Ариоданте (HWV 33) - это опера серия в трех действиях Георгий Фридрих Гендель. Анонимное итальянское либретто было основано на произведении Антонио Сальви, которое, в свою очередь, было адаптировано из Канти 4, 5 и 6 из Людовико Ариосто <61.>Орландо Фуриозо. Каждый акт содержит возможности для танца, изначально сочиненный для танцовщицы Мари Салле и ее компании.
Опера была впервые показана в Театре Ковент-Гарден, Лондон, 8 января 1735 года. Ариоданте открыл первый сезон Генделя в Ковент-Гардене и успешно конкурировал с конкурентом Оперы театра. Дворянство, поддержанное принцем Уэльским. Гендель пользовался молчаливой и финансовой поддержкой Короля и Королевы и, в большей степени, Королевской Принцессы. Во время премьерного сезона в Ковент-Гардене опера получила 11 спектаклей.
Как и другие произведения Генделя в жанре Opera seria, «Ариоданте», несмотря на свой первоначальный успех, канула в лету на почти двести лет. Издание партитуры было опубликовано в начале 1960-х годов из Hallische Händel-Ausgabe. В 1970-х годах эту работу начали возрождать, и она стала считаться одной из лучших опер Генделя. 29 марта 1971 года Общество Генделя Нью-Йорка исполнило американскую премьеру произведения в концертной версии с меццо-сопрано в главной роли и Джудит Раскин как Джиневра.
Чарльз Кадуорт обсуждал влияние французской танцевальной музыки на оперу. Винтон Дин отметил, что второй акт оперы в его первоначальной версии - единственный акт в опере Генделя, которая заканчивается сопровождаемым речитативом.
Родившийся в Германии Гендель впервые принес итальянскую оперу на сцену Лондона в 1711 году своей оперой Ринальдо. Огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне фурор на итальянскую opera seria - форму, в которой подавляющее большинство сосредоточилось на сольных ариях звездных певцов-виртуозов. Гендель много лет успешно представлял в Лондоне новые оперы. Одной из главных достопримечательностей опер Генделя был звездный кастрат Сенезино, чьи отношения с композитором часто были бурными и который в конце концов покинул труппу Генделя, чтобы выступить в конкурирующей Дворянской опере. в 1733 году. Гендель перешел в другой театр, Ковент-Гарден, и нанял разных певцов. Новый театр в Ковент-Гардене, которым управляет импресарио Джон Рич, добавил привлекательности труппе танцоров под руководством знаменитой Мари Салле, поэтому Гендель поставил две новые оперы 1735 года: «Ариоданте» и «. Альсина "оба включают танцевальные последовательности, впервые в лондонской опере Генделя. Среди певцов, для которых Гендель написал "Ariodante", было молодое сопрано Сесилия Янг, с которой он раньше не работал, которую современный музыковед Чарльз Берни считал лучшим английским сопрано того времени, и виртуозная певица. кастрато Карестини, чья удивительная техника и огромный вокальный диапазон Гендель в полной мере использовал, особенно в сцене «E vivo ancora? E senza il ferro? Oh Dei!... Scherza infida in grembo al drudo» и в ликующей и бравурной "Dopo notte, atra e funesta".
Роль | Тип голоса | Премьера cast, 8 января 1735 г. |
---|---|---|
Ариоданте, вассальный принц | меццо-сопрано кастрат | Джованни Карестини |
Джиневра, дочь короля Шотландии,. обрученная с Ариоданте | сопрано | Анна Мария Страда дель По |
Далинда, служанка на Джиневре,. тайно влюблена в Полинессо | сопрано | Сесилия Янг |
Полинессо, герцог Олбани | contr альт | Мария Катерина Негри |
Лурканио, брат Ариоданте | тенор | Джон Бирд |
Ре ди Скозия (король Шотландии) | бас | Густав Вальц |
Одоардо, любимец король | тенор | Майкл Стоппелаер |
Средневековая Шотландия. Джиневра, дочь короля, влюблена в принца Ариоданте и обручена с ним. Она отвергает любовные ухаживания герцога Олбани Полинессо, который затем жестоко обманывает отца Ариоданте и Джиневры, заставляя его поверить в измену Джиневра. Ариоданте пытается покончить жизнь самоубийством, и Джиневра осуждают, но после вызова на дуэль Лурканио, братом Ариоданте, умирающий Полинессо признает свой заговор, и любовники воссоединяются.
Королевский кабинет во дворце
Принцесса Джиневра перед своим зеркалом украшает себя, чтобы стать красивой для своего возлюбленного. (Ария: Веззе, лусинхэ). Полинессо, герцог Олбани, врывается в комнату и, думая, что дочь короля в качестве его возлюбленной улучшит его перспективы, заявляет о своей любви к ней. Джиневра с негодованием отвергает его (Ария: Orrida a gl'occhi miei) и уходит. Далинда, который тайно влюблен в Полинессо, сообщает ему, что его соперником является принц Ариоданте, но также советует ему, что все, что ему нужно сделать, это открыть глаза, чтобы увидеть кого-то еще, кто его любит (Ария: Apri le luci). Оставшись в одиночестве, Полинессо видит, что Далинда влюблена в него и планирует использовать ее, чтобы помешать своему сопернику и завоевать для себя Джиневру (Ария: Coperta la frode).
Королевские сады
Ариоданте поет о том, как вся природа говорит ему о любви (Ария: Quì d'amor). Джиневра присоединяется к нему, и они клянутся в любви (Дуэт: Prendi, prendi da questa mano). Король присоединяется к влюбленным, дает им свое благословение и приказывает своему придворному Одоардо подготовиться к свадьбе (Ария: Voli colla sua tromba). В одиночестве Ариоданте клянется быть верным Джиневре (Ария: Con l'ali di costanza). Полинессо вынашивает свой заговор - он говорит Далинде, что если она в тот вечер оденется как Джиневра и пригласит его в свои апартаменты, он будет ее (Aria: Spero per voi). Затем Лурканио, брат Ариоданте, появляется перед Далиндой и заявляет о своей любви к ней (Aria: Del mio sol vezzosi rai), но она полностью потеряла свое сердце из-за Полинессо (Aria: Il primo ardor).
Восхитительная долина
Ариоданте и Джиневра наслаждаются красотами природы и обществом друг друга (Дуэт: Se rinasce nel mio cor). К ним присоединяются пастухи и пастушки (дуэт с хором: Si godete al vostro amor), которые танцуют, чтобы развлечь их (балет).
У древних руин, в пределах видимости квартир Джиневры; лунный свет
Встреча Полинессо и Ариоданте; Полинессо изображает удивление, когда Ариоданте говорит ему, что он обручен с Джиневрой, настаивая на том, что Джиневра любит его. Ариоданте отказывается верить в это. За всем этим наблюдает скрытый Лурканио. Полинессо говорит Ариоданте посмотреть, как «Джиневра», на самом деле Далинда в одежде Джиневра, впускает Полинессо в свою спальню на ночь. Ариоданте в отчаянии и хочет умереть (Aria: Tu preparati a morire), но Лурканио выходит из тени и советует Ариоданте жить и искать мести (Aria: Tu vivi). Ариоданте с грустью оплакивает (предполагаемую) неверность своей возлюбленной (Aria: Scherza infida). На рассвете Полинессо и Далинда выходят из дворца. Полинессо обещает, что вознаградит ее, к ее удовольствию (Aria: Se tanto piace al cor), и в одиночестве Полинессо радуется тому, насколько хорошо его заговор продвигается (Aria: Se l'inganno).
Галерея во дворце
Пока король делает последние приготовления к свадьбе своей дочери, придворный Одоардо приносит ему плохие новости - Ариоданте совершил самоубийство, прыгнув в море. Король убит горем (Ария: Invida sorte avara). Появляется Джиневра, предчувствуя приближение беды (Aria: Mi palpita il core). Когда отец сообщает ей ужасные новости, она теряет сознание и уносится. Лурканио появляется перед королем, который пытается утешить его в связи с потерей брата. Однако разъяренный Лурканио вручает королю письмо, в котором сообщает, что видел, как Джиневра впустила Полинессо в свою спальню на ночь, что заставило его брата покончить с собой, и теперь Лурканио стремится отомстить (Ария: Il tuo sangue). Король отрекается от своей дочери и осуждает ее как блудницу. Когда Джиневра слышит это, она впадает в бред (Ария: Il mio crudel martoro), и все попытки Далинды утешить ее терпят неудачу. Джиневра засыпает прерывистым, беспокойным сном («Балет добрых и дурных снов»). Она просыпается в беде (Recitativo сопровождает: Che vidi? Oh Dei! Misera me!)
Лес у моря
Ариоданте выжил, и теперь он резко упрекает богов за то, что они приговорили его к жизни (Ариозо: Numi! Lasciarmi vivere). Услышав крики, Ариоданте находит Далинду, которую удерживают нанятые Полинессо головорезы, с приказом убить ее, поскольку она является единственным свидетелем его заговора с целью дискредитации Джиневра. Ариоданте отгоняет приспешников Полинессо, и Далинда раскрывает ему правду - именно она, замаскированная под Джиневру, впустила Полинессо в свою спальню. Ариоданте восстает против предательства, которое заставило его усомниться в своей возлюбленной (Aria: Cieca notte). В одиночестве Далинда выражает свое раскаяние (Ария: Neghittosi или voi che судьба?).
Королевские сады
Король объявляет, что никогда больше не увидит свою дочь, если не появится чемпион, защищающий ее честь. Полинессо выходит вперед и предлагает вызвать Лурканио на дуэль (Aria: Dover, giustizia, amor). Джиневра, приговоренная к смерти за сексуальные беспорядки, появляется перед отцом, умоляющим позволить ему поцеловать его руку (Ария: Io ti bacio). Ее отец прижимает ее к груди, говоря, что появился чемпион, чтобы защитить ее - Полинессо. Ей не нравится эта идея, но он настаивает (Ария: Al sen ti stringo e parto). Джиневра предпочитает смерть потере своей чести (Ария: Sì, morrò). Лурканио снова предлагает свою любовь Далинде, и она показывает, что теперь склонна принять это (Duet: Dite spera, e son contento).
Дуэль, король на троне
Полинессо и Лурканио сражаются, Лурканио смертельно ранит Полинессо, которого уносит Одаордо. Появляется новый чемпион с опущенным козырьком. К всеобщему удивлению, он раскрывается как Ариоданте и объявляет Джиневру невиновной. Далинда признает свое участие в заговоре. Одоардо возвращается с новостью о том, что Полинессо, когда он умер, также признал свою вину. Король прощает Далинду и отправляется на поиски его дочери. Ариоданте радостно приветствует новый яркий день, наступающий после ночей тьмы (Aria: Dopo notte).
Комната, в которой заключена Джиневра
Джиневра смотрит смерти в лицо (Ариозо: Манка, о Дей!). Но ее отец и другие появляются и заявляют, что она оправдана. Она воссоединяется со своим возлюбленным Ариоданте (Дуэт: Bramo aver mille vite).
Большой зал дворца. Большая лестница, поддерживаемая колоннами; в верхней части лестницы музыканты играют на духовых инструментах. Король, лорды и дамы спускаются по лестнице. Он начинает припев, пока танцуют лорды и дамы.
Ogn'uno acclami bella virtute (Припев)... Балло (Гавот-Рондо-Бурре)... Са trionfar ognor virtute in ogni cor (Припев).
Музыка для ведущего сопрано, Джиневра, по словам Пола Генри Лэнга, «выдающаяся», переходящая от радости к отчаянию и обратно к счастью. Также следует отметить «изысканный» дуэт для нее с Ариоданте, «Prendi, prendi da questa mano» и прекрасную пасторальную музыку, которая завершает первый акт. Среди серии замечательных арий для главной роли, исполненных в первом исполнении кастрата Карестини, - скорбная ария с фаготом облигато «Scherza infida», «одним из величайших произведений Генделя. арии »и веселая« Dopo notte »с потрясающей вокальной акробатикой и огромным диапазоном. Для Чарльза Берни, который был свидетелем оригинальных представлений Ариоданте, опера «изобилует красотами и мазками великого мастера».
Ариоданте был дан одиннадцать спектаклей в своем первоначальном тираже, что является знаком успеха для того времени, и был возобновлен Генделем для своего сезона 1736 года. Затем он не исполнялся до возрождения в Штутгарте в 1926 году. Два выступления в Бирмингеме, Англия, в мае 1964 года, с Джанет Бейкер в главной роли и Энтони Льюис, дирижирование, внесло оперу в современный репертуар, с тех пор как она ставилась на многих мировых сценах.
Среди других спектаклей, четырехстороннее совместное производство Экс-ан-Прованс, Канадская оперная труппа, Голландская национальная опера в Амстердаме и Лирическая опера Чикаго. Экс в 2014 году. Это обновило сеттинг до 1960-х годов и изменило финал, так что Джиневра уходит с празднования, убитая горем.
Английский концерт дал полустаундные выступления в 2017 году в США и Европе, в том числе в Карнеги-холле, где это мероприятие снималось, и в Барбикан-центре. Зальцбургский фестиваль «Троица» представил новую постановку Кристофа Лоя 2 июня 2017 года с участием Сесилии Бартоли в роли Ариоданте и Натана Берг в роли короля.
Год | В ролях:. Ariodante,. Ginevra,. Далинда,. Полинессо,. Лурканио,. Кинг | Дирижер,. оркестр. | Лейбл |
---|---|---|---|
1978, студийная запись сделана. в Брент Таун-Холл | Джанет Бейкер,. Эдит Матис,. Норма Берроуз,. Джеймс Боуман,. Дэвид Рендалл,. Сэмюэл Рэйми | Рэймонд Леппард,. Английский камерный оркестр | Филипс,. Кэт : 6769 025 |
1995, проживает в Геттингене | Лоррейн Хант,. Джулиана Гондек,. Лиза Саффер,. Дженнифер Лейн,. Руфус Мюллер,. Николя Кавалье | Николас МакГеган,. Freiburg Baroque Orchestra | Harmonia Mundi,. Cat: HMU 907146.48 |
1997, проживает в Пуасси | Anne Sofie v на Оттер,. Линн Доусон,. Вероника Кангеми,. Ева Подлесь,. Ричард Крофт,. Денис Седов | Марк Минковски,. Les Musiciens du Louvre | Архив,. Кат.: 457 271–2 |
2000, живет в Мюнхене | Энн Мюррей,. Джоан Роджерс,. Джули Кауфманн,. Кристофер Робсон,. Пол Нилон,. Умберто Чиуммо | Айвор Болтон,. Bayerisches Staatsorchester | Farao Classics,. Cat: B 108 030 |
2010, студийная запись сделана. в Вилла Сан Ферма, Лониго | Джойс ДиДонато,. Карина Говен,. Сабина Пуэртолас,. Мари-Николь Лемье,. Топи Лехтипуу,. Мэтью Брук | Алан Кертис,. Il Complesso Barocco | Virgin Classics,. Кат: 50999 07084423 |
Год | В ролях:. Ариоданте,. Джиневра,. Далинда,. Полинессо,. Лурканио,. Король | Дирижер,. оркестр. | Режиссер | Лейбл |
---|---|---|---|---|
1996 г., съемки в. Английской национальной опере. | Энн Мюррей,. Джоан Роджерс,. Лесли Гарретт,. Кристофер Робсон,. Пол Нилон,. Гвинн Хауэлл | Айвор Болтон,. Английская национальная опера | Дэвид Олден | Arthaus Musik. DVD, кат. 100065 |
2007, снято в. Teatro Caio Melisso, Spoleto | Ann Hallenberg,. Laura Cherici,. Marta Vandoni Iorio,. Mary-Ellen Nesi,. Захари Станис,. Карло Лепор | Алан Кертис,. Il Complesso Barocco | Джон Паско | Dynamic. DVD cat. 33559 |
Примечания
Источники