Airbus A330

редактировать
Широкофюзеляжный двухмоторный реактивный авиалайнер

A330
Бело-красный А330-300 Турецких авиалиний с протянутыми шасси над голубым небом.
Airbus A330-300, первый и самый распространенный вариант, из турецкий Авиакомпания, крупнейшего оператора A330
РольWide-body реактивный авиалайнер
Национальное происхождениеМногонациональное
ПроизводительAirbus
Первый полет2 ноября 1992 г.
Введение17 января 1994 г. с Air Inter
СтатусВ эксплуатации
Основные пользователиTurkish Airlines. Air China. China Eastern Airlines. Delta Air Lines
Производствос 1992 г. по настоящее время
Количество построенных1501 по состоянию на 30 сентября 2020 года
Стоимость программы3,5 миллиарда долларов США (с A340, в долларах 2001 года)
Стоимость единицыA330-200: 238,5 миллиона долларов США (2018 г.). A330-300: 264,2 млн долларов США (2018 г.). A330-200F: 241,7 млн долларов США (2018 г.)
Разработано на основеAirbus A300
ВариантыAirbus A330 MRTT. EADS / Northrop Grumman KC- 45
Разработан вAirbus A330neo. Ai rbus Beluga XL

Airbus A330 - это широкофюзеляжный самолет, они и произведенный Airbus. В середине 1970-х годов Airbus разработал несколько модификаций своего первого авиалайнера A300 и разработал двухрежимный самолет A330 параллельно с квадроциклом A340 .. В июне 1987 года Airbus представила первые заказы на оба проекта. Первый вариант A330-300 совершил свой первый полет в ноябре 1992 года и поступил на вооружение авиакомпании Air Inter в январе 1994 года. Немного более короткий вариант A330-200 последовал за ним в 1998 году.

У А330 такой же корпус с ранними вариантами шасси А340, у него две основные стойки шасси вместо трех, меньший вес и немного другая длина. У обоих авиалайнеров есть электронное управление, а также аналогичная стеклянная кабина для увеличения унификации. A330 был первым авиалайнером Airbus, предлагавшим на выбор три двигателя: General Electric CF6, Pratt Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700. A330-300 имеет дальность 11750 км или 6350 морских миль с 277 пассажирами, более короткий A330-200 может преодолевать 13450 км или 7250 морских миль с 247 пассажирами. Другие варианты включают специализированный самолет A330-200F грузовой, A330 MRTT военный танкер и корпоративный самолет ACJ330. A330 MRTT был предложен в качестве EADS / Northrop Grumman KC-45 для конкурса KC-X ВВС США, но проиграл Boeing KC-46 в апелляции после первой победы.

В июле 2014 г. Airbus анонсировал модернизированный A330neo (новый вариант двигателя), включающий A330-800 / 900, который поступил на вооружение с TAP Air. Португалия в декабре 2018 года. Благодаря более исключительно эффективному турбовентиляторному двигателю Trent 7000 и усовершенствованиям, включая шареты, он обеспечивает на 14% лучшую экономию топлива на одно место. Более ранние A330 (-200 / 200F / 300) теперь называются A330ceo (текущий вариант двигателя).

По состоянию на сентябрь 2020 года заказы на A330 составляли 1818, из которых 1501 был доставлен, а 1432 находились в эксплуатации. Его крупнейшим оператором была Turkish Airlines с 66 самолетами. A330 позволил Airbus расширить свою долю на рынке широкофюзеляжных самолетов. Он конкурирует с Boeing 767 и меньшими вариантами 777 и 787. Его дополняет более крупный Airbus A350 XWB , пришедший на смену A340.

Содержание

Разработка

История вопроса

Реактивные лайнеры Airbus, 1972–1994 гг.
МодельA300 A310 A320 A330A340
Prior. код (а)B10SA2B9. ( TA9)B11. (TA11)
Представлен19721983198819941993
КорпусШирокийШирокийУзкийШирокийШирокий
Двигатели22224
Диапазон4050 нм. 7500 км4350 нм. 8,060 км3000 нм. 5600 км6350 миль. 11760 км7300 морских миль. 13500 км
Сравнение посадочных мест и дальности полета A330 и A340

Первый авиалайнер Airbus, A300, был задуман как часть разнообразного семейства коммерческих самолетов. Для достижения этой цели в начале 1970-х годов были начаты исследования производных от A300. Перед тем, как представить A300, Airbus идентифицировал девять возможных вариантов обозначенных B1 - B9. Десятый вариант, A300B10, был разработан в 1973 году и преобразован в самолет большей дальности Airbus A310. Затем Airbus сосредоточил свои усилия на исследованиях узкофюзеляжных самолетов (SA), создаваемое семейство авиалайнеров, известное как семейство Airbus A320, первый коммерческий самолет с цифровым дистанционным управлением контроль. Во время этих исследований Airbus снова обратил свое внимание на рынок широкофюзеляжных самолетов, одновременно над ним обоими проектами.

В середине 1970-х годов Airbus начал использовать A300B9, более крупной производной от A300, которая должна была в итоге стать А330. По сути, B9 представляет собой удлиненный А300 с таким же крылом, в сочетании с самыми мощными из доступных турбовентиляторных двигателей . Он был нацелен на растущий спрос на трансконтинентальные магистральные маршруты большой пропускной способности, средней дальности. Предлагая ту же дальность и полезную нагрузку, что и McDonnell Douglas DC-10, но с увеличенной на 25% топливной экономичностью, B9 рассматривал как жизнеспособная замена DC-10 и Lockheed L-1011. TriStar триджеты. Он также рассматривался как преемник A300 средней дальности.

В то же время в разработке находилась 200-местная версия с четырьмя двигателями B11 (которая имела значение A340). Изначально планировалось, что B11 заменил узкофюзеляжные Boeing 707s и Douglas DC-8, которые использовались в коммерческих целях, но позже он будет развиваться, чтобы нацеливаться на дальнобойные и широкополосные самолеты. кузов trijet рынок замены. Чтобы отличаться от серии SA, B9 и B11 были переименованы в TA9 и TA11, где TA означает «двойной проход». Затраты на план были сокращены за счет того, что два самолета использовали одинаковые фюзеляж и крыло, с прогнозируемой экономией в 500 миллионов долларов США. Еще одним фактором было разделение предпочтений сотрудников Airbus и, что более важно, используя клиентов; Твинджеты предпочитают в Северной Америке, квадроциклы в Азии, Европе у операторов были смешанные взгляды. В конце концов, Airbus использует возможности одного неработающего двигателя из-за их освобождения от одного неработающего двигателя. В результате в планах разработки приоритет отдается четырехмоторному TA11 перед TA9.

Проектные усилия

По сравнению с двухрежимным самолетом A330 (на четыре земле), более тяжелый A340 (в полете) имеет двигатель и центральный двигатель. линейное колесо тележка

Первые спецификации для TA9 и TA11, самолетов, которые могли связать 410 пассажиров в одноклассной компоновке, появились в 1982 году. Они показали большую грузовую площадку под поломку, которая могла вместить пять грузовых контейнеров LD3 в носовой части и поддона или четырнадцать грузовых контейнеров LD3 в кормовой части - вдвое больше, чем у Lockheed L-1011 TriStar или DC-10, и на 8,46 метра (27,8 футов) длиннее, чем у Airbus A300. К июню 1985 года TA9 и TA11 получили усовершенствований, включая использование кабины пилота A320 , цифровой системы управления полетом по проводам (FBW) и бокового джойстика контроль. Airbus разработала общую кабину для своих моделей самолетов, чтобы пилоты могли быстро перемещаться между ними. Летные экипажи могли переходить с одного типа на другой после всего одной недели обучения, что снижает расходы оператора. Два ТА будут использовать вертикальный стабилизатор, руль направления и круглые секции фюзеляжа A300-600, расширенные двумя секциями ствола.

Airbus вкратце рассмотрел крыло с переменным углом развала колес, концепция, которая требует изменения профиля крыла для данного этапа полета. Исследования проводились British Aerospace (BAe), в настоящее время входящей в состав BAE Systems, в Hatfield и Bristol. По оценкам Airbus, это добавление увеличения аэродинамической эффективности на два процента, но эта функция отклонена из-за этой стоимости и сложности разработки. Настоящее крыло с ламинарным обтеканием (форма с низким сопротивлением, повышающая топливную эффективность) также рассматривало, но отклонено.

При наличии необходимого наблюдательного совет Airbus одобрил одобрил A330 и А340 с потенциальными клиентами 27 января 1986 года. Его председатель Франц Йозеф Штраус указывает, что «Airbus Industrie в состоянии завершить подробное техническое определение TA9, теперь обозначенное как A330, и TA11, теперь называемый A340, с потенциальными соглашениями-заказчиками, и удовлетворить с ними Первоначально обозначения были поменяны местами и поменялись местами, поэтому в названии четырехреактивного авиалайнера была цифра «4». Airbus надеялся, что пять авиакомпаний подпишут контракт и на A330, и на A340, и 12 мая разослали предложения о Продажа наиболее вероятным кандидатам, включая Lufthansa и Swissair.

Двигатели

С самого начала разработки TA9 на выбор двигатели от трех основных производителей двигателей: Rolls-Royce, Pratt Whitney и GE. Авиация, планировалась GE Aviation первой предложила модель CF6-80C2., что для увел ичения начальной мощности с 267 до 289 кН (от 60 000 до 65 000 фунт-сила ) требовалось больше тяги. GE увеличила вентилятор CF6-80C2 с 236 до 244 см (от 92,9 до 96,1 дюйма) и уменьшила количество лопастей вентилятора с 38 до 34, чтобы создать CF6-80E1 с тягой 300–320 кН (

Rolls-Royce изначально хотел использовать 267 кН (60000 фунтов силы) Trent 600 в новейшем двухрежимном двигателе Airbus. и грядущий McDonnell Douglas MD- 11. Однако компания согласилась разработать двигатель Trent 700 A330 с большим диаметром и тягой 311 кН (69 900 фунтов силы). A330 стал первым самолетом Airbus, на котором Rolls-Royce поставил двигатели.

Аналогичным образом, Pratt Whitney подписал соглашение, касающееся разработки эксклюзивного A330 PW4168. мер вентилятора с 94 дюймов (2,39 м) до 100 дюймов (2,54 м), что требуется двигателю дополнительно тягу в 311 кН (69 900 фунтов силы). Как и в случае с CF6-80E1, 34 лопасти использовались вместо 38 на меньших двигателях PW4000.

Производство и испытания

Линия окончательной сборки A330 в Тулузе, 2007

В рамках подготовки к производству A330 и A340 партнеры Airbus вложили значительные средства в новые производственные мощности. На юго-западе Англии BAe инвестировала 7 миллионов фунтов стерлингов в трехэтажный технический центр площадью 15 000 м (161 000 кв. Футов) по адресу Filton. В северном Уэльсе BAe также потратила 5 миллионов фунтов стерлингов на новую производственную линию на своем заводе по производству крыльев Broughton. В Германии Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) инвестировала немецких марок 400 миллионов (225 миллионов долларов) в производственные мощности в устье Везер, в том числе в Бремен, Айнсварден, Варель и Гамбург. Самые большие инвестиции были сделаны во Франции: Aérospatiale построила новый Fr. 2,5 миллиарда (411 миллионов долларов) завода по окончательной сборке рядом с аэропортом Тулуза-Бланьяк в Коломье ; к ноябрю 1988 г. были возведены опоры нового актового зала Клеман Адер. Процесс сборки включает повышенную автоматизацию, например, сверление отверстий роботами и установку крепежа во время стыковки крыла с фюзеляжем.

12 марта 1987 года Airbus получил первые заказы на двухрежимный двигатель. Внутренняя французская авиакомпания Air Inter разместила пять твердых заказов и двенадцать опционов, а Thai Airways International запросила восемь самолетов, равномерно распределенных между твердыми заказами и опционами. На следующий день Airbus объявил, что официально запустит программы A330 и A340 к апрелю 1987 года, при этом поставку A340 начнутся в мае 1992 года, а поставку A330 - в 1993 году. Northwest Airlines подписали письмо о намерениях. на двадцать А340 и десять А330 31 марта.

В конечном итоге она получила 450 миллионов фунтов стерлингов финансирования от правительства Великобритании, что значительно меньше 750 миллионов фунтов стерлингов, которые компания использует запросила на проектирование и строительство крыльев. Правительство Германии и Франции также предоставили финансирование. Airbus заключил субподрядные контракты с компаниями в Австралии, Австрии, Канаде, Китае, Греции, Италии, Индии, Японии, Южной Корее, Португалии, США и бывшей Югославии. Имея финансирование, Airbus запустил программы A330 и A340 5 июня 1987 года, незадолго до Парижского авиасалона. На тот момент портфель заказов составляет 130 самолетов от десяти клиентов, включая арендодателя International Lease Finance Corporation (ILFC). Из общего числа заказов сорок один приходился на A330. В 1989 году азиатский авиаперевозчик Cathay Pacific присоединился к списку покупателей, заказав девять A330, а позже увеличив это число до одиннадцати.

Сопряжение крыла с фюзеляжем первого A330, десятого. планер линейки A330 и A340 начался в середине февраля 1992 года. Этот самолет, покрытый антикоррозийной краской, был выпущен 31 марта без двигателей General Electric CF6-80E1, которые были установлены Август. Во время статических испытаний крыло вышло из строя чуть ниже необходимого; Позже инженеры BAe решили проблему. На авиасалоне в Фарнборо в 1992 году компания Northwest отложила поставила шестнадцати А330 до 1994 года после отмены заказов на А340.

Первый прототип А330. Он был спущен на воду 14 октября 1992 года, первый полет - 2 ноября.

Первый завершенный А330 был выпущен 14 октября 1992 года, а первый полет последовал за ним 2 ноября. При весе 181 840 кг (401 000 фунтов), включая 20 980 кг (46 300 фунтов) испытательного оборудования, А330 стал самым большим двухдвигательным самолетом, который совершал полеты, до более позднего первого полета Боинга 777. Полет длился пять часов пятнадцать минут, в течение которых были проверены скорость, высота и другие параметры полета. Airbus планировал, что программа испытательных полетов будет шесть самолетов, налет в общей сложности 1800 часов. 21 октября 1993 года самолет Airbus A330 получил сертификаты Европейского авиационного управления Объединенного авиационного управления (JAA) и Федерального авиационного управления (FAA) США одновременно после 1114 суммарных часов испытаний в воздухе и 426 испытательных полетов.. В то же время весовые испытания прошли благоприятно, показав, что имел меньший вес на 500 кг (1100 фунтов).

30 июня 1994 произошла авария со смертельным исходом во время сертификации Pratt. Whitney после крушения А330 недалеко от Тулузы. Оба пилота и пятеро пассажиров погибли. Полет был разработан для реакции реакции автопилота во время наихуд сценария с одним выключенным двигателем с центром тяжести вблизи его кормовой границы. Вскоре после взлета у пилотов возникли проблемы с настройкой автопилота, самолет потерял скорость и разбился. Расследование, проведенное внутренним отделением Генеральное направление авиации, пришло к выводу, что авария произошла в результате реакции и неправильного действия экипажа во время восстановления. Это привело к пересмотру рабочих процедур А330.

Ввод в эксплуатацию

Оператор запуска Air Inter представил A330-300 17 января 1994 года.

Эйр Интер стал первым эксплуатант А330, который ввел самолет в эксплуатацию 17 января 1994 года между аэропортом Орли, Париж, и Марселем. Поставки в Malaysia Airlines (MAS) и Thai Airways International были отложены из-за расслоения композитных материалов в реверсоре тяги двигателя PW4168 сборка. Thai Airways получила свой первый А330 во второй половине года, эксплуатируя его на рейсах из Бангкока в Тайбэй и Сеул. Cathay Pacific получила свои Trent 700 A330 после сертификации этого двигателя 22 декабря 1994 года. MAS получила свой A330 1 февраля 1995 года, а затем изменила график своих других десяти заказов.

Airbus планировал, что A330 будет участвовать в соревнованиях по категории Стандарты эксплуатационных характеристик с двумя двигателями с увеличенной дальностью полета (ETOPS), в частности, с Boeing 767. (ETOPS - это стандарт, который позволяет выполнять полеты на большие расстояния вдали от альтернативного аэропорта для самолетов, которые соответствуют специальным стандартам проектирования и испытаний.) Вместо подхода «ETOPS из коробки» или «Early ETOPS», принятого Boeing с его 777, Airbus постепенно увеличивал допуск ETOPS для A330, используя опыт эксплуатации. Airbus предположил, что А340 и А330 по сути идентичны, за исключением номера двигателя, и что опыт А340 может быть применен для получения сертификата ETOPS для А330. Планировалось, что все три типа двигателей будут введены в эксплуатацию с 90-минутным утверждением, затем увеличатся до 120 минут после того, как весь парк A330 накопит 25 000 летных часов, а затем до 180 минут после 50 000 летных часов в 1995 году. Aer Lingus и Cathay Pacific были двумя важными авиакомпаниями, которые помогали Airbus в этом начинании, увеличивая количество рабочих часов на рейсах за океаном. В ноябре 2009 года A330 стал первым самолетом, получившим одобрение ETOPS-240, которое с тех пор предлагалось Airbus в качестве опции.

Дальнейшие разработки

A330-200 впервые совершил полет 13 августа 1997 года. 534>Canada 3000 был первым эксплуатантом A330-200 в апреле 1998 г.

Первоначально GE90 был только одним из трех вариантов B777 и GE Aviation тогдашний генеральный директор Брайан Х. Роу заплатил бы за разработку и установил его на А330; однако стратегией Airbus для дальнемагистральных перевозок был четырехмоторный А340, который не попадал на рынок в пользу близнецов.

В ответ на снижение продаж А330-300 увеличилось проникновение на рынок Boeing 767-300ER и по запросам авиакомпаний на увеличенную дальность полета и меньшие размеры, Airbus разработал Airbus A330-200. Известный в процессе разработки как A329 и A330M10, A330-200 будет предлагать на девять процентов более низкие эксплуатационные расходы, чем Boeing 767-300ER. Самолет был нацелен на сектор 11 900 км (6 430 миль ; 7,390 миль ), где Airbus прогнозировал спрос на 800 самолетов в период с 1995 по 2015 год. Проект с ожидаемой стоимостью 450 миллионов долларов США. Затраты на разработку были одобрены наблюдательным советом Airbus Industrie 24 ноября 1995 года.

Первый полет A330-200 состоялся 13 августа 1997 года. В течение шестнадцатимесячного процесса сертификации было проведено 630 часов испытательных полетов. Первым заказчиком A330-200 была компания ILFC; эти самолеты были арендованы Canada 3000, которая стала первым эксплуатантом этого типа.

Пока Airbus работал над своим A330-200, гидравлический насос сообщил о проблемах обоих A330. и операторы А340. Эта проблема была предполагаемой причиной пожара, в результате которого в январе 1994 года был уничтожен самолет Air France A340-200. 4 января того же года самолет Malaysia Airlines A330-300 во время регулярного технического обслуживания в Сингапуре Аэропорт Чанги сгорел в результате пожара, который начался в правом колодце ходовой части. В результате инцидента был нанесен ущерб в размере 30 миллионов долларов США, а ремонт самолета занял шесть месяцев. Следовательно, в январе 1997 года операторам было рекомендовано отключить электрические насосы.

Грузовое судно A330-200F впервые было доставлено Etihad Cargo в июле 2010 года

Реагирование на отставание A300-600F и A310F, Airbus начала продавать Airbus A330-200F, грузовой вариант A330-200, примерно в 2001 году. Дальность полета грузового самолета составляет 7400 км (4000 миль; 4600 миль) при 65 тонн (140000 фунтов) полезной нагрузки или 5900 км (3200 миль; 3700 миль) при 70 тоннах (150000 фунтов). В самолете используется то же носовое вооружение, что и в пассажирской версии; однако он прикреплен ниже к фюзеляжу и заключен в характерный выпуклый «блистерный обтекатель». Это поднимает нос самолета так, чтобы грузовая палуба выровнялась во время загрузки, поскольку стандартное шасси А330 приводит к тому, что самолет оказывается носом вниз на земле.

A330-200F совершил свой первый полет на 5 ноября 2009 г. Это ознаменовало начало четырехмесячной 180-часовой программы сертификации. Сертификаты JAA и FAA ожидались к марту следующего года, хотя утверждение JAA было отложено до апреля. Впоследствии первая поставка была доставлена ​​грузовому подразделению Etihad Airways, Etihad Cargo, в июле 2010 года.

25 сентября 2013 года на выставке Aviation Expo China (Beijing Airshow) Airbus анонсировал новый вариант A330-300 с меньшим весом, оптимизированный для использования на внутренних и региональных маршрутах на быстрорастущих рынках с большой численностью населения и концентрированными транспортными потоками; Китай и Индия были признаны главными целями. Этот вариант мог перевозить до 400 пассажиров. Однако повышение эффективности происходит больше за счет установки большего количества сидений, чем за счет снижения веса. На относительно коротких, но загруженных маршрутах A330 конкурирует с узкофюзеляжными лайнерами. Хотя эксплуатационные расходы A330 в этих условиях не намного выше, чем у Boeing 737 или Airbus A321, A320neo и 737 MAX обещают большую эффективность. Там, где частота полетов не может быть увеличена, использование более крупных самолетов, таких как A330, является единственным доступным вариантом увеличения вместимости. Первым заказчиком A330 Regional было объявлено как Saudia на Парижском авиасалоне в 2015 г.

Новый вариант двигателя

Первый полет A330-900neo 19 октября 2017 г.

A330neo («neo» для «нового варианта двигателя») является развитием первоначального A330 (теперь A330ceo - «текущий вариант двигателя»). Новая версия с современными двигателями, разработанная для Boeing 787, была востребована владельцами нынешнего A330. Он был запущен в июле 2014 года на авиашоу в Фарнборо, обещая на 14% лучшую экономию топлива на одно место. Он будет использовать исключительно более крупный Rolls-Royce Trent 7000. Две его версии основаны на A330-200 и -300: -800 должен преодолевать 8150 морских миль (15 090 км) с 257 пассажирами, а -900 должен преодолевать 7200 морских миль (13 330 км) с 287 пассажирами. Самолет -900 совершил свой первый полет 19 октября 2017 года, получил сертификат типа EASA 26 сентября 2018 года и впервые был доставлен в TAP Air Portugal 26 ноября. Самолет -800 совершил свой первый полет 6 ноября 2018 года, нацеленный на сертификацию типа в середине 2019 года и поставку в первой половине 2020 года.

Отключение двигателей в рабочем состоянии

Несколько остановов в полете самолетов A330-300 с двигателем Trent 700. 11 ноября 1996 года отказ двигателя на рейсе Cathay Pacific вынудил его вернуться в Хошимин. 17 апреля 1997 года у дочерней компании Cathay Pacific Dragonair произошла остановка двигателя на A330 из-за загрязнения углеродом масляного фильтра масляного фильтра. В результате Cathay Pacific самостоятельно приостановила выполнение 120-минутного разрешения ETOPS. Другой отказ двигателя произошел 6 мая во время набора высоты на самолете Cathay Pacific A330 из-за неисправности подшипника в коробке передач Hispano-Suiza, построенной . Три дня спустя на самолете Cathay Pacific A330 во время набора высоты во время полета из Бангкока в Гонконг произошло падение давления масла и, как следствие, остановка двигателя, что вынудило его вернуться в Бангкок. Причина заключалась в загрязнении металла в главной микросхеме двигателя. После отказа пятого двигателя 23 мая компании Cathay Pacific и Dragonair добровольно остановили свой парк А330 на две недели, что привело к серьезным сбоям в работе, поскольку одиннадцать самолетов А330 компании Cathay составляли пятнадцать процентов его пассажировместимости. Rolls-Royce и Hispano-Suiza разработали новую систему смазки, чтобы решить эту проблему.

Есть проблемы и с другими двигателями: 14 июля 2015 года самолет Asiana PW4000 был остановлен в полете. 15 января 2017 г. самолет Air Europa CF6 был остановлен в полете, 28 декабря 2017 г. самолет Aer Lingus CF6 был остановлен в полете, 18 января 2018 г. Malaysia Airlines PW4000 был остановлен в полете, 13 февраля 2018 г. загорелся самолет Delta Air Lines PW4000, 29 мая 2018 г. у самолета Delta Air Lines PW4000 возникла вибрация двигателя, 1 июня 2018 г. a Qantas CF6 был остановлен в полете, 1 октября 2018 г. у China Airlines CF6 возникла проблема с двигателем, а 5 ноября 2018 г. у Brussels Airlines PW4000 был остановлен в полете.

Производство

1 000-й А330 был доставлен 19 июля 2013 г.

Airbus объявил в феврале 2011 г., что намеревается поднять темпы производства с семи с половиной до восьми в месяц до девяти в месяц через 20 12 и десять самолетов в месяц в 2013 году. Производство увеличилось до 10 самолетов в месяц в апреле 2013 года, что является самым высоким показателем среди широкофюзеляжных самолетов Airbus. В 2012 году Airbus ожидал, что продажи A330 продолжатся как минимум до 2020 года, а A350-900 заменит A330-300.

19 июля 2013 года Airbus поставил свой тысячный A330. в Cathay Pacific. A330 стал первым широкофюзеляжным авиалайнером Airbus, доставившим 1000 грузов, и четвертым широкофюзеляжным авиалайнером, достигшим такого рубежа после Boeing 747, 767 и 777. По состоянию на январь 2019 года было заказано в общей сложности 1496 самолетов A330cea, из которых было поставлено 1437.

В декабре 2014 года Airbus объявила, что сократит производство A330 до девяти самолетов в месяц с десяти из-за падения заказов. Airbus не исключает дальнейшего сокращения производства. Объявление привело к немедленному падению стоимости акций Airbus Group, поскольку значительную часть своего денежного потока и чистой прибыли компания получает от программы A330; Финансовые последствия A330 усиливаются на фоне проблем, связанных с программами A350 и A380. В феврале 2015 года Airbus объявил, что еще одно сокращение производства до шести самолетов в месяц начнется в первом квартале 2016 года. Это продлит производство A330ceo до июля 2017 года, что позволит плавно перейти к производству A330neo, которое должно было начаться весной. 2017. В феврале 2016 года Airbus объявил о повторном увеличении производительности с 6 до 7 в месяц в ответ на новые заказы на А330.

В апреле 2018 года Airbus объявил о дальнейшем снижении ставок в ответ на ослабление спрос до 50 самолетов в год или 4-5 самолетов в месяц в 2019 году. В 2019 году Airbus поставил 53 A330 (включая 41 A330neos), в том числе некоторые из них были отложены с 2018 года, и собирался достичь показателя 40 самолетов в год, чтобы отразить более низкий спрос для широкофюзеляжных, так как отставание достигло 331 (включая 293 A330neos) - или 8,3 года производства.

Последний A330-200 был доставлен на OpenSkies (работал на УРОВНЕ ) 1 октября 2019 г. Последний построенный А330-300 был доставлен в аэропорт Брюсселя 28 февраля 2020 года и Aer Lingus доставлены 4 марта 2020 года, в то время как четыре завершенных A330-300 для проблемных Hong Kong Airlines все еще не были доставлены. Производство A330 MRTT / KC-30B и Beluga XL продолжается на A330neo.

из-за воздействия пандемии COVID-19 на авиацию, в 2020 году спрос на новые самолеты снизился, и Airbus сократила ежемесячное производство с 4,5 до двух А330. В сентябре 2020 года было поставлено 1500 самолетов A330, это первый двухфюзеляжный самолет Airbus, который сделал это; только Boeing 747 и 777 ранее достигали этого порога.

Конструкция

Ходовая часть A330 была убрана, показывая вид снизу A330 во время полета. Под каждым крылом находится турбовентиляторный двигатель. Вид сверху A330-200, показывающий его удлинение крыла 10,06 и стреловидность крыла 30 ° Восемь в ряд, 2-4-2 эконом-класс Кабина А330. Все приборы и дисплеи включены. Два сиденья занимают обе стороны кабины, разделенные центральной консолью. Самолет с проводным управлением A330 / A340 сохраняет шестиэкранную стеклянную кабину A320 .

A330 - это широкофюзеляжный самолет средних размеров с двумя двигателями, подвешенными на пилонах под крыльями. Передняя часть шасси с двумя колесами и две основные опоры тележки с четырьмя колесами производства Messier-Dowty поддерживают самолет на земле. Его MTOW увеличился с 212 тонн (467 000 фунтов) при введении в эксплуатацию до 242 тонн (534 000 фунтов) в 2015 году, что повысило его дальность действия. Джон Лихи заявляет, что его удерживали намеренно снижение взлетной массы и характеристик, поскольку Airbus избежал перекрытия с A340.

Планер A330 оснащен низкопланом рычажным монопланом с крылом, практически идентичным крылу A340-200 / 300. На А330-300 один двигатель установлен на внутреннем пилоне, а положение внешнего пилона не используется; для A340-300 используются оба пилона двигателя, что позволяет крылу A340-300 выдерживать более высокую (ограниченную крылом) взлетную массу. Это связано с тем, что два двигателя А340 на каждом крыле обеспечивают более равномерное распределение силы (веса двигателя) по крылу, в то время как противодействующий момент общей массы двигателя расположен дальше за бортом, при этом больший вес двигателя расположен дальше за бортом крыла, следовательно, крыло изгибающий момент корня при равном TOW у A340-300 меньше, чем у A330-300. Крылья были спроектированы и изготовлены компанией BAe, которая разработала длинное тонкое крыло с очень высоким удлинением для обеспечения высокой аэродинамической эффективности.

Крыло имеет стреловидность назад под углом 30 градусов и, наряду с другими конструктивными особенностями, позволяет максимальное рабочее число Маха 0,86. Для достижения большого размаха и высокого удлинения без большого ухудшения веса крыло имеет относительно высокое отношение толщины к хорде, составляющее 11,8% или 12,8%. У реактивных авиалайнеров отношение толщины к хорде варьируется от 9,4% (MD-11 или Boeing 747 ) до 13% (Avro RJ или 737 Классика ). Each wing also has a 2.74 m (9 ft 0 in) tall winglet instead of the wingtip fences found on earlier Airbus aircraft.

The shared wing design with the A340 allowed the A330 to incorporate aerodynamic features developed for the former aircraft. The failure of International Aero Engines ' radical ultra-high-bypass V2500 "SuperFan", which had promised around 15 per cent fuel burn reduction for the A340, led to multiple enhancements including wing upgrades to compensate. Originally designed with a 56 m (180 ft) span, the wing was later extended to 58.6 m (190 ft) and finally to 60.3 m (200 ft). At 60.3 m (200 ft), the wingspan is similar to that of the larger Boeing 747-200, but with 35 percent less wing area.

The A330 and A340 fuselage is based on that of the Airbus A300 -600, with many common parts, and has the same external and cabin width: 5.64 m (19 ft) and 5.26 m (17 ft). Typical seating arrangements are 2–2–2 six-abreast in business class and 2–4–2 eight-abreast in economy class. The fin, rudder, elevators, horizontal tail plane are used as fuel tank, flaps, ailerons and spoilers; they are made of composite materials, making 10% of the structure weight. When necessary, the A330 uses the Honeywell 331–350C auxiliary power unit (APU) to provide pneumatics and electrical power.

The A330 shares the same glass cockpit flight deck layout as the A320 и A340 с электронными приборными дисплеями, а не механическими датчиками. Вместо обычного рычага управления кабина экипажа оснащена элементами управления боковым джойстиком, шестью основными дисплеями и системой электронных летных приборов (EFIS), которая охватывает навигационные и полетные дисплеи, а также Электронный централизованный монитор самолета (ECAM). Помимо кабины экипажа, A330 также имеет систему дистанционного управления, общую для семейства A320, A340, A350 и A380. Он также оснащен тремя основными и двумя дополнительными системами управления полетом, а также системой защиты пределов диапазона полета , которая не позволяет маневрам превышать аэродинамические и конструктивные пределы самолета.

Варианты

С запуском Airbus A330neo существующие члены семейства Airbus A330 (A330-200, 200F, 300 и MRTT) получили название Airbus A330ceo («текущий вариант двигателя»).

A330ceo

A330-300

Белый А330 над водой, с маркировкой Cathay Pacific и ее логотипом на вертикальном стабилизаторе, шасси выдвинуто Первоначальный вариант, A330-300 длиной 63,7 м (209 футов) из Cathay Pacific, крупнейшего оператора

Работает на двух General Electric CF6-80E1, Pratt Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700, двигатели длиной 63,69 м (208 футов 11 дюймов) -300 имеют дальность полета 11750 км / 6350 миль, обычно перевозит 277 пассажиров с ограничением выхода 440 и 32 контейнера LD3. Он получил европейскую и американскую сертификацию 21 октября 1993 года после 420 испытательных полетов продолжительностью 1100 часов. Самолет -300 вступил в строй 16 января 1994 года. Самолет A330-300 основан на вытянутом фюзеляже A300, но с новыми крыльями, стабилизаторами и системами управления полетом.

В 2010 году Airbus предложила новую версию модели −300 с максимальной полной массой, увеличенной на две тонны до 235 тонн. Это позволило увеличить дальность полета на 120 миль (220 км; 140 миль), а также увеличить полезную нагрузку на 1,2 т. В середине 2012 года Airbus предложила еще раз увеличить максимальную полную массу до 240 тонн. Его планируется реализовать к середине 2015 года. Эта версия −300 будет иметь дальность полета на 400 миль (740 км; 460 миль) и будет нести на 5 т больше полезной нагрузки. Он будет включать усовершенствования двигателя и аэродинамики, снижающие расход топлива примерно на 2%. В ноябре 2012 года было объявлено, что полная масса увеличится с 235 т до 242 т, а дальность полета увеличится на 500 миль (926 км; 575 миль) до 6100 миль (11300 км; 7020 миль). Airbus также планирует впервые активировать центральный топливный бак для модели -300.

По состоянию на февраль 2019 года в общей сложности было заказано 789 из -300, из которых 766 были доставлены, с 745 в эксплуатации. В Прейскурантная цена на 2015 год составляет 264 миллиона долларов. Ближайшими конкурентами были Boeing 777-200 / 200ER и снятый с производства McDonnell Douglas MD-11.

A330-300HGW

Первые 242 т (534 000 фунтов) A330-300 был доставлен Delta Air Lines в мае 2015 года.

В 2000 году сообщалось, что Airbus изучает версию A330-300 с большей массой. Он получил название A330-300HGW и имел взлетную массу 240 тонн (530 000 фунтов), что на 7 тонн (15 000 фунтов) больше веса -300 в то время. Версия будет усиленное крыло и дополнительный запас топлива из топливного бака центральной секции объемом 41 600 литров (11 000 галлонов США). Дальность полета A330-300HGW была увеличена до более чем 11 000 км (5 940 миль; 6840 миль). Среди тех, кто проявил интерес, была лизинговая компания ILFC, которая искала авиалайнеры, которые могли бы летать с западного побережья США в Европу.

Электроэнергия должна быть обеспечена всеми тремя двигателями, предлагаемыми для A330-200 и A330-300 с меньшим общим весом. Airbus также рассматривал возможность использования нового двигателя Engine Alliance GP7000 для A330-300HGW, который мог бы стать первым двухрежимным двигателем. -300HGW должен был поступить в авиалинии в 2004 году. Однако программа -300HGW не была запущена и незаметно исчезла.

240-тонный A330 снова появился на свет годы спустя, когда Airbus объявил на авиашоу Фарнборо в 2012 году, что он будет доступен как для A330-300, так и для A330-200. В ноябре 2012 года максимальная взлетная масса была увеличена до 242 тонн. Первый из этих самолетов был доставлен Delta Air Lines 28 мая 2015 года.

A330 Regional

В сентябре 2013 года Airbus анонсировала версию A330-300, называется A330 Regional или A330-300 Regional. A330 Regional может вместить до 400 пассажиров, с уменьшенной тягой двигателя, уменьшенной максимальной взлетной массой до 199 т (439 000 фунтов) и уменьшенной дальностью полета до 2700 морских миль (5000 км; 3110 миль). Утверждается, что максимальная взлетная масса этих самолетов - это «простая модернизация до 242 т (534 000 фунтов)», что представляет собой версию с увеличенной дальностью полета с дальностью полета 6350 миль (11 800 км; 7310 миль). Утверждается, что его эксплуатационные расходы на 26% ниже, чем у версии с большей дальностью полета A330-300.

18 августа 2016 года Airbus доставил первый A330 Regional для Саудовской Аравии.

A330-200

Двухмоторный пассажирский самолет с почти убранным шасси -200 на 4,85 м (15,9 фута) короче, чем -300, China Eastern - крупнейший оператор этого типа.

A330-200 - это укороченный вариант с большей дальностью действия, который поступил на вооружение в 1998 году с Korean Air. Типичная дальность полета с 253 пассажирами в трехклассной конфигурации составляет 13 400 км (7 240 морских миль; 8 330 миль). A330-200 на десять шпангоутов короче, чем оригинальный −300, имеет длину 58,82 м (193 фута 0 дюймов). Чтобы компенсировать меньшее плечо момента более короткого фюзеляжа, высота вертикального стабилизатора -200 была увеличена на 104 см (40,9 дюйма). Крыло −200 также было модифицировано; Конструктивное усиление крыла обеспечивает увеличить максимальную взлетную массу −200 до 229,8 тонны (507 000 фунтов). Модель -200 предлагает три типа двигателей, аналогичных тем, которые используются на модели -300, и именно: General Electric CF6-80E, Pratt Whitney PW4000 или Rolls- Ройс. Трент 700. Airbus также увеличил запас топлива до 139 100 л (36 700 галлонов США ), добавив топливный бак центральной секции, входящий в стандартную комплектацию A340.

Новый вертикальный стабилизатор представлен в 2004 году, начиная с MSN 555. Этот новый стабилизатор короче по высоте на 50 см (20 дюймов) был заимствован из конструкции вертикального стабилизатора A340-500 и -600, позже став стандартом для всех новых A330-200.

В 2008 году Airbus опубликовал планы по выпуску версии A330-200 с более высокой полной массой , чтобы более эффективно конкурировать с Boeing 787 Dreamliner. У нового увеличена A330-200HGW была на 5 тонн максимальная взлетная масса, что позволило увеличить дальность полета на 560 километров (302 миль; 348 миль) и увеличить полезную нагрузку на 3,4 тонны (7500 фунтов). Korean Air стал первым заказчиком 27 февраля 2009 г., заказав шесть самолетов −200HGW. Поставки первого самолета начались в 2010 году.

В середине 2012 года Airbus предложила еще одну версию −200 с максимальной массой, увеличенной на 2 т до 240 т. У этой версии дальность полета увеличена на 270 миль. Усовершенствования двигателя и аэродинамики снизили расход топлива примерно на 2%. В ноябре 2012 года было объявлено, что полная масса будет увеличена до 242 т, запас хода будет увеличен на 350 миль (650 км; 400 миль) по сравнению с 238-тонной версией. Он был сертифицирован EASA 8 сентября 2015 года.

По состоянию на февраль 2019 года было заказано 665 самолетов −200, из которых 634 поставлены, а 619 самолетов находятся в эксплуатации. Прейскурантная цена на 2018 год составляет 238,5 миллиона долларов. −200 конкурирует с Boeing 767-300ER и в меньшей степени с 767-400ER, а также с новым 787 Dreamliner. В 1998 году недавно поставленный А330-200 был оценен в 94 миллиона долларов, в 2005 году он вырос более чем на 100 миллионов долларов, но снизился почти до 75 миллионов долларов в 2019 году, поскольку рынок отдает предпочтение самолетам -300 и A330neo.

A330-200F

Выпуклость под носом A330-200F исправляет характерное для пассажирских версий положение носа вниз.

A330-200F - это полностью грузовая версия A330-200, способная перевозить 65 т (140 000 фунтов) на расстояние 7 400 км. (4000 миль; 4600 миль) или 70 т (150 000 фунтов) до 5900 км (3200 миль; 3700 миль). Чтобы преодолеть стандартный угол опускания носа корпуса A330 на земле, в A330F используется измененная компоновка носовой части шасси, чтобы обеспечить ровную палубу во время погрузки груза. Используется обычная ходовая часть А330-200, но ее точки крепления расположены ниже в фюзеляже, поэтому требуется характерный блистерный обтекатель на носовой части для размещения убранной передней опоры. Питание обеспечивается двумя двигателями Pratt Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700. General Electric не предлагать двигатель для A330-200F.

По состоянию на февраль 2019 года Airbus поставил 38 самолетов с четырьмя невыполненными заказами. Прейскурантная цена составляет 241,7 миллиона долларов. Помимо грузовых самолетов новой постройки, Airbus предложила переоборудовать авиалайнеры -200 из пассажирских в грузовые. A330-200F имеет размеры между 767-300F и 777F, но уступает обеим моделям Boeing по заказам и поставкам.

A330P2F

Первый A330- 200P2F был доставлен в EgyptAir Cargo 3 августа 2018 года без выпуклости

На выставке Singapore Airshow в феврале 2012 года была запущена программа конверсии грузового самолета A330P2F , спроектирован ST Aerospace при поддержке Airbus, а промышленное производство и сбыт осуществляется их Дрезденским совместным предприятием Эльба Flugzeugwerke. Ориентируясь на выпуск в 2016 году, Airbus оценил потребность рынка в 2700 грузовых самолетах за 20 лет, половину которых - среднего размера, включая 900 конверсий.

A330-300P2F, адаптированный для экспресс-доставки и электронная коммерция более низкой плотности, может перевозить до 62 т (137 000 фунтов) на расстояние 3 650 миль ( 6760 км). После летных испытаний в октябре 2017 года и выдачи дополнительных сертификатов типа EASA в ноябре, первый был доставлен в DHL 1 декабря. A330-200P2F может перевозить 61 тонну (134 000 фунтов) на расстоянии 4250 миль (7870 км). После июньских летных испытаний и STC в июле был доставлен в EgyptAir Cargo 3 августа 2018 года.

A330neo

A330-800

Airbus A330-800 основан на A330-200, с модификациями салона, более крупными двигателями Trent 7000 и улучшенной аэродинамикой. Первый полет A330-800 состоялся 6 ноября 2018 года.

A330-900

Airbus A330-900 сохраняет размеры фюзеляжа A330-300 с еще 10 местами благодаря оптимизации кабины. С современными двигателями Трент 7000 и модернизированными крылышками он должен сжигать на 14% меньше топлива на одно место, чем A330-300, на расстоянии 4000 морских миль. Он должен пройти 6 550 миль (12 130 км) с 287 пассажирами в стандартной конфигурации.

Beluga XL (большой грузовой корабль)

A330-743L "Beluga XL" во время своего первого полета

Airbus приступил к проектированию замену самолета Beluga в ноябре 2014 года. Beluga XL A330-743L основан на Airbus A330 и имеет на 30% больше места, чем его предшественник. Как и его предшественник, Airbus Beluga, Beluga XL имеет удлинение на верхней части фюзеляжа и может вместить два крыла A350 вместо одного. Новый самолет сошел с конвейера 4 января 2018 года и совершил первый полет 19 июля 2018 года. Он начал работу между различными заводами Airbus в январе 2020 года.

Варианты корпоративных самолетов

ACJ330

A330-200 доступен как сверхдальний самолет Airbus Corporate Jet как A330-200 Prestige. Он предлагает дальность полета 15 400 км (8300 морских миль) с 50 пассажирами.

Военные варианты

Airbus A330 MRTT

Airbus A330 MRTT / KC-30 из RAAF с развернутыми зондами

Airbus A330 MRTT - это многоцелевой транспортно-заправочный (MRTT) самолет A330-200, предназначенный для дозаправки в воздухе и стратегического назначения. транспорт. По состоянию на ноябрь 2014 года в общей сложности 46 заказов на A330 MRTT размещены военно-воздушными силами Австралии, Франции, Саудовской Аравии, Сингапура, Арабских Эмиратов и Великобритании.

EADS / Northrop Grumman KC -45

EADS / Northrop Grumman KC-45 была предложенной версией A330 MRTT для ВВС США (USAF) KC-X программа дозаправки в воздухе. В феврале 2008 года ВВС США выбрали этот самолет для замены Boeing KC-135 Stratotanker. Процесс сопровождался заменой спорами, случаями коррупции и обвинениями в фаворитизме. В июле 2010 года EADS подала заявку на танкер в ВВС США без участия Northrop Grumman в качестве партнера. Однако 24 февраля 2011 года ВВС США выбрали предложение Boeing KC-767, позже названное KC-46, в качестве победителя из-за его более низкой стоимости.

Неработающие варианты

A330-400 / 600

В 1996 году Airbus оценил 12-рамную тягу, которая могла бы перевозить 380 пассажиров на расстоянии 7000 км (3800 миль), модели -400 и «супер-растяжка» с использованием 22-рамной растяжки A340-600 и двигателя 400 кН (90000 фунтов силы) -600.

A330-100 / -500

В феврале 2000 года 250-местный A330-100, заменяющий A300 / A310, мог быть запущен к концу года для поставки в 2003 году. Укороченная кабина и системы управления полетом по проводам: более чистое крыло A300-600 с герметичными рулевыми поверхностями и винглетами и как минимум два типа новых двигателей GE CF6 -80, PW4000 и A340- 500/600 Трент 500 нацелены на 5% лучшее SFC, чем A300-600. Его крыло длиной 44,8 м (147 футов) позволяло взлетную массу 173 т (381 000 фунтов) и дальность полета 4200 миль (7770 км). В мае конструкция сидений 210–260 была усовершенствована в сторону крыла и двигателей A330 с размахом 60,3 м (198 футов) для максимальной взлетной массы 195 т и диапазона 4500 нм (8300 км). Заинтересованными клиентами были Singapore Airlines, Lufthansa и Hapag-Lloyd.

Объявленный в июле на авиасалоне в Фарнборо, первый полет -500 был запланирован на начало 2003 года и введен в эксплуатацию в начале 2004 года. ILFC занял бы 10, если бы он был запущен и CIT тоже был заинтересован. Восьмикадровая термоусадочная машина будет нести 222 в трех классах или 266 в двух классах. Его первоначальный диапазон 13000 км (7000 миль) будет сопровождаться модификациями с низенными характеристиками на 8000 км (4300 миль). Рынок был вялым, как такие авиакомпании, как Lufthansa, Hapag-Lloyd и Singapore Airlines, не были впечатлены дальнемагистральным A330-500, отдавая предпочтение более совершенной конструкции ближнего действия. Отсутствие спроса со стороны авиалиний привело к снижению интереса арендодателей, и поскольку ILFC будет заказывать 30-500 самолетов, это будет с правом конвертации в более крупные A330-200 / 300.

A330-200Lite

Чтобы конкурировать с Boeing 7E7 (позже 787), Airbus в 2004 году использовала производную версию с минимальным изменением, названную A330-200Lite. Как следует из названия, этот предлагаемый вариант имеет меньшую максимальную взлетную массу 202 тонны (445 000 фунтов), в сочетании с двигателем со сниженными номинальными характеристиками, что дает запас хода 7400 км (4000 нм; 4600 миль). Он был нацелен на Singapore Airlines, которая хотела заменить свои Airbus A310-300. Этот самолет должен быть заменен на Airbus A300-600R и ранний вариант Boeing 767. Эта авиакомпания не была удовлетворена скомпрометированным самолетом; Компания этого приступила к выпуску совершенно нового самолета A350 XWB.

Эксплуатанты

К 2012 году 830 А330, находившиеся в эксплуатации у более чем 90 операторов, совершили пять миллионов коммерческих рейсов и 20 миллионов летных часов., с надежностью отправки более 99%. В ноябре 2017 года 1190 перевозили пассажиров 106 авиакомпаний, из которых 29 эксплуатируют две трети парка, 800 самолетов: 530-200 и 660 А330-300, в основном с высокой полной массой, с 36 оригинальными А330 с меньшей дальностью полета. 300 самолетов, половина из них построена с января 2010 года. Его средний сектор составляет 2 000 морских миль (3700 км), а их самый длинный рейс составляет 6000 миль (11 000 км) из Буэнос-Айреса в Рим на Aerolíneas Argentinas <499.>для -200 и 5000 миль (9300 км) от Парижа до Реюньона на Corsair и French Blue для -300. Из эксплуатантов по крайней мере A330 17 заказали A350-900, 11 заказали B787 -8 / 9, 13 оба, 3 заказали A330neos и 2 как A330neos, так и A350, а 14 еще не приняли решения о замене.

К августу 2019 года он эксплуатировался в более чем 400 аэропортов мира более 120 операторами, в то время как его средняя надежность диспетчеризации превышала 99%, а годовая загрузка составила до 6 000 летных часов. По состоянию на сентябрь 2020 года заказы на самолеты семейства A330или 1818, из которых 1 501 был доставлен и 1432 находились в обслуживании авиакомпаний, в том числе 602 A330-200, 38-200F, 743-300 и 49-900. В пятерку провайдера входят Turkish Airlines (66), Air China (59), China Eastern Airlines (53), Delta Air Lines <499..>(49), China Southern Airlines (46) и другие операторы с меньшим самолетом. 1500-й самолет, A330-900 (A330neo), был доставлен Delta Air Lines 21 сентября 2020 года.

Заказы и поставки

ЗаказыПоставки
ТипВсегоЗадержкиВсего20202019201820172016201520142013201220112010
A330 -2006601764337141621302843374032
A330-200F41338---23358845
A330-3007851477115324942707557564350
- A330ceo -1,486341,4524124667661031081081018787
A330-80014140-----------
A330-900318269495413--------
- A330neo -332283495413--------
(семейство A330)(1818)(317)(1,501)(9)(53)(49)(67)(66)(103)(108)(108)(101)(87)(87)
Доставки
20092008200720062005200420032002200120001999199819971996199519941993
A330-200384942392925193616274012-----
A330-200F-----------------
A330-300382326232722126191641114103091
- A330ceo -76726862564731423543442314103091
- A330neo - ------------------
(семейство A330)(76)(72)(68)(62)(56)(47)(31)(42)(35)(43)(44)(23)(14)(10)(30)(9)(1)

Данные до 30 сентября 2020 г.

Авиационные происшествия и происшествия

По состоянию на декабрь 2019 г. самолет Airbus A330 участвовал в 40 крупных авиационных происшествиях, в том числе 13 подтвержденных аварий с потерей корпуса и два угона, в результате чего погибло 339 человек.

Первая авария со смертельным исходом произошла 30 июня 1994 г. Тулуза во время тестового полета, когда самолет A330-300, принадлежащий Airbus, разбился при имитации двигателя отказа при наборе высоты, в результате чего погибли все семь на борту. Вперед Airbus посоветовал эксплуатантам A330 отключить автопилот и ограничить угол тангажа в случае отказа двигателя на низкой скорости.

15 марта 2000 г. самолет A330-300 Malaysia Airlines получил структурное повреждение из-за утечки оксалилхлорид, коррозионное химическое вещество, которое было неправильно маркировано перед отправкой. Самолет был списан.

Вертикальный стабилизатор , извлеченный из рейса 447 Air France

Вторая смертельная и смертоносная авария этого типа и первая во время коммерческой эксплуатации произошла 1 июня 2009 г. когда рейс 447 Air France, A330-200, следовавший из Рио-де-Жанейро в Париж с 228 людьми на борту, разбился в Атлантическом океане на 640–800 км (350–430 миль) к северо-востоку от островов Фернандо де Норонья, выживших не было. Неисправные трубки Пито послужили первоочередной задачей для расследования, поскольку задействованный самолет имел модели «–AA», построенные Thales, которые, как известно, записывали неверные данные о воздушной скорости в условиях обледенения. В июле 2009 года Airbus посоветовал эксплуатантам A330 и A340 заменить Thales pitots на эквиваленты, произведенные Goodrich. Позже следователи установили, что неадекватная реакция пилотов на потерю данных о воздушной скорости из-за неисправных трубок Пито и последующее отключение автопилота с последующей неправильной реакцией пилота в полете привела к тому, что рейс 447 попал в аэродинамическое сваливание.

. Air Caraïbes сообщила о двух случаях неисправности трубки Пито обледенения на своих A330.

12 мая 2010 года Afriqiyah Airways, рейс 771, A330 -200, разбился при заходе в международный аэропорт Триполи, Ливия, рейсом из О. Международный аэропорт Р. Тамбо, Йоханнесбург, ЮАР. Из 104 человек на борту погибли все, кроме одного девятилетнего голландского мальчика. Причина крушения была определена как ошибка пилота.

Два угона с участием A330 привели к гибели одного человека, а именно, 25 мая 2000 года угонщик рейса 812 Филиппинских авиалиний Philippine Airlines, который выпрыгнул из самолета насмерть. Угон самолета рейса 689 Sabena 13 октября 2000 г. закончился без потерь, когда испанская полиция взяла под контроль самолет. 24 июля 2001 года два незанятых самолета SriLankan Airlines A330 были уничтожены в ходе нападения на международный аэропорт Бандаранаике в Коломбо, Шри-Ланка, Тиграми освобождения Тамил Илама. 25 декабря 2009 года пассажиры и экипаж подавили человека, который пытался взорвать взрывчатку в нижнем белье на самолете A330-300, выполнявшем рейс 253 Northwest Airlines.

. Два инцидента с A330 из-за неисправностей в полете пережили все находившиеся на борту.. 24 августа 2001 г. Air Transat Flight 236, A330-200, обнаружил утечку топлива над Атлантическим океаном из-за неправильно установленной гидравлической части и был вынужден планировать более 15 минут для аварийной посадки в Азорские острова. 7 октября 2008 г. Qantas Flight 72, A330-300, потерпел быструю потерю высоты в результате двух внезапных несанкционированных маневров по тангажу в 150 км (81 морю) от RAAF Learmonth авиабаза на северо-западе Австралии. После объявления аварийной ситуации экипаж благополучно посадил самолет в Лермонте. Позже было установлено, что инцидент, повлекший за собой 106 травм, 14 из которых были серьезными, явился результатом дефекта конструкции инерциального эталонного блока данных Air Data и ограничения программного обеспечения бортового компьютера самолета.

13 апреля 2010 г. самолет Cathay Pacific, рейс 780 из Сурабая Международный аэропорт Джуанда в Гонконг, благополучно приземлился после того, как оба двигателя вышли из строя из-за загрязненного топлива.. Пострадало 57 пассажиров. Два пилота получили награду Polaris Award от Международной федерации ассоциаций линейных пилотов за героизм и летное мастерство.

15 июля 2014 года самолет A330 Ливийских авиалиний был серьезно поврежден в боевых действий в Ливии и получил пулевые отверстия в фюзеляже. 20 июля 2014 года два самолета Airbus A330 компании Afriqiyah Airways были сбиты гранатометом в международном аэропорту Триполи. Один из них был полностью уничтожен в результате последовавшего пожара.

27 августа 2019 года Air China A330-300 в международном аэропорту Пекин Столичный загорелся, когда он стоял у выхода на посадку. Пассажиры и экипаж были благополучно эвакуированы. Самолет, вероятно, был поврежден и не подлежал ремонту.

Технические характеристики

Технические характеристики Airbus A330, если не указано иное
A330-200A330-200FA330-300
Экипаж кабины экипажаДва
Грузоподъемность246 (36J @ 60 дюймов + 210Y @ 32 дюйма)70000 кг (154324 фунта)300 (36J @ 60 дюймов + 264Y @ 32 дюйма)
Макс. Посадочное место406440
Длина58,82 м (192,98 футов)63,67 м (208,89 фута)
РазмахКрыло: 60,3 м (197,83 фута), Главная передача: 12,61 м (41,37 фута)
Крыло361,6 м (3892 кв. фута), 25% хорды, размах крыльев: 30 °, 10,06 Соотношение сторон
Высота17,39 м / 57 футов16,90 м / 55 футов 5 дюймов16,79 м / 55 футов
ФюзеляжДиаметр 5,64 м (222 дюйма), ширина кабины 5,26 м (207 дюймов)
Ширина сиденья0,46 м (18 дюймов) в 8-м ряду эконом-класса, 0,53 м (21 дюйм) в 6 бизнес-единицах
Объем груза132,4 м³ (4673 куб. футов)469,2 м³ (16567 куб. футов)158,4 м³ (5591 куб футов)
MTOW 242,000 кг (533 519 фунтов)233 000 кг (513 677 фунтов)242 000 кг (533 519 фунтов)
OEW 120 600 кг (265 900 фунтов)109 400 кг (241 200 фунтов)129 400 кг (285 300 фунтов)
Максимальная полезная нагрузка49 400 кг (108 900 фунтов)68 600 кг (151 200 фунтов)45 600 кг (100 500 фунтов)
Запас топлива139 090 л (36 744 галлонов США) - 109 185 кг (240 712 фунтов)
Двигатели (× 2)GE CF6 (кроме -200F) / PW4000 / Trent 700
Усилие (× 2)64,500–71,100 фунтов-силы (287–316 кН)
Крейсерский режим0,82 Маха (470 узлов; 871 км / ч), 12,500 м (41,100 футов) Практический потолок
Дальность действия13,450 км / 7250 нм7,400 км / 4,000 нм11750 км / 6350 морских миль
Взлетно-посадочная полосаВзлет: 2770 м (9090 футов), Посадка: 1730 м (5680 футов)

Обозначения модели самолета

Схема семейства A330 Данные сертификата типа EASA Лист
МодельДата сертификацииДвигатели
A330-20131 октября 2002 г.General Electric CF6-80E1A2
A330 -20231 марта 1998 г.General Electric CF6-80E1A4
A330-20320 ноября 2001 г.General Electric CF6-80E1A3
A330-22313 июля 1998 г.Pratt Whitney PW4168A / 4170
A330-223F9 апреля 2010 г.Pratt Whitney PW4170 (Грузовое судно)
A330-24311 января 1999 г.Rolls-Royce Trent 772B / C-60
A330-243F9 апреля 2010 г.Rolls-Royce Trent 772B-60 (Freighter)
A330-30121 октября 1993 г.General Electric CF6-80E1A2
A330-30217 мая 2004 г.General Electric CF6-80E1A4
A330-30317 мая 2004 г.General Electric CF6-80E1A3
A330-3212 июня 1994 г.Pratt Whitney PW4164
A330-3222 июня 1994 г.Pratt Whitney PW4168
A330-32322 апреля 1999 г.Pratt Whitney PW4168A / 4170
A330-34122 декабря 1994 г.Rolls-Royce Trent 768-60
A330-34222 декабря 1994 г.Rolls-Royce Trent 772-60
A330-34313 сентября 1999 г.Rolls-Royce Trent 772B / C-60

Обозначения типа ВС ИКАО

ОбозначениеТип
A332Airbus A330-200, Airbus A330-200F
A333Airbus A330-300

См. Также

  • Авиационный портал
  • флаг Портал Европейского Союза

Родственная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Примечания
Цитаты
Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с: Airbus A330 (категория )

Последняя правка сделана 2021-06-09 21:14:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте