Dash 8. Q-Series | |
---|---|
Air Berlin Q400 | |
Роль | Турбовинтовой региональный авиалайнер |
Производитель |
|
Первый полет | 20 июня 1983 г. |
Введение | 1984 г. со статусом NorOntair |
В производстве | |
Основные пользователи | Jazz. |
Произведено | с 1983 г. по настоящее время |
Построено | 1249 (на 30 июня 2018 г.) |
Себестоимость единицы | Q200: 12 млн долларов США (2000 г.). Q300: 14,3 млн долларов США (2000 г.). Q400: 32,2 млн долларов США (2017 г.) |
Разработано на базе | de Havilland Canada Dash 7 |
Модель De Havilland Canada DHC-8, широко известная как Dash 8, представляет собой серию турбовинтовых двигателей с питанием региональный a irliners, представленная de Havilland Canada (DHC) в 1984 году. DHC позже была куплена Boeing в 1988 году, а затем Bombardier в 1992 году; затем - Longview Aviation Capital в 2019 году, возродив бренд de Havilland Canada. Оснащенный двумя Pratt Whitney Canada PW100, он был разработан на основе Dash 7 с улучшенными крейсерскими характеристиками и более низкими эксплуатационными расходами, но без характеристик STOL. Было предложено три размера: первоначально 37-40 сидений -100 до 2005 года и более мощные -200 с 1995 года, растянутые 50-56 сидений -300 с 1989 г. и до 2009 г. и 68–90 сидений -400 с 1999 г., все еще производятся. Серия Q - это варианты, выпущенные после 1997 года, оснащенные системами активного шумоподавления.
В 1970-х годах компания de Havilland Canada вложила значительные средства в свой проект Dash 7, сосредоточившись на STOL и быстродействии на коротких полях, традиционном для компании Область знаний. Использование четырех двигателей средней мощности с большими четырехлопастными винтами привело к сравнительно более низкому уровню шума, что в сочетании с превосходными характеристиками STOL, сделало Dash 7 подходящим для работы из небольших городских аэропортов, что, по мнению DHC, было бы привлекательным. Однако только несколько авиаперевозчиков использовали Dash 7, поскольку большинство региональных авиакомпаний были больше заинтересованы в эксплуатационных расходах, чем в краткосрочной перспективе.
В 1980 году де Хэвилленд отреагировал, отказавшись от требований к характеристикам ближнего поля и адаптировав базовую схему Dash 7 для использования только двух, более мощных двигателей. Его любимый поставщик двигателей, Pratt Whitney Canada, разработал для этой роли новые двигатели серии PW100, увеличив мощность более чем вдвое по сравнению с его PT6. Первоначально обозначался как двигатель PT7A-2R, позже стал PW120. Когда 19 апреля 1983 года был выпущен Dash 8, за два года было проведено более 3800 часов испытаний на пяти испытательных двигателях серии PW100. Первый полет Dash 8 состоялся 20 июня 1983 года.
Сертификация PW120 последовала 16 декабря 1983 года.
Авиалайнер поступил в эксплуатацию в 1984 году вместе с NorOntair, и Piedmont Airlines, ранее Henson Airlines, стал первым клиентом в США в том же году.
Dash 8 был представлен в особенно выгодное время; большинство авиакомпаний находились в процессе добавления новых самолетов в свой флот, поскольку в 1980-х годах авиационная отрасль значительно расширилась. Старшее поколение региональных авиалайнеров 1950-х и 1960-х годов приближалось к пенсии, что привело к высоким показателям продаж. De Havilland Canada не смогла удовлетворить спрос за счет достаточного производства.
В 1986 году Boeing купила компанию в попытке улучшить производство на <20 DHC.>Заводы в аэропорту Даунсвью, а также более выгодные позиции, чтобы конкурировать за новый заказ Air Canada на большие межконтинентальные авиалайнеры. Air Canada была коронной корпорацией в то время, и Boeing и Airbus активно конкурировали за контракт по политическим каналам. В конечном итоге его выиграла компания Airbus, которая получила заказ на 34 самолета A320, что было весьма спорным шагом. Обвинения во взяточничестве сегодня известны как дело Airbus. После неудачи в конкурсе Boeing немедленно выставил на продажу de Havilland Canada. В конечном итоге в 1992 году компания была приобретена Bombardier.
Рынок новых самолетов замена существующих турбовинтовых двигателей снова выросла в середине 1990-х годов, и DHC ответила улучшенной конструкцией «Series 400».
Все Dash 8, поставленные со второго квартала 1996 года (включая все серии 400), включают систему активного шума и вибрации, разработанную для снижения уровня шума и вибрации в салоне почти до уровня реактивных авиалайнеров. Чтобы подчеркнуть их бесшумность, Bombardier переименовала модели Dash 8 в турбовинтовые двигатели серии Q (Q200, Q300 и Q400).
Последний Dash 8–100, A –102 был построен в 2005 году.
В апреле 2008 года Bombardier объявила о прекращении производства классических версий (Series 100, 200, 300), в результате чего Series 400 останется единственной Dash 8, которая все еще находится в производстве.
Производство Q200 и Q300 должно было прекратиться в мае 2009 года.
Всего было произведено 671 модель Dash 8; последний был доставлен в Air Nelson в мае 2008 года. Тысячный Dash 8 был доставлен в ноябре 2010 года.
Bombardier стремилась производить Q400 более экономично.. Сделка с профсоюзом машинистов, заключенная в июне 2017 года, разрешила сборку крыльев и кабины за пределами Канады, и начался поиск потенциальных партнеров. Компания Bombardier рассчитывала производить секции кабины пилотов на своем заводе в Керетаро, Мексика, передав крылья на аутсорсинг китайской Shenyang Aircraft Corp, которая уже производит центральный фюзеляж Q400. Компоненты Q400 подвергнуты химическому измельчению, в то время как более старые варианты собираются из склеенных панелей и обшивок.
Bombardier предложил разработать участок Q400 с двумя вставками сегментов, названных проектом Q400X, в 2007 году. Он будет конкурировать на рынке на 90 мест. В ответ на этот проект по состоянию на ноябрь 2007 года ATR изучает 90-местный вариант.
В июне 2009 года президент коммерческих самолетов Bombardier Гэри Скотт заявил, что Q400X будет "определенно" часть нашего будущего »для возможного внедрения в 2013–2014 годах, хотя он не уточнил размер предлагаемой версии и не указал дату внедрения.
По состоянию на июль 2010 года вице-президент Bombardier, Филипп Путису, сделал комментарии, поясняющие, что компания все еще изучает перспективы разработки Q400X и разговаривает с потенциальными клиентами. В то время Bombardier не была так привержена Q400X, как раньше. По состоянию на май 2011 года Bombardier по-прежнему твердо придерживалась этой стратегии, но предполагала, что это будет более вероятным, чем запуск в 2015 году или позже, усложняя вопрос с датой запуска из-за новых силовых установок от GE и PWC, которые будут представлены в 2016 году. По состоянию на февраль 2012 года, Bombardier все еще изучает этот вопрос, но с 2011 года дата запуска больше не была нацелена на диапазон 2014 года. Предусматривалась как минимум трехлетняя отсрочка.
В октябре 2012 года было объявлено о совместной разработке проекта с возглавляемым правительством южнокорейским консорциумом по разработке 90-местного турбовинтового регионального авиалайнера., с запланированной датой запуска в 2019 году. Консорциум должен был включать Korea Aerospace Industries и Korean Air Lines.
высокой плотности на выставке Singapore Airshow Bombardier анонсировала 90-местный самолет Q400 с высокой плотностью размещения, который должен поступить в эксплуатацию в 2018 году; при сохранении шага сидений 28 дюймов (71 см) для сидений Nok Air 86, дополнительный ряд сидений разрешен путем изменения конфигурации передней правой двери и перемещения назад задней герметичной перегородки. Полезная нагрузка увеличена на 2 000 фунтов (910 кг), а интервалы технического обслуживания самолета увеличены: 800 часов с 600 для A-check и 8000 часов с 6000 для C-check. К августу 2018 года 90-местный вариант был сертифицирован перед поставкой для первого покупателя SpiceJet позже в том же году.
8 ноября 2018 года Viking Air, материнская компания Longview Aviation Capital Corporation, приобрела всю программу Dash 8 и бренд de Havilland у Bombardier в рамках сделки, которая должна была быть завершена во второй половине 2019 года. Viking уже имела приобрела снятый с производства самолет de Havilland Canada модели сертификаты типа в 2006 году.
К ноябрю 2018 года продажи более производительного Q400 были медленнее, чем более дешевый ATR Aircraft. Bombardier объявила, что сделка будет продана за 300 миллионов долларов, а чистые ожидают 250 миллионов долларов. По прогнозам Bombardier, эта сделка принесет ежегодную экономию в размере 250 миллионов долларов.
В январе 2019 года Longview объявила, что создаст новую компанию в Онтарио, возродив de Havilland Aircraft Company of Canada name, чтобы продолжить производство Q400 и поддержать линейку Dash 8. К февралю продажа программы должна была завершиться в конце сентября.
3 июня 2019 года сделка была закрыта, и контроль взял на себя недавно созданный De Havilland Canada (DHC) программы Dash 8, включая предыдущие серии -100, -200 и -300. В настоящее время производство Q400 планируется продолжить на производственном предприятии Даунсвью, Торонто под управлением DHC. De Havilland рассматривает возможность сокращения 50 мест, поскольку североамериканские авиалинии эксплуатируют 870 устаревших 50-местных самолетов, в основном CRJ и Embraer ERJ.
Отличительными особенностями конструкции Dash 8 являются большой Т-образный хвост, предназначенный для предотвращения попадания на хвост опор во время взлета, очень высокое соотношение сторон крыло, удлиненные двигатели гондолы, также удерживающие складывающееся назад шасси шасси, и заостренный носовой профиль.
Конструкция Dash 8 имеет лучшие круизные характеристики, чем Dash 7, дешевле в эксплуатации и намного дешевле в обслуживании, в основном из-за наличия всего двух двигателей. Он немного шумнее, чем Dash 7, и не может сравниться с характеристиками STOL своих более ранних предшественников DHC, хотя он все еще может работать из небольших аэропортов с взлетно-посадочными полосами длиной 3000 футов (910 м) по сравнению с 2200 футов (670 м). требуется для полностью загруженного Dash 7.
Появление региональных самолетов изменило картину продаж. Хотя региональные самолеты более дороги, чем турбовинтовые, они позволяют авиакомпаниям выполнять пассажирские перевозки на маршрутах, не подходящих для турбовинтовых. Турбовинтовые самолеты имеют меньший расход топлива и могут работать с более коротких взлетно-посадочных полос, чем региональные самолеты, но имеют более высокие затраты на техническое обслуживание двигателей, меньшие дальности полета и более низкие крейсерские скорости.
Когда мировые цены на нефть подняли цены на ближнемагистральные рейсы в 2006 г. Все большее число авиакомпаний, купивших региональные самолеты, начали переоценивать турбовинтовые региональные авиалайнеры, которые потребляют примерно на 30–60% меньше топлива, чем региональные самолеты. Хотя рынок был не таким устойчивым, как в 1980-е, когда были представлены первые Dash 8, в 2007 году увеличились продажи только двух 40+ местных турбовинтовых двигателей, все еще производимых на западе, - Bombardier Q400 и его конкурента, ATR <142.>серия турбовинтовых от 50 до 70 мест. Q400 имеет крейсерскую скорость, близкую к скорости большинства региональных реактивных самолетов, а его отработанные двигатели и системы требуют менее частого обслуживания, что снижает его недостаток.
Как и у Q400, скорость 360 узлов (414 миль / ч, 667 км / ч) h) крейсерская скорость приближается к скорости реактивного самолета, ближнемагистральные авиалинии обычно могут заменить региональный самолет на Q400, не меняя расписания движения от ворот до выхода. Большинство маршрутов на короткие расстояния составляют менее 350 миль (500 км), поэтому время, затрачиваемое на руление, взлет и посадку, практически сводит на нет преимущество в скорости у конкурирующего самолета.
Согласно данным Согласно маркетингу Bombardier, самолет не работает даже при заполнении около трети сидений (или четверти с более близко расположенными креслами), что делает его особенно привлекательным на маршрутах с различным количеством пассажиров, где на некоторых рейсах многие места будут пустыми. Например, в Island Air в Гавайях было подсчитано, что использование регионального реактивного самолета на 50 мест будет рентабельным при 45 пассажирских местах по сравнению с 35–36 местами в Q400 (около 55% безубыточности.
В 2013 году Bombardier выделила Q400 для более агрессивного маркетинга, запустив веб-сайт, посвященный этому самолету.
Самолет был Поставляется четырьмя сериями. Series 100 имеет максимальную вместимость 39, Series 200 имеет такую же мощность, но предлагает более мощные двигатели, Series 300 - это удлиненная версия на 50 мест, а Series 400 - еще более увеличенная до 90 пассажиров. Модели, поставленные после 1997 года, имеют систему подавления шума кабины и обозначаются приставкой «Q». Производство Series 100 прекратилось в 2005 году, за ним последовали 200 и 300 в 2009 году, в результате чего Q400 остается единственной серией, которая все еще находится в производстве.
Серия 100 была оригинальной версией Dash 8 с 37–39 пассажирами, которая поступила на вооружение в 1984 году. Оригинальный двигатель был Pratt Whitney Canada PW120, а в более поздних версиях использовался PW121. Номинальная мощность двигателя - 1800 л.с. (1340 кВт).
Самолет Series 200 имел тот же корпус с 37–39 пассажирами, что и исходный Series 100, но был переоборудован для улучшения характеристик. В серии 200 использовались более мощные двигатели Pratt Whitney Canada PW123 мощностью 2150 л.с. (1600 кВт).
В Series 300 был представлен более длинный планер, который был растянут на 3,43 метра (11,3 фута) по сравнению с Series 100/200 и имел пассажировместимость 50–56 человек. В Series 300 также использовались двигатели Pratt Whitney Canada PW123. Номинальная мощность двигателя составляет от 2380 л.с. (1774 кВт) до 2500 л.с. (1864 кВт). Расчетный ресурс - 80 000 летных циклов. В рамках расширенной программы обслуживания, запущенной в 2017 году, срок службы Dash 8-300 увеличен на 50 процентов, или примерно на 15 лет, до 120000 летных циклов.
В Series 400 появился еще более длинный планер, который был растянут на 6,83 метра (22,4 фута) над Series 3 00 (10,26 метра (33,7 фута) по сравнению с Series 100/200), имеет более крупный и прочный T-образный хвост и вмещает 68–90 пассажиров. В Series 400 используются двигатели Pratt Whitney Canada PW150A мощностью 4850 л.с. (3620 кВт). Самолет развивает крейсерскую скорость 360 узлов (667 км / ч), что на 60–90 узлов (111–166 км / ч) выше, чем у его предшественников. Максимальная рабочая высота составляет 25 000 футов (7600 м) для стандартной версии, хотя предлагается версия с раскрывающимися кислородными масками, которая увеличивает максимальную рабочую высоту до 27 000 футов (8 200 м).
В период с момента поступления на рынок услуг в 2000 г. и продажи Longview / Viking в 2018 г. было поставлено 585 штук со скоростью 30-35 в год, в результате чего отставание составило 65, при рыночной стоимости на стабильном уровне 21 миллион долларов США.
К 2017 году самолет Q400 налетал 7 миллионов часов с 60 операторами и перевез более 400 миллионов пассажиров с надежностью отправки более 99,5%.
К июлю 2018 года в обслуживании авиакомпаний находилось 844 Dash 8: 143 Series 100 с 35 операторами, 42 Series 200 с 16 операторами, 151 серия 300 с 32 операторами и 508 Q400. К тому времени в очереди находилось 56 заказов.
Модельная серия | Заказы | Поставки | Незаполненный |
---|---|---|---|
Серия 100 | 299 | 299 | – |
Серия 200 | 105 | 105 | – |
Серия 300 | 267 | 267 | – |
Серия 400 | 645 | 587 | 58 |
Всего | 1,316 | 1,258 | 58 |
DHC-8 участвовал в 80 авиационных происшествиях и происшествиях, включая 31 повреждение корпуса. В результате погибло 180 человек.
Дата | Тип | Рейс | Толстый. | Наблюдение. | Местоположение | Обстоятельства |
---|---|---|---|---|---|---|
21 ноября 1990 г. | -100 | Рейс 125 Bangkok Airways | 38 | 0 | Таиланд. Самуи | Разбился при попытке приземления сильный дождь и сильный ветер. |
6 января 1993 г. | -300 | Lufthansa Cityline 5634. op. для Contact Air | 4 | 19 | France. Paris-CDG Airport | Разбился у взлетно-посадочной полосы. |
9 июня 1995 г. | -100 | Ansett New Zealand 703 | 4 | 17 | Новая Зеландия, около. аэропорта Палмерстон-Норт | Во время захода на посадку по приборам в ненастную погоду самолет разбился на западных склонах хребта Тараруа. |
12 февраля 2009 г. | -400 | Colgan Air 3407. op. для Continental Connection | 49 + 1 | 0 | США, Нью-Йорк,. Clarence Center | При приближении к аэропорту Буффало Ниагара самолет остановился и врезался в дом из-за ошибки пилота. |
13 октября 2011 г. | -100 | Airlines PNG 1600 | 28 | 4 | Папуа-Новая Гвинея. около аэропорта Маданг | разбился и впоследствии загорелся из-за ошибки пилота. |
5 октября 2013 г. | -200 | ВВС США патрульный рейс | 4 | 2 | Колумбия. около Аканди | Военный самолет-разведчик разбился во время морского патрулирования по борьбе с наркотиками |
12 марта 2018 г. | -400 | US-Bangla Airlines 211 | 51 | 20 | Непал. Аэропорт Катманду | разбился при посадке из-за ошибки пилота. Самая смертоносная авария Dash 8. |
10 августа 2018 г. | -400 | Инцидент с Horizon Air Q400 2018 | 1 | 0 | США, Вашингтон,. Остров Кетрон | Пассажиров нет на борту, украден из аэропорта Сиэтл – Такома наземным служащим и намеренно разбился, убив себя. |
В сентябре 2007 года на самолетах Dash 8-Q400 компании Scandinavian Airlines (SAS) произошли две отдельные аварии с аналогичными отказами шасси с разницей в четыре дня. Третья авария произошла в октябре 2007 года, что привело к исключению данного типа из парка авиакомпании.
9 сентября 2007 г. экипаж рейса 1209 компании SAS, следовавший из Копенгаген в Ольборг, сообщил о проблемах с механизмом блокировки правой стойки шасси., и аэропорт Ольборга был подготовлен к аварийной посадке. Вскоре после приземления сломалось правое главное шасси, лайнер выскользнул из взлетно-посадочной полосы, а фрагменты правого винта выстрелили в кабину и загорелся правый двигатель. Из 69 пассажиров и четырех членов экипажа на борту 11 были доставлены в больницу, пятеро с легкими травмами. Авария была снята местным новостным каналом (TV2-Nord) и транслировалась в прямом эфире по национальному телевидению.
SAS Dash 8 (LN-RDS) после аварийной посадки в аэропорту ВильнюсаТри дня спустя, 12 сентября, рейс 2748 Скандинавских авиалиний из Копенгагена в Палангу имел аналогичную проблему с шасси., заставивший самолет приземлиться в Вильнюсском международном аэропорту (Литва ). Ни пассажиры, ни экипаж не пострадали. Сразу после этой аварии SAS заземлила все 33 лайнера Q400 в своем парке, а несколько часов спустя Bombardier рекомендовала заземлить все Q400 с более чем 10 000 полетов до дальнейшего уведомления. Это затронуло около 60 самолетов из 140 находящихся на вооружении Q400.
27 октября 2007 г. рейс 2867 компании Scandinavian Airlines, следовавший из Берген в Копенгаген, имел серьезные проблемы с шасси во время посадки в аэропорту Каструп. Правое крыло не сработало (или частично), и самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при управляемой аварийной посадке. На борту Q400 находились 38 пассажиров, двое младенцев и четыре члена экипажа. Сообщений о травмах не поступало. На следующий день SAS окончательно сняла с эксплуатации весь свой парк Dash 8 Q400. В пресс-релизе от 28 октября 2007 г. президент компании сказал: «Доверие к Q400 значительно снизилось, и наши клиенты все больше сомневаются в возможности летать на этом типе самолетов. Соответственно, с одобрения Совета директоров я могу принял решение немедленно снять с вооружения самолет Dash 8 Q400 ». Предварительное расследование в Дании установило, что последний инцидент с Q400 не был связан с более ранними проблемами, связанными с коррозией авиакомпании, в данном конкретном случае причиной было обнаружено неуместное уплотнительное кольцо, блокирующее отверстие в ограничительном клапане.
в всего у восьми Q400 вышли из строя шасси при посадке в 2007 году: четыре в Дании, один в Германии, один в Японии, один в Литве и один в Южной Корее. В ноябре 2007 года выяснилось, что Управление гражданской авиации Швеции начало расследование и обнаружило, что компания Scandinavian Airlines System виновата в срезании углов в своем отделе технического обслуживания. Сообщается, что авиакомпания совершила 2300 рейсов, в которых оборудование для обеспечения безопасности не соответствовало стандартам. 10 марта 2008 г. SAS заказала у Bombardier еще 27 самолетов в рамках компенсационной сделки: 14 турбовинтовых Q400 NextGen и 13 реактивных самолетов CRJ900.
19 августа 2018 г. LC Peru, выполнявший рейс из Лимы в Аякучо, должен был вернуться в Лиму и совершить аварийную посадку из-за невозможности опустить переднюю стойку. Самолет приземлился без выключенного переднего шасси.
15 ноября 2018 г. самолет Q300-315, принадлежащий PAL Airlines, не смог опустить переднее шасси при попытке приземлиться в Дир-Лейк, Ньюфаундленд, направился в Стивенвилл, Ньюфаундленд и совершил посадку с поднятым передним шасси. 297>Q300
Related development
Aircraft of comparable role, configuration, and era
Related lists
Wikimedia Commons has media related to: De Havilland Canada DHC-8 (category ) |
The Q400 embodies technology which Bombardier hopes will revolutionise the embattled regional turboprop market
Despite the Q400 high-speed turboprop's superior economics, efforts to challenge regional jets have been hampered by a troublesome introductionCS1 maint: uses authors parameter (link )