Андре Дерен | |
---|---|
![]() | |
Родился | (1880-06-10) 10 июня 1880 года. Шату, Ивелин,. Иль -де-Франс, Франция |
Умер | 8 сентября 1954 (1954-09-08) (74 года). Гарш, Hauts-de-Seine, Иль-де-Франс, Франция |
Образование | Académie Camillo, Académie Julian |
Известен | Живописью, скульптурой |
Движение | Фовизм |
Андре Дерен (, французский: ; 10 июня 1880 - 8 сентября 1954) был французским художником, живописцем, скульптором и соучредителем фовизма с Анри Матиссом.
Дерен родился в 1880 году в Шату, Ивелин, Иль-де-Франс, недалеко от Парижа. В 1895 году он начал заниматься самостоятельно, вопреки утверждениям, что встреча Вламинка или Матисса начал свои усилия по рисованию и иногда ездил в деревню со старым другом Сезанна, отец Жакомин вместе с двумя его сыновьями. В 1898 году, когда он учился на инженера в Академии Камилло, он посещал классы живописи у Эжена Каррьера и там познакомился с Матиссом. В 1900 году он встретился и разделил студию с Морисом де Вламинком, и вместе они начали рисовать сцены в окрестностях, но это было прервано военной службой в Коммерси с сентября 1901 по 1904 год. После увольнения со службы Матисс убедил родителей Дерена позволить ему отказаться от инженерной карьеры и посвятить себя исключительно живописи; впоследствии Дерен посещал Академию Юлиана.
Дерен и Матисс работали вместе все лето 1905 года в деревне Коллиур, а позже в том же году представили свои новаторские картины в Салоне . Осенний. Яркие, неестественные цвета побудили критика Луи Вокселя насмешливо называть их работы les Fauves, или «дикие звери», положив начало фовизу движение. В марте 1906 года известный торговец произведениями искусства Амбруаз Воллар послал Дерена в Лондон для создания серии картин с изображением города. На 30 картинах (29 из которых до сих пор сохранились) Дерен представил портрет Лондона, который радикально отличался от всего, что было написано предыдущими художниками города, такими как Уистлер или Моне. Используя смелые цвета и композиции, Дерен нарисовал несколько изображений Темзы и Тауэрского моста. Эти лондонские картины остаются одними из самых популярных его работ. Искусствовед Т.Г. Розенталь: «С тех пор как Моне никто не заставлял Лондон казаться таким свежим и при этом оставаться типично английским. Некоторые из его взглядов на Темзу используют технику пуантилистов множественных точек, хотя к этому времени поскольку точки стали намного больше, это более простое разделение цветов, называемое Дивизионизм, и оно особенно эффективно для передачи фрагментации цвета в движущейся воде при солнечном свете ».
В 1907 году арт-дилер Даниэль-Генри Канвейлер купил всю студию Дерена, предоставляя Дерену финансовую стабильность. Он экспериментировал с каменной скульптурой и переехал на Монмартр, чтобы быть рядом со своим другом Пабло Пикассо и другими известными художниками. Фернанда Оливье, любовница Пикассо в то время, описывала Дерена как:
Тонкий, элегантный, с ярким цветом и покрытыми эмалью черными волосами. С английским шиком, несколько бросается в глаза. Необычные жилеты, грубые галстуки, красный и зеленый. Всегда трубка во рту, флегматичный, насмешливый, холодный, спорщик.
На Монмартре Дерен начал переходить от блестящей фовистской палитры к более приглушенным тонам, демонстрируя влияние кубизма и Поль Сезанн. (Согласно Гертруде Стайн, есть традиция, которую Дерен открыл и на которую оказала влияние африканская скульптура раньше кубистов.) Дерен предоставил гравюры на дереве в примитивистском стиле для издания Первая книга прозы Гийома Аполлинера, L'enchanteur pourrissant (1909). Он выставлял свои работы на Neue Künstlervereinigung в Мюнхене в 1910 году, в 1912 году на сепаратистской Der Blaue Reiter и в 1913 году на знаковой Armory Show в Нью-Йорке. Он также иллюстрировал сборник стихов Макса Джейкоба в 1912 году.
Примерно в это время работы Дерена начали открыто отражать его исследования Старые мастера. Роль цвета уменьшилась, а формы стали строгими; 1911–1914 годы иногда называют его готическим периодом. В 1914 году он был мобилизован на военную службу в Первой мировой войне, и до его освобождения в 1919 году у него было мало времени для рисования, хотя в 1916 году он предоставил набор иллюстраций для Андре Бретона первая книга «Мон де Пиете».
После войны Дерен завоевал новое признание как лидер обновленного классицизма, затем восходящего. Когда буйство его фовских лет далеко позади, его восхищались как сторонником традиций. В 1919 году он разработал балет La Boutique fantasque для Дягилева, лидера Ballets Russes. Большой успех привел к тому, что он создал множество балетных проектов.
1920-е годы ознаменовали пик его успеха, поскольку в 1928 году он был удостоен премии Карнеги за свой «Натюрморт с мертвой игрой» и начал широко выставляться за рубежом - в Лондоне, Берлине, Франкфурт, Дюссельдорф, Нью-Йорк и Цинциннати, Огайо.
Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны Дерен жил в основном в Париже, и немцы очень за ним ухаживали, потому что он олицетворял престиж французской культуры. Дерен принял приглашение совершить официальный визит в Германию в 1941 году и вместе с другими французскими художниками отправился в Берлин, чтобы посетить нацистскую выставку официально одобренного художника, Арно Брекера.. Присутствие Дерена в Германии эффективно использовалось нацистской пропагандой, а после Освобождения он был заклеймен пособником и подвергся остракизму со стороны многих бывших сторонников
За год до смерти он заразился глазной инфекцией, от которой так и не выздоровел. Он умер в Гарше, О-де-Сен, Иль-де-Франс, Франция, в 1954 году, когда его сбило движущееся транспортное средство.
Лондонские картины Дерена были предметом большой выставки в Институте Курто с 27 октября 2005 г. по 22 января 2006 г.
Автопортрет в студии, ок. 1903 г., холст, масло, 42,2 × 34,6 см, Национальная галерея Австралии
Pinède à Cassis (Пейзаж), 1907 г., холст, масло, 54 × 65 см, Musée Cantini, Марсель
Андре Дерен, 1907, Paysage à Cassis, холст, масло, 54 × 64 см, Musée d'art modern de Troyes
Пейзаж в Провансе (Paysage de Provence), c. 1908 г., холст, масло, 32,2 × 40,6 см, Бруклинский музей, Бруклин
Вид на Кань, 1910 г., холст, масло Музей Фолькванг, Эссен, Германия
La Стол (Стол), 1911 г., холст, масло, 96,5 × 131,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Тайная вечеря, 1911 г., холст, масло, 227,3 × 288,3 см, Институт искусств Чикаго
Окно в парк (La Fenêtre sur le parc), 1912, холст, масло, 130,8 × 89,5 см, Музей современного искусства
Nature morte (Натюрморт), 1912, холст, масло, 100,5 × 118 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия. Репродуцировано в Du "Cubisme", 1912
Le Samedi, 1913–14, холст, масло, 181 × 228 см, Пушкинский музей, Москва
Портрет девушки в черном цвете, 1913, Эрмитаж
Портрет мужчины с газетой, 1911–1914, Эрмитаж
Ню дебют, 1907 год (Automne), известняк, 95 x 33 x 17 см, Национальный музей современного искусства
Андре Дерен, фотография опубликована в Gelett Burgess, «Дикие люди Парижа», Architectural Record, май 1910 г. Скульптура: Nu debout (Стоящая женщина), 1907 г.
Среди публичных коллекций, в которых хранятся работы Андре Дерена:
![]() | На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Андре Дерен. |
![]() | Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Андре Дерен |