A денди, исторически это мужчина, который уделяет особое внимание внешности, изысканный язык и неторопливые увлечения, преследуемые с проявлением безразличия в культе себя. Денди мог быть самодельным человеком, который стремился подражать аристократическому образу жизни, несмотря на то, что происходил из среднего класса, особенно в конце 18 - начале 19 века Британия.
Предыдущие проявления petit-maître (по-французски «маленький хозяин») и Muscadin были отмечены Джоном К. Прево, но современная практика дендизма впервые появилась в революционных 1790-х годах, как в Лондоне, так и в Париже. Денди культивировал циничную сдержанность, но до такой степени, что романист, сам не денди, однажды определил цинизм как «интеллектуальный денди». Некоторые придерживались более мягкого взгляда; Томас Карлайл писал в Sartor Resartus, что денди был не более чем «человеком в одежде». Оноре де Бальзак представил совершенно мирского и невозмутимого Анри де Марсе в La fille aux yeux d'or (1835), часть La Comédie Humaine, который сначала реализует модель идеального денди, пока навязчивая погоня за любовью не распутает его в страстной и смертоносной ревности.
Шарль Бодлер определил денди в более поздней «метафизической» фазе денди как того, кто возводит эстетику в живую религию, что простое существование денди упрекает ответственного гражданина среднего класс: «Дендизм в некоторых отношениях приближается к духовности и стоицизму » и «У этих существ нет иного статуса, кроме того, что они культивируют идею красоты в своей собственной личности, удовлетворяют свои страсти, чувствуют и мышление... Дендизм - это форма романтизма. Вопреки тому, во что, кажется, думают многие бездумные люди, денди - это даже не чрезмерное удовольствие в одежде и материальной элегантности. Для идеального денди эти вещи являются не более чем символом аристократическое превосходство ума ».
Связь одежды с политическим протестом стала особенно характерной для Англии в 18 веке. Учитывая эти коннотации, дендизм можно рассматривать как политический протест против уравновешивающего эффекта эгалитарных принципов, часто включающих ностальгическую приверженность феодальным или доиндустриальным ценностям, таким как идеалы «идеального джентльмена» или автономный аристократ ". Как ни парадоксально, денди требовалась аудитория, как заметила Сюзанна Шмид, исследуя «успешно проданные жизни» Оскара Уайльда и лорда Байрона, которые иллюстрируют роль денди в общественной сфере, оба как писатели и как персонажи, являющиеся источниками сплетен и скандалов. Найджел Роджерс в Денди: Павлин или загадка? ставит под сомнение статус Уайльда как настоящего денди, рассматривая его как человека, который лишь мимоходом занял изящную позицию, а не человека, преданного строгим идеалам денди.
Происхождение слова неизвестно. Эксцентричность, определяемая как доведение до крайности таких характеристик, как одежда и внешний вид, начала в целом применяться к человеческому поведению в 1770-х годах; Точно так же слово денди впервые появляется в конце 18 века: в годы, непосредственно предшествовавшие Американской революции, первый куплет и припев «Янки Дудл » высмеивали предполагаемую бедность и грубые манеры колонистов-американцев., предполагая, что в то время как красивая лошадь и оплетенная золотом одежда ("mac [c] aroni ") требовались, чтобы отличить денди от окружающих его людей, средства среднего американского гражданина-колониста были настолько скудными, что владение простым пони и несколькими перьями для личного украшения квалифицировало бы одного из них как «денди» по сравнению с и / или в умах его еще менее искушенных евразийских соотечественников. Немного более поздняя шотландская пограничная баллада, около 1780 года, также содержит это слово, но, вероятно, без всех контекстных аспектов его более позднего значения. Первоначальная, полная форма «денди» могла быть джек-денди. Это было модное слово во время наполеоновских войн. В этом современном сленге «денди» отличалось от «fop » в том смысле, что платье денди было более изысканным и сдержанным, чем платье fop.
В двадцать первом веке слово денди - шутливое, часто саркастическое прилагательное, означающее «прекрасный» или «великий»; когда используется в форме существительного, оно относится к ухоженному и хорошо одетому мужчине, но часто к тому, кто также эгоцентричен.
Образцом денди в британском обществе был Джордж Брайан «Бо» Браммелл (1778–1840), в Первые годы он был студентом Ориэл-колледжа, Оксфорд, а позже - сотрудником принца-регента. Браммелл не был из аристократов; действительно, его величие было «абсолютно ни на чем не основано», как Дж. Барби д'Оревильи наблюдал в 1845 году. Он никогда не был без пудры и запаха, безупречно вымыт и побрит, одет в простое темно-синее пальто, он всегда был идеально вычесан, идеально подогнан, демонстрируя много идеально накрахмаленного белья, все свежевыстиранное и Состоит из искусно завязанного галстука. С середины 1790-х годов Бо Браммелл был ранним воплощением «знаменитости», человека, известного прежде всего своей известностью.
К тому времени Питт облагал налогом пудру для волос В 1795 году, чтобы помочь заплатить за войну против Франции и воспрепятствовать использованию муки (которая в последнее время выросла как в редкости, так и в цене из-за плохих урожаев) в таком несерьезном продукте, Браммелл уже отказался от парика и его волосы подстрижены по римской моде «а ля Брут». Более того, он возглавил переход от бриджей к плотно скроенным темным «панталонам », что непосредственно привело к созданию современных брюк, которые на протяжении последних двух столетий являлись основой мужской одежды в западном мире.. В 1799 году, достигнув совершеннолетия, Бо Браммелл унаследовал от своего отца состояние в тридцать тысяч фунтов, которое он потратил в основном на костюмы, азартные игры и высокий уровень жизни. В 1816 году он терпит банкротство, стереотипная судьба денди; он сбежал от кредиторов во Францию, тихо умер в 1840 году в сумасшедшем доме в Кане, 61 год.
Люди более выдающиеся, чем Бо Браммелл, также приняли дендиакальная поза: лорд Байрон изредка одевал эту часть, помогая восстановить рюшечность, манжеты с кружевами и воротник с кружевом «рубашка поэта ». В этом духе он написал свой портрет в албанском костюме.
Еще одним выдающимся денди того времени был Альфред Гийом Габриэль д'Орсе, граф д'Орсе, с которым дружил Байрон и который двигался в высших социальных кругах Лондона.
В 1836 году Томас Карлайл писал:
Денди - это Человек, носящий одежду, Человек, чья профессия, должность и существование заключаются в ношении Одежды. Каждая способность его души, духа, кошелька и личности героически посвящена одной цели - ношению Одежды мудро и хорошо: так, чтобы другие одевались, чтобы жить, он живет, чтобы одеваться... И теперь, несмотря на всю эту вечную жизнь Мученичество, и Поэзи, и даже Пророчество, что Денди просит взамен? Мы можем только сказать, что вы признаете его существование; признал бы его живым объектом; или даже если это не удается, визуальный объект или вещь, которая будет отражать лучи света...
К середине XIX века английский денди в приглушенной палитре мужской моды продемонстрировал мельчайшие изящества: «Качество тонкая шерстяная ткань, наклон клапана кармана или перевернутого пиджака, именно тот цвет для перчаток, правильное количество блеска на ботинках и туфлях и т. д. Это был образ хорошо одетого мужчины, который, пока бесконечные усилия по поводу своей внешности, притворное равнодушие к ней. Этот утонченный дендизм продолжал считаться неотъемлемой частью мужской англичанки. "
Истоки дендизма во Франции были привязаны к политике французской революции ; начальная стадия дендизма, позолоченная молодежь, была политическим заявлением об одевании в аристократическом стиле, чтобы отличить его представителей от санкюлотов.
В период его расцвета, Диктат Бо Браммелла в отношении моды и этикета царил безраздельно. Его привычкам в одежде и моде очень часто подражали, особенно во Франции, где в результате любопытного развития они стали модой, особенно в богемных кругах. Там модников иногда прославляли в революционных терминах: люди, созданные самими собой, с осознанной индивидуальностью, радикально порывающими с традициями прошлого. С изысканной одеждой и праздным, декадентским стилем жизни французские богемные модники стремились показать презрение и превосходство над буржуазным обществом. Во второй половине 19 века маскарадная богема оказала большое влияние на движение символистов во французской литературе.
Бодлер глубоко интересовался денди и незабываемо написал, что претендент на денди должен не имеют "никакой профессии, кроме элегантности... никакого другого статуса, кроме как культивировать идею красоты в своих собственных лицах... Денди должен стремиться быть возвышенным без перерыва; он должен жить и спать перед зеркалом". Другие французские интеллектуалы также интересовались модниками, гуляющими по улицам и бульварам Парижа. Жюль Амеде Барби д'Оревийи написал О дендизме и Джордже Браммелле, эссе, в значительной степени посвященное исследованию карьеры Бо Браммелла.
Литературный денди часто встречается в произведениях, а иногда и в самопрезентации Оскара Уайльда, ЧЧ Манро (Хлодвиг и Реджинальд), П.Г. Вудхауз (Берти Вустер ) и Рональд Фирбанк, писатели, которых связывает их подрывная деятельность.
Поэты Алджернон Чарльз Суинберн и Оскар Уайльд, Уолтер Патер, американский художник Джеймс Макнил Уистлер, Испанский художник Сальвадор Дали, Йорис-Карл Хьюисманс и Макс Бирбом были модниками Belle Époque, как и Роберт де Монтескью - Вдохновение Марселя Пруста для барона де Шарлюса. В Италии Габриэле д'Аннунцио и Карло Бугатти олицетворяли художественный богемный дендизм fin de siecle. Уайльд писал, что «нужно либо быть произведением искусства, либо носить произведение искусства».
В конце 19 века американских денди называли парнями. Эвандер Берри Уолл получил прозвище «Король парней».
Джордж Уолден в эссе Who's a Dandy? Определяет Ноэля Кауарда, Энди Уорхола и Квентина Криспа как современных денди. Персонаж Псмит в романах П. Дж. Вудхаус считается денди как физически, так и интеллектуально. Пуаро Агаты Кристи считается денди.
Художник Себастьян Хорсли в своей одноименной автобиографии назвал себя «денди в преступном мире».
В Японии денди стал модная субкультура с историческими корнями, уходящими корнями в период Эдо.
В Испании в начале 19 века возникло любопытное явление, связанное с идеей денди. В то время как в Англии и Франции представители среднего класса переняли аристократические манеры, испанская аристократия перенимала моду низших классов, называемую majos. Они отличались продуманной одеждой и чувством стиля, в отличие от современных французов «afrancesados », что касается их дерзкого высокомерия. Некоторыми известными модниками в более поздние времена были, среди прочего, герцог Осуна, Мариано Теллес-Хирон, художник Сальвадор Дали и поэт Луис Чернуда.
Альберт Камю сказал в L'Homme révolté (1951), что:
денди создает свое собственное единство эстетическими средствами. Но это эстетика отрицания. «Жить и умереть перед зеркалом» - таков, по словам Бодлера, был лозунг денди. Это действительно логичный лозунг. Денди по роду занятий всегда в оппозиции. Он может существовать только через неповиновение... Поэтому денди всегда вынужден удивлять. Сингулярность - его призвание, чрезмерность - его путь к совершенству. Вечно неполный, всегда на грани вещей, он заставляет других создавать его, отрицая их ценности. Он играет в жизнь, потому что не может ее жить.
Жан Бодрийяр сказал, что дендизм - это «эстетическая форма нигилизма».
.
Женский аналог - это quaintrelle, женщина, которая делает упор на жизнь, наполненную страстью, выраженную в личном стиле, неторопливых развлечениях, обаянии и культивировании жизненных удовольствий.
В XII веке появились коинтерреллы (мужчины) и куинтреллы (женщины), основанные на монетах, слово, относящееся к искусно изготовленным вещам, позднее указывающее на человека с красивой одеждой и изысканной речью. К 18 веку монета стала причудливой, что указывало на элегантную речь и красоту. Среднеанглийские словари отмечают причудливую женщину как красиво одетую (или чрезмерно одетую), но не включают благоприятные элементы личности, такие как изящество и шарм. Идея причудливого человека, разделяющего основные философские составляющие утонченности с модниками, - это современная разработка, возвращающая причудливых людей к их историческим корням.
Женщины-денди действительно пересекались с мужчинами-денди в течение короткого периода в начале 19-го века, когда у денди было насмешливое определение «болвана» или «сверхчеловека»; женские эквиваленты были денди или дандизетта. Чарльз Диккенс в статье Круглый год (1869) комментирует: «Денди и дандизеты 1819–1820 гг., Должно быть, были странной расой.« Дандизетта »- это термин, применяемый к женщинам, приверженцам одежды, и их нелепости были полностью равны нелепостям модников ". В 1819 году Оливией Мореланд, главой отдела женских денди, была опубликована книга «Очарование денди» в трех томах ; скорее всего, один из многих псевдонимов, используемых Томасом Эшем. Оливия Морленд могла существовать, поскольку Эш написал несколько романов о живых людях. На протяжении всего романа дендизм ассоциируется с «стильной жизнью». Позже, когда слово денди стало обозначать утонченность, оно стало применяться исключительно к мужчинам. «Популярная культура и представление в Викторианском городе» (2003) отмечает эту эволюцию в конце 19 века: «... или дандизетта, хотя этот термин все чаще использовался для мужчин».
В сериале представлены дальнейшие приключения главного персонажа, которого играет Питер Вингард, впервые появившийся в Отдел S (1969). В этой серии он был дилетантом, денди и автором серии приключенческих романов, работая в составе группы исследователей. В «Джейсоне Кинге» он оставил эту службу, чтобы сосредоточиться на написании приключений Марка Кейна, который внешне, манерами, стилем и индивидуальностью очень напоминал Джейсона Кинга. Ни один из других обычных персонажей Отдела S не появлялся в этой серии, хотя сам Отдел S иногда упоминается в диалогах.
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Денди |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с денди. |