Двойное мышление

редактировать
Одновременное принятие двух противоречащих друг другу убеждений как правильных

Двойное мышление - это процесс индоктринации, при котором ожидается, что субъект примет явно ложное утверждение за истину или одновременно признает правильными два взаимно противоречивых убеждения, часто противоречащих его собственным воспоминаниям или чувству реальности. Двойное мышление связано с лицемерием.

, но отличается от него. Джордж Оруэлл изобрел слово двоемыслие (как часть новояза ) в своей антиутопии 1949 года роман Девятнадцать восемьдесят четыре. В романе его происхождение среди граждан неясно; хотя отчасти это могло быть продуктом формальных программ «промывания мозгов» Большого Брата, в романе явно показано, как люди учатся двоемыслию и новоязу благодаря давлению со стороны сверстников и желанию чтобы «вписаться» или получить статус в партии - чтобы считаться лояльным членом партии. В романе для кого-то даже признание - не говоря уже об упоминании - любое противоречие в контексте линии партии сродни богохульству, и может подвергнуть этого человека дисциплинарным взысканиям и немедленному общественному осуждению со стороны товарища по партии Члены.

Подобно многим аспектам антиутопических обществ, отраженным в трудах Оруэлла, Оруэлл считал двоемыслие характерной чертой советского стиля тоталитаризма, что отражено в этом заявлении выступление Иосифа Сталина :

Мы за отмирание государства, и в то же время мы выступаем за усиление диктатуры, которая представляет собой самую могущественную и могущественную из всех форм государства, существовавшие до наших дней. Высшее развитие власти государства с целью подготовки условий отмирания государства: это марксистская формула. Это «противоречиво»? Да, это «противоречиво». Но это противоречие - живое существо и полностью отражает марксистскую диалектику.

Содержание
  • 1 Происхождение и концепции
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
Происхождение и концепции

Согласно Девятнадцать восемьдесят четыре Джорджа Оруэлла, двоемыслие - это:

знать, а не знать, осознавать полную правдивость, рассказывая тщательно сконструированную ложь., придерживаться одновременно двух взаимно противоречивых мнений, зная, что они противоречивы, и верить в оба из них, использовать логику против логики, отвергать мораль, предъявляя претензии к ней, верить, что демократия невозможна и что партия является стражем демократии, чтобы забыть все, что нужно было забыть, затем снова вернуть это в память в тот момент, когда это было необходимо, а затем сразу же снова забыть, и, прежде всего, применить тот же процесс к самому процессу - это была высшая тонкость: сознательно вызвать бессознательное состояние, а затем, однажды айн, чтобы перестать осознавать только что совершенный вами акт гипноза. Даже для того, чтобы понять слово - двоемыслие - требовалось использовать двоемыслие.

Сила одновременного удержания в уме двух противоречащих друг другу убеждений и принятия их обоих... Умышленно лгать, искренне веря в них, забывать любую факт, который стал неудобным, а затем, когда это снова становится необходимым, вывести его из забвения на столько, сколько это необходимо, отрицать существование объективной реальности и все время принимать во внимание реальность, которую человек отрицает - все это обязательно нужно. Даже употребляя слово двоемыслие, необходимо проявлять двоемыслие. Ибо, употребляя это слово, человек признает, что вмешивается в реальность; новым актом двоемыслия стирается это знание; и так далее до бесконечности, при этом ложь всегда на шаг впереди правды.

Оруэлл объясняет, что Партия не могла защитить свою почти абсолютную власть, не унижая свой народ постоянной пропагандой. Однако знание об этом жестоком обмане даже внутри самой Внутренней партии могло привести к краху государства. Хотя «Девятнадцать восемьдесят четыре» наиболее известны тем, что партия постоянно наблюдает за повседневной жизнью, этот контроль означает, что население Океании - все, включая правящую элиту, но на практике в значительной степени исключая пролов - могло быть управляемым и управляемым просто путем изменения повседневной мысли и языка. Новояз - метод управления мышлением посредством языка; двоемыслие - это метод прямого контроля мысли.

Ранее в книге двоемыслие объяснялось как способность контролировать свои воспоминания, иметь возможность вручную забыть что-то, а затем забыть о забывании. Это демонстрирует О'Брайен в то время, когда Уинстона Смита пытают в конце книги.

Новояз включает двоемыслие, поскольку он содержит много слов, которые создают предполагаемые ассоциации между противоречивыми значениями, особенно это касается таких фундаментально важных слов, как добро и зло, правильное и неправильное, правда и ложь, справедливость и несправедливость.

Спрос на двоемыслие был особенно тяжелым для сотрудников отдела документации Министерства правды. Ответственность отдела заключалась в фальсификации исторических записей, даже недавних, путем перезаписи и удаления, чтобы партия могла поддерживать иллюзию того, что все, что она когда-либо говорила и делала, было совершенным и последовательным. Тем не менее, несмотря на их прямую роль в этом систематическом обмане, от этих же рабочих все еще ожидалось, что они поверят в самую недавно созданную версию истории или столкнутся с суровым наказанием в случае неудачи. Как показано в Книге Гольдштейна, само название Министерства является примером двоемыслия: Министерство Правды действительно занимается ложью. Другие министерства Первой взлетно-посадочной полосы имеют то же название: Министерство мира занимается войной, Министерство любви занимается пытками, а Министерство изобилия занимается проблемой голода. Три лозунга партии - «Война - это мир», «Свобода - это рабство» и «Невежество - это сила» - также являются примерами.

Более того, самообман двоемыслия позволяет партии поддерживать огромные цели и реалистичные ожидания:

Если кто-то должен править и продолжать править, он должен уметь искажать чувство реальности. Ибо секрет правления состоит в том, чтобы объединить веру в собственную непогрешимость со способностью извлекать уроки из прошлых ошибок.

Таким образом, каждый член партии может быть легковерной пешкой, но никогда не будет испытывать недостатка в соответствующей информации, поскольку партия фанатична и хорошо информирована. и поэтому маловероятно, что он «окостенеет » или «размякнет» и рухнет. Двойное мышление позволит избежать отношения «убить посланника », которое может нарушить структуру Командования. Таким образом, двоемыслие является ключевым инструментом самодисциплины для партии, дополняя навязанную государством дисциплину пропаганды и полицейское государство. Вместе эти инструменты скрывают зло правительства не только от народа, но и от самого правительства, но без путаницы и дезинформации, связанных с примитивными тоталитарными режимами.

Двойное мышление имеет решающее значение для того, чтобы позволить партии знать, каковы ее истинные цели, не отступая от них, избегая слияния эгалитарной пропаганды режима с ее истинной целью.

Парадоксально, но во время долгого и мучительного процесса, в котором главного героя Уинстона Смита систематически пытали и ломали, он рассматривает возможность использования двоемыслия как окончательного средства в своем восстании - позволить себе сознательно стать лояльным членом партии, позволяя себе ненависть к партии остается бессознательным присутствием глубоко в его разуме и позволяет ей снова всплывать в самый момент его казни, чтобы «пуля вошла в свободный разум», с которой Полиция Мысли не имела бы шанс вмешаться снова.

С 1949 года (когда было опубликовано «Девятнадцать восемьдесят четыре») слово двоемыслие стало синонимом облегчения когнитивного диссонанса за счет игнорирования противоречия между двумя мировоззрениями - или даже сознательного стремления уменьшить когнитивный диссонанс. Некоторые школы психотерапии, такие как когнитивная терапия, побуждают людей изменять собственные мысли как способ лечения различных психологических заболеваний (см. когнитивные искажения ).

«двоемыслие» Оруэлла также послужило вдохновением для часто используемого термина «двоякий язык », который сам по себе не встречается в книге. Были проведены сравнения между двусмысленностью и описанием политической речи Оруэллом из его эссе «Политика и английский язык », в котором «недобросовестные политики, рекламодатели, религиозные деятели и другие двоякие ораторы любого толка продолжают злоупотреблять языком ради манипулятивные цели".

См. Также
  • значок Портал романов
Ссылки
Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 14:09:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте