Замфир Арборе

редактировать
Румынский политический активист
Замфир Арборе
Нина Арборе - Portretul tatălui meu, 1914-1916.JPG Портрет Арборе, написанный его дочерью Ниной, ок. 1914
Родился(1848-11-14) 14 ноября 1848 года. Черновиц, Герцогство Буковина, Австрийская империя
Умер2 апреля 1933 (1933-04-02) (84 года). Бухарест, Румыния
Другие именаЗамфир Арбуре, Земфири Ралли, З.К. Ралли, Айваза
Академическое образование
ВлиянияМихаил Бакунин, Карл Маркс, Элизе Реклю
Академическая работа
ЭраXIX и XX века
Школа или традицияАнархист, Народник, Социалистический
Основные интересыэтография, социология, социальная география, экономическая география, политическая география, филология, народная история, славистика
Известные произведенияBasarabia în secolul XIX (1898). Dicționar geografic al Basarabiei (1904)

Замфир Константин Арборе (румынское произношение: ; рожд. Замфир Ралли, русский : Земфирий Константинович Арборе- Ралли, Земфирийи Константинович Арборье-Ралли; также известный как Замфир Арбуре, Замфир Ралли, Земфири Ралли и Айваза ; 14 ноября 1848 г. - 2 апреля или 3 апреля 1933 г.) был буковинским рожденным румынским политическим активистом, используемым действовавшим в Российской империи, также известным Работаю историком-любителем, географом и этнографом. Арборе дебютировал в левой политике с раннего детства, глубоко познал русскую революционную среду и участвовал как в нигилистическом, так и в народническом заговоре. Самостоятельно сосланный в Швейцарии, он стал членом Международной ассоциации рабочих. Арборе был в основном активен как международный анархист и ученик Михаила Бакунина, но в конце концов расстался с последним, чтобы создать свою независимую группу, Революционное сообщество. Впоследствии он был близок с анархистом-географом Элис Реклю, которая стала его новым наставником.

Арборе обосновался в Румынии после 1877 года и, полностью отказавшись от анархизма, посвятил себя более умеренному делу социализма. Его кампания против русского деспотизма также привела его к отстаиванию дела свободы Бессарабии региона, с которым он был лично связан историей своей семьи. Эти привлекательные к внешней поддержке Арборе русской революции 1905, когда он и Петру Казаку основали швейцарскую газету Басарабия. К тому времени Арборе получил академический статус своими подробными работами по географии Бессарабии и, как культурный журналист, наладил отношения с социалистическими и национал-либеральными активистами. Он также был известным поэта Михая Эминеску в 1880-х годах и сотрудничал с писателем Богданом Петрисейку Хасдеу в течение 1890-х годов.

Во время Первой мировой войны Замфир Арборе вызвал споры, когда поддержал союз Румынии с Центральными державами, оправданный, по его мнению, необходимостью освобождения Бессарабии. Несмотря на это, и хотя он публично приветствовал Октябрьскую революцию, Арборе был реинтегрирован в политическую сцену Великой Румынии, отбыв два срока в Сенате. Перед своей смертью в 1933 году он был вовлечен в аграрную и кооперативистскую политику, а также был членом Крестьянской партии и Народной партии.. У Арборе остались две дочери, обе известные сами по себе: Екатерина была коммунистическим политиком и врачом; Нина a современный художник.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Происхождение и ранние годы жизни
    • 1.2 В Швейцарии
    • 1.3 Переезд в Румынию
    • 1.4 Политика 1880 -х годов
    • 1,5 Амикул Копилор и научная работа
    • 1,6 Революция 1905 года
    • 1,7 Общество Милковула и связи с ПСДР
    • 1,8 Споры в Первой мировой войне
    • 1, 9 Сенатор и политический подозреваемый
    • 1,10 Последние годы
  • 2 Политические и научные теории теории
    • 2.1 Политическая программа Arbore
    • 2.2 Германофилия и русофобия
  • 3 Наследие
    • 3.1 Влияние на научные круги
    • 3.2 Arbores и коммунистическая цензура
    • 3.3 В Молдове и за рубежом
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Происхождение и ранняя жизнь

Замфир Ралли был отпрыском боярской аристократии из княжества Молдавия : его дед по отцовской линии Замфираче Ралли был облагороженным греческим купцом, женатым на местной румынской элите; Мать Замфира была этнической украинкой. Будучи космополитом, будущий активист всегда отдавал приоритет своим румынским корням, изменив свое имя при рождении на Арборе (вар. Арбуре), полагая, что его румынские предки унаследовали имя и статус бояр от древней семьи Арборе. Сын Замфираче Константин, друг поэта Александра Пушкина, по общему мнению, был усыновлен Дмитрием Арборе. Он также унасал бессарабскую усадьбу в Дельную, которая в 1820-х годах служила домом для отдыха Пушкина.

Усадьба Ралли и современный музей в Дельная, Молдова

Последующая генеалогическая претензия прослеживает семейную историю до конца 15 века, с Гетманом Лукой Арборе. Это также сделало Замфира дальним родственником различных представителей румынского социалистического окружения, в том числе Василе Морюна и Изабелы Садовяну. Достоверность утверждения разделяет современных исследователей. В то время как историк журналистики Виктор Фрунзэ считает Арборе потомком «древней семьи местных бояр», академик Лучиан Бойя упоминается Замфир Арборе как связанный с историческим Арборе «довольно тонкой линией». Бойя также отмечает, что «пересмотренное прошлое» Арборе и произвольная интерпретация его происхождения, возможно, были оппортунистическими, оставляя Арбореным тяготеть между конфликтами национальными идентичностями и его радикальный дискурс более приемлемым для всех культурных контекстов. По словам политолога, Арборе фактически «украл» девичью фамилию своей бабушки, возродив вымершую в остальном боярскую ветвь.

Хотя в основном Арборе действовал в Бессарабии, на самом деле Арборе был уроженцем Черновица (Румынский : Черновцы), административный центр Буковины в составе Австрийской империи (ныне Черновцы, Украина ). Позже он переехал в Бессарабию (управляемая русскими Бессарабская губерния ), посещал школу в Кишиневе (Кишинев), а перешел в другую школу в Николаеве. Во время беспокойной юности Арборе-Ралли прошел интенсивное образование в Москве и Санкт-Петербурге, но был более вовлечен в революционную, нигилистическую и общественную жизнь. Русский анархист подполье с целью ниспровергнуть царское самодержавие. Его политические симпатии также связывали его с движением Народников, к которым он присоединился одновременно с другими молодыми бессарабскими интеллектуалами (Виктор Крэсеску, Константин Стере,), которые видел связь между их националистической борьбой и аграрным делом русских народников (считается, что он был лично знаком с аграрным теоретиком и отцом-народником Александром Герценом ).

В Швейцарии

Подрывная деятельность царских властей к Замфиру, особенно после его причастности к нигилистическому заговору Сергея Нечаева в 1869 году. Не успев закончить учебу, Арборе был выделен привлеченным под арестом, по его собственным данным, предоставленным под сомнение, даже отбывал срок политическим заключенным в Петропавловской крепости и в Сибири В конце концов, он добрался до Швейцарии, где связался с другими анархистскими деятелями, такими как Михай. l Бакунин и Элиза Реклю. Арборе переписывался с последним в течение значительного периода, разделяя его интерес к социальной географии. Его сложные отношения с радикальными изгнанниками также приводят к контактам с анархо-коммунистическим теоретиком Петром Кропоткиным и болгарским сторонником анархизма Христо Ботевым. Он также был вместе с философом Василе Конта, одним из немногих интеллектуалов с румынским прошлым, который присоединился непосредственно к Международной ассоциации рабочих (Первый Интернационал), которая объединила различные Марксистские и анархистские сообщества Европы. В тандеме Арборе активно участвовал в Революционном Братстве Бакунина и, по словам историка-анархиста Джорджа Вудкока, был одним из «самых влиятельных» среди российских пропагандистов бакунизма ; политический историк Джеймс Х. Биллингтон также называет "Земфири Ралли" главным редактором Бакунина.

Убеждения Арборе привести его к присоединению к федерации Джура, анархисту ячейки в Первом Интернационале, и стать посвященным в масонство (1872 г.). Он стал решительно возражать против маргинализации Бакунина во время Первого Интернационала Гаагского конгресса и подписал свое имя (З. Ралли) в письме протеста вместе с Николаем Огаревым. Также в 1872 году Арборе помог составить немецкоязычную брошюру, в которой задокументировано осуждение Бакуниным Нечаева: Ist Netshaejeff ein politischer Verbrecher oder nicht? («Нечаев политический преступник или нет?»). Вместе с Бакуниным и Эррико Малатеста он лично участвовал в анархистской агитации, охватившей Реставрацию Испании в течение 1870-х годов: он лично помогал переводить письмо Бакунина иберийским анархистам, но их надежды спровоцировать новую революцию не увенчались успехом; после этого момента Арборе и Бакунин постепенно отдалялись друг от друга. По словам Вудкока, причина этого «личного», а не идеологического конфликта была «бестактная» поддержка Бакуниным фактором Арборе, который привел Арборе и его партнеров, «молодые бакунистов», к созданию организации «Революционное сообщество». Причины и цели этой группы, в которые входили и другие члены Николай Иванович Жуковский, были изложены в письме Юра анархисту Джеймсу Гийому.

Переезд из Цюриха в Женева, и известный в основном как Ралли, Арборе руководил социалистическим издательством, которое он помог популяризировать политические манифесты анархизма, а также свою собственную историю Парижской Коммуны. Он был среди тех, кто учредил в 1875 г. женевскую русскоязычную газету «Работник» («Рабочий»), которая объединила фракцию «молодых бакунистов» с партией Eser из Веры Фигнер и Реклю св. Imier International. Один из его коллег по работе, будущий астроном Николай Александрович Морозов, вспоминал, что Арборе активно занимался редактированием новостей, поступающих из России, манипулирующим ими для драматического эффекта и политического соответствия. В 1875 году он также написал и издал анархический трактат «Сытые и голодные», а также обращение к украинским крестьянам в Российской Империи.

Швейцарский период начало его новой семейной жизни. К тому времени Арборе был женат на русской Екатерине Хардиной. приданое, которое она принесла, помогло поддержать его новое издательское предприятие. Его старшим ребенком была дочь Екатерина Арборе-Ралли, будущая коммунистка, феминистка и воинствующий врач, родившаяся 11 ноября 1873 года в Бекс. Его сын Думитру (Митикэ) родился 11 января 1877 года в Женеве.

Переезд в Румынию

Замфир Арборе впервые ступил в Румынию в 1873 году, когда он путешествовал из Женевы в Яссы, встреча с молодым сочувствующим социалистом. Позже он контактировал с марксистским кружком Яссы и Софией Нэдейде, посылая им книги Карла Маркса и его анархистских комментаторов (Иоганн Мост, Карло Кафьеро ). Арборе также установил контакты с социалистической ячейкой Бухареста. Он переписывался с некоторыми русскими социалистами, разбившими там лагерь, в первую очередь с Константином Доброгяну-Гереа и. Вместе они созданы Общество студенческой культуры и солидарности, полуподпольный клуб, расположенный в отеле Concordia.

Снова в Швейцарии он принял участие в жестоком бунте Красного флага Берн, организованном в 1877 году анархистским диссидентством Интернационала - якобы его жизнь спасли товарищи -анархисты. В 1878 году Арборе был также редактором международной трибуны Революционного Сообщества, Общины («Сообщество»), которая была издана как преемница Работника.

По общему мнению, угрожала экстрадицией Вернувшись в Российскую Империю, Замфир Арборе переехал в Румынию после начала русско-турецкой войны, в ходе которой страна, союзник России, получила независимость от Османской империи. Позже он вспоминал, что вдохновителем этого шага был молодой румынский левый, с которым он впервые встретился во время визита Реклю в Веве. Первоначальной целью Арборе было распространение пропаганды пропаганды солдат Российской императорской армии, но вскоре он обосновался среди Бухаресте. Именно там Арборе родил вторую дочь, Лолику, которая умерла, не достигнув зрелости.

Арборе позже основал вместе с другими ссыльными Доброгяну-Гереа, Зубку-Кодряну, Павлом Аксельродом и Николай Судзиловский (Рассел), подпольное политическое движение, агитирующее за бессарабских румын ; с помощью этой группы он, как утверждается, получил доступ в правящую Национал-либеральную партию, даже заручившись осторожной поддержкой двух ее ведущих фигур, Иона Брэтиану и C. А. Розетти (отец Мирчи Розетти). Позже Арборе будет говорить о Брэтиану как о скрытном стороннике его проектов по подрыву российского правительства. Кроме того, К. А. Розетти, как утверждается, лично помогал Армени и Зубку-Кодряну, которые жили в одной квартире в Бухаресте, избежать как постоянных проверок со стороны румынской полиции, так и угрозы экстрадиции. В мае 1877 года полиция разгромила гостиничный клуб Конкордия, арестовав различных его членов. Связи Арборе не увенчались успехом, когда дело дошло до спасения Доброджяну-Гери, похищенного и депортированного русской армией осенью 1877 года, хотя в итоге он помог выследить Герию в России. Три года спустя, когда Доброджяну-Гереа бежал обратно в Румынию, Арборе помог ему открыть ресторан на станции Плоешти, из которого Гереа поддерживал его семью.

Другой национал-либерал, бессарабец. историк Богдан Петрисейку Хасдеу также поддерживал дружбу с Арборе. Согласно собственному воспоминаниям Арборе, хотя он и Хасдеу были разделены «политико-социальными взглядами», их объединила недавняя смерть Юлии Хасдеу и Лолики Арборе. Общая потеря, как вспоминал Арборе, побудила их обоих искать интеллектуальные утешения в спиритизме или спиритизме : Арборе, который переписывался со спиритистами Камиллой Фламмарион и Уильям Крукс вспоминал, что он присоединился к скрытному спиритическому кругу, сформированному в Хасдеу, и подвергся насмешкам в румынской прессе по этому поводу. Хасдеу был одним из гостей в собственном доме Арборе.

Политика 1880-х годов

Аллегорическая иллюстрация румынских социалистических целей. Люмеа Ноуэ, 1895

После Процесса четырнадцати Революционное Сообщество и все другие бакунистские группы проигрывали битву перед возобновившимися царскими репрессиями. Арборе, который теперь критиковал бакунийский анархизм, быстро пришел к выводу, эта социалистическая партия необходима как более эффективная альтернатива румынской двухпартийной системе : в 1879 году он помог организовать первую в истории конференцию Румынские социалистические клубы, а в последующие месяцы входил в состав редакции журнала Socialist Review (в результате его участия в журнале также были представлены Реклю и его брата Эли, а также от поэта Луи-Ксавье де Рикар ). В следующем году он и Нэдейдес ненадолго связались с высокопоставленным политическим радикалом и некоторое время распространяли газету Дунки Înainte! («Вперед!»).

В 1880 году, после неудавшегося покушения на Иона Брэтиану, социалистические круги столкнулись с подозрениями правительства и стали менее организованными, и такая ситуация продолжалась до. В то время Арборе был редактором демократической газеты Розетти Românul, а позже перешел на аналогичную должность в левой газете Telegraful Român. Также на этом этапе он подружился с буковинцем Михаем Эминеску, позже признанным национальным поэтом Румынии, но в то время второстепенной фигурой в бухарестской прессе. Эминеску, работающий на трибуну Консервативной партии Timpul, признался Арборе в своем пессимистическом видении румынского. Считается, что на данном этапе Арборе помог другим социалистам иностранного происхождения в Румынии: в частности, помог Петру (Петру) Александрову, зятю писателя Владимира Короленко, в получении лицензии на медицинскую практику в Тулча и на защиту во время Полиции расследований. В 1881 году он сам был натурализован гражданин недавно провозглашенного Королевства Румынии.

. К лету 1883 года, когда Арборе тоже потерял поддержку национал-либералов и был на короткое время изгнан из Румынии, Эминеску заболел. с психическим заболеванием (в конце концов он умер в относительной изоляции в 1889 году). Примерно в 1890 году Арборе был корреспондентом бухарестской газеты La Liberté Roumaine с разоблачениями о похищении русскими шпионами младшего офицера ВМС Болгарии Владимира Кисимова. Его третья дочь Нина, позже известная как художник, родилась в январе 1888 года. Старшая, Екатерина, уже делала свои первые шаги в социалистической политике в качестве делегата на проходившем Международном конгрессе студентов. в Джурджу.

Тем временем Замфир Арборе постепенно интегрировался в румынскую государственную службу: служащий в Государственном архиве, он стал статистиком на службе Мэрия Бухареста (с 1896 по 1920). Как социалистический активист, он собирался поддержать фракцию Доброджану-Гереа и Константина Милле, которые опубликовали обзор Lumea Nouă и в конечном итоге создали недолговечную Румынскую социальную Демократическая рабочая партия (PSDMR).

Амикул Копилор и научная работа

Титульный лист Basarabia în secolul XIX (1898) Титульный лист, Enciclopedia română, последний том (1904)

С 1891 по 1898 год он и Виктор Крэсеску (подписанный псевдонимом Штефан Басарабеску) были основателями и руководителями журнала Amicul Copiilor («Друг детей»), распространявшего классические произведения детская литература и иногда считается первым журналом комиксов в истории Румынии. Хасдеу, один из главных авторов, иногда упоминается как человек, стоящий за Амикулом Копилором. Сам Арборе экспериментировал с жанром, публикуя детские версии Дон Кихота, Тартарена из Тараскона и Робинзона Крузо, а также популярных историй - один о Древнем Египте, другой о мятежнике 1821 года Тюдоре Владимиреску. Хасдеу кооптировал Arbore для проекта начала 1899 года, чтобы создать профессиональную ассоциацию писателей как часть своего Общества прессы (фактическое Румынское писательское общество было создано только 10 лет спустя, после смерти Хасдеу).

Как статистик, Арборе отвечал за Buletinul Statistic («Статистический бюллетень») Бухарестаи за библиотеку мэрии, которая под его руководством приобрела несколько тысяч новых книг. Вместе с Иоаном Нэдейде компания Arbore перевела на румынский язык Торговый кодекс. Параллельно он завершил свое главное и самое продолжительное исследование по этнографии Basarabia in secolul XIX («Бессарабия в XIX веке»), впервые опубликованное в 1898 году. Оно принесло его авторуную ежегодную Ион Гелиаде Рэдлеску Премию Румынская Академия. С 1903 г. он также преподавал русский язык в. Арборе продолжил свою научную работу с Dicionar geografic al Basarabiei 1904 г. («A Географический словарь Бессарабии»). В том же году он был добровольным автором статей на бессарабскую тематику в первом в истории румынский энциклопедический словарь: Enciclopedia română, опубликованный в Австро-Венгрии и культурным обществом ASTRA.

В 1906 году во время Национального выставки, проводимой в честь Румынского королевства (и за год до крупномасштабного крестьянского восстания ), Арборе присоединился к научному комитету, который руководил академическим исследованием состояния румынских крестьян., главным автором которого был воинствующий социолог.

Революция 1905 года

Румынские пограничники обследовали восточный Прут берег, где загорелись бессарабские деревни (The Illustrated London News, Январь 1906 г.) ​​

До и во время русской революции 1905 г. Арборе также участвовал в контрабанде подрывных литературных произведений через румыно-русскую границу, надеясь спровоцировать восстание среди бессарабских румынских крестьян и интеллектуалы. Теодор Инкуле, богослов и политический агитатор, был одним из его связных. Как позже писал Инкуле, книги, «присланные Арбуром», были однозначно «антироссийскими».

В 1904 году Михаил Николаевич Гирс предупреждал национал-либерала премьер-министр Дмитрий Стурдза, что «мистер Ралли-Арборе» намеревался отправить в систему набора пакетов брошюр, которые будут доставлены специальной сетью социалистических агентов. Этот обмен нотами перерос в крупный дипломатический инцидент, когда некоторые из контрабандных книг были конфискованы российскими официальными лицами, и в них было обнаружено огнестрельное оружие. Арборе был выбран для экстрадиции, но был спасен благодаря заступничеству Такэ Ионеску, министра внутренних дел, которому даже удалось отправить оружие обратно в Румынию. Это было начало необычайно близких отношений с консервативной средойнии и королем Кэрол I (которому он посвятил том своих мемуаров ). Как сообщается, в услуги бессарабскому активисту Кэрол должна разрешить безопасный проезд в Румынию разыскиваемому русскому Эсеру убийце Борису Савинкову. Согласно собственному счету Арборе, Кэрол, «основательница современной Румынии», в частном порядке возмущалась национальной политикой России в Бессарабии.

Замфир Арборе также приветствовал в своем доме потемкинский мятеж аккумуляторов, в том числе социалистов. матрос Афанасий Матушенко, ставший его близким другом. Он зарегистрировал еще один личный триумф в 1905 году, когда его стареющий друг Реклю тоже поехал в Румынию. Однако к тому времени его основные интересы были за пределами социалистической или анархической политики. Вместе с Петру Казаку Арборе основал и редактировал газету под названием Basarabia, издававшуюся в Швейцарии, но подпольно распространявшую Российскую империю во время революции. «Басарабия» вышла из печати после шести выпусков подряд на протяжении всего своего существования рекламировала себя как кишиневская газета (хотя ее редакция располагалась в Женеве).

Непосредственный предшественник газеты легальная Бессарабия 1906 года, она была отмечена радикальной поддержкой бессарабской автономии, требованием всеобщего избирательного и принятием современного румынского алфавита вместо традиционного Молдавские буквы кириллицы. В своем последнем выпуске газета Arbore and Cazan опубликовала программу зарождающейся Национальной молдавской партии. После того, как революция смягчила репрессии, Арборе мог также сотрудничать с петербургским социалистическим журналом Белое, опубликованный его биографический очерк Сергея Нечаева. Текст, подписанный Земфиром Ралли Арборе, в частности, включает детали в изолированном политическом мировоззрении Нечаева, которое, как утверждал Арборе, было связано с теоретиками и агитаторами якобинцев 18 века (Максимилиан де Робеспьер, Philippe Buonarroti ), а не более поздним социалистическим школам.

Общество Милковула и связи с PSDR

К 1908 году Арборе основал еще одну площадку для пробессарабской политической активности, Общество Милковула. (назван в честь реки Милцов, символ румынского единства). Вскоре после этого в ассоциации проникновения российского шпион: разоблаченный в результате публичного скандала Мадан был исключен из Милковула собственным голосованием Арборе. Противоречие привлекло внимание румынской секретной службы Siguranța Statului, агенты, которые заподозрили, вероятно, без уважительной причины, что Арборе поддерживал контакты с Маданом в течение следующего периода. В июне 1909 года ежедневная газета Константина Милле Адевэрул напечатала черновик мемуаров Арборе, посвященных политическим взглядам Эминеску.

В те же годы Арборе приняло новое поколение румынских социалистов. лидеры и лидеры, пытавшиеся воссоздать социалистическую партию из несуществующей СДПМР: Кристиан Раковский, Георге Кристеску, И. К. Фриму и Н. Д. Коча. Арборе не вступал в Румынскую социал-демократическую партию (ПСДР), созданную Раковским в 1910 году, но был специальным гостем на ее встрече. Таким образом, он присутствовал на митинге ПСДР в 1912 году на Зале Дачии, где, в соответствии с политическими принципами Раковского, он говорил о необходимости сдерживать русский империализм ; по случаю столетия оккупации Бессарабии он также обратился к румынским студенческим организациям, проинформировав их о положении в российских владениях. Арборе также утвержден, что некоторые агрессивные анархисты на самом деле были российскими агентами: по его словам, подозреваемый в терроризме Илие Кэтэрэу был тайным филиалом лоялистов черносотенцев.

В сентябре 1914 года Арборе был отмечен праздничным собранием ПСДР, посвященным 50-летию Первого Интернационала. Параллельно с этим он оказывал внешнюю поддержку усилиям по объединению в профсоюзы, в частности, был почетным гостем на торжествах Союза журналистов Румынии в мае 1912 года, где в основном говорил о Бессарабии. Его первородная дочь, которая к тому времени внесла свой первый вклад в социальную медицину, стала напрямую участвовать в PSDR и клубе România Muncitoare, а также в 1912 году была избрана. в Исполнительный комитет ДОСР. Думитру, который был инженером-химиком в процветающей нефтяной промышленности, и Нина, начинающая художница, также были связаны с PSDR на низовом уровне.

В то время бессарабский ученый также проявил интерес к развитию сближения между Румынией и Королевством Болгарии, новым соседом Румынии на юге. Это нашло отражение в его работах по славистике и филологии. Его румынско- болгарский словарь, Българо-румънски речник, был напечатан в 1909 году. В 1912 году Арборе перевел и опубликовал для газеты Минерва манифест 1886 года «К румынскому народу», подписанный болгарским революционером Захари. Стоянов, в котором Стоянов говорил о «моральном долге» своей страны по отношению к Румынии и сожалел о медленном сползании к этническому соперничеству.

Споры во время Первой мировой войны

Деятельность Арборе как публициста, активиста и газетчик вспыхнули на ранних этапах Первой мировой войны, когда Румыния колебалась между присоединением держав Антанты или выполнением своих обязательств перед Центральными державами и в частности Германская империя. Как и другие бессарабские изгнанники, Арборе возражал против первого варианта, поскольку он поставил Румынию в один лагерь с Российской империей, открыв путь для российского господства в Румынии, оставив Бессарабию угнетенной и русифицированной ; он также назвал чрезмерную озабоченность энтентистов румынами Трансильвании и Буковины, утверждая, что Австро-Венгрия неизбежно превратится в демократическую федерацию в конце войны. Эти идеи нашли отражение в его статьях военного времени для газеты Сеара и в его отдельных политических очерках: Autonomia sau anexarea 1914 года. Трансильвания и Буковина («Автономия или аннексия. Трансильвания и Буковина»), Liberarea Basarabiei 1915 года («Освобождение Бессарабии») и Украина și România 1916 года («Украина и Румыния»).

Из них Liberarea Basarabiei была напечатана при поддержке одноименного общественного - Лиги освобождения Бессарабии. Позиция Арборе была сопостава с циммервальдским нейтрализмом ПСДР: к 1915 году Екатерина Арборе также была известна своими политическими заявлениями против союза с Россией. На международном уровне отец сотрудничал с Annales des Nationalités, антиимпериалистическим периодическим изданием и Юозасом Габрисом. Возникло подозрение, что Арборе также оплачивает немецкая разведка, получая по таким каналам не менее 28 000 леев.

Летом 1916 года Румыния разочаровала Арборе, объединившись с Антантой. После непродолжительного наступления на Трансильванию румынские сухопутные войска были разбиты, а центральные державы вторглись в южную Румынию. Арборе остался в оккупированном немцами Бухаресте, в то время как законное правительство отошло в Яссы и сохранилось в целом дружеское, но сдержанное отношение к оккупантам. Он был менее активен как журналист и воин, но участвовал в германофилской газете Lumina, издаваемой бессарабским активистом Константином Стере, и однажды читал лекции по бессарабскому вопросу в апреле 1918 года. Арборе также держался в тени во время перемирия 1918 года, когда с согласия Германии Румыния объединилась с Бессарабией. По общему мнению, Стере, который вел переговоры о союзе с Бессарабским собранием, не доверял Арборе и оттеснял его на второй план во время событий.

В своем собственном отчете о военных годах Арборе утверждал, что был арестован несколько раз. Однако это утверждение, отмечает Бойя, остается непроверенным и сомнительным. Арборе возвращался к социалистическому дискурсу, вероятно, возрожденному и измененному новостями об Октябрьской революции в России. В течение этого периода он лично интересовался судьбой российских заключенных, содержащихся на оккупированной территории, и в письме к германофилу академику Иоану Биану говорил о необходимости популяризации революционных идей среди этой конкретной группы..

сенатор и политический подозреваемый

Арборе в 1920-х годах, как нарисовал

После неожиданного поражения Германии в ноябре 1918 года принесло моральную победу румынским энтентистам и возвращение Энтентистские силы в правительстве, Арборе выдержали критику как предполагаемый сообщник врага. В этом контексте он сплотился с новой радикальной силой, Крестьянской партией, и баллотировался на политический пост в тогдашней Великой Румынии. На выборах ноября 1919 г. он представился кандидатом в Сенат от Кишинева, Бессарабия, и был избран. Его новое политическое кредо было изложено в его речи в Сенате от 27 декабря 1918 г., в которой основное внимание уделялось предложениям об изменении конституционного режима 1866 г. и изменении довоенных традиций централизованного управления, а также его главная защита от подозрений в коллаборационизме. Его дочь Екатерина была признана подозреваемой в воинственности своей Социалистической партией Румынии. Она еще больше разозлила общественность, когда, как основатель Коммунистической партии Румынии, она поддержала самоопределение Бессарабии и ее отделение от Румынии в соответствии с политикой Коминтерна. После нескольких арестов она попала в советское государство. Думитру Арборе также вступил в Коммунистическую партию, находился под наблюдением властей за проведение конспиративных собраний в его доме в уезде Прахова, но остался в Румынии, где он погиб в результате несчастного случая в октябре 1921 года. 61>Арборе потерял место в Сенате, когда Парламент был распущен Королем ​​Фердинандом I ; Вскоре после этого он покинул Крестьянскую партию, оказался в оппозиции и был переизбран в Сенат в качестве кандидата от Народной партии на выборах летом 1920 г.. В конце 1920 года он был соучредителем и секретарем Социалистической крестьянской партии вместе с драматургом, публицистом, аббатом и т. Д.

Отказавшись от национальной политики, Арборе снова сосредоточился на журналистской деятельности. деятельности и был в авангарде румынского масонства. Его членство в местном филиале Grand Orient de France было подтверждено в декабре 1922 года, и он был признан Масоном 33 ранга, Досточтимым Мастером Прав Человека Ложей (расположенной в Бухарест). 23 апреля 1923 года Арборе был избран Великим Магистром главной ветви Румынского Шотландского Обряда, Великой Ложи (Великий Магистр на всю жизнь после 1930 г.), и был Великим Оратором Румынии в Верховном шотландском обрядовом совете с 1929 года. Эти продвижения были тщательно изучены антимасонскими крайне правыми : на публичной конференции Николае Паулеску из Национально-христианская Лига Защиты назвала Арборе Великим Магистром «Кике-румынской масонской группы».

Его собственные крайне левые склонности к тому времени контрастировали с его должностями на государственной службе, что он утверждал, даже когда его дочь Екатерина становилась персоной нон грата. В 1923 году Арборе опубликовал новую часть своих мемуаров под названием «În temnițele rusești» («В русских темницах»). В марте 1924 года он сменил Василе Гензула на посту редакционного директора «Фурника» («Муравей»). Журнал кооперативист и аграрный выходил раз в два месяца в Бессарабии и напечатал приложение на русском языке. Он по-прежнему сотрудничал с центральной левой прессой: в декабре 1926 года Адевэрул опубликовал статью о сербском политике Николе Пашиче, несуществующем лидере Народно-радикальная партия. В это время Екатерина пыталась вернуться в Румынию. По мнению журналиста Виктора Фрунзэ, она пыталась скрыть растущее разочарование в коммунизме под предлогом необходимости заботы о больном отце. Румынские власти не разрешили ей въехать в страну, и она была вынуждена вернуться. Замфир и его жена ранее удочерили маленького ребенка Думитру, Замфира Думитру Арборе.

Последние годы

В 1930 году недавно овдовевший Замфир Арборе был уволен с должности учителя в школе, где он также был лекций по географии и топографии. В последние годы своей жизни Арборе время от времени писал пан Халиппа в обзоре Viața Basarabiei. Вместе с тем, его революционное прошлое, в частности его ранние отношения с Христо Ботевым, также были предметом интервью с журналистом Василе Христу. Его собственные результаты как исследователя включают в себя недатированную монографию о его друге и союзнике Зубчу-Кодряну, который умер в 1878 году («Страница в истории румынского социализма»). а также сборник воспоминаний: Temniță și exil («Тюрьма и ссылка») и În exil. Аминтирил мел («В изгнании. Мои воспоминания»).

Замфир Арборе умер в Бухаресте 2 или 3 апреля 1933 года. Он был похоронен на кладбище Сфынта Винери вместе с Екатериной, Думитру и Лоликой Арборе. Парадоксально, но его похороны включали военные почести, связанные с его положением в Военном училище, и революционные речи, отданные товарищам-социалистам. Социалистический трибун опубликовал некролог, в котором Арборе назван «одной из самых выдающихся репрезентативных фигур [в социализме] и одним из наиболее достойных примеров для подражания всем любящим людей поколениям».

Политические и научные теории теории

Политическая программа Арборе

Несмотря на официальное продвижение, Замфир Арборе имел серьезные проблемы с интеграцией своих взглядов в политический ландшафт Румынии 20-го века. Критик и политический историк пишет, что Арборе, «агент, ускоряющий революцию», был «аристократом, одухотворенным драматической ненавистью к себе». Его народнические идеалы со временем угасли: по словам историка литературы, Арборе «окончательно потерпел поражение» в своей народнической деятельности, осознал, что это «недостижимая мечта», но тем не менее не смог «проверить и исправить» свою видение. Арборе, который никогда не регистрировал своего члена в какой-либо румынской социалистической партии или фракции, как сообщается, был озадачен среди антисемитизмом, распространенным в его приемной стране, в том числе румынских социалистов, и

его переходом от анархизма. на более умеренную платформу применил и его подход к бессарабской проблеме. В 1905 году его газета «Басарабия» связывает требования социальной реформы с политическими и культурными целями, поддерживая запланированную земельную реформу и требуя официального использования румынского («молдавского ») в административной сфере. аппарата и Бессарабской Православной Церкви. Его требование самоуправления вокруг расширенного Сфата («Собрание») Заявлено на обещания, данные при создании Бессарабской губернии. Вся программа, отмечает ученый Марсель Митрацкэ, была одним из первых проявлений «бессарабского [румынского] национализма », прототипа веры дня, позже поддержанной Национальной молдавской партией. Политическая доктрина, поддерживаемая Политическая аналитика, одновременно ранним примером Политической либерализма и региональной принадлежностью к Конституционно-демократической партии, в некоторой степени пронизанной доктрины социал-демократии. Более подробно Арборе рассматривал возможность независимой Бессарабии, свободной от того, что он считал излишествами румынского национализма.

К своей жизни он публично заявлял о своем разочаровании политической средойнии и объяснение своего возвращения к концу к социализму. В статье Виа Басарабей он утверждал: «Куда бы я ни посмотрел вокруг, я вижу только разложение. Старые и молодые, культурные и неграмотные - все ведут себя одинаково, даже не задаваясь вопросом, что означает их жизнь - в общем прогрессе человечества. Живя в румынском обществе, я, например, не смог слиться с ним. [...] У меня не было и у меня до сих пор нет друзей в Румынии ». Его позиция, в том числе утверждение о том, что Бессарабия была колонизирована хищными румынами из других провинций, возмутила националистического журналиста Александру «Ион Горун» Ходоу, который написал, что Арборе больше не был искренне заинтересован в национальном единстве, а скорее демонстрировал «строительство под любой румынской униформой убийцу населения Бессарабии».

Основные исследования Арборе по истории Бессарабии и местной географии объединяли научные и политические цели. Якобы вдохновленный схожими интересами Элис Реклю, Dicționar geografic al Basarabiei был первым в истории существ бессарабским географическим справочником. В своих работах о Бессарабии Арборе стремился представить подробное изложение экономической и социальной географии. Он, в частности, провел инвентаризацию деревень, изначально заселенных свободными крестьянами (рэзэци), что составляет 151 такой населенный пункт в центральной Бессарабии и 4 в Буджаке.

. В целом, политизированный аспект его вклада также имеет негативный оттенок. По словам литературного критика (который основывается на выводах исторической литературы Леонте Иванова), Арборе также несет ответственность за распространение стереотипного образа Российской Империи и ее жителей. До 1914 года Арборе выдвигал обвинения в заявлении о русификации и экспансии Русской Православной Церкви в Бессарабию: изображая Русский Синод как еретическое, неправославное учреждение, он утверждал, что церковные чиновники сжигали румынские книги для обогрева.

Германофилия и русофобия

Позиция Арборе во время войны, в частности его предполагаемая поддержка Центральных властей, сравнивалась Лучиан Бойя по сравнению с бессарабским товарищем Константином Стере, за исключением того, что Арборе был больше политическим радикалом, противником царского самодержавия, чем националистом или Русофоб. Однако уже в 1912 году Арборе намечал всеобщее восстание против России, в том числе с участием поляков и финнов. В Autonomia sau anexarea он утверждал, что «проклятая Россия» тайно хотела втянуть Румынию в войну с австро-венгерскими провинциями, населенными румынами, и взамен расширить свою территорию на юг, в Дельта Дуная и Добруджа. Поэтому Арборе считал трансильванский союз безнадежным проектом; его утешением для румын, трансильванцев и буковинцев, была реализация федерации Австро-Венгрии. Позже он утверждал, что его взгляды на трансильванскую проблему очень похожи на скептическую лояльность Габсбургам трансильванских политиков, от Иоана Славичи до Аурела Поповичи.

он участвовал в Сеара с удивлением отметили, что поддерживающие Антанту франкофилы были больше одобрены в спасении Франции, чем в судьбе бессарабских румын. Liberarea Basarabiei утверждает, что Марсель Митрацкэ была одним из немногих избранных проявлений румыненных национальных настроений, выступавших за освобождение Бессарабии на пике волнения, наряду с аналогичными манифестами Стере, Думитру К. Морузи и т. Д. Политическая теория Арборе была позже расширена до германофилского манифеста: Арборе утверждал, что единственный вариант Румынии - сплотиться с «врагами России» на Восточном фронте, ограничивая Европейскую часть России к «этнографическим» границам древней Московии ; альтернативой, предупредил он, было то, что muscălime («Москалс ») в конечном итоге аннексировало Румынию и всю ее ирредента. И снова он описал румынские перспективы «освобождения Бессарабии» как неразрывно связанное со спонсируемой Германией эмансипацией Конгресса Польши, Великого княжества Финляндского и Украины. В статье для Seara в августе 1915 года Арборе приветствовал немецкий народ как более «просвещенного» бойца, который накопил «колоссальную жизненную энергию » и поэтому был готов стать победителем.

В «Украине șи Романия» Замфир Арборе высказался против мнений, высказанных румынским националистическим историком Николае Йорга, ведущая фигурой в политике, поддерживающей Антанту, отрицательный факт самобытной украинской идентичности. Фактически, утверждал Арборе, культурное разделение между украинцами и русскими было оправдано историей и подход для румынского дела: поскольку Российская империя не могла надеяться стать федерацией, и поэтому независимая Украина была неизбежна, «украинское» государство было бы мирным соседом Великой Румынии."

. Согласно Лучиану Бойя, публичная позиция Арборе в условиях фактической немецкой оккупации была на удивление смягчена. в одной статье для Lumina (ноябрь 1917 г.) российский вопрос рассматривался в совершенно ином свете, предсказывая возможность создания многонациональной федерации вокруг Временного правительства России. Его географическая и публичная информация 1918 года. - «Можно было ожидать большего», - отмечает Бойя. Арборе был более откровенен в межвоенный период : в его декабрьской речи 1918 г. он требовал гарантии прав меньшинств в Великой Румынии, приветствовал полицию Советской России в свободной качестве силы и предсказал победу большевиков в Гражданской войне в России. По этому случаю Арборе также потребовал освободить активистов Социалистической партии, освободить трансильванского коллаборациониста Славича.

Наследие

Влияние на научные круги

Как исторический деятель и историк, Замфир Арборе получил неоднозначные отзывы от других ученых. Его партнер Виа Басарабей пан Халиппа отметил, что исторические, но второстепенные заслуги Арборе в противодействии «русификации » были эквивалентны заслугам других бессарабских бояр и писателей разных эпох: Стере, Алеку Доничи, Александру Хайдэу, Богдан Петрисейку Хасдеу и Константин Стамати. Будучи идейным противником Арборе, Николае Йорга также называл своего бессарабского коллегу пионером румынской бессарабской активности. Социолог Анри Х. Шталь вместо этого сосредоточился на вкладе Арборе как ученого. Шталь обсуждает его и Стере вместе с теоретиком Константином Доброгяну-Гери и как одного из самых важных интеллектуалов в группе бывших народников, которые внесли свой вклад в левую школу социальных наук в Румынии. Он отмечает, что Арборе особняком в этой группе из-за своих анархистских идеалов, что необычно для его приемной Румынии. Напротив, историк Сирил Э. Блэк оценил, что, в отличие от постнароднической теории Стере попоранизма, влияние Арборе на румынскую политику было «незначительным». Более спорным аспектом наследия Арборе является стойким обвинением в плагиате : его работы якобы заимствованы из исследований других авторов, которым Арборе не далного признания.

Еще в 1879 году Добруджану-Гереа распространил некоторые воспоминания Арборе о революционной жизни, цитируемые в качестве отрывков в его собственных эссе. Одна из самых ранних историографических работ, в которых прослеживается социалистическая воинственность Арборе на протяжении всей жизни, была написана незадолго до смерти объекта, в 1933 году. Автором И. К. Атанасиу, она называлась Mișcarea socialistă («Социалистическое движение»). В том же году отчет о его деятельности в Женеве был опубликован как часть книги мемуаров Павла Аксельрода. монография о жизни и творчестве Арборе была опубликована в 1936 году социологом Александру Зиделем.

Арборс и коммунистическая цензура

От ее приемного сына Советский Союз, Старшая дочь Арборе Екатерина культивировала имидж своего отца: в 1931 году она помогла опубликовать отрывки из его воспоминаний о Михаиле Бакунине и Сергее Нечаеве, переведено на русский язык и подписано сокращенным именем ZK Ralli. Известная своей медицинской работой и политическим положением, Екатерина, тем менее, считалась врагом советского народа, арестована и убита во время Великой чистки в конце 1930-х годов. Как автор, Замфир Арборе несколько терпимо относился к Советскому Союзу и его Молдавской ССР, созданной в 1940 году в результате советской оккупации Бессарабии. В конце 1940-х его имя было включено в длинный список авторов, официально запрещенных аппаратом советской цензуры. Однако в последующие годы его официально цитировали и хвалили, что стало одним из немногих исключений из правил, которое ограничивает популяризацию румынской литературы (в отличие от Стере, чьи работы все еще были запрещены)

В Румынии у Арборе осталась дочь Нина (ум. 1942). Известная как румынская студентка Анри Матисса, она поддерживала интерес к умеренным левым движениям, присоединившись к группе, сформированной вокруг газеты. Ее племянник Замфир Думитру Арборе воевал против нацистской Германии во время Второй мировой войны, получив Стяуа Романей.

В послевоенной Коммунистической Румынии работал Замфир Думитру Арборе как государственный планировщик, и основал семью: его преемники все еще жили в семейном доме в Бухаресте в начале 1970-х годов. Патриарх Арборес вновь открылся как ученый, в частности, после либерализации 1960-х (когда Екатерина была реабилитирована посмертно ). Коммунистическая цензура, однако, вмешивалась в его различные переиздавал тексты, вырезанные все замечания, которые могли показаться русофобскими, скрывая свои политические сочинения от публики, позволяя при этом некоторое знакомство с его географическими трактатами. Среди антикоммунистов румынской диаспоры специалист по генеалогии завершил более подробный отчет о карьере Арборе, который охватил спорные аспекты и был опубликован в Стурдзы Famili boierești din Moldova și ara Românească ("Боярские роды Валахии и Молдавии »). Отметил, что эта запись включает« лучшие страницы, когда-либо написанные на Zamfir Arbore », в то время как видит в ней реальный эквивалент Федора Достоевского Бесы и Джозефа Конрада Под западными глазами. В 1960-е годы сосланный журналист также включил множество ссылок на антироссийские тексты Арборе в своих собственных антикоммунистических пропагандистских работах. румынской революции 1989 года имя Арборе всплыло в националистической теории заговора, которая утверждает, что психическое заболевание Михая Эминеску было инсценировано его более консервативные политические соперники. недобровольное обольное язательство Эминеску летом 1883 г. должно было совпасть с изгнанием его друга Арборе.

В Молдове и за рубежом

Работы Арборе были перепечатано в Молдове, независимой постсоветской республике, составляющей основную часть исторической Бессарабии. Молдавские историки литературы Ион Варта и Татьяна Варта руководили переизданием в 2001 году книги Basarabia în secolul XIX; в том же году Editura Fundației Culturale Române и Editura Museum совместно редактировали его Dicționar geografic al Basarabiei, с Юрием Колесником в качестве смотрителя. Его именем присвоены улицы в Кишиневе и Бухаресте. Его поместье Долна сохранилось как музей.

Вклад Арборе повлиял и вне его непосредственного культурного контекста. Его мемуары на раннем этапе были рассмотрены историком-анархистом Максом Неттлау, который назвал их неточными, не уточняя, в какой степени. Позже различные сочинения Арборе-Ралли были изучены, переведены и сохранены марксистами в изгнании Борисом Николаевским и Егором Е. Лазаревым и переданы Гуверовскому институту. В 1994 году американский историк рассмотрел Басарабию в secolul XIX как «старое, в некотором роде классическое» и «все еще полезное» румынское исследование бессарабского вопроса. Биография Арборе 2009 года в анархистской Библиотеке Кейт Шарпли сосредоточена на его революционной карьере, а не на других его обязательствах, утвержддая, что румынские обзоры его националистической политики, начиная с текста Николае Йорги, являются «мистификацией», и отмеченная, что его деятельность в Великой Румынии «еще расследовать». Согласно тому же источнику, английский перевод Temniță și exil находился в стадии разработки и публикации для публикации в издании Black Cat Press Канада.

Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Замфиром К. Арбур.
Последняя правка сделана 2021-06-23 06:34:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте