Конституция Ирака | |
---|---|
Создана | 2005 г. |
Представлена | 2005 |
Ратифицирован | 15 октября 2005 г. |
Дата вступления в силу | 2005 |
Конституция Республики Ирак (арабский : دستور جمهورية العراق) Является основным законом Ирака. Первая конституция вступила в силу в 1925 году. Текущая конституция была разработана и утверждена в 2005 году.
Первая конституция Ирака, установившая конституционную монархию, вступила в силу под эгидой британской военной оккупации в 1925 году и оставалась в силе до тех пор, пока революция 1958 года не установила республику. c. Временные конституции были приняты в 1958, 1964, 1968 и 1970 годах, последняя из которых оставалась в силе де-юре до принятия Переходного административного закона в 2003 году после падения Саддама Хусейна. В 1990 году был подготовлен проект конституции, но так и не был обнародован из-за начала войны в Персидском заливе.
. Действующая конституция была одобрена на референдуме , который состоялся 15 октября 2005 года. Конституция была разработана в 2005 году членами Комитета по разработке конституции Ирака для замены Закона об управлении государством Ирак на переходный период («TAL»). Проект TAL был разработан в период с декабря 2003 г. по март 2004 г. Управляющим советом Ирака, назначенным органом, который был выбран Временной властью коалиции после войны в Ираке и оккупация Ирака силами Соединенных Штатов и Коалиции.
В соответствии с компромиссом, достигнутым перед референдумом, было решено, что первый парламент, который должен был быть избран в соответствии с новой конституцией, учредит Комитет по пересмотру конституции с целью определить, следует ли вносить поправки в конституцию. Любые согласованные поправки должны быть ратифицированы референдумом, аналогичным референдуму, который первоначально одобрил их. После того, как это соглашение было заключено, суннитское большинство Иракская исламская партия согласилась поддержать голосование «Да» на референдуме, состоявшемся 15 октября 2005 г. Комитет по пересмотру конституции был сформирован парламентом Ирака 25 Сентябрь 2006 г.
Представители избирательной комиссии заявили на пресс-конференции, что 78 процентов избирателей поддержали хартию, а 21 процент выступили против нее. Из 18 провинций две зафиксировали голоса «против» более двух третей, в одной провинции не было вето. Голосование против двух третей голосов в трех из 18 провинций страны (из которых, как считается, в трех - Мосул, Анбар и Салахаддин - большинство суннитов) потребовало бы роспуска Скупщины, проведения новых выборов и возобновления всех редакционный процесс. Явка на референдуме составила 63 процента, как ранее заявляли представители комиссии.
Однако разработка и принятие новой Конституции не обошлось без разногласий, поскольку в этом процессе сыграла значительная роль межрелигиозная напряженность в Ираке. Председатель редакционной комиссии Хумам Хамуди регулярно делал заявления, которые интерпретировались как означающие, что не будет никаких компромиссов по требованиям суннитов. Крайний срок завершения разработки продлевался четыре раза из-за отсутствия консенсуса по религиозному языку. В итоге только трое из 15 суннитов членов редакционной комиссии присутствовали на церемонии подписания, и ни один из них не подписал ее. Лидеры суннитов разделились во мнениях, поддерживать ли конституцию. Салех аль-Мутлак, главный суннитский переговорщик, призвал сторонников его Фронта Хевара проголосовать против него, но крупнейший суннитский блок, Фронт иракского согласия, действительно поддержал документ после получения обещаний, что он будет пересмотрен и внесены поправки с учетом их мнения. В связи с этим был создан комитет по поправкам к Конституции, но прогресс был медленным. Примечательно, что тот же человек, который возглавлял редакционный комитет, Хумам Хамуди, также возглавляет комитет по поправкам.
Текст предложенной конституции был зачитан Национальным собранием в воскресенье, 28 августа 2005 года. В нем описывается государство как «демократическая, федеративная, представительная республика» (статья 1) ( однако разделение властей должно быть отложено до созыва первого парламента) и «многоэтнической, многоконфессиональной и многосектной страной» (статья 3).
Переходное национальное собрание, которое было избрано в январе 2005 года в соответствии с Законом о переходной административной власти Коалиционной временной администрации, назначило конституционный комитет для подготовки проекта конституции к 15 августа 2005 года.. Первоначально комитет состоял из 55 членов, все из которых были выбраны из Переходной национальной ассамблеи, но в конечном итоге его состав был расширен за пределы Ассамблеи, с тем чтобы позволить представителям суннитской арабской общины участвовать (с учетом того, что последнее бойкотировал выборы, в результате которых была создана Переходная национальная ассамблея).
Согласно Переходному административному закону, Конституционный комитет был обязан завершить свою работу к 15 августа 2005 г., а проект должен был быть вынесен на референдум до 15 октября 2005 г. Однако к началу августа 2005 г. все стороны были согласны с тем, что окончательное соглашение по некоторым из наиболее важных элементов Конституции, включая федерализм, еще далеко не завершено. В результате Комитет был фактически распущен и заменен специальным органом (именуемым «Руководящим советом»), который состоял примерно из 6 членов и продолжал согласовывать окончательные условия конституции до трех дней до даты референдума..
Конституция была принята 15 октября 2005 года на народном референдуме.
В соответствии с компромиссом, достигнутым перед референдумом, было решено, что первый парламент, который должен был быть избран в соответствии с новой конституцией, учредит Комитет по пересмотру конституции с целью определить, будет ли Конституция должна быть изменена. Любые согласованные поправки должны быть ратифицированы референдумом, аналогичным референдуму, который первоначально одобрил их. После того, как это соглашение было заключено, суннитское большинство Иракская исламская партия согласилась поддержать голосование «Да» на референдуме, состоявшемся 15 октября 2005 года. Комитет по пересмотру конституции был сформирован парламентом Ирака 25 сентября 2006.
18 сентября 2005 года несколько изменений к тексту конституции были одобрены парламентом Ирака и будут включены в версию, опубликованную для ратификации общественностью. Кроме того, был достигнут новый компромисс, в результате которого многие суннитские группы поддержали конституцию. Многие ссылки на Конституцию используют телеграфный перевод AP от 24 августа 2005 года; однако American Chronicle использует несколько другой перевод от 12 октября 2005 года.
Конституция устанавливает множество основных утверждения (к сожалению, из-за изменений в конституции, внесенных в последний момент, большинство приведенных ниже сносок к конкретным статьям конституции являются неточными):
Конституция определяет многие права и свободы и включает законы во многих предметных областях в Конституцию. Он гарантирует верховенство закона, равенство перед законом, равные возможности, конфиденциальность, неотъемлемое гражданство и двойное гражданство, независимость судебной системы, запрет уголовного закона ex post facto, право на адвоката, открытое судебное разбирательство, если суд не решит сделать его тайным судебным процессом, презумпцией невиновности, правом участвовать в государственных делах и правом голоса, избирать и выдвигать, свобода из выдачи, политического убежища, «экономических, социальных и культурных свобод», право на труд, право вступать в профсоюзы, владение личным имуществом, выдающийся домен полномочия, права, аналогичные Четырем свободам (Европейский Союз), минимальная заработная плата, всеобщее здравоохранение, бесплатное образование, достоинство, свобода от психологических и физических пыток и бесчеловечного обращения и право на компенсацию, свобода от «обязательной службы», ограниченная свобода слова, свобода печати и свобода собраний, право заниматься спортом, ограниченная свобода создание и вступление в ассоциации и политические партии, требование гарантирует прослушивание телефонных разговоров, свободу религии, свободу мысли, совести и убеждений.
Федеральное правительство состоит из исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, а также многочисленных независимых комиссий.
Законодательная власть состоит из Совета представителей и.
Совета Представителей - главный выборный орган Ирака. Конституция определяет «количество членов из расчета один представитель на 100 000 иракцев, представляющих весь иракский народ». Члены избираются сроком на 4 года.
Совет избирает Президента Ирака ; утверждает назначение членов Федерального кассационного суда, главного прокурора и председателя комиссии по судебному надзору по предложению Высшего юридического совета; и утверждает назначение начальника штаба армии, его помощников и лиц в ранге командиров дивизий и выше, а также директора разведывательной службы по предложению Кабинета министров.
Совет Федерации состоит из представителей регионов и губерний, не входящих в регион. Совет регулируется законом Советом представителей.
Исполнительная власть состоит из Президента и Совета министров.
Президент Республики является главой государства и «гарантирует приверженность Конституции и сохранение независимости, суверенитета, единства и безопасности Ирака в соответствии с с положениями Конституции ". Президент избирается Советом представителей большинством в две трети голосов и ограничен двумя четырехлетними сроками. Президент ратифицирует договоры и законы, принятые Советом представителей, выдает помилование по рекомендации премьер-министра и выполняет «обязанности высшего командования вооруженных сил по церемониальным церемониям. и почетные цели ".
Также существует вице-президент, который вступает в должность президента в случае его отсутствия или смещения.
Президентский совет является субъект, действующий в настоящее время под эгидой «переходных положений» Конституции. Согласно Конституции, Президентский совет действует в роли Президента до одного срока подряд после ратификации Конституции и формирования правительства.
Совет министров состоит из премьер-министра и его кабинета. Президент Ирака называет кандидата от блока «Совет представителей» с наибольшим числом для формирования кабинета министров. Премьер-министр является прямым органом исполнительной власти, ответственным за общую политику государства, и главнокомандующий вооруженными силами, руководит Советом министров, председательствует на его заседаниях и имеет право увольнять министров с согласия Совета представителей.
Кабинет отвечает за надзор за соответствующими министерствами, внесение предложений по законам, подготовку бюджета, ведение переговоров и подписание международных соглашений и договоров, а также назначение заместителей министров, послов, Начальник штаба вооруженных сил и его помощники, командиры дивизий или выше, директор Национальной разведывательной службы и руководители органов безопасности.
Федеральная судебная власть состоит из the, Верховный суд, the, the, the и другие федеральные суды, деятельность которых регулируется законом. Одним из таких судов является Центральный уголовный суд.
Высший судебный совет управляет и контролирует дела федеральной судебной системы. Он наблюдает за деятельностью различных судебных комитетов, назначает главного судью и членов Кассационного суда, главного государственного обвинителя и главного судью Комиссии по надзору за судебной системой, а также составляет проект бюджета судебной системы.
Верховный суд - это независимый судебный орган, который толкует конституцию и определяет конституционность законов и постановлений. Он действует как последний апелляционный суд, разрешает споры между федеральным правительством и регионами и провинциями, муниципалитетами и местными администрациями, а также разрешает обвинения, направленные против президента, премьер-министра и министров. Он также утверждает окончательные результаты всеобщих выборов в Совет представителей.
Центральный уголовный суд Ирака является главным уголовным судом Ирак. CCCI основан на следственной системе и состоит из двух палат: следственного суда и уголовного суда.
The, the, and Комиссия по общественной честности - независимые комиссии, подлежащие контролю со стороны Совета представителей. Центральный банк Ирака, Комиссия по коммуникациям и средствам массовой информации и являются финансово и административно независимыми учреждениями. Прилагается к Совету министров. Регулирует дела федеральной государственной службы, включая назначение и продвижение по службе.
Федеральное правительство имеет исключительную власть над:
Полномочия, разделенные с региональными властями:
Все полномочия, не предоставленные исключительно федеральному правительству, являются полномочиями регионов и провинций, не входящих в состав региона. Приоритет отдается региональному законодательству в случае конфликта между другими полномочиями, разделенными между федеральным правительством и региональными правительствами.
Глава пятая, Власти регионов, описывает форму федерации Ирака. Он начинается с утверждения, что федеральная система республики состоит из столицы, областей, децентрализованных провинций и местных администраций.
Будущее страны Регионы будут образованы из нынешних 18 мухафаз (или провинций). Любая отдельная провинция или группа провинций имеет право потребовать признания ее в качестве региона, причем такая просьба направляется либо двумя третями членов советов провинций соответствующих провинций, либо одной десятой частью зарегистрированные избиратели в рассматриваемой провинции (ах).
Провинции, которые не хотят или не могут присоединиться к региону, по-прежнему обладают достаточной автономией и ресурсами, чтобы позволить им управлять своими внутренними делами в соответствии с принципом административной децентрализации. С одобрения двух сторон обязанности федерального правительства могут быть делегированы провинциям или наоборот. Эти децентрализованные провинции возглавляются губернаторами провинций, избираемыми советами провинций . Административные уровни в провинции определяются в порядке убывания как районы, уезды и деревни.
Статья 120 гласит, что Багдад является столицей Республики в пределах провинции Багдад. Конституция не делает конкретных ссылок на статус столицы и прилегающих к ней провинций в рамках федеральной структуры, просто заявляя, что ее статус должен регулироваться законом.
Состоящая исключительно из статьи 121, часть четвертая просто заявляет, что конституция гарантирует административные, политические, культурные и образовательные права различных этнических групп страны (туркмен, ассирийцы и т. Д.), И этот закон будет принят для регулирования этих прав.