Александру Богдан-Питешти

редактировать

Александру Богдан-Питешти
Анонимный набросок Богдана-Питешти, 1917 г. (подпись Корреджо) Анонимный эскиз Богдан-Питешти, 1917 г. (подпись Корреджо )
Родился(1870-06-13) 13 июня 1870 года. Питешти, Княжество Румыния
Умер12 мая 1922 (1922) -05-12) (51 год). Бухарест, Королевство Румыния
ПсевдонимИон Дойкан, Ион Дуйкан, Ал. Додан
Род занятийпоэт, журналист, политический деятель, бизнесмен, художник
Период1880–1922 гг.
Жанрэссе, лирическая история, прозаическая поэзия
Предметискусствоведение, литературная критика
Литературное движениеСимволизм. Модернизм

Александру Богдан-Питешти (Румынское произношение: ; родился Александру Богдан, также известный как Ион Дойкан, Ион Дуйкан и Ал. Додан ; 13 июня 1870 г. - 12 мая 1922 г.) был румын Символист поэт, публицист, искусствовед и литературный критик, известный также как журналист и левый политический агитатор. Богатый землевладелец, он вложил свое состояние в меценатство и коллекционирование произведений искусства, став из главных местных покровителей современного искусства и спонсором движения румынских символистов. Вместе с другими постимпрессионистами и символистами культурными деятелями Богдан-Питешти основал Societatea Ileana, которое было одним из первых румынских объединений, посвященных продвижению авангарда и независимого искусства. Он также известен своей дружбой с писателями Йорис-Карлом Гуйсмансом, Александру Македонским, Тудором Аргези и Матейу Караджале, а также что касается спонсорства, среди прочего, художников Штефана Лучиана и Николае Вермонта. Помимо литературной и политической деятельности, Александру Богдан-Питешти сам был живописцем и графиком.

Большая часть неоднозначной политической карьеры Богдана-Питешти, начавшаяся его поддержка анархизма, была посвящена активизму и поддержке революции. Он также интересовался оккультизмом и поддерживал тесные контакты с Жозефином «Сар» Пеладаном - спонсором поездки Пеладана в Бухарест (1898). Он был задержан властями через промежутки времени, в том числе арестован на время, а позже был признан виновным в том, что шантажировал банкира Аристида Бланка. В конце своей жизни он планетыл Сеару, германофил газету, а также литературный и политический круг, который выступил против вступления Румынии в Первую мировую на стороне держав Антанты '. В последний раз его арестовали по окончании войны. Непреходящие загадки и противоречия карьеры Богдана-Питешти с тех пор привлекли внимание нескольких поколений историков искусства и литературы.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы и анархизм
    • 1.2 Salonul Independenților
    • 1.3 Literatorul, Bronzes, Ileana
    • 1.4 Визит Пеладана
    • 1.5 Восстание Слатины и колония Влайчи
    • 1.6 Круг Штирбей-Водэ
    • 1.7 Консерватор Кантакузино и Сеара
    • 1.8 Свобода и пропагандистские войны
    • 1.9 Война, позор и смерть
  • 2 Наследие
    • 2.1 Роль и влияние
    • 2.2 Анекдоты
    • 2.3 Вымышленный персонаж
    • 2.4 Коллекция и имущество
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
Биография

Ранние годы и анархизм

Уроженец Питешти, Александру Богдан-Питешти был сыном помещика из Олта, а по отцовской линии - потомком переселенцев из Эпироте области Иоаннины, чья этническая принадлежность была либо аромунским, либо албанским. Его отец стал местным лидером Консервативной партии. Его была боярской и, как рассказывал коллекционер мать произведений искусства и мемуарист, могла быть потомком боярского клана Балотеску. У Богдан-Питешти также была сестра Елена Констанца Богдан; как сообщается, и она, и ее мать пережили его смерть. В качестве одной из его эксцентричностей Богдан-Питешти слул - необоснованные --хи о том, что он был прямым потомком древнего валлахского правящего дома, принцев Басараб.

Согласно по крайней мере, по одному сообщению, Богдан-Питешти получил образование в Женеве, в местном католическом учреждении. Выросший в румынской православной вере, он обратился в католицизм в возрасте двадцати лет, но к моменту своей смерти уже не был практикующим католиком. Он якобы посещал медицинскую школу при Университете Монпелье, но так и не получил высшее образование, а затем уехал, чтобы присоединиться к богемной среде Парижа. Возможно, он поступил в Парижский университет, изучая право и литературу, но, вероятно, через некоторое время ушел. Историк искусства Санда Миллер рассказывает, что Богдан-Питешти посетил École des Beaux-Arts во французской столице, но в итоге был исключен. Другие источники выражают сомнение в том, что румынский аристократ когда-либо был связан с каким-либо университетом или колледжем во Франции или Швейцарии.

Согласно историку литературы Тюдору Виану, на этом этапе молодой человек начал ассоциировать с преступным миром. Вскоре он установил связь с французскими анархистскими кругами, а также с ответвлением растущего символистского движения. Как и другие представители его поколения, он, возможно, был движим желанием шокирующих и болезненных переживаний. По словам искусствоведа, они представлялись от эротических экспериментов до «неистовой дрожи анархизма» и от криминального предприятия до декадентской поэзии. Богдан-Питешти был членом анархистской группы Огюста Вайяна (позже гильотинированного за организацию террористического переворота) и, возможно, был знаком с некоторыми из наиболее престижных интеллектуалов-анархистов: Элиза Реклю, Лоран Тейхэйд и (особенно влияющий на него) Феликс Фенеон.

Имеются сообщения о том, что политика Богдана-Питешти уже была слиянием противоположных или несовместимых доктрин. Он уважал католицизм и иудаизм как наиболее возвышенные религиозные культуры, отвергал православие, атеизм и коммунизм как идеологии для посредников и изображал себя Католический анархист. Он верил в краниометрию и принимал научный расизм за чистую монету. На определенном этапе в конце 1880-х годов Богдан-Питешти стал сторонником генерала Буланже, который пытался получить власть во Франции при поддержке орлеанистов, бонапартистов и социалистические лагеря; по общему мнению, он подружился с выдающимся буланжистом и романтическим националистом мыслителем Морисом Барресом.

. Параллельно он сам стал представителем литературного и художественного символизма и предположительно поддерживал контакты с такими авторами, как Йорис-Карл Гюисманс, Морис Метерлинк, Октав Мирбо, Жан Мореас и Поль Верлен. Другое влияние на него оказал оккультист и писатель Жозефин Пеладан, салон розенкрейцеров которого он посещал несколько раз.

Богдан-Питешти дебютировал как писатель и политический публицист. Позже сообщалось, но не подтверждалось, что он публиковал свои статьи в газетах и ​​журналах разного происхождения - Le Figaro, Le Gaulois, Gil Blas, L'Intransigeant и La Libre Parole среди них. Он также утверждал, что участвовал в постановке первого женевского показа карикатуры Рихарда Вагнера Die Walküre.

Salonul Independenților

Николае Петреску-Гэйна на оригинальная акварель То же изображение, что и переиздано Адевэрулом

Находившимся под наблюдением из-за своего участия в революционной политике в 1894 году, Александру Богдан-Питешти в итоге был изгнан из Франции, несмотря на вмешательство Гюисманса в его пользу. По общему мнению, в документе о депортации он назван «угрозой общественному порядку». Одна городская легенда рассказывает, что Богдан-Питешти присутствовал при публичной казни Вайланта и наклонился, чтобы поцеловать изуродованное тело Вайланта, что одновременно вызвало отвращение и встревожило судебные органы. Замбакчян предполагает, что решение о депортации румынского провокатора не было политически мотивированным. Он пишет, что Богдан-Питешти истощил терпение французских властей, торгуя украденными велосипедами.

Из Франции Богдан-Питешти задумал революционизировать румынское искусство, и его Прибыв в Бухарест начал организовывать встречи артистов в кофейнях и Фиалковски. В 1896 году вместе с художниками-постимпрессионистами, Этефаном Лучианом и Николаем Вермонтом он основал Salonul Independenților, румынскую копию французского Société des Artistes. Независимые. Вскоре к ним присоединился художник и карикатурист Николае Петреску-Гэйна.

На экспонатах были представлены некоторые из собственных рисунков Александру Богдан-Питешти, которые он намеревался использовать в качестве иллюстраций для книги на французском языке стихи, Sensations internes («Внутренние ощущения»). Он планировал распространить свое художественное движение за пределы Румынии, а также в 1896 году профинансировал международную выставку независимых авангардных художников. Салонул был известен своим публичным протестом против академического искусства : расположенный недалеко от здания Румынский Атенеум (главное место проведения неоклассицизма ), он выставлял Петреску Гэйна огромная карикатура на академического художника, а рядом с ней вывешен красный флаг. Этот призыв к социалистическому восстанию привлекательной общественности, и флаг был срочно снят агентами румынской полиции. Последующие выставки с симпатией были восприняты частью прессы, в том числе левой газетой Адевэрул. Он переиздал произведений, высмеивающих Станческу в его роли куратора, и дал положительные отзывы обо всех художниках Salonul Independenților. Отмечая собственное анархистское прошлое лидера, арт-обозреватель Адевэрул Галл: «Богдан обладает всеми качествами и недостатками искреннего французского революционера, но не совсем ясным и научным. Он необычайно любит все независимое и ненавидит точку излишества всех сектантов и всех школ ». В июне 1896 года группе «сепаратистов» было поручено украсить сад Брагадиру, где румынская пресса проводила свою ежегодную ярмарку. На выставке, на которой присутствовал Богдан-Питешти, видное место занимала карикатура Станческу у входа.

Несмотря на риторику, новый арт-клуб не полностью противоречил традиции и иногда обращался к ней как к основе для культурной реконструкции. Среди своих почетных членов Салонул хвастался львенным художником маслом Николае Григореску, обучавшимся в барбизонской школе. Богдан-Питешти особенно любил работы Лучиана и в статье 1896 года для культурного журнала Revista Orientală назвал его «свободным духом» и распространителем «революционных замечательных идей». Он укрепил уверенность в себе Лучиана, убедив его применить свои таланты для иллюстрации «идеи», и был категорически против традиционалистской манеры Григореску. Лучиан по-прежнему использует Григореску в качестве источника вдохновения в своей собственной работе, что побудило ученых, что прием Григореску в Salonul Independenilor был нежелательной уступкой Богдана-Питешти его звездному протеже.

Литератор, бронзы, Илеана

Богдан-Питешти был к тому времени вдохновения для процветающего движения румынских символистов. Фактически, он был первым румынским экспертом по работе знаменитостей-символистов, таких как Одилон Редон, Гюстав Моро и (его фаворит) Александр Сеон. Вскоре он стал сотрудником журнала Symbolist и был близким другом его основателя Александру Македонского. В 1897 году он был выбран последним для редактирования и продвижения его книги стихов на французском языке «Бронзы». В конце концов, Богдан-Питешти предоставил средства, необходимые для публикации бронзы в Париже. Он вышел с вступительной запиской, в которой Богдан-Питешти выгодно сравнил Македонского с главным соперником Михаем Эминеску. В более общем виде в предисловии Богдан-Питешти изображен как непреклонный франкофил, который с тревогой сообщил, что Румыния рискует быть соблазненной, а затем поглощенной немецкой культурой. Сам ученик Македонского, Т. Виану отмечает, что Богдан-Питешти, вероятно, не подходил для задачи представления бронзов, и что, несмотря на ожидание, книга не произвела впечатления на французскую публику. Он отмечает практически полное отсутствие обзоров прессы - за заметным исключением статьи в мае 1898 г. в Mercure de France, написанной анархистом-символистом Пьером Кийяром.

Позже, в 1898 г., еще в Румынии, Богдан-Питешти и другие инициаторы Salonul Independenților объединились с автором и архитектором. Эта разнообразная группа создала Societatea Ileana, ассоциацию, занимающуюся поддержкой художников-новаторов. Позже к руководящему комитету присоединились интеллектуальные и политические деятели Константин Рэдлеску-Мотру, Николай Ксенополь и Николае Филипеску, а также художник Жан Александру Стериади. Общество предприняло попытку искоренить академические салоны, организовав в 1898 году большую провокационную выставку, и на пике своей, привлекло в свои ряды около 300 человек. Несмотря на такую ​​консолидацию, различные филиалы Илеаны не были полностью привержены делу и никогда не разрывали своих связей с официальной секцией Стэнеску.

Новый кружок проводил встречи в студии на улице Брезояну, которая также была домом его покровителя. Его женское имя Илеана, вероятно, было заимствовано из румынского фольклора и может отсылать к сказочному персонажу Илеана Козанзеана. Пресс-орган группы, также известный как Илеана, был отредактирован Бакалбакой и проиллюстрирован Лучианом. Описанный Виану как «изысканный художественный журнал», он также считается первым в своем роде в Румынии.

Параллельно Богдан-Питешти начал посещать первую в стране группу социалистического давления, румынскую Социал-демократическую рабочую партию (СДПМР) и участие во встречах между рабочими Бухареста. PSDMR осудил его как провокатора Консервативной партии, и его обвинили в разделении партии на толерантные и антисемитские половины.

Визит Пеладана

Фотография Богдана-Питешти (слева) и Хосефина Пеладана во время визита последнего в Бухарест

В главе Илеаны Богдан-Питешти как организовал Иосифин Пеладан в 1898 г. визит в Бухарест. Это широко разрекламированное событие, привлекшее внимание высшего общества и получившее широкое освещение в прессе; Богдан-Питешти сопровождал Пеладана в посещении различных вариантов Бухареста, включая Атенеум, Палату депутатов, православный митрополит и церкви, а также римско-католический Собор Святого Иосифа. Среди политиков, присутствовавших на церемонии, были Николае Филипеску, Константин Диссеску, Таке Ионеску, Иоан Лаховари и Константин С. Арион ; видные интеллектуалы (Барбу Штефэнеску Делавранча, Рэдлеску-Мотру и др.) были в аудитории.

Пеладан согласился прочитать лекцию перед Societatea Ileana в Атенеуме, и его любимой темой была Гений латинской расы. Его мистическое учение было встречено румынскими литературными хронистами с большим скептицизмом и мисторгом. Превратить превратился в скандал: Пеладан превратил всех румын принять католицизм и покинуть страну под страхом депортации.

Различные комментаторы полностью игнорируют визит и его важность. Чт. Энеску это его воздействие как «поразительное», поскольку Пеладан был просто «необычным [фунабулеском в оригинале] представителем французской культуры ». Он также предлагает, чтобы прием с его «шумными» и «обостренными» фанфарами демонстрировал «комплексы провинциальной культуры, столкнувшись с беспорядочным непомерным поведением великой культуры». Эту оценку цитирует историческую литературу Поль Серна, который также отмечает, что «довольно скромная ценность» Пеладана не должна допускать такую ​​реакцию. Серна признает, что визит Пеладана был важен для продвижения новых культурных тенденций, особенно понятий искусства ради искусства и декаданса, хотя это было сделано «политическими средствами (курсив в оригинале)».

Историк культуры предполагает, что, по образцу Пеладана, Богдан-Питешти стал «спинмейстером » восточного символизма. Как Ион Дойкан (или Дуйкан), он участвовал в эссе Илеаны, восхваляя различных современных художников: Джордж Деметреску Миреа и, прежде всего, Лучиан. Илеана опубликовала лишь несколько выпусков, прежде чем закрылась в 1901 году. Сотрудник Богдана-Питешти Бакалбага, известный к тому времени как драматург, также присутствовал, но ушел из группы в 1900 году, оставив свой пост редактора «Илеаны». Похожий раскол произошел между Лучианом и его покровителем, возник, когда Богдан-Питешти дал несколько положительных отзывов о работе Станческу, и, вероятно, потребовалось несколько лет, чтобы исправить это. За это десятилетие Богдан-Питешти также стал одним из главных финансовых спонсоров России.

Написал в 1910 году, когда румынское искусство стало для меня более знакомым с новыми художественными тенденциями (включая кубизм и фовизм, оба из которых были поддержаны искусствоведом), Александру Богдан-Питешти адаптировал свой дискурс к новым тенденциям. Меценат, который, вероятно, оказал значительное влияние на Корнела, публично жаловался, что, вместо того чтобы идти в ногу со временем, его румынские интеллектуалы по-прежнему считают импрессионизм абсолютной новинкой. По этому случаю он назвал французских художников-постимпрессионистов Поля Гогена и Поля Сезанна образцами для подражания. Он активно пытался исправить свой разрыв с Лучианом, и, хотя он назвал художника «непоследовательным», снова заявил, что считает его лучшим молодым художником Румынии.

Восстание Слатины и колония Влайчи

Николае Вермонт Vara la conac («Лето в поместье»), изображение поместья Богдана-Питешти в 1912 году.

После своего возвращения в Румынию Александру Богдан-Питешти по-прежнему был известен своей политической деятельностью, хотя она и изменилась. на задний план в годы его Илеаны. По некоторым данным, он проводил часть своего свободного времени, путешествуя по сельской местности, собирая крестьян, подстрекая их к восстанию и намечая радикальную земельную реформу. Во время этого он баллотировался на депутатские места в Olt и Ilfov, но безуспешно. Возникла путаница в отношении политической принадлежности Богдан-Питешти. Он был известен как «кандидат крестьян», но обе стороны румынской двухпартийной системы, Национал-либеральная партия и консервативная группа обвиняли друг друга в тайной поддержке его

Во время таких кампаний он, как утверждается, ввел своих избирателей в заблуждение, заставив поверить в то, что он был сыном свергнутого Домнитора Александру Иоана Куза, и, следовательно, естественный поборник земельной реформы. Считается, что его деятельность в Олте вызвала ряд инцидентов с применением насилия: по крайней мере, в одном сообщении онподстрекал крестьян Слатины к бунту, и их восстание было подавлено только с применением силы. Другие, однако, утверждают, что румынские сухопутные войска произвольно обстреляли мирных демонстрантов, а затем атаковали их, убив по меньшей мере 35 них.

Кризис в Слатине отразился на столице. проблемы для консервативного кабинета Георге Григоре Кантакузино. Как сообщается, министр сельского хозяйства Николае Флева и министр юстиции Диссеску были готовы подать в отставку. Сам Богдан-Питешти был арестован, но вскоре перебрался в больницу Филантропии. Он предотвратил прокурацию приговора, когда не смогла окончательно доказать его причастность.

В целом Богдан-Питешти утверждал, что содержался под стражей в суде за сорока отдельных инцидентов, подчеркнув, что все эти обвинительные приговоры были вынесены политические преступления - сообщая об этом заявлении, Т. Виану отметили некоторые из них, что по крайней мере из них действительно должны считаться наказания за различные проступки. Со временем боярин-анархист стал также известен как закоренелый преступник и тюремщик, что привлекло его унизительное прозвище Богдан-Вакэрешти (после в Бухаресте). Другие превратили его имя при рождении в пародийном Богдан-Чупешти (от чупи, «цыган»).

Богдан-Питешти консолидировал собственное имение, унаследованное имение в деревне Влайчи (часть Колонешти ). Начинайте с 1908 года, он был его центром деятельности, а также одним из первых мест в Румынии, выступавших в летнем лагеря для художников и скульпторов. Мероприятия, которые он планировал, посещали постоянными посетителями практически всех других крупных пленэров художников того времени: Николае Дэрэску, Штефан Димитреску, Иосиф Исер, М. Х. Макси, Теодор Паллади, Камил Рессу.

В своих воспоминаниях того периода писатель Виктор Эфтимиу предположил, что отношения не были полностью гармоничными: "Камил Рессу, как По правде говоря, меценат был довольно бережлив, он извлекал выгоду из поддержки дебютировавшего и обедневшего художника, находил у Богдана-Питешти большую и ободрение. По общему мнению, босс Илеана терял целое состояние на содержании поместья, возможно, исправил так мало, потому что это все, что у него было ».

Круг Штирбей-Водэ

Около 1908 года, вилла Богдан-Питешти на Штирбее Бухареста -Улица Водэ (около садов Чишмиджу ) стала местом регулярных собраний интеллигенции. лательные последовательные этапы, были писатели Македонский, Эфтимиу, Тудор Аргези, Матейу Караджале, Бенджамин Фондане, Gala Galaction, Джордж Баковиа, Ион Минулеску, Клаудиа Миллиан, Н. D. Cocea, Ion Vinea, F. Бруня-Фокс, Эугениу Штефэнеску-Эст, А. де Герц, Ион Кэлугэру и Адриан Маниу. Здесь также были художники Лучиан, Артачино, Верона, Макси, Исер, Стериади, Димитреску, Паллади, Рессу, Дэрэску, Нина Арборе, Константин Бранкузи, Димитри Пачуреа, Оскар Хан, Николае Тоница, Ион Теодореску-Сион и Сесилия Куческу-Сторк, а также Абгар Бальтазар, Джордж Деметреску Миреа и Марсель Янко. Также в 1908 году по предложению Изера Богдан-Питешти спонсировал выставку в Бухаресте, на которой были представлены работы европейских художников Деметриоса Галаниса, Жана-Луи Форена и Андре Дерена.

После 1910 г. его патронаж приобрел новые формы. Литературный критик Шербан Чокулеску отмечает, что, по крайней мере, его отношения с Матейу Караджале включают финансовый аспект, поскольку Богдан-Питешти пригласил бедного поэта на обед и обеспечил его деньгами. Он также предоставил жилье и материалы обездоленным художникам, как сообщил его близкий друг Аргези, и проявл особый интерес к продвижению поэзии Штефана Петича (а также поэзии самого Аргези). Аргези утверждал, что такое влияние и моральная поддержка также были «решающими» по крайней мере в одном другом случае, в случае с Лучианом. В своих мемуарах того периода лингвист Александру Розетти возбудил, что Богдан-Питешти ежедневно приглашает на ужин «более десятка художников» к себе домой.

Обновленная версия Богдан-Питешти его нападки на православную церковь. Поль Серна видит в них попытки сфабриковать религиозную альтернативу ортодоксальному мейнстриму, включенную в более крупный феномен, был символистский космополитизм. Однако Галактион должен был закончить свою жизнь как православный священник, записал, что в кружок Штирбей-Водэ входили люди самого разного происхождения. Одно время в их число входили, наряду с самим Галактионом, римско-католический священник Кэрол Аунер, протестантский скульптор Шторк и анархистский активист Панайт Мунойу. По словам Черната, богемное общество Богдан-Питешти также объединяет людей, которые считаются причастны к незаконной деятельности, и отличается своей "распутной " атмосферной. Galaction поддержал такую ​​интерпретацию, написав, что салон также был домом для «дюжины аферистов и проституток». Атмосфера была разговорной и свободной духом, вплоть до унизительной: рассказывали, что художникам и писателям иногда рассказывали распущенные анекдоты или приходилось терпеть гротескные фарсы.

A денди, руководил сам Александру Богдан-Питешти. жизнь в роскоши, ограниченная избытком, к тому он стал наркоманом. Он был гордым гомосексуалистом (или бисексуалом ), что не мешало ему держать в качестве своей наложницы более молодую женщину, обычно называемую Домницей («Маленькая леди») или Мика («Маленький»). Уроженка Александра Коланоски, она родилась в 1894 году в семье румынских поляков из Бессарабии, и, по словам мемуариста Константина Бельди, ранее была проституткой в ​​доме ночной клуб.

Сама развратница, Домника описывалась исследователями как андрогинность или переодевание в одежду другого пола. Другим членам кружка Штирбей-Водэ художник-дизайнер Братэцану был представлен как любовник Богдан-Питешти. По словам Оскара Хана, их дело было «дегенеративным»; Хан также цитирует восхищение Богдана-Питешти мужским телом, включая мужские гениталии, как единственной физической красотой, которая выдерживает время.

Консерватор Кантакузино и Сеара

Титульный лист Сеара, с портретами кандидатов на выборах 1914 ; Григоре Георге Кантакузино - первый слева

Примерно в 1912 году политическое влияние Александру Богдан-Питешти росло. Он начал сотрудничать с внутренней фракцией Консервативной партии, лидером которой был Григоре Георге Кантакузино, мэр Бухареста. Впечатление Богдан-Питешти стал издателем Сеары, но, как сообщается, был прикрытием для Кантакузино, который использовал его, чтобы проверить влияние своей программы на румынскую публику. Основная кампания Сеары в то время сосредоточена на Таке Ионеску и его консервативных демократах, которые, к неудовольствию Кантакузино, были кооптированы в правительстве другими правительствами консерваторами. Газета опубликовала колонки со сплетнями и пасквиля, в которых главными целями были Ионеску, Александру Бэдэрэу и Николай Титулеску.

К тому времени, как и многие другие "германофил « Консерваторы Богдан-Питешти пришли поддержать союз Румынского королевства с Германской империей и Австро-Венгрией. Эта точка зрения была популяризирована с помощью его литературного клуба, а поддержка Центральных держав была также высказана Аргези в Сеаре. В сентябре 1914 года немецкий консорциум купил газету (вместе с другой газетой Кантакузино Иона И.К. Брэтиану, Минервой), и Богдан-Питешти остался в качестве простого обозревателя. приветствовал различные группы, были встревожены вероятным вступлением Румынии в войну: прогерманские консерваторы, сторонники пролетарский интернационализм и внутренние пацифисты. ка к пишет Цернат, делала это из чистой зависимости.

Вскоре возникли подозрения, что Богдан-Питешти стал настоящим агентом влияния. По словам Замбакчана, именно Богдан-Питешти намекнул, что его поддержка Германии является прибыльной работой. В различных функциях в разрозненных дневниках, большинство из которых было утеряно, Караджале, по общему мнению, обвинила Богдан-Питешти в том, что она использовала деньги Германии для продвижения своих интересов в Румынии и для помощи в ее пропагандистских усилиях за рубежом. Такие оценки, такие как утверждение Караджале о том, что Богдан-Питешти не был сведущ в искусстве, отражают противоречия между двумя фигурами, и их общая надежность остается сомнительной. Однако возможно, что сам Караджале занял и так и не вернул около 10 000 леев, выведенных из немецких пропагандистских фондов Богданом-Питешти.

Libertatea и пропагандистские войны

С октября 1915 года по июнь 1916 года Богдан-Питешти руководил другим издательским центром, Libertatea («Свобода»). Ее политическим директором был государственный деятель в отставке Николае Флева, которого сменил Аргези. В феврале 1916 года Galaction и Arghezi выпустили Cronica, еще один обзор с прогерманской повесткой дня, который, возможно, сам был опубликован с осторожной помощью Богдан-Питешти. Хотя Богдан-Питешти, Домница и Караджале нанесли загадочный визит в Берлин в начале 1916 года, Сигуранца Статулуй контрразведка никогда не перечислял их как иностранных шпионов. Затем имя Богдана-Питешти всплыло в феврале 1916 года в беседе между немецким государственным деятелем Матиасом Эрцбергером и католическим архиепископом Бухареста. Эрцбергер спросил, может ли помещик из Влайчи помочь продвинуть дело германофилов; архиепископ, лояльный немецкий подданный, ответил, что Богдан-Питешти ненадежен. Позже появились обвинения в том, что Богдан-Питешти был одним из людей, получавших выплаты от немецкого шпиона Альберта Э. Гюнтера, менеджера компании. Досье, подтверждающее это, было утеряно, но из вторичных источников следует, что только Богдан-Питешти получил 840 000 леев из рук Гюнтера.

Авторы Seara и Libertatea, как правило, были откровенными социальными и культурными критиками, с разными недовольствами против истеблишмента. Историк Люциан Бойя утверждает, что, хотя Богдан-Питешти был на зарплате в Германии, его переход от франкофилов мог быть подлинной формой консерватизма. Таким образом, Бойя отмечает, что Сеара поддерживал Центральные державы с 1914 г. и до войны, то есть еще до того, как Кантакузино решил, какая сторона ему больше нравится. Основную группу мужчин Сеары составляли социалисты разных мастей: Аргези, утверждавший, что сербский национализм был искрой войны; Феликс Адерка, изображавший Германскую Империю как более прогрессивную воинственную; и Родион, подавший жалобы германофилов-интеллектуалов из Молдавии. Другие были левыми беженцами из Российской Империи, которые хотели, чтобы Румыния присоединилась к Центральным державам и помогла освободить Бессарабию : Алексис Нур из Попоранистская фракция и старый анархист Замфир Арборе. Сеара также была платформой для некоторых недовольных румын из Трансильвании региона, румынского ирредента под властью Австро-Венгрии. Среди них был известный консервативный комментатор Илие Барбулеску, который советовал румынам не сосредотачиваться на Трансильвании и уделял первоочередное внимание действиям против русских. Два разных голоса принадлежали поэту Думитру Карнабатту, который отождествлял державы Антанты с панславизмом или британским империализмом ; и Ион Горун, трансильванский писатель и сторонник Габсбургов. Помимо политики, Сеара публиковала новости о культуре, отобранные для публикации Ионом Винеа и поэтом.

Левые занятия также были важной особенностью Libertatea. Его вступительный манифест призывал к крупномасштабной социальной реформе, которая, как он утверждал, была важнее для румын, чем какой-либо национал-либеральный проект по освобождению Трансильвании от ее австро-венгерского властителя. В нем участвовали литературные деятели, такие как Винея, Демостене Ботес, I. Драгослав, Адриан Маниу и И. К. Виссарион.

Богдан-Питешти регулярно публиковал свои статьи в двух своих газетах, подписывая их псевдонимом Ал. Додан. Ранние тексты выражают его русофобию и сочувствие по поводу союза Франции с царским самодержавием, «самой дикой, самой невежественной и самой кровавой олигархией в мире». К 1915 году, оценивая, что национальные интересы Румынии связаны с Габсбургами и немцами, и утверждая, что румынские крестьяне находятся в худшем положении, чем их коллеги в Трансильвании, он призывал своих соотечественников задуматься о преимуществах присоединения Бессарабии к Румынии.

Военное время, позор и смерть

Годы нейтралитета также возродили споры по поводу повседневных дел Александру Богдан-Питешти. Скандал разразился в 1913 году, когда банкир Аристид Бланк подал в суд на Богдана-Питешти по обвинению в шантаже. Истец прибег к услугам адвоката Таке Ионеску, и ответчик в лице Флева был приговорен к тюремному заключению. На протяжении всего скандала Сеара размещала статьи Аргези, в которых заявлял о невиновности Богдан-Питешти. В 1916 году, незадолго до того, как Румыния вступила в войну как страна Антанты, Александру Богдан-Питешти снова участвовал в судебном споре с франкофилами Такэ Ионеску и Барбу Штефэнеску-Делавранча, с Константином Диссеску в качестве его адвоката.

Результатом конкурса энтентистов было после первоначальных поражений, и был открыт румынский театр войны. Страна сильно пострадала, и Бухарест был взят центральными державами. По имеющимся сведениям, оккупационные силы забрали Богдана-Питешти из его камеры в Вакэрешти, где он все еще отбывал срок. Подобно Аргези, Македонскому, Галактиону и Матею Караджале, он оставался на оккупированной немцами территории. Он был даже арестован после того, как оккупационные власти гневно представили его бесполезность для дела, несмотря на свой очевидный триумф над лобби энтентификатором, он вел низкий профиль: согласно популярным, но неподтвержденным слухам. Однако он был свободным человеком по состоянию на 12 апреля 1917 года, когда женился на Домнике Коланоски. Согласно одному сообщению, Богдан-Питешти приступил к осуждению своего коллеги Илеаны, Петреску Гэйна, который опубликовал серию антинемецких карикатур. В результате румынский рисовальщик провел годы войны в немецком плену.

После того, как Румыния вернула себе владения своими южными областями, Александру Богдан-Питешти, как сообщается, был привлечен к ответственности за измену и снова был отправлен в Вакэрешти. Другие, однако, отмечают, что этот последний приговор, введенный в 1919 году, на самом деле не связан с его действиями во время войны, а просто с его мошенническими действиями, и что только по совпадению Богдан-Питешти разделил тюрьму с осужденным коллаборационистом журналисты (Аргези, Карнабатт, Иоан Славичи ).

Т. Виану отмечает, что Богдан-Питешти провел свои последние годы «в позоре», а Чернат свое окончательное достижение до статуса «изгоя». Через четыре года после окончания войны в своем доме в Бухаресте, перенеся инфаркт миокарда. По словам Черна, его «гротескная» смерть была внезапной, когда он застал его посреди телефонного разговора.

Наследие

Роль и влияние

Богдан-Питешти был темой очарования в литературном и художественном сообществе , чтобы его коллекция перешла в государственную собственность и хранилась в качестве музея.>Люциан Бойя пишет о своей действенной «легенда», в которой «образн ый и щедрый интеллектуал »соединился с« аферистом », который« жил так, как считал нужным ». Историк искусства Корина Тиакэ отмечает, что, как и Феликс Фенеон, Богдан-Питешти на самом деле выдумывал свой собственный миф: «каждую часть его публичного образа была съемной маской». Тем не менее художественные учреждения, которые он помогал основать, пользовались уважением. По словам Поля Серна, его влиятельный круг был «прекрасным средством передачи современного духа, неформальным институтом и одним из первых факторов, коагулянтом для первого постсимволистского модернизации [Румыния]». Ранее он предполагал, что, как и собственная группа, были единственными лекарственными методами, действующими в период между упадком Junimea (ок. 1900) и установлением модернистская литература. журнал Sburătorul (1919). Чернат также отмечает, что, хотя писатель Александру Богдан-Питешти был «небезопасным и неосмотрительным», когда дело дошло до сохранения своих произведений, те эссе и и в прозе, которые сохранились, имеют настоящую ценность. Подобные суждения были высказаны и по его актуальным художественным эссе. Историк искусства Петру Комарнеску пишет, что «критическая интуиция» Богдана-Питешти была выше, чем у других коллекционеров Замбакчана и Иоана Калиндеру ; критик Николае Опреску также считает, что без Богдана-Питешти Штефан Лучиан был бы потерян для румынского искусства.

Румынская художественная среда лелеяла, а затем презирала своего анархического покровителя. В моменты своей славы он получал почтение от многих своих друзей-писателей, поскольку записанные книжки и альбомы созданы специально для него. Позднее все стороны спора объединились в критике хотя бы некоторых деяний Богдан-Питешти. Согласно Галактиону, это был «хайдук », который «ограбил и раздал». Замбакчян изобразил его как человека, созданного из шаблона, в котором злой и добрый гений существовали в равной мере. [...] Циничный и учтивый, щедрый, с одной стороны, мошенник с другой, Ал. Как отмечает Тикэ, и замбакчанин, и скульптор Оскар Хан были среди тех, кого навсегда «соблазнил» двуличность Богдана-Питешти в 1970 году Хан писал: «Богдан-Питешти с цинизмом наслаждался унижением, он служил». «Мы не можем судить [его] по общему праву. Он остается абсурдом ». В то время как националистический журналист назвал его «негодяем», Македонский утверждал, что Богдан-Питешти был «прекрасным Фондом прозаиком и замечательным поэтом». Бенджаминане, модернистский поэт-философ, хвалил Богдана-Питешти как человек тонкого вкуса, заключив, что: «Он был сотворен из величайших радостей, в самом гном теле. Сколько поколений древних бояр прошло, как недостойный помет, чтобы зародилась эта уникальная земля. ? »

Писатель и критик Евгений Ловинеску, тоже модернист, резко выступал против взглядов Богдана-Питешти и других интеллектуалов, вставших на сторону Германии: в 1922 году он опубликовал статью Revizuiri morale («Моральные изменения» »), Напомнившие публике о споре вокруг коллекционера произведений искусства и его соратников (Аргези, Н.Д. Коча ), знакомый социалист и устный историк был убежден, что Богдан-Питешти был прообразом« низшего дегенерата »и в в. Ретроспективную критику Богдана-Питешти также высказал Комарнеску и соавтор. Хотя они отдают дань уважения художественным качествам Богдана-Питешти, они оба говорят о его «упрекаемых недостатках» и «переворотахериста», находя в нем «. эксгибициониста, решившего обмануть и скандалить », или« ужасного ребенка <488.>Комментаторы испытывали искушение сравнить Богдана-Питешти с некоторыми противоречивыми персонажами мировой истории, чаще все го прототипом эгоистов, Алкивиадом. Другие сравнивали Богдана-Питешти с писателем эпохи Возрождения и печально известный шантажист Пьетро Аретино (Замбакчан подчеркивает, что, в отличие от Аретино, Богдан-Питешти никогда не обманывал своих художников). Древнеиндийская этика («древнеиндийская этика»): «добро и зло не противопоставляются, сочетаются, соединяются в состоянии замешательства». Принимая во внимание предпочтение Александру Богдан-Питешти устности, его сомнительные политические связи и его преимущественно неформальный канал Имея влияние, Чер пришел к выводу, что, «необходимые изменения были внесены», можно сравнить Богдана-Питешти с Наэ Ионеску, философом и ультраправым активистом, чья карьера охватывала 98>межвоенный период, и который также дебютировал как символист.

Анекдоты

Карикатура Богдан-Питешти, смотрящего на обнаженных людей, одетых в рясу (Николае Петреску-Гэйна, 1913)

Несколько анекдотов, Венгрия нравственности и экстравагантного образа жизни Богдана-Питешти, ходили в ходу с его жизни. В 1912 году Македонский опубликовал автобиографический рождественский рассказ. В ней рассказывается, как вдохновленный желанием Македонского накормить свою семью традиционным пиршеством из индейки, Богдан-Питешти послал ему птицу, начиненную золотом 50 леев. Как пишет Т. Vianu, такие «отношения великого феодала» сделали Богдан-Питешти в «неоспоримо живописный» человек. Рассказ частично подтвердил Константин Бельди, который также отметил, что в те годыру Македонски «голодал» и был вынужден содержать «дом, полный детей». Замбакчян, однако, приводит противоположную историю, однажды рассказанную актером. В нем говорится, что во время голода во время войны Македонский попросил Богдана-Питешти заплатить ему 1 миллион леев за одну из немногих сохранившихся копий бронзы; Богдан-Питешти прямо ему 5 леев - Македонский уступил, заявив, что «он способен изменить свое мнение, этот аферист!» Перепады настроения Богдан-Питешти обсуждалось также мемуарист Раду Д. Розетти. Он пишет, что его состояние публично унизил Галактион и даже Домнику из-за случайных расходов.

Отношения между Матейу Караджале и его спутником. Покровитель вызвал особый интерес историков той эпохи. Вначале начинающий поэт написал специальное произведение в честь своего старшего друга под названием Дрегэторул («Мандарин»), оно вошло в один из альбомов Богдан-Питешти. Это порилось в конце 1910-х годов такой степени, что Караджале, в дневнике которого пренебрежался отчет о гомосексуализме Богдана-Питешти (называя его «бунтовщиком антиприродногоока»), изложил план ограбления Штирбей-Водэ. Уличная вилла. По словам того же автора, Богдан-Питештился к пассивному гомосексуализму, потому что был импотентом. В дневнике Караджале также был набросан портрет Домники Богдан, резко ставивший под сомнение ее нравственность.

Другие отношения Богдана-Питешти с другими его протеже также могли колебаться между крайностями. Согласно анекдоту того времени, он авансировал Лучиану крупную сумму денег, которую использовал художник для поездки на Синая. Затем Лучиан огорчил Богдана-Питешти, не пригласив его к себе, и был наказан телеграммой, адресованной «Самому уродливому туристу на Синае» (игра слов на пресловутой дурной внешности Лучиана). В середине 1910-х Лучиан был выведен из строя рассеянным склерозом. Богдан-Питешти был одним из последних, кто навещал его перед смертью в июне 1916 года, записав для потомков смиренную реплику Лучяна: «Я ухожу».

Основной отчет Богдана-Питешти 1919 года из первых рук. тюремное заключение происходит от nchisorile mele Иоана Славича («Мои тюрьмы»). По словам Славича, у мецената была роскошная камера с видом на Бухарест. Александру Розетти, цитируя Аргези, записал один из остроумных высказываний Богдан-Питешти по поводу тюремной жизни. Когда жандарм ошибочно попытался протолкнуть его в ряды подозреваемых в предательстве Аргези, Богдан-Питешти огрызнулся: Простите, eu sunt escroc! («Простите меня, [но] я мошенник!»). Замбакчян пишет, что во время первой юридической битвы с Такэ Ионеску Богдан-Питешти пишет показания Ионеску: «Он уверен, что талантлив, этот мошенник!» Проповеднический националист Октавиан Гога был особенно расценен позицией Александру Богдан-Питешти и в своем отчете о событиях 1916 года (включая процесс над Ионеску) списал его как «бандита», питаемое «немецкими деньгами».

Вымышленный персонаж

После мировой войны, по словам Белди, актер Янковеску привнес впечатления Богдана-Питешти в свой распорядок дня в кабаре. На нем были изображены осужденный Гарманофил и неназванный немецкий чиновник, которые разбирались в нецелевом использовании средств пропаганды для поддержки мелких «приспешников». На это обвинение вымышленный Богдан-Питешти отвечает: «Я потратил ваши деньги, это правда, но я не наложил на вас ни одного! Ибо как вы могли вообразить меня, предателя моей страны, а не тоже? мошенник? "По словам Белди, в рассказе есть доля правды: вместо того, чтобы использовать деньги для возрождения дела германофилов, Богдан-Питешти их в свою коллекцию произведений искусства. В чем-то похожая версия этой городской легенды направил в мемуарах национал-либерального использования И. Г. Дука, видит в ответе Богдан-Питешти парадоксальный признак оскорбленного патриотизма : «Вы, может быть, думали, что можете подкупить некоторых честных людей Румынии? аферистам, только аферистам вроде меня ". Дука заключает: «этот ответ с его восхитительным и атавистическим национальным достоинством побуждает меня забыть, хотя и не крайнюю мерзость, которую мы называем жизнью Богдан-Питешти».

Несмотря на то, что их отношения перестали быть дружбой. к ненависти, стиль Богдан-Питешти и его мирские интересы иногда исследуются как источники вдохновения для единственного романа Караджале, Край де Куртя-Вече (завершение в 1928 году). Некоторые отмечают, что Богдан-Питешти имеет много общего как минимум с одним из трех главных героев. Он и его жена были персонажами романов Иона Винеа «Venin de mai» («Майский яд») и Lunatecii («Безумцы») - Александру в роли Адама Гунэ, Домница в роли жены Иады Гунэ. Оба романа изображают культурный круг Богданов, намекают на их влияние, заставляя людей отвергать все условности, и показывают, что они продвигают порок как добродетель. Этот образ жизни сказался на Адаме Гуне, который превратился в физическую развалину и постепенно теряет контроль над реальностью. В книгах Винеи повторяется утверждение о том, что Богдан-Питешти злоупотреблял наркотиками и что Домница изначально была проституткой.

Другие художественные произведения, посвященные кругу Богдан-Питешти, были опубликованы случайным сотрудником Seara,. В ЕЁ 1922, Demoniaca романа, она изображает свой работодатель как «Basile ДАНА», зловещий предатель своей страны и циничный порнограф. Ион Кэлугэру используется Александр Богдана Питести как вдохновение для «Александр Лэпушняну », боярский персонаж в его романе «Дон Хуан Кокогатул» («Дон Хуан Горбун»). Историк литературы Георгий Кэлинеску, отмечает что этот художественный портрет показывает: «Достоинство в сплетнях, боярская осанка, изысканность, которую кажущаяся пошлость не может разрушить, грубость и циничное распутство [...]». книги Лэпушняну симулирует агонию и получаетическое исповедание, которое (он настаивает) следует читать на латыни вместо французского; в другом месте эксцентричная и прелюбодейная жена Лэпушняну Фетица («Маленькая девочка») появляется на поле битвы в не более чем купальнике.

Тудор Аргези посвятил Богдану-Питешти некоторые из своих первых поэтических произведений. Как искусствоведы, Аргези опубликовал всестороннее биографическое исследование своего покровителя (часть их словаря Figuri Contimporane din Român) ia, 1909 г.). По словам Корины Тикэ, подобная похвале и удобно неточная запись могла быть отправлена ​​или по крайней мере, одобрена Богдан-Питешти. Аргези также сделал своим спонсором героя небольшого одноименного стихотворения, в котором его называют ломбардским ублюдком cu ochi de rouă («ублюдок ломбард глазами росы»).

Коллекция и имущество

Лэутул («Мытье волос») Штефана Лучяна, одна из самых известных картин в коллекции Богдан-Питешти

К 1910-м годам художественные интересы Богдан-Питешти породили коллекцию 967 или до 1500 отдельных работ, большинство из которых размещено в его имении в Колонешти. Они включали объекты, созданные выдающимися румынскими художниками изобразительного искусства, в том числе, среди его ранними соратниками, Нина Арборе, Константин Бранкуши, Оскар Хан, Димитри Пачуреа, Николае Петреску-Гэйна, Франциск Ширато, Сесилия Куческу-Шторк, Жан Александру Стериади, Ион Теодореску -Сион и Николае Тоница. Из общего числа около 900 работ были румынского происхождения. Среди зарубежных художников, чьи работы были представлены в коллекции, были Жорж Рочегросс и Фрэнк Брангвин. Раздел, посвященный новым произведениям, разработан и открыт как первый искусство музей современного искусства в Румынии.

Трест Богдан-Питешти включал в себя множество образцов искусства Лучиана. Там были представлены две его известные картины: «Лэутул» («Мытье волос»), которую Богдан-Питешти, как говорят, сравнил со светящимися масляными картинами Паоло Веронезе, и Сафта Флорэреаса («Сафта-цветочница» » Также был включен масляный портрет 1907 года двоюродного брата Лучиана, Алеку Литерату («Алеку-литератор»). Они сопровождались пастелью 1906 Durerea («Боль»), которая была представлена ​​в выпуске 1914 года Сеара, а также картины Де Намези («Время обеда») и Lica., fetița cu portocala («Лика, Девушка с апельсином»). Среди работ серии были два портрета Богдан-Питешти: рисунок. тушью, копии которого были распространены с предвыборным манифестом Богдана-Питешти 1899 года, и утраченная картина маслом.

Богдан-Питешти объект нескольких анонимных зарисовок, включая две виньетки 1896 года, опубликованные в Адевэрул, и рисунок 1917 года, подписанный Корреджо. ажен в нежной карикатуре, опубликованной в 1914 году Петреску Гэйна. Сама Домника Богдан была моделью для различных художников, и ее особенно хорошо изображали в работах Камила Рессу, Паллади и художника болгарского происхождения Паскина. В 1920 году Богдан-Питешти поручил Пачуреа закончить портретный бюст Домницы. В том же году Димитреску написал ей портрет маслом на картоне в преобладающих оттенках коричневого (с оттенками красного и серого). Художники, иллюстрировавшие произведения Богдан-Питешти, включают, помимо него самого, Георгия Деметреску Миреа и Сатмари.

Поместье Колонешти и его художественный фонд стали жертвами пренебрежения. По словам Т. Виану, коллекцию «унесло ветром разрухи» еще в межвоенные годы. В 1924 году, вопреки последней просьбе владельца, он был выставлен на поспешный публичный аукцион. Это вызвало протесты таких литературных деятелей, как Цезарь Петреску, Перпессициус и Виктор Эфтимиу. В результате аукциона многие работы перешли в собрания Замбакчана и ряда других. Из них Замбакчян объяснил этот инцидент нежеланием национал-либерального правительства принимать пожертвования от "скомпрометированного человека". Он и несколько других комментаторов возлагают ответственность за продажи на министра финансов Иона Лапедату, который, как полагают, либо не решался оценить коллекцию, либо сговорился с бизнесменами, которые хотели продать ее по дешевке.. Замбакчан должен был стать конечным владельцем Лэутула. Он стал частью его собственного Бухарестского музея и появляется вместе с Замбакчаном на портрете Паллади, написанном маслом.

При коммунистическом режиме здание Влайчи было преобразовано в филиал государственного производителя сельскохозяйственной техники, а в 2004 году принадлежал его преемнику (хотя по большей части все еще не использовался). Белди рассказывает, что при коммунизме обездоленная Домника Богдан работала гигиенистом в центральной больнице Бухареста.

Примечания
Ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Александру Богдан-Питешти.
Последняя правка сделана 2021-06-10 21:45:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте