Последний логотип Sabena, использовавшийся с 1993 по 2001 год. | |||||||
| |||||||
Основана | 23 мая 1923 (1923-05-23) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прекращена деятельность | 7 ноября 2001 (2001-11-07) (Стало SN Brussels Airlines, которая позже объединилась с Virgin Express и образовала Brussels Airlines ) | ||||||
Hubs | Брюссельский аэропорт | ||||||
Программа для часто летающих пассажиров | Qualiflyer | ||||||
Alliance | Qualiflyer | ||||||
Размер парка | На момент банкротства: 52 | ||||||
Пункты назначения | На момент банкротства: 99 | ||||||
Штаб-квартира | Аэропорт Брюсселя,. Завентем, Бельгия | ||||||
Ключевые люди | На момент банкротства :. Кристоф Мюллер (генеральный директор ),. (Финансовый директор ) | ||||||
Веб-сайт | www.sabena.com |
Societé anonyme belge d'Exploitation de la Navigation aérienne (французский; лит. 'бельгийская компания с о граниченной энергией для e Использование аэронавигации '), более известная под аббревиатурой Sabena или SABENA, была национальной авиакомпанией Бельгии с 1923 по 2001 год с базой в Национальном аэропорту Брюсселя.. После своего банкротства в 2001 году, недавно созданная SN Brussels Airlines приняла в феврале 2002 года часть активов Sabena, которые после слияния с <151 были преобразованы в Brussels Airlines.>Virgin Express в марте 2007 года. Штаб-квартира авиакомпания находилась в Sabena House на территории аэропорта Брюсселя в Завентем.
Sabena свою деятельность 23 мая 1923 года как национальный авиаперевозчик Бельгии. Авиакомпания была создана бельгийским правительством после того, как ее предшественник SNETA (Национальный синдикат для изучения воздушного транспорта, Национальный синдикат по изучению воздушного транспорта), созданный в 1919 году для пионера коммерческой авиации в Бельгии, прекратил свое существование. операции. Сабена выполнила свой первый коммерческий рейс из Брюсселя в Лондон (Великобритания) 1 июля 1923 года через Остенде. Услуги в Роттердам (Нидерланды) и Страсбург (Франция) были открыты 1 апреля 1924 года. Страсбургское сообщение было расширено до Базель (Швейцария) 10 июня 1924 года. Амстердам (Нидерланды) был добавлен 1 сентября 1924 года, а Гамбург (Германия) 1 мая 1929 года через Антверпен, Дюссельдорф и Эссен.
Когда была создана Sabena, авиакомпания частично финансировалась бельгийцами из колонии Бельгийское Конго , потерявшие авиасообщение, экспериментальная пассажирская и грузовая компания (LARA ) между Леопольдвиллем, Лисалой и Стэнливиллем годом ранее и кто ожидал, что новая бельгийская национальная авиакомпания восполнит этот пробел. 12 февраля 1925 года Сабена первым совершил дальний переход через Африку в Леопольдвиль, столицу Бельгийского Конго. На всей своей истории Sabena давние традиции обслуживания в африканских направлениях, и долгое время это были единственные прибыльные маршруты, обслуживаемые авиакомпанией.
Sabena использовала сухопутные самолеты для своих операций в Конго, и в Конго была начата программа строительства аэродрома. Это было закончено в 1926 году, и Сабена немедленно начала полеты в пределах бельгийской колонии, основным маршрутом являлся Бома - Леопольдвиль - Элизабетвиль, протяженность 2288 км (1422 миль). маршрут по густым джунглям. Сначала полеты выполнялись на самолетах Де Хэвилленд DH.50, хотя они были быстро заменены более крупными самолетами Хэндли Пейдж W.8f с тремя двигателями и десятью местами.
В 1931 году флот Сабены, включая самолеты, используемые в сети Конго, наблюдал 43 самолет. Его основным типом был Fokker F.VII B с меньшим меньшим типом Fokker VIIA и 14 моделей Handley-Page. Он также летал на британском самолете Вестленд Уэссекс.
Сабена иногда летал в тропической Африке, в бельгийскую колонию Конго, но в основном эти самолеты отправлялись туда. Прямого авиасообщения между Бельгией и колонией еще не было. В течение 1930-х годов Сабена сотрудничал с Air France и Deutsche Luft Hansa, которые также имели интересы в маршрутах к пунктам назначения по всей Африке.
Первый дальний перелет Сабены в Конго состоялся 12 февраля 1935 года и занял пять с половиной дней, в течение которых использовался самолет Fokker F-VII / 3m. В следующем году Sabena приобрела авиалайнер Savoia-Marchetti SM.73. Благодаря скорости 300 км / ч (200 миль / ч) время в пути сократилось до четырех дней, а служба Sabena работала через несколько недель до службы Air Afrique.
A Savoia-Marchetti SM.73 от Sabena, аналогично той, которая потерпела крах в 1935 г..В Европе Sabena открыла услуги для Копенгагена и Мальмё в 1931 году, маршрут в Берлин был открыт в 1932 году. Основным довоенным авиалайнером, который Сабена использовала в Европе, был успешный авиалайнер Junkers Ju 52 / 3m. Довоенные маршруты авиакомпании охватывали почти 6000 км по Европе. В то время как брюссельский аэропорт Хармен был основной базой Сабены, компания также обслуживала рейсы из других бельгийских аэропортов и внутреннюю сеть, которая использовалась в основном бизнесменами, которые хотели провести выходные на своих прибрежных виллах.
В 1938 году авиакомпания приобрела новый самолет Savoia-Marchetti SM.83, развитие самолета S.M. 73 со скоростью 435 км / ч (270 миль / ч), хотя он летал на крейсерской скорости около 400 км / ч (250 миль / ч).
К моменту начала Второй мировой войны в 1939 году флот Sabena насчитывал 18 самолетов. Основным типом флота был авиалайнер Savoia-Marchetti SM.73 (их было 11 типов) и авиалайнер Junkers Ju 52 / 3m (их было пять). Сабена также только что получила поставку двух самолетов Douglas DC-3.
. Во время войны авиакомпании удалось сохранить свои маршруты по Бельгийскому Конго, но все европейские перевозки прекратились.
После войны, в 1946 году, Сабена возобновила работу сети внутриевропейских регулярных рейсов. Первоначально флот состоял в основном из Douglas DC-3. Были доступны тысячи излишков Дуглас C-47 Skytrains (военный вариант DC-3), чтобы помочь грузованиям возобновить после операции войны. Авиакомпания теперь летала под названием SABENA - Belgian World Airlines .
Sabena начала свой первый трансатлантический маршрут в Нью-Йорк 4 июня 1946 года, используя негерметичные авиалайнеры Douglas DC-4, которые были дополнены и позже заменен на Дуглас DC-6 Bs. DC-4 также возобновили типовой маршрут авиакомпании в Бельгийское Конго. Sabena была первой авиакомпанией, которая ввела трансатлантические рейсы с севера Англии, когда 28 октября 1953 года один из ее самолетов DC-6B открыл маршрут Брюссель-Манчестер-Нью-Йорк.
Convair 240 введен в эксплуатацию в 1949 году для частичной замены самолетов DC-3, которые использовались большинством европейских авиалиний. С 1956 г. улучшенные близнецы Convair 440 "Metropolitan" начали заменять близнецы Convair 240 и успешно использовались в течение 1960-х годов между европейскими региональными направлениями.
В 1957 году дальнемагистральный Дуглас DC-7 представлен для дальнемагистральных маршрутов, но этот самолет начал вытесняться только через три года из-за реактивного возраста .. Он оставался в эксплуатации на трансатлантическом маршруте до 1962 года.
3 июня 1954 года советские ВВС МиГ-15 Микояна-Гуревича (по классификации НАТО «Фагот» ») атаковал управляемый Sabena Douglas DC-3 во время грузового рейса из Соединенного Королевства в Югославию, убив радиста и ранив капитана и инженер. Второму пилоту Дугласу Уилсону удалось приземлиться в Австрии, но получил самолет
Для всемирной выставки 1958 года в Брюсселе Сабена арендовала два Lockheed Super Constellations от Seaboard World Airlines, используя их в основном в тот же период, проводились эксперименты по обслуживанию вертолетов с использованием самолетов Sikorsky S-58 из Брюсселя в Антверпен, Роттердам, Эйндховен и вертодром в Париже в Исси-ле-Мулино.
Год | Трафик |
---|---|
1950 | 235 |
1955 | 579 |
1960 | 1,264 |
1965 | 1,635 |
1971 | 2,720 |
1975 | 3796 |
1980 | 4853 |
1989 | 6760 |
1995 | 8620 |
2000 | 19379 |
В 1960 году был представлен Межконтинентальный самолет Boeing 707-320 для трансатлантических рейсов в Нью-Йорке. SABENA была первой авиакомпанией континентальной Европы, которая совершила перелет через Атлантику (BOAC выполняла трансатлантические рейсы на реактивном самолете de Havilland Comet 4 с 4 октября 1958 года). Один из самолетов Сабены стал первым Боингом 707, разбившимся во время коммерческой эксплуатации, когда рейс 548 разбился при подготовке к приземлению в Брюсселе 15 февраля 1961 года. Команда США по фигурному катанию находилась на борту самолета, следовавшего из Нью-Йорка в Прагу через Брюссель на чемпионат по фигурному катанию.
Шесть реактивных лайнеров Caravelle были введены в эксплуатацию на всех маршрутах средней протяженности в Европе с февраля 1961 года и использовались на большинстве маршрутов вместе с Convair 440s до начала 1970- х годов.
В начале 1960-х годов для Сабены произошли большие потрясения в Конго. Повсеместные беспорядки против бельгийских колонистов в течение месяцев до и после обретения независимости Демократической Республикой Конго вынудили тысячи бельгийцев покинуть страну. Бельгийское правительство реквизировало весь дальнемагистральный флот Сабены, чтобы вернуть в Европу. Независимость также означала конец впечатляющей региональной сети маршрутов, поставляемую в Конго с 1924 года. Когда новая республика открыла свою собственную авиакомпанию Air Congo в июне 1961 года, Sabena владела 30%. акций этой авиакомпании.
Дуглас DC-6 оставались на вооружении Сабены в середине 1960-х годов, хотя они больше не использовались годов на основных маршрутах авиакомпании. Boeing 707 и Caravelle стали использовать типовые самолеты в течение этого десятилетия. Боинг 727-100 были представлены на европейских европейских маршрутах, а также на некоторых рейсах в Африке с 1967 года в уникальной цветовой гамме; маркировка плавников включается голый металл руля направления и двигатель белого цвета. Единственным другим самолетом, имеющим свою особую маркировку, был Макдоннелл Дуглас DC-10. В это время Fokker F27 Friendships начал курсировать между регионами аэропорта Бельгии и европейскими пунктами назначения, такими как Лондон Хитроу.
. Boeing 747-100 был представлен в 1971 году на трансатлантических маршрутах. летал вместе с Боингом 707-320С. Sabena, и многие другие трансатлантические авиакомпании, остались Boeing 707. По коммерческим причинам гигантские реактивные самолеты для своих престижных услуг, в частности Нью-Йорк JFK и с середины семидеых Чикаго О'Хара. Sabena закупила только два джамбо-джета первого поколения, один из которых назвал Tante Agathe (что в переводе с французского означает «тетя Агата»), и он продолжал летать на 707-м до конца 1970-х, поскольку последний полет Boeing 747-100 произошел в 1993 году.
В 1973 году Boeing 727 в европейской сети были заменены на Boeing 737-200. Макдоннелл Дуглас DC-10-30 поступил на вооружение в 1974 году. Всего Сабена закупила пять таких конвертируемых (пассажирских и / или грузовых) широкофюзеляжных самолетов.
В 1984 году Airbus A310 были внедрены на маршрутах с высокой плотностью пассажиров. Этот тип самолета также представил модернизацию ливреи Sabena 1973 года, в которой использовался светло-синий цвет, а название на фюзеляже были в более современном стиле.
В июне 1986 года к флоту присоединился первый из двух самолетов Боинг 747-300, который в итоге заменил старые 747-100.
В рекламе в National Geographic июнь 1982 г. (том 161, № 6) Сабена гордилась превосходным бортовым сервисом. «Сабена по-прежнему предлагает услуги Первым классом в Европе и всем пути». В рекламе также говорилось, что «Sabena выполняет рейсы по 76 направлениям на 4 континентах», и в этом использовался слоган «Belgian World Airlines».
В 1989 году Sabena пригласила бельгийского модельера Оливье Стрелли создать новую линейку униформы для своих бортпроводников.
Новое название, Sabena World Airlines, и цвета были введены на 1990-е гг. Новый ливрея имеет общий белый цвет и синий логотип в виде круга на хвосте. Большой заголовок «Sabena» покрывал фюзеляж название светло-голубым цветом, а «Belgian World Airlines» иногда было просто видно, хотя заголовок также был нанесен на фюзеляже маленькими четкими буквами. В 1990-е годы произошло дальнейшее обновление типа парка: DC-10-30 были заменены на двухмоторные Airbus A330, а Boeing 747 - на четырехмоторные Airbus A340.
, чтобы заменить их старые Boeing 747, Sabena приобрела много Airbus A340. Первый Airbus A340 Sabena совершил первый полет в 1993 году.После либерализации авиационной отрасли во всей Европе и экономических последствий войны в Персидском заливе бельгийское правительство, акционер компании, осознав, что У Сабены было мало шансов выжить самостоятельно на этом очень конкурентном рынке, и она начала искать партнера.
Сабена оставалась в финансовом состоянии, однако за год бельгийское правительство должно было покрывать убытки, однако ему не позволяли использовать новые средства из-за правил государственной помощи ЕС. Чтобы помочь в бизнесе из-за финансовых проблем, Сабена арендовала пару самолетов Боинг 747 у Эйр Франс. Еще больше самолетов было арендовано на более длительный срок, но им пришлось сохранить свои отличительные французские регистрационные номера.
A Boeing 747-128, арендованные у Air France в 1992 году.Примерно в 1987 году, SAS пыталась слиться с перевозчиком, но это влияние было заблокировано бельгийскими властями. В 1989 году British Airways и KLM приобрели доли в Sabena, которые позже были проданы обратно правительству Бельгии. В 1993 году Air France приобрела крупную миноритарную долю в Sabena, вскоре продала. Наконец, в 1995 г. Swissair приобрела 49% акций Sabena и взяла на себя управление.
В 1993 году Sabena принял свой третий и последний логотип, а его головной офис находился в здании Air Terminus на улице Кардинал Мерсье в Брюсселе.
. В 1994 году Поль Русесабагина, управляющий отелями, принадлежащими Сабене, на бывшей бельгийской территории Руанды, приютил более 1200 тутси и умеренных хуту в Hôtel des Mille Collines в Кигали, экономя они были убиты ополченцами интерахамве во время геноцида в Руанде (это показано в фильме 2004 года Hotel Rwanda ).
Когда Swissair взяла на себя управление авиакомпанией, были внесены некоторые изменения в ливреи самолета, включая наклейку с В марте и апреле 1998 года два самолета McDonnell-Douglas MD-11, оба арендованных у CityBird, присоединились к флоту и таким дальнемагистральным направлениям, как Ньюарк., Монреаль и Сан-Паулу были (повторно представлены). Кроме того, в том же году была поставлена последняя пассажирская версия MD-11 от компании Boeing, ко торая объединилась с МакДоннелл Дуглас годом ранее.
В 1999 году во флоте были представлены новые цвета, начиная с Airbus A340. Один из последних типов флота, который Sabena представила сразу после A321 и A320, был A319, который был введен в эксплуатацию в 2000 году. Эти новые самолеты были самым рекордным заказом на 34 самолете семейства Airbus A320, наложенный на Sabena, когда он находился под управлением Swissair.
После спада в авиалиниях и последствий для авиационной отрасли терактов 11 сентября в 2001 году пострадали все авиакомпании, летавшие через Атлантику. Swissair пообещала вложить миллионы в Sabena, но не сделала этого, отчасти потому, что у самой авиакомпании были финансовые проблемы, которые за месяц до этого подали заявление о защите от банкротства. Sabena подала заявление о защите от своих кредиторов 3 октября и приступила к уничтожению 6 ноября 2001 года. Фред Чаффарт, председатель совета директоров Сабена, зачитал заявление в этот день, чтобы объяснить.
7 ноября 2001 года было последним днем операций для Сабены. Рейс 690 из Абиджана, Кот-д'Ивуар в Брюссель через Котону, Бенин, был последним рейсом Сабена, который приземлился в Брюсселе. Рейс выполнял Airbus A340-300, зарегистрированный как OO-SCZ.
Группе агентов удалось приобрести Delta Air Transport, одну из дочерних компаний Sabena, и преобразовать ее в SN Brussels Airlines. Эта компания объединилась с Virgin Express в 2006 году и образовала новую компанию, Brussels Airlines.
Парламент Бельгии сформировал комитет для расследования причин банкротства Sabena и причастности флагманского перевозчика Швейцарии. В то же время администратор компании расследовал возможные судебные меры против Swissair и ее правопреемников Swiss International Air Lines и Lufthansa.
В 2006 году правительство Бельгии, бывшего крупного акционера, возбудил уголовное дело против бывшего руководства Swissair. Бывшее руководство Swissair было осуждено судьями.
16 января 2007 года бельгийско-фламандская новостная программа Terzake сообщила, что в 1990-е годы нескольким членам советано незаконно платили крупные суммы через филиал Sabena в Бермуды. Когда Пол Ройтлингер стал генеральным директором компании, он прекратил незаконные платежи. Далее Терзаке заявлено, что это может объяснить, почему бельгийские члены совета директоров молчание, когда стало очевидно, что Swissair эксплуатирует Sabena и в конечном итоге компания к банку.
14 декабря 2007 г. Жорж Яспис, бывший пилот Второй мировой войны в No. 609-я эскадрилья РАФ и пилот Сабена с большим налетом (27000 часов) погибли. Капитан Джаспис был пилотом, открывшим службу «Манчестер - Нью-Йорк» в октябре 1953 года и собравшим первые Sabena Boeing 707 и 747. Он сбежал из Бельгии во время войны и направился в Англию, где присоединился к Королевским военно-воздушным силам.. Награжден Заслуженным летным крестом. Он был похоронен в Оппребаисе, деревне к юго-востоку от Брюсселя, 19 декабря 2007 года. Присутствовали бельгийские военные, и был совершен пролет самолетов F-16 в составе группы пропавших без вести.
Причины банкротства SABENA многочисленны. Одной из прямых причин было невыполнение Swissair своих договорных обязательств и неспособность вложить в компанию необходимые средства. Это произошло потому, что в то время у Swissair были собственные финансовые проблемы. Во время так называемого «гостиничного соглашения», подписанного 17 июля 2001 года, премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт Марио Корти, который согласился вложить в SABENA 258 миллионов евро.. Г-н Корти совершил ужасную ошибку, так как сумма так и не была выплачена из-за собственных финансовых проблем Swissair. Покупка 34 новых самолетов семейства Airbus A320, наложенная под руководством Swissair, была бременем, с которым SABENA не могла справиться.
После банкротства в Бельгии была создана новая комиссия для расследования гибель авиакомпании. Часть вины лежит на бельгийских политиках; Рик Дэмс, в то время был министром общественных предприятий и участия, телекоммуникаций и среднего класса, подвергся наибольшей критике из-за отсутствия усилий. Сама компания Swissair обанкротилась в октябре 2001 года и была ликвидирована в марте 2002 года.
В дополнение к своим воздушным направлениям в Sabena также было наземное сообщение между Валансьеном, Франция и аэропорт Брюсселя.
Флот Сабены на момент банкротства в ноябре 2001 года состоял из следующих самолетов:
Самолет | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
C | Y | Всего | ||||
Airbus A319-100 | 15 | 10 | — | 131 | 131 | Заказан, но не доставлен |
Airbus A320-200 | 6 | — | — | 156 | 156 | |
Airbus A321-200 | 3 | — | — | 188 | 188 | |
Airbus A330-200 | 6 | — | 54 | 187 | 241 | |
Airbus A330-300 | 4 | — | 50 | 222 | 272 | |
Airbus A340-200 | 2 | — | 54 | 198 | 252 | |
Airbus A340-300 | 2 | 4 | 52 | 242 | 294 | Заказан, но не доставлен |
Boeing 737-300 | 6 | — | — | 126 | 126 | |
Боинг 737-500 | 6 | — | — | 111 | 111 | |
Макдоннелл Дуглас MD-11 | 2 | — | 48 | 249 | 297 | В аренде у CityBird / доставлена последняя пассажирская версия в 1998 году |
Всего | 52 | 14 |
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Sabena. |