Ариоданте

редактировать
Опера Георга Фридриха Генделя 1735 года

Ариоданте (HWV 33) - это опера серия в трех действиях Георгий Фридрих Гендель. Анонимное итальянское либретто было основано на произведении Антонио Сальви, которое, в свою очередь, было адаптировано из Канти 4, 5 и 6 из Людовико Ариосто <61.>Орландо Фуриозо. Каждый акт содержит возможности для танца, изначально сочиненный для танцовщицы Мари Салле и ее компании.

Опера была впервые показана в Театре Ковент-Гарден, Лондон, 8 января 1735 года. Ариоданте открыл первый сезон Генделя в Ковент-Гардене и успешно конкурировал с конкурентом Оперы театра. Дворянство, поддержанное принцем Уэльским. Гендель пользовался молчаливой и финансовой поддержкой Короля и Королевы и, в большей степени, Королевской Принцессы. Во время премьерного сезона в Ковент-Гардене опера получила 11 спектаклей.

Как и другие произведения Генделя в жанре Opera seria, «Ариоданте», несмотря на свой первоначальный успех, канула в лету на почти двести лет. Издание партитуры было опубликовано в начале 1960-х годов из Hallische Händel-Ausgabe. В 1970-х годах эту работу начали возрождать, и она стала считаться одной из лучших опер Генделя. 29 марта 1971 года Общество Генделя Нью-Йорка исполнило американскую премьеру произведения в концертной версии с меццо-сопрано в главной роли и Джудит Раскин как Джиневра.

Чарльз Кадуорт обсуждал влияние французской танцевальной музыки на оперу. Винтон Дин отметил, что второй акт оперы в его первоначальной версии - единственный акт в опере Генделя, которая заканчивается сопровождаемым речитативом.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Роли
  • 3 Краткое содержание
    • 3.1 Акт 1
    • 3.2 Акт 2
    • 3.3 Акт 3
  • 4 Музыкальные особенности
  • 5 Прием и история выступлений
  • 6 Аудиозаписи
  • 7 Видеозаписи
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Фон

Интерьер, Theatre Royal Ковент-Гарден, где впервые был исполнен «Ариоданте»

Родившийся в Германии Гендель впервые принес итальянскую оперу на сцену Лондона в 1711 году своей оперой Ринальдо. Огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне фурор на итальянскую opera seria - форму, в которой подавляющее большинство сосредоточилось на сольных ариях звездных певцов-виртуозов. Гендель много лет успешно представлял в Лондоне новые оперы. Одной из главных достопримечательностей опер Генделя был звездный кастрат Сенезино, чьи отношения с композитором часто были бурными и который в конце концов покинул труппу Генделя, чтобы выступить в конкурирующей Дворянской опере. в 1733 году. Гендель перешел в другой театр, Ковент-Гарден, и нанял разных певцов. Новый театр в Ковент-Гардене, которым управляет импресарио Джон Рич, добавил привлекательности труппе танцоров под руководством знаменитой Мари Салле, поэтому Гендель поставил две новые оперы 1735 года: «Ариоданте» и «. Альсина "оба включают танцевальные последовательности, впервые в лондонской опере Генделя. Среди певцов, для которых Гендель написал "Ariodante", было молодое сопрано Сесилия Янг, с которой он раньше не работал, которую современный музыковед Чарльз Берни считал лучшим английским сопрано того времени, и виртуозная певица. кастрато Карестини, чья удивительная техника и огромный вокальный диапазон Гендель в полной мере использовал, особенно в сцене «E vivo ancora? E senza il ferro? Oh Dei!... Scherza infida in grembo al drudo» и в ликующей и бравурной "Dopo notte, atra e funesta".

Роли

Титульный лист
Роли, типы голоса и премьерный состав
РольТип голоса Премьера cast, 8 января 1735 г.
Ариоданте, вассальный принцмеццо-сопрано кастрат Джованни Карестини
Джиневра, дочь короля Шотландии,. обрученная с Ариодантесопрано Анна Мария Страда дель По
Далинда, служанка на Джиневре,. тайно влюблена в Полинессосопрано Сесилия Янг
Полинессо, герцог Олбаниcontr альт Мария Катерина Негри
Лурканио, брат Ариодантетенор Джон Бирд
Ре ди Скозия (король Шотландии)бас Густав Вальц
Одоардо, любимец корольтенор Майкл Стоппелаер

Краткое содержание

Средневековая Шотландия. Джиневра, дочь короля, влюблена в принца Ариоданте и обручена с ним. Она отвергает любовные ухаживания герцога Олбани Полинессо, который затем жестоко обманывает отца Ариоданте и Джиневры, заставляя его поверить в измену Джиневра. Ариоданте пытается покончить жизнь самоубийством, и Джиневра осуждают, но после вызова на дуэль Лурканио, братом Ариоданте, умирающий Полинессо признает свой заговор, и любовники воссоединяются.

Акт 1

Анна Мария Страда, создавшая роль Джиневры, Джоном Верелстом (около 1732 г.)

Королевский кабинет во дворце

Принцесса Джиневра перед своим зеркалом украшает себя, чтобы стать красивой для своего возлюбленного. (Ария: Веззе, лусинхэ). Полинессо, герцог Олбани, врывается в комнату и, думая, что дочь короля в качестве его возлюбленной улучшит его перспективы, заявляет о своей любви к ней. Джиневра с негодованием отвергает его (Ария: Orrida a gl'occhi miei) и уходит. Далинда, который тайно влюблен в Полинессо, сообщает ему, что его соперником является принц Ариоданте, но также советует ему, что все, что ему нужно сделать, это открыть глаза, чтобы увидеть кого-то еще, кто его любит (Ария: Apri le luci). Оставшись в одиночестве, Полинессо видит, что Далинда влюблена в него и планирует использовать ее, чтобы помешать своему сопернику и завоевать для себя Джиневру (Ария: Coperta la frode).

Королевские сады

Ариоданте поет о том, как вся природа говорит ему о любви (Ария: Quì d'amor). Джиневра присоединяется к нему, и они клянутся в любви (Дуэт: Prendi, prendi da questa mano). Король присоединяется к влюбленным, дает им свое благословение и приказывает своему придворному Одоардо подготовиться к свадьбе (Ария: Voli colla sua tromba). В одиночестве Ариоданте клянется быть верным Джиневре (Ария: Con l'ali di costanza). Полинессо вынашивает свой заговор - он говорит Далинде, что если она в тот вечер оденется как Джиневра и пригласит его в свои апартаменты, он будет ее (Aria: Spero per voi). Затем Лурканио, брат Ариоданте, появляется перед Далиндой и заявляет о своей любви к ней (Aria: Del mio sol vezzosi rai), но она полностью потеряла свое сердце из-за Полинессо (Aria: Il primo ardor).

Восхитительная долина

Ариоданте и Джиневра наслаждаются красотами природы и обществом друг друга (Дуэт: Se rinasce nel mio cor). К ним присоединяются пастухи и пастушки (дуэт с хором: Si godete al vostro amor), которые танцуют, чтобы развлечь их (балет).

Акт 2

Далинда, переодетая Джиневрой, впускает Полинессо в свою спальню, гравюра Гюстава Доре

У древних руин, в пределах видимости квартир Джиневры; лунный свет

Встреча Полинессо и Ариоданте; Полинессо изображает удивление, когда Ариоданте говорит ему, что он обручен с Джиневрой, настаивая на том, что Джиневра любит его. Ариоданте отказывается верить в это. За всем этим наблюдает скрытый Лурканио. Полинессо говорит Ариоданте посмотреть, как «Джиневра», на самом деле Далинда в одежде Джиневра, впускает Полинессо в свою спальню на ночь. Ариоданте в отчаянии и хочет умереть (Aria: Tu preparati a morire), но Лурканио выходит из тени и советует Ариоданте жить и искать мести (Aria: Tu vivi). Ариоданте с грустью оплакивает (предполагаемую) неверность своей возлюбленной (Aria: Scherza infida). На рассвете Полинессо и Далинда выходят из дворца. Полинессо обещает, что вознаградит ее, к ее удовольствию (Aria: Se tanto piace al cor), и в одиночестве Полинессо радуется тому, насколько хорошо его заговор продвигается (Aria: Se l'inganno).

Галерея во дворце

Пока король делает последние приготовления к свадьбе своей дочери, придворный Одоардо приносит ему плохие новости - Ариоданте совершил самоубийство, прыгнув в море. Король убит горем (Ария: Invida sorte avara). Появляется Джиневра, предчувствуя приближение беды (Aria: Mi palpita il core). Когда отец сообщает ей ужасные новости, она теряет сознание и уносится. Лурканио появляется перед королем, который пытается утешить его в связи с потерей брата. Однако разъяренный Лурканио вручает королю письмо, в котором сообщает, что видел, как Джиневра впустила Полинессо в свою спальню на ночь, что заставило его брата покончить с собой, и теперь Лурканио стремится отомстить (Ария: Il tuo sangue). Король отрекается от своей дочери и осуждает ее как блудницу. Когда Джиневра слышит это, она впадает в бред (Ария: Il mio crudel martoro), и все попытки Далинды утешить ее терпят неудачу. Джиневра засыпает прерывистым, беспокойным сном («Балет добрых и дурных снов»). Она просыпается в беде (Recitativo сопровождает: Che vidi? Oh Dei! Misera me!)

Акт 3

Джованни Карестини, сыгравший роль Ариоданте

Лес у моря

Ариоданте выжил, и теперь он резко упрекает богов за то, что они приговорили его к жизни (Ариозо: Numi! Lasciarmi vivere). Услышав крики, Ариоданте находит Далинду, которую удерживают нанятые Полинессо головорезы, с приказом убить ее, поскольку она является единственным свидетелем его заговора с целью дискредитации Джиневра. Ариоданте отгоняет приспешников Полинессо, и Далинда раскрывает ему правду - именно она, замаскированная под Джиневру, впустила Полинессо в свою спальню. Ариоданте восстает против предательства, которое заставило его усомниться в своей возлюбленной (Aria: Cieca notte). В одиночестве Далинда выражает свое раскаяние (Ария: Neghittosi или voi che судьба?).

Королевские сады

Король объявляет, что никогда больше не увидит свою дочь, если не появится чемпион, защищающий ее честь. Полинессо выходит вперед и предлагает вызвать Лурканио на дуэль (Aria: Dover, giustizia, amor). Джиневра, приговоренная к смерти за сексуальные беспорядки, появляется перед отцом, умоляющим позволить ему поцеловать его руку (Ария: Io ti bacio). Ее отец прижимает ее к груди, говоря, что появился чемпион, чтобы защитить ее - Полинессо. Ей не нравится эта идея, но он настаивает (Ария: Al sen ti stringo e parto). Джиневра предпочитает смерть потере своей чести (Ария: Sì, morrò). Лурканио снова предлагает свою любовь Далинде, и она показывает, что теперь склонна принять это (Duet: Dite spera, e son contento).

Дуэль, король на троне

Полинессо и Лурканио сражаются, Лурканио смертельно ранит Полинессо, которого уносит Одаордо. Появляется новый чемпион с опущенным козырьком. К всеобщему удивлению, он раскрывается как Ариоданте и объявляет Джиневру невиновной. Далинда признает свое участие в заговоре. Одоардо возвращается с новостью о том, что Полинессо, когда он умер, также признал свою вину. Король прощает Далинду и отправляется на поиски его дочери. Ариоданте радостно приветствует новый яркий день, наступающий после ночей тьмы (Aria: Dopo notte).

Комната, в которой заключена Джиневра

Джиневра смотрит смерти в лицо (Ариозо: Манка, о Дей!). Но ее отец и другие появляются и заявляют, что она оправдана. Она воссоединяется со своим возлюбленным Ариоданте (Дуэт: Bramo aver mille vite).

Большой зал дворца. Большая лестница, поддерживаемая колоннами; в верхней части лестницы музыканты играют на духовых инструментах. Король, лорды и дамы спускаются по лестнице. Он начинает припев, пока танцуют лорды и дамы.

Ogn'uno acclami bella virtute (Припев)... Балло (Гавот-Рондо-Бурре)... Са trionfar ognor virtute in ogni cor (Припев).

Музыкальные особенности

Джон Берд, создавший роль Лурканио

Музыка для ведущего сопрано, Джиневра, по словам Пола Генри Лэнга, «выдающаяся», переходящая от радости к отчаянию и обратно к счастью. Также следует отметить «изысканный» дуэт для нее с Ариоданте, «Prendi, prendi da questa mano» и прекрасную пасторальную музыку, которая завершает первый акт. Среди серии замечательных арий для главной роли, исполненных в первом исполнении кастрата Карестини, - скорбная ария с фаготом облигато «Scherza infida», «одним из величайших произведений Генделя. арии »и веселая« Dopo notte »с потрясающей вокальной акробатикой и огромным диапазоном. Для Чарльза Берни, который был свидетелем оригинальных представлений Ариоданте, опера «изобилует красотами и мазками великого мастера».

Прием и история исполнения

Ариоданте был дан одиннадцать спектаклей в своем первоначальном тираже, что является знаком успеха для того времени, и был возобновлен Генделем для своего сезона 1736 года. Затем он не исполнялся до возрождения в Штутгарте в 1926 году. Два выступления в Бирмингеме, Англия, в мае 1964 года, с Джанет Бейкер в главной роли и Энтони Льюис, дирижирование, внесло оперу в современный репертуар, с тех пор как она ставилась на многих мировых сценах.

Среди других спектаклей, четырехстороннее совместное производство Экс-ан-Прованс, Канадская оперная труппа, Голландская национальная опера в Амстердаме и Лирическая опера Чикаго. Экс в 2014 году. Это обновило сеттинг до 1960-х годов и изменило финал, так что Джиневра уходит с празднования, убитая горем.

Английский концерт дал полустаундные выступления в 2017 году в США и Европе, в том числе в Карнеги-холле, где это мероприятие снималось, и в Барбикан-центре. Зальцбургский фестиваль «Троица» представил новую постановку Кристофа Лоя 2 июня 2017 года с участием Сесилии Бартоли в роли Ариоданте и Натана Берг в роли короля.

Аудиозаписи

Мари Салле, которая танцевала в оригинальной постановке дискографии Ariodante
Ariodante, аудиозаписи
ГодВ ролях:. Ariodante,. Ginevra,. Далинда,. Полинессо,. Лурканио,. КингДирижер,. оркестр.Лейбл
1978, студийная запись сделана. в Брент Таун-ХоллДжанет Бейкер,. Эдит Матис,. Норма Берроуз,. Джеймс Боуман,. Дэвид Рендалл,. Сэмюэл Рэйми Рэймонд Леппард,. Английский камерный оркестр Филипс,. Кэт : 6769 025
1995, проживает в ГеттингенеЛоррейн Хант,. Джулиана Гондек,. Лиза Саффер,. Дженнифер Лейн,. Руфус Мюллер,. Николя КавальеНиколас МакГеган,. Freiburg Baroque OrchestraHarmonia Mundi,. Cat: HMU 907146.48
1997, проживает в ПуассиAnne Sofie v на Оттер,. Линн Доусон,. Вероника Кангеми,. Ева Подлесь,. Ричард Крофт,. Денис СедовМарк Минковски,. Les Musiciens du Louvre Архив,. Кат.: 457 271–2
2000, живет в МюнхенеЭнн Мюррей,. Джоан Роджерс,. Джули Кауфманн,. Кристофер Робсон,. Пол Нилон,. Умберто ЧиуммоАйвор Болтон,. Bayerisches Staatsorchester Farao Classics,. Cat: B 108 030
2010, студийная запись сделана. в Вилла Сан Ферма, ЛонигоДжойс ДиДонато,. Карина Говен,. Сабина Пуэртолас,. Мари-Николь Лемье,. Топи Лехтипуу,. Мэтью БрукАлан Кертис,. Il Complesso BaroccoVirgin Classics,. Кат: 50999 07084423

Видеозаписи

Дискография Ariodante, видеозаписи
ГодВ ролях:. Ариоданте,. Джиневра,. Далинда,. Полинессо,. Лурканио,. КорольДирижер,. оркестр.РежиссерЛейбл
1996 г., съемки в. Английской национальной опере.Энн Мюррей,. Джоан Роджерс,. Лесли Гарретт,. Кристофер Робсон,. Пол Нилон,. Гвинн Хауэлл Айвор Болтон,. Английская национальная опера Дэвид Олден Arthaus Musik. DVD, кат. 100065
2007, снято в. Teatro Caio Melisso, SpoletoAnn Hallenberg,. Laura Cherici,. Marta Vandoni Iorio,. Mary-Ellen Nesi,. Захари Станис,. Карло ЛепорАлан Кертис,. Il Complesso BaroccoДжон Паско Dynamic. DVD cat. 33559

Ссылки

Примечания

Источники

  • Дин, Винтон (2006). Оперы Генделя, 1726–1741 гг. Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-268-3.Вторая из двухтомных окончательных ссылок на оперы Генделя.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 15:36:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте