Франко Корелли (8 апреля 1921 - 29 октября 2003) был итальянцем тенором, который сделал крупную международную оперную карьеру в период с 1951 по 1976 год. Связанный, в частности, с спинто и драматическими тенорными ролями итальянского репертуара, он был всемирно известен своим мощным голосом, возбуждающими верхними нотами, чистым тембром, страстным пением и замечательной игрой. Его прозвали «принцем теноров», и зрители были очарованы его красивыми чертами лица и харизматическим сценическим мастерством. У него было долгое и плодотворное сотрудничество с Метрополитен-опера в Нью-Йорке в период с 1961 по 1975 год. Он также выступал на сценах большинства крупных оперных театров Европы и с оперой. компании по всей Северной Америке.
Корелли родился Дарио Франко Корелли в Анконе в семье, которая, как многие думали, практически не имела музыкального образования. Хотя его родители не были особенно музыкальны, его дед по отцовской линии Аугусто фактически бросил работу в 35 лет, чтобы сделать успешную карьеру оперного тенора. Его старший брат Альдо впоследствии бросил школу, чтобы стать оперным баритоном, а два его дяди пели в хоре Teatro delle Muse в Анконе. Его отец был кораблестроителем итальянского флота, и его семья жила вдоль Адриатического моря. Корелли любил море и сначала решил пойти по стопам своего отца, получив степень военно-морского инженера в Университете Болоньи. Во время учебы он принял участие в музыкальном конкурсе по призыву друга, который был певцом-любителем. Хотя он не выиграл конкурс, судьи побудили его продолжить карьеру певца, и Корелли поступил в Музыкальную консерваторию Пезаро, чтобы изучать оперу.
В консерватории Корелли учился под, но был недоволен результатами, заявив, что эти уроки в основном разрушили его верхний регистр. После этого Корелли решил стать самим себе учителем и называл учителей голоса «опасными людьми» и «чумой для певцов». Корелли заявил, что он изучил часть своей техники от друга, который был учеником Артуро Мелокки, учителем голоса, который обучал Марио Дель Монако и который пропагандировал технику, основанную на пении с гортань опущена. Корелли учился у самого Мелокки лишь «иногда». Корелли модифицировал эту технику, чтобы избежать ограничений, которые Корелли усматривал в способности учеников Мелокки управлять пением мецца-голос (умеренная громкость) и легато (плавное). Он внимательно изучал карьеру дель Монако, который до Корелли занял первое место среди итальянских теноров, использующих технику опускания гортани, и которого иногда критиковали за недостаток тонкости в пении. Корелли заявил: «Я в конечном итоге изменил метод так, что моя гортань« плавает »- я не держу ее опущенной до максимума все время». Корелли также учился, имитируя стиль и вокальные эффекты записей великих теноров, таких как Энрико Карузо, Джакомо Лаури-Вольпи, Аурелиано Пертиле и Бениамино Джильи. Opera News заявил, что техника опускания гортани Корелли «приводила к [] кавернозному звуку даже в проходах высокого полета, где он приобретал яркость. Регулируя давление дыхания, тенор мог чтобы уменьшить этот звук, сохранив при этом ядро голоса в diminuendo или даже morendo на высоком си-бемоль, эффект, запрошенный Верди в конце 'Celeste Aida '. "
Летом 1951 года Корелли выиграл Maggio Musicale Fiorentino в Florence, получив награду дебют в Сполето следующей осенью. Изначально он должен был спеть Радамеса в Верди Аида и потратил три месяца на подготовку роли с дирижером. Однако Корелли в конце концов переключился на Дона Хосе в «Кармен Бизе», чувствуя, что в этот момент ему не хватало технической тонкости и легато для роли Радамеса. В мае 1952 года он дебютировал в Римской опере в роли Маурицио в Адриане Лекуврёр напротив Марии Канильи в роли Адрианы. В том же году он выступал в операх с небольшими оперными театрами по всей Италии и на итальянском радио. В 1953 году он присоединился к списку основных теноров Римской оперы, где он проводил большую часть своего времени, выступая до 1958 года. Его первой ролью в труппе в 1953 году была роль Ромео в редко слышной опере Зандонаи. Позже в том же сезоне он спел Поллионе в опере Беллини Норма вместе с Марией Каллас в главной роли. Это был первый раз, когда они спели друг против друга, и Каллас сразу же стала поклонницей Корелли. В течение следующих нескольких лет они часто выступали друг с другом в партнерстве, которое продлилось до конца карьеры Каллас.
Во время пения в Римской опере Корелли также неоднократно выступал с другими оперными театрами в Италии и на международном уровне. Он впервые появился в La Scala в Милане в 1954 году в роли Личинио в Spontini La vestale напротив Джулии Каллас на открытии театра 1954–1955 гг. сезон. Он еще несколько раз возвращался в этот дом в течение следующих пяти лет, спев вместе с Каллас в постановках Fedora (1956), Il pirata (1958) и Poliuto (1960). Он также особенно исполнил роль Дика Джонсона в знаменитом спектакле La fanciulla del West в Ла Скала в 1956 году, напротив Джильолы Фраццони и Тито Гобби, который транслировался в прямом эфире по итальянскому радио. Вскоре последовали и другие важные дебюты Корелли, в том числе его первые выступления на Maggio Musicale Fiorentino во Флоренции и Arena di Verona Festival в 1955 году; Венская государственная опера, as Radamès, и Royal Opera House, Covent Garden, в Лондоне, as Cavaradossi, в 1957 г.; Национальный театр Сан-Карлос в Лиссабоне, Лирическая опера Чикаго и Опера Сан-Франциско в 1958 году; и Берлинская государственная опера в 1961 году. Среди множества триумфов этого десятилетия Корелли были два знаменитых выступления в Театро Сан-Карло в Неаполе, Появление в 1958 году в роли Дона Альваро в La forza del destino напротив другого его частого сотрудника, Ренаты Тебальди в роли Леоноры и исполнение Маурицио в 1959 году в Адриане Лекуврер напротив Магда Оливеро в главной роли.
В начале своей карьеры Корелли пел в ряде редких опер, в которых он победил, включая исполнение Спонтини Агнес фон Гогенштауфен в итальянском варианте, Агнесе ди Гогенштауфен, Гендель Джулио Чезаре и Геркулес, Война и мир Прокофьева, и мировая премьера русского кино. К 1960 году в его активном репертуаре было около 30 ролей, включая главную роль в Джордано Андреа Шенье, Туридду в Масканьи Cavalleria rusticana, Родольфо в Богема Пуччини и главные роли в Дон Карло Верди и Эрнани.
Верди. В 1957 году Корелли встретил сопрано Лоретту ди Лелио, когда она вернулась за кулисы после первого выступления. выступления в Римской опере, чтобы получить автограф. Они начали встречаться друг с другом романтически и поженились в 1958 году. После их свадьбы Лоретта отказалась от молодой оперной карьеры и стала бизнес-менеджером своего мужа, секретарем, агентом по связям с общественностью, поваром и переводчиком английского языка. Их брак продлился до смерти Корелли сорок пять лет спустя.
Корелли дебютировал в Нью-Йорке Метрополитен-опера 27 января 1961 года в партии Манрико в Трубадур, напротив сопрано Леонтин Прайс в роли Леоноры, которая в тот вечер также дебютировала в театре Метрополитен. Он с большим успехом пел в Метрополитене до 1974 года в таких ролях, как Калаф (с Биргит Нильссон в роли Турандот ), Каварадосси, Маурицио, Эрнани, Родольфо и Эдгардо. Он также исполнил французские партии в новых постановках Ромео и Джульетта и Вертер. Он пел на нескольких исторических вечерах в Метрополитене, в том числе на заключительном гала-вечере в старом Метрополитене, на концерте в честь ухода сэра Рудольфа Бинга на пенсию и легендарном возвращении Каллас Тоска. Его последнее выступление в Метрополитене состоялось 28 декабря 1974 года в партии Калафа с Ингрид Бьонер, также спевшей свое последнее выступление в Метрополитене в партии Турандот. Тем не менее, Корелли много гастролировал с Метрополитен-опера в 1975 году, выступая с выступлениями в городах США и Японии.
Во время пения в Метрополитен Корелли продолжал присутствовать на международной сцене. В 1961 году он дебютировал с Deutsche Oper Berlin. Он вернулся в Ла Скала в 1962 году, чтобы возродить Мейербер Les Huguenots, напротив Джоан Сазерленд, и в том же году появился в образе Манрико в хваленом постановка Il trovatore на Зальцбургском фестивале под руководством Герберта фон Караяна и напротив Леонтин Прайс, Джульетта Симионато и Этторе Бастианини. Также в 1962 году он впервые выступил в Филадельфийской лирической оперной труппе в роли Марио Каварадосси. Он возвращался в Филадельфию почти каждый год в течение 1971 года, играя около дюжины различных ролей. Он дебютировал в Парижской Опере в 1964 году вместе с Каллас в «Тоске» и «Норме». Он также заслужил высокую оценку, сотрудничая с итало-американским дирижером Альфредо Антонини на нескольких гала-концертах в Нью-Йорке в середине 1960-х.
В начале 1970-х в голосе Корелли начали проявляться некоторые оттенки. признаки износа после многих лет интенсивного использования в сложном репертуаре. В результате тенору становилось все труднее переживать нервы, связанные с выступлениями. Последний раз он появился в опере в роли Родольфо в 1976 году в Торре-дель-Лаго в возрасте 55 лет. Позднее Корелли сказал о своем решении: «Я чувствовал, что мой голос был немного утомленным, немного непрозрачным, менее блестящим. чем раньше. Жизнь певца мне дорого обошлась. Я был полон опасений и злился на всех. Я был комом нервов, я не ел и не спал ».
После ухода со сцены Корелли стал популярным учителем голоса в Нью-Йорке, что несколько иронично для человека, который сам презирал учителей голоса большую часть своей жизни. Его ненадолго уговорили выйти на пенсию для концертов в 1980 и 1981 годах. Он умер в Милане в 2003 году в возрасте 82 лет, перенесший инсульт в начале того же года. Он был похоронен в Милане в Cimitero Monumentale.
Обладая богатым и звонким спинто-тенором голосом и красивой внешностью кинозвезды, Корелли завоевал широкую публику с раннего о его карьере. Однако, в то время как публика была в восторге от тенора, музыкальные критики разделились: некоторые жаловались на то, что они воспринимали как потакание фразеологии и самовыражению. В 1960-х годах антикореллиские настроения были выражены Аланом Ричем из The New York Herald Tribune в статье 1966 года, в которой, хотя и признавалось яркое и белое пламя его пения, Корелли считался возврат. Рич сказал, что Корелли «не используется в опере, но использует ее для целей, для которых она не предназначена». Кроме того, многие критики не одобряли его выступления во французской опере из-за экзотической французской дикции и стиля тенора. Тем не менее, Корелли также имел своих поклонников среди нескольких весьма уважаемых и известных критиков, в том числе Гарольда С. Шенберга из The New York Times, который когда-то защищал свободу выражения, взятую Корелли, говоря, что его перформанс обладал «своей логикой».
Роль | Opera | Композитор | ||
---|---|---|---|---|
Remo | Ромул | Аллегра | ||
Гуальтьеро | Il pirata | Беллини | ||
Поллионе | Норма | Беллини | ||
Артуро Талбот | И Пуритани | Беллини | ||
Дон Хосе | Кармен | Бизе | ||
Маурицио ди Сассония | Адриана Лекуврёр | Силеа | ||
Эдгардо Рэйвенсвуд | Люсия ди Ламмермур | Доницетти | ||
Полиуто | Полиуто | Доницетти 317>Андреа Шенье | Андреа Шенье | Джордано |
Лорис Ипанов | Федора | Джордано | ||
Ахилле | Ифигения в Аулиде | Глюк | ||
Фауст | Фауст | Гуно | ||
Ромео | Ромео и Джульетта | Гуно | ||
Орфей. Турно | Энеа | Геррини | ||
Сесто Помпео | Джулио Чезаре в Эгитто | Гендель | ||
Илло | Геркулес | Гендель | ||
Канио | Пальаччи | Леонкавалло | ||
Туридду | Cavalleria rusticana | Масканьи | ||
Вертер | Вертер | Массне | ||
Рауль ди Нангис | Гугеноты | Мейербер | ||
Энцо Гримальдо | Джоконда | Понкьелли | ||
Пьер Бежуков | Война и мир | Прокофьев | ||
Родольфо | Богема | Пуччини | ||
Марио Каварадосси | Тоска | Пуччини | ||
Дик Джонсон | La fanciulla del West | Пуччини | ||
Калаф | Турандот | Пуччини | ||
Арнольд Мелкталь | Гийом Телль | Россини | ||
Лисинио | Ла Весталь | Спонтини | ||
Энрико ди Брауншвейг | Аньезе ди Гогенштауфен | Спонтини | ||
Эрнани | Эрнани | Верди | ||
Макдуфф | Макбет | Верди | ||
Арриго | Батталья ди Леньяно | Верди | ||
Манрико | Il trovatore | Верди | ||
Габриэле Адорно | Симон Бокканегра | Верди | ||
Густаво III | Бал в масках | Верди | ||
Дон Альваро | Форза дель судьбы | Вер ди | ||
Дон Карло | Дон Карло | Верди | ||
Радамес | Аида | Верди | ||
Отелло | Отелло | Верди | ||
Ромео Монтекки | Джульетта и Ромео | Зандонай |
Корелли сделал много записей сольных арий и полных опер. Они раскрывают великолепие голоса Корелли на пике популярности в конце 1950-х и 1960-х годах. Многие поклонники предпочитают записи его живых выступлений, считая пение Корелли перед публикой более захватывающим, чем его студийные выступления. Многие из них доступны.
Год | Опера | Актерский состав | Дирижер,. Оперный театр и оркестр | Лейбл |
---|---|---|---|---|
1956 | Верди - Аида | Мэри Кертис Верна, Франко Корелли,. Мириам Пираццини, Джангиакомо Гуэлфи,. Джулио Нери | Анджело Кеста. Хор и оркестр RAI Турин | Четра |
1960 | Беллини - Норма | Мария Каллас, Криста Людвиг,. Франко Корелли, Никола Заккария | Туллио Серафин. Coro e Orchestra Teatro alla Scala | EMI |
1960 | Леонкавалло - Пальаччи | Франко Корелли, Люсин Амара,. Тито Гобби, Марио Занаси | Ловро фон Матачич. Coro e Orchestra Teatro alla Scala | EMI |
1962 | Масканьи - Cavalleria rusticana | Виктория де лос Анхелес, Франко Корелли,. Марио Серени | Габриэле Сантини. Римская опера Хор и оркестр | EMI |
1963 | Бизе - Кармен | Леонтин Прайс, Франко Корелли,. Мирелла Френи, Роберт Меррил | Герберт фон Караян. Венский филармоник и Винерский государственный оперонкор | RCA |
1963 | Джордано - Андреа Шенье | Франко Корелли, Антониетта Стелла,. Марио Серени | Габриэле Сантини. Хор и оркестр Римской оперы | EMI |
1964 | Верди - Трубадур | Франко Корелли, Габриэлла Туччи,. Джульетта Симионато, Роберт Меррилл,. Ферруччо Маццоли | Томас Шипперс. Рим Оперный хор и оркестр | EMI |
1965 | Пуччини - Турандот | Биргит Нильссон, Франко Корелли,. Рената Скотто, Боналдо Джайотти | Франческо Молинари-Праделли. Хор и оркестр Римской оперы | EMI |
1967 | Верди - Аида | Биргит Нильссон, Франко Корелли,. Грейс Бамбри, Марио Серени, Боналдо Джайотти | Зубин Мета. Хор и оркестр Римской оперы | EMI |
1966 | Гуно - Фауст | Джоан Сазерленд, Франко Корелли,. Николай Гиауров | Ричард Бониндж. Хор Амброзианской оперы,. Лондонский симфонический оркестр | ДЕККА |
1966 | Пуччини - Тоска | Биргит Нильссон, Франко Корелли,. Дитрих Фишер-Дескау | Лорин Маазель. Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия | ДЕККА |
1968 | Гуно - Roméo et Juliette | Франко Корелли, Мирелла Френи,. Ксавье Дюпра | Ален Ломбард. Парижская опера Хор и оркестр | EMI |
1970 | Бизе - Кармен | Франко Корелли, Анна Моффо,. Хелен Донат, Пьеро Капуччилли | Лорин Маазель. | RCA |