Fedora | |
---|---|
Opera от Умберто Джордано | |
Афиша спектаклей 1899 года. в Театро Верди, Падуя | |
Либреттист | Артуро Колаутти |
Язык | Итальянский |
На основе | Федора. Викториана Сарду |
Премьера | 17 ноября 1898 (1898-11-17). Театр Лирико, Милан |
Fedora - это опера в трех действиях на Умберто Джордано на итальянское либретто Артуро Колаутти, основанное на пьесе 1882 года Федора по Викториен Сарду. Наряду с Андреа Шенье и Сибирь это одна из самых заметных работ Джордано.
Впервые он был исполнен в Театро Лирико в Милане 17 ноября 1898 года под управлением композитора с Джеммой Беллинчони в роли Федоры., и Энрико Карузо в роли ее любовника Лориса Ипанова.
В 1889 году Умберто Джордано увидел пьесу Сарду «Федора» в Театро Беллини в Наполи с Сарой Бернар (для которой пьеса написана) в главной роли. Он немедленно попросил Сарду разрешения создать оперу на основе пьесы, но Сарду сначала отказался, потому что в то время Джордано был относительно неизвестным композитором. После премьеры его 1894 года «Регина Диас» издатель Джордано, Эдоардо Сонзогно, снова спросил Сарду. Однако Сарду потребовал, что Созогно считал непомерным гонораром. Лишь с третьей попытки, и после успеха Джордано с Андреа Шенье в 1896 году, было достигнуто соглашение о продолжении оперы.
Его первое выступление состоялось в Милане в Teatro Lirico Internazionale. Джемма Беллинчони исполнила роль Федоры, а Энрико Карузо - Лориса Ипанова. Опера имела большой успех в день премьеры и вскоре была представлена на Венской государственной опере Малером, а затем в Париже, где, как сообщается, ею восхищались оба Массне и Сен-Санс.
Fedora получила свою премьеру в США 5 декабря 1906 года в Нью-Йоркской Метрополитен-опера, с Карузо в роли графа Лориса, Лина Кавальери в роли Федоры, и Артуро Винья дирижирует. Опера получила восемь спектаклей в течение сезонов 1906/1907 и 1907/1908 в Метрополитене и была возрождена в 1920-х годах, когда в период с 1923 по 1926 год было показано еще 25 спектаклей. К середине 20 века, однако, оперные вкусы изменились, и Опера стала исполняться более спорадически.
В 1990-х годах наблюдался возрождение интереса к Fedora с новыми постановками в Венской государственной опере, Ла Скала, Нью-Йорке Метрополитен-опера, Чикагская лирическая опера, Королевский оперный театр, Ковент-Гарден, Вашингтонская национальная опера и Театр Колон в Буэнос-Айресе. Известные певцы в постановках после 1990 года: Мирелла Френи, Рената Скотто, Агнес Бальца, Катя Риччарелли и Мария Гулегина. как Fedora; и Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Хосе Кура как Лорис. Среди последних выступлений Fedora - выступления в Венской государственной опере в 2003 году, в Ла Скала в 2004 году и в лондонской Holland Park Opera в 2006 году.
Роль | Голосовой тип | Премьера Cast, 17 ноября 1898 г.. (Дирижер: Умберто Джордано ) |
---|---|---|
Принцесса Федора Ромазова | сопрано | Джемма Беллинчони |
Граф Лорис Ипанов | тенор | Энрико Карузо |
Графиня Ольга Сукарева | сопрано | |
Де Сириекс, дипломат | баритон | Дельфино Менотти |
Дезире, слуга | тенор | |
Дмитрий, слуга | контральто | |
Греч, полицейский инспектор | басс | |
Лорек, хирург | баритон | |
Чирилло, кучер | баритон | |
барон Рувель | тенор | |
Боров, врач | баритон | |
Крестьянский мальчик | контральто | |
Болеслао Лазинский, пианист |
Санкт-Петербург, 1881 год. Зимняя ночь во дворце графа Владимира Андреева ch
Принцесса Федора, которая должна выйти замуж за графа на следующий день, прибывает и поет о своей любви к нему, не подозревая, что распутный граф предал ее с другой женщиной. Слышен звон бубенцов, и графа вносят смертельно раненым. Вызывают врачей и священника, допрашивают слуг. Предполагается, что граф Лорис Ипанов, подозреваемый нигилист сочувствующий, вероятно, был убийцей. Де Сириекс (дипломат) и Греч (инспектор полиции) планируют расследование. Федора клянется на украшенном драгоценностями византийском кресте, который носит, что за смерть графа Андреевича будет отомщена.
Пэрис
Федора последовала за Лорисом Ипановым туда, чтобы отомстить за смерть своего жениха. В доме Федоры есть приемная. Для тусовщиков играет пианист-виртуоз Болеслао Лазински. Приходит Ипанов и признается в любви к Fedora. Она сообщает ему, что возвращается в Россию на следующий день. Лорис в отчаянии, потому что он был изгнан из России и не может следовать за ней. Он признается Федоре, что это он убил графа Владимира. Федора просит его вернуться после окончания приема, чтобы рассказать ей всю историю. Находясь одна, Федора пишет письмо начальнику Имперской полиции в России, обвиняя Ипанова в убийстве графа Владимира. Лорис возвращается и признается, что убил графа Владимира, потому что обнаружил, что он и его жена были любовниками. В ночь убийства Ипанов обнаружил их вместе. Владимир выстрелил в Ипанова и ранил его. Ипанов открыл ответный огонь, убив Владимира. Федора понимает, что она влюбилась в Ипанова, и что он убил не в политических целях, а чтобы защитить свою честь. Они обнимаются, и она убеждает его провести с ней ночь.
Бернский Оберланд в Швейцарии
Лорис и Федора теперь любовники и живут на ее вилле. С ними ее подруга графиня Ольга Сукарева. Де Сириэкс приезжает, чтобы пригласить Ольгу на велосипедную прогулку. Он рассказывает Федоре, что в результате письма, которое она написала начальнику полиции, брат Лориса, Валериано, был арестован за участие в заговоре с целью убийства графа Андреевича и заключен в крепость на реке Неве. Однажды ночью река разлилась, и молодой человек утонул. Когда мать Лорис услышала эту новость, она потеряла сознание и умерла. Федора в отчаянии - она стала причиной двух смертей. Лорис получает письмо от друга из России, который сообщает ему о смерти его матери и брата и о том, что причиной смерти была женщина, живущая в Париже, которая написала письмо, осуждающее его, в полицию. Федора признается Лорису, что написала письмо, и просит его прощения. Когда он сначала отказывается и проклинает ее, Федора проглатывает яд, который она спрятала в византийском кресте, который всегда носила на шее. Лорис умоляет доктора спасти ее, но уже слишком поздно. Федора умирает на руках Лориса.
Год | Состав. (Федора Ромазов,. Лорис Ипанов,. Ольга Сукарева,. Де Сириэкс) | Дирижер,. Оперный театр и оркестр | Лейбл |
---|---|---|---|
1931 | Гильда Далла Рицца,. Антонио Меландри,. Мирелла Люба,. Эмилио Гирардини | Лоренцо Молайоли,. Teatro alla Scala Оркестр и хор | Аудиодиск:. Кат.: 100758 |
1961 | Рената Тебальди,. Джузеппе Ди Стефано,. Марио Серени,. София Миццетти | Артуро Базиле,. Хор и оркестр театра Сан-Карло, Неаполь | Аудиодиск:. Кот: OPD-1272 |
1969 | Магда Оливеро,. Марио дель Монако,. Люсия Каппеллино,. Тито Гобби | Ламберто Гарделли,. Опера Монте-Карло Оркестр и хор | Аудиодиск: Decca Records. Кат.: 433 033-2 |
1985 | Ива Мартон,. Хосе Каррерас,. Вероника Кинчес,. Янош Мартин | Джузеппе Патане,. Венгерский радио-оркестр и хор | Аудио CD: CBS Masterworks Records. Кат.: M2K 42181 |
1993 | Мирелла Френи,. Пласидо Доминго,. Аделина Скарабелли,. Алессандро Корбелли | Джанандреа Гаваззени,. Teatro alla Scala Оркестр и хор | DVD: TDK DVD. Кат.: 824121001971 |
1996 | Мирелла Френи,. Пласидо Доминго,. Айнхоа Артета,. Дуэйн Крофт,. Жан-Ив Тибоде | Роберто Аббадо,. Метрополитен-опера Оркестр и хор | DVD: Deutsche Grammophon. Cat : 00440 073 2329 |
2018 | Даниэла Десси,. Фабио Армилиато,. Дарья Ковакенко,. Альфонсо Антониоцци | Валерио Галли,. Театро Карло Феличе Оркестр и Хор | BD: Динамический. Кат.: 7772 |
«Amor ti vieta» («Любовь запрещает тебе») - самая известная ария из оперы, которую часто исполняют теноры в сольных концертах, особенно на бис. Эту короткую арию (примерно 1:51 минуты) поет граф Лорис, когда он признается в любви Федоре во втором акте. Сразу полюбившийся публике, он был закодирован Энрико Карузо на премьере оперы. Можно услышать, как Карузо поет арию в сопровождении самого Джордано на фортепиано в первом томе книги Энрико Карузо - Полное собрание оперных записей (Naxos 8.110703). Эта запись была сделана в 1902 году.