Каприччио | |
---|---|
Опера от Рихарда Штрауса | |
Композитор в 1922 году (фотограф Шмутцер) | |
Либреттист |
|
Язык | немецкий |
Премьера | 28 октября 1942 г. (1942-10-28). Национальный театр Мюнхена |
Каприччио, соч. 85, это последняя опера немецкого композитора Рихарда Штрауса с подзаголовком «Разговорная пьеса для музыки». Премьера оперы состоялась в Национальном театре Мюнхена 28 октября 1942 года. Клеменс Краусс и Штраус написали Немецкое либретто. Однако либретто было создано Стефаном Цвейгом в 1930-х годах, а Джозеф Грегор развил идею несколько лет спустя. Затем Штраус взял либретто, но, в конце концов, нанял Краусса в качестве своего соавтора в опере. Большая часть финального либретто принадлежит Крауссу.
Опера изначально состояла из одного акта продолжительностью около двух с половиной часов. Это, в сочетании с разговорным тоном произведения и акцентом на тексте, помешало опере добиться большой популярности. Однако в Гамбурге в 1957 году [де ], который поставил оперу на ее премьере в Мюнхене, вставил интервал в момент, когда графиня заказывает шоколад, и другие режиссеры часто следовали его примеру, включая постановки. в Опера Глайндборнского фестиваля. Финальную сцену для графини Мадлен часто можно услышать как отрывок. Американская профессиональная премьера «Каприччио» состоялась в Опере Санта-Фе в 1958 году после того, как Джульярдская школа поставила его в 1954 году с Глорией Дэви и Томасом Стюарт в качестве аристократических братьев и сестер.
Роль | Тип голоса | Премьера, 28 октября 1942 г.. (Дирижер: Клеменс Краусс) |
---|---|---|
Графиня | сопрано | Виорика Урсуляк |
Клерон, актриса | контральто | Хильдегард Ранчак |
Фламанд, музыкант | тенор | Хорст Таубманн |
Оливье, поэт | баритон | Ганс Хоттер |
Граф, брат графини | баритон | Вальтер Хёфермейер |
Ла Рош, директор театра | бас | Георг Ханн |
месье Тауп | тенор | Карл Сейдел |
итальянский певец | сопрано | Ирма Бейлке |
итальянская певица | тенор | Франц Кларвайн |
мажор-домо | бас | Георг Витер |
Музыканты и слуги |
Тему оперы можно резюмировать как «Что больше искусство, поэзия или музыка?». Это было темой обсуждения во время постановки, как в опере, названной в честь выпуска, Prima la musica e poi le parole (Сначала музыка, а затем слова) (Сальери, 1786). Этот вопрос драматизируется в истории графини, разрывающейся между двумя женихами: поэтом Оливье и композитором Фламаном.
В замке графини Мадлен идет репетиция только что сочиненного секстета Фламанда. (Этот секстет на самом деле является прекрасной композицией для струнного секстета и исполняется в концертной форме как отрывок из камерной музыки, независимо от оперы.) Оливье и Фламан спорят об относительной силе слова и музыки. Они вступают в довольно яростный спор, который скорее полутемный, чем поется в определенных ариях. Директор театра Ла Рош просыпается и напоминает им, что импресарио и актеры необходимы для того, чтобы воплотить свои работы в жизнь. На следующий день Оливье написал новую пьесу ко дню рождения графини, которую поставит Ла Рош, а в ее исполнении - граф и известная актриса Клэрон. Ла Рош, Оливье и Фламан приступают к репетиции.
Граф, брат графини, дразнит свою сестру насчет двух ее женихов, Фламанда и Оливье, и говорит ей, что ее любовь к музыке частично объясняется вниманием, которое Фламанд ей уделяет. В свою очередь, она говорит своему брату, что его любовь к словам соответствует его влечению к актрисе Клерон. Графиня признается, что не может решить, кого из женихов она предпочитает. Приходит Клэрон, и они с графом читают сцену из пьесы Оливье, кульминацией которой является любовный сонет. Они уезжают, чтобы присоединиться к Ла Рошу на репетиции.
Оливье говорит графине, что он имеет в виду сонет для нее. Затем Фламан ставит сонет на музыку, а Оливье признается в любви графине. Фламан поет им свое новое сочинение, аккомпанируя себе на клавесине. Оливье чувствует, что Фламан испортил его стихотворение, а графиня восхищается волшебным синтезом слов и музыки. Оливье просят отреагировать на его пьесу и он уезжает на репетицию Ла Роша. Фламан признается в любви к графине и задает вопрос - что она предпочитает, стихи или музыку? Она просит его встретиться с ней в библиотеке на следующее утро в 11, когда она сообщит ему свое решение. Она заказывает шоколад в гостиной. [В этот момент некоторые режиссеры опускают занавес, и наступает перерыв.] Актеры и Ла Рош возвращаются с репетиции, и граф объявляет, что он очарован Клероном. Мадлен рассказывает ему о своем нежелании выбирать между двумя женихами, и брат и сестра снова нежно дразнят друг друга. Закуски подают танцоры, а два итальянских певца развлекают гостей. Граф, графиня, Фламан, Оливье, Клерон и Ла Рош размышляют о достоинствах танца, музыки и поэзии. Обсуждение со стороны мужчин идет живое, даже агрессивное. Граф заявляет, что «опера - это абсурд».
Ла Рош описывает запланированное им развлечение на день рождения графини, состоящее из двух частей: «Рождение Афины Паллады», за которым следует «Падение Карфагена». Гости смеются и высмеивают его экстравагантные идеи, но Ла Рош в своем монологе о достоинствах нападает на то, что он считает слабостью этих современных молодых людей, чьи творения не достигают сердца; он защищает свою веру в театр прошлого и свою собственную работу как зрелый режиссер и хранитель великих традиций искусства. Он предлагает Фламану и Оливье создать новые шедевры, которые раскроют реальных людей во всей их сложности. Графине удается примирить троих, убеждая их к примирению, указывая на то, как их искусства взаимозависимы; она заказывает пару для совместной работы над оперой. Они ищут сюжет, и это граф, «который не особо заботится о музыке, он предпочитает военные марши», - дразнит свою сестру, которая наталкивается на смелую идею оперы, которая изображает самые события того дня, персонажей быть настоящими людьми, «такими же, как мы», как того хочет Ла Рош - финал будет решать графиня.
Граф и Клерон отправляются в Париж с театральной труппой. Остроумно следующая сцена состоит из того, как слуги, убирая комнату после того, как все ушли, комментируют, насколько абсурдно было бы изображать слуг в опере. «Скоро все станут актерами», - поют они. Они высмеивают своих работодателей за «игру» в театре и обсуждают, в кого может быть влюблена графиня. Майор-Домо обнаруживает суфлера, господина Таупа, который заснул и остался позади. В сцене с большим количеством юмора мсье Тауп объясняет, что на самом деле именно он является самым важным человеком в театре - без него не было бы никаких развлечений. Майор-Домо терпеливо слушает, а затем готовит еду и отправляет домой.
С наступлением вечера графиня возвращается, одевшись к ужину, и узнает от майор-домо, что ее брат уехал в Париж с Клерон, оставив ее обедать одну. Мажор-Домо напоминает ей, что и Оливье, и Фламан встретят ее утром в библиотеке, чтобы узнать концовку оперы. В одиночестве и все еще не определились ни с концом оперы, ни с выбором возлюбленного, она поет о нераздельности слова и музыки. Подобным образом она говорит себе, что, выбрав одного, она выиграет его, но проиграет другого. Она сверяется со своим изображением в зеркале, спрашивая: «Есть ли какой-нибудь нетривиальный финал?» Майор-Домо объявляет, что «Обед подан», и графиня медленно выходит из комнаты.
Опера - беззаботная трактовка серьезной темы: относительной важности музыки, поэзии, танца и театра, умело поставленных как опера в опере.
Примечания
Источники