Цензура в Советском Союзе

редактировать

Цензура в Советском Союзе была повсеместной и строго соблюдалась.

Цензура осуществлялась по двум основным направлениям:

Содержание
  • 1 Уничтожение печатной продукции
  • 2 Советская цензура литературы
  • 3 Цензура изображений
  • 4 Советская цензура o f film
  • 5 Переводы
  • 6 Контроль над информацией
    • 6.1 Глушение иностранных радиостанций
  • 7 Обход цензуры
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Уничтожение печатной продукции

Советское правительство осуществило массовое уничтожение до революционных и зарубежных книг и журналов из библиотек. Только «специальные коллекции» (спецхран ), доступные по специальному разрешению, выданному КГБ, содержали старые и политически некорректные материалы. К концу советской власти перестройка привела к ослаблению ограничений на информацию и публикации.

Советские книги и журналы также исчезли из библиотек в соответствии с изменениями в советской истории. Часто советские граждане предпочитали уничтожать политически некорректные публикации и фотографии, потому что те, кто был связан с ними, часто подвергались преследованиям, таким как его преследование христиан.

После ареста Лаврентия Берии в 1953 году все подписчики во втором издании (1950–1958 гг.) Большой Советской Энциклопедии появилась страница взамен той, которая содержала статью Лаврентия Берии; на новой странице была расширена информация о Джордже Беркли.

советской цензуре литературы

Печатные произведения, такие как пресса, реклама, товарные этикетки и книги, подвергались цензуре Главлитом, агентство, созданное 6 июня 1922 года для защиты сверхсекретной информации от иностранных организаций. С 1932 по 1952 год пропаганда социалистического реализма была целью Главлита в издевательских работах, в то время как антизападничество и национализм были обычными тропами для этого. Цель. Чтобы ограничить крестьянские восстания из-за коллективизации, были исключены темы, связанные с нехваткой продуктов питания. В книге 1932 года «Омытая кровью» большевиком в отчаянии о разорении Москвы в результате Октябрьской революции содержится описание «замороженный тухлый картофель., собаки, съеденные людьми, вымирающие дети, голод », но был немедленно удален. Кроме того, исключения в романе 1941 г. Цемент были сделаны путем исключения энергичного восклицания Глеба в адрес английских моряков: «Хотя мы бедны и едим людей из-за голода, но у нас есть Ленин».

Согласно определению крестьянских восстаний до Второй мировой войны советская цензура, национализм определил период войны. Поражения Красной Армии в литературе были запрещены, как и изображения трепета советскими военными персонажами. Давление со стороны Правды побудило таких авторов, как Александр Александрович Фадеев отредактировать раздел в Молодой Гвардии, где ребенок читает в глазах умирающего русского моряка слова «Мы раздавлены». Поскольку Иосиф Сталин регулярно читал «Правду», которая сама подвергалась цензуре Главлита, для автора было разумно подчиняться совету «Правды».

С началом холодной войны было провозглашено проклятие против вестернизации, в некоторой степени отражающее американскую вторую красную панику. Например, в издании «Севастопольских испытаний» 1950 года цензоры сделали более трехсот сокращений, показав в книге ссылки на французов как «людей с очень живым воображением», а также на рыцарское обращение со стороны французов с русскими пленными, например еда в салоне для пассажиров и получение ста франков в месяц - были извлечены из текста. Исторически сложилось так, что Россия технологически уступала Западу, что демонстрирует Главлит редактирование участка Севастополя, который с завистью описывает технологические достижения Лондона в лестных деталях. Религиозная нетерпимость и атеизм были еще одной целью цензуры после Второй мировой войны и продолжением антизападничества. В детском романе «Поднятая целина» упоминания о Боге, создающем туман из слез, проливаемых бедными и голодными, были отменены.

«Хрущевская оттепель », начавшаяся в 1953 году со смертью Сталина, принесло освобождение ранее запрещенной литературе и большую свободу для авторов, пишущих в это время. Авторитет Главлита в отношении цензуры литературы уменьшился после того, как они стали частью Совета Министров СССР в 1953 году. Возникновение десталинизации - отказа правительства от политики Сталина - очевидно, когда цензоры заменили его имя в За власть Советов, со словами вроде «партия» или «Верховный главнокомандующий». Антизападничество также подавлялось, и в 1958 году «Севастополь» лишился урезаний, призванных скрыть технологический прогресс Запада и отсталость России. Когда Солженицын Один день из жизни Ивана Денисовича, роман о жестоком опыте заключенного в ГУЛАГе был выпущен в свет в 1962 году, Было ясно, что соцреализм уходит. Однако и в ту эпоху цензура не исчезла полностью. Роман Эммануила Казакевича 1962 года «Весна на Одере» был посмертно введен в 1963 году с описаниями американского фанатизма, эгоизма и расизма, которых изначально не было в романе. Эти примеры антизападничества указывают на то, что произведения все еще исключались для пропаганды, но цензура по-прежнему снижалась после десталинизации Хрущева.

Цензура изображений

Репрессированные лица обычно удалялись не только из текстов, но и с фотографий, плакатов и картин.

Советская цензура кино

Цензура кино была обычным делом с момента основания СССР. Начиная с Гражданской войны в России (1917–1922), цензура кино фактически продвинула социалистический реализм, способ художественного производства, который положительно изображает социализм и элементы социалистических наций. В качестве инструментов пропаганды против масс - особенно неграмотных - темы антизападничества и национализма изображали социалистический реализм в фильмах, отрицательно изображая элементы капиталистических стран, в то же время положительно изображая Советский Союз. Элементы антизападничества включали цензуру религии и технологического превосходства, в то время как признаки слабости советских вооруженных сил, такие как проигранные сражения или испуганные солдаты, использовались для достижения националистических целей. Пик цензуры фильмов пришелся на период правления Сталина (1941–1953).

Выступая в качестве главного цензора фильмов, Сталин требовал скрупулезных исправлений, как если бы он соответствовал его интерпретации, как если бы он был соавтором. Одно известное письмо Сталина Александру Довженко относилось к Великому гражданину, фильму о Процессе чисток. В письме Сталина были внесены некоторые навязчивые изменения в персонажей, реквизит и жизненно важные сцены, так что весь фильм нуждался в реструктуризации. Были зафиксированы более умеренные случаи, такие как фотография Ивана Пырьева, где Сталин только изменил название с Анка на Партийный билет. Однако фильмы, которые, по мнению Сталина, не соответствовали социалистическому реализму, были запрещены к выпуску для публики; «Партийный билет» не был таким фильмом. Сценарий этой картины был написан во время общенациональной кампании по обновлению отдельных партийных билетов, и потеря одного означала серьезное отсутствие советской дисциплины. Карту Анки, главной героини, украл любовник, тайный сын кулака.

Кулаки были фермерами, сопротивлявшимися сталинскому урожаю коллективизации, а любовник Анки использует партийную карту для нечестивые цели. В заключительной сцене фильма она сталкивается с ним под дулом пистолета и, после того как он позорно просит прощения, она арестовывает его властями. Очерняя кулаков, Сталин стремился уменьшить к ним симпатии общества. Социалистический реализм продвигается, поскольку в конце фильма ее преданность партии берет верх над ее романтическими чувствами; поэтому Сталин одобрил его производство. Однако не все фильмы заслужили его одобрение.

Одним из примеров является фильм 1940 года Закон жизни, который был отозван из кинотеатров через десять дней, так как в нем комсомольский лидер отрицательно изображался как лицемер и злоупотребляя своей властью. Сталин организовал военный трибунал, который подверг критике сценариста Александра Авдеенко, обвинив его в неточности представления советской действительности. Пока про режиссера ничего не было сказано, Авдеенко исключили из партии. Однако режиссеров щадили не всегда, как в случае с Маргаритой Барской. В ее фильме «Отец и сын» режиссер фабрики ставит во главу угла свою работу, а не образование своего сына Бориса. Изображение Бориса несчастным ребенком и отца - героя войны - ленивым родителем было сочтено рецензентом клеветническим. После того, как ее фильм был удален из кинотеатров, она была арестована и умерла в ГУЛАГе.

Пока Главлит подвергал цензуре литературу, Сталин занимался микроуправлением киноиндустрией. Он дал «рекомендации» о том, что следует включить, отредактировать или полностью удалить. Если проигнорировать, последствия были аналогичны тем, которые постигли Маргариту. Однако, хотя Сталин был одержим фильмами, он не имел образования в области кинопроизводства. Из-за этого невежества Сталин считал директора простым техником, выполняющим инструкции. Поэтому он продиктовал, что ракурсы должны сниматься не снизу или сверху актера, а всегда на уровне глаз. Невежество Сталина по поводу важности режиссерской работы принесло кинематографистам большую пользу, поскольку «за редким исключением, они выжили».

Сталин занимал центральное место в цензуре фильмов до его смерти в 1953 году, но строгость советской цензуры его не пережили. Хрущев сменил Сталина на посту премьер-министра СССР и сформулировал десталинизацию в своей секретной речи на 20-м съезде Коммунистической партии Советского Союза. На этом этапе цензура наконец начала ослабевать; это было известно как «хрущевская оттепель». Производство фильмов выросло до 20 картин в 1953 году, 45 в 1954 году и 66 в 1955 году. В фильмах теперь представлены темы, которые ранее считались табу, например, конфликтующие персонажи. В фильме 1959 года Баллада о солдате главный герой Алеша переживает конфликт между любовником и своими обязательствами перед армией. Закадровый текст в конце фильма гласит: «Он мог бы стать рабочим… выращивать пшеницу и украсить землю садами. Но все, что ему удалось за свою короткую жизнь, - это стать солдатом ». Хотя во время «хрущевской оттепели» ограничения на кино все еще существовали, их было значительно меньше, чем при Сталине.

Переводы

Переводы иностранных публикаций часто производились в усеченной форме, сопровождаемой обширными исправляющими сносками. Например, в русском переводе 1976 г. Бэзила Лидделла Харта «История Второй мировой войны довоенных чисток офицеров Красной Армии, секретного протокола к Молотову– Пакт Риббентропа, многие подробности Зимней войны, оккупации Прибалтики, советской оккупации Бессарабии и Северной Буковины, Союзническая помощь Советский Союз во время войны, усилия многих других западных союзников, ошибки и неудачи советского руководства, критика Советского Союза и другой контент были исключены.

Контроль над информацией

Все СМИ в Советском Союзе контролировались государством, включая теле- и радиовещание, газеты, журналы и книгоиздание. Это было достигнуто за счет государственной собственности на все производственные мощности, что сделало всех занятых в СМИ государственными служащими. Это распространилось на изобразительное искусство, включая театр, оперу и балет. Искусство и музыка контролировались владением распределительными и концертными площадками.

Цензура поддерживалась в тех случаях, когда выступления не встречали одобрения советского руководства, с газетными кампаниями против оскорбительных материалов и санкциями, применяемыми через подконтрольные партии профессиональные организации.

В случае книгоиздания рукопись должна была пройти цензуру и решение государственного издательства о публикации и распространении книги. Книги, пользующиеся одобрением властей, например сборник речей Леонида Брежнева, были напечатаны в огромных количествах, в то время как менее популярные литературные материалы могли публиковаться в ограниченном количестве и не распространяться широко.

Владение и использование копировальных машин жестко контролировалось с целью воспрепятствовать производству и распространению самиздата, незаконных самостоятельно изданных книг и журналов.. Хранение хотя бы одной рукописи самиздата, например, книги Андрея Синявского, было тяжким преступлением, которое могло повлечь за собой визит сотрудников КГБ. Другим средством распространения произведений, не пользующихся благосклонностью властей, было издание за рубежом.

В Советском Союзе библиотеки ограничивали доступ к прошлым выпускам журналов и газет старше трех лет.

Глушение зарубежных радиостанций

Башня глушения советских времен в Минске, Беларусь

В связи с появлением зарубежных радиостанций, вещающих на территории России, и недоступностью для цензуры, наряду с появлением большого количества коротковолновых приемников, в СССР применялось массовое глушение этих станций с использованием мощного радиоэлектронного оборудования. Так продолжалось почти 60 лет. Советская сеть цензуры радио была самой мощной в мире.

Вся информация, касающаяся радиопомех и использования соответствующего оборудования, считалась государственной тайной. Накануне летних Олимпийских игр 1980 года в Москве журнал «Олимпийская панорама» намеревался опубликовать фото с малозаметной башней помех, находящейся в Филиском районе. Несмотря на то, что на фото изображено общественное место, его допустили к публикации только после того, как из него вырезали башню.

Производство приемников с длинами волн короче 25 метров также контролировалось. Ресиверы с такими диапазонами в основном экспортировались и очень редко продавались внутри страны.

Обход цензуры

Самиздат, аллегорические стили, контрабанда и тамиздат (зарубежная публикация) использовались как методы обхода цензуры.

Например, с 1967 по 1982 год в Одессе функционировала подпольная библиотека, которой пользовались около 2000 читателей.

Советские диссиденты были активными борцами с цензурой. Самиздат был основным средством распространения информации. Аналогичной деятельностью занимались такие организации, как Московская Хельсинкская группа и Свободный межпрофессиональный профсоюз.

Были случаи литературных мистификаций, когда авторы составляли переведенный источник. Поэт Владимир Лифшиц, например, изобрел британского поэта по имени Джеймс Клиффорд, который якобы погиб в 1944 году на Западном фронте. Владимир публиковал стихи, которые, как он утверждал, были написаны Джеймсом Клиффордом, но на самом деле это были его собственные произведения.

Еще одним методом был так называемый «собачий метод». Соответственно, в произведение следует включить явно смешной и привлекающий внимание яркий эпизод. В итоге мелкие нюансы остались незамеченными. Таким образом, был сохранен фильм под названием Бриллиантовая рука после того, как режиссер Леонид Гайдай намеренно включил ядерный взрыв в конец фильма. Комиссия Госкино пришла в ужас и потребовала снять взрыв. После некоторого сопротивления Гайдай снял взрыв, а остальная часть пленки осталась почти нетронутой.

Одним из важных каналов информации были анекдоты. Этим народный фольклор часто выражает свое критическое отношение к власти и коммунистической идеологии. Политические анекдоты получили распространение в 60-70-е годы.

См. Также

Другой Восточный блок утверждает:

Список литературы
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 14:12:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте