диагностированный в середине 1980-х годов, а затем ремиссию, которая, как было обнаружено, только в июле 1993 года метастазировала в ее печень. В то время ее предыдущий диагноз рака не разглашался; статья Opera News, Эрик Майерс, теперь сообщается, что «через все ее лечение, она отважно, усиленно боролась болезнью и нервов и вся большая частью ее пения обязательств.»
Troyanos похоронен в мемориальном парке Pinelawn, Лонг Остров, Нью-Йорк. Через год после ее смерти Метрополитен-опера дала концерт в ее память; Музыкальный руководитель Джеймс Левайн написал: «Идея, что мы собрались здесь... чтобы отдать дань памяти Татьяне Троянос, непостижима. Это, конечно, означает, что наша семья Метрополитен-опера потеряла одного из самых важных, любимых артистов. и друзей за всю его историю ».
Хотя Троянос описывался как« исключительно закрытый человек за кулисами », все чаще становилось известно, что Троянос страдает внутренним ухом и проблемами носовых пазух, а также серьезным беспокойством по поводу выступления (журнал Opera сказал, что, «по общему мнению, кто-то застрял между камнем и наковальней: ее страх сцены был равен только ее любви к пению»). Однако ее смерть была непредвиденной и «шокировала сплоченное оперное сообщество», как писал в то время Тим Пейдж. «Мисс Троянос держала свою болезнь при себе и продолжала выступать почти до конца».
В последний раз она пела в Метрополитене - последнее из трех выступлений Вальтраута (дебют в роли) на Гвинет Джонс 'Брюнхильда в опере Вагнера Götterdämmerung, дирижируемой Левином - 1 мая 1993 года. В апреле и мае она также пела в Третьей симфонии Малера с Бостонским симфоническим оркестром в Бостоне и Нью-Йорке, один из трех выдающихся певцов, которые пришли на помощь, когда запланированный солист отказался от серии концертов. «Троянос по-прежнему остается очень непосредственным и выразительным художником», - написал Ричард Дайер в «Бостон Глоуб», добавив, что «у нее была самая гибкая и значимая передача и окраска текста, самая красивая, сложная и естественная форма музыкальной линии. «Джеймс Острайх в« Нью-Йорк Таймс »сообщил, что« Троянос предложил пытливое, почти душераздирающее чтение ».
Троянос планировал воспроизвести« Третий Малер »в Тэнглвуд в Август, но ее последние выступления на сцене были несколько более легкими, как, например, актриса Клэрон в «Каприччио» Рихарда Штрауса в опере Сан-Франциско с 12 июня по 1 июля 1993 года. Она заболела во время репетиций, но спела все спектакли, и Джозеф Маклеллан из Washington Post напомнил, что возрождение было «подчеркнуто не только сияющим присутствием Кири Те Канава, но и обманчиво сильной игрой Татьяны Троянос». Принимая участие в симпозиуме Штрауса в Сан-Франциско, «за два месяца до смерти она была самым цветущим и здоровым человеком в комнате», - написал Лейтон Кернер в Village Voice.
Дэниел Кесслер заметил, что «под покровом небрежности ее Clairon для Сан-Франциско в те поздние весенние вечера 1993 года, с каждым выступлением, которое она давала, было сознательное стремление построить или усовершенствовать то, что было раньше».
Troyanos last пела в последний день своей жизни в больнице Ленокс-Хилл для других пациентов, один из которых «сказал ей, что впервые за три года она полностью забыла о своей боли»
.