Дело Макропулоса (опера)

редактировать
Дело Макропулоса
Опера от Леоша Яначека
Леош Яначек рельеф.jpg Рельеф композитора Юлиус Пеликан
Родной титулВец Макропулос
Другое названиеДело Макропулоса
ЛибреттистЯначек
ЯзыкЧешский
По мотивамВец Макропулос., автор Карел Чапек
Премьера18 декабря 1926 г. (1926-12-18). Национальный театр, Брно

Дело Макропулоса (или Дело Макропулоса, Тайна Макропулоса или буквально, Дело Макропулоса; Чех Вец Макропулос ) опера в 3-х действиях с музыкой и либретто Леоша Яначека. Яначек создал свою оперу по пьесе Вец Макропулос по Карелу Чапеку. Написанная между 1923 и 1925 годами, «Дело Макропулоса» была его предпоследней оперой и, как и большая часть его более поздних работ, была вдохновлена ​​его увлечением Камилой Стёсловой, замужней женщиной, намного младше его.

Мировая премьера оперы состоялась 18 декабря 1926 года в Национальном театре в Брно, дирижировал Франтишек Нойман.

Содержание
  • 1 История сочинения
  • 2 История производительности
  • 3 роли
  • 4 Краткое содержание
    • 4.1 Акт 1
    • 4.2 Акт 2
    • 4.3 Акт 3
  • 5 Записи
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
История сочинения

Яначек увидел спектакль в начале показа в Праге 10 декабря 1922 года и сразу увидел в нем потенциал оперы. Он вступил в переписку с Чапеком, который соглашался с этой идеей, хотя юридические проблемы с обеспечением прав на пьесу задерживали работу. Когда 10 сентября 1923 года эти проблемы были разрешены, Яначек начал работу над оперой. К декабрю 1924 года он завершил первый набросок работы. Он потратил еще год на доработку партитуры, прежде чем закончить ее 3 декабря 1925.

В музыкальном плане большая часть пьесы не имеет особого тематического развития, вместо этого представляя слушателю массу различных мотивов и идей. Произведения Яначека указывают на то, что это была умышленная уловка, чтобы дать музыкальное воплощение разрушительной, тревожной главной героине Эмилии Марти / Элине Макропулос. Только в конце финального акта, когда раскрывается уязвимость Макропулоса, музыка задействует и развивает богатую лирическую жилу, которая движет ею во всем.

История выступлений

Яначек вносил коррективы в партитуру практически до премьеры в Брно. Через два года после премьеры опера была поставлена ​​в Праге, а также в Германии в 1929 году, но по-настоящему популярной она не стала до тех пор, пока в 1964 году труппа Sadler's Wells не была поставлена ​​в Лондоне под дирижером Чарльз Маккеррас с Мари Коллиер в роли Эмилии Марти. Несмотря на то, что она исполняется с некоторой регулярностью, она не вошла в основной оперный репертуар так же, как Jenůfa, Káťa Kabanová или The Cunning Little Vixen.

In В 1966 году Опера Сан-Франциско дала первые спектакли в США (в английском переводе), также с Мари Коллиер в главной роли. Первое выступление в Нью-Йорке состоялось в декабре 1967 года в исполнении «Маленького оркестра общества» с Надеждой Книпловой в роли Эмилии Марти. Премьера первой Метрополитен-опера в английском переводе состоялась премьера 5 января 1996 года, но закончилась преждевременно всего через несколько минут после начала действия 1, когда тенор Ричард Версаль, 63 года, поднимаясь по 20-футовой лестнице, входившей в набор, упал в 10 футах от лестницы от сердечного приступа сразу после того, как спел фразу Витека: «Жаль, что вы можете жить только так долго». О его смерти сообщили в тот же вечер. Запланированный второй спектакль на 8 января 1996 года был отменен из-за суровой зимней погоды, а первое полноценное исполнение постановки Метрополитен-опера состоялось только 11 января 1996 года. Первые выступления Метрополитен-опера с оперой на оригинальном чешском языке состоялись в апреле. 1998.

Томаш Шимерда поставил версию оперы 2001 года для чешского телевидения с Габриэлой Белячковой в роли Эмилии Марти, а также в актерском составе, в состав которого входили Роман Садник, Ян Гладик, Зденек Шмукарж, Моника Брихтова и Павел Камас с Национальным театром Брно Хор и оркестр и дирижером Оливером фон Донаньи. Опера была исполнена дважды в The Proms, в августе 1995 г. (постановка Glyndebourne, представленная на концерте в Royal Albert Hall ) и в августе 2016 г. (с Симфонический оркестр BBC, в полуэтапной концертной версии).

Карита Маттила исполнила главную роль в постановке в Сан-Франциско в ноябре 2010 года. позже транслировалась бесплатно в течение двух дней в июле 2020 года во время блокировки пандемии COVID-19. Маттила исполнил роль в Метрополитен-опера в апреле 2012 года, в Хельсинки в Финской национальной опере в августе – сентябре 2012 года и в полуэтапной версии в The Proms в Королевском Альберт-холле в августе 2016 года.

Роли
РольТип голоса Премьера актерского состава, 18 декабря 1926 г.. (Дирижер: Франтишек Нойман )
Эмилия Марти, ранее Элина Макропулос, знаменитая певицасопрано Александра Чванова
Альберт Грегортенор Эмиль Ольшовский
доктор Коленаты, юристбас-баритон Фердинанд Пур
Витек, клерк КоленатытенорВалентин Шиндлер
Кристина, его дочь, молодая певицасопраноЙожка Маттесова
барон Ярослав Прусбаритон Зденек Отава
Янек, его сынтенорАнтонин Пельц
граф Хаук-ШендорфтенорВацлав Шиндлер
Техник сценыбаритонЯрослав Чихак
Уборщицаальт Елена Ежичова
Hotel Maidalto
Мужской хор за кулисами
Сводка

Акт 1

Адвокатское бюро Коленаты, Прага, 1922

Витек, Клерк Коленаты отмечает, что дело о завещании Gregor v. Prus длится уже почти столетие. Коленаты представляет Грегоров среднего класса против богатой и аристократической семьи Прусов. Альберт Грегор приходит спросить о деле. Коленатый находится в Верховном суде, но не вернулся, потому что ожидает окончательного решения. Входит дочь Витека Кристина. Она молодая оперная певица и хвалит Эмилию Марти, знаменитую певицу, которую она видела на репетициях, и признает, что никогда не станет артисткой Эмилии Марти.

Коленатый возвращается в свою адвокатскую контору. Эмилия Марти входит, проявляя интерес к делу Грегора, которое Коленаты резюмирует для нее. Барон Жозеф Фердинанд Прус умер в 1827 году, не оставив ни завещания, ни законных детей. Его двоюродный брат претендовал на поместье, но так же поступил и предок Альберта, Фердинанд Грегор, который утверждал, что барон обещал ему поместье. Каждая из сторон представила разные доказательства в поддержку своей версии, но ни одна из сторон не смогла предложить фактического завещания. Здесь Эмилия прерывает. Говоря с необычно близким знаком об этих давних событиях, она заявляет, что Фердинанд Грегор был внебрачным сыном барона Джозефа (который был очень сосредоточенным и прилежным человеком, что противоречит описанию доктора Коленаты) и оперной певицы Эллиан МакГрегор. Коленаты говорит, что дело вроде бы на стороне семьи Прусов, потому что завещания нет. Эмилия спрашивает, что потребуется для победы Альберта Грегора, и Коленаты отвечает, что недостающее завещание является таким предметом. Эмилия говорит, что на самом деле существует завещание, и описывает старый шкаф в особняке Пруса, где хранились важные документы, где этот документ может быть найден.

Коленаты думает, что Эмилия придумывает истории, но Альберт настаивает на том, чтобы Коленаты немедленно расследовали это дело, и даже угрожает передать дело конкурирующему адвокату. Коленаты уезжает, и Альберт говорит Эмилии, что если он не получит имение, он останется без гроша и застрелится. Он уже увлечен Эмилией и заигрывает с ней. Но Эмилия, скучающая и равнодушная, холодно отказывает ему. Однако она просит его помочь найти документ, который будет найден по завещанию.

Коленатый возвращается с Ярославом Прусом. Они нашли завещание там, где сказала Эмилия, и Ярослав поздравляет Альберта с его победой - если он сможет доказать, что Фердинанд Грегор был внебрачным сыном барона. Эмилия говорит, что может это доказать.

Акт 2

Пустая сцена оперного театра

Рабочий сцены и уборщица обсуждают необыкновенную игру Эмилии. Входит Ярослав Прус в поисках Эмилии в сопровождении своего маленького сына Янека и Кристины. Кристина влюблена в Янека и состоит в отношениях с ним.

Эмилия входит, но отвергает их всех, включая Янека, попавшего под ее чары, и Альберта, который приносит ей дорогие цветы. Входит старый граф Хаук-Шендорф и думает, что он узнает в Эмилии Евгению Монтес, цыганку, с которой у него был роман в Андалусии полвека назад. Эмилия говорит ему, что Евгения не мертва, и на испанском называет его домашним именем и просит поцеловать.

Все, кроме Ярослава, уходят. Он требует объяснения ее странного интереса к его семье и показывает, что мать ребенка барона была записана как Элина Макропулос, которая может быть такой же, как Эллиан МакГрегор, чьи любовные письма он читал. Прус описывает ее как страстную женщину с гибкими моральными принципами, на что Эмилия обижается. Он продолжает говорить, что только потомок Фердинанда Макропулоса может претендовать на поместье. Эмилия предлагает купить найденный при завещании таинственный документ, но Ярослав отказывается и уходит. Альберт возвращается и снова умоляет о любви, но Эмилия просто засыпает, а Альберт уходит. Янек возвращается, и Эмилия просит его принести ей документ. Ярослав подслушивает это и приказывает Янеку уйти. Затем он соглашается предоставить документ сам, если Эмилия проведет с ним ночь.

Акт 3

номер Эмилы в отеле на следующее утро

Эмилия и Ярослав провели ночь вместе. Хотя Ярослав разочарован холодностью Эмилии, он все же дает ей конверт с документом. Поступают новости, что его сын Янек покончил жизнь самоубийством из-за своего увлечения Эмилией. Ярослав скорбит, а Эмилия равнодушна. Едва Ярослав успевает выразить свой гнев на ее реакцию, как входит граф Хаук-Шендорф. Хаук-Шендорф говорит, что оставил жену и хочет сбежать с Эмилией в Испанию. Входят Альберт, Коленаты и Кристина с доктором, который увозит графа Хаук-Шендорфа. Коленаты заметил, что почерк Эмилии совпадает с почерком Эллиан МакГрегор, и подозревает ее в подделке. Она выходит из комнаты одеваться и говорит, что после завтрака все разъяснит.

Остальная часть группы начинает обыскивать ее документы и вещи. Поисковики находят множество документов и памятных подарков, все с инициалами «E.M.» Ярослав говорит, что почерк Элины Макропулос в свидетельстве о рождении Фердинанда также совпадает с почерком Эмилии.

Эмилия возвращается, пьяная и с пистолетом, но Альберт обезоруживает ее. Эмилия решает сказать правду. Это Элина Макропулос, родившаяся в 1585 году, дочь Иеронима Макропулоса, алхимика при дворе императора Рудольфа II, который приказал ему приготовить зелье, которое продлит его жизнь. Когда зелье было готово, Император приказал своему алхимику сначала испытать его на своей дочери. Она впала в кому, и Иероним был отправлен в тюрьму. Через неделю Элина проснулась и сбежала с формулой, которая оказалась успешной. С тех пор она в течение трех столетий вела странствующую жизнь, став одной из лучших певиц всех времен. Чтобы скрыть свое долголетие, она приняла множество имен, включая «Евгению Монтес», «Екатерину Мышкина» и «Эллиан МакГрегор». Она доверила свой секрет барону Джозефу и дала ему формулу, которую он приложил к своему завещанию для своего сына. Однако после его смерти документ затерялся среди бумаг барона.

Зелье наконец закончилось. Элина хотела, чтобы формула продлила еще 300 лет жизни. Когда на ее лице появляются первые признаки старости, другие, поначалу не веря ее рассказу, начинают ей верить и жалеть ее. Элина осознала, что вечная молодость привела ее к истощенной апатии, и решила позволить смерти прийти к ней естественным образом, понимая, что чувство превосходства и цели возникает в результате естественного короткого промежутка времени. жизнь. Быстро старея на глазах изумленных зрителей, она предлагает Кристине формулу, благодаря которой она сама может стать великим художником. Однако Кристина сжигает пергамент в пламени свечи. Элина падает в обморок, когда произносит первые слова Отче наш на греческом.

Записи
ГодСостав:. Эмилия, Грегор, Коленаты, Витек, Кристина, Ярослав Прус, ЯнекДирижер, хор и оркестр, постановщик (для видео)Лейбл
1966Либуше Прилова, Иво Жидек, Карел Берман, Рудольф Вонасек, Хелена Таттермушова, Пршемысл Кочи, Виктор КоциБогумил Грегор, Пражский национальный театр Хор и оркестрLP и аудио компакт-диск: Supraphon
1978Элизабет Сёдерстрём, Петр Дворски, Далибор Едличка, Владимир Крейчик, Анна Чакова, Вацлав Зитек, Зденек ШвехлаСэр Чарльз Маккеррас, Винер Штатсопернчор (хормейстер: Гельмут Фрошауэр ), Wiener Philharmoniker LP и аудио-компакт-диск: Decca
1989Стефани Сундин, Грэм Кларк, Роберт Орт, Ричард Марджисон, Кэтлин Бретт, Корнелиус Оптоф, Бенуа БутеБерислав Клобучар, дирижер, Канадская оперная труппа, Лотфи Мансури (режиссер)Видео VHS: Pickwick Video
1995Аня Силья, Ким Бегли, Эндрю Шор, Энтони Роден, Мануэла Крискак, ​​Виктор Браун, Кристофер Вентрис Лондонский филармонический оркестр, сэр Эндрю Дэвис, Глайндборнский фестиваль, Николаус Ленхофф (режиссер)VHS и DVD: Warner Music Vision
2007Шерил Баркер, Роберт Брубейкер, Нил Дэвис, Джон Грэм-Холл, Елена Ксантудакис, Джон Вегнер, Томас УокерСэр Чарльз Маккеррас, Английская национальная опера Оркестр и хорCD: Chandos (поется на английском языке)
2012Анджела Денок, Раймонд Вери, [de ], Питер Хоар, Юргита Адамоните, Йохан Рейтер, Алес БриссейнЭса-Пекка Салонен, Венская филармония, Кристоф Марталер (режиссер)DVD: C-Major Entertainment
Ссылки
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 10:54:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте