Иран имеет большую сеть из частных, государственных и аффилированных с государством университетов, предлагающих степени в области высшего образования. Государственные университеты Ирана находятся под непосредственным контролем Министерства науки, исследований и технологий Ирана (для немедицинских университетов) и Министерства здравоохранения и медицинского образования (для медицинских вузов).). Согласно статье 3 Конституции Исламской Республики Иран, Иран гарантирует «бесплатное образование и физическую подготовку для всех на всех уровнях, а также содействие и расширение высшего образования».
Существование университетов доисламской эпохи, таких как Школа Нисибис, Саруйе, Рейшахр и Академия Гундишапура представляют собой примеры приоритета академических институтов науки, восходящих к древним временам.
Традиции и наследие этих центров высшего образования позже были перенесены в такие школы, как иранский Низамийя и Багдадский Дом мудрости в исламскую эпоху. Институты Низамии были одними из первых хорошо организованных высших учебных заведений в мусульманском мире. Качество образования было одним из самых высоких в исламском мире, и они были даже известны в Европе. Их поддерживали финансово, политически и духовно королевский истеблишмент и элита. Некоторые ученые предположили, что создание медресе Низамийя было фактически попыткой помешать растущему влиянию другой группы мусульман, исмаилитов, в регионе. Действительно, Низам аль-Мульк посвятил значительный раздел в своих знаменитых «Книгах политики» (Siyāsatnāma) опровержению исмаилитских доктрин.
Самой известной и прославленной из всех низамийских школ был аль-Низамийа из Багдада (установлено в 1065 г.), где Хваджа Низам аль-Мульк назначил выдающегося философа и теолога аль-Газали профессором. Персидский поэт Саади был учеником Багдадской Низамии. Другие школы низамийи были расположены в Нишапуре, Амоле, Балхе, Герате и Исфахане.
Именно Аббас Мирза первым отправил иранских студентов в Европу для получения западного образования.
История создания академических университетов западного типа в Иране (Персия) восходит к 1851 году. учреждение Дарольфонун, которое было основано в результате усилий королевского визиря Мирзы Таги Хан Амир Кабир, направленное на подготовку и обучение иранских специалистов во многих областях науки и технологий
В 1855 г. было впервые создано «Министерство науки», и Насереддин Шах <395 >К 1890-м годам Дарольфонун конкурировал с другими известными учреждениями современного образования. Военный колледж Тегерана (Madraseh-ye Nezam), основанный в 1885 году с бюджетом в 10–12 000 томанов, был его первым соперником; а в 1899 г. Колледж политических наук (Madraseh-ye olum-e siyasi) был организован в рамках Министерства иностранных дел.
Министерство высшего образования, которое наблюдает за работой всех институтов Высшее образование в Иране было создано в 1967 году. Однако еще в 1928 году первый университет Ирана, каким мы его знаем сегодня, был предложен иранским физиком Махмудом Хессаби. Тегеранский университет (или Тегеранский университет) был спроектирован французским архитектором Андре Годаром и построен в 1934 году. Сегодня Тегеранский университет является крупнейшим университетом Ирана, в котором обучается более 32 000 студентов.
В области медицины именно Джозеф Кокран первым основал профессиональную школу в Иране в 1878 году, и ему часто приписывают основание «первого современного медицинского колледжа в Иране», а также основание одной из первых современных больниц Ирана («Вестминстерская больница») в Урмии. К медицинскому факультету Кокрана, основанному в Университете Урмии, присоединились несколько других американцев, а именно доктора. Райт, Хомлз, ван Нурдон и Миллер. Все они были похоронены в Урмии как место их упокоения после многих лет службы в этом районе.
В Тегеране Сэмюэл М. Джордан, которого "Jordan Ave." в Тегеран, в честь которого назван, также несет прямую ответственность за расширение Американского колледжа в Тегеране. Школа получила постоянный устав от Попечительского совета Государственного университета Нью-Йорка в 1932 году.
К концу первого периода Пехлеви в 1941 году Тегеранский университет все еще оставался единственным современным университетом в стране. Таким образом, министерство науки начало создание других университетов в Исфахане, Тебризе, Ахвазе и Ширазе, уделяя особое внимание медицинским и ветеринарным наукам. был очень полезен в этом отношении.
В 1953 году было четыре университета с 14 500 студентами, тогда как в 1977 году было 16 университетов с 154 315 студентами.
Шах вскоре инициировал проекты по созданию иранского университеты по образцу американских школ. Таким образом, Университет Пехлеви (Университет Шираза сегодня), Технологический университет Шарифа и Технологический университет Исфахана, три ведущих академических университета Ирана, все были непосредственно созданы по образцу американских такие учреждения, как Университет штата Иллинойс в Чикаго, MIT и Университет Пенсильвании. В ответ шах щедро наградил американские университеты финансовыми подарками. Например, Университет Южной Калифорнии получил подарок от шаха в виде кафедры нефтяной инженерии, а Джорджу было передано пожертвование в размере миллиона долларов. Вашингтонский университет для создания программы иранских исследований.
Иранская революция положила конец массовым американо-иранским академическим отношениям. В 1980 году капитальный ремонт академической системы и системы высшего образования Ирана, инициированный аятоллой Хомейни, привел к тому, что в Иране называют «культурной революцией Ирана». Однако все университеты в стране были закрыты с 1980 по 1983 год. Кроме того, после открытия университетов были введены исламские учебные программы и исламская система образования.
В 1986 году министерство высшего образования передало контроль и надзор за образованием в области медицинских наук в Иране министерству здравоохранения, лечения и медицинского образования. Это было сделано для оптимизации использования медицинских ресурсов в стране, а также для более эффективного укрепления здоровья, лечения, обучения и исследований в этой области.
После ирано-иракской войны было основано несколько новых университетов и разработаны докторские программы в предыдущих университетах. Число студентов университетов сейчас более чем в шесть раз больше, чем в 1979 году (когда Шах был свергнут), так что критики спорят, полезен ли национальный вступительный экзамен больше или нет.
В 2008 году в университетах Ирана обучались более 3,5 миллионов студентов. Около 1,7 миллиона человек обучаются по различным программам в Исламском университете Азад, а остальные - в государственных университетах. Кроме того, в 2004 учебном году число зачисленных в университеты «Азад» составило 290 тысяч, а в государственных университетах - 250 тысяч. В Иране 54 государственных университета и 42 государственных медицинских школы. Это, прежде всего, лучший выбор для студентов, сдающих национальные вступительные экзамены, и у них самые крупные и престижные программы. Также действуют 289 крупных частных университетов. Кроме того, более 40 000 студентов обучаются по магистерским программам и 20 000 студентов обучаются по программам PhD. Во всех этих школах, за исключением частных университетов, таких как система Исламского университета Азад, обучение, проживание и питание в основном оплачиваются государством. Сами университеты в основном работают за счет государственного бюджета. Есть также институты, такие как Университет Пайам Нур, которые предлагают степени удаленно или онлайн.
Некоторые школы предлагают ученые степени совместно с европейскими университетами. Международный университет Чабахара, например, предлагает программы под руководством Лондонской школы экономики и политических наук Лондонского университета Голдсмитса и Royal Holloway. Другие школы, такие как Институт перспективных исследований в области фундаментальных наук в Зенджане, тесно сотрудничают с Международным центром теоретической физики в Триесте, Италия для мастерских, семинаров и летних школ. Правительство Ирана также предлагает конкурентоспособные, но полностью оплачиваемые стипендии для успешных соискателей для обучения на уровне доктора философии в нескольких зарубежных странах, в основном Великобритании.
К началу 2000 года Иран выделил около 0,4% своего ВВП до НИОКР, что ставит его «далеко позади промышленно развитых обществ» и среднемировое значение 1,4%. К 2009 году это отношение исследований к ВВП достигло 0,87%, а установленная цель - 2,5%.
США. News World Report опубликовал глобальный рейтинг университетов и высших учебных заведений в 2018 году. Лучшие мировые университеты Ирана были ранжированы следующим образом:
Рейтинг иранских университетов
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте QS World University Rankings, Технологический университет Шарифа занимает 432 место, Технологический университет Амиркабира, рейтинг 498, Иранский университет науки и технологий, рейтинг между 601 и 651, Тегеранский университет, рейтинг между 701 и 750, Университет Шахида Бехешти, рейтинг между 800 и 1000 и Университет Шираза, рейтинг между 800 и 1000, являются лучшими 6 иранских университетов среди университетов мирового уровня.
Веб-сайт рейтинга молодых университетов Times Higher Education составил список лучших университетов мира в возрасте до 50 лет в 2018 году. Три иранских университета включены в недавний рейтинг молодых университетов Times Higher Education. Технологический университет Бабола Ноширвани занимает 55-е место, Исфаханский технологический университет находится между 101 и 150, а Университет Гиляна занимает место между 201 и 250 и входят в число лучших молодых университетов мира.
Последний список ISC с наивысшим рейтингом университетов в области медицины за 2012 год:
Согласно рейтингу 2007 года пять лучших школ в области стоматологии в Иране:
Согласно рейтингу 2010 года, три лучшие школы в фармацевтической сфере в Иране:
Согласно рейтингу университетов USNews за 2019 год, ранжированные инженерные школы в области инженерии и их место среди мировых университетов:
Большие библиотеки существовали в Иране как до, так и после прихода ислама, а также на протяжении многих периодов истории Ирана, включая библиотеки в Гондешапуре, Школа Нисиби и Саруйе в доисламскую эпоху Ирана.
В средние века во многих школах Низамийи были собраны большие коллекции рукописей и трактатов. В Мараге Насир ад-Дин ат-Туси построил библиотеку, которая, как сообщается, содержала около 40 000 томов, которые хорошо финансировались, и королевскую библиотеку при дворе Саманидов в Авиценна получил особый доступ, является еще одним прекрасным примером.
Первым прототипом современной национальной библиотеки в Иране была библиотека колледжа Дар аль-Фунун основана в 1851 году. В 1899 году в Тегеране была открыта еще одна библиотека под названием «Национальная библиотека». Наконец, Национальная библиотека Ирана была открыта в 1937 году.
Основные национальные библиотеки Ирана сегодня:
Под властью ислама теократия в Иране после революции 1979 года статус науки и образования в стране резко ухудшился. В частности, после так называемой иранской культурной революции и исламизации университетов после периода закрытия качество науки и технологий, необходимых для развития, значительно упало, но с тех пор возродилось настолько, что Иран занял 40-е место. в производстве науки и первым в мире по научному росту в 2011 году.
Студентам некоторых религиозных меньшинств было запрещено поступать в высшие учебные заведения в Иран, особенно те, кто придерживается веры бахаи. После иранской революции 1979 года студенты-бахаи были исключены из университетов независимо от результатов их национальных университетских экзаменов на основании их религии. См. Институт высшего образования бахаи.
Кроме того, в августе 2012 года 36 университетов заявили, что 77 курсов бакалавриата и бакалавриата в 2012–2012 учебном году будут «единым полом» и эффективно исключительно для мужчин, что ограничивает возможности студенток бакалавриата.
В соответствии с третьим пятилетним планом развития, «планом развития предпринимательства в иранских университетах ”(Известный как План КАРАД) был разработан и запущен в двенадцати университетах по всей стране под контролем Организации управления и планирования и Министерства науки, исследований и технологий
Иран возглавляет мировые страны по феномену утечки мозгов. В 2002 году ЦРУ подсчитало, что 77% населения Ирана в возрасте 15 лет и старше умеют читать и писать. К 2008 году уровень грамотности взрослого населения достиг 80,6%. Значительное большинство этого населения находится на уровне университетского образования или приближается к нему. По оценкам, из этого населения ежегодно около 150 000 человек покидают Иран.
По данным иранского правительства, в 2013 году 12 000 иностранных студентов обучались в иранских университетах, а 55 686 иранских студентов обучались за границей. Из этого числа 8 883 студента учились в Малайзии, 7 341 - в США, 5 638 - в Канаде, 3 504 - в Германии, 3 364 - в Турции, 3 228 - в Великобритании, а остальные - в других странах. Но, согласно последней оценке министра образования, в 2014 году за пределами страны учились от 350 до 500 тысяч иранцев. Разница остается необъясненной. По состоянию на 2015 год 42% недавних / молодых выпускников были безработными.