Франческо Чилеа (также Силеа; Пальми, 23 июля 1866 г. - Варацце, 20 ноября 1950 г.) был итальянским композитором. Сегодня он особенно известен своими операми L'arlesiana и Адриана Лекуврёр.
Родившийся в Пальми около Реджо-ди-Калабрия, Килеа рано проявил склонность к музыке, когда в возрасте четырех лет услышал спектакль Винченцо Беллини Норма, и он сильно повлиял на него. Его отправили изучать музыку в Консерваторию Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе, где он быстро продемонстрировал свое усердие и не по годам развитый талант, получив золотую медаль от Ministero della Pubblica Istruzione ( Отдел образования).
В 1889 году для последнего экзамена по окончании учебы он представил свою оперу «Джина» с либретто Энрико Голискиани, адаптированной из старинной французской пьесы «Катерина». «Круа д'ор» барона Анн-Оноре-Жозеф Дюверье де Мелесвиль (1787–1865). Эта идиллическая мелодрамма была исполнена в театре колледжа и привлекла внимание издателей Sonzogno, которые устроили второй спектакль во Флоренции в 1892 году.
<58 Затем Сонзогно также заказал для Cilea La Tilda оперу verismo в трех коротких актах, аналогичную Масканьи Cavalleria rusticana. С либретто «Тильда» впервые успешно сыграла в апреле 1892 года в Teatro Pagliano во Флоренции, а после выступлений в ряде итальянских театров она прибыла в театр 24 сентября 1892 года вместе с другими произведениями. от фирмы Sonzogno. Композитор никогда не проявлял особой симпатии к этому произведению, предмет которого он неохотно согласился переложить на музыку, чтобы угодить Сонцогно и не упустить редкую профессиональную возможность. Утрата оркестровой партитуры помешала современному возрождению этого произведения, чьи свежие и запоминающиеся мелодии, тем не менее, можно обнаружить в транскрипции для голоса и фортепиано.В 1897 году (27 ноября) в Театре Лирико в Милане состоялась премьера третьей оперы Силеи «Арлезиана» по пьесе Альфонса Доде с либретто Леопольдо Маренко. Среди актеров был молодой Энрико Карузо, с большим успехом исполнивший Lamento di Federico: È la solita storia del pastore, роман, который должен был сохранить память об опере. даже по сей день. На самом деле L'Arlesiana была неудачей, которую Килеа, будучи убежденным в ценности работы, неоднократно пытался исправить, внося радикальные и подробные изменения на протяжении всей оставшейся жизни. В партитуре, которую мы слышим сегодня, трудно найти хотя бы одну полосу, которая бы полностью не отличалась от оригинала. Однако переработанная опера все еще не имела успеха, за исключением короткого периода в 1930-х годах, когда она получила политическую поддержку, которую композитор заручился личным контактом с Муссолини.
снова в Театро Лирико в Милане в 1902 году (6 Ноябрь) и снова с Энрико Карузо, композитор получил восторженный прием для Адрианы Лекуврёр, 4-хактной оперы с либретто Артуро Колаутти, действие которой происходит в 18 веке Париж и основано на пьеса Эжена Скриба. «Адриана Лекуврёр» - опера Килеи, которая сегодня наиболее известна международной публике, и она раскрывает спонтанность мелодического стиля, заимствованного из неаполитанской школы, в сочетании с гармоническими и тональными оттенками под влиянием французских композиторов, таких как Массне.
Килеа. мавзолей в ПальмиСуществует ряд сохранившихся примеров, подтверждающих скромные исполнительские способности Цилеи. За фортепиано Чилеа аккомпанировала (не слишком элегантно) Карузо в записи части дуэта Non piu nobile и в то же время сделала еще одну запись с баритоном Де Лукой (ноябрь 1902 г.). В 1904 году для Граммофона (и Пишущей машинки) он аккомпанировал тенору Фернандо Де Люсия в L'anima ho stanca от Адрианы Лекуврёр и в песне Lontananza, усилие, которое критик Майкл Хенсток (в его биографии Де Люсии) объявляет вряд ли прекрасными играми Де Люсии. Даже с учетом грубой техники записи того времени игра на фортепьяно Cilea (мягко говоря) кажется квадратной и безжизненной. (см. Хенсток).
Последней оперой Чилеи, премьера которой состоялась в Ла Скала в Милане 15 апреля 1907 года под управлением Артуро Тосканини, была трехактная трагедия Глория, опять же с либретто Колаутти по пьесе Викториана Сарду. Опера была снята только после двух спектаклей; и провала этого произведения, даже несмотря на то, что композитор предпринял попытку более позднего пересмотра, было достаточно, чтобы заставить его навсегда покинуть оперную сцену. Однако есть указания на некоторые более поздние нереализованные оперные проекты, которые сохранились как части или наброски либретти, такие как Il ritorno dell'amore Ренато Симони, Malena by и La rosa di Pompei, также Moschino ( датировано «Неаполь, 20 мая 1924 г.»). Некоторые источники также ссылаются на оперу 1909 года, законченную, но так и не исполнявшуюся, под названием Il matrimonio selvaggio, но ни одна копия этого не сохранилась, и сам Чилеа не упоминал об этом в своих мемуарах («Ricordi»).
Тем не менее, он продолжал сочинять камерную музыку и немного оркестровой музыки. В 1913 году он написал симфоническую поэму в честь Джузеппе Верди на стихи Сема Бенелли, которая впервые была исполнена в Театре Карло Феличе в Генуе.. После этого он посвятил себя в основном образованию и стал директором Консерватории Винченцо Беллини в Палермо, а затем в своей alma mater Консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе, где он закончил его педагогическая карьера в 1936 году.
В последние годы у Килеи ухудшилось зрение, но его ум был достаточно активным, чтобы поощрять и работать с певцами того времени. Среди его последних музыкальных достижений было его чемпионство по сопрано Магда Оливеро (1910–2014), исполнение которой в главной роли Адрианы Лекуврёр ему особенно нравилось. Чилеа умер 20 ноября 1950 года в Варацце, городе недалеко от Савоны в Лигурии, где ему было предоставлено почетное гражданство и где он провел последние годы своей жизни. Conservatorio di Musica и Театро Коммунале Реджо-ди-Калабрия были переименованы в его память, а его родной город Пальми построил мавзолей в его память, украшенный сценами из мифа о Орфей.
Оперы
Другие произведения
Голос и фортепиано