Wesendonck Lieder | |
---|---|
Lieder от Рихард Вагнер | |
Портрет Матильды Везендонк (1850) от Карл Фердинанд Зон | |
Каталог | WWV 91 |
Текст | Стихи Матильды Везендонк |
Язык | Немецкий |
Составлено | 1857 (1857)) –1858 |
Оценка | голос и фортепиано |
Wesendonck Lieder, WWV 91, это общее название набора из пяти песен для женского голоса и фортепиано, написанных Рихард Вагнер, Fünf Gedichte für eine Frauenstimme (Пять стихотворений для женского голоса). Он написал пять стихотворений Матильды Везендонк, когда работал над своей оперой Тристан и Изольда. Эти песни вместе с Идиллией Зигфрида являются двумя неоперными произведениями Вагнера, которые чаще всего исполняются.
Песни являются настройками стихи Матильды Везендонк, жены одного из покровителей Рихарда Вагнера. Вагнер познакомился с Отто Везендонком в Цюрихе, куда он сбежал из Саксонии после Майского восстания в Дрездене в 1849 году. Некоторое время Вагнер и его жена Минна жила вместе в «Асыл» (по-немецки «убежище» в смысле «убежище»), небольшом коттедже в поместье Везендонков. Иногда утверждают, что у Вагнера и Матильды был роман; В любом случае ситуация и взаимное увлечение определенно способствовали напряженности в концепции Тристан и Изольда.
Вагнер продал декорации издателю Шотту в 1860 году за 1000 франков. Первая опубликованная версия (1862 г.) называлась Fünf Gedichte für eine Frauenstimme (Пять стихотворений для женского голоса), а первое исполнение было дано в резиденции издателя в Майнце сопрано Эмили Генаст в сопровождении Ганс фон Бюлов. При первой публикации имя автора текстов не было указано; это не было публично раскрыто до смерти Матильды (1902 г.). Настоящий порядок песен впервые появляется в опубликованной версии, и это вызывает сомнения относительно того, является ли эта последовательность подлинным циклом песен или же ее следует рассматривать просто как собрание отдельных пьес.
Сам Вагнер называл две песни" этюдами "для Тристана и Изольды, используя для впервые определенные музыкальные идеи, которые впоследствии получили развитие в опере. В "Träume" можно услышать корни любовного дуэта во втором акте, в то время как "Im Treibhaus" (последний из пяти сочиненных) использует музыку, позже широко развитую для прелюдии к третьему акту.
Вагнер изначально писал песни только для женского голоса и фортепиано, но выпустил оркестрованную версию "Träume" для исполнения камерным оркестром (со скрипкой исполняет голосовую партию) под окном Матильды по случаю ее дня рождения, 23 декабря 1857 года.
Некоторые певцы исполнили некоторые из песен: Лауриц Мельхиор записал "Schmerzen" и "Träume" "для HMV в 1923 году," Der Engel "был записан тенорами Франко Корелли (на французском языке), Пласидо Доминго, Йонасом Кауфманном, Андреа Бочелли и бас Паата Бурчуладзе. Некоторые пытались исполнить весь цикл перформанса, в том числе Рене Колло. Тенор Стюарт Скелтон записал весь цикл в 2018 году, как и Christoph Prégardien в 2019 году.
Оркестровка всех пяти песен была завершена для большого оркестра Феликс Моттль, вагнеровский дирижер. В 1972 году итальянский композитор Вьери Тосатти полностью переорганизовал песни. В 1976 году немецкий композитор Ганс Вернер Хенце создал камерную версию песен. У каждого из игроков есть отдельная часть с очень необычным оформлением ветра. Французский композитор Кристоф Лутен написал транскрипцию для голоса и струнного квартета (Театр Елисейских полей, Париж, март 2015 г.). В 2013 году (к 200-летию со дня рождения Вагнера) французский композитор выпустил новую версию для голоса, фортепиано, кларнета и виолончели, включающую инструментальные интермедии с восточными резонансными перкуссиями. В том же году китайско-британский композитор Джеффри Чинг представил свою Везендонковскую сонату для голоса, альта (или виолончели) и фортепиано. Чинг транспонировал оригинальные песни Вагнера так, чтобы сформировать замкнутую палиндромную тональную последовательность в манере пятичастной сонаты, а также добавил сложную партию облигато для альта (или виолончели), который комментирует стихи и добавляет гармонические и контрапункциональные детали к аккомпанементу Вагнера.
Клитус Готвальд аранжировал «Im Treibhaus» и «Träume» для 16-голосного хора a cappella в 2004 году как Zwei Studien цу "Тристан и Изольда".
Примечания
Источники