Lockheed Model 14 Super Electra, более известный как Lockheed 14, был гражданским пассажирским и грузовым самолетом, построенным Lockheed Aircraft Corporation в конце 1930-х годов. Являясь развитием более ранней Model 10 Electra, модель 14 была также разработана в более крупные, более мощные гражданские и военные версии.
Содержание
- 1 Проектирование и разработка
- 2 История эксплуатации
- 3 Варианты
- 4 Операторы
- 4.1 Гражданские лица
- 4.2 Военные
- 5 Несчастные случаи и происшествия
- 6 Технические характеристики (модель 14-WF62 Super Electra)
- 7 См. также
- 8 Ссылки
- 8.1 Примечания
- 8.2 Библиография
- 9 Внешние ссылки
Дизайн и разработка
Дизайн, разработанный командой под руководством Дона Палмера, представлял собой увеличенную версию оригинальной Model 10 Electra с увеличенным количеством пассажирских мест с 10 до 14. Он был предназначен для коммерческой конкуренции. с современными Douglas DC-2 и Boeing 247. Первый Model 14 поднялся в воздух 29 июля 1937 года, его пилотировал Маршалл Хедл. В начале 14-х использовался двигатель Pratt Whitney R-1690 Hornet ; позже Wright R-1820 Cyclone 9 предлагался как опция.
Lockheed построила 114 Model 14; еще 119 были построены по лицензии в Японии компанией Tachikawa Aircraft Company под обозначением Tachikawa Type LO Transport Aircraft Thelma. Еще 121 были построены Kawasaki Aircraft Company под обозначением Kawasaki Type 1 cargo transporter. Фюзеляж грузового типа 1 был удлинен на 1,4 м (4 фута 7 дюймов), что позволило установить грузовые двери большего размера.
В Японии в конце 1930-х - начале 1940-х годов, как и в большинстве крупных экономик того времени., проводились исследования герметичных кабин для высотного полета. Подобно Lockheed XC-35, в Соединенных Штатах, Tachikawa включил герметичную кабину в новые переднюю и центральную секции фюзеляжа для одного из местных Lockheed Type. Транспортный самолет LO . Получившийся исследовательский самолет получил длинное обозначение Tachikawa-Lockheed Type-B высотный исследовательский самолет и фирменное обозначение Tachikawa SS-1 . Первое переоборудование было завершено в мае 1943 года, и на него были установлены 2 14-цилиндровых радиальных двигателя Mitsubishi Ha-102 мощностью 810 кВт (1080 л.с.). На двух модификациях была проведена краткая программа летных испытаний.
История эксплуатации
Модель 14 поступила на коммерческую службу с Northwest Airlines в США в октябре 1937 года. Самолеты экспортировались для использования Aer Lingus Ирландии, British Airways и KLM Нидерландов. Модель 14 послужила основой для разработки морского разведчика Lockheed Hudson и легкого бомбардировщика, эксплуатируемых Royal Air Force, USAAF, ВМС США и многие другие во время Второй мировой войны.
премьер-министр Великобритании
Чемберлен рядом с G-AFGN на
аэродроме Хестон, 1938
В 1938 году премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен после подписания Мюнхенского соглашения вернулся в Лондон аэропорт Хестон на борту самолета British Airways Lockheed 14 и получил известность. сфотографирован рядом с самолетом (регистрация G-AFGN), показывая толпе подписанный документ, который он позже в тот же день охарактеризовал как приносящий «мир для нашего времени ».
Рекордные полеты
В мае 1938 года команда авиаторов польской авиакомпании LOT в составе Вацлава Маковского, директора LOT и первого пилота, Збигнева. Второй пилот Высекерский, механик и радионавигатор Шимон Пискож, радионавигатор Альфонс Ржечевский и помощник Ежи Красовски совершили экспериментальный полет из США в Польшу. Этот полет был выполнен на борту одного из самолетов, купленных LOT, производства Lockheed в Калифорнии, Lockheed Model 14H Super Electra (польской регистрации SP-LMK.). Экипаж вылетел из Бербанка (Лос-Анджелес), где производились эти самолеты, и после путешествия по Южной Америке совершил перелет через Атлантику из Бразилии в Западную Африку по пути в Варшаву. Плакат, посвященный полету, можно увидеть на фотографии из архива Библиотеки Конгресса США / Matson Archive офиса продаж LOT / Imperial Airways в Иерусалиме около 1939 года.
Пройденное расстояние составило 24,850 км; 13418 морских миль.). Они пролетели через города Масатлан, Мехико, Гватемалу и Панаму, затем через южноамериканские города Лиму, Перу; Сантьяго, Чили; Буэнос-Айрес, Аргентина; и Рио-де-Жанейро и Натал в Бразилии. Они перелетели через Южную Атлантику в Дакар, Сенегал, в Африке, а затем в Касабланку, Тунис, а затем в Рим, Италия. Последний этап полета привел их в Варшаву, Польша. Налет с 13 мая по 5 июня составил 85 часов. Облет Атлантического океана - от Натала до Дакара - длился 11 часов 10 минут (3070 км). Этот подвиг польских авиаторов ознаменовал историю авиасообщения на мировом уровне. (До этого рейса авиалайнеры доставлялись через Атлантику в качестве палубного груза на кораблях).
Ховард Хьюз совершил глобальный кругосветный полет на Super Electra (NX18973). С четырьмя товарищами по команде (Гарри Коннор, второй пилот; Том Терлоу, штурман; Ричард Стоддарт, инженер; и Эд Лунд, механик), Lockheed 14 взлетел с Флойд Беннетт Филд в Нью-Йорке 10 июля 1938 года. Полет, огибавший более узкие северные широты, проходил через Париж, Москву, Омск, Якутск, Фэрбенкс, Аляска. и Миннеаполис перед возвращением в Нью-Йорк. Общее расстояние полета составило 14 672 мили (23 612 км), а общее время - 3 дня 19 часов 17 минут.
Варианты
Данные от: Lockheed Aircraft с 1913 г.
- Модель 14
- Базовая версия Super Electra для авиалайнера, варианты с изменением компоновки салона, типов двигателей и т. Д. обозначается буквенно-цифровым суффиксом.
- Модель 14H
- 20 самолетов с двумя двигателями мощностью 875 л.с. (652 кВт) Pratt Whitney R-1690-S1E-G Hornet двигатели
- Модель 14H-2
- 32 самолета с двумя двигателями по 875 л.с. (652 кВт) R-1690-S1E2-G, 12 из которых были модернизированы с двигателями 1200 л.с. (890 кВт) Pratt Whitney R-1830-S1C3-G Twin Wasp, чтобы стать двигателями 14-08.
- Модель C-14H-1
- Единственный 14-H (c / n 1401), переоборудованный с выпуклой крышей кабины и большой грузовой дверью для перевозки крупногабаритных грузов, позже переоборудованный в 14-H для использования авиакомпаниями в Бразилии и Никарагуа.
- Модель 14-08
- 12 самолетов 14H-2 с модификацией двигателя 1200 л.с. (890 кВт) R-1830-S1C3-G от Trans Canada Airlines (TCA)
- Модель 14-WF62
- Версия исключительно для экспорта с двумя двигателями по 900 л.с. (670 кВт) Wright SGR-1820-F62 Cyclone для British Airways (8), KLM (11) и Aer Lingus (2).
- Модель 14-WG3B
- Другая экспортная версия, также известная как 14-G3B, с двумя двигателями мощностью 900 л.с. (670 кВт) GR-1820- Двигатели G2B. За исключением четырех самолетов, доставленных в Румынию, все WG3B были доставлены в Японию либо Tachikawa Hikoki KK для перепродажи, либо напрямую оператору (Greater Japan Airways Co. Ltd.
- Модель 14-N
- Два самолета были укомплектованы личными транспортными средствами как 14-N с двумя двигателями мощностью 1100 л.с. (820 кВт) GR-1820-G105
- Модель 14-N2
- Один самолет, построенный для Говарда Хьюза, для кругосветного полета, мощностью 2x 1100 л.с. (820 кВт) GR-1820-G102 и оснащенный вспомогательными баками в кабине, а также аварийно-спасательным оборудованием, навигационным оборудованием и средствами связи.
- Модель 14-N3
- Один самолет с 2x 1100 л.с. (820 кВт) GR-1820-G105A двигатели
- Транспортный самолет Lockheed типа LO
- Длинное обозначение, данное 30 самолетам модели 14-WG3B, поставленным Lockheed для использования Нихон Коку К.К. (Greater Japan Airways Co. Ltd.). Учитывая союзническое отчетное имя Toby.
- C-111
- Три гражданских Model 14 впечатлили Австралию. Серийные номера 1944 года присвоены постфактум
- XR4O-1
- Один L-14 (USN 1441, серийный номер 1482), используемый в качестве исполнительного транспорта USN
- Транспортный самолет Tachikawa Type LO
- Японское лицензионное производство модели 14-38 компанией Tachikawa Aircraft Company Ltd (立 川 飛行 機 株式会社 Tachikawa Hikōki KK?) С двумя двигателями мощностью 900 л.с. (670 кВт) Mitsubishi Ха-26-И 14-цилиндровые радиальные двигатели. 119 серийным самолетам было присвоено отчетное название союзников Thelma .
- Kawasaki Army Type 1 Freight Transport
- Длинное обозначение Ki-56
- Kawasaki Ki-56
- Грузовой транспортный самолет, модернизированный Takei Doi в Kawasaki Kokuki Kogoyo KK (Kawasaki Aircraft Company), из Type LO. Особое внимание уделяется снижению веса, увеличению длины задней части фюзеляжа на 1,5 м (4 фута 11 дюймов) и мощности с 2x 950 л.с. (710 кВт) Nakajima Ha-25 14-цилиндровые радиальные двигатели улучшили характеристики и управляемость. 121 серийному самолету было присвоено отчетное название союзников Thalia .
Операторы
KLM эксплуатировали два Lockheed 14 в Европе в течение 1938/39 гг.
Гражданский
- Австралия
- Бельгия
- SABENA (в Африке)
- John Mahieu Aviation (послевоенное время)
- Бразилия
- Канада
- Trans-Canada Air Lines 16 Lockheed Super Electra 14H2, 12 модифицированных по стандарту модели 14-08
- Canadian Pacific Air Lines
- Голландская Ост-Индия
- KNILM (Royal Dutch Indies Airways)
- Франция
- Air Afrique (довоенная авиакомпания, не имеющая отношения к послевоенной авиакомпании с тем же названием)
- Air France
- Гондурас
- Ирландия
- Япония
- Japan Air Transport (Nihon Kōkū Yus KK)
- Imperial Japanese Airways (Dai Nippon Kkū KK), с которой была объединена Japan Air Transport
- Нидерланды
- KLM (в основном для Западно-Индийского отделения KLM в Карибском бассейне)
- Польша
- Польские авиалинии LOT с мая 1938 по сентябрь 1939 года эксплуатировали 10 самолетов. Два самолета (SP-BNG и SP-BNJ) разбились. Когда началась Вторая мировая война, четыре самолета (SP-BNH, SP-BPK, SP-BNE и SP-BPL) были эвакуированы в Румынию и, наконец, перешли к LARES. Один самолет (SP-BPN) был интернирован в Эстонии, а три (SP-BNF, SP-BPM и SP-LMK) были эвакуированы в Соединенное Королевство. Два из них были переданы BOAC в середине 1940 года.
- Португалия
- DETA Mozambique Airways (обслуживает португальскую колонию Мозамбик )
- Румыния
- LARES (Liniile Aeriene Române) Exploatate cu Statul)
- Тринидад и Тобаго
- Соединенное Королевство
- British Airways Ltd. (не путать с современной одноименной авиакомпанией)
- BOAC (British Overseas Airways Corporation), с которой была объединена British Airways Ltd.
- США
- Венесуэла
Военные
- Канада
- Эстония
- Военно-воздушные силы Эстонии эксплуатировали один самолет, бывший польский SP-BPN интернирован 4 сентября 1939 года. Использовалась эта Super Electra для VIP-рейсов в период с 1939 по 1940 год.
- Япония
- Южная Африка
- Советский Союз
- Советские ВВС приняли единственную бывшую польскую Супер Электра после захвата Эстония в 1940 году. Самолет разбился при взлете из Риги в Москву в октябре 1940 года. Обломки самолета все еще присутствовали на аэродроме во время немецкого вторжения в 1941 году.
- Великобритания
- Соединенные Штаты
Несчастные случаи и происшествия
- 10 января 1938 года самолет L14H, рейс 2 Northwest Airlines, потерпел крушение около Бозмана, штат Монтана, из-за разрушения конструкции. из-за конструктивного дефекта, в результате чего погибли все 10 пассажиров и экипаж на борту.
- 16 мая 1938 года самолет L14H2 (NC17394) Northwest Airlines врезался в пик Стро (недалеко от Саугуса, Калифорния) во время доставки рейсом, в результате чего погибли все на борту девять человек.
- 8 июля 1938 года рейс 4 Northwest Airlines, L14H (NC17383), остановился и разбился при взлете из муниципального аэропорта Биллингс, в результате чего один из 10 находившихся на борту погиб.
- 22 июля 1938 года самолет LOT Polish Airlines L14H (SP-BNG) потерпел крушение около Стульпикани, Румыния, в результате чего погибли все 14 пассажиров на борту; причина была неизвестна, но самолет мог быть поражен молнией.
- 18 ноября 1938 года Trans-Canada Air Lines L14H2 (CF-TCL) разбился вскоре после взлета с Аэропорт Реджайна, погибли оба пилота.
- 22 ноября 1938 г. самолет British Airways Ltd. L14-WF62 (G-AFGO) разбился в Уолтон-Бей, Сомерсет, во время испытательного полета. погибли оба пилота, командир Э. Г. Робинсон и командир Роберт П. Дж. Леборн.
- 9 декабря 1938 г. самолет KLM L14-WF62 (PH-APE, Экстер) разбился при взлете из муниципального аэропорта Схипхол из-за из-за отказа двигателя во время тренировочного полета, в результате чего погибли все четверо на борту.
- 13 января 1939 года рейс 1 Northwest Airlines, самолет L14H, разбился при взлете из муниципального аэропорта Майлз-Сити после пожар в кабине, в результате чего погибли все четверо на борту.
- 18 января 1939 года самолет L14H компании Guinea Airways (VH-ABI, Коранга) разбился при взлете из аэропорта Тиндал после потери высоты, в результате чего погибли все четверо на борту..
- Вкл. 17 мая 1939 года самолет Imperial Japanese Airways L14-WG3B (J-BCOZ) разбился при взлете из аэропорта Фукуока после того, как самолет врезался в забор, в результате чего шесть из 11 находившихся на борту самолета погибли.
- 21 декабря 1939 г. самолет British Airways, Ltd. L14-WF62 (G-AFYU) бросил в Средиземном море в 300 милях от Александрии, Египет, убив пятерых из 11 находившихся на борту.
- 22 января 1940 г. KNILM L14-WF62 (PK-AFO) потерпел крушение у международного аэропорта Нгурах-Рай Бали после потери высоты при взлете, в результате чего погибли восемь из девяти находившихся на борту.
- 22 апреля 1940 года BOAC L14- WF62 (G-AFKD, Лох-Инвар) разбился возле Лох-Ломонда, Шотландия, когда его переправляли из международного аэропорта Перта в аэропорт Хестон, в результате чего погибли все три члена экипажа на борту.
- 10 ноября 1940 г. RAF L14N2 AX688 остановился и разбился вскоре после взлета из Найроби в плохую погоду, погибли все находившиеся на борту.
- 6 февраля 1941 года Трансканадский авиалайнер L14H2 (CF-TCP) врезался в деревья при подлете к аэропорту Армстронг, убив а На борту 12 пассажиров и экипаж.
- 20 февраля 1941 года у Королевских ВВС Hudson III T9449 произошел отказ двух двигателей и он разбился возле гавани Масгрейв, Ньюфаундленд. Пилот капитан Джозеф Макки выжил, но два других члена экипажа и единственный пассажир погибли. Пассажиром оказался выдающийся канадский врач и лауреат Нобелевской премии сэр Фредерик Бантинг.
- 18 декабря 1941 года самолет Аэрофлот L14H (CCCP-L3453) остановился и разбился возле Ходынского поля вслед за двигателем. провал во время испытательного полета, погибли двое из трех на борту.
- 22 августа 1942 года KLM West Indies Service L14-WF62 (PJ-AIP) разбился вскоре после взлета с Пиарко. В аэропорту, в результате чего погибли все 13 пассажиров.
- 20 декабря 1942 года Canadian Pacific Air Lines L14H2 (CF-TPD) врезался в гору Уильям Найт, в результате чего погибли все 13 пассажиров и члены экипажа. доска; обломки были найдены в августе 1943 года.
- 13 января 1943 года самолет Air France L14H2 (F-ARRF) разбился в Агельхоке, Мали, из-за отказа двигателя, в результате чего погибли все три члена экипажа.
- 19 мая 1943 г. RAF Hudson IIIA FH168 (c / n 414-6458) разбился при попытке вынужденной посадки в 7 милях к югу от RAF St Eval, Англия. Причиной аварии стал отказ двигателя. Двое членов экипажа погибли, в том числе командир авиации сэр Найджел Норман, который был сброшен с самолета и сломал себе шею. Он направлялся на Ближний Восток на конференцию по планированию ВДВ. В результате авиакатастрофы погиб также помощник капитана (Obs) Артур Ротенберг, J / 16615, похороненный на St Columb Major Cemetery
- 26 августа 1943 г., самолет L14H British West Indian Airways (VP -TAH) сгорел в аэропорту Пиарко во время дозаправки.
- 28 марта 1946 года самолет L14 (514) Дальстрой разбился при взлете из Зырянки, Россия, из-за ошибки экипажа, в результате чего погиб пилот.
- 22 апреля 1946 года самолет TACA de Nicaragua B14S (AN-ACC) разбился при взлете с взлетно-посадочной полосы Ла-Либертад, в результате смертельной аварии с участием Super Electra погибло 18 из 21 находившегося на борту самолета.
- 7 декабря В 1946 году самолет L14 (6) Дальстроя разбился во время набора высоты из Берелаха, Магадан, Россия (тогда часть Хабаровского края) из-за отказа двух двигателей, в результате чего погибли все семеро на борту.
- 29 октября 1948 года., самолет L14-08 (G-AKPD) компании RA Brand Co. Ltd. потерпел крушение Эльба, в результате чего погибли все четыре пассажира и экипаж на борту; обломки были обнаружены в марте 1954 г. во время поиска BOAC Flight 781.
- 14 июля 1951 г. самолет Airtaco L14H (SE-BTN) разбился при взлете из Стокгольма из-за отказа двойного двигателя, вызванного нехваткой топлива, что привело к гибели четыре из шести на борту.
- 16 июня 1955 года TAPSA L14H2 (OB-QAG-338) разбился при взлете из аэропорта Тарапото из-за потери управления после перемещения груза, в результате чего погибли все трое на борту.
Технические характеристики (модель 14-WF62 Super Electra)
Чертеж Lockheed 14-H с 3 видами из L'Aerophile, октябрь 1937 г.
Данные Lockheed Aircraft с 1913 г.
Общие характеристики
- Экипаж: два
- Вместимость: 12-14 пассажиров
- Длина: 44 фута 4 дюйма (13,51 м)
- Размах крыла: 65 футов 6 дюймов (19,96 м)
- Высота : 11 футов 5 дюймов (3,48 м)
- Площадь крыла: 551,0 кв. Футов (51,19 м)
- Масса пустого: 10,750 фунтов (4876 кг)
- Масса брутто: 15650 фунтов (7099 кг)
- Макс.взлетная масса: 17500 фунтов (7938 кг)
- Запас топлива: 644 галлона США (2440 л; 536 имп. Г) al)
- Силовая установка: 2 × Wright SGR-1820-F62 Cyclone 9-цил. Радиально-поршневые двигатели с воздушным охлаждением, мощностью 900 л.с. (670 кВт) каждый
Характеристики
- Максимальная скорость: 250 миль / ч (400 км / ч, 220 узлов) на высоте 5800 футов (1800 м)
- Крейсерская скорость : 215 миль / ч (346 км / ч, 187 кН)
- Дальность: 850 миль (1370 км, 740 миль)
- Перегоночная дальность: 2130 миль (3420 км, 1850 миль)
- Практический потолок: 24 500 футов (7500 м)
- Скороподъемность: 1520 фут / мин (7,7 м / с)
- Нагрузка на крыло: 28,4 фунта / кв. Фут ( 138,7 кг / м)
- Мощность / масса : 0,115 л.с. / фунт (0,256 кВт / кг)
См. Также
- Lockheed L-188 Electra, позже не имеющий отношения к авиалайнеру Lockheed с тем же названием
Родственная разработка
Связанные списки
Ссылки
Примечания
Библиография
E внешние ссылки
| Викискладе есть материалы, связанные с Lockheed Model 14 Super Electra. |