Самиздат | |
Русский самиздат и фотонегативы неофициальной литературы | |
Русский | самиздат |
---|---|
Романизация | самиздат |
Буквальное значение | самопубликация |
Самиздат (русский : самизда́т, букв. «самоиздание») было формой диссидентская деятельность в Восточном блоке, в ходе которой люди воспроизводили подвергнутые цензуре и подпольные самодельные публикации, часто вручную, и передавали документы от читателя к читателю. Практика ручного копирования была широко распространена из-за того, что большинство пишущих машинок и печатающих устройств были изобретены и требовали разрешения на доступ. Эта массовая практика уклонения от официальной советской цензуры была чревата опасностью, поскольку суровые наказания применялись к людям, уличенным в хранении или копировании цензурированных материалов.
Владимир Буковский резюмировал это следующим образом:
«Самиздат: я сам пишу, сам редактирую, цензуру сам, публикую сам, сам распространяю и сам провожу за это время в тюрьме».
Этимологически, слово самиздат происходит от слова сам (русский : сам, «сам, самим собой») и издат (русский : издат, аббревиатура от издательство, издательство, издательство "), и, следовательно, означает" самоизданный ". В украинском языке есть похожий термин: самвидав (самвидав), от сэм - «я» и выдавництво, «издательство».
Русский поэт Николай Глазков придумал версию термина как каламбур в 1940-х годах, когда он напечатал копии своих стихов и включил примечание Самсебяиздат («Самсебяиздат», «Самсебяиздат») на первой странице.
Тамиздат относится к литературе, изданной за рубежом (там, там, «там»), часто из контрабандных рукописей.
Все пишущие машинки и печатные устройства советского производства были инвентаризированы, их типографские образцы собраны прямо на заводе и хранятся в правительственном справочнике. Поскольку каждая пишущая машинка имеет микрочастицы, которые индивидуальны в той же степени, что и человеческие отпечатки пальцев, это позволило следователям КГБ быстро идентифицировать устройство, которое использовалось для набора текста или печати. рассматриваемый текст, и задержать его пользователя. Однако некоторые восточногерманские и восточноевропейские пишущие машинки с кириллицей, в первую очередь Erika, были приобретены советскими гражданами во время поездок в соседние социалистические страны., пропустил процедуру взятия пробы и поэтому отследить его было труднее. Пишущие машинки западного производства, закупленные за границей и каким-то образом ввезенные или ввезенные контрабандой в Советский Союз, использовались для набора кириллического текста с помощью латинских символов. Для предотвращения захвата использовались обычные переплетные идеологически одобренные книги, чтобы скрыть запрещенные тексты внутри.
"Эрика" берёт четыре копии,. Вот и всё!.... А этого достаточно... "Эрика" берет четыре копии,. Вот и все!.... Но этого достаточно.
— Александр Галич на пишущей машинке «Эрика», обычно используемой для изготовления копий в российском самиздате.
Самиздатские копии текстов, таких как роман Михаила Булгакова Мастер и Маргарита или Очерк Вацлава Гавела Сила бессильных передавался среди верных друзей. Методы воспроизведения этих запрещенных текстов были разными. Несколько копий можно сделать с использованием копировальной бумаги вручную или на пишущей машинке ; на другом конце шкалы, принтеры мэйнфреймов использовались во время ночных смен для изготовления нескольких копий, а книги иногда печатались на полупрофессиональных печатных машинах в гораздо больших количествах. До гласности большинство этих методов были опасными, потому что копировальные машины, печатные станки и даже пишущие машинки в офисах находились под контролем Первого отдела организации (часть КГБ); справочные распечатки со всех этих машин хранились для последующей идентификации, если будет найдена продукция самиздата.
Самиздат отличается не только идеями и дебатами, которые он помог распространить на более широкую аудиторию, но и своей физической формой. Напечатанные вручную, часто размытые и морщинистые страницы с многочисленными опечатками и невзрачными обложками помогли отделить русский самиздат от западной литературы. Физическая форма самиздата возникла из-за простой нехватки ресурсов и необходимости быть незаметным. Со временем диссиденты в СССР начали восхищаться этими качествами ради самих себя: рваный вид самиздата резко контрастировал с гладким, хорошо продуманным видом текстов, переданных цензурой для публикации государством. Форма самиздата возобладала над выраженными в ней идеями и стала мощным символом находчивости и бунтарского духа жителей Советского Союза. Фактически, физическая форма самиздата возвела чтение самиздата в категорию ценных подпольных действий.
Самиздат возник из диссидентского движения в России интеллигенция, и большая часть самиздата ориентировалась на читательскую аудиторию российской элиты. Несмотря на то, что тираж самиздата был относительно низким, в среднем около 200 000 читателей, многие из этих читателей обладали культурной властью и авторитетом. Более того, из-за наличия «двойного сознания » в Советском Союзе, одновременной цензуры информации и необходимости поглощения информации, чтобы знать, как ее цензурировать, многие правительственные чиновники стали читателями самиздата. Хотя широкая общественность время от времени контактировала с самиздатом, большая часть населения не имела доступа к немногим дорогостоящим текстам самиздата, находящимся в обращении, и выражала недовольство строго цензурированными материалами для чтения, предоставляемыми государством.
Цель и методы самиздата могут контрастировать с целью концепции авторского права.
Самостоятельно издаваемая и самораспространяемая литература имеет долгую историю в России. Самиздат уникален для пост- сталинского СССР и других стран с подобными системами. Столкнувшись с властью цензуры полицейского государства, общество обратилось к подпольной литературе для самоанализа и самовыражения.
Первый полный текст Книгой, распространяемой как самиздат, был роман Бориса Пастернака 1957 года Доктор Живаго. Хотя в литературном журнале Новый Мир в 1954 году было опубликовано десять стихотворений из книги, через год полный текст был признан непригодным для публикации и поступил в самиздатский тираж.
Некоторые произведения, хотя и изданные на законных основаниях. государственных СМИ, их практически невозможно было найти в книжных магазинах и библиотеках, и они попали в самиздат: например, роман Александра Солженицына Один день из жизни Ивана Денисовича широко распространялось через самиздат.
В начале хрущевской оттепели в середине 1950-х гг. СССР поэзия стала очень популярной. Среди советской интеллигенции циркулировали произведения самых разных поэтов: известных, запрещенных, репрессированных, а также молодых и неизвестных. Ряд самиздатских изданий публиковали неофициальные стихи, в том числе московский журнал Синтаксис (1959–1960) писателя Александра Гинзбурга, Бумеранг Владимира Осипова (1960), и Феникс (1961), производства Юрия Галанскова и Александра Гинзбурга. Редакторы этих журналов были завсегдатаями импровизированных публичных поэтических чтений в период с 1958 по 1961 год на площади Маяковского в Москве. Собрания длились недолго, вскоре власти начали их преследовать. Летом 1961 года несколько участников митингов были арестованы и обвинены в «антисоветской агитации и пропаганде » (статья 70 РСФСР Уголовного кодекса ). положить конец большинству журналов.
Не все, что публикуется в самиздате, имело политический подтекст. В 1963 году Иосиф Бродский был обвинен в «социальном тунеядстве » и осужден за то, что он всего лишь поэт. Его стихи циркулировали в самиздате, и только четыре из них были признаны подходящими для официальных советских антологий. В середине 1960-х годов неофициальная литературная группа, известная как SMOG (слово, означающее по-разному: один умел, я делал это и т. Д.; В качестве аббревиатуры это имя также имело ряд интерпретаций) выпустила альманах Сфинксы (Сфински) и сборники прозы и поэзии. Некоторые из их произведений были близки русскому авангарду 1910-1920-х годов.
Показательный процесс 1965 года над писателями Юлием Даниэлем и Андреем Синявским, обвиненных в антисоветской агитации и пропаганде, и последующее усиление репрессий, ознаменовавшей конец оттепели и начало более суровых времен для авторов самиздата. Процесс был тщательно задокументирован в самиздатском сборнике «Белая книга» (1966), составленном Юрием Галансковым и Александром Гинзбургом. Оба писателя попали в число тех, кого позже арестовали и приговорили к тюремному заключению по делу, известному как Суд над четырьмя. В последующие годы содержание самиздата стало более политизированным и сыграло важную роль в диссидентском движении в Советском Союзе.
Самые ранние самиздатские периодические издания были недолговечными и в основном литературными: Синтаксис (1959–1960), Бумеранг (1960) и Феникс ( 1961). С 1964 по 1970 год коммунистический историк Рой Медведев регулярно публиковал «Политический дневник» (на русском языке «Политический дневник»), в котором содержались аналитические материалы, которые позже появились на Западе.
Самым старым и самым известным самиздатским периодическим изданием была А Хроника текущих событий (Хроника текущих событий). Он был посвящен защите прав человека путем предоставления точной информации о событиях в СССР. За 15 лет, с апреля 1968 года по декабрь 1982 года, было опубликовано 65 выпусков, все, кроме двух, вышли в английском переводе. Анонимные редакторы призвали читателей использовать те же каналы распространения для отправки отзывов и местной информации для публикации в следующих выпусках.
Хроники отличались сухим, лаконичным стилем и скрупулезным исправлением даже малейших ошибок. Регулярными рубриками были «Аресты, обыски, допросы», «Внесудебное преследование », «В тюрьмах и лагерях », «Самиздат», «Краткие новости» и «Преследование религии». Со временем были добавлены разделы «Преследования крымских татар », «Преследования и притеснения в Украине », «Литовские события» и т. Д..
Редакция "Хроники" утверждала, что в соответствии с действовавшей на тот момент Конституцией СССР 1936 года их публикация не была незаконной. Власти этот аргумент не приняли. Многие люди подвергались преследованиям, арестам, заключению в тюрьмы или были вынуждены покинуть страну за их участие в производстве и распространении «Хроник». Машинистка и первый редактор Наталья Горбаневская была арестована и помещена в психиатрическую больницу за участие в акции протеста на Красной площади августа 1968 г. против вторжения в Чехословакию. В 1974 году двух ближайших соратников журнала (Петра Якира и Виктора Красина ) убедили осудить своих коллег-редакторов и Хронику по советскому телевидению. Это положило конец деятельности журнала, пока Сергей Ковалев, Татьяна Ходорович и Татьяна Великанова открыто не заявили о своей готовности возобновить издание. После ареста и заключения их, в свою очередь, заменили другими.
Еще одним заметным и долгосрочным (около 20 номеров в период 1972–1980 гг.) Изданием стал отказник политико-литературный журнал «Евреи в СССР» (Еврей в СССР, Евреи в СССР). СССР), основанный и отредактированный Александром Воронелем, а после его заключения - Марком Азбелем и Александром Лунцем.
Конец 1980-х годов, ознаменовавшийся ростом неформальных организаций, ознаменовался новой волной самиздата в Советском Союзе. Активными в это время были публикации: «Гласность» (под редакцией Сергея Григорьянца ), «Экспресс-хроника» («Экспресс-хроника», под редакцией Александра Подрабинека ), «Свободное слово», от Демократического союза, образованного в мае 1988 г.), Левый поворот («Левый поворот», под редакцией Бориса Кагарлицкого ), Открытая зона («Открытая зона») Клуба Перестройка, Меркурий («Меркурий», под редакцией Елена Зелинская) и «Хронограф» («Хронограф», выпущенный рядом московских активистов).
Не все самиздатские течения были либеральными или явно противоположными советскому режиму и литературному истеблишменту. «Российская партия... была очень странным элементом политического ландшафта эпохи Леонида Брежнева - чувствуя себя практически диссидентами, члены Русской партии за редким исключением занимали довольно престижные официальные должности в мире. писателей или журналистов », - писал Олег Кашин в 2009 году.
Самиздат охватил широкий круг тем, в основном включая литературу и произведения, посвященные религии, национальность и политика. Государство подвергало цензуре различные материалы, такие как детективные романы, приключенческие рассказы и научную фантастику, в дополнение к диссидентским текстам, что привело к подпольной публикации самиздата, охватывающего широкий круг тем. Хотя большинство авторов самиздата ориентировали свои произведения на интеллигенцию, самиздат, помимо научных работ, включал и низкопробные жанры.
Хён-Мин Джу провел подробный анализ архива самиздата (Архив Самиздата, Архив Самиздата от Радио Свобода, спонсируемое Конгрессом США и запущенное в 1960-х годах, сообщило, что из 6607 материалов 1% были литературными, 17% националистическими, 20% религиозными и 62% политическими, отмечая, что, как правило, литературные произведения там не собирались, поэтому их 1% (всего 73 текста) не отражает их реальную долю тиража.
В первые годы своего существования самиздат определял себя как преимущественно литературный феномен, включающий распространение поэзии, классической неопубликованной русской литературы и известной зарубежной литературы ХХ века. Литература играла ключевую роль в существование феномена самиздата. После этого отказ СССР опубликовать эпический роман Бориса Пастернака Доктор Живаго из-за того, что он сосредоточен на отдельных персонажах, а не на благе государства, привел к последующей подпольной публикации романа. Тот факт, что «Доктор Живаго» не содержал откровенных заявлений о инакомыслии, подчеркивал неуклюжесть процесса государственной цензуры, которая привела к оттоку читателей от публикуемых государством материалов. Точно так же распространение известной работы Александра Солженицына о системе ГУЛАГа Архипелаг ГУЛАГ способствовало возрождению самиздата в середине 1970-х годов. Однако из-за того, что самиздат по определению противопоставил себя государству, самиздатские работы все больше фокусировались на нарушении государством прав человека, прежде чем перейти к политике.
Большинство текстов самиздата были политически ориентированы. Большинство политических текстов были личными заявлениями, обращениями, протестами или информацией об арестах и судебных процессах. Другой политический самиздат включал анализ различных кризисов в СССР и предлагал альтернативы правительственному подходу к событиям.
В самиздате не существовало единой политической мысли; скорее, авторы дискутировали с разных точек зрения. В дебатах доминировал Самиздат, написанный с позиций социализма, демократии и славянофильства. Социалистические авторы сравнивали нынешнее состояние правительства с марксистскими идеалами социализма и призывали государство выполнить свои обещания. Писатели социалистического самиздата надеялись придать социализму «человеческое лицо», выразив недовольство системой цензуры. Многие социалисты верят в потенциал реформ в Советском Союзе, особенно из-за политической либерализации, которая произошла при Дубчеке в Чехословакии. Однако вторжение Советского Союза в либерализующую Чехословакию в событиях «Пражской весны » разрушило надежды на реформы и поставило в тупик силу социалистической точки зрения. Поскольку государство оказалось не готовым к реформам, самиздат начал уделять особое внимание альтернативным политическим системам.
Машинописное издание журнала «Национальные границы и международное научное сотрудничество» Жореса Медведева.В рамках самиздата несколько работ были посвящены возможности возникновения демократическая политическая система. Демократический самиздат носил революционный характер из-за его заявления о том, что для реформирования государства был необходим фундаментальный сдвиг в политической структуре, в отличие от социалистов, которые надеялись работать в тех же основных политических рамках для достижения изменений. Несмотря на революционный характер авторов демократического самиздата, большинство демократов выступали за умеренные стратегии перемен. Большинство демократов верили в эволюционный подход к достижению демократии в СССР, и они сосредоточили свое внимание на продвижении своего дела по открытым общественным маршрутам, а не по подземным маршрутам.
В противовес демократическому и социалистическому самиздату, Славянофил самиздат объединил демократию и социализм как западные идеалы, не соответствующие восточноевропейскому менталитету. Славянофильский самиздат привнес в политические дебаты националистический взгляд на Россию и подтвердил важность культурного разнообразия и самобытности славянских культур. Самиздат, написанный со славянофильской точки зрения, попытался объединить СССР под общим видением славной истории русского самодержавия и православия. Следовательно, тот факт, что в СССР входили самые разные национальности и не было своеобразной русской истории, мешал славянофильскому движению. Поддерживая часто расистские и антисемитские взгляды на превосходство России, либо чистотой крови, либо силой русского православия, славянофильское движение в самиздате отталкивало читателей и создавало раскол внутри оппозиции.
Преимущественно православные, баптисты, пятидесятники, католики и адвентисты являются авторами религиозных текстов самиздата. Хотя циркулировало множество религиозных самиздатов, в том числе три буддийских текста, никаких известных исламских самиздатских текстов не существует. Отсутствие исламского самиздата кажется несовместимым с большим процентом мусульман, проживавших в СССР.
Еврейский самиздат активно выступал за прекращение репрессий против евреев в СССР и выразил желание для исход, возможность покинуть Россию на родину в Израиле. Еврейский самиздат поощрял сионизм. Движение исхода также затронуло более широкие темы прав человека и свобод советских граждан. Однако внутри еврейского самиздата существовал разрыв между авторами, которые выступали за исход, и теми, кто утверждал, что евреи должны оставаться в СССР, чтобы бороться за свои права.
крымские татары и немцы Поволжья также создали самиздат, протестуя против отказа государства разрешить им вернуться на родину после смерти Сталина.
Украинский самвидав выступил против предполагаемого превосходства русской культуры над украинской культурой и осудил насильственную ассимиляцию украинцев с русским языком.
В дополнение к Самиздат был сосредоточен на проблемах евреев, украинцев и крымских татар, авторы также отстаивали интересы многих других национальностей.
Ребра, «музыка на ребрах», «костные пластинки» или рентгениздат (рентген - со ссылкой на рентген, и -издат подразумевающий самиздат) были самодельными фонографическими записями, скопированными с запрещенных записей, которые были ввезены в страну контрабандой. Их содержание было западным рок-н-роллом, джазом, мамбо и другой музыкой, а также музыкой запрещенных эмигрантов. Они продавались и продавались на черном рынке.
Каждый диск представляет собой тонкий гибкий пластиковый лист со спиральной канавкой на одной стороне, воспроизводимый на обычном фонографе вертушке со скоростью 78 об / мин. Их делали из недорогого, доступного материала: использованной рентгеновской пленки. Каждый большой прямоугольный лист был обрезан в круг и индивидуально записан с использованием импровизированного записывающего токарного станка . Диски и их ограниченное качество звука напоминают серийные flexi disc и, возможно, были им вдохновлены.
Магнитиздат, реже, распространение звукозаписей на аудиокассетах, часто андерграундных музыкальных групп, бардов или лекций (магнит - имеется в виду магнитная лента ).
После того, как Bell Labs изменила свою лицензию UNIX в 1979 году, чтобы сделать распространение исходного кода незаконным, Lions в 1976 году книгу, содержащую исходный код, пришлось отозвать, но ее нелегальные копии распространялись годами.
Акт копирования книги Львов часто назывался самиздатом. На хакерском и компьютерном жаргоне термин самиздат использовался для распространения необходимых и труднодоступных документов или информации.
Хакерский журнал называет свои разрешения на распространение лицензией самиздата.