Boeing 747-400

редактировать
Широкофюзеляжный авиалайнер, улучшенная серийная серия 747

Boeing 747-400
Большой бело-синий четырехмоторный реактивный самолет. авиалайнер с унифицированным хвостовым оперением, с выдвинутым шасси
A Boeing 747-400 ранее из British Airways.
РольШирокофюзеляжный реактивный авиалайнер
Национальное происхождениеСША
ПроизводительBoeing
Первый рейс29 апреля 1988 г.
Введение9 февраля 1989 г. с Northwest Airlines
СтатусНа службе
Основные пользователиAtlas Air.
Произведено
  • Пассажирские версии : 1988–2005 гг.
  • Грузовые версии: 1993–2009
  • Combi версии: 1989–2002
Количество построенных694
Стоимость единицы
  • 747-400 / -400ER : US $ 234–266,5 млн. (2007)
  • 747-400F / -400ERF: 238–268 миллионов долларов США (2007 г.)
Разработан на основеBoeing 747-300
Варианты
Разработан в

Boeing 747-400 - широкофюзеляжный авиалайнер производства Boeing Commercial Airplanes, усовершенствованный вариант первоначального Boeing 747. «Усовершенствованная серия 300» была анонсирована на сентябрьском 1984 г. авиашоу в Фарнборо с целью снижения затрат на 10% за счет более эффективных двигателей и увеличения дальности полета на 1000 миль / миль (1850 км). Northwest Airlines (NWA) стала первым клиентом, заказавшим 10 самолетов 22 октября 1985 года. Первый 747-400 был выпущен 26 января 1988 года и совершил свой первый полет 29 апреля 1988 года. Сертификат типа был получен 9 января 1989 года, и он поступил на вооружение NWA 9 февраля 1989 года.

Он поддерживает планер 747 , включая удлиненную верхнюю палубу 747-300 с крылышками 6 футов (1,8 м). 747-400 предлагает на выбор улучшенные турбовентиляторные двигатели: Pratt Whitney PW4000, General Electric CF6 -80C2 или Rolls-Royce RB211 -524G / H. Его двухэкипажная стеклянная кабина избавляет от необходимости в бортинженере . Обычно он вмещает 416 пассажиров в компоновке из трех- класса на дальность 7 285 миль (13 490) км с взлетной массой 875 000 фунтов (397 т).

Первый -400M combi был выпущен в июне 1989 года. -400D Внутренний для японского рынка без крылышек поступил в эксплуатацию 22 октября 1991 года. -400F грузовой без растянутой версии верхней палубы был впервые поставлен в мае 1993 года. С увеличенной взлетной массой 910 000 фунтов (410 т). Dreamlifter - это негабаритный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки компонентов Dreamliner. Некоторые из них были адаптированы как транспорты глав государств или для конкретных целей, например, лазерный испытательный стенд YAL-1 или воздушная пусковая установка Cosmic Girl.

С 694, поставленными за 20 лет с 1989 по 2009 год, это самый продаваемый вариант 747. Его ближайшими конкурентами были более компактный трехдвигательный самолет McDonnell Douglas MD-11 и квадроцикл Airbus A340 . На смену ему пришел удлиненный и улучшенный Boeing 747-8, представленный в октябрь 2011 года. В конце 2010-х годов старые пассажирские самолеты 747-400 были заменены авиакомпаниями на дальнемагистральные и средние. двухдвигательный самолет, например 777, 787 и Airbus A350.

Содержание
  • 1 Разработка
    • 1.1 Предпосылки
    • 1.2 Проектные
    • 1.3 Производство и тестирование
    • 1.4 Услуги и операции
    • 1.5 Дальнейшие разработки
    • 1.6 Вывод из эксплуатации и экономическая ценность
  • 2 Дизайн
  • 3 Варианты
    • 3.1 747-400
    • 3,2 747-400F
    • 3,3 747-400M
    • 3,4 747-400D
    • 3,5 747-400ER
    • 3,6 747-400ERF
    • 3,7 747 -400 Конвертированный грузовой самолет Boeing
    • 3,8 747 Крупногабаритное грузовое судно
    • 3.9 Правительственные военные и другие варианты
  • 4 Операторы
    • 4.1 Бывшие операторы
    • 4.2 Доставки
  • 5 Инциденты и происшествия
  • 6 Самолеты на дисплее
  • 7 Технические характеристики
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Разработка

Общие сведения

Трехмерная диаграмма Боинг 747- 400 Боинг 747-400 сохранил общую конфигурацию Боинга 747, с удлиненной верхней палубой Боинг 747-300 и дополнительными крылышками

После своего появления в 1969 году Boeing 747 стал большим успехом. с авиакомпаниями и летающей публикой. Будучи первым в мире широкофюзеляжным лайнером, 747 произвел революцию в сфере авиаперевозок и укрепил доминирующее положение своего производителя на рынке пассажирских самолетов. В 1980 году Boeing анонсировал 747-300, свой последний вариант 747 с большей пассажировместимостью. Это стало возможным благодаря тому, что удлиненная верхняя палуба (SUD), ранее входившая в опцию на 747-200, стала стандартной функцией. SUD был почти вдвое длиннее верхней палубы оригинального 747-го. Помимо увеличенной вместимости, Боинг 747-300 не предлагает увеличения дальности полета, а также улучшений в технологии кабины экипажа или строительных материалов. В то же время Боинг 747 становился более дорогим в эксплуатации из-за ряда факторов, в частности, обычными системами управления полетом, экипировкой из трех человек и затрат на топливо.

В 1982 году Boeing представила двухэкипажный состав. стеклянная кабина, новые двигатели и современные материалы на его твинджетах 757 и 767. В то же время совокупные продажи моделей 747-100, −200, −300 и 747SP (вместе именованные 747 «Классика») превысили 700, но новые заказы резко снизились. Появление 747-300 практически не остановило спад и само столкновение с потенциальной конкуренцией со стороны более современных моделей. В результате Boeing начал рассматривать возможность более существенной модернизации своего самого большого пассажирского самолета.

К началу 1984 года официальные лица компании определили пять целей для последней модернизации 747: новые технологии, улучшенный интерьер, 1000 морских миль (1900 км) увеличение дальности, более эффективные двигатели и 10- процентное снижение эксплуатационных расходов. В сентябре 1984 г. на авиашоу в Фарнборо компания Boeing заявила о разработке новейшей производной модели 747, "Advanced Series 300". 22 октября 1985 года этот тип был официально запущен, когда Northwest Airlines стала первым заказчиком 747-400 с заказом на 10 самолетов. Cathay Pacific, KLM, Lufthansa, Singapore Airlines и British Airways также объявили о заказах несколько месяцев спустя, за ними последовали United Airlines, Air France и Japan Airlines.

Проектные усилия

Кабина современного реактивного авиалайнера с цифровыми дисплеями и приборами. Свет проникает через лобовое стекло. Компьютеризированная стеклянная кабина Boeing 747-400ER

Семь первых клиентов, а именно British Airways, Cathay Pacific, KLM, Lufthansa, Northwest, Qantas и Singapore Airlines сформировали консультативную группу для консультирования Boeing по процессуальному проектированию 747-400. Хотя самолет планировался как модернизация с использованием новых технологий, Boeing предлагал минимальные конструктивные изменения, чтобы снизить стоимость и сохранить общность с существующими моделями. Консультативная группа стремилась внесла внесенные изменения, в том числе стеклянную кабину для двух человек. В результате участия авиалиний в новом цифровом кабине самолета 747-400 были использованы технологии отображения на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ), впервые примененные на самолетах 757 и 767. Автопилот также был заменен на автопилот 757 и 767; на 747-400 было добавлено обновление программного обеспечения, чтобы разрешить режим «вмешательства высоты».

Добавленный наклонный крылышко

Размах крыльев 747-400 был растянут на 17 футов (5,2 метра) по сравнению с классическим 747 через удлинители законцовок крыла. Для уменьшения аэродинамического сопротивления крылья были установлены 6-футовыми (1,8 м) высокими крылышками. Несмотря на увеличенную длину, крылья новым легче на 2700 кг благодаря алюминиевым сплавам. Горизонтальное хвостовое оперение также было переработано для установки топливного бака на 3300 галлонов США (12000 л), в результате чего дальность полета увеличилась на 350 морских миль (650 км), а угол поворота был увеличен до 30 градусов. Шасси было переработано с увеличенными колесами и карбоновыми тормозами. Внутренние изменения также включают рестайлинг кабины с использованием новых материалов и обновленного оборудования.

Новые двигатели, предлагаемые на 747-400, включаются Pratt Whitney PW4056, General Electric CF6-80C2B1F и Rolls-Royce RB211-524G / H. Двигатели обеспечиваютли более низкий расход топлива и большую тягу, а также полностью управляемую цифровую систему управления двигателем (FADEC ), которая регулирует характеристики двигателя для повышения эффективности по с классическими 747-ми. Новая вспомогательная силовая установка (APU) производства Pratt Whitney Canada была также выбрана для наземной энергии для 747-400 с 40-процентным сокращением расхода топлива по сравнению с предыдущими конструкциями APU.

Производство и испытания

Окончательная сборка первого 747-400 началась на заводе Boeing в Эверетте, давнем месте производства 747, в сентябре 1987 года. Более пятидесяти процентов Самолет был произведен субподрядчиками, основные конструкции, гондолы двигателей и узлы были поставлены Northrop, а каркасы фюзеляжа верхней палубы - Daewoo. Все компоненты были интегрированы в процессе окончательной сборки на заводе в Эверетте. Первый самолет, оснащенный двигателями PW4056, был построен в зимние месяцы конца 1987 года. 26 января 1988 года первый самолет 747-400 был выпущен на заводе в Эверетте, а первый самолет 737-400 прокатился. в тот же день на заводе Boeing в Рентоне, что стало первым в истории компании-изготовителем выпуском двухместного реактивного лайнера. К моменту запуска программа 747-400 собрала более 100 заказов.

Вид на заводской комплекс сверху. Аэрофотоснимок Boeing Field, одного из участков, используемых для летных испытаний 747-400.

Боинг 747-400 впервые поднялся в воздух 29 апреля 1988 года под командованием летчика-испытателя Джеймса Лёша и второго пилота Кеннета Хиггинса. Первый рейс был на шесть недель после задержек субподрядчика с поставкой компонентов и дополнительного устранения неисправностей в электронных системах самолета. Первый рейс вылетел из Пейн Филд, территория в Эверетте, и приземлился в Боинг завода Филд, к югу от Сиэтла, после 2 часов 26 минут без происшествий. В программе летных испытаний 747-400 были задействованы первые четыре построенных самолета, что на один больше минимального количества, необходимого для сертификации трех вариантов двигателей самолета. По одному испытательному самолету каждый был оснащен двигателями CF6-80C2B1F и RB211-524G / H, а два других двигателями PW4056, четвертый самолет служил резервным. Сертификат Федерального авиационного управления (FAA) был получено 9 января 1989 г. с двигателями Pratt Whitney PW4000, 18 мая 1989 г. с двигателями General Electric CF6 -80C2 и 8 июня 1989 г. с Rolls-Royce RB211 -524Гс.

В ходе выполнения программы летных испытаний компания Boeing столкнулась с проблемами в производственном процессе 747-400, что привело к раскрытию задержек с поставкой первых 20 построенных самолетов на срок до одного месяца. Основная задержек была беспрецедентная сложность внутренней конфигурации, предлагаемой авиакомпаниям, которая отличается от туалета и камбуза до цветовых оттенков салона предупреждающих таблицчек. В сочетании с новыми, неопытными рабочими, отсутствием опытных технических специалистов, внутренними конфигурациями, требующими дорогостоящими переделками, и начався проблемами с интеграцией электроники в усовершенствованную кабину экипажа, производство 747-400 отставало от графика. К середине 1989 года компании удалось решить первые производственные проблемы: образцы планеров всех трех вариантов двигателей были поставлены с разницей в четыре месяца, а общие задержки не превышали нескольких недель.

Обслуживание и операции

Вид сбоку на четырехдвигательный реактивный самолет, поднимающийся в небо. Northwest Airlines ввела в эксплуатацию 747-400 в феврале 1989 года.

Первый 747-400 (N661US ) был доставлен стартовому заказчику Северо-Западные авиалинии. Этот самолет стал известен в связи с инцидентом на рейсе 85 Северо-Запада, произошедшим из-за перекоса руля направления. Позже N661US был продан Delta Airlines, когда с ней слилось Северо-Запад. Позже N661US был сохранен в Музее полетов Дельты. Это была двадцатая годовщина первого полета 747-100. 31 мая 1989 года Singapore Airlines выполнила первый международный рейс на самолете 747-400 на рейс из Сингапура в Лондон.

В мае 1989 года, за неделю до первоначальной доставки в Лондон. Первый европейский заказчик 747-400, KLM, Объединенное авиационное управление (JAA) шокировало Boeing, отказавшись выдать нормативный сертификат для этого самолета, сославшись на устойчивость пола кабины верхней палубы к разрушению в случае внезапная декомпрессия. В то время как производитель утверждал, что пол кабины 747-400 ничем не отличался от уже сертифицированного и находящегося в эксплуатации 747-300, JAA утверждало, что новая модель будет иметь срок до 2020 года и далее и, таким образом, подлежит применению более новой модели., более строгий стандарт, который был обновлен, чтобы отразить риск взрывных устройств. За несколько дней до первой поставки KLM переговоры между Boeing, FAA и JAA приводят к компромиссу: для 747-400 будет выдан временный эксплуатационный сертификат при условии, что производитель в двух лет конструктивную модернизацию самолета. Заключенная в последний момент сделка позволила KLM и Lufthansa без дальнейших задержек получить свои 747-400.

После первых поставок 747-400 Boeing начал производство других вариантов самолетов. Первый 747-400 Combi, способный перевозить как пассажиров, так и грузы, был выпущен в июне 1989 года. 747-400 Внутренний, вариант самолета малой дальности, предназначенный для японских внутриостровных перевозок, совершил первый полет 18 марта. 1991, и поступил на вооружение Japan Airlines 22 октября 1991 года. Грузовой вариант, 747-400F, впервые был доставлен в мае 1993 года Cargolux. К концу 1990-х годов Boeing производил четыре версии 747-400.

Дальнейшие разработки

Вид сбоку на четырехдвигательный реактивный самолет, поднимающийся в небо. Qantas ввела в эксплуатацию Boeing 747-400ER в ноябре 2002 г.

Грузовое судно увеличенной дальности (ERF) поступило в эксплуатацию в октябре 2002 г. В следующей месяце самолет увеличенной дальности (ER) пассажирская версия поступила на вооружение с Qantas, единственной авиакомпанией, когда-либо заказавшей пассажирскую версию 747-400ER. Qantas использовала 747-400ER для маршрутов Мельбурн - Лос-Анджелес и Даллас - Сидней, что завершить рейс с полной пассажирской загрузкой и грузом. До 747-400ER Qantas выполняла такие полеты, блокируя зону «E» в салоне и ограничивая количество пассажиров и груз. 747-400ER отличался интерьером Boeing Signature Interior, который стал доступным через 747-400, либо как модернизация заводская установка на новые рамы).

В 747-400ER также были внесены некоторые усовершенствования в кабину летного экипажа, в том числе жидкокристаллические дисплеи (LCD), которые заменили шесть обнаруженных электронно-лучевых трубок ( ЭЛТ). на Боинг 747-400. Позже ЖК-дисплеи стали стандартом и на 747-400, и их можно было установить на более ранние модели. Три резервных индикатора запуска на 747-400 были также заменены одним комбинированным ЖК-дисплеем, интегрированным резервным индикатором полета (ISFD), который также стал стандартом для 747-400 в конце 2003 года.

2000-е годы, в рамках усилий по продвижению экологически безопасных и альтернативных видов топлива, а также по выбросам, несколько 747-400 изучали использование масла, добытого на заводе ятрофа. Air New Zealand выполнила первый коммерческий рейс с использованием масла ятрофы в качестве топлива; Один двигатель 747-400 авиакомпании работал на смеси 50% масла ятрофы и 50% реактивного топлива в течение двух часов во время полета, пока инженеры собирали данные. Continental Airlines проверила масло ятрофы на одном из своих авиалайнеров 7 января 2009 года. Ятрофу легко выращивать, ей нужно мало удобрений или воды, и она дает растение, богатое маслом.

Производство масла пассажирская версия 747-400 официально прекратила свое существование 15 марта 2007 года. Были отменены последние четыре самолета -400 по заказу Philippine Airlines (которая перешла на 777-300ER ). Последним заказчиком -400 была China Airlines в ноябре 2002 года, последний пассажирский 747-400 был построен в 2005 году и доставлен в апреле того же года. Это был 1358-й Боинг 747 (MSN33737 / B-18215). Последний 747-400 был доставлен 22 декабря 2009 года компании Kalitta Air.

Вывод на пенсию и экономическая стоимость

Стоимость, перепродажи и утилизации 747-400 резко упала, поскольку это относительно дорого в эксплуатации. Временное руководство 747-400 сейчас более 20 лет, начинают их заменять. Авиакомпании, использующие 747-400, отказываются от этой модели, заменяя ее более экономичными самолетами. Главной привлекательностью 747-400, как и его предшественников, была дальность полета, не мощность, и в большинстве случаев заменили широкофюзеляжные двухмоторные самолеты аналогичной дальности, такие как Boeing 777 и Boeing 787 Dreamliner. Смещение акцента в гигантских реактивных самолетах также уменьшило потребность в гигантских реактивных самолетах. Такие авиакомпании, как British Airways и Qantas, обслуживают 747-400, заказали Airbus A380, не обновленный 747-8.

. Например, Delta Air Lines сократила количество рейсов из США до международного аэропорта Нарита, которые были предназначены для перевозки пассажиров в другие пункты назначения в Азии, переключившись на двухмоторные широкофюзеляжные самолеты, выполняющие рейсы из расширенного хаба по адресу Международный аэропорт Сиэтл-Такома. Общая мощность была сокращена, но коэффициент загрузки улучшился. В апреле 2015 года Delta объявила, что ускорит вывод своих самолетов 747-400 из эксплуатации и заменит их самолетами Airbus A330 или Airbus A350 (оба из которых являются двухрежимными). Delta не могла держать 747-е полными без значительного снижения цен на билеты; скидки и увеличенное техническое обслуживание, необходимое для четырехмоторного самолета, привели к снижению прибыли.

Более того, экономическая слабость на рынках грузовых авиаперевозок замедлила спрос на переоборудование грузов. Поскольку стоимость замены 747-400 высока (авиакомпания должна приобрести или арендовать другой широкофюзеляжный), некоторые операторы предпочитают летать на 747-400 до истечения установленного срока службы, а затем утилизировать его. Текущая стоимость перепродажи запчастей для этого самолета была снижена до его двигателей. Когда 26-летний Боинг 747-400, принадлежащий Delta, пролетел через сильный град, компания дала понять, что, вероятно, самолет будет утилизирован. Джордж Димитрофф, руководитель отдела оценки FlightGlobal, оценил стоимость самолета до инцидента примерно в 8 миллионов долларов. Он отметил, что это не то же самое, что и его страховая стоимость.

Несколько авиакомпаний сняли свои 747-400 с транстихоокеанского рынка. Остальные операторы в 2014 году включали EVA Air, Qantas, Virgin Atlantic, British Airways и United. Размещение их United также отразило смещение акцента с азиатских хабов на внутренние хабы. 11 января 2017 года United объявила, что начнет поэтапно отказываться от своих самолетов 747-400 и совершила последний рейс 747 7 ноября того же года. Delta Airlines была последней американской авиакомпанией, которая эксплуатировала Boeing 747, списав последний из парка самолетов 747-400, унаследованных от Northwest Airlines в декабре 2017 года. British Airways, крупнейший оператор пассажирских самолетов 747-400, объявил, что они будут постепенно отказываться от своих самолетов. Боинг 747-400: в феврале 2024 года British Airways заменит свои Boeing 747-400 на Airbus A350-1000. Lufthansa выведет из эксплуатации свой парк самолетов 747-400 в 2025 году, поскольку их заменят Boeing 777x и Boeing 747-8i. KLM выведет из эксплуатации свой флот 747-400 Combi и Passenger в 2020 году, поскольку их заменят Boeing 777-300ER, Boeing 787-10 Dreamliner и Airbus A350-900. Однако KLM объявила, что планирует списать свой последний Boeing 747-400 к 1 января 2021 года вместо 2020 года из-за задержек с поставкой новых широкофюзеляжных двухместных самолетов. Однако вывод из эксплуатации пассажирского и комбинированного флота KLM Boeing 747-400 был перенесен на 27 марта 2020 года из-за пандемии COVID-19. Qantas объявила, что к концу 2020 года выведет из эксплуатации свой парк самолетов 747-400 и 747-400ER, поскольку их заменяет Boeing 787-9 Dreamliner. В 2020 году China Airlines объявила, что к концу 2020 года выведет из эксплуатации оставшиеся четыре самолета Boeing 747-400 из-за пандемии COVID-19 (которые были доставлены в период с 2004 по 2005 год, выполнялись рейсами в Азии.) с Airbus A350-900 и Boeing 777-300ER, обслуживающим все внутренние маршруты с большим объемом перевозок и все международные маршруты в Азии.

British Airways объявила, что в связи с пандемией COVID-19 они снимут с эксплуатации оставшийся 31 самолет Boeing 747-400 "немедленно". В заявлении для персонала они сказали: «С большим сожалением мы предлагаем, по согласованию, немедленное снятие с эксплуатации нашей Королевы Небес, Боинг 747-400».

Конструкция
крыла аналогична к предыдущим вариантам, с удлиненными и с крылышками задней кромкой с тремя прорезями закрылками

Планер 747-400 имеет расширенные и более легкие крылья, чем предыдущие 747-е, с закрытыми винглетами. Крылышки увеличивают дальность полета на 3%, улучшают взлетные характеристики и увеличивают крейсерскую высоту. Увеличенный размах крыла также получил дополнительную секцию закрылка передней кромки. Фюзеляж базового 747-400 без мебели легче, чем у предшествующих моделей, но в оснащении он тяжелее и прочнее, чем у предыдущих моделей. Шасси использует ту же конфигурацию, что и предыдущие 747-е, но с углеродными тормозами, заменяющими предыдущие стальные, и общей экономией веса на 1800 фунтов (820 кг).

Стеклянная кабина 747-400 оснащена ЭЛТ-дисплеями, которые показывают пилотажная аппаратура вместе с индикацией двигателя и диагностикой системы оповещения экипажа (EICAS). Станция бортинженера на предыдущих Боингах 747 больше не устанавливается, а новые дисплеи и упрощенная компоновка приводят к сокращению на две трети переключателей, огней и приборов по сравнению с Классическим Боингом 747. Другие новые системы включают усовершенствованный Honeywell компьютер управления полетом (FMC), который помогает пилотам рассчитывать оптимальные высоты и маршруты вместе с центральным компьютером технического обслуживания (CMC) Rockwell-Collins, который автоматизирует задачи поиска и устранения неисправностей.

Обновленный интерьер 747-400 отличается новыми боковинами кабины, термостойкое фенольное стекло, панели из углеродного композитного материала и бункеры большего размера. Усовершенствованная система развлечений в полете, получившая название Advanced Cabin Entertainment / Service System (ACESS), дебютировала на 747-400, которая объединяет 18-канальную аудиосистему, четыре зоны оповещения по внутренней связи для пассажиров, внутрикабинные телефоны и освещение для пассажиров в одном устройстве. центральная система. Над кормовой кабиной для экипажа установлено восемь мест для отдыха экипажа, а вторая зона отдыха экипажа расположена на верхней палубе за кабиной экипажа для использования летным экипажем.

Последние несколько доставленных 747-400 оснащены Boeing Signature Interior, заимствован из Boeing 777. Эти самолеты находятся в эксплуатации China Airlines.

Варианты

747-400

Большой реактивный авиалайнер с четырьмя двигателями в основном белого цвета, стилизованный под золотую птицу, на подходе слева от экрана с выдвинутым шасси Boeing 747-400 Singapore Airlines, первый международный оператор типа

В оригинальном варианте модернизированного 747, 747-400 дебютировал с увеличенным размахом крыла, винглетами, измененными двигателями и стеклянной кабиной, что устранило необходимость в бортинженере. Этот тип также отличался удлиненной верхней палубой (SUD), представленной в 747-300. Пассажирские модели составили основную часть проданных 747-400, всего было построено 442 экземпляра.

В 1989 году Qantas 747-400 VH-OJA совершил беспосадочный перелет из лондонского аэропорта Хитроу в Сидней-Кингсфорд-Смит на расстояние 18 001 км (9720 морских миль) за 20 часов 9 минут. минут, чтобы установить мировой рекорд дальности полета коммерческого самолета. По состоянию на 2014 год это самый быстрый рейс в тяжелом весе между Лондоном и Сиднеем. Это был рейс доставки без коммерческих пассажиров или грузов на борту. Во время испытаний первый построенный Боинг 747-400 также установил мировой рекорд по взлету самого тяжелого авиалайнера 27 июня 1988 г. в полете для имитации сваливания тяжелого груза. Самолет имел взлетную массу 892 450 фунтов (404 810 кг) и, чтобы соответствовать требованиям Международной авиационной федерации, поднялся на высоту 6562 фута (2000 м). 9 февраля 2020 года самолет Boeing 747-400 компании British Airways побил рекорд скорости дозвукового авиалайнера Нью-Йорк – Лондон за 4 часа 56 минут, его подтолкнул мощный Jetstream, связанный с Storm Ciara.

747-400F

Cargolux 747-400F с открытой носовой загрузочной дверцей Cargolux 747-400F (грузовое судно) с открытой носовой дверью.

747-400F (грузовое судно) - это полностью грузовая версия 747-400. При использовании обновленных систем и конструкции крыла пассажирских версий он отличается оригинальной укороченной верхней палубой классических 747-х для снижения веса. 747-400F имеет максимальную взлетную массу 875 000 фунтов (396 890 кг) и максимальную полезную нагрузку 274 100 фунтов (124 330 кг). -400F легко отличить от пассажирского -400 по более короткому выступу на верхней палубе и отсутствию окон вдоль главной палубы.

Первый полет модели состоялся 4 мая 1993 года, и она поступила в эксплуатацию с Cargolux 17 ноября 1993 года. Среди основных клиентов были Atlas Air, Cargolux, China Airlines, Korean Air, Nippon Cargo Airlines, Polar Air Cargo и Singapore Airlines.

Самолет 747-400F имеет носовая дверь главной палубы и механизированная система обработки грузов. Носовая дверь откидывается, так что поддоны или контейнеры до 40 футов (12 м) могут быть загружены прямо на ролики с приводом от двигателя. Дополнительная грузовая дверь на главной палубе (как у 747-400M Combi) позволяет загружать грузовые модули более высоких размеров. Боковая дверь нижнего этажа («брюшко») позволяет загружать устройства тарно-штучной загрузки (ULD) высотой до 163 см. По состоянию на ноябрь 2009 года Boeing поставил 126 самолетов Boeing 747-400F без невыполненных заказов. Последний самолет -400F был доставлен Nippon Cargo Airlines 2 августа 2008 года.

Стоимость нового 747-400F 2008 года составила 101 миллион долларов, самолет 2003 года был арендован на 400000 долларов в месяц в 2019 году по цене 29 миллионов долларов, в то время как B747-400BCF был оценен примерно в 10 миллионов долларов.

747-400M

A KLM Combi, с пассажирскими окнами и кормой грузовая дверь

747-400M (пассажирский / грузовой или вариант "Combi") впервые поднялся в воздух 30 июня 1989 г. и поступил в эксплуатацию с KLM 12 сентября 1989 г. Основан на успешном Combi. Версии 747 Classic, -400M имеют большую грузовую дверь, установленную в задней части фюзеляжа для загрузки груза в кормовой грузовой отсек главной палубы. Запираемая перегородка отделяет грузовое пространство от передней пассажирской кабины, и -400M также имеет дополнительную противопожарную защиту, усиленный пол главной палубы, систему роликовых конвейеров и оборудование для переоборудования пассажиров в груз. Последний 747-400M был доставлен KLM 10 апреля 2002 года. KLM - последний оператор 747-400M. Изначально планировалось, что Boeing 747-400M будет выведен из эксплуатации к 1 января 2021 года, однако Boeing 747-400M был списан к 27 марта 2020 года, поскольку Air France-KLM объявила в начале марта 2020 года о выходе из эксплуатации. все оставшиеся пассажирские самолеты Boeing 747-400 авиакомпании KLM (включая все самолеты KLM Boeing 747-400M) немедленно из-за снижения спроса на авиаперелеты, вызванного пандемией COVID-19. Хотя из-за глобальной нехватки грузовых авиаперевозок три самолета KLM 747-400M были временно задействованы всего через неделю для выполнения только грузовых рейсов в Азию.

747-400D

An All Nippon Airways Boeing 747-400D (Domestic) без крылышек

747-400D (Domestic) - модель кресел с высокой плотностью размещения, разработанная для ближнемагистральные и крупнотоннажные внутренние рейсы в Японию, выполняющие ту же роль, что и предыдущая модель Boeing 747-100SR внутренней модели . Эта модель способна разместить до 568 пассажиров в двухклассной конфигурации или 660 пассажиров в одноклассной конфигурации.

У -400D отсутствуют удлинители законцовок крыла и винглеты, входящие в другие варианты. Крылья обеспечат минимальную выгоду на маршрутах малой протяженности, добавив при этом дополнительный вес и стоимость. При необходимости -400D может быть преобразован в дальнобойную версию. 747-400D можно отличить от похожего на внешний вид 747-300 по дополнительным окнам на верхней палубе. Это позволяет разместить дополнительные сиденья в задней части верхней палубы, где на более длинных рейсах обычно располагается камбуз. Всего было построено 19 самолетов этого типа, последний из которых был доставлен All Nippon Airways 11 февраля 1996 года. Этот вариант был снят с производства, когда ANA списала свой последний 747-400D 31 марта 2014 года.

747 -400ER

Boeing 747-400ER (увеличенная дальность полета) в эксплуатации с стартовым заказчиком
Qantas

747-400ER (Extended Range) был спущен на воду 28 ноября 2000 г. после заказа Qantas на шесть самолетов. Модель обычно называлась «910k», что означает ее максимальный вес, достигнутый за счет структурных изменений и модифицированного шасси. Боинг 747-400ER включал в себя один или два дополнительных топливных бака на 3240 галлонов США (12300 л) в носовом грузовом отсеке, однако Qantas был единственным заказчиком, заказавшим конфигурацию с одним корпусом, и ни один самолет не был доставлен с двойным топливные баки кузова. В этих резервуарах, изготовленных Marshall Aerospace, использовалась технология сотовой связи металла с металлом для достижения высокого отношения объема топлива к сухой массе. Баки имеют двойные стенки, интегрированную систему вентиляции и обеспечивают контроль топлива с помощью модифицированной карты управления топливной системой (FSMC), которая оптимизирует подачу топлива в бак центрального крыла (CWT) в полете вместе с перекачкой топлива из бака горизонтального стабилизатора ( HST). Танк снимается с помощью инструментов, которые взаимодействуют с системой загрузки груза. Аналогичная технология была использована Marshall при разработке корпусных топливных баков для самолетов Boeing 777-200LR и Boeing P-8A Poseidon. Другие изменения в 747-400ER включают перемещение компонентов кислородной системы, а также баков и насосов системы питьевой воды, поскольку топливные баки корпуса препятствуют доступу к стандартным местам.

Первый 747 -400ER использовался в качестве испытательного самолета и окрашен в цвета Boeing, регистрационный N747ER. 31 октября 2002 г. Qantas получила первую поставку самолета 747-400ER VH-OEF; однако это был второй построенный самолет. The flight test airplane was later refurbished, repainted in standard QANTAS livery, and registered as VH-OEE. Qantas was the only customer for the passenger version of the 747-400ER, chosen by the airline to allow for full loads between Melbourne and Los Angeles, particularly in the western direction. The 747-400ER can fly 500 miles (805 km) farther, or carry 15,000 lb (6,800 kg) more payload, than the -400.

In May 2018 Qantas announced that it would retire its entire 747 fleet including all 747-400ERs by 2020.

747-400ERF

Большое реактивное грузовое судно с четырьмя двигателями, корпус которого окрашен в две синих и белых половинки; верхняя синяя половина имеет большие буквы. Стабилизатор в основном белый. Он приближается к левой части экрана с выдвинутым шасси KLM Cargo Boeing 747-400ERF Extended Range Freighter

The 747-400ERF (Extended Range Freighter) is the freight version of the -400ER, launched on April 30, 2001. The 747-400ERF is similar to the 747-400F, except for increased gross weight capability which allows it to carry more payload. Unlike the 747-400ER, no customers ordered the optional body (cargo compartment) fuel tanks which reflects the desire to carry more cargo, not fuel, as the benefit of the improved payload rating. The 747-400ERF has a maximum takeoff weight of 910,000 pounds (412,769 kg) and a maximum payload of 248,600 pounds (112,760 kg). It offers cargo airlines the choice of either adding 22,000 pounds (10,000 kg) more payload than other 747-400 freighter variants, or adding 525 nautical miles (972 km) to the maximum range.

The -400ERF has a range of 5,700 miles (9,200 km) with maximum payload, about 326 miles (525 km) farther than the standard 747-400 freighter, and has a strengthened fuselage, landing gear, and parts of its wing, along with new, larger tires. The first -400ERF was delivered to Air France (via ILFC ) on October 17, 2002. Boeing has delivered 40 Boeing 747-400ERFs with no outstanding заказы. Новый 747-8 Freighter имеет большую грузоподъемность, но меньшую дальность полета, чем 747-400ERF.

747-400 Boeing Converted Freighter

Boeing 747-400BCF Конвертированный грузовой самолет Boeing National Airlines

747-400BCF (преобразованный грузовой самолет Boeing), ранее известный как 747-400SF (специальный грузовой самолет), представляет собой программу преобразования для стандартных пассажирских самолетов 747-400. Проект был запущен в 2004 году с переоборудования утвержденными подрядчиками, такими как HAECO, KAL Aerospace и SIA Engineering Company. Первый Boeing 747-400BCF был доставлен в Cathay Pacific Cargo и введен в эксплуатацию 19 декабря 2005 года. Cathay списала 747-400BCF в 2017 году после 11 лет службы.

Боинг 747-400BDSF (специальный грузовой самолет BeDek) - еще одно преобразование из пассажирского в грузовое, осуществленное Israel Aerospace Industries (IAI). Первый 747-400BDSF был передан Air China Cargo. Несколько самолетов Boeing 747-400M из EVA Air были преобразованы в модель BDSF после ухода с пассажирской службы.

Ни у 747-400BCF, ни у 747-400BDSF нет носовой грузовой двери; груз можно загружать только через боковую грузовую дверь.

747 Large Cargo Freighter

Вид сбоку на четырехмоторный реактивный самолет, поднимающийся в небо. Boeing Dreamlifter

Boeing объявил в октябре 2003 года, что из-за количества времени, связанного с морскими перевозками, воздушный транспорт будет основной способ перевозки запчастей для самолета Boeing 787 Dreamliner. Подержанные пассажирские самолеты 747-400 были переделаны в негабаритную конфигурацию "Large Cargo Freighter" (LCF) для переправки узлов в Эверетт, Вашингтон для окончательной сборки. LCF имеет выпуклый фюзеляж, аналогичный таковому у грузового самолета Aero Spacelines Super Guppy или Airbus Beluga.

Переоборудование, спроектированное инженерами Boeing из Пьюджет-Саунд, Москва и Канога Парк, Калифорния, и Gamesa Aeronáutica в Испании, было выполнено в Тайвань дочерней компанией Evergreen Group. Компания Boeing приобрела четыре подержанных самолета и все переоборудовала; четвертый и последний LCF совершил свой первый полет в январе 2010 года.

Сроки доставки составляют всего один день с использованием 747 LCF по сравнению с 30 днями для доставки морским транспортом. LCF имеет самый большой грузовой отсек среди всех самолетов и может вместить в три раза больше грузового лайнера 747-400F. LCF не является серийной моделью Boeing и не предлагался для продажи любым покупателям. LCF предназначен исключительно для использования компанией Boeing.

Правительственные, военные и другие варианты

  • C-33 : Предлагаемая американская военно-транспортная версия 747-400F, предназначенная для пополнения парка Boeing C-17 Globemaster III.. C-33 имеет более высокие ожидаемые эксплуатационные расходы и имеет большую дальность полета, хотя он не может использовать взлетно-посадочные полосы или обрабатывать негабаритное военное оборудование. План был отменен в пользу закупки большего количества самолетов C-17.
  • KC-33 : Предлагаемый вариант американского военного танкера 747-400BCF.
  • ЯЛ-1 : «Авианосец, бортовой лазер на базе 747-400F для ВВС США. Самолет был сильно модернизирован для установки носовой части башни и оборудования химико-кислородно -йодного лазера (COIL) для уничтожения межконтинентальных баллистических ракет. Самолет был списан в 2012 году после отмены финансирования программы.
  • Ряд других правительств также используют 747-400 в качестве VIP-транспорт, включая Бахрейн, Бруней, Индию, Японию, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
  • Подержанный 747-400 Virgin Atlantic с названием Cosmic Girl будет как представитель Virgin Galactic в запуск с воздуха на орбиту пусковая установка для LauncherOne, орбитальной ракеты.
  • 747-400 Water Bomber: Global SuperTankers переоборудовала бывший японский авиалинии 747-400BCF для использования в качестве бортового пожарного, служащий вторым поколением 747 Супертанкер. Переоборудованный водный бомбардировщик несет 19 600 галлонов США (74 190 л) воды или химического антипирена в восьми резервуарах под давлением. Лесная служба США рассматривала возможность использования этого самолета в 2017 году. Global SuperTanker получил сертификат FAA 12 сентября 2016 года.
Эксплуатанты

По состоянию на сентябрь 2020 года отслеживается 55 пассажиров. самолет в строю. Самый крупный оператор - «Россия» - девять. Кроме того, в эксплуатации находятся 204 грузовых судна, которые эксплуатируются в основном Atlas Air (32), Kalitta Air (24) и China Airlines (17).

Бывшие эксплуатанты

В этот список также входят перевозчики, которые использовали воздушное судно временно, помимо основных эксплуатантов.

Коммерческий
Некоммерческая

Доставки

ТипВсего200920082007200620052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119901989
747-40044223651993443301816324247485434
747- 400D1921682
747-400ER633
747-400ERF4066862543
747-4 00F126288897615121510843542
747-400M6111325523661287
Всего69481416141315192731254753392625405661626241
Инциденты и происшествия

Первая потеря корпуса 747-400 произошла 4 ноября 1993 года, когда рейс 605 China Airlines, летевший из Тайбэя в аэропорт Кай Гонконга, приземлился на высоте более 2100 футов (640 м) за смещенный порог взлетно-посадочной полосы на 20 узлов (порыв до 38 узлов).) боковой ветер. В сочетании с отключением автоматических тормозов и убранными скоростными тормозами ручного торможения и реверсирования тяги было недостаточно для предотвращения скольжения самолета в гавань Виктория. Никто серьезно не пострадал, но самолет списали. Вторая потеря корпуса этого типа произошла 31 октября 2000 г., когда рейс 006 самолет Singapore Airlines, 747-400, летевший по системе Сингапур - Лос-Анджелес через Тайбэй, вникурезался в строительную технику, когда попытка взлета с закрытой взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту Чан Кайши. Самолет загорелся и был уничтожен, в результате чего погибли 79 пассажиров и четыре члена экипажа. Причина была связана с тем, что летный экипаж выбрал неправильную взлетно-посадочную полосу.

Боинг 747-400F зарегистрировал четыре аварии с потерей корпуса. 3 сентября 2010 г. самолет 747-400F, рейс 6 UPS Airlines из международного аэропорта Дубая в аэропорт Кельн-Бонн, потерпел крушение. 25 минут после вылета. Экипаж объявил аварийную ситуацию, по-видимому, из-за пожара в полете, и после отказа от одной попытки приземления не может видеть свои приборы из-за дыма, попадающего в кабину, а их кислородные маски не имеют хорошей фильтрации дыма от кабины. видение пилота и выбежал из О попытке приземлиться. Самолет на большой скорости ударился о землю, в результате чего погибли оба члена экипажа. В результате аварии пожар начался с литиево-ионных батарей, и FAA решило ограничить насколько мощные литиевые батареи можно было перевозить самолетом, а более мощные - более 160 ватт-часов, которые на человека может унести два. 28 июля 2011 года самолет Boeing 747-400F, выполнявший рейс 991 авиакомпании Asiana Airlines, выполнявший рейс из аэропорта Инчхон в аэропорт Шанхай Пудун, упал в Тихий океан у побережья Чеджу. Айленд, Южная Корея, после того, как сообщается, что у него возникли механические проблемы из-за возможного пожара на борту. Два члена экипажа на борту погибли. Рейс 102 авиакомпании National Airlines, 747-400BCF самолет разбился 29 апреля 2013 года (25-я годовщина первого полета этого типа) на авиабазе Баграм в Афганистане, в результате чего погибли 7 членов экипажа. Крушение было перемещено с перемещением груза военной техники в заднюю часть трюма во время взлета. 16 января 2017 г. самолет 747-400F авиакомпании ACT Airlines Turkish Airlines, рейс 6491, не смог достичь взлетно-посадочной полосы при посадке в густом тумане в международном аэропорту Манас в Бишкеке, Кыргызстан врезался в жилой район и загорелся. 39 человек погибли, включая всех четырех членов экипажа, и 35 человек на земле.

Другие инциденты с участием Боинга 747-400 не привели к непоправимым повреждениям самолета. 15 декабря 1989 года рейс 867 авиакомпании KLM, самолет 747-400M, направлялся в Токио международный аэропорт Нарита из Амстердам. Международный аэропорт Схипхол через Международный аэропорт Анкориджа пролетел сквозь густое облако вулканического пепла, причинив серьезный ущерб самолет и заменив все четыре двигателя. 23 июля 1999 года мужчина убил пилота All Nippon Airways Flight 61, 747-400D, направлявшегося в Новый аэропорт Титосэ около Саппоро, Хоккайдо из международного аэропорта Токио (Ханэда) во время попыток угона и задержан другими членами экипажа; самолет благополучно приземлился. 23 сентября 1999 г. самолет Qantas Flight 1, летевший из Сиднея в Лондон через Бангкок, пролетел над взлетно-посадочной полосой после приземления более чем на 1000 метров (3300 футов) от порога во время шторма. с сильным дождем, повлекшим за собой повреждение самолета и легкие травмы пассажиров. 31 января 2001 г. рейса 907 авиакомпания Japan Airlines, 747-400D, пилотвшийся в международный аэропорт Наха из международного аэропорта Токио, совершил экстренное погружение, ужасное столкновение с самолетом DC-10-40 Japan Airlines из -за противоречивых инструкций авиадиспетчерской службы; несколько человек на 747-400 получили травмы во время маневров уклонения, и некоторые внутренние повреждения были нанесены самолету.

9 октября 2002 г. рейс 85 Northwest Airlines, следовавший из Аэропорт Детройт Метрополитан Уэйн Каунти - международный аэропорт Нарита совершил аварийную посадку в международном аэропорту Анкориджа после внезапного перекоса на нижнюю часть руля направления. 25 июля 2008 г. самолет Qantas Flight 30, следовавший в аэропорт Мельбурна из международного аэропорта Гонконга, совершил аварийную посадку в международном аэропорту им. Ниной Акино. в Маниле, Филиппины с зияющей дырой в нижней носовой части фюзеляжа; Наиболее вероятной причиной был взорванный баллон с запасом кислорода, никто не пострадал, и власти определили.

.

Выставленный самолет
N661US, первый построенный Боинг 747-400, сохранившийся на выставке «747 Experience», Музей полетов Delta
  • Первый самолет 747-400, доставленный самолет, бывший Qantas 747-400, ранее зарегистрированный VH-OJA и названный Город Канберра, выставлен в музее общества реставрации исторической авиации. в Региональном аэропорту Иллаварры к югу от Вуллонгонга, Новый Южный Уэльс, Австралия. Это первый сохранившийся Боинг 747-400, который является рекордсменом по продолжительному беспосадочному перелету коммерческого мира Лондона в Сидней за 20 часов 9 минут и 5 - рекорд, который он удерживает с 1989 года..
  • N661US, бывший образец Delta Air Lines, выставлен в Музее полетов Delta по адресу Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта в Атланта, шт. Самолет был первым построенным самолетом серии -400, служившим прототипом (зарегистрированным как N401PW) перед поставкой Northwest Airlines в декабре 1989 г. (см. Также рейс 85 ).
  • Northwest Airlines в июле 2018 г., тайский бизнесмен по имени Сомчай Пхукиоу приобрел бывший Thai Airways International 747-400, ранее зарегистрированный HS -TGR, и отправил его к себе домой в Чай Нат, 200 км к северу от Бангкока. У самолета были сняты двигатели и закрашены названия, но в остальном он не изменился с момента его активной эксплуатации.
  • В феврале 2019 года бывший самолет KLM 747-400 зарегистрировал PH-BFB и названный Город Бангкок был доставлен на гигантском трейлере из аэропорта Схипхол через поля, основные дороги и луга в отеле Corendon Village в Бадхеведорп. сделать этот транспорт возможным, автомагистраль A9 была закрыта на ночь из пятницы, 8 февраля, до субботы, 9 февраля. Самолет прошел 12,5 км над полями и роа.
  • ПК-LHF, последний раз эксплуатируем, самолет установлен на территории гостиничного комплекса. ый Lion Air, был переоборудован для использования в качестве ресторана Steak 21 в Суммарекон Бекаси, Индонезия. Первоначально самолет эксплуатировался Singapore Airlines, зарегистрированным 9V-SMC.
  • G-CIVW, бывший 747-400 British Airways, самолет прибыл на аэродром Дансфолд, Суррей в Соединенном Королевстве 22 октября 2020 года для сохранности после последнего рейса на пароме из Кардиффа. Самолет присоединится к аэродрому Boeing 747-200, G-BDXJ для использования в качестве места съемок и учебного самолета.
  • G-CIVB, один из трех 747-400 Retrojets, ранее эксплуатировавшиеся British Airways, должны храниться в аэропорту Котсуолд в Кембле, Глостершир в Соединенном Королевстве. Самолет, который был последним из 747-400 BA, вылетевшим из лондонского Хитроу вместе с G-CIVY, прибыл в Кембл 8 октября 2020 года. G-CIVB украшен ливреей Negus Negus, использовавшейся авиакомпанией в 1970-х и 1980-х годах., и будет работать для мероприятий и в качестве учебного планера.
Технические характеристики
Модель747-400747-400ER747-400F747-400ERF
Экипаж кабины экипажа2
Грузоподъемность416 (23F @ 61 "+ 80J @ 39" + 313Y @ 32 ")274 100 фунтов (124 330 кг)273 400 фунтов (124 012 кг)
Устройство единичной загрузки 30 LD1 / LD328 LD1 / LD3+ 2 LD1 + 30 поддонов (96 "× 125") на главной палубе
Предел выхода550/660
Общая длина231 фут 10 дюймов (70,66 м)
Размах крыла211 футов 5 дюймов (64,44 м)
Площадь крыла5650 кв. Футов (525 м)
Соотношение сторон7,91
Общая высота63 фута 8 дюймов (19,41 м)
Максимальная взлетная масса875000 фунтов (396 893 кг)910,00 0 фунтов (412 769 кг)875 000 фунтов (396 893 кг)910 000 фунтов (412 769 кг)
Эксплуатационная масса пустогоPW: 404 600 фунтов (183 523 кг)PW: 412 300 фунтов (187 016 кг)GE: 360 900 фунтов (163 701 кг)GE: 361 600 фунтов (164 019 кг)
Запас топлива57 285 галлонов США (216850 л)63 705 галлонов США (241 150 л)53 985 галлонов США (204360 л)
Крейсерский режимМаха 0,855 (504 кн; 933 км / ч)0,845 Маха (498 кН; 922 км / ч)
Предел скорости полета0,92 Маха (542 кН; 1004 км / ч)
Длина поля взлета9,700 футов (2,955 м)10,700 футов (3,260 м)9,550 футов (2,910 м)10,700 футов (3,260 м))
Дальность7 285 миль (13 490 км)7 585 миль (14045 км)4455 миль (8250 км)4985 миль (9 230 км)
Двигатели (× 4)PW4000 / GE CF6 / RR RB211 GE CF6 PW4000 / GE CF6 / RR RB211 PW4000 / GE CF6
Усилие (× 4)56,500–63,300 фунтов-силы ( 251–282 кН)62,100–63,300 фунтов (276–282 кН)56,400–63,300 фунтов (251–282 кН)62,100–63,300 фунтов (276– 282 кН)
См. Также

Родственная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные сведения

Ссылки

Библиография

  • Дорр, Роберт Ф. (2002). Серия авиалайнеров: Боинг 747-400. North Branch, MN: Specialty Press Publishers. ISBN 1-58007-055-8.
  • Норрис, Гай; Вагнер, Марк (1999). «747: Продвижение легенды». Современные лайнеры Boeing. Оцеола, Висконсин: Отпечаток Зенит. ISBN 0-7603-0717-2.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные со страницей Boeing 747-400.
Последняя правка сделана 2021-05-12 12:49:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте