| |||||||
Основан | 7 апреля 1992 г. ; 29 лет назад ( 1992-04-07) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Концентраторы | Международный аэропорт Гейдар Алиев | ||||||
Фокусные города | |||||||
Программы часто летающих пассажиров | AZAL Мили | ||||||
Дочерние компании | |||||||
Размер флота | 23 | ||||||
Направления | 40 | ||||||
Материнская компания | Правительство Азербайджана | ||||||
Штаб-квартира | Баку, Азербайджан | ||||||
Действующие лица | Джахангир Аскеров ( Президент ) | ||||||
Сотрудники | 800 | ||||||
Веб-сайт | www.azal.az / en / |
Азербайджанские авиалинии ( Азербайджан : Azərbaycan Hava Yolları), также известные как AZAL, является авиаперевозчиком и крупнейшей авиакомпанией страны в Азербайджане. Базируясь в Баку, рядом с Международным аэропортом Гейдар Алиев, перевозчик выполняет рейсы в страны Азии, СНГ, Европы и США. «Азербайджанские авиалинии» являются членом Международной ассоциации воздушного транспорта. Авиакомпания была основана 7 апреля 1992 года как первая национальная авиакомпания, созданная после обретения страной независимости.
Первая авиационная эскадрилья в Азербайджане была сформирована 2 июня 1938 года. Эта дата была объявлена Днем гражданской авиации Азербайджана в 2006 году Указом Президента Азербайджанской Республики. В период с 1941 по 1945 годы азербайджанская авиация работала под девизом. «Все для фронта».
В 1990 году Азербайджан объявил, что он создает свою собственную авиакомпанию и не будет зависеть от Аэрофлота, давнего поставщика авиаперевозок для советских республик. "Азербайджанские авиалинии" (AZAL) были официально учреждены 17 августа 1992 года. Первым президентом авиакомпании был Вагиф Садыхлы.
Компания « Азербайджан Хава Йоллары», образованная на базе регионального отделения Аэрофлота, вскоре распространила свои крылья в мир за пределами Советского Союза, который был исключительной сферой деятельности Аэрофлота. Регулярный маршрут Баку- Стамбул был открыт в январе 1991 года в партнерстве с Turkish Airlines, а грузовое предприятие Aviasharg было создано в сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами. AZAL унаследовал от Аэрофлота огромный флот, в том числе более 20 авиалайнеров «Туполев» советского производства, несколько региональных авиалайнеров и грузовых самолетов, 90 легких самолетов и 50 вертолетов. Однако было быстро арендовать пару Boeing 727, которые когда-то принадлежали Pan Am (и были построены в 1968 году). AZAL активно сотрудничал с Aviation Leasing Group (ALG), американским арендодателем этих самолетов Boeing 727. У нее было совместное предприятие по трансатлантическим чартерным грузам с Buffalo Airways, принадлежащей ALG, которое также обучало экипажей AZAL в соответствии с западными стандартами в Далласе, штат Техас.
В ноябре 1994 года AZAL начал свой маршрут в Дубай, который, наряду со Стамбулом, был основным источником западных товаров. Вскоре он также летел в Тегеран, Тель-Авив, Санкт-Петербург, Лондон и Китай. В середине 1998 года обслуживание нескольких региональных направлений было приостановлено из-за низкой рентабельности и необходимости ремонта трех самолетов Як-40. За исключением нескольких крупных городов, обслуживание в соседние страны СНГ было приостановлено в январе 1999 года из-за задолженности. Эти маршруты, как правило, также были убыточными и столкнулись с новой конкуренцией со стороны поездов. По данным информационного агентства Trend, в 1998 году внутренние рейсы составляли лишь около 16 процентов перевозок AZAL.
Пограничный спор Азербайджана с Арменией из- за Нагорного Карабаха задержал финансирование двух новых Boeing 757 от Эксимбанка США. По данным Air Transport Intelligence, гарантия по кредиту на сумму 66 миллионов долларов была первой сделкой Эксимбанка для Азербайджана. Финансирование также было гарантировано правительством Азербайджана и Международным банком Азербайджана. Соединенное Королевство «s Департамент гарантий экспортных кредитов гарантируется финансирование для двигателей Rolls-Royce, используемых как Boeing 757. Первый из 757-х был доставлен осенью 2000 года. Эти самолеты предлагали перевозчику беспрецедентную дальность полета, комфорт и эффективность на дальних международных маршрутах. Они также помогли создать в мире современный образ. Второй Boeing 757, который должен был быть доставлен, прибыл в декабре с медикаментами из-за недавнего землетрясения в Азербайджане. В январе 2001 года AZAL использовал один из самолетов, чтобы начать полеты по маршруту Париж- Баку в сотрудничестве с Air France.
В Азербайджане, преимущественно мусульманской стране, объем воздушного движения сократился после террористических атак 11 сентября в Соединенных Штатах. Однако AZAL смог оставаться прибыльным в течение 2001 года и даже добиться прогресса в выплате своего долга. Вскоре авиакомпания начала покупать новые самолеты, поскольку отказалась от устаревших советских моделей. AZAL заказал свои первые вертолеты западного производства в октябре 2002 года, купив шесть вертолетов за 52 миллиона евро у Eurocopter. AZAL использовал вертолеты для переброски персонала и оборудования на нефтяные вышки в Каспийском море.
В июле 2004 года два авиалайнера AZAL были конфискованы Турцией в связи с 12-летней задолженностью Министерства сельского хозяйства Азербайджана перед турецкой компанией. В том же месяце AZAL заказал новые турбовинтовые самолеты Ан-140 украинского производства с 52 пассажирами для пополнения своего регионального парка, заплатив около 36 миллионов долларов за четыре самолета.
22 июля 2010 года Boeing и «Азербайджанские авиалинии» подписали соглашение о замене двух самолетов 737 Next-Generation на один 767-300ER (увеличенной дальности) и два 767 Freighter. С учетом этого объявления «Азербайджанские авиалинии» заказали в общей сложности восемь самолетов Boeing: два самолета 767-300ER, два грузовых самолета 767, два самолета 737 Next-Generation и два самолета 787-8. В сентябре 2010 года AZAL отменил заказ на оставшиеся два самолета 737 Next-Generation.
23 и 24 декабря 2014 года «Азербайджанские авиалинии» приняли заказанные 2 самолета Boeing 787 Dreamliner. Авиакомпания также запустила свой продукт премиум-класса вместе с выпуском 787-го.
12 ноября 2017 года Boeing заключил сделку по продаже пяти самолетов 787-8 « Азербайджанским авиалиниям» на сумму около 1,9 миллиарда долларов по прейскурантной цене.
Азербайджанские авиалинии имеют код-шеринговые отношения со следующими авиакомпаниями:
По состоянию на декабрь 2020 года флот «Азербайджан Хава Йоллары» состоит из следующих самолетов:
Самолет | В сервисе | Заказы | Пассажиры | Примечания | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
C | Y + | Y | Общий | Ссылки | ||||||
Airbus A319-100 | 3 | - | 8 | - | 114 | 122 | ||||
Airbus A320-200 | 6 | - | 20 | - | 126 | 146 | ||||
Airbus A340-500 | 2 | - | 36 | - | 201 | 237 | Последняя в мире авиакомпания такого типа. | |||
Боинг 757-200 | 3 | - | 24 | - | 150 | 174 | ||||
22 | 158 | 180 | ||||||||
Боинг 767-300ER | 2 | - | 22 | - | 176 | 198 | ||||
Боинг 787-8 | 2 | 5 | 18 | 35 год | 157 | 210 | ||||
Иркут МС-21-300 | - | 10 | | Поставки должны были начаться в 2019 году. | ||||||
VIP флот | ||||||||||
Airbus ACJ319 | 1 | - | | |||||||
Аэробус ACJ320 | 1 | - | | |||||||
Airbus A340-600 | 1 | - | | |||||||
Боинг 767-300ER | 1 | - | | |||||||
Боинг 777-200LR | 1 | - | | |||||||
Общий | 23 | 15 |
«Азербайджанские авиалинии» использовали несколько самолетов, наиболее распространенным из которых был Туполев Ту-154 до тех пор, пока он не был выведен из эксплуатации в 2013 году. Все самолеты «Азербайджанские авиалинии», которые использовались для полетов, перечислены ниже.
Самолет | Флот | Введено | В отставке | Примечания | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|
ATR 42-500 | 2 | 2007 г. | 2013 | ||
ATR 72-200 | 4 | 2007 г. | 2013 | ||
Боинг 707-300 | 6 | 1994 г. | 1998 г. | ||
Боинг 727-200 | 6 | 1993 г. | 2004 г. | Один флот в настоящее время хранится | |
Canadair CL-44 | 2 | 1997 г. | 1998 г. | ||
Embraer 170 | 1 | 2013 | 2017 г. | Передана дочерней компании Buta Airways | |
Embraer 190 | 6 | 2013 | 2017 г. | ||
Ильюшин Ил-76 | 7 | 1993 г. | 2004 г. | Один самолет хранится в Баку | |
Туполев Ту-134 | 21 год | 1993 г. | 2003 г. | ||
1 | По-прежнему действует для правительства Азербайджана | ||||
1 | 1995 г. | Разбился, когда рейс 56 авиакомпании "Азербайджанские авиалинии" | |||
Туполев Ту-154М | 31 год | 1991 г. | 2013 | ||
1 | По-прежнему действует для правительства Азербайджана |
СМИ, связанные с " Азербайджанскими авиалиниями" на Викискладе?