| |||||||
Основана | в 1944 г. как Iranian Airways Company | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начала операции | 1961 г. как Iran Air | ||||||
AOC # | FS- 100 | ||||||
Хабы | |||||||
Основные города | |||||||
Программа часто летающих пассажиров | SkyGift | ||||||
Дочерние компании |
| ||||||
Размер флота | 41 | ||||||
Пункты назначения | 70 | ||||||
Материнская компания | Министерство дорог и. Городское развитие Ирана (60%) | ||||||
Штаб-квартира | Аэропорт Мехрабад, Тегеран, Иран | ||||||
Ключевые люди | Бриг. Генерал Алиреза Бархор, председатель и генеральный директор | ||||||
Выручка | 329,74 млн долларов (2013 г.) | ||||||
Операционная прибыль | 7,99 млн долларов (2013 г.) | ||||||
Чистая прибыль | - 71,67 млн долларов (2013 г.) | ||||||
Итого активы | 477,62 млн долларов (2013 г.) | ||||||
Общий капитал | 34 972 доллара (2013 г.) | ||||||
Сотрудники | 10 696 (2013) | ||||||
Веб-сайт | www.iranair.com |
Iran Air, под торговой маркой The Airline of the Islamic Republic of Iran (персидский : هواپیمايی جمهوری اسلامی ایران, романизированный : Havâpeymâyiye Jomhuriye Eslâmiye Irân), является авиаперевозчиком в Иран и старейшей авиакомпанией в Ближний Восток и второй по возрасту в Азии, штаб-квартира которого находится в аэропорту Мехрабад в Тегеране. По состоянию на 2018 год он осуществляет регулярные рейсы в 71 пункт назначения в Азии и Европе. Основными базами авиакомпании Iran Air являются международный аэропорт имама Хомейни и аэропорт Мехрабад, оба расположены в Тегеране, столице Ирана. Внутри страны компания Iran Air широко известна как Homa, что является именем мифического персидского грифона, а также аббревиатурой Iran National Airlines на персидском языке. Грузовое подразделение авиакомпании Iran Air Cargo выполняет регулярные рейсы по всему миру с использованием одного грузового самолета.
Иранские авиалинии были основаны в мае 1944 года Резой Афшаром и Гхо. lam Ebtehaj. Послевоенный, его первый пассажирский рейс был из Тегерана в Мешхед, затем следовал Тегеран- Исфахан - Шираз - Бушер - Абадан - Ахваз служба. В 1946 году авиакомпания открыла рейсы в Каир, Багдад и Тель-Авив, а в апреле 1947 года - в Париж. Между 1945 и 1962 годами авиакомпания стала крупным внутренним перевозчиком, а также еженедельно выполняла несколько международных рейсов в Европу. Первоначально флот состоял из Douglas DC-3, позже был дополнен самолетами Douglas DC-4 и Vickers Viscount.
В 1954 г. была создана частная авиакомпания Persian Air Services (PAS). Первоначально PAS выполняла только грузовые перевозки, затем следовали пассажирские перевозки между Тегераном и другими крупными городами Ирана. В 1960 году PAS начала обслуживание пассажиров в несколько европейских пунктов назначения, включая Женеву, Париж, Брюссель и Лондон, используя самолеты Boeing 707 и Douglas DC-7, арендованные у Sabena <586.>Iranian Airways была национализирована в 1961 году. 24 февраля 1961 года Iranian Airways и PAS объединились в корпорацию Iran National Airlines Corporation (HOMA), известную как Iran Air, с использованием птицы хома в качестве символа. HOMA была предприятием государственного сектора, которое объединило двух авиаперевозчиков-предшественников. Среди используемых самолетов были Avro Yorks, Douglas DC-3, Douglas DC-6s и Vickers Viscounts. Авиакомпания стала полноправным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в 1964 году. Она стала первым заказчиком самолета Boeing 747SP.
В 1965 году компания Iran Air получила свой первый реактивный самолет: Boeing 707 и Boeing 727-100, а затем Boeing 737-200 в 1971 г. - удлиненный Boeing 727-200 в 1974 г. и три варианта Boeing 747 (747-100, −200 и SP ), начиная с 1978–1979 гг. К середине 1970-х годов компания Iran Air обслуживала города Европы прямыми рейсами и рейсами с одной остановкой, включая более 30 рейсов в неделю только в Лондон.
29 мая 1971 года был открыт маршрут из Тегерана в Нью-Йорк с использованием самолетов Боинг 707 с остановкой в лондонском аэропорту Хитроу. Вскоре после этого маршрут был повышен до беспосадочного полета с использованием самолетов Boeing 747SP, что сделало Iran Air вторым ближневосточным перевозчиком (после El Al ), предлагающим беспосадочные рейсы в Нью-Йорк. Этим рейсом Iran Air установила новый мировой рекорд по времени и расстоянию для беспосадочных регулярных дальних перелетов (12 часов 15 минут, 9867 км - 6131 миль - 5328 морских миль). В 1978 году авиакомпания приобрела шесть самолетов Airbus A300 для использования на внутренних и загруженных региональных маршрутах. К концу того же года авиакомпания Iran Air обслуживала 31 международный пункт назначения от Нью-Йорка до Пекина и Токио. Планировалось предложить прямые рейсы в Лос-Анджелес и Сидней, для которых идеально подходили дальнемагистральные самолеты Boeing 747SP. Это позволило бы Iran Air использовать Тегеран как промежуточный пункт между Востоком и Западом из-за его выгодного географического положения. Такие планы так и не были реализованы.
К концу 1970-х годов Iran Air была самой быстрорастущей авиакомпанией в мире и одной из самых прибыльных. К 1976 году Iran Air занимала второе место после Qantas, как самая безопасная авиакомпания в мире, будучи безаварийной по крайней мере десять лет подряд. Хотя обе авиакомпании не имели происшествий, Iran Air заняла второе место только из-за меньшего количества налетов по сравнению с Qantas. До этого 25 декабря 1952 года произошла авария со смертельным исходом, в результате которой 27 из 29 пассажиров на борту погибли, когда их Douglas DC-3 разбился при посадке.
лейтенант Генерал Али-Мохаммад Хадеми был генеральным директором Iran Air с 1962 по 1978 год.
В результате экономических санкций против Ирана, Iran Air не смогла расширить или заменить свой флот. Последний раз до отмены в 2016 году санкций, связанных с ядерной областью, Iran Air поставляла совершенно новые западные самолеты в 1994 году, когда компания получила два Airbus A300-B4 в качестве компенсации за сбитие. из Iran Air, рейс 655 на американском крейсере в 1988 году. В 2001 году Iran Air приобрела 6 подержанных Airbus A300 в Турции, но только через два года все 6 из них оказались остановленными в аэропортах Тегерана, Мешхеда и Москвы. Это вызвало серьезные споры в Иране, где официальные лица сослались на конструктивный недостаток двигателя GE и последующий перегрев в качестве причины заземления самолетов. Позднее было подтверждено, что один из этих 6 самолетов вернулся в строй к 2010 году.
До отделения Iran Air Tours от Iran Air в 2011 году, Tupolev Tu российского производства -154s составляли костяк его флота. Однако несколько последовательных катастроф, связанных с этим самолетом, в конечном итоге привели к полному запрету в 2011 году на его операции с иранскими авиакомпаниями, включая Iran Air Tours. Парк Ту-154 постепенно заменялся на MD-83 в течение нескольких месяцев.
По словам заместителя министра дорог и городского развития Ирана. в настоящее время у компании более 100 самолетов, некоторые из которых принадлежат компании Iran Air, которые были остановлены из-за отсутствия доступа к новым деталям и техническому опыту во время эпохи санкций.
Продолжительный период времени, когда Iran Air находилась под международными санкциями и запрет на закупку запасных частей и новых самолетов привел к резкому увеличению среднего возраста авиапарка и снижению показателей безопасности полетов до такой степени, что авиакомпания стала широко известна как одна из худших авиакомпаний в мире с точки зрения безопасности полетов. По состоянию на март 2017 года средний возраст авиапарка Iran Air составляет 24,1 года, хотя этот показатель должен улучшиться за счет добавления новых поставок.
Чрезвычайно неудовлетворительные показатели своевременности авиакомпании Iran Air среди показателей большинства других иранских авиакомпаний, вызывает общественное недовольство и разочарование, часто провоцируя протесты в форме ожесточенных столкновений с сотрудниками авиакомпаний или сидячих забастовок в самолетах в течение многих часов после того, как наконец приземлился серьезно задержанный рейс. Официальные лица обычно связывают задержки с введением экономических санкций, хотя по крайней мере один прореволюционный идеолог назвал "неэффективность и бесхозяйственность" основной причиной этой проблемы.
5 июля 2010 года официальный представитель авиации Ирана обвинил Великобританию, Германию и Объединенные Арабские Эмираты в отказе заправлять иранские пассажирские самолеты. Этот шаг последовал за односторонними санкциями, введенными США в связи со спором о ядерном оружии. Iran Air и Mahan Air заявили, что им было отказано в дозаправке. Пресс-секретарь Abu Dhabi Airports Company (ADAC) заявила, что существует контракт на заправку иранских пассажирских рейсов, и ADAC будет продолжать это делать. Представитель Управления гражданской авиации Соединенного Королевства заявил, что заправлять самолет топливом или нет - это единственное решение независимых поставщиков. Министерство транспорта Германии заявило, что заправка иранских самолетов не запрещена санкциями ЕС или ООН, но не сообщило, отказывают ли какие-либо независимые заправщики в дозаправке. Позже в тот же день аэропорт Дубая сообщил, что продолжает дозаправлять иранских пассажиров, прибывающих в Дубай и вылетающих из него. На следующий день представитель Ирана заявил, что такого ограничения не было.
6 июля 2010 года было объявлено, что Европейская комиссия запретит все самолеты Iran Air Airbus A320, Флот Boeing 727 и Boeing 747 из ЕС из соображений безопасности. Этот шаг стал серьезным ударом для Iran Air, ограничив полеты в Европу на собственном самолете.
В 2012 году ЕС повторно разрешил заправку самолетов Iran Air во второстепенных европейских аэропортах, таких как Любляна и Будапешт, чтобы сохранить контракты на заправку. в пределах ЕС, вместо того, чтобы позволить им отправиться в Сербию, а позже в Беларусь и Украину.
В январе 2012 года рейсы Iran Air в и из лондонского аэропорта Хитроу выполнялись с заправкой в аэропорту Манстон Кент. Однако в декабре 2011 года аэропорт объявил о прекращении действия этого соглашения и прекращении дозаправки самолетов компании. Это объявление последовало за закрытием посольства Ирана в Лондоне в результате обыска в посольстве Великобритании в Тегеране. В аэропорту подчеркнули, что он не нарушал никаких торговых соглашений, так как не имел связей с США.
Производитель | Тип ВС | Заказы | Поставки | Стоимость контракта. (в миллиардах) | Прейскурантные цены. (в миллиардах) |
---|---|---|---|---|---|
Airbus | A320-200 | 6 | н / д | н / д | 0,606 $ |
A320neo | 32 | н / д | 3,232 $ | ||
A321-200 | 9 | 1 | 0,946 долл. США | ||
A330-200 | 9 | 2 | 1,908 долл. США | ||
A330-900neo | 28 | н / д | 8,299 долл. США | ||
A350-1000 | 16 | н / д | 5,864 долл. США | ||
Итого | 100 | 3 | < $10.0 | 20,856 долл. США | |
Boeing | 737 MAX 8 | 50 | н / д | н / д | 5,620 долл. |
777-300ER | 15 | Н / Д | 5,207 долл. | ||
777-9 | 15 | Н / Д | 6,132 долл. | ||
Итого | 80 | 0 | от 8,0 до 9,5 долл. | $16.959 | |
ATR | 72-600 | 20 | 13 | $0.536 | $ 1.09 |
Итого | 200 | 16 | 18.5 $ до 20,0 долларов | 38,334 долларов |
В ожидании сделки Председатель правления Iran Air Фархад Парвареш заявил, что авиакомпания будет стремиться получить не менее 100 широкофюзеляжных и ближнемагистральных самолетов.
В пятницу, 15 января 2016 г. США Президент Барак Обама уполномочил своего государственного секретаря Джона Керри отменить санкции в отношении гражданской авиации Ирана. После выполнения Ираном Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) 16 января 2016 года все санкции в отношении гражданской авиации Ирана были сняты. В результате иранские авиалинии, включая Iran Air, получили разрешение на покупку новых гражданских самолетов у любого производителя, а также на дозаправку во всех европейских аэропортах, за исключением двух пунктов назначения в Швеции: Стокгольм и Гётеборг., из-за того, что поставщик топлива BP по-прежнему отказывается поставлять топливо иранским перевозчикам.
24 января 2016 г. в Тегеране прошел саммит CAPA Iran Aviation Summit, организованный CAPA - Center for Aviation чтобы объединить иранские и международные авиационные власти для рассмотрения планов развития авиационной промышленности Ирана. CAPA поместила размер экономики Ирана где-то между Турцией и Австралией, чей парк коммерческих авиакомпаний составляет порядка 500-600 самолетов. Bombardier представила свои региональные модели на саммите CAPA в Тегеране. В своем заявлении г-н Парвареш объявил, что его авиакомпания планирует потратить около 3-5 миллиардов долларов США на покупку региональных самолетов у производителей Airbus, Boeing, Bombardier и Embraer.
8 мая 2018 г., после выхода США из ядерной сделки с Ираном и в рамках восстановления санкций США против Иран отменен в 2015 году, министр финансов США Стивен Мнучин объявил о решении отозвать все лицензии на продажу в Иране, уже выданные производителям самолетов Boeing и Airbus по истечении 90-дневного периода.
Это Было объявлено, что Iran Air была вынуждена отменить заказ на самолет Boeing из-за решения президента Трампа возобновить санкции против Ирана, несмотря на это было объявлено, что Iran Air по-прежнему будет получать самолеты ATR. Пока не объявлено, будут ли поставлены самолеты Airbus. Любой самолет, доставляемый в компанию Iran Air, должен быть доставлен в течение 90–180 дней до начала санкций.
В то время как члены администрации Трампа советовали европейским компаниям прекратить вести дела с Ираном сейчас, Федерика Могерини заявила, что европейская цель заключалась в «поддержании и углублении экономических отношений с Ираном». Технические эксперты планируют предложить способы предотвращения перебоев в воздушном, морском и наземном транспорте из Ирана и в Иран и оставить открытыми каналы для «эффективных банковских операций».
Iran Air - одна из немногих авиакомпаний в мире, в соответствии с шариатом не предлагающая алкогольные напитки ни на одном из своих рейсов. Более того, в меню Iran Air нет выбора не халяльных блюд, например, содержащих свинину.
Iran Air обслуживает пункты назначения в Иране, Азия, Ближний Восток и Европа.
До 2016 года хадж чартерные перевозки составляли основную часть годовой деятельности Iran Air. Каждый год десятки тысяч паломников вылетали из крупных городов Ирана в Джидду, воздушные ворота Саудовской Аравии в Мекку, чтобы принять участие в церемониях паломничества. В 2016 году из-за эскалации напряженности между Ираном и Саудовской Аравией все полеты в хадж из Ирана были приостановлены на неопределенный срок. Эти полеты возобновлены с 2017 года.
Iran Air имеет код-шеринговые соглашения со следующими авиакомпаниями:
По состоянию на январь 2020 года флот Iran Air состоит из следующих самолетов, некоторые из которых могут быть сданы на хранение или приняты в эксплуатацию в короткие сроки :
Самолет | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
H | E | Всего | ||||
Airbus A300B2 | 1 | — | 18 | 236 | 254 | |
Airbus A300B4-200 | 3 | — | 18 | 236 | 254 | |
Airbus A300-600R | 4 | — | 22 | 239 | 261 | |
Airbus A310-300 | 2 | — | 14 | 198 | 212 | |
Airbus A319-100 | 3 | — | TBA | |||
Airbus A320-200 | 5 | — | 12 | 144 | 156 | |
Airbus A321- 200 | 1 | — | 12 | 182 | 194 | |
Airbus A330-200 | 2 | — | 32 | 206 | 238 | |
ATR 72- 600 | 13 | — | — | 68 | 68 | |
Fokker 100 | 4 | — | — | 104 | 104 | |
Макдоннелл Дуглас MD-82 | 2 | — | 12 | 140 | 152 | |
Иранский грузовой авиапарк | ||||||
Boeing 747-200C / SF | 1 | — | ||||
Всего | 41 | — |
В январе 2016 года Iran Air подписала соглашение на приобретение 118 самолетов Airbus, состоящих из нескольких типов двухмоторных самолетов производителя и 12 A380. Однако позже заказ на А380 был отменен. 22 декабря 2016 года Airbus объявила о твердой сделке на приобретение 100 самолетов, включая 46 самолетов Airbus A320 / A320neo семейства ; 16 A350 и 38 A330 / A330neos. В январе 2017 года Airbus начал процесс доставки, начиная с A321, за которым следовали 2 A330-200, все они изначально были заказаны и построены для Avianca, но так и не были доставлены.
В январе 2018 года директор по продажам Airbus сообщил, что доставка заказов, размещенных Iran Air, может отклоняться от первоначального графика из-за препятствий для финансирования и предоплаты.
1 февраля 2016 г. компания Iran Air подписала соглашение с производителем самолетов ATR, предусматривающее заказ двадцати турбовинтовых самолетов ATR 72-600 плюс опций еще на двадцать. Iran Air намеревается использовать ATR 72 в рамках своей стратегии по расширению охвата внутреннего рынка и для обслуживания небольших аэропортов, расположенных в менее населенных городах Ирана. Поставки планировалось начать в начале 2017 года, но были отложены из-за остановки переговоров с канадским производителем силовых установок ATR Pratt Whitney Canada по поводу послепродажной поддержки и технического обслуживания двигателей. В самом деле, первые четыре самолета были доставлены одним конвоем 16 мая 2017 года. В апреле 2019 года Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) выдало ATR двухлетнюю лицензию, позволяющую ему поставлять запасные части и прочее. необходимые для поддержания в эксплуатации парка из 13 самолетов ATR 72-600. Однако оставшиеся 7 ATR 72-600 из приказа 2016 г. остаются под санкциями и находятся на хранении.
В июне 2016 г. Iran Air официально объявила, что ведет переговоры с Boeing о возможных заказ «близок по размеру к соглашению о 118 самолетах Airbus». 21 июня 2016 года компания Boeing объявила, что подписала предварительное соглашение о продаже лайнеров Ирану, что станет одной из крупнейших сделок Исламской Республики с производителем США с момента ослабления торговых санкций в отношении Тегерана. 11 декабря 2016 года компания Boeing объявила о предварительном заказе компанией Iran Air восьмидесяти самолетов при условии «устранения непредвиденных обстоятельств»; заказ состоит из 50 737 MAX 8, 15 777-300ER и 15 777-9.
В апреле 2018 г. генеральный директор Boeing объявил об отсрочке поставок Iran Air до по крайней мере 2019, сославшись на соблюдение процесса правительства США.
В июне 2018 года Boeing объявил, что не сможет поставлять самолеты иранским авиакомпаниям из-за санкций.
Iran Air ранее эксплуатировала следующие самолеты:
Самолет | Флот | Представленный | Списанный | Примечания / Ссылки |
---|---|---|---|---|
Airbus A300B2-200 | 7 | 1980 | 2019 | |
Airbus A300B4-200F | 2 | 2008 | Неизвестно | Самолеты в настоящее время хранятся. |
Airbus A310-200 | 6 | 2001 | 2009 | Бывший парк Turkish Airlines. В настоящее время на хранении находится 3 самолета. |
Airbus A340-200 | 1 | 2007 | 2007 | Арендован и эксплуатируется Conviasa.. Выполняется Тегераном (Мехрабад) - Дамаск - Каракас маршрут. |
Avro York | Неизвестно | Неизвестно | Неизвестно | Эксплуатировался Persian Air Services до слияния с Iranian Airways в 1962 году. |
Beechcraft Model 18 | Неизвестно | Неизвестно | Неизвестно | Эксплуатировался компанией Iranian Airways до слияния в 1962 году с Persian Air Services. |
Boeing 707-300 | Неизвестно | Неизвестно | 2000 | Эксплуатировался Persian Air Services до слияния в 1962 году с Iranian Airways |
Boeing 727-100 | Неизвестно | Неизвестно | 2006 | |
Boeing 727-200 / Adv | 5 | Неизвестно | 2014 | В настоящее время хранится 3 самолета.. EP-IRP был списан как Iran Air 277 |
Boeing 737-200 | 6 | 1971 | 2004 | Хранится на аэрокосмической выставке Тегерана |
Boeing 747 -100B | 6 | 1974 | 2014 | EP-IAM в настоящее время хранится.. 5 самолетов были арендованы у Pan Am и Cargolux. Iran Air была первым и последним эксплуатантом модели |
Boeing 747-100SF | 3 | 1983 | 1986 | Передан ВВС Ирана. |
Boeing 747-200B | 1 | 2007 | 2010 | |
Boeing 747-200F | 4 | 1980 | 2004 | EP-ICC в настоящее время хранится.. Сдается в аренду из ВВС Ирана |
Boeing 747-200M | 3 | 1976 | 2016 | EP-IAG и EP-IAI в настоящее время прекращены красный. |
Boeing 747-400 | 1 | 2017 | 2017 | Арендован у Kabo Air для полетов в хадж |
Boeing 747SP | 4 | 1976 | 2016 | Все самолеты хранятся возле аэропорта Тегерана IKA.. Последний пассажирский коммерческий оператор. |
Convair 240 | Неизвестно | Неизвестно | 1960 | Эксплуатировался компанией Iranian Airways до слияния в 1962 году с Persian Air Services |
de Havilland Dove | Неизвестно | Неизвестно | Неизвестно | |
de Havilland Dragon Rapide | Неизвестно | Неизвестно | Неизвестно | |
Дуглас DC-3 | Неизвестно | Неизвестно | 1972 | |
Дуглас DC-4 | Неизвестно | Неизвестно | 1960 | До слияния в 1962 году, пассажирские версии, выполняемые Iranian Airways, грузовые версии, эксплуатируемые Persian Air Services |
Douglas DC-6B | Неизвестно | Неизвестно | 1972 | |
Douglas DC-7C | Неизвестно | Неизвестно | Неизвестно | Эксплуатировалось Persian Air Services до слияния в 1962 году с Iranian Airways |
Douglas DC-8 | 1 | 1976 | 1977 | Арендован у Martinair |
McDonnell Douglas DC-9 | 1 | 1976 | 1976 | Арендован у Martinair |
Lockheed L- 749 Созвездие | Неизвестно | Неизвестно | Неизвестно | |
Виккерс виконт | Неизвестно | Неизвестно | 1960 |
8 октября 1972 года компания Iran Air разместила заказ у British Aircraft Corporation на два сверхзвуковых самолета Aérospatiale-BAC Concorde и вариант для одного, что делает его последней авиакомпанией, разместившей заказы Concorde для коммерческого использования. Однако компания Iran Air, которая на короткое время зафрахтовала один самолет Concorde для рейсов между Тегераном и Парижем, отменила эти заказы в апреле 1980 года.
Iran Air Tours была основана в 1973 году как дочерняя компания в полной собственности Iran Air, специализирующаяся на чартерных рейсах и туризме. В 2011 году компания была приобретена Hesayar Cooperative Company, которая сама является дочерней компанией Министерства обороны и материально-технического обеспечения Вооруженных сил. Однако Hesayar не выполнил свои финансовые обязательства, и в 2016 году авиакомпания быстро вернулась в частные руки.
Homa Hotel Group была основана в 1979 году правительством Ирана. после завершения национализации гостиничной индустрии. По состоянию на 2016 год он принадлежал Организации социального обеспечения Ирана.
До того, как две компании объединились в 1962 году и образовали Iran Air, Iranian Airways и Persian Компания Air Services имела несколько самолетов с потерями корпуса. Иранские авиалинии потеряли шесть Douglas DC-3 в результате аварий и пожаров в период с 1949 по 1959 год; и один из его Douglas DC-4 был сбит в 1961 году; в то время как Persian Air Services потеряла три Avro York в результате аварий и несчастного случая при техническом обслуживании в период с 1955 по 1959 год. С 1962 года Iran Air потеряла более десятка самолетов в авиакатастрофах и сбитых Рейс 655 компании Iran Air; авиакомпания также пережила двадцать случаев угона своих самолетов.