В музыке, solfège (UK :,US : ; французский: ) или сольфеджио (; итальянский: ), также называемый соль-фа, сольфа, сольфеджио среди многих названий, это используемый метод музыкального образования научить слуховым навыкам, тональности и чтению с листа из западной музыки. Сольфеджио - это форма солмизации, и хотя эти два термина иногда используются взаимозаменяемо, эта система произошла от других «восточных» музыкальных культур, таких как свара, durar mufaṣṣalāt и Jianpu.
Слоги назначаются нотам гаммы и позволяют музыканту прослушивать, или мысленно слышать высоту музыкального произведения, которое он видит впервые. время, а затем спеть их вслух. В рамках Renaissance (и намного позже в некоторых публикациях shapenote ) для покрытия октавы использовались различные блокирующие 4-, 5- и 6-нотные системы. Метод тонического соль-фа популяризировал семь слогов, обычно используемых в англоязычных странах: до (или до в тоническом соль-фа ), ре, ми, фа, со (l), la и si (или ti), см. ниже ).
В настоящее время существует два способа применения сольфеджио: 1) фиксированное до, где слоги всегда привязаны к определенным высотам (например, «до» всегда является «C-естественным») и 2) подвижное до, где слоги присвоены градусам шкалы («до» всегда является первой степенью большой шкалы ).
Итальянское «сольфеджио» и английское / французское «сольфеджио» происходят от названий двух слогов. используются: соль и фа.
Общий термин «сольмизация », относящийся к любой системе обозначения высот музыкальной шкалы по слогам, включая те, которые используются в Индии и Японии, а также сольфеджио., происходит от французского solmisation, от латинских слогов solfège sol и mi.
Глагол «to sol-fa» означает петь отрывок в сольфеджио.
В одиннадцатом веке Италия теоретик музыки Гвидо из Ареццо изобрел издал систему обозначений, в которой шесть нот гексахорда были названы после первого слога каждой строки латинского гимна Ut queant laxis, «Гимна св. Иоанн Креститель ", в результате получается ут, ре, ми, фа, соль, ля. Каждая последующая строка этого гимна начинается со следующей ступени шкалы, так что название каждой ноты было слогом, спетым на этой высоте в этом гимне.
Ноты для Ut queant laxisUtqueant laxīs resonāre fībrīs. Mīra gestōrum famulī tuōrum,. Sol ve pollūtī labiī reātum,. Sancte Ihannēs.
Слова были написаны Павлом Диаконусом в 8 веке. Они переводятся как:
Чтобы слуги твои приглушенными голосами. Озвучивали чудеса твоих деяний,. Счистили вину с наших запятнанных уст,. о святой Иоанн.
"Ут" было заменено в 1600-х годах в Италии на открытый слог До по предложению музыковеда Джованни Баттиста Дони (на основе первого слога его фамилии), и Si (от инициалов "Sancte Iohannes") был добавлен для завершения диатонической гаммы. В англоязычных странах «си» было изменено на «ти» Сарой Гловер в девятнадцатом веке, так что каждый слог мог начинаться с другой буквы. «Ти» используется в тоническом соль-фа (и в знаменитой американской шоу-мелодии «До-Ре-Ми »).
Альтернативная теория утверждает, что слоги сольфеджио (do, re, mi, fa, sol, la, ti) происходят от слогов арабской системы сольмизации درر مفصّلات Durar Mufaāalāt (" Подробный жемчуг ") (dāl, rā ', mīm, fā', ṣād, lām, tā ' ), упомянутый в работах Francisci a Mesgnien Meninski в 1680 году и позже обсужденный Жан-Бенджамин де ла Борд в 1780 году. Однако документальных подтверждений этой теории нет.
В елизаветинскую эпоху Англия и связанные с ней территории использовали только четыре слога: ми, фа, соль и ля. «Ми» означает современное си, «фа» - современное до или ут, «сол» - современное ре, а «ля» - современное ми. Затем, fa, sol и la будут повторяться, чтобы также обозначать их современные аналоги, в результате чего шкала будет «fa, sol, la, fa, sol, la, mi, fa». Использование «fa», «sol» и «la» для двух позиций на шкале - это пережиток гвидонианской системы так называемых «мутаций» (т.е. изменений гексахорда в заметке, см. рука Гвидона ). Эта система была в значительной степени ликвидирована к 19 веку, но все еще используется в некоторых системах примечаний формы, которые дают каждому из четырех слогов «фа», «соль», «ля» и «ми» а. разная форма.
Пример этого типа сольмизации встречается в шекспировском «Короле Лире», I, 2 (см. § Культурные ссылки).
Сольфеджио до сих пор используется для обучения чтению с листа. В США традиционная американская музыка кантри была впервые записана в 1920-х годах певцами, обучавшимися сольфеджио, часто слишком бедными, чтобы позволить себе пианино, которые использовали чтение с листа как способ превратить печатную музыку в развлечение. Фландрия Бэйс и «Поющий Боб» Леонард были путешествующими учителями музыки, обучившими сотни учеников, в том числе Семья Картеров, записавших первые общенациональные записи региональной музыки «кантри».
Существует два основных типа сольфеджио: подвижное до и фиксированное до.
подвижное до или тоническое сольфеджио, каждый слог соответствует степени шкалы. Это аналогично гвидонианской практике присвоения каждой степени гексахорда сольфеджио и в основном используется в германских странах, странах Содружества и Соединенных Штатах.
Один особенно важный вариант подвижного до, но отличающийся в некоторых отношениях от системы, описанной ниже, был изобретен в девятнадцатом веке Сарой Энн Гловер и известен как тонизирующий. sol-fa.
В Италии в 1972 году Роберто Гойтре написал знаменитый метод "Cantar leggendo", который стал использоваться для хоров и музыки для детей младшего возраста.
Педагогическим преимуществом системы подвижного До является ее способность помогать в теоретическом понимании музыки; поскольку тоника устанавливается и затем поется по сравнению с ней, ученик делает вывод о мелодическом и аккордовом подтекстах через свое пение. Таким образом, в то время как фиксированное до более применимо к инструменталистам, подвижное-до более применимо к теоретикам и, возможно, композиторам.
Подвижный до часто используется в Австралии, Китае, Японии (5-е место и 7-е будучи si), Ирландия, Соединенное Королевство, США, Гонконг и англоговорящая Канада. Система подвижного до - это фундаментальный элемент метода Кодай, который в основном используется в Венгрии, но имеет преданных последователей по всему миру. В подвижной системе до каждый слог сольфеджио соответствует не высоте звука, а ступени гаммы: первая ступень мажорной гаммы всегда поется как «до», вторая - как «ре» и т. Д. (Для минорных клавиш, см. ниже.) В подвижном до, данная мелодия всегда сол-фа на одних и тех же слогах, независимо от того, в какой тональности она находится.
Сольфеджио, используемые для подвижного до, немного отличаются от слогов, используемых для фиксированного do, потому что английский вариант основных слогов («ti» вместо «si») обычно используется, и также обычно включаются хроматически измененные слоги.
Большая степень | Мова. do solfège syllable | # полутонов из Do | Trad. прон. |
---|---|---|---|
1 | Do | 0 | / doʊ / |
Повышенный 1 | Di | 1 | / diː / |
Пониженный 2 | Ra | 1 | / ɹɑː / |
2 | Re | 2 | / ɹeɪ / |
Повышенный 2 | Ri | 3 | / ɹiː / |
Пониженный 3 | Me (or Ma) | 3 | / meɪ / (/ mɑː /) |
3 | Mi | 4 | / miː / |
4 | Fa | 5 | / fɑː / |
Повышенный 4 | Fi | 6 | / fiː / |
Пониженный 5 | Se | 6 | / seɪ / |
5 | Sol | 7 | / soʊ / |
Повышенный 5 | Si | 8 | / siː / |
Пониженный 6 | Le (или Lo) | 8 | / leɪ / (/ loʊ /) |
6 | La | 9 | / lɑː / |
повышенный 6 | Li | 10 | / liː / |
пониженный 7 | Te (или Ta) | 10 | / teɪ / (/ tɑː /) |
7 | Ti | 11 | / tiː / |
Если в определенный момент тональность пьесы модулируется, то в этот момент необходимо изменить сольфеджио. Например, если пьеса начинается до мажор, то до сначала поется на «до», ре - на «ре» и т. Д. Если же пьеса затем модулируется до соль мажор, то соль поется на «до», А на «ре» и т. Д., А затем поется до на «фа».
Отрывки в минорной тональности могут быть решены одним из двух способов в подвижном do: либо начиная с do (с использованием «me», «le» и «te» для пониженной третьей, шестой и седьмой ступеней, и «ля» и «ти» для повышенных шестой и седьмой ступеней), что называется «минор на основе до», или начиная с «ля» (с использованием «фи» и «си» для повышенных шестой и седьмой степеней). Последний (называемый «ля-минор») иногда предпочитается в хоровом пении, особенно с детьми.
Выбор системы, используемой для минорных, имеет значение для того, как вы обрабатываете модуляцию. В первом случае («минор на основе до»), когда клавиша перемещается, например, с до мажор на до минор, слог do продолжает указывать на одну и ту же ноту, а именно на C (нет «мутации» ноты до), но когда тональность смещается с до мажор на ля минор (или мажор), гамма переносится с do = C на do = A. Во втором случае («ля-минор»), когда тональность перемещается с до мажор на А минор слог do продолжает указывать на ту же ноту, снова C, но когда тональность переходит от C мажор до C минор, гамма переносится с do = C на do = E-flat.
Натуральная минорная ступень | Подвижный слог до сольфеджио (минор на основе ля) | Подвижный слог до сольфеджио (минор на основе До) |
---|---|---|
Пониженный 1 | Le (или Lo) | (Ti) |
1 | La | Do |
Повышенный 1 | Li | Di |
Пониженный 2 | Te (или Ta) | Ra |
2 | Ti | Re |
3 | Do | Me (или Ma) |
Повышенный 3 | Di | Mi |
Пониженный 4 | Ra | (Mi) |
4 | Re | Fa |
Повышенный 4 | Ri | Fi |
Пониженный 5 | Me (или Ma) | Se |
5 | Mi | Sol |
6 | Fa | Le (или Lo) |
Повышенный 6 | Fi | La |
Пониженный 7 | Se | (La) |
7 | Sol | Te (или Ta) |
Raised 7 | Si | Ti |
В Fixed do каждый слог соответствует названию заметки. Это аналогично романской системе именования высот после слогов сольфеджио и используется, в частности, в романских и славянских странах, включая испаноязычные страны.
В основных романских и славянских языках слоги До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ла и Си используются для обозначения нот одинаково что буквы C, D, E, F, G, A и B используются для обозначения заметок на английском языке. Для носителей этих языков сольфеджио - это просто напевание названий нот без каких-либо модификаторов, таких как «диез» или «бемоль», чтобы сохранить ритм. Эта система называется fixed do и используется в Испания, Португалия, Франция, Италия, Бельгия, Румыния, страны Латинской Америки и франкоязычная Канада, а также такие страны, как Босния и Герцеговина, Хорватия, Россия, Сербия, Польша, Украина, Грузия, Болгария, Греция, Армения, Албания, Северная Македония, Монголия, Иран, Израиль, арабский мир, Турция и Тайвань, где говорят на неломанских языках. В Соединенных Штатах система фиксированных дозировок в основном преподается в Джульярдской школе в Нью-Йорке, Кертисовском институте музыки в Филадельфии и Кливлендском институте музыки. Музыка в Кливленде, штат Огайо.
Название ноты | Слог | Произношение | Шаг. класс | ||
---|---|---|---|---|---|
Английский | Романс | Англ. | Итальянский | ||
C♭ | Do ♭ | do | / doʊ / | / dɔ / | 11 |
C | Do | 0 | |||
C♯ | Do♯ | 1 | |||
D♭ | Re ♭ | re | / ɹeɪ / | / rɛ / | 1 |
D | Re | 2 | |||
D♯ | Re♯ | 3 | |||
E♭ | Mi ♭ | mi | / miː / | / mi / | 3 |
E | Mi | 4 | |||
E♯ | Mi♯ | 5 | |||
F♭ | Fa ♭ | fa | / fɑː / | / fa / | 4 |
F | Fa | 5 | |||
F♯ | Fa♯ | 6 | |||
G♭ | Sol ♭ | sol | / soʊl / | / sɔl / | 6 |
G | Sol | 7 | |||
G♯ | Sol♯ | 8 | |||
A♭ | La ♭ | la | / lɑː / | / la / | 8 |
A | La | 9 | |||
A♯ | La♯ | 10 | |||
B♭ | Si ♭ | si | / siː / | / si / | 10 |
B | Si | 11 | |||
B♯ | Si♯ | 0 |
В системе с фиксированным до, показанной выше, случайности не влияют на используемые слоги. Например, C, C♯ и C ♭ (а также C и C , не показанные выше) все поются со слогом «до».
Несколько хроматических фиксированных систем, которые также были разработаны для учета хроматических нот (и даже для вариантов с двойным диезом и дабл-бемоль):
Название ноты | Syllable | Pitch. class | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Английский | Romance | Традиционный. | 5 диез, 5 бемолей. | Hullah. | Ширер. | Силер. | Соторрио. | ||||
C | Do | до | – | duf | daw | du | (Pe) | 10 | |||
C♭ | До ♭ | – | du | de | do | (Tsi) | 11 | ||||
C | Do | do | do | do | da | Do | 0 | ||||
C♯ | До♯ | di | da | di | de | Ga | 1 | ||||
C | Do | – | das | dai | di | (Ray) | 2 | ||||
D | Re | re | – | raf | raw | ru | (Do) | 0 | |||
D♭ | Re ♭ | ra | ra | ra | ro | Ga | 1 | ||||
D | Re | re | re | re | ra | Ray | 2 | ||||
D♯ | Re♯ | ri | ri | ri | re | Nu | 3 | ||||
D | Re | – | ris | rai | ri | (Mi) | 4 | ||||
E | Mi | ми | – | меф | maw | mu | (Ray) | 2 | |||
E♭ | Mi ♭ | me | me | me | mo | Nu | 3 | ||||
E | Mi | mi | mi | mi | ma | Mi | 4 | ||||
E♯ | Mi♯ | – | mis | май | me | (Fa) | 5 | ||||
E | Mi | – | миш | – | mi | (Jur) | 6 | ||||
F | Fa | fa | – | fof | faw | fu | (Nu) | 3 | |||
F♭ | Fa ♭ | – | fo | fe | fo | (Mi) | 4 | ||||
F | Fa | fa | fa | fa | fa | Fa | 5 | ||||
F♯ | Fa♯ | fi | fe | fi | fe | Jur | 6 | ||||
F | Fa | – | fes | fai | fi | (Sol) | 7 | ||||
G | Sol | sol | – | sulf | увидел | su | (Fa) | 5 | |||
G♭ | Sol ♭ | se | sul | se | so | Jur | 6 | ||||
G | Sol | sol | sol | so | sa | Sol | 7 | ||||
G♯ | Sol♯ | si | sal | si | se | Ki | 8 | ||||
G | Sol | – | sals | sai | si | (La) | 9 | ||||
A | La | la | – | lof | law | lu | (Sol) | 7 | |||
A♭ | La ♭ | le | lo | le | lo | Ki | 8 | ||||
A | La | la | la | la | la | La | 9 | ||||
A♯ | La♯ | li | le | li | le | Pe | 10 | ||||
A | La | – | les | lai | li | (Tsi) | 11 | ||||
B | Si | si | – | sef | taw | tu | (La) | 9 | |||
B♭ | Si ♭ | te | se | te | to | Pe | 10 | ||||
B | Si | ti | si | ti | ta | Tsi | 11 | ||||
B♯ | Si♯ | – | sis | тай | te | (Do) | 0 | ||||
B | Si | – | sish | – | ti | ( Ga) | 1 | ||||
прочерк («-») означает, что в источнике (-ах) не указан слог. |
Подвижное До соответствует нашему психологическому опыту обычных мелодий. Если песня поется на тон выше, она все равно воспринимается как одна и та же песня, и ноты имеют одинаковое отношение друг к другу, но в фиксированном Do все названия нот будут разными. Подвижное До подчеркивает музыкальность мелодии, поскольку психологическое восприятие нот всегда зависит от тональности для подавляющего большинства людей, не обладающих абсолютным слухом.
Соторрио утверждает, что фиксированное звучание предпочтительнее для серьезных музыкантов, поскольку музыка, включающая сложные модуляции и неопределенную тональность, часто слишком неоднозначна в отношении тональности любой подвижной системы. То есть, без предварительного анализа музыки, любую подвижную систему неизбежно нужно будет использовать как фиксированную систему, что приведет к путанице. С фиксированным до музыкант учится рассматривать любой слог как тонизирующий, что не заставляет их анализировать, какая нота является тоникой, когда возникает двусмысленность. Вместо этого, с фиксированным исполнением, музыкант уже будет практиковаться в мышлении в множественных / неопределенных тональностях, используя соответствующие слоги.
По сравнению с системой подвижного до, которая опирается на краткосрочные относительные навыки, включая сравнение с высотой звука, определяемой как тоника конкретного исполняемого произведения, фиксированное до развивает длительное термин «навыки относительной высоты звука», включающий сравнение с высотой звука, определенной независимо от ее роли в пьесе, практика, более близкая к определению каждой ноты в абсолютном выражении, как в абсолютной высоте звука. Вопрос о том, какую систему использовать, является спорным среди преподавателей музыки в школах Соединенных Штатов. В то время как подвижное до легче преподавать и учиться, некоторые считают, что фиксированный до приводит к более сильному чтению с листа и лучшей тренировке слуха, потому что ученики изучают взаимосвязь между конкретными тонами, как они определены независимо, а не только функцию интервалов внутри мелодических линий, аккордов и последовательностей аккордов.
Если исполнитель был обучен с использованием фиксированного до, особенно в тех редких случаях, когда у исполнителя абсолютный слух или хорошо развитый длинный слух. термин относительный тон, исполнитель может испытывать трудности при воспроизведении музыки, оцененной для транспонированных инструментов : поскольку исполняемая нота «концертная высота » отличается от ноты, записанной в нотах, исполнитель может испытывать когнитивный диссонанс, когда приходится читать одну ноту и играть другую. Особенно на ранних стадиях разучивания пьесы, когда исполнитель еще не ознакомился с мелодической линией пьесы, выраженной в относительных единицах, может потребоваться мысленно повторно транспонировать ноты, чтобы восстановить ноты. концертная площадка.
Те, кто обучен фиксированным действиям, будут утверждать, что их действия аналогичны чтению вслух на языке. Подобно тому, как это самое предложение читается, не разбирая его грамматически, слишком фиксированным является прямое звучание музыки. Если система подвижного до требует постоянного анализа тональности и модуляций в партитуре в реальном времени, то при фиксированной тональности музыкант использует знания об изменении тональности, чтобы понять, например, что класс высоты звука c-natural является супертоникой в B- Бемоль мажор или минор, и доминанта, когда музыка модулируется до фа мажор, но нота до остается той же высоты.
Инструменталисты, которые начинают петь с листа впервые в колледже, будучи студентами музыкальных специальностей, находят подвижное занятие в системе, более соответствующей тому способу, которым они научились читать ноты.
Для хоров, пение с листа до с использованием хроматических подвижных слогов до (см. Ниже) более подходит, чем пение с листа подвижного до для чтения атональной музыки, политонального музыка, пандиатоническая музыка, музыка, которая часто модулирует или меняет тональность, или музыка, в которой композитор просто не потрудился написать ключевую подпись. Это не редкость для современных или современных хоровых произведений.
В странах с фиксированной дозой эти семь слогов (где Si заменяет Ti), а не буквы C, D, E, F, G, A и B. - используются для обозначения нот гаммы до мажор. Здесь, например, можно сказать, что Девятая симфония Бетховена (в ре минор ) находится в «Ре минор», а ее третья часть (в си-бемоль майор ) находится в "Си-бемоль мажор".
В германских странах, с другой стороны, для этой цели используются буквы (так что Девятая симфония Бетховена, как говорят, находится в «ре-минор») и сольфеджио встречаются только в их употреблении в пении с листа и тренировке слуха.
Исааком Ньютоном, связывали семь слогов сольфеджио с семью цветами радуги и предположил, что каждый цвет вибрирует соответственно (концепция, возможно, связанная с современным взглядом на хроместезию ). Таким образом, красный цвет имеет наименьшую вибрацию, а фиолетовый - наибольшую.
Шаг | Solfège | Color |
---|---|---|
C | do (или doh в тонической соль-фа) | Красный |
D | re | Оранжевый |
E | mi | Желтый |
F | fa | Зеленый |
G | соль (или около того в тоническом соль-фа) | Синий |
A | la | Индиго |
Сине-фиолетовый | ||
B | ti / si | Пурпурный |
Красно-фиолетовый |
На Викискладе есть материалы, связанные с Сольфеджио. |
Найдите solfège в Викисловаре, бесплатном словаре. |