Болотные арабы

редактировать
Болотные арабы Араб аль-Ахвар عرب   الأهوار ( месопотамский арабский )
Marsh Arab girl.jpg Арабская девочка Марш из Аль-Курра, Ирак.
Всего населения
200 000
Регионы со значительной численностью населения
  Ирак, Иран   100 000–200 000
Языки
Месопотамский арабский
Религия
Преимущественно двунадесятный шиитский ислам
Родственные этнические группы
Мандеи, шумеры

В Болотные арабы ( Arabic : عرب الأهوار Араб аль-Ахвар «арабов Болота»), также известный как Ma'dān ( арабский : معدان «обитатель равнин») или Shroog (Иракский арабский : شروگ, «те, с востока ») - последние два часто считаются унизительными в наши дни - жители болот Тигр-Евфрат на юге Ирака, а также болот Хавиза на границе Ирака и Ирана.

Состоящие из представителей множества различных племен и племенных конфедераций, таких как Эль-Бу Мухаммад, Ферайхат, Шаганбах и Бани Лам, Маадан развил уникальную культуру, основанную на природных ресурсах болот. Многие жители болот были перемещены в результате осушения водно-болотных угодий во время и после восстаний 1991 года в Ираке.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Культура
    • 1.1 Сельское хозяйство
    • 1.2 Религия
    • 1.3 Общество
    • 1.4 Теории происхождения
  • 2 Генетика
  • 3 1991–2003
  • 4 С 2003 г.
  • 5 Литература
  • 6 фильмов
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Культура
Интерьер иракского мудака

Термин «маадан» пренебрежительно использовался племенами пустыни для обозначения тех, кто населял бассейны рек Ирака, а также теми, кто занимался сельским хозяйством в речных бассейнах, для обозначения населения болот.

Мааданы говорят на местном варианте месопотамского арабского языка и традиционно носили вариант обычной арабской одежды: для мужчин - тауб («длинная рубашка»; в последнее время, иногда с курткой в ​​западном стиле поверх) и кеффия (« головная повязка "), которую носили на голове в тюрбане, так как немногие могли позволить себе икал.

сельское хозяйство

Общество болотных арабов было разделено на две основные группы по роду занятий. Одна группа разводила и выращивала водяных буйволов, в то время как другие выращивали такие культуры, как рис, ячмень, пшеницу и перловое просо ; они также держали овец и крупный рогатый скот. Особенно важным было выращивание риса; его проводили на небольших делянках, расчищенных в апреле и посеянных в середине мая. Сезоны культивирования были отмечены восходом и заходом некоторых звезд, таких как Плеяды и Сириус.

Некоторые ветви маадана были кочевыми скотоводами, возводившими временные жилища и перемещавшими буйволов по болотам в зависимости от времени года. Некоторое рыболовство, особенно разновидностей усачей (особенно бинни или бунни, Mesopotamichthys sharpeyi), практиковалось с использованием копья и яда дурмана, но крупномасштабное рыболовство с использованием сетей до недавнего времени считалось мааданом позорным занятием и в основном осуществлялось выделено отдельным племенем с низким статусом, известным как бербера. Однако к началу 1990-х годов до 60% от общего количества рыбы, выловленной во внутренних водах Ирака, приходилось на болота.

В конце двадцатого века в жизнь болотных арабов вошло третье основное занятие; плетение из тростника коврики в промышленном масштабе. Хотя они часто зарабатывали намного больше, чем рабочие в сельском хозяйстве, ткачи смотрели свысока как Мадан, так и фермеры: однако из-за финансовых проблем эта профессия постепенно получила признание как респектабельная профессия.

Религия

Большинство Болотных арабов Twelver шиитских мусульмане, хотя в болотах небольших общин Мандайских -speaking мандеев (часто работают в качестве судостроителей и мастеров) живут рядом с ними. Давние связи жителей с племенами в Персии, возможно, повлияли на распространение шиитской деноминации в болотах. Уилфред Тесигер заметил, что, хотя он встретил несколько болотных арабов, совершавших хадж, многие из них совершили паломничество в Мешхед (таким образом получив титул Заир); число семей, также утверждал, происхождение от Мухаммеда, приняв титул сеид и крашения их Keffiyeh зеленый.

Мааданы проводили большинство своих обрядов наедине, так как в Болотах не было мест поклонения; некоторые, как известно, посещали гробницу Эзры, одно из немногих религиозных мест любого рода в этом районе.

Общество

Марш Араб

Как и в большинстве племен южного Ирака, главным авторитетом был шейх племени. По сей день шейх группы болотных арабов будет собирать дань со своего племени, чтобы поддерживать мудхиф, племенной пансионат, который действует как политический, социальный, судебный и религиозный центр жизни болотных арабов. Мудхиф используются в качестве места для разрешения споров, проводить дипломатию с другими племенами и в качестве точки сбора для религиозных и других торжеств. Это также место, где посетителям предлагают гостеприимство. Хотя племенной шейх был главной фигурой, каждая деревня Мадан (которая, возможно, состояла из представителей нескольких разных племен) также подчинялась авторитету потомственного калит, « вождя » определенной части племени.

Кровная месть, которую мог разрешить только калит, была характерной чертой жизни болотных арабов, общей с жизнью арабских бедуинов. Многие из кодексов поведения болотных арабов были похожи на кодексы пустынных племен.

Болотные арабы полируют копыто

Большинство болотных арабов жили в арочных домах из тростника, значительно меньших, чем мудхиф. Типичное жилище обычно было немногим более двух метров в ширину, около шести метров в длину и чуть менее трех метров в высоту и было построено либо на берегу, либо на искусственном острове из тростника, называемом кибаша ; более постоянный остров из слоистых тростников и грязи назывался дибин. Дома имели входы с обоих концов и ширму посередине; один конец использовался как жилище, а другой конец (иногда расширенный ситрой, длинной тростниковой конструкцией) использовался для укрытия животных в плохую погоду. Raba был более высокий статусом жилища, отличающийся входом на северной стороне, который также служил в качестве гостевого дома, где не был мудхифом. Традиционные лодки ( машуф и тарада ) использовались в качестве транспорта: маадан гонял буйволов через тростниковые заросли в период низкой воды, чтобы создать каналы, которые затем оставались открытыми при постоянном использовании для лодок.

Болотная среда означала, что некоторые болезни, такие как шистосомоз и малярия, носили эндемический характер; Сельское хозяйство и дома мадани также подвергались периодическим засухам и наводнениям.

Теории происхождения

Происхождение Маадана до сих пор вызывает определенный интерес. Британские колониальные этнографы столкнулись с трудностями при классификации некоторых социальных обычаев Мадана и предположили, что они, возможно, возникли в Индии.

Многие ученые предложили исторические и генетические связи между болотными арабами и древними шумерами на основе общих методов ведения сельского хозяйства и методов строительства домов и местоположения. Однако нет никаких письменных свидетельств о болотных племенах до девятого века, а шумеры утратили свою отчетливую этническую идентичность примерно к 1800 году до нашей эры, примерно за 2700 лет до этого. Другие, однако, отметил, что значительная часть культуры Ma'dān фактически совместно с пустыней бедуинов, которые пришли в этот район после падения халифата Аббасидов, и поэтому вероятность того, что они происходят из этого источника, в хотя бы частично.

Генетика
Смотрите также: Генетическая история Ближнего Востока

Исследование 2011 года показало, что болотные арабы имеют высокую концентрацию Y-хромосомной гаплогруппы J-M267 и гаплогруппы J мтДНК, имеющей самую высокую концентрацию, за которой следуют гаплогруппы H, U и T. Согласно этому исследованию, у болотных арабов есть следующие гаплогруппы.

  • Гаплогруппы Y-ДНК:
    • E1b1b 6,3% (- M35 * 2,1%, -M78 * 0,7%, -M123 * 1,4%, -M34 2,1%)
    • G-M201 1,4%
    • J1 81,1% (- M267 * 7,0%, -Page08 * 72,7%, -M365 1,4%), J2-M172 * 3,5%
    • L-M76 0,7%
    • Q-M242 2,8% (Q1a1b-M25 0,7%, Q1b-M378 2,1%)
    • R-M207 4,2% (R1-L23 2,8%, R2-M124 1,4%)
  • Гаплогруппы Mt-ДНК:
    • Западная Евразия (77,8%): R0 24,1% (R0 * 0,7%, R0a 6,9%, HV 4,1%, H 12,4%), KU 15,9% (K 6,2%, U 9,7%), JT 22,7% (J 15,2%, T 7,6%), N 15,1% (I 0,7%, N1 8,2%, W 4,8%, X2 1,4%)
    • Северная / Восточная Африка (2,8%): M1 2,8%
    • Африка к югу от Сахары (4,9%): L 4,9%
    • Восточная Азия (1,4%): B4c2 1,4%
    • Юго-Западная Азия (10,4%): M * 0,7%, M3 2,1%, R2 2,8%, U7 4,8%
    • Прочие (2,8%): N * 0,7%, R * 2,1%
1991–2003 гг.
Основная статья: Осушение месопотамских болот

Некоторое время болота считались убежищем для элементов, преследуемых правительством Саддама Хусейна, поскольку в прошлые века они были убежищем для беглых рабов и крепостных, например, во время восстания в Зандже. К середине 1980-х годов в этом районе развернулось повстанческое движение на низком уровне против баасистских проектов осушения и переселения, которое возглавил шейх Абдул Керим Махуд аль-Мухаммадави из Аль-Бу-Мухаммад под псевдонимом Абу Хатим.

В 1970-х годах расширение ирригационных проектов привело к нарушению притока воды к болотам. Однако после Первой войны в Персидском заливе (1991 г.) иракское правительство решительно возродило программу по отводу течения рек Тигр и Евфрат от болот в отместку за неудавшееся восстание шиитов. Это было сделано в первую очередь для того, чтобы уничтожить источники продовольствия для болотных арабов и не дать оставшимся ополченцам укрыться в болотах, которые бригады Бадра и другие ополченцы использовали в качестве прикрытия. План, который сопровождался серией пропагандистских статей иракского режима, направленных против Маадана, систематически превращал водно-болотные угодья в пустыню, вынуждая жителей покинуть свои поселения в этом регионе. Деревни в болотах подверглись нападениям и сожгли, поступали сообщения о преднамеренном отравлении воды.

Большинство мааданов было перемещено либо в районы, прилегающие к осушенным болотам, отказавшись от своего традиционного образа жизни в пользу традиционного сельского хозяйства, в города и лагеря в других районах Ирака или в лагеря иранских беженцев. По оценкам, к 2003 году только 1600 из них все еще жили на традиционных дибинах. Западные болота Хаммар и Курна, или Центральные болота, полностью высохли, а восточные болота Хавиза резко сократились. По данным Организации Объединенных Наций, количество болотных арабов, которых в 1950-е годы было около полумиллиона, в Ираке сократилось до 20 000 человек. По оценкам, от 80 000 до 120 000 человек бежали в лагеря беженцев в Иране.

Наблюдатель с Ближнего Востока Шьям Бхатия, который провел две недели с болотными арабами в 1993 году, написал первое свидетельство очевидца о тактике иракской армии во время осушения болот, бомбардировки болотных деревень и затем установки мин в воде перед отступлением. Обширный репортаж Бхатии принес ему титул Международного репортера года, хотя эксклюзивные видеоматериалы о времени, которое он провел в этом районе, никогда не транслировались.

С 2003 г.

После прорыва дамб местными общинами после вторжения в Ирак в 2003 году и прекращения четырехлетней засухи в том же году процесс был обращен вспять, и болота значительно восстановились. Постоянные водно-болотные угодья в настоящее время покрывают более 50% уровней 1970-х годов с заметным отрастанием болот Хаммар и Хавизех и некоторым восстановлением Центральных болот.

Усилия по восстановлению болот привели к признакам их постепенного возрождения по мере восстановления воды в бывшей пустыне, но для восстановления всей экосистемы может потребоваться гораздо больше времени, чем для разрушения. Лишь несколько тысяч из почти полумиллиона болотных арабов остаются в провинциях Майсан, Ди-Кар и Басра. Большинство остальных, которых можно объяснить, - это беженцы, проживающие в других шиитских районах Ирака или эмигрировавшие в Иран, и многие из них не желают возвращаться к своему прежнему дому и образу жизни, который, несмотря на его независимость, характеризовался крайней бедностью. и невзгоды. В отчете Агентства США по международному развитию отмечается, что, хотя некоторые маданы решили вернуться к своей традиционной деятельности на болотах, особенно в болотах Хаммар, в течение короткого периода времени после затопления они остались без чистой питьевой воды, санитарии и медицинского обслуживания. или учебные заведения. Кроме того, все еще не ясно, полностью ли восстановятся болота, учитывая повышенный уровень добычи воды из Тигра и Евфрата.

Многие из переселенных болотных арабов получили представительства через движение «Хезболла» в Ираке ; другие стали последователями движения Муктады ас-Садра, благодаря которому они получили политический контроль над мухафазой Майсан. Политическая нестабильность и местные распри, усугубляемые нищетой обездоленного населения болотных арабов, остаются серьезной проблемой. Рори Стюарт заметил, что на протяжении всей истории Мааданы были пешкой многих правителей и стали искусными диссимуляторами. Вожди племен внешне покорны и работают с представителями коалиции и Ирака. За кадром племена занимаются контрабандой и другой деятельностью.

Литература

Пьетро Делла Валле (1586–1652) цитируется в « Возвращении на болота» Гэвина Янга как самого раннего современного путешественника, написавшего о Месопотамии, и, вероятно, первого, кто представил западному миру слово Мади, которое он записал как «Маэди».

Янг также упоминает Джорджа Кеппеля, шестого графа Альбемарля (1799–1891), который провел время с Маданом в 1824 году и подробно рассказал о жителях болота. Об этих людях Кеппель писал: «Арабские лодочники были такими же выносливыми и мускулистыми ребятами, как я когда-либо видел. Одна свободная коричневая рубашка из грубого мешка была единственным прикрытием последнего. Это, когда этого требовала работа., был отброшен в сторону, и обнаружил формы, наиболее превосходно приспособленные к их трудолюбивым занятиям; действительно, любой из лодочников сделал бы превосходную модель Геракла; и один, в частности, с нечесанными волосами и косматой бородой, поразил всех нас своим сходством он относился к статуям этого божества ". О женщинах Кеппель заметила: «Они пришли в нашу лодку с откровенностью невинности, и в их манерах была свобода, граничащая, возможно, с мужскими; тем не менее их прекрасные черты лица и хорошо сложенные конечности создавали хвалебный ансамбль красоты, а не быть превзойденным, возможно, в блестящих собраниях цивилизованной жизни ».

Другой отчет о Мадане на английском языке был совместно опубликован в 1927 году британским колониальным администратором Стюартом Эдвином Хеджекоком и его женой. Гертруда Белл также посетила этот район. Т.Е. Лоуренс прошел в 1916 году, остановившись в Басре и у гробницы Эзры (Аль-Азаир), и записал, что болотные арабы были «удивительно суровы [...], но веселы и полны разговоров. Они всю жизнь находятся в воде., и, кажется, почти не замечает этого ".

Образ жизни болотных арабов позже описал исследователь Уилфред Тесигер в своей классической книге «Болотные арабы» (1964). Тесигер жил с болотными арабами месяцами в течение семи лет (1951–1958), выстраивая прекрасные отношения практически со всеми, с кем встречался, и записывая подробности повседневной жизни в различных регионах болот. Многие районы, которые он посетил, были осушены. Гэвин Максвелл, шотландский натуралист, путешествовал с Тезигером по болотам в 1956 году и опубликовал отчет об их путешествиях в своей книге 1957 года «Тростник, потрясенный ветром» (позже переизданный под названием « Люди тростника»). Журналист и писатель-путешественник Гэвин Янг пошел по стопам Тесигера, написав « Возвращение в болота: жизнь с болотными арабами Ирака» (1977; переиздано в 2009 году).

Первым обширным научным этнографическим отчетом о жизни болотных арабов был иракский антрополог С. М. Салим « Жители болот в дельте Евфрата» (1962). Ethnoarchaeological изучения материальной культуры болотных арабов было опубликовано Эдвардом Л. Ochsenschlager: Ирак Болотных арабов в Эдемском саде ( Университет Пенсильвания Музея археологии и антропологии, 2004).

Рори Стюарт описал болотных арабов и свой опыт в качестве заместителя губернатора провинции Майсан (2003–2004 гг.) В своей книге 2006 г. «Князь болот» (также опубликованной под названием « Профессиональные опасности»).

В 2011 году Сэм Кубба опубликовал «Иракские болота и болотные арабы: мадан, их культура и окружающая среда». Иракские болота и болотные арабы подробно описывают богатое культурное наследие и образ жизни, которые сохранились сегодня только как фрагментированное культурное наследие.

На немецком языке это Sigrid Westphal-Hellbusch und Heinz Westphal, Die Ma'dan: Kultur und Geschichte der Marschenbewohner im Süd-Irak (Берлин: Duncker und Humblot, 1962). Сигрид Вестфаль Хелльбуш и ее муж Хайнц Вестфаль написали всеобъемлющее исследование Мадана, основанное на исследованиях и наблюдениях, полученных во время проживания с племенами Мадана. Эти наблюдения показывают, как маданы расходятся с другими шиитскими общинами.

Фильмы

Фильмы о болотных арабах:

  • Иран, юго-запад, режиссер Мохаммад Реза Фартузи, 2010 г.
  • Рассвет мира ( L'Aube du monde), режиссер Аббас Фадель, 2008 г.
  • Безмолвный товарищ ( Хамсафаре Хамуш), режиссер Эльхам Хоссейнзаде, 2004 г.
  • Заман, Человек из камышей ( Заман, l'homme des roseaux), режиссер Амер Алван, 2003
  • Болота ( Аль-Ахвар), режиссер Кассем Хавал, 1975 г.
Смотрите также
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-17 03:06:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте