Доменико Чимароза

редактировать

Итальянский оперный композитор неаполитанской школы Доменико Чимароза

Доменико Чимароза (итальянский: (Об этом звуке слушайте ); 17 декабря 1749 - 11 января 1801) был итальянским композитором неаполитанской школы и классического периода. Он написал более восьмидесяти опер, самая известная из которых - Il matrimonio segreto (1792); большинство его опер - комедии. Он также писал инструментальные произведения и церковную музыку.

Чимароза в основном жил в Неаполе, но провел часть своей карьеры в различных других частях Италии, сочиняя музыку для оперных театров Рима, Венеции., Флоренция и в других местах. Он был нанят российской императрицей Екатериной Великой в качестве придворного композитора и дирижера между 1787 и 1791 годами. В более поздние годы, вернувшись в Неаполь, он поддерживал проигравшую сторону в борьбе за свержение там монархии., и был заключен в тюрьму, а затем сослан. Он умер в Венеции в возрасте 51 года.

Содержание
  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Успешный композитор
    • 1.3 Поздние годы
  • 2 Работы
  • 3 Репутация
  • 4 Примечания, ссылки и источники
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Ссылки
    • 4.3 Источники
  • 5 Внешние ссылки
Жизнь и карьера

Ранние годы

Чимароза родился в Аверсе, городе около Неаполя. Его фамилия была Чиммароза, как он записан в записи о крещении. Похоже, он был единственным ребенком. Его отец, Дженнаро, был каменщиком, и через несколько дней после рождения Доменико семья переехала в Неаполь, где Дженнаро нашел работу на строительстве дворца Каподимонте. Когда Доменико было семь лет, Дженнаро упал с строительных лесов и погиб. Его вдова Анна была принята прачкой в ​​монашеский орден церкви Сан-Северо, а Чимароза получил хорошее образование, в том числе музыкальное, от монахов и духовенства церкви. Он настолько преуспел в своем музыкальном обучении, что в 1761 году, когда ему было двенадцать, был принят в ведущий музыкальный колледж Неаполя, Conservatorio di S Maria di Loreto. Его учителями были Дженнаро Манна и Феделе Фенароли по композиции и Саверио Каркайс, маэстро скрипичного стиля. Он был способным клавишником, скрипачом и певцом, но его главной заботой в студенческие годы была композиция; 1770 г. он, Никколо Антонио Зингарелли и Джузеппе Джордани были старшими учениками в классе композиции.

В студенческие годы Чимароза писал священные песнопения и мессы, но сначала он пришел к публичное объявление с премьерой в 1772 году его первой комедии на музыку, Le stravaganze del Conve, представленной в Театро деи Фьорентини в Неаполе. Работа была встречена одобрением, и в том же году за ней последовали Le pazzie di Stelladaura e di Zoroastro. Это произведение также имело успех, и слава о молодом композиторе стала разноситься по всей Италии. В 1774 году он был приглашен в Рим, чтобы написать оперу для stagione того года; и там он поставил еще одну комическую оперу под названием L'italiana in Londra. В 1777 году он женился на Констанце Суффи, которая умерла в следующем году.

Успешный композитор

Доменико Чимароза

В 1770-х и 1780-х годах Чимароза написал множество опер для театров Италии. Он был наиболее известен своими комедиями, но время от времени писал серьезные произведения, в том числе Кайо Марио (1780) и Алессандро Нелль'Инди (1781). Помимо сценических произведений, он писал церковную музыку. Он был назначен дополнительным органистом при неаполитанском королевском дворе в ноябре 1779 года, а к началу 1780-х годов он был приглашенным маэстро в Ospedaletto di Santi Giovanni e Paolo в Венеции.

Для Рима он сочинил оперы для трех разных жанров. театры конца 1780-х - начала 1780-х годов; эти работы включали Il ritorno di Don Calandrino, L'italiana in Londra, Le donne rivali, Il pittore parigino и For La Scala, Milan, после успеха возрождения L'impresario in angustie, он сочинила «Цирку», драму на музыку в трех действиях, по мотивам «Одиссеи» . В какой-то момент в 1780-х Чимароза женился во второй раз; его жена Гаэтана, урожденная Палланте, была сводной сестрой Констанцы; у нее и Чимарозы было двое сыновей. Она умерла в 1796 году.

В 1787 году Чимароза отправился в Санкт-Петербург по приглашению императрицы Екатерины II. Он был одним из череды итальянских композиторов, привлеченных российским двором на протяжении многих лет; другими были Винченцо Манфредини (с 1762 по 1769), Бальдассаре Галуппи (1765-1768), Томмазо Траетта (1768-1775), Джованни Паизиелло (1776–1784) и Джузеппе Сарти (1785–1801). Он написал серьезную оперу «Клеопатра» и отредактировал два из уже существующих комиксов «Le donne rivali» и «I due baroni di Rocca Azzurra». Среди других сочинений для Екатерининского двора - Реквием соль минор (1787). Чимароза был менее успешен в Санкт-Петербурге, чем некоторые из его соотечественников; произведения его подчиненного, Мартин-и-Солер, пользовались большим успехом у императрицы, и это в сочетании с экономией, означавшей потерю большинства итальянских певцов, и неприязнью Чимарозы к суровым российским зимам, привело его к покинуть Россию в июне 1791 года.

Проведя три месяца в Варшаве, Чимароза прибыл в Вену. Его музыка уже была там популярна, и император Леопольд II назначил его капельмейстером при дворе и заказал новую оперу. Результатом стал Il matrimonio segreto на текст Джованни Бертати, основанный на пьесе 1766 года Тайный брак Джорджа Колмана Старшего и Дэвид Гаррик. Опера, исполненная в Бургтеатре 7 февраля 1792 года, имела такой успех, что Леопольд снова поставил ее в тот же вечер в своих личных покоях - «самый долгий выход на бис в истории оперы», как выразился один критик. Чимароза не считал эту работу своей лучшей, но у нее лучшее либретто, чем у некоторых других его комических опер, сюжет ясен, персонажи хорошо прорисованы, а тщательно продуманные маскировки и совпадения отсутствуют. Самым любимым композитором его опер была Artemisia, regina di Caria, серьезное произведение, написанное для Неаполя пятью годами позже.

Поздние годы

Чимароза добился международного успеха. Вместе с Паизиелло он был самым популярным оперным композитором конца 18 века. Он написал 60 opere buffe и 20 opere serie, многие из которых быстро вошли в репертуар оперных театров по всей Европе. Они исполнялись в Берлине, Копенгагене, Гамбурге, Лондоне, Праге и Стокгольме, а также в Санкт-Петербурге, Вене и во всех основных городах Италии. Между 1783 и 1790 годами Гайдн дирижировал исполнением тринадцати опер Чимарозы для своих работодателей в Schloss Esterházy, и многие из этих произведений давались несколько раз. «La ballerina amante» Чимарозы, комедия на музыку, впервые исполненную в Неаполе, была выбрана в качестве первого произведения Teatro Nacional de São Carlos в Лиссабоне в июне 1793 года.

Через три недели после премьеры. Il matrimonio segreto император Леопольд внезапно скончался. Его преемник, Франциск II, меньше интересовался музыкой, чем Леопольд, и в 1793 году Чимароза вернулся в Неаполь. В 1796 году он был назначен главным органистом королевской капеллы, и он продолжал ставить новые оперы и редактировать старые. Он переработал L'italiana в Londra и I due baroni, адаптировав их к местному вкусу, добавив разделы на неаполитанском диалекте. Самыми важными новыми произведениями этого последнего этапа его карьеры были Le astuzie femminili (1794) и две серьезные оперы, Penelope (1794) и Gli Orazi ed i Curiazi (1796); первые двое из них были композиторами для Неаполя, а последние для La Fenice в Венеции.

Palazzo Duodo, Campo Sant'Angelo, Венеция, последний дом Чимарозы, где он умер

Во время оккупации Неаполя войсками Французской республики в 1799 году Чимароза присоединился к либеральной партии, но вскоре монархия была восстановлена ​​и принял решительные меры против тех, кто имел либеральные или революционные связи. Чимароза был заключен в тюрьму вместе со многими своими политическими друзьями и избежал смертного приговора только благодаря вмешательству влиятельных поклонников, включая кардиналов Консалви и Руффо и леди Гамильтон. Он был изгнан из Неаполя и уехал в Венецию. К тому времени он был смертельно болен, вероятно, от рака желудка, и умер 11 января 1801 года в возрасте 51 года, сочиняя музыку почти до конца. Его последняя опера «Артемизия» осталась незавершенной. Распространился слух о том, что он был отравлен агентами Бурбонов, но расследование показало его необоснованность.

Работы

Хотя Чимароза написал значительное количество инструментальных материалов. и церковной музыки, он был и остается самым известным благодаря своим операм. Он был известен своей способностью как композитор, хотя он часто повторно использовал материал, как это было обычно в его время, и нанимал помощников для выполнения рутинных задач, таких как сочинение речитативов. В статье о Чимарозе в «Словаре музыки и музыкантов Гроува» (2001) Дженнифер Э. Джонсон и Гордана Лазаревич пишут, что он поднялся над посредственностью некоторых либретто, которые он поставил и создал музыку, «наполненную легкостью, элегантность и утонченность ».

Чимароза избегал жесткости традиционного da capo aria и писал сольные номера, состоящие из более гибких частей, с изменениями темпа, размера и тональности, чтобы отразить слова его либреттистов. Джонсон и Лазаревич отмечают, что эта свобода формы передает спонтанность и гибкость. Арии Чимарозы часто ускоряются в заключительной части в стиле cabalettas. В отличие от вокальных пьес, он часто писал довольно простые арии в стиле каватин. Особенность его партитур - выдержанное сочинение для слаженных голосов. По словам статьи Grove:

Одной из сильных сторон Чимарозы было создание остроумных и ярких ансамблей. Il matrimonio segreto, ансамблевая опера в стиле Моцарта «Свадьба Фигаро», состоит из восьми арий, четырех дуэтов, трех трио, квартета, квинтета и двух финалов с участием всех шести персонажей.

Гармонично Чимароза не был новаторский, оставаясь довольным традиционными диатоническими условностями. По мнению Джонсона и Лазаревича, его музыкальные силы заключаются в «богатстве его мелодического изобретения, блеске и энергии его ритмических и мелодических мотивов и его постоянно живом сопровождении».

Подход Чимарозы к оркестровке. развивался за его карьеру. Его ранние работы обычно написаны для струнных, гобоев, валторн и труб, а иногда и для фаготов и флейт. В этих пьесах функция оркестра - незаметно поддерживать голоса. За четыре года, проведенные в Санкт-Петербурге, он начал использовать кларнеты и более полно и богато оркестровать. Пример Джонсона и Лазаревича Il matrimonio segreto, в котором большой оркестр «дает цвет и демонстрирует независимый мотивный и ритмический материал, служащий комментарием к действию».

Чимароза написал ряд сонат для фортепиано, которые были обнаружены в рукопись 1920-х гг.; Было заявлено, что количество произведений составляет более 80 одночастных произведений, но считается, что многие из них действительно могут быть связаны друг с другом как трехчастные произведения. Произведение, которое иногда называют «Концертом для гобоя » Чимарозы, на самом деле является произведением Артура Бенджамина 1949 года, состоящим из аранжировок частей из сонат.

Репутация

Джонсон и Лазаревич пишут, что репутация Чимарозы при его жизни достигла высоты, непревзойденной до расцвета Россини, и он продолжал высоко цениться в 19 веке. Эжен Делакруа предпочитал музыку Чимарозы музыке Моцарта. Он писал о Il matrimonio segreto: «Это само совершенство. Ни один другой музыкант не обладает такой симметрией, этой выразительностью и чувством уместности, этой веселостью и нежностью и, прежде всего,… несравненной элегантностью». Стендаль писал, что Чимароза, Моцарт и Шекспир были единственными страстями его жизни. Для Стендаля Чимароза был «Мольером композиторов», и он утверждал, что видел Il matrimonio segreto более 100 раз.

Гектор Берлиоз, ненавидевший итальянскую оперу, не был его поклонником. : «Я должен бросить к дьяволу уникальное и бесконечное« Матримонио Сегрето », которое почти так же утомительно, как« Женитьба Фигаро », но не столь музыкально». Роберт Шуман был впечатлен «абсолютно мастерской» оркестровкой Чимарозы, но немного иначе. Эдуард Ханслик похвалил Чимарозу за прекрасную ловкость, мастерскую композиционную манеру и хороший вкус. «Солнечный свет - вот правильное выражение для музыки Чимарозы».

Примечания, ссылки и источники

Примечания

Ссылки

Источники

  • Холден, Аманда (1997) [1993]. Руководство Penguin Opera Guide. Лондон: Penguin Books. ISBN 978-0-14-051385-1.
  • Осборн, Ричард (2007). Россини (второе изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518129-6.
  • Перуджини, Симона (2018). L'affaire Cimarosa (на французском). Сиэтл: CreateSpace. ISBN 978-1-9875-7685-6.
  • Райли, Чарльз А. (2001). Аристократия и современное воображение. Ганновер, Нью-Гэмпшир: Университетское издательство Новой Англии. ISBN 978-1-58465-151-2.
  • Росси, Ник; Талмейдж Фаунтлерой (1999). Доменико Чимароза: его жизнь и его оперы. Вестпорт: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-30112-4.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Доменико Чимарозой.
Последняя правка сделана 2021-05-17 11:39:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте