Мандаикский | |
---|---|
Mandāyì, RATNA, ࡓࡀࡈࡍࡀ | |
Родной для | Ирак и Иран |
Область | Ирак - Багдад, Басра, Иран - Хузистан |
Носитель языка | 5 500 (2001–2006) |
Языковая семья | Афро-азиатский
|
Система письма | Мандаикский алфавит |
Коды языков | |
ISO 639-3 | Либо: mid - Мандийский myz - Классический Мандийский |
Список лингвистов | mid Неомандейский |
myz Классический мандаик | |
Glottolog | mand1468 nucl1706 clas1253 |
ELP | Неомандейский |
Мандайский - это тип диалекта юго-восточного арамейского языка, используемый мандеанским сообществом, традиционно проживающим в южных частях Ирака и Ирана, для своих религиозных книг. Классический мандайский до сих пор используется мандескими священниками в литургических обрядах. На современном потомке классического мандаика, известного как неомандайский или современный мандайский, говорит небольшая группа мандеев вокруг Ахваза и Хоррамшара в южно-иранской провинции Хузистан. Литургическое использование классического мандаика встречается в Иране (особенно в южных частях страны), в Багдаде, Ираке и в диаспоре (особенно в Соединенных Штатах, Швеции и Германии ). Это арамейский диалект, отличающийся обильным использованием гласных букв ( mater lectionis с алефом, он только в конечной позиции, 'ayin, waw, yud)) в письменной форме, так называемого plene орфографии ( манда ) и количества иранских языков. и влияние аккадского языка на его лексику, особенно в области религиозной и магической терминологии.
Классический мандайский принадлежит к группе юго-восточного арамейского языка и тесно связан с арамейским диалектом в основных частях Вавилонского Талмуда, но в меньшей степени с различными диалектами арамейского и сирийского языков, встречающимися в текстах заклинаний на неглазурованных керамических чашах, так называемых чашах для заклинаний. Встречается в основном в центральном и южном Ираке, а также в иранской провинции Хузистан. Это меньше связано с северо-восточным арамейским диалектом сирийского языка.
Этот юго-восточный арамейский диалект передается через религиозные, литургические и магические рукописи, а также уникальные астрономические и астрологические рукописи предзнаменования, большинство из которых сегодня хранятся в коллекции Дроуэра, Бодлианской библиотеке (Оксфорд) и в Национальной библиотеке (Париж). Британская библиотека (Лондон) и другие. Более специфическими письменными предметами, имеющими лингвистическое значение из-за их ранней передачи (V-VII вв. Н.э.), являются глиняные чаши для заклинаний и мандайские свинцовые свитки ( амулеты ), в том числе серебряные и золотые образцы, которые часто обнаруживались при археологических раскопках в регионах их исторические места проживания между Васи и Багра, а часто и в центральном Ираке, например ( Бисмая, Киш, Хуабир, Кута, Урук, Ниппур ), к северу и югу от слияния Евфрата и Тигра (Абу Шудхр, аль-Курнах ), и прилегающая провинция Хузистан ( Хамадан ).
Мандайский написан мандаикским алфавитом. Он состоит из 23 графем, последняя из которых является лигатурой. Его происхождение и развитие все еще обсуждаются. Графемы на чашах для заклинаний и металлических свитках амулетов несколько отличаются от знаков поздних рукописей.
Известные лексикографы мандайского языка включают Рудольфа Макуха и Мэтью Моргенштерна. Моргенштерн в настоящее время работает над новым словарем мандайского языка.
Неомандейский представляет собой последнюю стадию фонологического и морфологического развития мандайского, северо-западного семитского языка восточно-арамейской подсемейства. Развиваясь изолированно друг от друга, большинство неоарамейских диалектов взаимно непонятны, и поэтому их следует рассматривать как отдельные языки. Определить родство между неоарамейскими диалектами сложно из-за плохого знания самих диалектов и их истории.
Хотя прямых потомков еврейского вавилонского арамейского языка не сохранилось, большинство неоарамейских диалектов, на которых говорят сегодня, принадлежат к восточному подсемейству еврейского вавилонского арамейского и мандайского языков, в том числе неомандийскому, который можно с уверенностью описать как прямого потомка одного из арамейских диалектов, засвидетельствованных в поздней античности, вероятно, манда. Неомандейский сохраняет семитское «суффиксное» спряжение (или совершенное), которое потеряно в других диалектах. Фонология Нео-Мандайские расходится от других диалектов Восточной нео-арамейского.
Три диалекта неомандайского языка были родными для Шуштара, Шах Вали и Дезфула в северной провинции Хузестан, Иран, до 1880-х годов. В это время мандеи перебрались в Ахваз и Хоррамшехр, чтобы избежать преследований. В Хорремшехре было больше всего неомандийцев, пока ирано-иракская война не заставила многих людей покинуть Иран. Ахваз - единственная община в Иране со значительной долей говорящих на неомандайском языке по состоянию на 1993 год.
В следующей таблице сравниваются несколько слов на старомандийском языке с тремя неомандейскими диалектами. Иракский диалект, задокументированный Е.С. Дроуэром, в настоящее время вымер.
Имея в виду | Старый мандайский | Иракский диалект | Ахвазский диалект | Хорремшахрский диалект |
---|---|---|---|---|
дом | байта | bejθæ | b (ij) eθa / ɔ | bieθɔ |
in, ins | б- | таращиться; б- | гу | gɔw |
Работа | эбада | пачка | wɔd | əwɔdɔ |
планета | Сибиаха | ʃewjæ | ewjɔha | ʃewjɔhɔ |
прийти! (imp.pl) | Атун | doθi | d (ij) ɵθi | doθi |